Предварительно составленный маршрут: АА - Бахир-Дар (с поездкой на водопады Голубого Нила) - Гондэр (с однодневной поездкой на джипе в Симиенские горы) - Лалибела - Аксум (с поездкой на минибасе в Дебре-Дамо) - АА. Первые 2 переезда (в Бахир-Дар и Гондэр) на минибасе, остальное - на самолёте по предварительно купленным билетам. Карта:
Валюта: быр. Курс: 1 быр > 2 рубля, 1 доллар США = 13,3 быра.
Солнце в Эфиопии восходит примерно в 06:30, заходит тоже примерно в 06:30. И так круглый год. Зимой время совпадает с московским, летом на час отстаёт. Местные довольно часто пользуются временем от восхода солнца (06:00) - то есть 06:00МСК = 12:00 местного. Во многих гостиницах и учреждениях так настроены часы.
Уровень преступности, по ощущениям, довольно низкий.
Страна очень бедная. По уровню ВВП на душу населения - 213 место из 230 (у нас - где-то 75-ое). Большая часть из 80-миллионного населения живёт в сельской местности и неграмотна. Очень любят попрошайничать. При этом Эфиопия - единственная страна в Африке, которая не была колонизирована европейцами, не считая непродолжительной оккупации итальянцами во время Второй Мировой Войны. Очень горды этим фактом.
По вероисповеданию больше примерно половина эфиопов - православные. Одна из первых стран, принявших христианство. В русскоязычной терминологии Эфиопская Православная церковь относится к древневосточным православным церквям, как и, например, Армянская Апостольская Церковь. Если честно, то на православие в нашем понимании не очень похоже. Вообще ни на что не похоже, если совсем уж честно. Остальные жители исповедуют ислам или местные верования.
Делали прививки от жёлтой лихорадки, дифтерии и столбняка, менингита и гепатита А. Пили Лариам раз в неделю в качестве профилактики от малярии. Есть разные мнения пить или не пить лариам - вроде как он довольно вреден для печени. Ещё есть побочные эффекты - у каждого свои. Мне кажется, что у меня это привело к расстройствам сна и большему количеству снов за ночь, особенно в первые ночи после приёма.
Местные авиалинии в Эфиопии неплохо развиты. Летают, в основном, на турбовинтовых самолётах Fokker 50. Самолёт летит с посадками по маршруту АА - Бахир-Дар - Гондэр - Лалибела - Аксум. Можно покупать билеты через их сайт или икспедию на любой кусочек.
Дороги в основном неасфальтированные, но в последние годы при помощи китайцев или японцев начали асфальтировать основные междугородние трасы. АА - Бахир-Дар - Гондэр асфальтирована. Гондэр - Дебарк не асфальтирована. Аксум - Мекеле асфальтирована наполовину, начиная с Мекеле. Местные дороги, как у нас принято говорить, "с покрытием", то есть без асфальта.
В Лалибеле и Аксуме бывают перебои с электричеством. В остальных городах проблем не было. Бутылированная вода есть во всех относительно крупных городах и туристических местах. Мобильная связь в стране есть. Большие проблемы с тем, чтобы из Эфиопии дозвониться во внешний мир. Связь есть во всех городах: АА, Бахир-Дар, Тис-Исат, Гондэр, Лалибела, Аксум. В монастыре Дебре-дамо в 3 км от границы с Эритреей телефон ловил эритрейскую сетку, но работать в ней не захотел.
Однажды вечером в пятницу мы доехали до Домодедова, сели в самолёт Египетских Авиалиний до Каира, в Каире пересели на их же самолёт до Аддис-Абабы. Рейс Москва-Каир 17:35-20:40 (4 часа), рейс Каир-Аддис-Абаба 23:00-03:50. Ещё с полчаса было потрачено на получение багажа и визы (20$, ставится по прилёту гражданам многих европейских государств). В аэропорту взяли такси (150 быр) до автостанции, откуда по плану должны были стартовать в Бахир-Дар. В качестве такси в АА работает много наших "копеек", что сильно забавляет, учитывая, что 8 часов летели не на восток, а строго на юг.
Минибас до Бахир-Дара обошёлся в 300 быр на человека (1 быр > 2 рубля) - по ощущениям это 1,5-2 цены, но торговаться до 600 быр в 5 утра после нескольких часов сна в самолётах было не очень интересно. Ехать до Бахир-Дара 560 км. По времени заняло часов 9 со всеми остановками. Дорога асфальтированная.
В этот день почему-то все в Эфиопии бегали - может быть, у них был день бега или ещё что-то в этом роде. В одном из населённых пунктов по пути:
Ущелье Голубого Нила (оба Нила - Голубой и Белый - берут своё начало на Эфиопском Нагорье):
Небольшая пробка:
Ещё один городок по пути:
Наш минибас на стоянке у кафе:
Подбитая техника оставшаяся после гражданской войны между Дэргом (его поддерживал Советский Союз) и "демократическая" коалиция, которая свергла Дэрг в начале 1990-х:
Гостиница Гион в Бахир-Даре обошлась в 300 быр за 3-х местный номер:
На следующее утро, встав пораньше, мы отправились на автобусную станцию, чтобы там сесть на автобус до Тис-Исата, в котором можно посмотреть на водопады Голубого Нила. Автобус идёт 1 час по разбитой неасфальтированной дороге. Стоит 10 быр на человека.
Входные билеты на водопады стоят 15 быр на человека. Красивый мост через ущелье построен португальцами:
Не так давно на Голубом Ниле построили электростанцию и теперь водопад работает как резервный сброс, а основной сток идёт через турбины. Электростанция:
Водопад не поражает своим размером, но всё равно довольно красив:
На обратном пути, чтобы снова не возвращаться через мост можно переправиться на лодке за 20 быр.
Центральная улочка деревеньки и "автобусная станция":
Небольшой ролик из автобуса:
Социальная реклама:
Местные рикши с обоих сторон делают плотные шторы - от холода и ветра - в отличие от индийских коллег:
Вечером снова вернулись в гостиницу:
Дверь в наш номер:
Бахир-Дар расположен на берегу самого большого в Эфиопии озера Тана, из которого и вытекает Голубой Нил. Набережная:
Взвешивание стоит 0,2 быра:
Церковь Святого Георгия:
Вечером в городе женщины против чего-то или за что-то шествовали. Город небольшой, так что по своему маршруту они круга 3-4 накрутили, пока совсем не стемнело:
Пятничная мечеть:
Традиционные эфиопские "ланчбоксы":
Следующим утром попрощавшись с гостеприимным Гионом мы отправились на автобусную станцию, чтобы на минибасе доехать до Гондера. Минибас идёт 4 часа, стоит 45 быр. Расстояние - 180 км.
Центральная площадь Гондэра. Гостиница Эфиопия:
Главпочтамт:
Гостиница Куара, в которой мы остановились, стоила 600 быр за 2-х комнатный номер:
Во время поездки на дворе был пост, поэтому с мясными блюдами была проблема. Стейков не было почти ни в одном из заведений, но в остальные блюда они понемногу добавляли курицу:
Вдоль городской стены
Церковь:
Пение служителей эфиопской церкви:
В середине XVII века в истории Эфиопии был период относительной стабильности и сущестсовало централизованное государство, столицей которого был Гондэр. Тогда же в городе был построен красивый замок с дворцами (входные билеты 50 быр, скидок нет):
Прохожие:
Вид с балкона нашего номера на центральную площадь Гондэра: