Если я скажу, что с детства мечтала поехать в Новую Зеландию, то бессовестно навру. Я, вообще, эту страну никогда как объект для путешествий не рассматривала. Вот и на этот раз мы изначально собирались в Австралию. Вернее, собирались мои сотоварищи, а я упорно сопротивлялась и уворачивалась. И хотя в Австралию я с детства как раз таки поехать мечтала, но момент, как мне казалось, еще не настал. Не созрела еще Австралия в моем мозгу, не складывался маршрут с финансами в красивую картинку. Уж больно мало времени отводилось на этот отпуск для поездки по такой большой стране. И тут из-за угла всплыла скромная альтернатива – Новая Зеландия. Так это ж то, что нам надо! Да за две недели мы эти острова прокатаем вдоль и поперек! Семья согласна, начинаем собираться в Новую Зеландию. И чем больше собираемся, чем больше читаем, тем больше хочется и тем больше кажется, что хотели и собирались туда всю жизнь.
Первым делом надо позаботиться о получении визы. Новозеландская виза – не из простых. Но у нас есть козырь – действующая виза США, поэтому бесстрашно подаем документы. И даже недавний отказ в австралийской визе у одного из членов экипажа роли не сыграл. Туристическая виза для россиян бесплатна, но оформляется она только через сервисный центр, который берет сбор (на тот момент это было 1320 руб. за одну анкету, а на семью заполняется именно одна общая). В Москву документы отправляли курьерской почтой, через неделю уже получили паспорта с визами.
Теперь ответственный момент – покупка билетов. Самый дешевый вариант перелета – китайскими авиалиниями через, соответственно, Китай. Билет Москва-Окленд и обратно у «China Southern Airlines» стоил около 1000 US$, стоимость в рублях зависела от курса валют. Нам удалось купить как раз на спаде доллара, получилось, в среднем, по 52 400 руб. за билет. В Китае у нас две пересадки – в Урумчи и Гуанчжоу. Обратный перелет из Гуанчжоу в Москву заявлен как прямой, но самолет делает техническую посадку в том же Урумчи. Виза Китая для такого перелета не требуется, в паспорт ставится штамп с разрешением находиться в стране 24 или 72 ч (в зависимости от аэропорта). К слову, по маршруту «туда» мы тоже планировали взять «прямой» билет, чтобы было больше времени на стыковку в Гуанчжоу, но все такие билеты уже оказались раскупленными, и нам пришлось брать с длинной стыковкой в Урумчи.
Для экономии времени по стране решили не закольцовывать маршрут, а ехать в один конец, а обратно лететь. Внутренние перелеты по Новой Зеландии недороги. Взяли билеты у «Air New Zealand» из Крайстчерча в Окленд. При покупке нужно выбирать, сколько багажа с собой везешь, от этого зависит цена. Билет с одним местом багажа получился по 69 NZ$ (с карты сняли оплату в евро – около 43 € за один билет).
Местная валюта – новозеландский доллар (1 NZ$ = 0,7 US$ = 45 руб.). Брали с собой кучу банковских карт и доллары США, немного на месте поменяли на местные доллары. Но наличными почти не пользовались, повсеместно можно расплатиться картой.
Маршрут предполагался по обоим новозеландским островам. Сообщение между островами осуществляется при помощи парома. Крупные сетевые автопрокатчики, как правило, не разрешают перевозить арендованные машины на пароме. Приходится в рамках одного контракта сдавать тачку на одном острове и получать новую на другом. Мы посчитали это лишней тратой времени и решили искать автомобиль в местных конторах. Выбрали «Apex Car Rentals». Они не только разрешают машинке кататься через пролив Кука, но и оплачивают ей билет на паром. Точную дату и время посадки на паром надо указать при бронировании автомобиля. Теоретически потом можно поменять, но только если будут свободные места. Итого Ford Focus автомат на 10 дней обошелся нам в 970 NZ$ (включая стандартную страховку, билеты на паром для 3 пассажиров и сбор за оплату картой). Предоплату контора не берет, оплачивали на месте кредиткой. В переписке я специально уточняла, и мне сообщили, что при оплате дебетовой картой будет браться залог за авто, а если платим кредитной, то обойдется без залога. Но есть подозрение, что любая наша банковская карта воспринимается там как кредитная. Наверное, можно было заплатить и обычной картой, не кредитной.
