Неохваченной осталась одна из главных достопримечательностей страны – винодельня Криково. Но приходилось выбирать… Выбирать пришлось и то, как перемещаться по стране. Можно было взять машину, а можно – попытаться воспользоваться общественным транспортом. После долгих колебаний я выбрал все-таки общественный транспорт, хотя сомнения, что намеченную программу можно выполнить оставались до конца.
Мало того, что рейс до Кишинева занимает вместо 2-х более 3-х часов из-за того, что надо облетать территорию Украины, так его еще и задержали на 1 час. И вместо 11 вечера, мы прилетели после полуночи.
Хотелось побыстрее добраться до гостиницы и завалиться спать, так как завтра (уже сегодня!) у меня будет насыщенная программа. Но нет! Придирчивые таможенники передали мой паспорт в службу безопасности для дополнительного контроля. И не только мой. Таких «счастливцев» с рейса было человек 10. С каждым надо было провести индивидуальной собеседование. У одной женщины спрашивали почему она отказалась от молдавского гражданства, но по ее словам, у нее никогда и не было молдавского гражданства. В общем, издевались как хотели. У меня требовали доказательства, что я работаю. Ага, приехал на заработки в Молдавию!
Так как я в аэропорт приехал прямо с работы, у меня был мой потертый рабочий пропуск. Его покрутили в руках, и сказали, что он не внушает доверия. Надо еще какой-то документ или иный свидетельства, что я работаю. Можно даже фотографии с какого-то корпоратива сказал безопасник. Был послан. После чего… меня отпустили. Может быть сразу надо было послать? И все же не самое приятное начало поездки.
В дополнение, когда таксист привез меня к забронированным через букинг апартаментам на их месте оказался обычный дом без каких-либо опознавательных знаков. Пришлось звонить. Выяснилось, что эти апартаменты принадлежат гостинице, расположенной в 1 квартале отсюда, и надо прийти на регистрацию туда. Я пришел и сказал все что я думаю о них. Сошлись на том, что мне за те же деньги дадут номер в самой гостинице за те же деньги. Номер понравился, и я остался. Да и сил уже не было.
Утром дал себе поспать чуть побольше, и сразу пошел на Центральный автовокзал. Решил сегодня съездить в Приднестровье. Маршруток оказалось много и в Тирасполь, и в Бендеры. Я поехал в Бендеры. Интересно, что на многих картах Бендеры относятся к Молдавии, но по факту контролируются Приднестровьем. Отправились не дожидаясь пока маршрутка заполнится до конца. По пути еще подбирали пассажиров. Проехали аэропорт, кто-то вышел здесь. Я для себя это отметил как один из вариантов добирания до аэропорта.
Затем проехали молдавский полицейский пост, здесь притормозили, но проверки не было, потом пост миротворцев, а после этого остановились на приднестровском пограничном посту. Здесь надо выйти и зарегистрироваться. Я сказал, что еду одним днем, и сегодня же вернусь. Больше вопросов не было, и мне выдали распечатку о том, что мне дается разрешение на транзитный въезд, а до 8 с чем-то вечера я должен успеть выехать. Через несколько минут мелькнула бендерская крепость, наверное, главная достопримечательность Приднестровья, а еще через пару минут мы уже остановились на автовокзале. Здесь присутствовал обменник, но от был закрыт, а банкоматов в Приднестровье нет в принципе. Ладно, разберемся.
Пошел пешком к крепости. По пути прошел несколько памятников защитникам города от молдавских националистов (именно так написано на одном из них). Крепость совсем рядом, но входа с этой стороны нет, так как здесь располагается воинская часть. И чтобы попасть к ней надо ее всю обойти. Вход открыт через заброшенный завод. Если бы не указатели, ни за что бы не нашел. Билет стоит 20 приднестровских рублей. Но с меня согласились взять по курсу в леях. Сдачу я тоже попросил в рублях – вдруг понадобятся?
Сама крепость неплохо отреставрирована, много информационных стендов.
