Чартерный круиз по Липарским (Эолийским) островам 07.2015

Вы арендовали яхту, катер, баржу не важно - с капитаном или управляли ей сами. Напишите свой отзыв о таком отдыхе здесь. Отзывы об отдыхе на воде. Отдых на яхте отзывы.

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Чартерный круиз по Липарским (Эолийским) островам 07.2015

Сообщение: #1

Сообщение ahoy » 14 авг 2015, 10:15

Итак, представляю Вашему вниманию небольшой отчет о недельном чартерном круизе по Липарским (Эолийским) островам. Статья, скорее всего, будет интересна начинающим яхтсменам, планирующим впервые посетить данный регион плавания. «Зелёному» шкиперу всегда полезно заранее знать, что может ожидать его незнакомых водах. Меня самого на этот круизный маршрут подвигло прочтение отзыва «Дневник нерадивого юнги…» на этом форуме. Здесь же постарался помимо общего описания путешествия, дать больше практически полезной для плавания информации.

«Липа́рские острова (иногда Эолийские) (итал. Isole Eolie) — группа островов в Тирренском море к северу от Сицилии. Все острова вулканического происхождения. На одноимённом острове до сегодняшнего времени постоянно активен вулкан Стромболи. На островах Липари и Вулькано встречаются фумаролы. К Липарским островам относятся: Липари, Салина, Вулькано, Стромболи и Стромболиккьо, Панарея, Филикуди, Аликуди и Басилуццо» (Википедия).

Чартерный круиз по Липарским (Эолийским) островам 07.2015

Начало маршрута было положено из Marina di Portorosa, которая расположена чуть западнее Милаццо (Milazzo) в городе Falcone. Можно было бы взять яхту и в Палермо, но переход от Палермо до островов и обратно отнял бы минимум два полных дня чартера, а их всего-то неполных шесть, поэтому решили, что лучше арендовать яхту в ближайшей к островам марине – Портороза.

Сильно загодя в чартерной компании Sailingsicily (http://www.sailingsicily.com) была заказана за 1510 евро яхта Beneteau Oceanis Clipper 393 "Asteria" 2003 года постройки с тремя отдельными каютами и двумя гальюнами. Вполне достаточно для семейной команды в 6 человек: капитан, два матроса женского пола и три юнги-девочки 11, 10 и 6 лет от роду.

Цель круиза:
1. спокойно отдохнуть на воде и, желательно, под парусом,
2. посмотреть красоты Эоловых островов и
3. не иметь никаких лишних проблем.

Самолетом долетели до Палермо. Две машины брали в аренду сразу в аэропорту в Еuropcar на весь срок отдыха 17 дней (по 287 евро), что вышло дешевле, чем брать такси до марины, и искать потом машину на оставшиеся 10 дней отдыха. Поздно вечером добрались до центра Палермо, переночевали в B&B. В первой половине дня субботы прогулялись немного по городу (Капелла Палатина – восторг, Кафедральный собор, улица Виттория Эммнуэле), и после обеда двинулись на арендованных машинах в Портороза.

Чартерный круиз по Липарским (Эолийским) островам 07.2015
Капелла Палатина.

Чартерный круиз по Липарским (Эолийским) островам 07.2015
Порта Нуова

Чартерный круиз по Липарским (Эолийским) островам 07.2015
Кафедральный собор

Поскольку на островах магазинов немного, там все дороже, и выбор крайне беден, то закупаться лучше заранее сразу на весь круиз, оставляя на покупки на островах только что-то скоропортящееся или оригинальное, например, свежепойманную рыбу-мечь (spada). Поэтому решили обязательно до отплытия посетить крупный магазин, и купить продуктов с таким расчетом, чтобы хватило прокормить вечно голодных юнг, и о походах в магазины на островах даже и не думать.

В принципе можно было бы сразу по дороге из Палермо заехать в крупный магазин, но для этого пришлось бы отказать себе в осмотре Палермо, а этого делать никак нельзя.

В итоге, пока мы приехали в Портороза, пока приняли яхту, оформили все формальности, время уже было к восьми вечера, а все магазины в округе закрываются не позднее девяти. Поэтому было принято решение не суетиться, а спокойно провести в марине следующий день, тем более что и в самой марине есть, где отдохнуть, а юнги очень хотели уже начинать купаться в море.

