Идея все же заехать в Ирландию возникла спонтанно, из того, что в конце сентября предстояла командировка в Кельн. Казалось бы – где связь? Все просто: в Ирландию из Москвы не летает ни одного прямого рейса, но зато обнаружился рейс дискаунтером из Дюссельдорфа за довольно символические деньги, и возник резонный вопрос – почему бы, пользуясь случаем, не заехать после Кельна на выходные повидать любимых родственников? Вроде ни времени это не будет мне особо стоить, ни денег... (ха, наивная! :-))
Но сказано – сделано. Со мной изъявляет желание лететь моя половина, у которой нет командировки в Кельне, но куда ж я без него. Запускаем процесс получения виз. Ищем билеты. Никак не можем решить, на сколько дней лететь (билеты меж тем дорожают :-)). В конце концов, заранее намеченные «выходные» превращаются аж в 9 дней пребывания в Ирландии – гулять, так гулять! :-))
Про перелеты, или как не надо покупать билеты
В итоге покупаем билеты – ему до Дюссельдорфа Air Berlin’ом, и нам вместе Дюссельдорф-Дублин Aer Lingus’ом. На всякий случай проверяю, что через Дюссельдорф его пропустят без визы – нахожу в инете соотв-ю инфу («В аэропорту Дюссельдорфа разрешен безвизовый транзит») и успокаиваюсь (вот лохудра! люди, не повторяйте ошибок – проверяйте инфу в нормальных источниках!!! :-))
В день вылета спокойно завтракаю в Кельне, возвращаюсь в номер – и тут начинается :-))) На телефоне 5 неотвеченных вызовов, и смска из Домодедово – «МЕНЯ НЕ САЖАЮТ НА РЕЙС!!!». … Не буду утомлять описанием дальнейших переговоров и выяснений, если кратко – нормальный безвизовый транзит в Германии поддержан в двух аэропортах: Франкфурт и Мюнхен. Через Дюссельдорф это тоже теоретически возможно, но перевозчик должен заранее договориться об этом с аэропортом. Это нужно, т.к. транзитной зоны там якобы нет, и все время транзита с вами будет ходить пограничник. Аэрофлот видимо с Дюссельдорфом договорился, и опубликовал в инете радостную новость (на которую я и натыкалась предварительно). А вот Air Berlin – нет :-)))
Air Berlin сам очень переживал за нас, и даже предлагал поменять билет на любой другой, зачтя при этом его стоимость, но их билеты на вылет в тот же день уже стоили баснословных денег.
Смотрю срочно в инете другие варианты перелета в Дублин (помним, что вылет нужен сегодня-завтра, и что прямых рейсов не бывает :-)). Есть дешевый вариант через Ригу. Звоню в Латвийское посольство в Москве – можно ли безвизовым транзитом в Дублин? Не, говорят, в Дублин нельзя, т.к. не шенген это – виза вам нужна транзитная :-) (позже проверила в тиматике – наврала тетка, вроде можно безвизовым транзитом через них…). Следующий вариант – через Прагу. Звоню в Чешское посольство в Москве – можно ли безвизовым транзитом в Дублин? Спрашивают, а Ирландия – это ведь шенген? Я говорю – не, не шенген. Нет, говорят – шенген. Спорим. Убеждаю их, что это НЕ шенген. Ну говорят, тогда не знаем, звоните после двух, спросите Влада. Вот, блин, посольство называется… :-))) Звоним в Аэрофлот (т.к. билет через Прагу – их). Говорят – все ОК, виза не нужна, осталось 3 билета. Ура – бронируйте скорее! Но нет. При бронировании почему-то вылезает другая цена, в 2 раза больше, почему – неизвестно… Ладно, звоним в другое агентство – у них те же билеты, но на Чешские авиалинии (т.к. рейс на самом деле чешский, у Аэрофлота просто блок мест похоже). Ура – удается забронировать. Леха в сильном нервном напряжении едет из Домодедово в центр за билетом, а затем в Шереметьево на вылет.
