Путешествие началось с поезда Красноярск-Новосибирск. Так получилось, что уехать пришлось глубоко заранее в 10-44 утра 24 сентября. Самолет Новосибирск-Дубай 25 сентября в 8-35. В дороге почти сутки.
Поезд, как поезд. В купе нас двое: я и парень, который едет с Читы до Новосибирска. Так и ехали вдвоем всю дорогу, оба на верхних полках. Первые часа два стояла у окна и смотрела на проплывающие мимо осенние пейзажи – очень красиво! Смотреть, есть, читать, дремать – вот и все занятия.
Ну вот и долгожданное 0:06 - время прибытия в Новосибирск. На площади недолго жду последний автобус в аэропорт №111э, который в 0:30 повез немногочисленных пассажиров в Толмачево. Стоимость проезда: 44руб. пассажир, 44руб. сумка.
В аэропорту тоже ничего сверхъестественного – все по плану. У меня уже есть on-line регистрация, осталось только сдать багаж и дождаться самолета. Формальности пройдены быстро, воду не пустили – она все так же под запретом у советских охранных систем в аэропорту. А вот ноутбук вынимать из сумки не нужно, телефон включать демонстративно (что не муляж) тоже не надо. Главная опасность – стакан воды в начатой бутылке. Пришлось расстаться.
Народа достаточно много – ночью улетает чартер на Анталию. А после него тишина! – я даже проснулась (пыталась спать на металлических сидениях). Слегка замерзла, пошла в кафе, купила небольшой завтрак и опять дремала, но уже на мягком диване под слоем подушек.
Самолет полетел по расписанию. А320нео. Из отличий: есть розетки для зарядки, и в спинке добавлены держатели для гаджетов. Остальное, на первый взгляд, не изменилось. Все также душно всю дорогу, все также очереди в туалет на треть салона, и орущие дети. А! – еду-напитки разносили мальчики. Омлет взять не рискнула, а сырники с джемом были неплохи.
Наконец сели (летели 6 часов). Вышли через рукав, потом долго шли к паспортному контролю – ну как шли, половину пути ехали на ускоренных дорожках. Все быстро – несколько кабинок, мне даже женщина-сотрудник с паспортом отдала квадратный конверт с SIM free (но вот куда он запропостился? Не смогла найти, хотя ничего не роняла!). Потом к поезду, который привез к выдаче багажа. Там поменяла 100$, как оказалось, не самый выгодный был курс+комиссия: 15 дирхам. А через 15 метров – нормальный обменник. Пусть это будет самое худшее, что со мной случится в эту поездку! Аллах акбар!
Далее иду к метро, покупаю разовый билет за 8 Дирхам - серебряную карту куплю завтра. Еду до своей станции Business bay около 40 минут, потом переход и 350м до отеля.
Меня ждали и рады предложить номер с видом на Бурдж Халиф. 3 этаж, вот лифт, мадам, Welcome! Никто не ринулся подхватить мою сумку и проводить до номера, чтобы показать, как включается свет и телевизор. Вопрос о чаевых отпал сам собой. Добралась, разобралась, подключилась к WI-FI. Душ и питьевая вода!! Доела самолетные вкусняшки, чуток отдохнула и пошла пешком к Бурдж Халифе – там всего одна станция метро! Не очень дальновидно – вокруг много строек – но дошла и туда и обратно! Итог за день – 13,8км, всего..
Первый день впечатлений был неоднозначный: над городом дымка, воздух непрозрачный, окна на станциях в подтеках… А потом пошли плюсы: много удобных моментов для ЧЕЛОВЕКА, неважно какого: жителя, туриста, гастарбайтера. Дороги отличные – машины ездят почти бесшумно, не дымят и не газуют (как так то?!), Почти не сигналят и ВСЕГДА пропускают пешеходов. И вообще не ощущается городского шума – может у них налог на децибелы? А запахи или нейтральные или приятные. Да, есть песок мелкий – пальмы припудренные стоят, но ведь пустыня!! Ни нищих, ни попрошаек, ни пьяных или обкуренных – страна мечты! Много филиппинцев, малазийцев, индийцев-бангладевшевцев, негров. Арабы в белых абаях со своими женами-тенями в черных никабах. Все гармонично и не шокирует. Через какое-то время получаешь удовольствие от всего этого.