Чартерный круиз по Липарским (Эолийским) островам 07.2015
Вид на марину Портороза. Справа въезд и стоянка автомашин, в центре остров с ресторанами и магазинами.

Марина-ди-Портороза представляет собой минигород со своим большим отелем и множеством небольших двухэтажных домиков, частных или апартов. Есть свой продуктовый магазин, несколько ресторанов и много других развлечений. Магазин, правда, очень маленький, но там можно купить что-то срочное, если что-то забыли, и нет времени ехать далеко. Марина весьма живописная, рядом находится хороший песчаный пляж, и платный бассейн. Приехав на арендованной машине, ее можно оставить на стоянке у КПП. Хоть и не охраняемой, но вполне приличной (за неделю с двумя новыми машинами ничего не произошло). В принципе, можно загнать машину и на территорию марины, но это не приветствуется местным персоналом, и могут эвакуировать.

Закупать основательно продукты лучше всего в крупном супермаркете, например, Ipercoop в Parco Corolla рядом с Milazzo, что в 25 минутах езды от марины. Есть также магазин в городе Falcone, но он не очень большой.

По прибытии в чартерную компанию, оказалось, что наша «старушка» 2003 года где-то сломалась, и не «шмогла» прибыть в порт приписки вовремя. Поэтому чартерная компания предложила взамен другую яхту помоложе - 2008 года, но на пару футов меньше и с одним гальюном вместо двух. Мысленно перекрестившись, что заказанная первоначально яхта сломалась не на нас , мы решили согласиться на предложенный вариант - Beneteau Oceanis 37 под лаконичным названием "Acqu".

Приемка самой яхты была достаточно формальной, как, впрочем, и последующая ее сдача. Менеджер показал основные моменты: развернул паруса, как отдать и поднять якорь, завести двигатель, где основные датчики и тумблеры. Попросили дополнительные кранцы, принес только один, но большой. На предложение осмотреть подводную часть корпуса менеджер честно ответил, что они это не практикуют, а осматривать при возвращении будут только, если им поступит информация о возможных повреждениях. Позднее, через пару дней, когда нырял рядом с яхтой, я выяснил возможную причину нежелания менеджера лезть с камерой под воду – подводная часть лодки настолько заросла водорослями, что увидеть даже повреждения, не то, что царапины, было бы просто невозможно. Наверное, стыдно было за такое состояние лодки. Думается, именно по этой же причине не работал и лаг, а показания эхолота в кабине и кокпите отличались метров на десять. Также существенным минусом в подготовке яхты в чартер было полное отсутствие меток на якорной цепи, пришлось потом метить самому.

Следующий день был потрачен на поездку в магазин, купание в море, принятие солнечных ванн на пляжу, осмотр марины и осознание начала отдыха.

В понедельник утром, получив распечатку прогноза погоды в офисе марины, мы двинулись на север к первому из Эолийских островов – Vulcano (23 nm).
К сожалению, с нашим приездом весь ветер куда-то улетел, так что за всю неделю мы поднимали паруса только два-три раза, и то только в помощь двигателю, а не как самостоятельную силу тяги. Зато, с другой стороны, волнение на море было минимальное, а в последние пару дней и вообще волн не было, что женской части команды очень понравилось.

Еще перед выходом из Портороза мы позвонили в одну из марин на Вулкано - Baia Levante Marina (http://www.baialevante.it), выяснили, что есть место для швартовки. При подходе связались с мариной по рации. Нам было указано на швартовку с северной части понтона, что означало подход между берегом и понтоном и разворот в узком месте. Поскольку управляемость лодки была еще нами не опробована в полной мере (возможности потренироваться пока не представилось), то решили не рисковать, а подошли сначала кормой к фронтальной части понтона, приняли на борт сотрудника марины, и попросили его помочь со швартовой. Честно говоря, но и он не с первого раза поставил яхту в нужное узкое место. Но в итоге все швартовые были привязаны без происшествий, а оный сотрудник марины получил свои 5 евро за дополнительные труды. Пришвартовавшись, сходили к мастеру, и заплатили 50 евро за стоянку.

Надо сказать, что на островах для парусных яхт есть только две марины в классическом их понимании (на острове Липари это марина Pignataro и на острове Салина –Santa Marina Salina, http://www.portodelleeolie.com), т.е. защищенные молом от моря, имеющие душ, туалет и другие удобства. Все остальные места швартовки, хоть и называют себя маринами, на самом деле это, в лучшем случае, понтоны от берега в виде буквы Т или Г, или просто скопление швартовочных буев на мертвом якоре. Своего туалета, тем более душа, они не имеют, и даже если в лоции указаны эти удобства, не верьте.

Чартерный круиз по Липарским (Эолийским) островам 07.2015
Марина-понтон на Вулкано

Baia Levante Marina это понтон. Рядом метрах в ста-пятидесяти порт и пристань для паромов. От подходящих к пристани катеров и паромов может быть весьма существенная кильватерная волна. Но нам в этом смысле повезло, то ли в понедельник здесь не было больших паромов, то ли еще по каким причинам, но, даже не смотря на то, что мы стояли кормой к волне, нас особо не качало. В принципе, как нам потом показалось, гораздо удобнее, тем более в такую тихую погоду, было бы встать на якорь или на бочку в северной части бухты за пристанью, или в другой бухте в северо-западной части острова.

Чартерный круиз по Липарским (Эолийским) островам 07.2015
Вид с вулкана на бухты Вулкано.

Сам по себе остров оставил приятные воспоминания. Единственное неприятное - это запах сероводорода…

Посетили пляж с черным вулканическим песком на северо-западе острова (от нашей марины это всего лишь перейти пологий перешеек между двумя вулканами острова). Пляж хороший, чистый и удобный, но при нас одна женщина, купающаяся радом с нами, сильно обожглась о медузу, и мы ретировались на другой пляж, в бухте напротив, на котором в воде со дна бьют через фумаролы сероводородные пары.

Одну из самых ярких достопримечательностей острова – сероводородный пляж с лечебной грязью, мы обошли стороной, запах отбил все желание принимать грязевые ванны.

Чартерный круиз по Липарским (Эолийским) островам 07.2015
Сероводородные грязевые ванны

Вечером, когда начала спадать жара, рванули на вулкан. Подниматься тяжеловато (высота 800 метров), но это того стоит, только необходима удобная обувь. С высоты открывается захватывающий вид на все острова, и сам кратер впечатляет, а также обязательно нужно дождаться заката. Впечатления незабываемые, фотографии отличные.

Чартерный круиз по Липарским (Эолийским) островам 07.2015
Кратер на Вулкано

Чартерный круиз по Липарским (Эолийским) островам 07.2015
Закат над Фаликуди

Утром во вторник после неплотного завтрака отдали (точнее забрали, ведь свои же : ) швартовые, и пошли на остров Липари (Lipari).

Поскольку расстояние между островами всего несколько миль, то увеличили маршрут, обогнув Липари с запада, посмотрели красоты острова с моря.

Чартерный круиз по Липарским (Эолийским) островам 07.2015

Чартерный круиз по Липарским (Эолийским) островам 07.2015

На северо-восточной части острова, у мыса Cappo Rosso, бросили якорь, немного поплавали. Белые (пемзовые) скалы и песок в этом месте дают небывалый лазурный цвет морю.

Чартерный круиз по Липарским (Эолийским) островам 07.2015

Чартерный круиз по Липарским (Эолийским) островам 07.2015

Однако, поднявшееся ни с того, ни с сего волнение на море, не позволило остаться здесь на обед, и насладиться вволю окружающей красотой, поэтому снялись с якоря, и двинулись к месту швартовки.

Еще перед выходом с Вулкано по нашей просьбе харбормастер созвонился с одним из понтонов на Липари, и договорился о нашей швартовке. Поэтому, войдя в бухту, мы сразу связались с нужным понтоном по рации. В принципе, мест было достаточно и на других понтонах, и можно было даже выбирать к какому понтону подходить. Швартовка прошла без проблем, но в этом месте нашего размера яхты ставят боком к волне, идущей от паромов.

На понтоне зачем-то был поднят российский и белорусский флаги, хотя из всех славян в этот вечер на понтоне были только мы, а местный пожилой служащий, узнав, что мы из России, сразу приветствовал нас фразой: «Здравствуй, товарищ!». Стоянка обошлась в те же 50 евро.

