В течение последних лет десяти мне хотелось настолько хорошо выучить английский, чтобы получить Кембриджский сертификат CELTA на право преподавать его.
Несколько лет я не решалась попробовать пройти вступительное задание и интервью для зачисления на курс, мне казалось, что мой английский не дотягивает до нужного уровня (сертификат рассчитан на носителей языка).
Осенью 2010 я решила, что следующим летом я обязательно попробую.
Курс рассчитан на 4 недели супер-интенсивной работы с утра до ночи. Кембриджские центры, проводящие курс, есть во многих странах, в том числе и в России – в Москве. Подавать заявку в Московский центр казалось не столь интересным, поэтому после изучения вопроса, я остановилась на Эквадоре. Во-первых, в Эквадоре я уже была и мне там понравилось; во-вторых, тамошний курс идет 5 недель вместо 4-х (т.е. меньше стресса, больше времени на обучение и практику); в-третьих, после курса я могу остаться и полазить по Южно-Американским горам и, в-четвертых, все дело проходит не в городе, а на берегу океана с проживанием в бамбуковых хижинах! В общем, я поняла, что я очень туда хочу.
В январе я послала заявку с их сайта. Потом было выполнение заданий и интервью с директором центра по телефону. 19 февраля я, наконец, узнала, что меня берут!
Чтобы подготовиться к поездке в Южную Америку, я заставила себя забыть об испанском и сконцентрировала все силы на английском! В течение 5 недель мне предстояло жить в окружении британцев и американцев на Эквадорском (!) побережье и общаться исключительно на английском.
В апреле мне и остальным 11 людям, зачисленным на июньский курс, прислали email под названием “One email to rule them all!” Любители «Властелина колец» поймут! (Т.е. по аналогии с “One ring to rule them all” – «Одно кольцо, чтобы править ими всеми»). В письме разъяснялось, чего следует ждать. Также нас просили общаться друг с другом, чтобы к моменту нашей встречи мы уже были заочно знакомы. Я думала, что со мной в группе будет еще один–два неносителя английского, но оказалось, что я такой буду единственной.
Email был написан в стиле ‘участникам программы «Остаться в живых»’! Подчеркивалось, что мы должны будем мирно сосуществовать в течение пяти недель (насколько умеешь вести себя с коллегами в стрессовой ситуации – один из многочисленных кембриджских критериев оценки на CELTA). Говорилось, что мало того, что курс очень интенсивный и надо перерабатывать и усваивать огромные объемы информации в сжатые сроки, а также успевать делать сто дел одновременно, но к тому же:
- в условиях океанской влажности техника постоянно ломается;
- в непривычном климате и на нервной почве можно заболеть тем-то, тем-то и сем-то;
- злые комары могут съесть заживо;
- от вездесущего песка невозможно избавиться и надо смириться, что он будет везде, включая кровать;
- вода и свет в хижинах могут быть не всегда;
- в океане купаться даже не думайте – океан здесь открытый, волны 2-х-метровые, лезть туда никому не рекомендуется!
Еще описывалось, что нужно взять – закрытую легкую одежду, две пары галош, кучу неизвестных мне лекарств, минимум 4 бутылки репеллента от комаров, крем от солнца в большом количестве…
Я считаю, это правильно, что обо всем заранее предупреждают и предостерегают. Тем не менее, я многую информацию сочла преувеличенной и вместо 4-х бутылок репеллента взяла полторы, вместо 2-х пар галош – одну пару шлепанцев, а лекарств – обычный набор, какой в походы с собой беру. К счастью, оказалось, что все, что у меня было – было правильно, не было ничего лишнего и ничего более мне не потребовалось.
Да – еще нас просили распределить между собой роли из списка. Наподобие как в детском лагере – кто следит за поведением, кто за выполнением домашнего задания, кто за чистотой и т.д.
3-го июня я вылетела из Москвы в Гуаякиль. Путешествие мое было запланировано на довольно длительный срок: 5 недель в Эквадоре, 2 недели в горах Перу и 2 недели в Боливии. Поэтому (особенно учитывая походы в горы и все необходимое для учебы) вещей у меня набралось немало – вместе с ручной кладью – 34 кг. Благо KLM и Air France дозволяли везти в багаже бесплатно 46 кг. Но при этом только 2 сумки, поэтому на обратной дороге было нелегко все упихать.
