Форум Винского помог в планировании двух последних поездок, и я решил, что настало время и мне внести свой скромных вклад в общественную базу туристических знаний. Являясь начинающим туристом и фотографом, прошу не судить строго мой первый отчет. Надеюсь, что он принесет пользу желающим посетить Словацкую Республику.
Итак, поездка в Словакию была запланирована довольно спонтанно. Основной задачей было найти немноголюдное место с красивой природой, чистым воздухом и приемлемыми ценами. Изначально планировали провести неделю в украинских Карпатах, но случайно пришла мысль посмотреть на европейское продолжение этих гор. Прочитав несколько отчетов и составив предварительный бюджет, было принято решение провести неделю с 24 августа по 1 сентября в словацком регионе Высокие Татры с вылазками на экскурсии в Попрад, Кежмарок, Спишский Град, Ледовую Пещеру и Словацкий Рай.
Дорога из Киева до Старого Смоковца, который находится в центре Высоких Татр, с прогулкой в Ужгороде заняла 26 часов и стоила приблизительно 270 грн (25 евро) на человека в одну сторону: поезд Киев-Ужгород (плацкарт), автобус Ужгород-Кошице, поезд Кошице-Попрад, электричка Попрад-Старый Смоковец. Билеты на автобус Ужгород-Кошице покупались заранее через сайт словацкого перевозчика Eurobus (https://online.eurobus.sk/). При оплате онлайн нужно распечатать билет и предъявить его водителю при посадке. За провоз одной сумки в багажном отделении нужно доплатить еще 1 евро на месте водителю. Важный момент: время отправления из Ужгорода указано на сайте и в билете по словацкому времени, поэтому нужно заранее проверить реальное время отправление на автовокзале, чтобы зря не ждать или, наоборот, не пропустить автобус.
Ж/д вокзал города Кошице находится в 50 метрах от автовокзала. Из Кошице до Попрада можно доехать на региональном поезде за 5 евро, который делает остановки каждые 15 минут и едет около 2 часов, или же на Интерсити за 7 евро, который делает всего 2-3 остановки и долетает в два раза быстрее. Мы выбрали первый вариант, что дало возможность неспешно рассмотреть маленькие городки на своем пути, а также их жителей. Из Попрада каждый час в __:37 минут отходит электричка в Старый Смоковец. Мы заплатили по 1,5 евро с человека и провели в пути около 20 минут.
Горы можно увидеть уже с Попрада, но на подъезде к Старому Смоковцу масштаб и величие каменных истуканов просто завораживали, особенно в лучах заходящего солнца.
Немного заблудившись в ночном городке, мы пол часа искали отель, стуча колесами чемоданов по пустынным улицам. И вот наконец долгожданный номер, чай и сон.
Кстати об отеле, мы его выбрали благодаря отчету O’lena. Спасибо огромное за наводку
Так он выглядит снаружи в лучах утреннего солнца.
Первый день был ясным, и мы решили подняться на один из самых высоких пиков Татр – Ломницкий Штит (2632 м над уровнем моря). Канатная дорога на этот пик стартует из Татранской Ломницы. Первым делом мы купили Tatry Card (4 евро) (http://regiontatry.sk/en/) у хозяйки отеля, чтобы бесплатно и безлимитно пользоваться татранской ж/д на протяжении всех дат пребывания в отеле, а также скидками в некоторых ресторанах. Эти поезда ходят по Т-образному маршруту: от Попрада до Старого Смоковца и от Татранской Ломницы до Стрбского Плеса. Выходит что Старый Смоковец – это своеобразный ж/д узел, откуда удобно ехать во всех направлениях. Также в летний период по воскресеньям курсирует старый почтовый вагончик, который смотрится довольно колоритно.
В Татранской Ломнице по дороге на подъемник наткнулись на первого представителя дикой природы, который гулял по улицам городка и цыганил хлеб у местных жителей.
В общем, к кассам канатной дороги мы добрались около 10 утра и узнали, что ближайший билет на вершину можно купить только на 15:10! А еще накануне мы слышали, что в горах к вечеру очень резко меняется погода и забираться на пик лучше с утра, поэтому решили отложить Ломницкий Штит на другой день. Слегка расстроившись, мы побрели обратно на вокзал. Хорошо хоть оленя увидели, и утро прошло не зря
Сели на поезд к Стрбскому Плесу, чтобы больше не зависеть от графиков, а просто погулять и полюбоваться природой. И любоваться было чем!
Погуляв вдоль озера, решили пройти несложный маршрут до водопада Скок, предварительно перекусив в колыбе на берегу.
Брынзовые галушки и брынзовые пироги
На десерт заказали пироги с маком и вареньем. Когда заказывали, представляли себе маленькие булочки с румяной корочкой, но никак не... вареники.
Было вкусно, но очень сытно и сладко.
Дорога к водопаду не сложная, уклон маленький, занимает не более часа. Местами нужно попрыгать по камням, а местами - по корням.
По дороге к водопаду.
А вот и сам водопад!
Наверное, это не самое полноводное его состояние, но все равно красиво.
Слева от Скока поднимается тропа к небольшому озеру, из которого он и вытекает.
Вокруг этого озера паслись горные козы, но шум наших шагов отогнал их на расстояние превышающее зум фотоаппарата.
Ужин и вечерняя прогулка вокруг Стрбского озера стали завершением первого дня в Татрах. Кстати, плесо ночью не хуже чем днем.