Сегодня программа-минимум: Бурдж Халифа и поющие фонтаны. Очень красиво: и то и это, особенно в темноте! А фонтаны только в темноте – посмотрела 2 раза. Идет 5 минут каждые полчаса под разные музыкальные композиции. По ощущениям сравнимо с фонтанами в Барселоне в 2007году. Подниматься на высотку не стала. Походила немного по молу: купила значок. Кепку не стала – 35 дрх, спинным мозгом чувствовала, что найду дешевле (мозг был прав, это случится завтра за 8.6дрх).
Потом в отель, по дороге в магазинчике купила лепешки-нарезку-помидоры на ужин. Кровать очень удобная, кондиционер бесшумный – ночь прошла быстро.
26 сентября.
Проснулась часов около 8:00. Завтрак у меня включен: шведский стол, набрала полную тарелку, и не спеша вкушала - день предстоял длинный. На сегодня у меня задумана прогулка в старый город, с посещением золотого рынка, поиска недорогих сувениров. До станции метро идти минут 10. Моя вчерашняя красная карта годится только в мусорную корзину (хотя интернет утверждал – можно пополнить и кататься). Не стала упираться и купила серебряную карту, которая пополняется и «живет» 5 лет. На каждого человека нужна своя карта, т.к. ее нужно прикладывать на входе и выходе. Действует на метро и автобусы. Считывает стоимость в зависимости от зон – их три, остаток показывает, когда прикладываешь. Пополняется в автоматах (только наличка) или через кассира (наличка и с карты) минимум на 5дирхам. То есть Дубайское метро всегда в плюсе: ты уехал, а оно помнит, и 5 лет бережет твои 3-4-5 дрх. Не вернулся? – плата за ожидание.
Метро в Дубае – это отдельная песня. Сейчас существует 2 линии: красная и зеленая, которые дважды пересекаются. Поезд-беспилотник, кроме основных, имеет вагон «Gold» и «For women and children only». В первый можно попасть по соответствующей карте и наслаждаться набегающим видом в южном направлении. А во втором варианте достаточно быть женщиной и тоже наслаждаться аналогичным видом, но за меньшие деньги. Направления видов меняются, в зависимости от того куда идет поезд: на юг или на север. Поезд не разворачивается по кругу.
Поезд чистый, кондиционированный, остановки объявляются мужским голосом и пишутся на 2-х языках: арабском и английском. Мне даже уступали место. Поезда ходят часто: перерывы минуты 3 днем, не более 10 вечером. Станции имеют одинаковый внешний вид, но может иметь не 2, а 4 выхода. Как правило, выйдя из поезда, всегда спускаешься вниз и фиксируешь оплату на валидаторе, а в зависимости от выхода, иногда нужно подняться наверх и пройти через переход. На всех станциях есть чистые туалеты (не пахнут!), эскалаторы, траволаторы и лифты. А арабов там мало, в основном приезжий люд.
Приехала на соответствующую станцию, сменив красную ветку на зеленую, разобралась с нужным выходом, вышла в пекло. Так называемый старый город – это, как правило, относительно невысокие строения в песчанно-глинобитном цвете. По пути наткнулась на крохотный музей Dubai museum с экспозицией под открытым небом, которая просматривалась от входа. Количество и однообразие экспонатов (лодка побольше, лодка постарше, поновее, победнее) не вдохновило на посещение.
это не музей
Иду дальше: в зависимости от района меняется специализация магазинов: где-то торгуют тканями, где-то…. тканями и готовой одеждой. Встречаются магазины с сувенирной продукцией, где вчерашняя кепка была куплена не за 35дрх, а за 8.6дрх. И вот так, перебежками между прохладой магазинчиков дошла до канала. Чтобы попасть на «золотой рынок», можно воспользоваться лодкой-такси. Уходит по мере заполнения (очень быстро), стоит одну монетку в 1дрх. Вода у причалов чистая – не плавает никакой мусор. Это какие-то инопланетные арабы!