В отличие от Вулкано, на Липари кильватерная волна как раз дала нам «прикурить». Если были 15-20 минут спокойствия, то мы считали это за чудо. Болтало серьезно весь день до позднего вечера, и с утра рано опять началось. На Липари есть закрытая марина – Пигнатаро, но стоимость ее в этот период на нашу лодку 120 евро, и находится она в двух километрах от центра. Причем, как нам показалось на месте, мол в марине хоть и защищает от волнения с моря, но от кильватерной волны, идущей сбоку, не совсем. Хотя там, наверное, болтанка меньше, просто потому что это дальше от причалов паромов.

Чартерный круиз по Липарским (Эолийским) островам 07.2015
Вид на старый город на Липари

Липари оставил очень приятное впечатление. К сожалению, пляжей в этой части острова нет. То есть, какие-то куски берега между понтонами для спуска к воде есть, но хорошего пляжа здесь не оказалось. Зато город, особенно старый город, на горе’, красивый, колоритный. Жаль, что осматривали его в основном после заката, уже в темноте.

Утром, в рыбной лавке, недалеко от нашего понтона, мы купили свежую рыбу-мечь – 12 евро за кило, изумительно вкусная рыба, а также в овощной лавке – большооой арбуз, самый вкусный в этой поездке!

Далее нам предстоял самый интересный период нашего путешествия, а именно осмотр действующего вулкана на Стромболи. С моря наблюдать извержение вулкана лучше всего ночью. Днем видно лишь дым и камни, скатывающиеся по склону. Ночью же на фоне черноты неба извержение предстает во всей красе, вырываясь из кратера яркими огнями. Как правило, яхтсмены встают на якорь у небольшого острова Панарея, а под утро затемно выходят в сторону Стромболи. К сожалению, у капитана не было большого опыта ночных плаваний. Да и вставать потом на якорь в темноте у Стромболи нам показалось сложней, чем сниматься. Поэтому решили сделать наоборот: прийти к Стромболи вечером, бросить якорь, а под утро сняться, и в утренних сумерках наблюдать извержение с воды. Так и сделали.

Утром в среду вышли из бухты Липари, и пошли сначала к небольшому острову Панарея (Panarea) (12 nm), что лежит на полпути к Стромболи. Сам по себе остров мы не предполагали посещать. Судя по отзывам, на нем ничего особенного, кроме богатых вил, нет. Но покупаться в чистых водах бухт острова мы должны были обязательно. Подойдя к острову, мы встали на якорь в бухте Caletta dei Zimmari, что с востока от Cala Junco. Чистая бухта с небольшим пляжем. Спустили на воду тузик, и поплыли на пляж, точнее в тузике поплыл капитан и шестилетняя юнга, не умеющая еще самостоятельно плавать, а остальная часть команды своим ходом, т.е. вплавь. Искупавшись и позагорав, отобедали на борту, после чего подняли якорь, и пошли уже к Стромболи (17 nm). Попутный ветер позволил поднять парус, но без мотора скорость падала до трех узлов, что было недопустимо, т.к. на Стромболи надо было прийти засветло.

Подходя к Стромболи, обошли его с севера, посмотрели извержение днем. При дневном свете виден черный и светлый дым, а также камни летящие вниз по склону вулкана.

Марины на Стромболи нет, по описаниям в северной части острова должны были быть швартовочные буи, но на деле их не оказалось. Мы встали на якорь на северо-востоке острова у San Vicenzo. Яхт было не очень много, поэтому мы смогли без проблем подойти поближе к берегу, и бросить якорь на глубине 7 метров. Сложность состоит в том, что у Стромболи очень отвесный берег, уходящий под водой практически по 45 градусов вниз. Поэтому, пожалуй, единственное место, где можно встать на якорь это в районе San Vicenzo на северо-востоке острова, причем и оно достаточно узкое.

При подходе к Стромболи обратили внимание на множество поплавков с сетями у берега. Зацепить такую на фальшкиль или, того хуже, намотать на винт, категорически не желательно. Поэтому надо быть внимательным, особенно ночью.

Сам остров и море вокруг создают несколько гнетущее впечатление. Во-первых, это черный цвет скал с малой растительностью, причем местные жители строят на них белые домики, что еще больше подчеркивает их мрачный цвет. Во-вторых, цвет скал под водой дает такой же черный цвет и морю. В общем, Мордор какой-то. Но закат был красивый.

Море было спокойное, без волн совсем, только один раз накатили, просто ниоткуда, три крупные волны, качнув так, что все похватались за что попало, чтоб не свалиться. Откуда взялись эти волны, и почему их было только три, одна за другой с периодом в несколько метров, непонятно. Ни катеров, ни чего-либо еще, способного их вызвать, поблизости не было.

