Планируем ехать в начале августа, весь маршрут может занять минимум 8 дней. Строгих ограничений по времени и маршруту не строим, будем ехать как получится.
Нам хотелось съездить в два национальных парка Монголии (Гурван Сайхан и Горхи Тэрэлдж) а также пару дней в Улан-Баторе, просто отдохнуть посмотреть смену природных ландшафтов с севера на юг, вкусно поесть, без экстрима.
Маршрут получился такой: Иркутск – Кяхта – Улан-Батор – Даланзадгад – НП «Гурван Сайхан» - Гурвантэс – и самая западная точка в парке ущелье «Хэрмэн Цав» и соответственно обратно с остановкой в Улан-Баторе с заездом в парк Горхи Тэрэлдж всего около 4 000 км.
примерный маршрут
так мы ехали в Гоби
Ехать планировали по обычным дорогам. Нас всего четверо, берем минимум вещей, чтобы не перегружать машины.
Итак краткая подготовка, автомобили обычные городские Хёндэ Санта Фе и Тойота Харриер, вся подготовка авто свелась к тому чтобы заменить стучащие детали и проверить колеса. На Харриер ставим новую резину, по одному баллону берем с собой, плюс есть штатная запаска.
Из тур оборудования берем с собой газовую плитку, 2 палатки, канистры для воды, фонари, преобразователь на 220, переноску с лампочкой, надувные матрасы, автокомпрессор, походную еду на несколько ночевок, посуду, лопату, 2 доски, трос, веревку, некоторые инструменты на всякий случай, ну и, в общем это все. Монголия все же не Луна и там есть города и сервис.
Из навигационного оборудования есть навигатор Навител в который я загрузил треки отсюда Mongolia2014.gpx http://barmer.dyndns.org/images/270/Mongolia2014.gpx,
они были нужны для ориентирования в самой западной части маршрута, где дорога совсем не очевидна, также я распечатал нужные листы атласа автодорог Монголии на монгольском языке, это все, буклеты НП планировал купить в Даланзадгаде.
Выезжаем из Иркутска 7 августа после обеда, в планах было пересечь к ночи границу или заночевать в Кяхте у родственников, но из-за плотного трафика до Кяхты доехали только в 23 часа, и решили остаться до утра у родственников, за день прошли 670 км.
Днем было очень жарко +38 градусов, везде лесные пожары.
Мы взяли с собой 50 литровую канистру для питьевой воды, которую заполнили там и пару 10 литровых для хознужд, которые мы заполняли в Монголии. В Кяхте заправились дешевым Российским топливом по 34,5 руб. дизель и 35,6 руб. 92 бензин.
На КПП Кяхта мы потратили больше 4 часов, приехали в 8 выбрались только после обеда, машины почти не проверяют, но зато много времени тратится на всякую таможенную бюрократию и очереди.
В Алтан-Булаке меняем немного денег, курс 31 тугрик за рубль, как оказалось, это был самый лучший курс обмена. Далее был даже 28, так скоры мы станем самыми бедными в мире.
Монгольская страховка на машины обошлась в 63000 туг., более 2000 руб.
Едем по автодороге Алтан-Булак – Улан-Батор, качество дороги среднее, примерно как Улан-Удэ – Кяхта. На дороге есть 3 шлагбаума, где берут дорожный сбор в 500 туг, в одном даже 1000 туг.
Дорога Алта-Бугак – Улан-Батор
В Дархане мы остановились купить симки для связи. Оператор Мобиком стоит 10000 туг, 5000 на уже на балансе, звонок в Россию стоит 500 туг. местные звонки и интернет совсем не дорого.
Улицы Дархана
В целом общение с монголами нормальное на смеси монгольского и бурятского, хорошо, когда тебя понимают в другой стране. На обед мы обычно останавливались в кафе (цайны газар). В Монголии цены на еду пока еще не высоки и, как правило, порции большие и много вкусного мяса. В среднем на 4 чел. получалось от 15000 до 25000 туг, в ресторанах 40-50 тыс.
По дороге мы заехали в Улан-Батор, хотели поменять еще денег, но так и не нашли работающий вечером банк, а в центр города несмотря на субботу были длинные пробки. Впечатлят количество автомобилей на улицах Улан-Батора, здесь проблема с пробками еще больше чем Иркутске.
При таком количестве машин движение там уже стало как в больших азиатских городах, и видимо в Иркутске через несколько лет будет так же.
Улан-Батор
Около аэропорта мы заправляемся уже по монгольским ценам, литр ДТ 1800 туг - около 60 руб, бензин немного дешевле, дальше на юге будет еще дороже.
Треть легковых автомобилей в Монголии состоит из Тойоты Приус разных годов выпуска, видимо все бэушные гибриды из Японии привозят сюда. За городом в основном Ландкруизеры и прочие японские джипы. Уазовские буханки почти исчезающий вид.
Качество топлива и алкоголя в Монголии отличное, по крайне мере нам нигде не попалась подделка.
Из Улан-Батора едем на юг в сторону города Зунмод (сто деревьев) и правда около города все склоны поросли лесом, дальше на юг будет только степь.
Дорога здесь имеет небольшой разрыв около 5 км , т.е.её просто нет, только много колей в степи. Странно, почему её не достроили на этом участке, возможно, это связано со строящимся рядом новым Улан-Баторским аэропортом.