Зашел посмотреть ассортимент в сувенирном магазине. Здесь разговорился с молодым милиционером, кокетничавшем с продавщицей. Он очень удивился, что я из Москвы. Туристы здесь не часто появляются. Посоветовал посетить Тирасполь. Я сказал, что так и сделаю.
Но не сделал. Было понятно, что в Тирасполе, кроме еще нескольких памятников, посвященных недавней войне, смотреть нечего. Мне же хотелось просто побывать и посмотреть что же из себя представляет Приднестровье. Свое любопытство я удовлетворил. Хотя доехать до Тирасполя не составило бы особого труда. Туда ходит троллейбус 19, причем достаточно часто. Пошел обратно на автостанцию. Приднестровских рублей на билет все равно не хватало, поэтому потратил их на какую-то булку (я же еще не завтракал) и воду. Билет купил за леи, опять же без проблем. На этот раз дал без сдачи. Местные рубли мне больше ни к чему.
Загрузился в маршрутку. Здесь работало местное радио. Во время рекламы объявили: «Напоминаем, что на центральной площади Тирасполя организована фан-зона. Болеем за наших! Поддержим Россию!» Ну да, сегодня же четвертьфинал ЧМ Россия-Хорватия. Было бы интересно посмотреть в Тирасполе, но смотреть придется в Кишиневе. Посмотрим, за кого там будут болеть…
На обратном пути в маршрутку зашла приднестровская пограничница, проверила наличие разрешений на въезд. На молдавском посту опять не было проверки. Это понятно, они считают Приднестровье своей территорией, но если въезжать в Приднестровье со стороны Украины, что, никакого контроля со стороны Молдавии нет? Потом мне объяснили, что на большинстве постов с украинской стороны сидит и молдавский пограничник. Таким образом, в одном окне проходится сразу и украинская, и молдавская граница, а потом приднестровская (ну или в обратном порядке). Причем со стороны Украины сильно укрепили границу, блиндажей нарыли. Интересно, они правда ждут нападения из крошечного Приднестровья? Или просто бюджет осваивают?
Вернувшись в Кишинев, сходил пообедать погулял по городу. На удивление, он оставил неплохое впечатление. В центре сохранилась малоэтажная застройка 19 века, приятные парки. Нашел «Музей литературного героя». Как свидетельствует табличка на входе, он посвящен О.Бендеру, для которого Кишинев должен был стать первым городом на пути к Рио. Вход свободный. Музей, по информации той же таблички, работает «целый божий день». Тогда не зашел, а сейчас жалею.
А на здании, где сейчас находится Управление молдавскими железными дорогами, висит оставшаяся с советских времен памятная доска, свидетельствующая о том, что здесь вынесли приговор Котовскому. Причем не одна, а целых две: на русском и молдавском языках. Причем на молдавском – написана кириллицей. Это единственное место, где я видел надпись по-молдавски на кириллице. Забыли снять? Оставили специально? А недалеко установлен камень в память «жертв советской оккупации и тоталитарного коммунистического режима».
Зашел погулял в приятном парке с озером, и пошел в номер смотреть футбол – из множества каналов где-то да будут показывать! Но нет. Ни на одном нет. Стал смотреть на телефоне. Поначалу нормально показывали, а когда забивали гол – завис! Больше я таких издевательств терпеть не стал, и отправился в ближайшую пивнушку. К тому же интересно было за кого здесь болеют?
Болели, также как и в Тирасполе, за Россию! Орали так, что уши закладывало. Приятно!
На следующий день предстояло проехать почти всю Молдавию в северном направлении и вернуться обратно. Это оказалось не сложно. Правда, пришлось встать в 5-30 утра. Быстро покидал вещи в рюкзак, и направился на северный автовокзал. Я знал, что первый автобус в Сороки отходит в 7 утра, поэтому особенно не спешил. Решил пройтись туда пешком, так как ни троллейбусов, ни маршруток видно в этот ранний чес не было. Дошел довольно быстро. В кассе сказали, что вот прямо сейчас, в 6-30 отходит транспорт в Сороки. Отлично! Значит, я сэкономил полчаса!
