Несмотря на внушительное количество информации по Исландии, практически не встретилось отчетов о путешествии с маленькими (до трех лет) детьми, поэтому решилась-таки написать о нашей двухнедельной поездке. Мы — это два брата с женами и двумя почти двухгодовалыми сорванцами.
Маршрут стандартный, ничего супер-экстремального, но и не Золотое кольцо: 1-я кольцевая + Landmannalaugar, Askja, ночевки в машине и в палатке на крыше, f-roads, легкие трекинги. Поскольку маршрут давно обкатанный, я буду делать обзор в разрезе путешествия с детьми.
Сезон и погода.
21 июля – 4 августа.
Несмотря на дороговизну и риск быть постоянно в толпе, мы выбрали пик сезона: конец июля - начало августа. Во-первых, хотели провести чемпионат мира по футболу на родине, а во-вторых, было обещано самое теплое время года (ну, как сказать), минимум дождей (дождь был каждый день), низкие броды (тут не поспоришь, все были проходимыми, хоть некоторые и валидольными). Уже в последний день, разговорившись с местным, выяснилось, что это лето - худшее за столетие: 7 солнечных дней, начиная с марта. Когда ж еще семья Козловых могла поехать в Исландию?
Ладно, на самом деле, было вполне нормально. Главное — хорошо подготовиться. В среднем, каждый день была температура около 12 градусов. Самый холодный эпизод — утро в Landmannalaugar (+5градусов), самый мокрый и ветреный — трекинг на Свартифосс и обзорную площадку на ледник, и вокруг Ледяной лагуны. До поездки дети практически не говорили, но после возвращения внезапно стали выдавать фразочки вроде "Дом! Крыха! Кап-кап нет!" Кстати о воде: к моему удивлению, детям категорически не зашли водопады. Практически все оказались провальными — капризы, слезы вплоть до истерики. Видимо, когда вода не только сверху, но и вообще со всех сторон, — это чересчур.
Билеты.
О покупке билетов писать не буду, обычные билеты с пересадкой в Риге. Кстати, очень child friendly аэропорт: небольшой, есть замечательная игровая площадка, на которой мы скоротали наши 1,5 часа пересадки. Перелет с пересадкой в данном случае нам показался удачным: дети поспали на первом плече, потом побесились на площадке, перекусили на втором плече и опять немного поспали.
Визы.
Все как обычно, но хочу оставить ремарку о том, что давненько нас так не трепали за Шенген. У нас у каждого (в том числе и у детей) было множество мультивиз стран Шенгена, Великобритании и прочее, но тут нам попались просто супер-дотошные требования. А именно: предоставить оригиналы выписок из банков о состоянии счетов (при том, что обычно вполне годится электронная выписка с печатью), адрес всех предполагаемых ночевок в Исландии (что показалось вообще архинелогичным, так как большинство туристов вообще живут в палатках или выбирают жилье непосредственно перед ночевкой). Возможно, нам просто не повезло с оператором, но имейте ввиду.
О машинах и о жилье.
Планировать поездку мы начали поздно: билеты купили в феврале. Из-за высокого спроса предложений в гостишках с приемлемой для нас ценой было уже ничтожно мало. Следующий рассматриваемый вариант — палатки (в кемпингах, так как совсем дикарями решили с детьми не рисковать). При смене ночевки почти каждый день, решили, что раскладывать палатки будет утомительно (и правильно сделали, мокрые с первого дня, они бы не успевали высыхать в машинах). Машины же мы хотели обязательно полноприводные, так как планировали поехать по f-road (это значит дороги без покрытия с бродами) в Ландманналаугар и на вулкан Askja. Поэтому рискнули и забронировали два Ford Explorer с возможностью ночевки в машине: задние сиденья складываем (все вещи перемещаем вперед или под машину), раскладываем матрас, добавляем подушки и одеяло — отличная ровная двуспальная кровать готова! Форд позволяет 2-хметровому мужчине спокойно спать, не поджимая ног. Для двух взрослых и одного ребенка — вполне комфортные габариты.
