Наконец, сбылась наша давнишняя мечта – побывать в Исландии. Первоначально этот чудесный остров рассматривался как перевалочный пункт по пути в Гренландию, но на Гренландию мы так и не накопили, а изучение материала показало, что Исландия более чем достойна отдельного посещения. Но и она далась нам не сразу. Страна, мягко говоря, не дешевая. Визу дают со скрипом, нужно иметь приличную шенгенскую историю и предоставить подробное описание маршрута со всеми бронями. Напрашивается очевидный вывод: в Исландию надо ехать по многократной длительной визе другой европейской страны. Мы, собственно, в Барселону поехали специально, чтобы такую визу получить. Но испанцы обломали, дали краткосрочную однократную. Зато французы не подкачали, выписали годовую, когда никто особо не просил. Это был знак. Дальше тянуть некуда, надо собираться в Исландию.
Исландия (Island – «страна льдов») – островное государство, расположенное в северной части Атлантического океана. Несмотря на название, Исландия – не арктическая страна, климат здесь умеренно-прохладный, морской, с сильными ветрами, влажный и переменчивый. Лютых морозов здесь не бывает даже зимой (до – 5°), но и летом, мягко говоря, не жарко. Исландия — самый большой остров вулканического происхождения, что накладывает отпечаток на его внешний вид. Природа Исландии своеобразна, именно ради нее сюда приезжают туристы со всего мира. Почти вся территория острова – это вулканическое плато, обрывающееся к океану, образуя тысячи фьордов. Более 10 % поверхности покрыто ледниками. Исландия лежит в зоне тундры, так что практически лишена естественных лесов. Ее изюминку составляют действующие вулканы, гейзеры, горячие источники, лавовые поля, ледники, озера и водопады. Населяет остров чуть больше 300 тыс. человек. Покой и уединение гарантированы. Ну, как тут не соблазниться?
За 3 месяца до поездки самые дешевые билеты оказались у авиакомпании SAS (28 т.р. Москва-Рейкьявик с короткой стыковкой в Копенгагене). Летим на 10 дней в октябре, потому что раньше не можем, а позже уже смысла нет. Мы и так задумываем рискованное мероприятие. В Исландии и летом с погодой не ахти, а октябрь по описаниям, вообще, самый дождливый месяц в году. Но световой день еще довольно длинный (с 8.00 до 18.00-19.00), к тому же уже появляется шанс увидеть северное сияние. Туристический сезон в Исландии короткий, пик – июль-август. Бронировать жилье нужно чуть ли не за годы вперед. Поэтому в путешествии в несезон, безусловно, есть свои плюсы. Людей гораздо меньше, цены на отели падают. Правда, большинство из них на зиму закрывается. А «зима» в Исландии официально начинается 1 октября.
Еще один немаловажный нюанс. Исландия просто создана, чтобы путешествовать по ней на арендованном автомобиле. А мы водители еще те. Собственного транспортного средства у нас нет, я иногда езжу на папином, муж, вообще, не сидел за рулем лет двадцать. Компаньоны-пилоты на этот раз нас не поддержали. Но мы все-таки рискнули поехать на машине. Быстренько сделали водительские удостоверения международного образца и начали выбирать авто. Решили, что с нашим опытом в бездорожье мы все равно не полезем, поэтому нет смысла брать джип. Большинство достопримечательностей острова доступны на автомобиле обычной проходимости. Из топовых мест однозначно выпадает Ландманалёйгар, под вопросом остается водопад Деттифосс. Прикинули, что и остального нам будет выше крыши. Да и, честно говоря, просто проехать вокруг острова для нас уже было бы подвигом. А если еще и удастся увидеть хоть что-то по пути – счастью нашему не будет предела.
Автомобиль бронировали через сайт rentalcars.com. Поставщик – компания «Thrifty». Выбрали Ford Fiesta автомат. 9 дней – 24 т.р. (с услугой защиты франшизы). Предоплата при бронировании около 2800 р., полную сумму списывают с карты за 4 недели до начала аренды. Услуга «дополнительный водитель» оплачивается отдельно на месте (6 € в день). Итого получилось около 27 т.р. Конторой, в целом, остались довольны. В рабочие часы есть поддержка по телефону на русском языке. Оперативно помогли нам исправить косяк, который мы допустили при бронировании.
