В конце 80ых, когда смог позволить себе поездки за границу, первым был, естественно, средиземноморский круиз, вот после него и до сих пор преследует мысль об автономном, т.е. лично мною контролируемом круизе.
По поводу кругосветки на грузовом судне мягко говоря советую не заморачиваться. Паспорт моряка, конечно, можно вырулить в одной из многочисленных крюинговых компаний/фирм во множестве расплодившихся по припортовым городам, попасть на судно следующее подходящим для Вас курсом теоретически очень сложно (вполне возможно, что простояв на рейде две недели в ожидании очереди под разгрузку или окончания забастовки докеров грузофрактователь направит судно совсем в другую от запланированной сторону), но судя по форуму возможно за 10 килобаксов(!). Да и то - чем Вы займётесь на пароходе? Будете ходить по вахтам и мешать людям работать или совершать 3-4х часовые вылазки в суперурбанизированные портовые города по курсу следования?
А вот яхтенные круизы очень даже имеют место быть. Особенно если вырулив паспорт моряка Вы попали на яхту в качестве члена экипажа (т.е. внесены в судовую роль). Это может быть должность необученного матроса (есть такая), кока, юнги, дока, радиста и т.д. Мало того, сесть на свою яхту, а равно как и покинуть её борт Вы можете в любой точке мирового океана (обладателю паспорта моряка шенгена да и прочих виз не требуется).
Однажды меня с супругой (кстати жёнам моряков, если они согласны следовать с супругом паспорт моряка выписывается автоматически на основании судовой роли в которую вписан муж) пригласил в круиз к Островам Зелёного Мыса владелец яхты, который для минимизации расходов набирал пассажиров. Но реализоваться может быть единственному шансу в жизни не судилось - так и не удалось убедить супругу в полной безопасности предприятия (хотя, например, страховые ставки на яхты одни из самых низких). А ведь так далеко зашло... Уже детально прорабатывался маршрут. Кстати на основании этого могу информировать интересующихся, что в летний сезон на европейской части Средиземноморья как в часы пик на улицах больших городов. Очень тяжело найти свободное якорное место в бухтах (особенно греческих островов) и швартовочное в маринах, дорог яхтенный сервис. Можно просто арендовать яхту с/без шкипера/экипажа. Особо гуманны в этом плане цены у турок.
Могу об этом говорить бесконечно, но самому не нравится читать пространные размышления да и захекался уже долбить одним пальцем.