Теперь осталось в две недели со всеми перелетами вопхнуть все, что мы хотим посмотреть. Пойдем методом от противного. Для начала вот то, что нас НЕ интересовало в Новой Зеландии, и описание чего вы НЕ найдете в этом отчете:
1. Места съемок фильмов про хоббитов;
2. Деревни с ряжеными маори;
3. Экстремальные виды спорта;
4. Пляжный отдых;
5. Стрижка овец и прочий агротуризм;
6. Экскурсии по винодельческим провинциям.
Что же остается? Природа. И еще раз природа. Которой в Новой Зеландии полно. Океаны, горы, ледники, водопады, озера, геотермальные парки, киты, тюлени, пингвины. Вот за этим ехали и это посмотрели. И об этом теперь хочется рассказать.
Итак, маршрут получился следующий:
СЕВЕРНЫЙ ОСТРОВ: г.Окленд – г.Гамильтон – г.Роторуа – термальный парк Ваймангу – долина Вайките – термальный парк Вай-о-Тапу – термальный парк Оракей Корако – водопады Хука – озеро Таупо – нацпарк Тонгариро – г.Веллингтон – паром на ЮЖНЫЙ ОСТРОВ: г.Пиктон – г.Хейвлок – г.Нельсон – Блинчатые скалы – ледник Франц-Иосиф – ледник Фокса – перевал Хааст – г.Ванака – г.Эрроутаун – г.Куинстаун – г.Те-Анау (озеро, пещера со светящимися червями) – фьорд Милфорд-Саунд – г.Те-Анау – регион Кэтлинс – г.Данидин (полусотров Отаго) – валуны Моераки – нацпарк Гора Кука – озеро Текапо – г.Крайстчерч – перелет на СЕВЕРНЫЙ ОСТРОВ: г.Окленд.
На карте автомобильный пробег с Северного острова на Южный выглядит так:
Поскольку мы были привязаны к парому, то по Северному острову пришлось планировать все очень четко и бронировать заранее все места ночевок. Дальше уже были возможности немного маневрировать, но от изначального плана мы все равно практически не отклонились и выполнили программу-максимум.
Поездка получалась не бюджетная, поэтому вне крупных городов мы для экономии собирались спать в палатке. Кемпингов в Новой Зеландии полно. Они делятся на две категории: дешевые государственные (с минимальным набором услуг, типа будка-таулет) и дорогие частные. Государственные, как правило, расположены вдали от главных туристических трасс и рассчитаны, скорее, на туристов-пешеходов. Нам так и не удалось переночевать ни в одном из них. Карту государственных кемпингов можно скачать на сайте Department of Conservation (http://www.doc.govt.nz). Здесь же размещены карты различных интересных мест и прочая полезная информация.
Немного подробнее расскажу про частные кемпинги Новой Зеландии. Называются они Holiday Parks. Это базы отдыха с большой территорией, предоставляющие различные варианты ночлега: домики разного уровня цены и комфорта, места для палаток, стоянки для трейлеров (путешествия в домиках на колесах здесь чрезвычайно распространены). На территории холидей парка будут также: комфортабельный туалет, душ, кухня, комната отдыха с диванами и телевизором, прачечная, WiFi, детская площадка, возможно, бассейн, и т.д. и т.п. Мы обнаружили две основные сетки таких парков: «Top 10» и «Kiwi». В «Kiwi» нам показалось поприличнее, и мы преимущественно селились в них. Хотя, может, нам просто первый «Top 10» попался пошарпанный. В любом случае «Kiwi Holiday Parks» нам лучше подходили по маршруту. Своего главного водителя мы планировали беречь и селить в домики, но, по факту, и сами спали в палатке вынужденно всего два раза. Проживание в палатке в частном кемпинге отнюдь не дешево, кровать в домике с общими удобствами обойдется лишь в 1,5 раза дороже, поэтому мы решили не экономить на своих нервах и тоже спать на кроватях. За 60-70 NZ$ за ночь мы имели номер в лодже на двоих. Условия за одну и ту же цену могут быть разные: номер с двухэтажными кроватями или нормальный дабл с двуспальной кроватью, номер с удобствами или с душем в коридоре, где-то дают постельное белье, где-то нужно иметь собственный спальник.