Команда ралли осиротела, и мне теперь приходится совмещать функции первого пилота, штурмана и фотографа. До фото еще пока далеко, начинаем разрабатывать маршрут. Собственно, все думы об Исландии сводятся к одному: ехать по кольцевой дороге № 1 вокруг всего острова. Остается выбрать направление (по часовой стрелке или против) и количество пунктов, которые собираешься посетить за имеющееся у тебя время. Логичнее ехать против. Тогда сначала захватываешь основное, а на конец оставляешь шелуху, которую не страшно пропустить. А вот с обязательными пунктами у меня вспух мозг. Исландский язык – это просто адский ад. Поначалу не то чтобы выбрать, куда поехать, не можешь, ты даже не можешь эти названия прочитать! Я уж молчу, что у них есть свои специфические буквы и нетривиальные правила чтения, которые усложняют транслитерацию. Но на десятый раз приходит просветление. Все витиеватые географические обозначения, оказывается, состоят из нескольких частей. И когда слово на части поделишь, то все становится не так уж и страшно. И его даже можно выучить наизусть. Например, пресловутый вулкан Эйяфьядлайёкудль (в честь которого мы обозвали наше ралли, поскольку это единственное исландское название, которое прежде было у нас на слуху) состоит из трех частей: эйя (остров) – фьядл (гора) – йёкудль (ледник). Так что вскоре я уже легко ориентировалась во всех этих фоссах, ватнах и йёкудлях. На месте, кстати, проблем с коммуникацией нет. Исландцы не тешат себя иллюзией, что кто-то осилит их язык, и поголовно учат английский.
Немного потрепал нервы другой исландский вулкан – Бардарбунга, который решил начать извергаться в августе. Упс. Приплыли. Как-то мы не так назвались, видимо. Впору переименовываться в Ралли Бардарбунга. Но логотипы уже заказаны, поздняк метаться. Слава северным богам, на сей раз выброса пепла, как в 2010 г., не было, и на авиасообщении с островом извержение не сказалось. Примета сработала – если какая-то жжж… перед поездкой, значит, там все будет оукей.
Хочу сразу предостеречь тех, кто, как мы прежде, наивно полагает, что поездка по Исландии исключительно по трассе № 1 – это легкая непринужденная прогулка. Надо сказать, это не совсем так. И если бы я заранее знала, в какие дебри нам придется лезть и какие дорожные тяготы преодолевать, полагаю, в жизни бы не подписалась на подобную авантюру. Но теперь, когда все уже позади, думаю, может, оно было и не так уж и страшно. И если мы со своими навыками вождения смогли проехать вокруг острова на нашем «борзом пони», то вы тем более проедете.
Про дороги Исландии написано много, поэтому опишу вкратце. Не только 1-ая трасса имеет номер, они все пронумерованы. Очень удобно планировать маршрут. Преимущественно это будет узкая дорога по одной полосе в каждую сторону (2-3 полосы встречаются в непосредственной близости от Рейкьявика). Обочины нет, отбойники даже на перевалах встречаются редко. Но смотровые площадки или просто места для отдыха попадаются регулярно. В основном, дороги покрыты асфальтом отличного качества. Небольшую ямку видели один раз. Но грунтовок избежать не удастся (на схемах обозначены пунктирной линией). А они могут быть разной степени пакостности. Но в большинстве своем тоже неплохие. Не раз сталкивались с тем, что дорога, обозначенная на карте как грунтовая, по факту уже заасфальтирована. Тенденция радует. По асфальту разрешенная скорость 90 км/ч. Придерживаясь ее, легко вписываешься во все изгибы трассы. Однако есть и прямые участки, где удается разогнаться до 100-110 км/ч, но мы старались больше 100 не ездить. Местные джигиты, разумеется, гоняют гораздо быстрее. При плотности населения в 3 человека на квадратный километр оживленного автомобильного движения ожидать не приходится. Дороги, проходимые только на полноприводных автомобилях, обозначены дополнительно буквой «F». Туда мы не совались. Тем более что на зиму они обычно закрываются. Актуальное состояние дорог можно отслеживать на сайте http://www.vegagerdin.is/english/road-c ... d-weather/. Особенно полезно, если едете в несезон. Перед вылетом убедились, что по круговой трассе закрытых участков нет.