По дороге в Эквадор KLM делает посадку на Бонайре в 3 часа ночи по местному времени. Там минут на 40 всех из самолета выгнали. Баня там натуральная – жара и влажность даже в 3 ночи - караул. В Гуаякиле как вышла из аэропорта, поняла, что там погода хоть и лучше, но не очень сильно от Бонайре ушла. В отеле и кондиционер, и вентилятор был, но я их ночью выключала – не могу, когда дует. Ночевала я в месте под названием Jeshua Hotel. Это дом премилых отца и сына, который они переоборудовали под гостиницу. Мне у них очень понравилось.
Что можно смотреть и делать в Гуаякиле, я не знала, да и мысли мои были все о CELTA. Пошла на Malecon 2000 – что-то вроде парка вдоль реки. Прогуляла там часа 3, любимых креветок поела. К концу 3-го часа почуяла неладное – солнца хоть и не видно, но обгораешь будь здоров! Вернулась я с прогулки красная, как рак. Но на утро опять побелела!
Guayaquil
Утром наша CELTA группа встречалась в кафе в аэропорту, откуда нас должны были забрать и отвезти на место. Обещали забрать в 10, но пришли за нами только в 12. Правда мы это не особо заметили, поскольку все это время знакомились и болтали.
Ехать из Гуаякиля около 3-х часов. Ехали мы на 2-х машинах. У второй машины почти сразу же прокололось колесо, поэтому пришлось постоять на жаре, пока водитель с колесом возился.
Ну вот мы на месте. Волны на океане и впрямь впечатляют. Каждому выделили отдельную бамбуковую хижину (по местному кабанья). В хижине кровать с москитной сеткой, стол, стул, душ, раковина, туалет. Солнца нет, пасмурно, жары тоже нет – погода комфортная, примерно плюс 25. Такая погода все пять недель и простояла. Под вечер прохладнее становилось, но не то чтобы прям холодно (в кофте было нормально), спала под шерстяным одеялом.
Итак, команда CELTA Ecuador Июнь 2011:
Sarah и Daniel – (UK) После окончания университета в Англии несколько лет путешествовали вместе по Азии, последние 2 года преподавали английский в Корее. За эти 2 года в Корее накопили денег на год путешествий по ЮА. Куда отправятся работать после, пока не знали.
Erika – (USA) Приехала в ЮА попутешествовать и поработать волонтером, поскольку волонтерство в Америке важный факт для резюме. До CELTA в течение месяца волонтерствовала на эквадорской ферме. После окончания курса еще не знала, в какую страну отправится.
Alex (Alexandra) – (USA) Решила сделать CELTA и попытаться остаться в ЮА преподавать.
Jason – (USA) После CELTA собирался сразу отправиться назад домой. Чем будет заниматься, еще не знал.
Owen – (UK) Хотел остаться преподавать в Эквадоре. До этого немного преподавал в Колумбии.
Glen – (UK) Любит попутешествовать в свое удовольствие. После первой недели решил, что CELTA не для него и он не будет так напрягаться, а просто здесь поживет и потусит в близлежащей Монтаньите.
Evelyn – (USA) Пожилая дама. Очень заинтересована в преподавании, но ритм курса оказался ей не по силам и после первой недели, было решено, что она будет участвовать “вне конкурса”, т.е. без оценок и без получения сертификата. Тем не менее, она в течение всего курса участвовала в преподавательской практике и даже делала презентацию по экологии для детей из поселка в 15 минутах езды.
Kaly (Kalynda) – (USA) Занимается написанием статей, преподаванием в школе. После CELTA собиралась ехать преподавать в Корее.
Louise - (UK) В мае закончила университет. Из Англии никуда уезжать не собиралась. Возможно, хотела преподавать где-нибудь у себя в языковой школе для иностранцев.
Jonas – (USA) После CELTA отправился на полтора месяца путешествовать по Эквадору. Потом думал преподавать где-нибудь у себя в Нью Йорке.
Irina – (RUS) То есть я! Работаю администратором языковой школы в Москве. Также чуть-чуть веду уроки. Хотелось больше преподавать и меньше заниматься административной работой.
Vicky – (UK) Наш преподаватель, т.е. CELTA-тренер. В Эквадорском Кембриджском центре работает больше года. Супер-профессионал в своем деле.
Catherine – (UK) Второй CELTA-тренер. Тоже замечательная. В Эквадорском Кито живет очень давно. У нее муж эквадорец. На наш курс она приезжать не хотела, поскольку ребенку год. Но ее уговорили. В результате она с нами работала, а муж ребенка кормил и играл с ним по полдня возле океана.
Помимо этого, были с нами представители Эквадора:
Mandy – Девушка из деревни рядом. Она следит за учительской, учебными материалами и рекламирует курсы английского местному населению.