Отступление «Размышление про арабов»:
До сей поры я встречала других арабов: орущих, бибикающих, суетящихся, нервных, злых. Араб – это крик, грязь, навязчивость, обман и агрессия. И лишь в автобусе Дубай-Абу-Даби, мои размышления пришли к следующему выводу: конечно, нефть сильно изменила жизнь местных арабов. Но! Дай Аллах здоровья и долгих лет правления их шейху! – у него есть СОВЕСТЬ, нефть и амбиции. И вот эти три вещи помогли за несколько десятков лет превратить пустыню в оазис цивилизации. Не для себя любимого! А для своего народа. Да, арабы не изобрели эти технологии, он воспользовались уже существующими чужими достижениями: зачем самим изобретать колесо? Если его уже придумали и обкатали другие люди. Но сделано все на современном уровне, именно для удобства ЛЮДЕЙ. Вложено не просто очень много денег, а много труда и заботы о людях. И продолжают делать. Не знаю, как у них получается, но совсем не чувствуется напряжения большого многомиллионного города. Очень много транспорта, но нет давящего на уши шума от него. Редко кто бибикнет! И то, нежно так, деликатно: «Мол, извини, мне сейчас свернуть нужно, еду очень тихо, обрати на меня внимание». Налог на децибелы? Пропускают на пешеходных нерегулируемых переходах. И выхлопов нет! Даже у грузовиков и автобусов. Ну как они это делают?! Налог на выхлоп? Очень много строек, очень.., но нет шума от них – а они работают и в светлое и в темное время. По жаре не особо кирпичи-цемент кидать. Нет строительной разрухи: все огорожено, таблички, мигающие сигналы. Нет мусора. Ну как…, конечно, он есть! Но его количество не дает повода к мыслям: «Ну что за свиньи здесь живут!» Не видно никаких маргинальных личностей: не страшно, когда вокруг тебя негры-индийцы-бангладешцы и другие ..йцы. . Полицию видела пару раз: в метро ехала куда-то группа полицейских, человек 5, и при отъезде из Дубая – в метро стоял один полицейский. Не видно оружия у них. Наверное, они не боятся АльКаеды. Или христианских террористов. Нигде не слышно разговоров на повышенных тонах, каких-либо криков, разборок и махания руками.
Но вернемся к туристическим открытиям: гуляя по, так называемому старому городу- район Deira, обратила внимание, что нет уличной еды, как в Бангкоке, Гонконге, Стамбуле… Есть кафе-рестораны, KFC-MacDonalds, но макашниц-лоточников-разносчиков уличной еды нет. Нет и запахов… Не воняет.. ничем.. ни гниющим мусором – нет его, не лежат кучками пакеты с отбросами; ни канализацией, ни морем у причалов. Как они это делают?!
Постепенно рюкзачок набухает сувенирными покупками. И вот она, Золотая улица!! Очень много золота…очень… как нефти.. Такие украшения выставлены в витринах! Килограммами. Но нет рядом охраны с пулеметами, и даже просто секьюрити не видно. Не боятся. Наверное, до сих пор отрубают руки за воровство. Продавцы зазывают, но не навязчиво, за руки не хватают. Готовы предложить весь магазин, даже когда им говоришь «I don't know what I want..» и не шипят злобно в спину, когда выходишь из магазина.
Ну все, нагулялась здесь. Можно и перекусить. А вот и KFC! Зайду, посижу в прохладе. Взяла какой-то набор еды за 22 дрх и поднялась на второй этаж. Здесь хорошо: народа почти нет, прохлада. Никуда не тороплюсь, вкушаю, наблюдаю. Вот подъехал желтый школьный автобус, из него вышла девушка-сопровождающая в желтом жилете, чуть ли не за руку перевела на другую сторону школьника лет 14 (дорога не широкая, 2 полосы всего). Вернулась в автобус, и они уехали. Все происходит, как в немом кино: звуков с улицы нет, я вижу только картинку. Снуют машины туда-сюда. Много такси: Toyota Camry, оформленные в одном стиле. У некоторых на багажнике написано, что его скорость мониторят. Вспомнились, Филиппины: «How is my driving? Call…». А здесь мониторят. Большой брат не спит. Но он добрый и справедливый. Пришел еще один школьный автобус – на этот раз школьники помладше, лет 7-8. Снова вышла девушка в жилете, каждому школьнику подала руку и помогла спуститься по ступенькам, удостоверилась, что каждого встретил родитель… И они поехали дальше.