Вообще, информации по Исландии в интернете достаточно. Скачали путеводитель Н.Велигжанина на русском языке, пригодился для предварительной ориентации. Доступен также полный атлас автомобильных дорог. Распечатали в цвете, но не пользовались. Хватило схем из Lonely Planet (LP) и приложений-навигаторов для смартфона. Специально купили и привезли с собой автомобильную зарядку. Для успокоения души также установили в телефон программу Спасательной службы Исландии (112 Iceland). Там можно оставлять свои координаты и при необходимости вызвать помощь.
Местная валюта – исландская крона (ISK). 1 € = 150-155 ISK. Чтобы было легче ориентироваться, цену в кронах делим на 3 – получаем примерную цену в рублях. Если нет крон, можно расплатиться евро. Но наличные в Исландии не очень нужны, практически повсеместно принимают карты. У нас с собой было две кредитные карты Visa двух разных банков и дебетовая MasterCard – третьего. Наличкой взяли на всякий случай 200 € разменными купюрами и горсть мелочи, которая болталась с предыдущих поездок.
Итак, примерный план был набросан, забронировали на http://booking.com?aid=325219; гестхаусы на первые две и одну последнюю ночь. Дальше собирались действовать по обстоятельствам. Самый бюджетный вариант для Исландии – спать в палатке в кемпингах (которые, кстати, тоже отнюдь не бесплатны). Но погода ожидалась фиговая, палатку решили не брать. В крайнем случае, можно будет поспать в машине. Но все-таки надеялись устраиваться на ночлег в домиках. Я боялась, что с непривычки будет тяжело весь день проводить за рулем, хотелось иметь возможность восстанавливаться в более-менее комфортных условиях.
На общей карте острова обозначила места наших ночевок, дальше буду описывать маршрут по дням.
08.10.2014. День нулевой. Первые впечатления.
г. Ростов-на-Дону – г. Москва – г. Копенгаген – г. Кефлавик.
Долетели без происшествий. Немного смутило, что SAS в самолетах кормит за деньги. Бесплатно только чай-кофе. Пришлось подзаправиться сэндвичами в аэропорту Копенгагена. Начитались страшилок о суровости североевропейских пограничников, которые с подозрением относятся к неродным визам. Мы-то свой первый въезд отработали честно, но летели через Чехию, поэтому французских штампов в паспорте нет. Подстраховались, сохранили посадочные талоны Прага-Ницца и расписку из французского отеля. Но никаких вопросов не возникло, датчане без проблем шлепнули свой штамп. Велкам ту юроп.
На острове скромная команда ралли высадилась около 9 часов вечера. Международный аэропорт Исландии расположен возле небольшого городка Кефлавик (Keflavik) в 50 км от Рейкьявика. Смысла сразу дергать в столицу особого нет, стратегически верно переночевать тут, в Кефлавике, и, собственно, тут же и взять автомобиль. Основные прокатные конторы располагаются в большом ангаре метрах в 200 от здания аэропорта. Можно сразу забрать машинку и ехать в отель. Но поздним вечером (особенно учитывая 4 ч разницы во времени) после трех перелетов я не была готова к тестированию и вождению автомобиля. Мы предпочли отправиться спать на такси, а утром, на свежую голову, вернуться в аэропорт за нашим транспортным средством.
Такси из аэропорта в Кефлавик (он же Кеблавик) – 20 € (заплатили иностранной наличкой). Удивительное дело, в городе 3 улицы, 2 столба, но наша тетка-таксистка не может найти нашу гостиницу у себя в навигаторе, пришлось объяснять ей, куда ехать.
«Svitan Guesthouse» (8000 ISK за дабл с общим душем, с завтраком) – чудесное место в центре Кефлавика. Чистенько и душевно. В итоге оказался самой дешевой и при этом одной из самых лучших наших гостиниц в Исландии. И сам городок, бывший рыбацкий поселок, тоже вполне симпатичный и аккуратненький. Опасались, что поздним вечером не сможем нигде поужинать, но заведения с фастфудом открыты до 22.00, горячие бутерброды в нашем распоряжении. Чая, правда, не налили, но воду можно пить бесплатно. Перекусили и завалились спать. Погода в Кефлавике на момент прибытия была такая же, как в Ростове, но тут уже вовсю шарашит отопление. Удивляться не приходится – с термальными водами в Исландии проблем нет. Поэтому в душе, как и у нас, два крана. Но не горячий и холодный, как вы могли бы подумать. Один регулирует температуру горячей воды, другой – ее напор. Вода, разумеется, пахнет сероводородом, но там это воспринимается как само собой разумеющееся.