Поужинав, легли спать пораньше, поставив будильник на 4 утра.

Встав раненько, собрались, и, пока дети еще спали, снявшись тихо с якоря, двинулись к зоне извержения вулкана. За нами тут же пристроилась еще одна яхта, наверное, так ей было легче найти дорогу во тьме Мордора : ). В принципе глубины и отсутствие опасностей не представляло проблем для ночного плавания, а почти полная луна только способствовала, и единственной опасностью были как раз сети. Поэтому мы отошли от берега на глубину более 100 метров, где сети уже не поставишь, и пошли к северо-западной части острова, где каждые 15-20 минут должен был извергаться вулкан.

Первое извержение мы увидели неожиданно еще на подходе, когда кратер был от нас на пеленге где-то 220, сразу разбудили детей. Пройдя полностью весь западный берег, мы, к сожалению, так и не увидели такого же яркого извержения, только всполохи неба пару раз. Очевидно, сам кратер и скалы вокруг расположены так, что, если извержение небольшое, то его видно не из любой точки около острова. Экскурсоводы на Липари сказали нам, что иногда извержения вообще бывают без огня. Мы вернулись на то же место, где видели первый раз извержение, и наши ожидания были вознаграждены.

Насмотревшись на красочное зрелище, взяли курс обратно к Панарее. Команда спустилась в каюты досыпать, а капитан остался на вахте встречать восход.

Чартерный круиз по Липарским (Эолийским) островам 07.2015
Восход над дымящимся Стромболи

К Панарее подошли рано, около семи утра, встали на якорь в той же бухте, вода в которой в это время была еще чище и прозрачнее. Пятиметровая глубина просматривалась как на ладони. Нашу цепь на дне тут же облепили рыбки камбала, как будто она была медом намазана. Проплыло мимо несколько других больших рыб. Матрос (и, по-совместительству, кок) Елена, как только управилась с отдачей якоря, сразу бросилась в чистейшие воды Тирренского моря, а капитан в каюту отсыпаться : ).

Немного постояв в бухте, позавтракав, пошли к последнему запланированному в нашем путешествии острову – Салина (Salina) (10 nm).

На Салине нет закрытых бухт, где модно было бы спокойно встать на якорь, нет понтонов, и, пожалуй, единственное место, где можно безопасно пришвартоваться на ночь, это Santa Marina Salina. Подошли, связались по рации, вошли, пришвартовались. У каменного мола ставили только большие суда, наверное потому что мол достаточно высокий. Нас поставили на понтон напротив. Т.к. от моря марина защищена молом, то волнение отсутствовало полностью. Стоимость стоянки 100 Евро. В марине есть туалет и душ, весьма чистые. У офиса марины wifi, пароль к которому можно получить у сотрудников марины. Здесь же можно встать и на временную дневную стоянку. Стоимость временной стоянки с заправкой водой и зарядкой батарей – 20 евро, при этом можно также пользоваться туалетом и душем.

Чартерный круиз по Липарским (Эолийским) островам 07.2015
Яхта "Acqu" в Santa Marina Salina

Салина ничем особо не запомнилась, хотя надо отметить, что остров очень зеленый. Пляж - крупная галька, а в море у берега было много медуз, которых выкидывало на берег пачками. Поскольку это уже был не первый из осмотренных нами вулканических островов, то, побродив вечером по улочкам, мы не были чем-то особенно удивлены или очарованы. Рестораны достаточно дорогие, а учитывая итальянскую coperta по 2 евро с носа, зайти куда-нибудь, чтобы просто перекусить пиццей, становится уже неинтересным. Поэтому мы взяли в одной из пиццерий три пиццы на вынос, и устроили себе пир на борту.

Утром в пятницу вышли из марины и двинулись в обратный путь, домой, к порту приписки. По условиям чартера яхту надо было вернуть до 17 часов пятницы.
Обратный путь (28 nm) был неспешным и приятным. При попутном ветре подняли парус. Ветер был слабый, поэтому парус был скорее для эстетического удовольствия и тени ради, ну и немного в помощь двигателю для экономии горючего.