Времени еще много свободного, в отель возвращаться рано. Решаю поехать к отелю Парус, там, справа от него есть муниципальный пляж – нужно искупаться в Персидском заливе. Ставлю метки в Maps.me и вперед.
Доехав на метро до соответствующей станции, переодеваюсь в купальник в туалете станции. Правильно сделала! - переодевалка на пляже была одна и очередь. Я полна решимости дойти пешком – он хоть и кажется в шаговой доступности, но идти-то придется кругами. Ок, пошла. Сначала иду среди каких-то вилл, кроме меня никто не идет пешком, вообще пустынно, машины тоже редкость. По пути попался питьевой как бы фонтанчик: 3 крана с водой. Умылась, пошла дальше. Жарко, но терпимо. Потом долго шла вдоль трассы – даже зашла в тенек посидеть, отдохнуть-водички попить. По карте рядом пафосный отель Jumeirah Dar Al Masyaf-Medinat Jumeirah – зайду пофотаю. Зашла, охранник любезно уточнил: «С какой целью, краснолицая, мокрая мадам? А! Пофотать золотых лошадок! Пжлста! Точно не в отель?». Прошла, пофотала, посидела на их уличных мягких диванчиках. .. и пошла дальше, Парусом и морем влекомая.
По дороге крытый рынок сувениров Souk Medinat Jumeirah, куда автобусами привозят пакетников. Зайду, охлажусь. Любезный юноша на входе советовал мне туристический Big-bus, но меня интересовали лишь городские автобусы. Да, мадам, есть такой! Идет до Mall of Emirates, а там рядом метро. Ок, поеду на нем обратно, а то чувствую, что ноги мои не захотят идти обратно еще 3 км. И вот он, Парус!
Это мы его зовем «Парус», а он вообще-то Burj Al Arab, 7* отель. И в него просто так, с улицы, поглазеть не пускают. Хотите роскоши вкусить? – пожалуйте в ресторан, с минимальным заказом около 100$. У мокрой, краснолицей мадам с рюкзаком были с собой 100$, но тратить их на такую фигню… Да и не подготовилась я: предварительный заказ столика и дресс-код. Иду мимо. Еще один пафосник 5* – Jumeirah Beach Hotel.
Рядом стройка – будет еще звездатее отель.
Наконец вожделенный пляж! Дело идет к закату – какие фотки Паруса в лучах уходящего солнца я сейчас сделаю! Ага! – стройка... Стройка не прибавляет красивости.
А вода теплая, противная, не дает свежести, но чистая. Поплескалась, и пошла искать переодевалку. Полпляжа прошла, прежде чем нашла, вернее подсказали. Ну вот, солнце село, программа-минимум на сегодня выполнена, можно и в отель.
Пошла искать остановку. Вышла на параллельную улицу и вскоре нашлась вожделенная остановка нужного автобуса. Остановка – это отдельное спасибо заботливому шейху – небольшое кондиционированное помещение человек на 10-15 с металлическими сидениями. Иногда внутри остановки, иногда снаружи есть информационное табло, где указано время прибытия автобусов. Вскоре подошел автобус и минут за 5-7 довез до очередного наикрупнейшего мола Mall of the Emirates. Наша «Планета» против него, как запорожец против скоростного поезда Пекин-Шанхай. Ходить - не переходить, смотреть - не пересмотреть, покупать-не …. Даже и не помню, купила там что-нибудь или нет. Основная цель моего поиска – супермаркет. Я знаю, он тут есть. Но размеры!!! Один только супермаркет со всю нашу «Планету». А мне нужно купить что-нибудь на ужин. Взяла что-то в кулинарии и на метро до отеля. Как же все удобно здесь!!!
27 сентября:
На этот день была задумана поездка в Абу-Даби посмотреть Белую Мечеть – самую большую мечеть в мире. После завтрака через интернет все уточнила, поставила метки в mups.me – все замечательно должно было получиться: 2 часа на автобусе, мечеть на пути к набережной – можно успеть посмотреть и то и это, и сфотать мечеть в темноте с красивой подсветкой. Для оплаты можно использовать свою серебряную карту, заранее положив на нее не меньше 50 дрх – билет в одну сторону стоит 25дрх. Приехала на нужную автостанцию, автобус отправился минут через 10. Ушел не полный, по дороге никого не подсаживал. Современный автобус, ремни безопасности, подножки, зарядка USB в спинке впереди стоящего сидения, кондиционер. Через какое-то время пересела на другое сидение – USB работало не стабильно. Что делать в автобусе 2 часа? Смотреть в окно и думать.