09.10.2014. День первый. Учимся водить.
70 км: г. Кефлавик – Голубая Лагуна – г. Рейкьявик.
План: С утра взять машину, немного размяться, привыкнуть к ней, доехать к обеду в Рейкьявик, полдня походить по городу пешком. По пути посетить Голубую Лагуну.
Поскольку Кефлавик – это перевалочный пункт, больше чем на одну ночь здесь мало кто задерживается. Почти все наши соседи свалили еще до 6 утра, и мы стали единоличными владельцами дома со всеми удобствами. Завтрак у нас в любое удобное нам время. Самообслуживание. Что нашел в холодильнике – все твое. А найти можно было много чего, хватит и на обед. Но сильно хаметь не стали, взяли только фрукты и термос с чаем. Вообще, термос там – незаменимая вещь. В целях экономии питались в Исландии по такому принципу. Набрали из дома всякой быстрорастворимой еды. Завтракали в отеле (если включен), на обед заливали термос, перекусывали чаем с бутербродами, ужин готовили себе сами на скорую руку. Благо, в гестхаусах есть кухни. На всякий случай брали с собой газовую горелку и котелок.
Свидание с автомобилем у нас назначено на 10.00, а мы уже к 7 утра чистые-сытые и бодрые. Делать нечего, отправляемся смотреть «город». Гулять в Кефлавике особо негде. Прошвырнулись по набережной, прошлись по тропе по скалистому берегу «за городом».
утренний Кефлавик
Особенно холодно не было (около +5˚), но ветер сильный. По прогнозу на ближайшие 2 дня в Кефлавике и Рейкьявике солнышко. Но мы же знаем, что погода в Исландии должна быть пакостная, ждем, что все может поменяться за 5 минут, упорно носим с собой дождевики. Тучи так и не набежали, поэтому в качестве моциона топаем в аэропорт пешком (5 км).
В офисе «Thrifty» все прошло быстро и безболезненно. Никого не смутил ваучер на русском языке, наше бронирование опознано по номеру. Подписали нужные бумажки, оплатили за второго водителя. Посредники из Rentalcars.com предупреждали, что нам заморозят на карте определенную сумму залога (в нашем случае 1800 €). Для этих целей мы даже специально оформили еще одну кредитку. Но на месте никто про залог даже не заикнулся, что позволило нам немного расслабиться и в дальнейшем не слишком ужиматься в расходах. Были готовы к тому, что нам дадут не ту машину, которую мы заказывали, а некий ее аналог. Но и тут все по-честному. «Фиеста» – значит, «фиеста». Почти новая, полугодовалая. Совместно с мальчиком из конторы осмотрели внешний вид, отметили все небольшие царапинки. Проверили, горят ли фары. А что мы еще можем? Мы и фары-то не сразу нашли, как включить. Все незнакомое, непривычное. Мальчик показал, как работает задний дворник, так мы его отключить смогли только на второй день методом упорного тыка. Вдохнули-выдохнули и поехали.
Скажу я вам, это были самые трудные 5 км в моей жизни. Ползем, ручки-ножки трясутся. Но на трассе особо не поползаешь, надо поддерживать скорость потока. Хорошо хоть машин пока не много. Благополучно добрались до гестхауса, выпили чаю на дорожку, загрузились и поехали путешествовать. Все. Теперь Ралли Эйяфьядлайёкудль стартует по-настоящему.
Первый пункт в нашей программе – знаменитый исландский геотермальный комплекс «Голубая лагуна» (Bláa lónið), расположенный в 22 км от Кефлавика. Это модный спа-курорт, многие иностранные туристы специально посещают Исландию, чтобы принимать здесь лечебные ванны. Уподобляться им не очень хотелось, но и проехать мимо было бы как-то нелепо. Поехали, вдохновленные описанием лагуны Н. Велигжаниным, которое я позволю себе процитировать полностью: «Так как я вырос на Урале, я бы описал эту лагуну так. В большой впадине, окруженный шлаковыми и зольными отвалами стоит и дымит химзавод. Всякая живность на расстоянии нескольких километров уничтожена. Вдобавок к отвалам, рядом с химзаводом находятся огромные резервуары с отработанной технической водой яркого бело-голубого цвета. Красиво, но безжизненно. Уныло. Пустыня. Почему все, к чему прикасаются люди, умирает? Человек, выросший не на Урале, возможно, описал бы пейзаж примерно так. Бескрайние лавовые поля, огромные пространства, искореженные титаническими усилиями. Черные безжизненные холмы. Вдохновенная поэзия хаоса. Мрачная красота, как в первый День Творения. И посреди этого черного нагромождения ярко-бирюзовые озера. Ну и химзавод на берегу одного из них, куда же без него. Приходит человек и все облагораживает».
