Осталось меньше недели, в голове каша.
10 - прилет, прокат машины, осмотр Тель-Авива (непонятно смотреть на машине, а где парковать или пытаться ее бросить у отеля, а как добираться?)
11 - Хайфа, Назарет, Тевериадское озеро, ночевка в Назарете
12 - Иерусалим, ночевка в нем же
13 - Мертвое море
14 - Эйлат (Возможно рыпнуться в Петру, а оно того стоит?)
15 - Эйлат (Возможно второй день в Иордании, глянуть Вади-рам)
16 - Эйлат (Массада)
17 - Вылет в Мск.
Или это нереальный график? И нужно отказаться вообще от Иордании (да и дорого очень выходит), может Красный каньон ее частично компенсирует? И лучше побольше побыть где-то в центральной части?
Хочется глянуть на природные красоты и старые города, историей и археологией не увлекаемся, современные постройки особо не впечатляют.
Хочется все же немного посмотреть где нибудь на пустыню, ни разу не видел, ну и для галочки объехать 3 моря. Зоопарки, дельфинарии, аквапарки, и т.д. не интересуют.
А теперь как все получилось, и что реально посмотреть за 7 дней:
Перелет: Москва - TLV Уральскими авиалиниями, из Жуковского, для нас оказался самый выгодный и удобный вариант. Никаких претензий к перелету нет.
Прокат машины:Взяли машину машину в аэропорте забукированную через Rentalcars в прокатчике Thrifty, в результате машину дали с логотипом Hertz без пробега вообще, новую. Прокатчик предложил страховку за 40 Евро в день для полного исклуючения франшизы и а 9 Евро от зарапин, сколо и т.д, я сначала не не планировал брать страховку, но т.к. машины была новая, опасался что где-то могут коцнуть, а в Израиле много видел машин реально с кучей мелких коцок, согласился. Хотя когда сдавали машину она снаружи была такая грязная, что там особо ничего и не разглядишь. По грязи вопросов не возникло. Во время проката на карте блокируется сумма, у нас была самая дешевая машина и блокировалось около $700.
Автомобильное движение: Все ездят довольно аккуратно и спокойно, только немого превышают скорость, мы тоже не отставали, но на дорогах есть камеры, надо быть осторожными. Качество дорожного полотна почти везде отличное.
Заправки: Заправки есть с магазином в котором можно оплатить карточкой, а есть в которых можно оплатить только на самой колонке картой, но в ней весь интерфейс конечно на Иврите и иногда нужно ввести какой-то код, но там обычно есть человек который может Вас заправить, это будет чуть дороже но зато заправитесь. Но всегда при оплате картой, на ней будет блокироваться депозит, сумма зависит от заправки где то было 200 шекелей, а где то 450, и уже через несколько дней-неделю происходит перерасчет и списывается сумма на которую вы реально заправились, а остальное разблокируется. В связи с этим надо понимать если у Вас обычная зарплатная дебетовая карта и собираетесь много путешествовать, то Вам нужно на ней держать достаточно денег на все заправки-блокировки.
Сотовая связь: Я легко нашел с помощью гугл карт супермаркет Rami Levy, там в углу их салон связи, и таки да, там есть эти тарифы по 40 шекелей и много других, но к этим 40 нужно еще купить за 50 шекелей саму симкарту. Купили, связь и интернет почти везде работали отлично.
Навигация: Везде пользовался Гугл картами, везде отлично водило и все находило. Карты предварительно закэшировал в оффлайн на всякий случай. Всякие тропки смотрел по Maps.ME. Этого набора вполне хватило.
Парковка: Это конечно трудная тема. Во всех крупных городах бесплатной парковка почти негде нет, цены примерно следующие: Иерусалим 110 шекелей сутки, Назарет 40-60 шекелей. Но если это не автоматическая парковка со шлагбаумом, а с будкой и парнем, то можете смело торговаться. И конечно будьте готовы к тому, что ваша машина может быть припаркована не совсем близко к отелю, особенно если он в центре.