В общем, дальше было все ОК – в Прагу его впустили, в Ирландию тоже, и прилетел он всего-то на полтора часа позже меня в итоге :-))) Денежные потери на билет с лихвой компенсировались полученным опытом и сделанными выводами – так что все, что не делается, все к лучшему! :-))
Обратный билет у нас, к счастью, изначально был куплен не через Дюссель, а через Таллинн, и там я еще до покупки из эстонского посольства получила письменный ответ, что без визы можно. Кстати, это довольно удобный ночной рейс Estonian Air (я в принципе люблю ночные рейсы, в них времени меньше теряется), и стоит дешево – около 5000р в 1 конец.
Про въезд
Как все уже поняли - к планированию поездки в Ирландию я подошла крайне безответственно, т.е. не готовилась вообще никак - не до этого было... (я ведь еще перед Кельном в Люксембург по дороге заезжала погулять, но об этом потом как-нибудь :-))
Поэтому только после того, как я ступила на ирландскую землю, я вспомнила, что у меня нет с собой ни копии приглашения, ни адреса, где я собираюсь жить - ничего. Хуже того – всего этого нет и у Лехи, у которого впридачу сел телефон, новый чистый паспорт с единственной ирландской визой, и очень плохо с английским :-))
А на моей памяти въездов в Ирландию были случаи, когда людей передо мной разворачивали на границе и вели куда-то докапываться.
Долго думала – сидеть ждать его из Праги полтора часа в транзите, или пойти уже к сестре пить Guinness – в итоге Guinness победил :-) Подхожу к погранцам. Круглолицый, рыжий пограничник улыбается во все лицо и спрашивает – зачем, куда, к кому. Я говорю: к сестре. А чего она тут делает? Замужем за ирландцем. Он смеется: «А вы?». Я, наконец, ощущаю: я в Ирландии!!! Где еще с вами будет так радостно шутить страж границы? Я больше нигде не встречала :-) Отвечаю ему: а я, нет, не за ирландцем, но моя половина приедет через полтора часа, и пропустите его плиз, т.к. у него нет с собой приглашения и т.п. Шутит: «Ха-ха-ха, не пропущу!!! :-) Пусть едет обратно!!!» и т.д. В конце концов записывает фамилию и рейс прибытия Лехи, и пропускает, долго желая всего хорошего :-)))
Про accommodation
Мне кажется, что если путешествовать на машине, то проблемы с тем, где переночевать, не существует в принципе. Концентрация B&B (Bed&Breakfast) превышает все мыслимые пределы – нигде в других странах я такого не видела. Мне это объяснили так: в Ирландии традиционно всегда были большие семьи – по 3-7 детей. И когда дети вырастают и разъезжаются из отчего дома, родители, чтобы не скучать, и чтобы немного заработать, делают из комнат B&B и начинают сдавать путешественникам:
Т.е. бронировать жилье заранее, мне кажется, смысла нет (большие города – не в счет), особенно, если точно не знаете, где застанет ночь. Единственное – не помешает заранее запастись каталогом или распечаткой B&B, чтобы искать их целенаправленно, а то разыскивать их поздно ночью, как делали мы, не очень удобно – вывески плохо видно на ходу в темноте :-)))
Про поезд
Выяснилось, что билеты на поезд выгодней покупать через инет. В кассе билет Дублин-Лимерик стоит 40 евро, в инете – 25 евро. См: www.irishrail.ie
Про наш маршрут
Я так думала, что в Ирландии я видела уже все интересное. Я даже не собиралась в принципе там ничего нового смотреть, думала, так просто съезжу – родственники, Guinness, тишина-покой-отдых :-) Но там столько еще всего интересного… Итоговый маршрут выглядел так:
- Поездка на 1 день (~600км): Limerick – Skellig Michael – Dingle Peninsula – Limerick
- Поездка на 3 дня (~1500 км): Limerick – Galway – Connemara – Kylemore Abbey – Achill Island – Sligo – Fanad peninsula – Giants causeway – Downpatrick Head – Limerick.