Пока дремал, уже приехали в Сороки. На часах было 9 с чем-то. Чем интересны Сороки? Здесь есть замок, набережная и цыгане. Начал я с набережной, которая ведет к замку. Неверное, когда-то она была красивая. Но отсутствие ремонта, видимо еще со времен «советской оккупации», сделали свое дело. Еще более странно смотрится противоположный берег реки без каких-бы то ни было следов обустройства. Странное зрелище: здесь, пусть запущенная, но все же хоть как-то обустроенная набережная, а на другой стороне – абсолютно деревенский пейзаж. Чуть вдалеке, на противоположном берегу, виден деревянный причал, а рядом с ним, похоже, что украинский таможенный пост. На том берегу – уже Украина.
А вот крепость вполне хорошо отреставрирована. С информацией о ней здесь похуже, чем в Приднестровье, но выглядит все вполне достойно. С ее стен открываются виды, в том числе, на холм, возвышающийся над городом, а там… Там – цыгане.
Эка невидаль, скажет кто-то, у нас в Москве у трех вокзалов их тоже полно! И будет не прав. Здесь они живут, а на холме – их дома. Точнее, дворцы. В каких стилях их только не строят! Не буду говорить о вкусах их владельцев. Мне же это творчество больше напомнило дворцы наших нуворишей 90-х годов: деньги есть, а вкуса – нет. Но главное, самим цыганам нравится. Интересно, что большинство, да что там большинство, почти все из них – недостроены. Туда пошел пешком, обратно – на маршрутке за 2 лея. Прямо к автостанции. А здесь уже готов отправиться проходящий автобус в Кишинев. На нем и поехал. Пока все складывается как нельзя лучше!
Но в сам Кишинев мне пока не нужно. Не доезжая километров 40 до Кишинева, вышел у развилки на Иванчу, перешел дорогу и, метров через 100, обнаружилась остановка, откуда, теоретически можно доехать до Старого Орхея. Ближайшие к нему деревни – Требужаны и Бутучены. На остановке уже кто-то стоял. Отлично, значит общественный транспорт здесь существует! Долго ждать не пришлось. Остановилась машина, и нас предложили подвести. Цена вопроса – смешные 5 лей. От того места, где меня высадили, до самого Старого Орхея пришлось топать 2,5 километра. Но, за исключением того, что за эти 2 дня я уже порядком истоптал свои ноги, идти было приятно. Радовал открывающийся впереди вид. Машины обгоняли меня одна за одной. Я-то думал, что здесь будет мало народу, а оказалось – как на Никольской улице во время Чемпионата! Ну это, конечно, я чуть преувеличил, но народу реально много, особенно учитывая, что это в стороне от основных дорог.
Оказалось, что большинство – дети из пионерского лагеря. Ну, не пионерского, конечно, но что-то типа того. Все 4 отряда, включая вожатых, между собой общались по-русски.
В общем, несмотря на количество народа, место мне понравилось. Красивая природа, церковь, часовня с подземельем. У входа в часовню стоит монах и то читает, то говорит что-то входящим. Со мной тоже заговорил. Я ответил по-русски, что не понимаю. Тогда он продолжил еще что-то говорить. Я повторил, что не понимаю. После этого он перешел на русский. И сказал, что люди совсем срам потеряли, ходят в церковь в шортах. Я сказал, что у меня длинные, ниже колена. Но оказалось, что против моих шорт он ничего не имеет, а говорит по поводу «пионеров». Впрочем, кроме ворчания по этому поводу, для «пионеров» вреда от этого никакого нет. Как входили в шортах, так и продолжили входить.
Если спуститься в часовне вниз, то можно выйти на небольшую площадку в середине мелового обрыва. Здесь в трещинки в породе вставляют монетки. Для исполнения желаний, как пояснили мне. Я стал изучать по монетам откуда сюда приезжают люди. Большинство монет, естественно, оказалось молдавской мелочью. На втором месте – украинские, остальные – примерно в равных долях приднестровские, российские, польские и евро-мелочь.
