Да, восстановили. Но чтобы это сделать – надо, чтобы было из чего.
Архиепископ Бара был еще и примасом Сербии. Этот пост, среди прочих, занимал уже знакомый нам Андрия Змаевич – тот самый, в чьем перастском дворце, куда ваш автор не попала, легендарная библиотека.
Например, княжеский дворец (название - условное) пока не восстановлен:
Зато пороховые склады, сгубившие город, по воле реставраторов и иронии судьбы выглядят как конфетка:
- и называются лапидарием.
Примечательно, что многое хорошо сохранившееся/восстановленное - османской эпохи. В 1571 г. Бар заняли турки. Им даже в голову не пришло его дестроить, наоборот - много чего достроили. Естественно: место-то стратегическое. Тут вам и порт (раз Которщина не по зубам), и горы – шиш подойдешь, а главное, вся инфраструктура. Какой дурак будет рушить, когда разумней просто навести свои порядки? Даже Барбаросса предлагал испанцам мирно избавить от своего присутствия Кастельнуово, который он совсем не планировал разрушать.
А вот и образчики османской архитектуры. Центральная мечеть Омербашича:
Купол турецких бань:
Обратите внимание на стеклянные шары на крыше: через них в темную парилочку проникает солнечный свет, создавая под куполом волшебный эффект "1001 ночи". О, эти восточные гедонисты знают толк в наслаждениях для пяти органов чувств!
И конечно, османских же зодчих проект - Часовая башня (1753):
На часах истинное время: фото сделано в начале прогулки.
Минарет, вдохновленный кипарисами:
И еще много всего - полуразрушенный памятник нескольким эпохам:
В XIX в. Турция растеряла былую мощь, и на Балканах победило освободительное движение. Черногорцы получили обширное побережье, на котором отстроили новый Бар. А старый забросили. Теперь по древним улицам бродят туристы, ученые, реставраторы и те, без кого и жизнь не та:
Пламенно-рыжие, будто загорели на солнышке
А вокруг, как при Йоване Владимире, так же растут гранаты и дикий виноград...
Иду штурмовать Цитадель:
Слева виден знаменитый полуотвалившийся кусок - так сказать, внутренняя достопримечательность Цитадели:
Она послужила и во Второй мировой – здесь шли ожесточенные бои. С итальянцами:
Горы, горы…
Благодаря им Бар – стратегический пункт. Благодаря горным источникам воды (жизни) он зародился. А благодаря Гульельмо Маркони, отправившему в августе 1904-го с вершины здешней горы Волуица первое в мире беспроводное сообщение в Бари с первой на Балканах радиостанции, в Бар (уже новый) пришел хай-тек.
А сейчас к нему стремительно приближается вечер:
Мне пора уходить: не хочется ездить по горам в темноте.
Что ж, прогулка славная, хоть и немного скомканная. И с погодой повезло: при +4 в Баре, по ощущениям, гораздо теплей, чем в колодце-Перасте.
С грустью возвращаюсь из прошлого в наши дни:
Вокруг мало-помалу загораются фонари:
Вороны разлетелись, парковка почти пуста.
Макарунчик, увы, обломился. Что ж: повод для возвращения! Мне старый Бар очень понравился, а я еще кое-чего не разглядела. Непорядок! И руины св.Георгия не видела, и на Акведук поближе посмотреть не успела...
Еду через живой Бар:
Проезжаю церкви-новоделы и опять думаю, что правильно в них не зашла. Что в православную церковь, что в св. Петра. Воцерковленному – не важно, а я новых храмов не люблю: ибо ни атмосферы, ни истории.
Зато обожаю 3d-дорогу над морем! Нереально красивый адриатический закат. Фотографировать не могла, да и не передали бы снимки этих ощущений и красок. Закат – величественный, тихий, неспешный: такие бывают зимой. А там, вдали, на западе, за темным седеющим морем и пепельно-розовым горизонтом, - «родина». Штирлиц не был на ней третий год. Скупая слеза скатилась на руль, и мне даже почудилось, что Ярик на эмпатии снизил обороты.
Кстати о «родине» (Италия, как вы уже догадались). Между Бари и Баром по-прежнему есть (и будет в наступающем году: уже продают билеты) паромное сообщение! Если вы вдруг не знаете, в 2016 году оно прерывалось: паром Sveti Stefan, служивший 40 лет и 3 года, был-таки списан в утиль. На нем можно было сплавать в Италию без шенгена на один день, чем с радостью пользовались тысячи наших сограждан (пока двое судаков не остались нелегалами, понудив Италию прикрыть морские покатушки для россиян). Но черногорский бизнес такой особенный-национальный: нет бы на волне спроса отремонтировать и создать комфорт, так они гоняли туда-сюда старое корыто. Пользователи жаловались на убитые кабины – даже в "люксе" протекало из душа в комнату, и по всему парому воняло топливом. Ничего так условия на целую ночь в пути. На всеведущем Трипадвайзоре рейтинг Montenegro Lines – 2.0, ибо 60% пользователей поставили плохие оценки (45% - «ужасно»)!
Короче, весной 2017-го на место Sveti Stefan'а пришли конкуренты – Jadrolinija. Их паромы ходили (и ходят) в Италию из Хорватии. Карма такая у «венецкой албании»: Дубровник где-то рядом. Теперь с апреля по ноябрь (буквально вчера навигация закрылась на зиму) Jadrolinija гоняет из Бара в Бари паром с тролльским названием Dubrovnik. И настоящая Албания подтянулась: есть линия Бари – Дуррес. Кому из дорогой Италии в дешевую (и более теплую) Албанию - велкам.
Справа от трассы (какое-то время идут почти параллельно) - железная дорога. А знаете ли вы, что до 2013 года курсировал беспересадочный вагон Москва-Киевская – Бар (черногорский)? Лично мне вспомнился мем про суслика – «а он есть».
А знаете, какие у Бара города-побратимы? Бари – к гадалке не ходи: это не побратим, а родной старший брат. А в России? Есть, есть такой. Порт? Холодно. Большой город? Еще холоднее. Юг? Да нет, не теплей. Сдаетесь? Подольск))) Этот славный подмосковный город – член ассоциации «Породненные города», в 2004 году подписал с Баром Договор об установлении породнённых связей. «Ах, сколько нам открытий чудных…»
Тем временем розовая полоска горизонта почти растворилась в наступившей темноте. А я проезжаю Свети Стефан. До дома осталось каких-то 15 минут.