Парковка на улицах:
красный/белый бордюр - стоянка запрещена.
синий/белый бордюр - платная парковка, нужно искать исправный паркомат поблизости, кидать в него манетки (нужно их приготовить заранее) и класть чек под стекло, есть еще какая-то оптала через мобильное приложение, но там нужно иметь Израильский ID, короче не разбирался. Ночью тут может быть бесплатная парковка, например с 19 до 9, но там может быть приписка типа "только для жителей района". Т.ч. либо уточняйте у местных точный перевод либо не рискуйте. Стоимость как я понял везде разная, на мертвом море у плажа в Эйн-Бокек она была 5 шэк/час. Тетеньки по выписыванию штрафов реально работают и ходят раскладывают штрафы под стекло.
серый бордюр - бесплатно, но в некоторых местах они могут быть в зоне где парковка не местным жителям в принципе запрещена, это обычно во всяких исторических центрах, т.ч. опять же уточняйте у местных, например в отеле на ресепшен.
Деньги: Везде расплачиваются шекелями, но в целом если это покупка чего то в туристическом месте у частника то могут взять и $. Все оплачивал обычной российской дебетовой картой VISA (которая конечно по БИН по коду пробивается как кредитная), ни разу отказа не было. Наличные пару раз снимал в банкоматах - всегда давали не более 400 шекелей, и всегда брали комиссию около 10-15 шекелей, но о ней банкомат сообщал. В целом практически везде можно расплатиться картами.
Отели: Отели тут в среднем дороже Европы, $50 - трэш отель, но переночевать можно, $100 - как в Европе за 50 или чуть хуже, дороже $100 не пробовал, но если букать заранее думаю можно выбрать поприличнее. Чистоты и блеска не ждите, восток однако, но терпимо. Учтите что если отель с завтраком, то завтрак может быть с 9 до 11, т.ч. уточняйте.
Цены: Уровень жизни в Израиле похоже выше чем у нас и все соответственно дороже. Мне показалось что все дороже в 1.5 - 5 раз. Может просто курс обмена неверный? Я первый раз ел шаурму за 1300р., она конечно большая и на тарелке, со всякими добавками но это все равно шаурма. Но зато в большинство исторических, природных и религиозных мест можно зайти бесплатно. В целом нужно морально приготовиться к тратам и ехать. Самые большие траты это питание и проживание.
Подготовка: Если Вы не знаток истории и религии, и не готовы брать сертефицированного гида за 250$, да если и готовы, то необходимо почитать про историю этой страны как в древности так и современную, историю самого Еврейского народа, события в ветхом и новом завете, запастись аудиогидами и тогда ехать, иначе удовольствия и смысла от поездки будет мало.
Погода в марте: Хоть Израиль очень компактная страна, но погода в разных частях была очень разная - в Эйлате было до 27 градусов и можно было купаться, в Мицпе-Рамон было +12 и жуткий ветер, на Мертвом море +20 и тоже сильный ветер, в Иерусалиме день было +20 и солнце, другой день ливень, в Т-А +15. В целом с погодой повезло.
День 1: Прилет, аренда машины, осмотр старого Яффо в Тэль-Авиве. Есть бесплатная(нет 100% уверености) парковка у старого порта яффо, на гугл картах она есть, простояли там 2 ночи без проблем.
День 2: Хайфа сады Бахаи, пускают только на один уровень снизу и сверху, как по мне этого достаточно, зато везде можно бесплатно припарковаться поблизости. Далее парк с подвесными мостам, и небольшой тек по лесочку - как по мне не сильно интересно. Далее древний Акко, город-порт которому 4000 лет - интересно место, есть где побродить, красиво. Назарет - вечером на въезеде огромная пробка, потеря времени порядка 1.5 часа. По этому если сам Назарет не сильно интересует то лучше пропустить.