Отступление «Размышления про арабов»:
В этой стране много гастарбайтеров, а в Дубае их больше всего. Не знаю, какие на них накладываются ограничения и правила – где-то в Интернете мелькнуло, что нельзя спать на станциях метро: штраф 300дрх. Что этот штраф появился после того, как работники со стройки убегали спать в метро в холодке. Периодически встречаются какие-нибудь таблички (особенно в метро: не есть, не пить, жвачку не жевать – штраф. За ложный вызов Emergency – 2000дрх). Везде, в любой стране и городе есть подобные правила и ограничения. Я это к чему: если у нас на такие предупреждения в большинстве случаев плевать хотели, и нарушающих полным-полно, то здесь их нет (нарушающих). Нельзя сидеть в переходах – никто и не сидит. Да, может кто-нибудь стоять у розетки, подзаряжая телефон. Но стоять! – не сидеть. В метро – обычные турникеты, не как в Париже. Никто не пытается перепрыгнуть. Нигде не видно ни попрошаек, ни бичей, никаких маргиналов. Наверное, у приезжих работников достаточный прожиточный минимум, который не позволяет опускаться.
Вдоль дороги до Абу-Даби высажено много деревьев и кустарников, к каждому подведена вода. Водные колодцы имеют одинаковый закрытый вид – вот по их одинаковому виду и можно догадаться, что это подвод воды. Все сделано добротно, имеет законченный вид.
А дороги!? Это сказка!. Обратно ехала на переднем сидении и невольно наблюдала за действиями водителя: на спидометре 79-80км/час, Менялись только эти 2 значения, ни 78, ни 81 я не видела, только 79-80, и в городе и за городом. Ехал исключительно по правилам: по своей крайней правой полосе. В городе их может быть до 7шт: самая крайняя правая, а то 2 крайних – для перестроений. За городом 4 полосы. Если на его полосу заезжал какой-нибудь бугатти-мозератти (для дальнейшего перестроения), водитель, на снижая свои 79-80км/час, начинал нещадно «выгонять» его со своей полосы мигающим дальним светом (не сигналом!). Speed limit 80км/час, для –мозератти – 140км/час. Камеры есть, значит, есть и контроль, и штрафы. Дороги отличного качества, развязок много, все дорожные знаки и указатели видно издалека, сложно пропустить свой съезд. Вспоминается наш заезд с правого берега на Николаевский мост: табличка «ул. Дубровинского» видна метров с 5, а не с 200.
А еще у них есть Global aluminium и много электричества:
Через положенных 2 часа приехали в Абу-Даби. Выяснив на станции, как ездить в автобусах (ну нафиг ходьбу по жаре! Поездка ограничена по времени, автобусы Абу-Даби - Дубай не ходят круглосуточно), купила местную транспортную карту и пошла в ближайший молл остудиться, поглазеть и может что-нибудь перекусить. Доверившись mups.me, который уверил меня, что Большая Белая мечеть, недалеко, км 3, да, есть 94 автобус – все успеешь. Но, в реале оказалось все не так.
Выгуляв отведенное время, перекусила на food-court и пошла на указанную в приложении автобусную остановку. А там нет 94 автобуса! – Идите, мадам, до светофора, потом направо, и будет остановка (по сути, вернуться на автовокзал и пройти чуть дальше до остановки). Время ожидания около 23мин. Приходит автобус, кто-то спрашивает про Большую мечеть, водитель отвечает «Last», но мне кажется «Next». Но мы едем дальше, а курсор в приложении начинает двигаться ОТ мечети. Ничего не понимаю, жду «Ну вот сейчас он повернет направо, и на следующей улице поменяет направление на противоположное». Но мы целенаправленно уходим вглубь от побережья. Начинаю расспрашивать рядом сидящую индианку, она уверяет, что правильно, еще минут 20 и будет Большая мечеть. Листаю приложение и натыкаюсь на реально Большую Белую Мечеть, занимающую огромную территорию. Почему то mups.me дает одинаковое описание на 2 разные мечети и, по закону подлости, я стремилась к той, что поменьше и поближе.