Поскольку на письма в кемпинги мне никто не ответил, я сохранила в картах несколько возможных кемпингов на каждое место ночевки. В каждом нам с первой попытки находились два машиноместа.
За неделю до прилета представитель рент-конторы предупредил, что одна из наших машин разбита, и они ищут замену. В итоге вместо большого форда у нас вторым оказался поджарый дизельный Дастер с палаткой на крыше, но с ручной коробкой передач. По итогам поездки: ночевать было теплее, просторнее и комфортнее в машине, чем на крыше в палатке. По проходимости обе машины показали себя одинаково, но Дастер сожрал втрое (!) меньше топлива. Так что смотрите, что у вас в приоритете. Обе машины были оснащены комплектом необходимого для конкретно ночевки (одеяла, матрасы, подушки, даже постельное белье!) и для лагеря (стол, два стула, газовая горелка, комплект посуды, таз, щетка и жидкость для мытья).
Автокресла для детей также арендовали вместе с машинами. Переплаты практически не получилось, так как и без кресел багажа было предостаточно, учитывая станковые рюкзаки, и пришлось бы платить за доп.багаж, если бы брали с собой свои. Автокресла были не новые, но вполне приличные.
Чтобы сразу не пускаться во все тяжкие с налаживанием быта в машине, было решено первые две ночи провести в гостишке (на . нашли неплохие варианты), равно как и последнюю - чтобы успеть все собрать и немного прийти в себя (а так же нормально помыться, дабы не шокировать попутчиков в самолете). К тому же в районе Рейкъявика вариантов жилья много, и они по разумным ценам. Ну и еще смалодушничали немного: забронировали 1 ночь в гестхаусе на середине маршрута (перед вулканом Askja), чтобы устроить стирку и получше подготовиться. Считаю, что такой формат наиболее комфортный. По итогам — от срединной ночевки в гостинице запросто можно отказаться. Что еще важно: не планировать ночевки жестко. Об этом неоднократно говорилось в других отчетах, в нашем путешествии это нас выручило дважды. Во-первых, слишком многое зависит в Исландии от погоды, а во-вторых, от ваших детей. Мы смотрели по их состоянию: если они были уставшие, а мы хотели в трекинг — без ущерба для маршрута переносили на следующий день, меняя местами запланированные прогулки.
Важный стафф и детская одежда.
Как говорится, спонсоры нашей поездки — станковые рюкзаки-переноски. Без них любой мало-мальски приличный трекинг превращается в пытку для ребенка и родителей. Разумеется это касается тех детей, которые еще сами долго идти не могут. Особенно удобный рюкзак с дождевиком. Там ребенок вообще сидит, как в танке.
Непромокаемая одежда - мастхэв. Дождевики, штормовые штаны (в Декатлоне есть недорогие) и резиновые сапоги. Обязательно прихватите перчатки и варежки для ребенка (лучше 2 пары)! У нас вот были только одни, а они потерялись, туго пришлось. Для малышни нужно несколько комплектов одежды на прохладную погоду (один намок - оперативно меняем на другой). Обувь: в основном они ходили в резиновых сапогах на шерстяной носок поверх колготок, пару раз в высоких кроссовках. Термобелье тоже выручало неоднократно. По ходу отчета буду вставлять фото детей, чтобы было наглядно, какую одежду брать (прошу модераторов отнестись с пониманием).
Не забудьте так же разветвитель прикуривателя, чтобы иметь возможность заряжать телефоны, фотоаппараты и прочее в машине.
Съемка.
В нашем арсенале были айфоны, зеркальный фотоаппарат, GoPro и — гвоздь программы — дрон. С провозом дрона никаких проблем не возникло, только попросили достать и показать. В Исландии в целом съемка с дронов разрешена, но на многих вью-поинтах стоят запрещающие съемку знаки. На всех маяках, что понятно, а также почти на всех топовых водопадах, и в ледяной лагуне. Мы старались правила грубо не нарушать, но если очень уж хотелось, то отъезжали от парковки и снимали издалека, там, где не было запрещающих знаков. Виды, конечно, с дрона просто умопомрачительные!