Глядя на количество народу, я думал, что выбраться отсюда не составит никакого труда, тем более учитывая как все удачно складывалось до сих пор. Самую проблемную, как я считал, часть маршрута проделал на одном дыхании, вообще без задержек. Но здесь что-то пошло не так.
Маршруток не было, но это меня не сильно опечалило. Поток машин отсюда оказался достаточно плотный, и все так или иначе едут к трассе, где полно рейсового транспорта до Кишинева. Но никто не спешил останавливаться. Решил дойти до того места где меня высадили и откуда, как я считал, будет легче уехать. Потому что там будут маршрутки из Требужан и Бутучен до Орхея, а если повезет, то и до Кишинева. Ну и частники, конечно. На деле ничего этого не оказалось. Ни маршруток, ни частников. Поток был достаточно оживленный, но никто не останавливался. Оно и понятно: это богатые молдоване, которым западло заниматься извозом. Запас времени был большой, но стоять я не стал. До трассы отсюда 15 километров. Если даже придется идти пешком, то на самолет я не опоздаю, а вот если стоять, то не известно сколько придется прождать «свою» машину. Итак, я пошел. На мое счастье солнце спряталось за тучу и было не так жарко. И только когда отмахал 5 километров удалось застопить машину. И сразу до Кишинева.
В машине ехали муж с женой. К ним на следующей неделе приедут друзья из Москвы, и они ездили посмотреть стоит ли везти их в Старый Орхей. Узнав, что я тоже из Москвы обрадовались и сказали, что будут на мне «репетировать» прием гостей. С удовольствием отвечали на мои вопросы, много рассказывали о молдавском вине вообще и о Криково в частности. Оказывается, Криково идеально подходит для хранения вина. По их словам, у многих иностранных лидеров есть своя комната хранения, откуда им доставляют вино по их требованию. Так что виртуальный тур по Криково у меня все же состоялся.
После посещения Приднестровья меня интересовал вопрос: если въезжать со стороны Украины в Приднестровье, а оттуда в Молдавию, то кто поставит в паспорт молдавский штамп? Ведь нет никакого контроля со стороны молдавских пограничников на границе с Приднестровьем. Оказывается, эту проблему удалось решить совсем недавно. Молдавия договорилась с Украиной, и теперь в одной комнате сидят и украинский, и молдавский пограничник. И ставят сразу 2 штампа – на выезд и на въезд. Интересно, что раньше пограничники ехали через Приднестровье переодетыми, там их иногда отлавливали и возвращали назад. Теперь они приезжают со стороны Украины.
Так незаметно за разговорами и доехали до Кишинева. Спросили куда меня отвезти, а я попросил высадить меня где-нибудь в центре. Надо посидеть, поесть. Ну и по городу походить можно – времени еще много оставалось.
Время-то осталось, а вот ноги я уже стоптал сильно за эти 2 дня. Да и жарковато на улице, несмотря на то, что местные заверяли, что в это время года температура обычно бывает градусов на 10 выше. Поэтому я пошел на автовокзал. Маршрутка на Тирасполь была, но везти меня до аэропорта отказалась. Вместо этого стали сватать мне такси, и очень удивлялись тому, что я не хочу ехать на такси. Да, такси здесь недорогое, но зачем? Должен же быть другой способ добирания. И он нашелся!
На остановке в двух кварталах отсюда останавливается автобус № 30 и троллейбус (!) № 33. Цена вопроса – 3 лея. Оплачиваются кондуктору. Особенно меня удивило, что троллейбус идет туда, хотя проводов я не помню. Оказывается, троллейбусы складывают «рога» и едут без них. Добрался примерно минут за 40.
В общем, подводя итог можно сказать, что за 2 дня успел все, что наметил. Если бы взял машины на прокат, смог бы и в Криково съездить. Но и без Криково мне вполне хватило впечатлений. Поездка выходного дня в Молдавию – удалась!