На карте маршрут выглядел примерно так:
Дальше немного фоток и подробностей из тех мест, что посетили.
Дублин
В Дублине были 2 неполных дня и уже в 3й раз, поэтому достопримечательностями не увлекались, а просто наслаждались ирландским пивом, немного шопингом, и просто отдыхом :-))
Впечатлило, что в три часа дня в будний день пабы в центре были уже все забиты, и причем не туристами – отрывался веселый народ ирландцы :-)
Skellig Michael
Оказывается, в Ирландии всего два места, причисляемых к сокровищам Юнеско. Скеллиг – одно из них, и вполне заслуженно. Это голая, неприступная, обдуваемая всеми ветрами скала в Атлантическом океане в нескольких км от берега, на которой с 6 по 13 век н.э. обитали ирландские монахи. Люди это были, и вправду, героические – достаточно посмотреть на ту лестницу высотой 200м, что они за несколько веков умудрились соорудить на этом крутом склоне, на котором нет ни одной горизонтальной поверхности. Пресной воды на скале нет, они собирали дождевую. Питались рыбой и еще выращивали какие-то растения. Жили в каменных хижинах, большинство времени проводя в молитвах. Место обладает очень сильной энергетикой, довольно хорошо сохранилось, и еще не сильно заезжено туристами – в общем, рекомендую всем. Попадают на Skellig из деревни Portmagee – оттуда каждое утро часов в 10 отплывают катера на скалу, плывут 45 минут, затем высаживают туристов на 2 часа, и затем отвозят обратно, стоит все это 40 евро/чел. При плохой погоде лодки не плавают, а в хорошую может не быть мест, так что лучше предварительно звонить договариваться. На самой скале нет не то что гостиниц-ресторанов, нет даже туалета, о чем туристов предупреждают заранее ;)
Фотки из Skellig:
А это Little Skellig – остров плотно заселенный местными бакланами :-))
Dingle Peninsula
Connemara
Kylemore Abbey
Achill Island
По-моему, это просто райское место. Если есть возможность, лучше на него отвести целый день, чтобы неторопливо объехать, останавливаясь и подолгу наслаждаясь красотой природы.
Fanad Peninsula
Это полуостров на самом севере Ирландии. После всех остальных мест, скажу так – ничего особо интересного там нет, но если есть время – заехать можно: как и везде в Ирландии – очень красивые и умиротворяющие пейзажи, дикие скалы, и овечки-овечки :-)) Мы туда поехали, т.к. во-первых, хотелось оттянуть момент нарушения гос.границы (см.ниже), а во-вторых, услышали про некую арку, которая выглядела на фотках очень соблазнительно :-) Эту злосчастную арку мы искали битый час, уже даже хотели совсем забить. Инфа для тех, кто вдруг соберется туда случайно – арка находится рядом с Doagh Beg, там вдоль дороги даже есть указатель – great arche. Указатель ведет на узкую разбитую дорогу, которая заканчивается забором и табличкой «Частная собственность». Так вот, фишка в том, что арку видно как раз с территории этой собственности, о чем нам сообщил местный на заправке, когда мы в сотый раз исследовали все ответвления от дороги. Так что на табличку про собственность надо забить, машину припарковать и еще минут 10 идти по частному пастбищу в сторону моря, пока не увидите это:
Прочие фотки из Fanad Peninsula:
И еще мы тут попали в получасовую «овечью» пробку :-):
Giants causeway