Для зеркалки крайне рекомендую непромокаемый кофр, который мы взяли, но, не успев им воспользоваться, запороли фотоаппарат на одном из первых водопадов, будьте внимательны.
Так как мы ехали двумя машинами, прихватили с собой рации, что было ну просто невероятно удобно — договариваться о незапланированных остановках, или наоборот, проезжать мимо, если в машине детский тихий час.
Питание.
С собой привезли детских растворимых каш, легкоразводимый кускус и рис, фруктовые батончики и ореховую смесь. В принципе, все можно купить и там, но, разумеется, несколько дороже. У нас каждый день был довольно плотный завтрак, легкий перекус в обед и основательный ужин. Готовили сами на горелках. Понравился формат мяса на одноразовых грилях, пару раз делали.
Детям обязательно брали нескончаемые фруктовые пюре-выдавливалки, печенюхи, которые удобно подсунуть, когда ребенок сидит в рюкзаке во время прогулки. Дважды насобирали вкуснейших подберезовиков в карликовом березовом лесу, что, конечно, добавляет колорита Не забудьте взять с собой термосы. У нас обычно было 3 термоса: кофе, чай, вода для детских каш. Пригодился и небольшой кипятильник: в кемпингах от розетки ставили кипятиться воду под чай, в то время как обе горелки были заняты ужином. И вот что: алкоголь тоже везите с собой, в Исландии он продается только в одной сети магазинов и очень, очень дорогой. Для ориентира: бутылка Jameson 0,7л в Исландии будет стоить вам около 4тыс. рублей.
Режим дня.
Примерный каждодневный распорядок был следующий: завтрак – сборы лагеря – небольшой переезд (1-1,5ч) – трекинг во время детского сна – перекус – переезд (1-2ч) – установка лагеря, ужин. Если нужно было сделать большой переезд, заранее планировали так, чтобы с утра после завтрака прогуляться, чтобы дети подустали, потом перекус, потом длинный переезд во время детского сна. Довольно подробно расписали планы на каждый день именно с целью понять перемещения относительно детского сна.
Оговорки.
Только давайте на берегу договоримся: я никого не агитирую тащить детей в дальние дали, упаси боже. Разумеется, если ехать без детей, то вам будет — проще, красот — больше, трат — меньше. Но есть те, кто не мыслит расстаться с ребенком на пару недель, кто хочет приучить его с пеленок путешествовать, в конце концов, кто банально не имеет возможности оставить ребенка бабушке — вот этим людям и адресован мой рассказ. Да, не самое лёгкое наше путешествие, но замечательное, и с детьми это все вполне реально. Мы посмотрели все, что планировали и даже немного больше, наши дети живы, здоровы (в поездке не хворали). Я уверена, что они ничего не запомнят, но они, как и мы, хорошо провели время: находились 24 часа в сутки на свежем воздухе, были все время с родителями, бросали камушки в реки, кричали по-чаячьи, бегали и купались в лужах. Так что, кто раздумывает - прочь сомнения!
Итак, маршрут.
Движение выбрали против часовой стрелки, так как побоялись оставлять на конец путешествия Lanndmannalaugar.
День 0: перелет Москва-Рига-Кефлавик, переезд в Akranes
День 1: Рейкьявик
День 2: Akranes — Ландманналаугар по 26-й и F225 (с заездом на кратерное озеро Ljotipollur), легкий трекинг вокруг лавового поля, купание в горячих источниках.
День 3: Ландманналаугар (трекинг на Blahnukur), переезд в Vik (по F208, 208 и 1).