Общего сайта по частным кемпингам нет. В аэропорту Окленда можно взять карты отдельных сеток. Но для планирования поездки очень полезным для меня оказался сайт http://www.jasons.co.nz. Здесь можно выбирать место и тип проживания (отель, кемпинг и т.п.), а из предлагаемых вариантов смотреть по карте и по описанию, что больше подходит. Так что по каждому пункту маршрута у меня заранее было припасено несколько вариантов ночевки. На этом же сайте можно искать развлечения, турфирмы и т.п. Но я и так уже представляла, что и как мы будем делать, и этот ресурс использовала, в основном, для поиска кемпингов.
У каждой новозеландской достопримечательности есть свой сайт, можно заранее узнать часы работы, стоимость билетов, посмотреть схемы и т.п. Искать их просто. В адресной строке к названию нужно добавить окончание «co.nz». Например, адрес сайта термального парка Ваймангу - http://www.waimangu.co.nz. И так далее, и тому подобное. В отличие от нацпарков, например, в США, где плата за вход берется с машины, и существуют абонементы на посещение всех парков, в Новой Зеландии оплачивается каждый посетитель, и в каждом парке приходится покупать новый билет. Так что достопримечательности выливаются здесь в существенную статью расходов.
С мобильной связью в Новой Зеландии особых проблем не было. Работал и наш «Мегафон», и туристический «Гудлайн» (там, где горы не мешали, разумеется). Но поскольку мы планировали пару встреч с проживающими в данном регионе соотечественниками, то впервые решили попробовать купить и местную сим-карту. Взяли Vodafon за 30 NZ$ (1 Гб интернета и сколько-то дофига минут местной связи, действует 1 мес.) В Россию с нее звонить нельзя, так что звонили с «Гудлайна» «диким» родственникам, не имеющим смартфонов, а местную симку использовали, в основном, для интернета. Раздавали на 3 телефона, ежедневно пользовались, переписывались с друзьями и «продвинутыми» родственниками, хвастались фотографиями. Рассчитали все четко, гигобайт кончился аккурат в аэропорту Окленда перед посадкой на рейс домой. С немобильным интернетом в Новой Зеландии обстоит дело так. В отелях WiFi, как правило, платный. В кемпингах – бесплатный, но подключиться и что-то реально посмотреть получалось не всегда. В общественных местах поймать халявную связь иногда получалось. В Окленде даже на улицах установлены специальные будки с бесплатных вайфаем. В целом, идея купить местную сим-карту оказалась продуктивной.
Еще важный момент: розетки в Новой Зеландии специфические, нужно покупать переходник. Ну, и левостороннее дорожное движение, само собой. Но об этом чуть позже.
Команда ралли на сей раз потеряла Главного Бухгалтера, который помахал нам платочком в аэропорту г.Ростов-на-Дону и остался дома локти кусать, а ваш покорный слуга Штурман Басов (ШБ), Первый Пилот (ПП) и Политический Руководитель (ПР) отправились рассекречивать антиподов. Надо сказать, что настолько далеко мы еще не забирались, это был наш самый продолжительный перелет, поэтому он заслуживает подробного описания. Так что плясать будем от печки – из аэропорта Шереметьево.