Так получилось, что эта мега-достопримечательность расположена не совсем «удачно» – на территории Северной Ирландии, т.е. Великобритании, визы которой у нас конечно не было. Родственники настойчиво подбивали нас заехать туда, убеждая, что там нет ни границы, ни проверок, но мы отказывались – как-то стремно было, особенно на фоне проблем с Дюссельдорфом – вдруг остановят, проверят, вдруг авария, не дай бог… Усугублялось это тем, что мы не знали, действует ли наша авто-страховка на территории сев.Ирландии. Но в конце концов мы таки решились – была, не была! Придумали заранее сомнительную легенду, что проехали поворот, что не знали, что это уже сев.Ирландия и т.п... :-))) Границу пересекали по А2 в районе Лондондерри. Родственники были правы – никаких признаков Великобритании замечено не было, ни пограничного знака, ни поста – ничего! Только в какой-то момент ограничения скорости стали в милях, а вокруг стали преобладать машины с желтыми номерами. От границы до «дороги гигантов» ехать около часа (мда, легенда про «заблудились» фиг бы прокатила :-)). По телефону узнали, что за парковку у Giants causeway нужно платить 5 фунтов, причем ни евро, ни карты не принимают, так что задача по пути была – снять денег (в Сев.Ирландии свои фунты, не такие, как в Лондоне, и говорят, их потом мало где можно обменять, поэтому снимать нужно самую малость). Приехали – оказалось, что надо было фунты не только снимать, но и менять на монеты, т.к. автомат принимает только их :-( Пошла менять в сувенирный магазин – говорят, монет нет, но забей, после пяти все сотрудники сайта уходят, и никто парковку уже не проверяет. Пришлось опять нарушить и остаться на парковке бесплатно… А снятые фунты спускать в супермаркете на границе :-)
Сам Giants сauseway представляет собой скопление вертикальных базальтовых колонн, удивительно правильной формы. Получилось сие чудо в результате извержения, когда горячие вулканические образования дошли до холодной океанской воды.
Dunluice castle – рядом с Giants causeway
Downpatrick Head
Очень живописный обломок скалы, одиноко торчащий в океане. Местность вокруг довольно стремная, т.к. скалы эти постепенно разрушаются водой, вода проела в них подземные ходы и пещеры, и ты заранее не знаешь – то ли ты на твердой земле, то ли на утесе, наклонившемся над пропастью :-)) Ясно, что прямо здесь и сейчас что-то под тобой вряд ли обвалится, но тем не менее слегка волнительно. На входе на мыс стоит табличка – очень опасно, все под вашу ответственность – и больше никаких признаков туризма нет. Народу там нет никого, кроме нас были только два рыбака (чего они рыбачили с высоты 60м – даже не знаю). Место понравилось нереально – очень впечатляет!
Рыбаки
Вот такие вот дырочки образуются там, где земля все же проваливается, подмытая водой
Про дороги и вождение
После московского леворульного автомата перестраиваться на праворульную ручную коробку, с ножным ручником, и левосторонним движением, было не очень просто, но привыкли быстро :-))
Дороги в Ирландии за исключением автострад почти все двухполосные – одна в попутном направлении, другая во встречном, и ширина полос гораздо уже, чем у нас, никакой ГОСТ бы не прошла :-)) Изгибаются эти дороги нереально, повторяя все извилины холмов и рек, но ограничение при этом почти везде – 100 км/ч! Как результат – смертность на дорогах почти самая высокая в Европе (но до России далеко, конечно..).
Водители очень дружелюбные, из встречных машин все машут руками – приветствуют. Есть у них одна неприятная привычка – не глядя, вылезать из боковой дороги на главную – видимо привыкли, что все друг друга пропускают, а мы-то не местные, несколько раз так чуть не въехали :-))
В целом о стране
Собираясь ехать, думала, что 9 дней – это же так много, даже перебор. Вернулась, поняла – что надо было ехать недели на 2 как минимум ;-(((
Кто был – тот знает сам, а кто не был – категорически рекомендую съездить :-) И не в Дублин, Лимерик – настоящей Ирландии там нет – а именно по стране, по провинциям.
Страна удивительная, неповторимая, с интересной и непростой историей, веселыми и дружелюбными жителями, изумрудными полями и многочисленными овечками, ну и потрясающим пивом конечно :-)