Голубая лагуна
Для меня, человека, хоть и не выросшего на Урале, но лишенного излишних сантиментов, истина лежит где-то посередине. Место интересное, вода горячая, бирюзовая. Удовольствие дорогое. Зайти искупаться – от 35 €. Сюда, действительно надо ехать специально, чтобы порасслабляться и почувствовать себя буржуем. Но мы не собирались тратить много времени и денег на Голубую лагуну. У нас в планах термальные воды дальше по маршруту. Сюда мы приехали просто посмотреть. Вход без купания стоит 10 €. Честно говоря, думала, что территория комплекса больше. А тут и гулять-то особо негде. Ну, зашли. Ну, посмотрели, как парятся другие туристы. И все. Можно ехать дальше. Стоит ли это удовольствие 10 €? Однозначно, нет. Но и совсем исключать Голубую лагуну из программы посещений тоже вроде нельзя. Как-никак одна из главных достопримечательностей страны. В общем, со смешанными чувствами мы направили свои шины в сторону Рейкьявика.
Я уже немного освоилась за рулем и в столицу ехала смело. Население «мегаполиса» – 180 тыс. человек. Уж как-нибудь сориентируюсь в этой деревне. Но дорожное движение в «деревне» оказалось довольно оживленным. Пробок, конечно, нет. Но тем не менее. Видимо, все 180 тыс. решили выехать встретить меня на своих автомобилях, да еще и туристов с собой прихватили. Пришлось даже создать одну почти аварийную ситуацию. Но радует, что водители, в целом, вежливые и аккуратные. Движение хорошо организовано, удобные съезды и развязки.
Гостиница у нас забронирована в самом центре, возле главного собора. По пути решаем заехать в супермаркет за продуктами, чтобы в ближайшее время уже к этому вопросу не возвращаться. В Исландии несколько крупных продуктовых сетей. Одна из наиболее дешевых – «Bonus». Нам удобно заехать в «Bonus», расположенный на втором этаже в большом торговом комплексе «Kringlan». Загрузили корзинку на пару дней. Колбаса, сыр, местные творожки «Skyr». Начитались советов про одноразовые мангалы, взяли парочку. Ну, и мясо (говядина и баранина) в вакуумных упаковках, само собой. Хлеба в этом супермаркете не оказалось, зашли в другой на первом этаже. С хлебом в Исландии, вообще, туго. Продается преимущественно тостерный. А обычный приличный батон стоит, как золотой. Дальше покупали еду, где придется, в основном, в магазинах при заправках. Где дешевле, специально не выискивали.
Едем селиться. Видим собор, понимаем, что вот она, наша улица, но въезд перекопан. Приходится еще покружить по району, чтобы подобраться к искомому месту. Вывески на гестхаусе нет, находим по адресу. Паркуемся напротив на стоянке для инвалидов, включаем аварийку, и я мчу выяснять, куда можно поставить машину. Мы-то отель специально с парковкой выбирали. Хозяин, очаровательный дедушка, выдает мне ключи от комнаты и сообщает, что припарковаться можно «вон там, где-нибудь возле церкви». А тут, напротив, офис, тут нельзя. Упс. Вот тебе, бабушка, и бесплатная парковка при отеле. Что ж, едем к церкви, кружим по парковке. Мест нет. Видимо, туристы понаехали собор смотреть. В итоге нашли местечко на соседней улице, воткнулись. Знака эвакуатора вроде нет. На всякий случай проконсультировались с дедушкой. Одобрил.
«Eric the Red Guesthouse» (12500 ISK за дабл с удобствами и завтраком) – лучший наш отель, хоть и не самый дорогой. В интерьере, как водится, прослеживается влияние шведского соседа. Очень позабавили стаканы с надписью «IKEA made in Russia». Вот так встреча. Мы даже не знали, что у нас на родине заводы IKEA есть. В номере телевизор (с 1 каналом), чайник, микроволновка, холодильник. Можно питаться, не слезая с кровати. Да и сам дедушка чего стоит (подробности чуть позже). Люди в Исландии, вообще, чудесные. Настроены к туристам весьма доброжелательно.