По дороге два раза останавливались в открытом море, чтобы искупаться. Первый раз, не спуская парусов, легли в дрейф, но яхту немного сносило ветром, поэтому купающимся бросили плавающий канат. Второй раз, уже спустив паруса, когда ветер совсем стих, и яхта практически не двигалась в отсутствие ветра, задали с двух кормовых уток длинный плавающий швартов кругом, так что получился своего рода бассейн. И в нем купались даже дети (те, что плавать умеют, конечно). Чистая, изумрудная, теплая вода – настоящее наслаждение. Главное гнать от себя мысль, что вниз по прямой больше полукилометра воды .

Чартерный круиз по Липарским (Эолийским) островам 07.2015
«Полундра: Капитан за бортом!»

Зашли в марину Портороза около четырех, справа сразу заправка (лодку надо сдать с полным баком), при швартовке лагом команда немного растерялась, швартовка лагом не была отработана так хорошо как кормой, да, к тому же, и швартовые дают с берега, а не принимают с борта. Но, в общем, все равно справились неплохо. Залили бак до полного, около 40 литров горючего на 65 евро. Потом отошли от заправочного причала, и тихо кормой по марине до своего места швартовки. Там нас уже ждали сотрудники чартерной компании.

Чартерный круиз по Липарским (Эолийским) островам 07.2015
Юнга-Алиса приготовилась страховать при швартовке нос яхты круглым транцем.

Чартерный круиз по Липарским (Эолийским) островам 07.2015
Вход в марину.

Яхту приняли у нас достаточно быстро. Подписали документы. Депозит нам с карты обещали разблокировать через неделю, но получили мы его назад только через 27 дней. Лучше, наверное, оставлять депозит наличными, забрал потом, и порядок, больше не волнуешься.

Мне понравился подход к возвращению на базу на соседней с нашей яхте. Команда 7-8 мужичков-немцев на 50-ти футовой красавице пришла через полчаса после нас. Пока половина команды начинала швартовку, другая половина уже накрывала праздничный обед, и когда завязывались последние швартовые, на столе уже стояло холодное как лед кампари .

У нас такой организации не было, да и поиздержались мы в дороге провиантом, так что нам пришлось сначала дойти до машин на стоянке, съездить в магазин в ближайшем городке Falcone, прикупить продуктов для прощального ужина, и уже вечером мы отпраздновали нашу окончательную швартовку.

Утром в 0830 сошли на берег, загрузили вещи в машины, и поехали на юг Сицилии через Этну. Но это уже другая история - сухопутная.

Вывод:

Липарские острова - очень хороший район для начинающего яхтсмена. Значительные глубины, отсутствие незаметных подводных опасностей (те немногочисленные подводные скалы и камни, что есть, хорошо обозначены на картах, и их хорошо видно днем, поскольку все выходят также и над водой), несколько недалеко стоящих друг от друга островов, между которыми можно планировать различные по сложности маршруты, необычная природа вулканических островов, все это должно привлекать к отдыху на яхте в этом районе. По описаниям есть проблема с частым отсутствием ветра в период июля-августа. Но, с другой стороны, отсутствие ветра и волнения на море позволяет безопасно становиться на якорь в очень разных и неожиданных местах. Наиболее предпочтительное время для чартера, на мой взгляд, это период с середины июня – до середины июля. Уже достаточно тепло, в июле даже жарко, еще дуют иногда ветра, и нет огромного потока яхтсменов из Европы, в первую очередь самих же итальянцев, у которых с 15 июля начинается период массовых отпусков.
Так что, категорически рекомендую посетить Липарские острова на борту парусной яхты!
ahoy
новичок
 
Сообщения: 13
Регистрация: 21.08.2014
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 6 раз.
Возраст: 54
Страны: 15
Отчеты: 3
Пол: Мужской
путешествие на яхте отзывы

Re: Чартерный круиз по Липарским (Эолийским) островам 07.2015

Сообщение: #2

Сообщение Гость » 24 ноя 2015, 18:42

Хороший подробный отчет!

Да, места там изумительные. Тоже там были в 2011 году.

Жалко что вы на Стромболи не подымались на вулкан.
Гость

 




Список форумовВиды туризма: Круизы, Горные лыжи, Дайвинг, Рыбалка и Охота, Тематические поездкиЯхты, катера, хаусботы, катамараны, байдарки - отдых на водеОтзывы об отдыхе на яхте катере лодке. Отдых на воде.



Включить мобильный стиль