Ronie – следит за всем на территории центра. Главный по всем бытовым вопросам.
Javier и его помощник – повара.
В целом, мне повезло – команда была преотличная!
При съезде с дороги на повороте к месту нашего 5-недельного пребывания висела растяжка с названием и логотипом Кембриджского университета. А рядом у дороги жилище в виде шалаша. Очень прикольно смотрится этот шалаш с растяжкой рядом, гласящей, что это центр Кембриджского университета!
Место называется Playa Kamala. Оно представляет из себя штук 15-20 бамбуковых хижин на берегу океана. Территория слегка местами огорожена. Большая хижина, разделенная на две части – две классных комнаты, восьмиугольный домик с двумя компьютерами, принтером и книгами, именуемый «октагон» - учительская. Имеется большущий добротный деревянный стол под большим навесом для нас всех и прилегающая к нему кухня. Еще есть бассейн, но он у нас без воды стоял. CELTA курс проводится раз 8-10 в год. Незанятые хижины, а также в перерывах между курсами Playa Kamala работает как хостел. Хозяева – 2 брата. Один из них дайвер и проводит занятия дайвингом. Видимо, воду в бассейн наливают для обучения начинающих.
Налево 10 минут пешком по пляжу – тихая деревня Мангларальто. Направо 30 минут пешком по пляжу – известная многим Монтаньита – поразительное место, мелкий городок на океане, где, похоже, можно встретить представителей всех возможных национальностей. Ночью все превращается в сплошную дискотеку, свет, музыку и пешеходные пробки на улицах. Музыка оттуда нам в Камале немного слышна была, как в самой Монтаньите спят, не знаю! Монтаньита в основном известна среди серферов, но поплясать на дискотеках там тоже можно, особенно круто на песчаном полу босиком!
Playa Kamala
Прибыли мы в воскресенье после обеда. Осмотрелись, познакомились с нашими тренерами (звучит, как будто я о футболе говорю, но так уж они называются!), прослушали лекцию про то, что в океане не купаться, в темноте по пляжу не ходить и т.п. Директор центра на нашем курсе отсутствовал, и мы дружно проголосовали за то, чтобы роли пионерского лагеря между собой не распределять и без этого обойтись!
С понедельника началась напряженная работа. Расписание у нас было следующее:
8:00-9:30 - завтрак
9:30-11:30 – семинары
11:30-14:00 - подготовка к проведению уроков с помощью тренеров
14:00 – обед
До 17:00 – опять готовишься к проведению уроков
17:00-19:15 – преподавательская практика
19:15-19:45 – обсуждение как прошел урок
20:00 – ужин
Кроме семинаров и подготовки к урокам за курс надо было написать 4 письменные работы, так что чем заняться в выходные у нас тоже было.
Ученики наши из Мангларальто и Монтаньиты все были чудесные люди, учить их было одно удовольствие. Эти курсы для них бесплатны и некоторые уже два года туда ходят, с тех пор как центр открыли. Вот только преподаватели у них в основном неопытные и меняются часто! Но зато почти все носители языка и практически все очень стараются.
В неделю надо отучить 3 раза по 45 или 60 минут. Остальное время смотришь, как учат твои одногруппники и думаешь, что по поводу их уроков скажешь на обсуждении. К своим 45-60 минутам готовишься 3 дня, как актер к выходу на сцену. Еще на каждый урок заполняешь кучу бумаг, где описываешь свой план, цели, возможные проблемы и т.д. Тренер твой урок и бумажную работу по множеству параметров оценивает.
К моему огромному сожалению, практически сразу у меня сломался фотоаппарат. А я ведь специально большой с собой тащила. По неизвестной мне причине он стал включаться не сразу, а через какое-то время после нажатия кнопки и потом без конца вырубаться. По сему поводу фотографий из Эквадора у меня очень мало, только видео. Потом уже в Лиме купила маленький фотоаппарат, но с ним, конечно, фотографии похуже вышли, и ночью нельзя было поснимать.
Первая неделя курса была самой сложной, казалось, что я работаю с утра до ночи и все равно не успеваю всего, что нужно. Тем не менее, уже на второй неделе мне все так понравилось, что я начала думать, можно ли себе на следующее лето что-то вроде этого найти! Да, было непросто, но в Москве я все равно частенько гораздо больше стресса испытываю, и делать 100 дел одновременно для меня уж точно не ново! Опыт работы в языковой школе (пусть даже преподавала я немного) сильно помогал.
Веду урок
В учительской
С нашими учениками
Классная комната