День 4: Пляж с базальтовыми столбами Reynisfjara – Seljalandfoss – Skogafoss – прогулка по мысу Dyrholaey – Kirkjubajarklaustur (простите)
День 5: Парк Skaftefell (Svartifoss, трекинг на обзорную площадку Kristinatindar с видом на ледник) – Ледяная лагуна (дубль1)
День 6: Ледяная лагуна (дубль 2) – Eigar
День 7: путь на Askja, неудавшийся трекинг к водопаду
День 8: Askja (трекинг на Askjavatn и Viti) – Myvatn (лавовые поля Dimmuborgir)
День 9: Myvatn (водопады Dettifoss, Sellfoss, фумаролы Hverir, горячие ванны)
День 10: Myvatn (вулкан Krafla, лавовые поля, кратер Hverfjall)
День 11: Godafoss – скала Hvitserkur, тюленьи поля
День 12: Тюленьи поля - водопад Glymur – Akranes
День 13: Золотое кольцо
День 14: вылет в Москву
Разбиваю отчет на куски для удобства навигации:
Дни 0-1: https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=1204&t=364476
Дни 2-3: https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=1204&t=364476#p9305119
День 4: https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=1204&p=9305850#p9307514
Дни 5-6: https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=1204&p=9305850#p9307584
Дни 7-8: https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=1204&t=364476&p=9309902#p9309902
Дни 9-10: Ни дня без дождя: Исландия с двумя двухлетками, июль 2018
Дни 11-12: https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=1204&t=364476&p=9311850#p9311850
Теперь детальный доклад!
День 0.
Перелет был в меру утомительный, но с детьми это уже вполне неплохо. По прилету в аэропорт бросилось в глаза разительное отличие приезжающих от уезжающих. Приезжие все были веселы, свежи и чертовски легко одеты. Покидающие страну льдов, напротив, выглядели настоящими тру-викингами: по три слоя одежды, в грязной обуви, хмурые и молчаливые. Вообще, они были больше похожи на беженцев ) Думаю, все это вовсе не от того, как тяжело им пришлось в Исландии, а от осознания, как не хочется её покидать! А может, все сразу.
Сперва показалось, что на улице хоть и ветрено, но не особо холодно. Ощущение исчезло минут через 20.
Первым делом после получения багажа стала покупка симкарты Síminn (не сразу нашли, где - в сувенирно-продуктовом магазинчике по правую руку от выхода из зеленого коридора). Симкарта стоила 2900 исл.крон и давала 10GB интернета. Сразу скажу, что как оказалось, в нашем Дастере был свой модем с интернетом.
Встретились с представителем рентконторы, который отвез всех нас на микроавтобусе в ангар, где выдают машины и необходимое снаряжение. Поскольку машины мы брали в разных местах, так вышло, что за второй пришлось ехать в Рейкьявик. Мужчины уехали, а мы с детьми пошли прогуляться. Навострив носы, учуяли соленый запах и двинулись к морю. Оказалось, через дорогу от этих ангаров с рентконторами, прямо на берегу находится музей Викингов (Víkingaheimar 63.975614, -22.528647). В сам музей мы не пошли, вход прилично платный, да и дети не были похожи на тех, кто хочет в музей после 6 часов перелета. Рядом с музеем имеется небольшой не зоопарк, а скорее, ферма: милые кролики, овечки, коровки и т.п., там можно походить бесплатно. В общем, мы приятно скоротали полтора часа, пока дожидались вторую машину.
Упаковавшись по машинам, быстренько заехали в Bonus (супермаркет), закупили еды и двинулись в наш дом в Akranes. Жилье там было забронировано прекрасное, совсем недорогое для Исландии. Казалось даже – в чем подвох? А подвох был. И не в том, что Akranes в 40 минутах езды от Рейкьявика, а в том, что между ними находится платный тоннель! Этого я не учла при бронировании. Проезд стоит 1000Kr с машины. Объезд вокруг фьорда будет вам стоить лишнего часа (+бензин). Сей факт, разумеется, поверг меня в печаль, учитывая, что нам надо было проехать по этому тоннелю не менее 8 раз. Ну, тут уж никуда не денешься.
Дорога от Аэропорта с каждым километром становится все более "исландской": попадаются лавовые поля, покрытые этим эндемичным мхом, видны лопнувшие пузыри вздувшейся когда-то породы... Гор не было видно совершенно: все выше 100м закрывал плотный туман.
Приехали засветло, так как в это время в Исландии вообще не темнеет. Заселились, собирались перекусить, но дети устроили истерику, попросившись спать даже не поужинав. Все-таки, перелет и смена поясов – это непросто. Счастливые мы, на радостях уложившие детей в 21 час по Исландии, просидели за разговорами до часу ночи. А зря.