До мечети доехали уже в темноте. Она приглушенно подсвечена синим. Фотографирую расписание автобуса. Вычисляю, что у меня минут 40-60. Ок, что успею, то успею. Иду вперед, но тут еще одна засада: есть вход, но только для правильных мусульман. Охранник отправляет туристов вот к этой «шишке»: там дадут подобающую одежду и по подземному переходу пройти в мечеть:
Чувствую, что у меня не хватит времени. Ну что ж, значит не судьба. Я заметила, еще в Стамбуле: как то не складывается у меня с мечетями. Вернулась на остановку, и на ближайшем 94 автобусе вернулась к автовокзалу. Там тоже не стала мешкать, села в автобус, который ушел минут через 5. Жаль, что я так бездарно провела время в Абу-Даби. По-хорошему сюда приезжать нужно хотя бы на пару дней и, желательно, передвигаться на машине: вокруг Дубая и Абу-Даби много тематических аттракционов.
28 сентября
Сегодня ночью у меня самолет Emirates на Мале. Зарегистрировалась on-line, собрала вещи, договорилась, что вечером мне дадут breakfast-box, выяснила на станции, сколько денег нужно иметь на карте, чтобы спокойно доехать до аэропорта (Терминал 3) – последний поезд на моей станции 23:30, до Терминала 3 ехать минут 45, поезда ходят вечером примерно через 5-7 минут. Пойду на метро заранее.
Время есть, и нужно провести его с пользой. А поеду-ка я в Marina-bay. В этот раз я сразу пошла в женский вагон – прекрасные виды:
Выхожу на нужной станции – пекло. Ищу тень и передвигаюсь перебежками. Вышла на набережную канала, нашла лавочку в тени: Я вот я сижу на краю нефтепада, с неба падает нефть, значит небу так надо!
Жарко, очень жарко! Пойду в молл остужаться. Идти не долго – несколько сот метров, меньше километра. Но они такие тяжелые оказались: пришлось зайти в магазин и минут 7 стоять около витрины-холодильника с мороженым. Еще метров 300 по жаре... И вот я захожу в вожделенную прохладу. Молл небольшой, типа нашей "Планеты". О чудо! – здесь есть не просто Wi-Fi, а быстрый и толстый Wi-FI, который позволил поговорить по телефону. Погуляла, поглазела, в супермаркете купила кусок форели и помидорки на ужин. По пути к станции метро любуюсь высотками в лучах заходящего солнца.
Вернувшись в отель, пытаюсь немного подремать пред перелетом. Примерно в 22:40 выхожу из отеля, получаю свой box с едой и иду к метро. До аэропорта доехала без проблем. В женском вагоне, большей частью сидя.
В аэропорту все ясно и понятно. Нахожу стойки, где могу сдать свой багаж – я не пакую его в пленку: я же лечу Emirates! Все формальности прошла быстро. Здесь тоже не пускают воду. Но я предусмотрительно спрятала в багаже 2 поллитровые бутылочки – как оно там на Мальдивах будет? Пока не ясно. Побродила по Duty free, поглазела на золото-жемчуга-бриллианты. Ничего не покупала. Алкоголь перед полетом на Мальдивы не продадут (при покупке спрашивают посадочный) – там он под запретом. Да и не нужно мне. Время ожидания прошло за написанием отчета достаточно быстро. Чуть ли не за час нас пригласили на посадку. Новый Боинг 737-300, как будто сделан специально для Emirates: широкие проходы и достаточное расстояние между рядами, туалет в 2 раза больше, чем в обычном самолете, розетки для подзарядки, телевизор и наушники, пледы и подушки всем. А первый класс!! – сказка!
Кстати, я думаю, у них бешенный конкурс на стюардов – нас обслуживали европейские лица, а одна девушка была русскоговорящей – мне неудобно было расспрашивать ее, откуда она.
Впечатления от полета превосходные. При on-line регистрации мне досталось место 38а. Спасибо им – место у окна, сначала я смотрела на ночной Дубай, потом на Мальдивы. У меня не было соседей! После просмотра фильма Джон Уик, часть 3, на русском языке, я даже вздремнула под одеялком. Кормили тоже неплохо. У них металлические приборы, и чашечки пластиковые. Хочу летать Emirates!