Дальше начинается новая дорога, более 500 км идеального качества, почти без поворотов, средняя скорость на ней была 130 км в час, если бы не домашний скот, наверное, можно ехать 200 км в час.
Дорога Улан-Батор – Даланзадгад
На ночевку встаем в степи, отъехав от дороги полкилометра в ложбину. Красота, кругом зеленая степь. За день проехали немного около 400 км, предполагал доехать до Даланзадгада, но трафик около Улан-Батора очень плотный, так скоро каждый монгол будет иметь автомобиль.
первая походная ночевка
Утром едем в центр аймака Умнеговь город Даланзадгад, это обычно стартовая точка всех поездок по Гоби, здесь есть аэропорт, много туристической инфраструктуры.
На въезде все машины проверяет дорожная полиция, им интересны Российские права, точнее, почему они у нас разные.
Центральная площадь в Даланзадгад
торговый центр
цены средние для Монголии
Китайское блюдо
Время обеденное, немного жарко +32 обедаем в местном кафе, меняем деньги курс 28,9. Погуляли по центру города, походили магазинам. Познакомились с хозяином супермаркета, которого зовут Гамбат, он кстати хорошо говорит по-русски, у него мы набрали воды и обещали к нему заехать на обратном пути.
Топливо здесь дороже, дизель 1910 туг 66 руб., 92 по 1890., но выбора нет, заправки есть во всех городах и поселках, и все они азиатского типа, управляются оператором на самой колонке, он же берет плату, даже не надо выходить из машины.
На сегодня у нас план заехать в национальный парк «Гурван Сайхан» (три красы) и первое место здесь Ёлын Ам (Орлиное ущелье). После Даланзадгад идет такая же идеальная трасса примерно еще 40 км, дальше идет стройка, а рядом временная гравийная дорога вполне приличного состояния.
Плакат на выезде из города показывает этапы стройки этой дороги, думаю, что через лет 5-7 они достроят дорогу до Гурвантэса, около 300 км на запад.
Стройка будет весь год
В Ёлын-Ам ведет грунтовая дорога около 15 км от трассы, к сожаленью на трассе нет указателя на это место, но можно спросить у проезжающих машин.
Это место известно, тем что здесь за зиму в ущелье нарастает огромная наледь и почти не тает все лето. Но это лето было жарким и наледь в августе почти растаяла.
Аншлаг при входе показывает чего нельзя делать, вход 3000 для иностранцев.
Начало тропы
Пищухи путаются под ногами
Через все ущелье течет чистый ручей
Наледь
Здесь очень много туристов из разных стран, на входе можно взять на прокат коня с сопровождающим 3000 туг, и купить сувениры ручной работы.
Пешком идти примерно 2,5 км по узкой долине и ущелью.
Вышли мы из ущелья последними, уже начинало темнеть, и мы встали на ночевку в сухом русле недалеко от въезда, проехали за день 570 км в основном по асфальту.
Вторая ночевка
Утром мы доехали до поселка Баяндалай, здесь мы набрали на воду на водокачке.
Дальше наш путь лежит к местности «Хонгорын элс» (поющие пески), дорога кончилась, началась монгольская дорога. Выбираем колею по вкусу и едем, скорость от 30 до 70 км в час, очень часто крупная гребенка, местами колея. Монголы на Крузаках по такой дороге просто летят над гребенкой с шумом обгоняя нас.
У нас нет собой тележки с колесами, так что нам приходится ехать осторожнее, такая дорога не дает расслабляться.
После обеда мы подъехали к главному кемпингу в этих местах Gobidicovery, здесь мы узнали про дорогу через пески, в кемпинге есть визитный центр с магазином сувениров, приличный ресторан, но почему-то без меню, нормальные туалеты и душевые, размещение в юртах.
Здесь мы накупили буклеты, карты, сувениры, зависли в ресторане, на улице накрапывал дождик, так что мы его комфортно переждали.
Почему то рогатый верблюд
Приличный и не дорогой ресторан
Затем мы поехали к пескам, там есть дорога слева от входа в кемпинг, она идет по долине через речку к площадке, где можно оставить машину и пойти пешком по дюнам.
Там провели остаток дня, вечером мы были все липкие от песка и решили помыться в этой речке, но увидев воду, мы погнали к ближайшим юртам. Там был небольшой кемпинг с нормальным душем и туалетом, там мы и остались на ночевку 30000 туг. за гэр (юрту) на четверых. Душ 6000 туг. Еще там есть кухня.
Познакомились с хозяином, его зовут Дордж, он живет в рядом в Севрее и летом здесь ставит свой кемпинг из семи юрт, как он сказал, восьмая улетела во время урагана (шурган).
Он как многие монголы постарше немного говорит по-русски, еще он нас угостил сушеным верблюжьим мясом.
За этот день мы проехали только 170 км. по степи.
На следующий день мы поехали по дороге через пески в строну поселка Севрей, здесь я выбрал не правильную дорогу и мы поехали по степи усыпанной большими камнями, скорость была около 10-20 км в час.
В поисках дороги
Мираж в степи
На въезде в Севрей сум
На лево поедешь, попадешь в Баяндалай, направо поедешь попадешь в Гурвантэс, указатель бы здесь не помешал.
Нам направо…