Удивительно, но самые дешевые гостиницы в Исландии встретились нам именно в Кефлавике и Рейкьявике. Чем дальше от цивилизации, тем, видимо, конкуренция меньше. Ценник может быть совершенно негуманным, несмотря на скромные условия. Выбирать не приходится: или плати, или иди спать на улицу. Wi-Fi, кстати, распространен повсеместно.
В самую северную столицу мира славный город Рейкьявик (Reykjavik) мы прибыли днем, часа в два. Пообедали в номере и собрались гулять. На выходе нас поймал дедушка. Пойдемте, говорит, я хочу вам что-то дать. Ну, думаем, даст карту города. С бесплатными картами в Исландии проблем нет. Ан нет. Заводит нас в столовую, ставит рюмки и достает контейнер с чем-то, порезанным на кусочки. Вах, догадываемся мы. Вот сейчас и состоится наше знакомство с легендарным блюдом исландской кухни – тухлой акулой. А запивать хакарль (hakarl), то бишь эту самую тухлую акулу, мы будем местным же алкоголем под названием бреннивин (brennivin). Причем, последовательность действий именно такова: не закусывать напиток, а запивать закуску. Честно, думали, будет хуже. Но воняет не больше, чем привычные нам вонючие сыры. Да и бормотуха сверху хорошо пошла. Хотя я, вообще-то, не потребляю крепкие спиртные напитки.
с дедушкой
Взбодренные и заряженные отправляемся осматривать город. Погода чудесная. + 10˚, солнце, тихо, тепло. Где обещанный туман, ураган и шторм?
Рейкьявик, надо сказать, не относится к городам с широким спектром достопримечательностей. По большому счету, смотреть тут особо нечего. Но сами по себе улочки симпатичные, домики кукольные, обстановка спокойная, атмосфера благообразная. Да и наличие океана сразу дает сто очков вперед. Если нечего делать, всегда приятно прогуляться по набережной.
Начали с визитной карточки города – собора Хадльгримскиркья (Hallgrímskirkja). Постройка современная. Не могу сказать, что очень красиво. Скорее, оригинально. И ориентир хороший – церковь расположена в центре и видна отовсюду. Внутри собора находится огромный орган. Но убранство, в целом, тоскливое. Перед церковью стоит статуя скандинавского мореплавателя Лейфа Счастливого (сына того самого Эрика Рыжего, в честь которого назван наш гестхаус), подаренная США в 1930 году на тысячелетний юбилей Исландского парламента.
Хадльгримскиркья
церковь и Лейф Эрикович
От собора пошли шататься по центральным торговым улочкам. Цены на вещи адские. Исландия славится изделиями из шерсти. Прикинули, что потянем только носки ребенку. Зашли в магазин с туристической экипировкой, купили газ для горелки. Баллоны нужного нам типа (с резьбой) видели потом неоднократно в магазинчиках при заправках, но на всякий случай запаслись сразу, в Рейкьявике.
теплые тротуары Рейкьявика
я и памятник
Посетили излюбленное место медитации горожан – пруд Тьйорнин (Tjörnin) с уточками.
пруд
Юрий и памятник
найди здание парламента
Оттуда вышли на набережную.
памятник рыбакам
Здесь интересное здание – концертный зал Харпа (Harpa), зашли внутрь передохнуть и пофотографировать.
Харпа снаружи
Харпа внутри
порт сквозь призму Харпы
Тут же неподалеку расположен еще один символ города – памятник лодке викингов Sun Voyager (Sólfar).
солнечная лодка
Потом побрели по набережной обратно, мимо порта.
граффити и китовые хвосты
детская игровая площадка
Вышли снова «в город», посмотрели другую большую, но теперь уже вполне классическую церковь – Кафедральный собор Рейкьявика (Dómkirkjan í Reykjavík). Умилила скульптура во дворе собора – девушка, пронзенная крестом. Все-таки христиане – добрые люди.
Кафедральный собор
скульптура счастливой христианки
Еще немного погуляли и отправились отдыхать. Все, разминка окончена. Завтра уже по-настоящему отправляемся на маршрут.