День 1:
Первый ребенок проснулся в 4:30 (в 8:30 по Москве, переключение на новое время заняло пару дней) и поднял всех остальных. На повестке дня была, разумеется, Hallgrimskirkja и осмотр города. Расслабленным темпом в районе 7 утра выехали в Рейкьявик. Дорога идет от Акранеса вдоль моря, огибая бухты, в которых какие только птицы не плещутся: успевали заметить и гусей, и лебедей, и всевозможных чаек, и нырков, бакланов, глупышей и даже "китов", которые наповерку оказывались камнями. Прибрежные горы по-прежнему затягивал туман, и только повсеместно разбредшиеся коренастые лошадки совсем не унывали от этого.
Запарковались у Кирхи и пошли осматривать просыпающийся город. Мне он понравился. Такой честный, крепкий, ладный город. Без выпендрежа, по-делу функциональный, но не лишенный простой, прочной красоты. В этой столице на улицах комфортно чувствуешь себя в трекинговых башмаках и со станковым рюкзаком за спиной (у нас на Тверской вы смотрелись бы, по меньшей мере, странно). Большинство жилых домов опрятны и, интересный факт, обиты крашенным профнастилом — для защиты от ветра и дождя.
Конечно же, Hallgrimskirkja производит сильное впечатление своей базальтово-колонной стройностью. Серая, неприступная, но изящная. От Кирхи двинулись в сторону парка Hljómskálagarður, что у Национальной Галереи. Покормили лебедей в озере (особенно привлек внимание вполне веселый лебедь с напрочь поломанной шеей), дали отдохнуть детям от рюкзаков на пустынной детской площадке и двинули в порт. Сначала хотели взять морскую экскурсию на китов, но почти сразу передумали, так как с маленькими детьми можно только на медленных, среднего размера судах, а тащить детей на 4-5 часов на пронизываемый всеми ветрами морской простор показалось так себе идеей. Погуляли, поглазели на разные баркасы и рыбу в воде.
В трипадвайзере у нас была примечена кафешка с хорошим рейтингом и гуманными для Исландии ценами, но она оказалась под завязку набита народом, так что мы пошли искать дальше. Продавать почку за обед в самом начале путешествия не хотелось, поэтому мы неплохо пообедали в порту в фастфудной «Fish&Chips», что-то около 850р с человека (внушительный кусок рыбы в кляре и гора картошки фри).
К полудню повернули назад к машинам. Уже у самой Кирхи услышали утробный гул — это была воскресная месса, разумеется, с органом! Ох, ну до чего же это мощное впечатление - всем телом чувствовать вибрацию воздуха, пола, стен, когда стоишь то ли в перевернутом корабле, то ли у кита в животе. Дети, увы, не оценили сего действа, так что мы их, ноющих, упаковали по машинам и поехали в сторону дома. Решили дать им поспать, а заодно сэкономить на туннеле, так что поехали вдоль фьорда.
В Акранесе сразу поехали в Kronan, большой супермаркет. Накупили еды на два дня вперед, так как на утро нам надо было выезжать в Landmdnnalaugar, а там еды купить негде. Заправились на Orkan – и домой.
Поскольку времени было около 16 часов, а мы уже все дела переделали, решили пойти погулять к маяку (64.308845, -22.094929). По дороге пошел вполне такой ощутимый дождь, но мы смеялись, мол, тренируемся!
Рядом с Маяком обустроен деревянный настил, вокруг которого то тут, то там попадаются раскрашенные камушки, что-то вроде мини-парка.
Вокруг Маяка нас ждал суровый нордический пейзаж с хмурым небом, стальным морем, соленым и йодистым запахом и невероятной расцветки ракушечным скалистым берегом, покрытым всякими водорослями. Мы честно выдали детям дождевики, лопаты и грузовички, а сами сели на мокрых камнях (тут нам пришлись кстати полиуретановые сидушки) и распили термос с виски-колой под шум моря.
На этом первый полный день – всё.