День 3: Назарет - спорная точка, хотя старый город красивый, особенно пройтись рано утро до начала торговли, а потом после, вышли в 7 с чем-то утра, обошли 3 самых важных храма, и в 10 уехали, поднялись по серпантину вверх где мечеть, думали там красивый вид на город - но вид так себе. Поехали на Голанские высоты, приехали на одну из гор в северной части голанских высот, на которой есть укрепления, прям рядом с границей с Сирией, и горой Хермон на которой в Марте еще лежал снег - интересное место, стоит съездить. Переезд в Иерусалим.
День 4: Иерусалим, по совету уехали на такси за 50 шек. на масличную гору и оттуда постепенно спустились в старый город и побродили по нему с аудиогидом izi.Travel. - красиво, интересно нам одного дня хватило. Старт с масличной горы очень хороший вариант маршрута, но не вздумайте туда идти пешком.
День 5: Переезд на Мертвое море через палестину, что на западном береге реки Иордан, с заездами в разные точки по дороге, в т.ч.: Эйн-Геди - после дождя была открыта только дорога до водопада за половину стоимости - не стоило тратить время. Масада - интересное место, стоит заехать. Само мертвое море - я представлял себе как белый, соляной берег с кучей кристаллов и высолов, местом для шикарных фоток, как наш Баскунчак. Но по факту оказалось, что мертвое море сейчас это 2 лужи, одна (северная) находится в Палестине и вот она как раз в своем первозданном-природном состоянии где можно найти красот, а та часть (южная) что в Израиле она вся поделена на полоски, берега отсыпаны щебнем, пляжи обычным желтым песком, мест с красивыми кристаллами мало, хотя я нашел немного. Жили в поселке Neve Zohar - своего пляжа нет, ездили на пляж в Эйн-Бокек, 5 минут на машине.
День 6: Переезд в Эйлат. Заехали в парк Тимна - ну что сказать, место неплохое, с комическими пейзажами, можно везде проехать на машине но по дороге из Эйлата в Т-А, есть куча подобных видов за бесплатно, да если еще и по красному каньону побродить... то в Тимна вроде и делать нечего. В общем парк камней разного калибра, от песчинки до горы В общем не турецкий Гереме. Красное море: Погода была очень приятная, что позволило купаться и загорать. Море очень чистое, пляж галька, народу как кильки в бочке, место конечно найти можно, но это Вам не Бан-Пе с безлюднам 10 километровым пляжем. Можно пешком дойти до границы с Иорданией или Египтом .
День 7: Переезд в Тэль-Авив с заездом в разные места на по дороге, в т.ч. на Красный каньон - место классное, можно очень далеко уйти вниз по ущелью, есть много маршрутов на Maps.ME. Сложность обозначена цветом на метках, их много на скалах, не заблудитесь, учтите, что на черных местами придется корячиться по горам. Заехали в Mitzpe Ramon - неплохое место в хорошую погоду.
День 8: Закупка подарков в супермаркете, возврат машины, вылет в Мск. Оказалось, что в а/п два терминала Terminal 1 и Terminal 3, так вот львиная доля рейсов улетает с 3-го, а трансфер прокатной канторы нас отвез к 1-му, как результат добирались на бесплатной шатле, ходит раз в 15 минут. В общем, со всеми форсмажерами 3 часа на сдачу машины, регистрацию, паспортный контроль, секъюрити и т.д. в а/п хватило впритык (в чистой зоне оказались за 15 минут до посадки, это очень не комфортно), по этому лучше еще добавить времени.
Резюме: Стоит ехать на 7 дней? - Да, если Вам нравится динамичный темп, и Вы так отдыхаете. Но конечно лучше все раскидать на 2 недели.
вроде все, если что-то соврал, пишите поправим...
Друзья, ниже в теме еще много полезного, особенно от OlegMG.