Особенно радует отсутствие людей на тропинках, которых днем тут пруд пруди.
Перед отправлением восвояси посетили местный продовольственный магазин, который находится напротив ж/д станции Стрбское Плесо. К слову, во всем регионе Высокие Татры самый лучший супермаркет мы нашли в Старом Смоковце. Он расположен справа от Гранд отеля и цены в нем немного ниже, чем в попрадской Билле! В супермаркете нам удалось найти несколько продуктов, которые с первого укуса покорили наши сердца: словацкий сыр (особенно твердые сорта и сыры с белой плесенью), черный хлеб, вареная колбаса и снеки из воздушного риса со сгущенным молоком.
Второй день решили посвятить городам Левоча и Попрад. До первого из них нас привез автобус из Попрада за пол часа и пару евро/чел. На автовокзале посмотрели расписание автобусов обратно, и пошли гулять. Центр города приятно удивил уютной атмосферой и старинными фасадами домов.
Некоторые дома в центре ненавязчиво намекают на свой возраст, требуют уважения и ремонта.
Шедевры французского автопрома в Левоча. Оказалось, что это автопробег трех бородатых австрийцев-коллекционеров.
Хотели посмотреть самый высокий в Европе алтарь из дерева (18 м), но он был на реконструкции, как и большая часть тротуаров на центрально площади Левоча.
Любителям булочек рекомендуем зайти в булочную на улице Kosicka, сразу за углом от городской администрации. Продолговатые булочки с творогом и штрудели с яблоками были просто великолепны, особенно за свою цену – 40-60 центов за шт.
Прыгнули в автобус и обратно в Попрад. Приехали туда уже после 6 вечера, магазины были закрыты, город полупустой и мрачный. Фотоаппарат доставать захотелось только после глотка прохладного «Золотого Фазана».
Пожалуй, ужин – это единственное, что понравилось в Попраде.
На третий день прогноз погоды не был радужным, поэтому горы снова откладывались на потом. Очередной экскурсионный день, на повестке дня королевский город Кежмарок и самый большой замок Словакии – Спишский Град.
Снова Попрад, автовокзал, 30 минут и мы в Кежмарке. Первой достопримечательностью Кежмарка на нашем пути была деревянная протестантская церковь Святой Троицы.
Снаружи ничего примечательно, но зайти внутрь (2 евро) – это просто МАСТ! Все сделано из дерева, включая алтарь, орган, пол, потолок, опоры и лавки. Словами не описать, нужно просто увидеть это наследие ЮНЕСКО своими глазами. Фотографировать запрещено, да и не особо хотелось. Вот просто стояли и любовались плодами человеческого мастерства, хотя обычно церкви нас не очень интересуют.
Недалеко от церкви берет свое начало центральная улица Главное Наместье
которая упирается с другой стороны в Кежмарский замок
Внутри замка ежечасно проводят 40-каминутные экскурсии на словацком языке.
Слева от замка находится самая старая улица города с разноцветными домиками.
По этой улице можно дотопать обратно к центру, заглянув по пути в дворик базилики Св.Креста.
По дороге к автовокзалу глазели на причудливые старые витрины и вывески.
В местом туристическом центре, что напротив городской ратуши, нам любезно объяснили, как нужно добираться до Спишского Града, вручив распечатку с графиком движения автобусов. Оказалось, что нужно сделать пересадку в Левоча. Пересадка выглядит довольно забавно: высаживают на остановке где-то на окраине города, и там ждешь 10 минут следующего автобуса. Благо водители попадались слегка русскоговорящие, и можно было разобрать план действий: стой тут, жди 10 минут
Вот и первые виды Спишского замка, который величественно возвышается над крышами городка Спишске Поградье.
Из этого городка к замку никаких автобусов не ходит, нужно минут 15-20 поработать ногами, уклон довольно большой. Автомобилистам нужно быть внимательными, так как у замка есть две парковки: нижняя и верхняя. Если оставить машину на верхней площадке, то можно существенно сократить пеший путь к достопримечательности.
В общем, замок сдался без боя, за 5 евро с носа.
На территории есть небольшой музей истории замка
и башня со смотровой площадкой. Вид с площадки
Повсюду шмыгали маленькие серые суслики, дрались и гонялись друг за другом. На информационном щите было написано, что пушистые должны впасть в спячку в конце августа, но выглядели они довольно бодрыми и постоянно наблюдали за туристами из укрытий.
Одно не понятно: за что они получили латинское название Spermophilus.
На территории замка можно выпить белое или красное «варэнэ выно», оно же глинтвейн, пострелять из пушки или арбалета, перекусить, воспользоваться услугами экскурсовода, посетить гончарную и сувенирную лавку. В общей сложности стоит рассчитывать часа 2.
Автобусы из Спишского Поградья в Попрад отправляются почти каждый час. Мы добрались домой уже ближе к 9 вечера, поужинали и уснули в предвкушении хорошей погоды и гор на следующий день.
День четвертый начался с вкусного завтрака на прохладной террасе-столовой нашего временного дома. По утрам часто разговаривали с хозяином отеля. Мы рассказывали об Украине, он – о Словакии. Небольшая подборка интересных фактов из его рассказов:
- летом в Татрах больше туристов, чем зимой.
- цены на жилье зимой не поднимаются, остаются на одном уровне круглый год.
- лучший месяц для походов по горам – сентябрь, так как погода нормализуется, дождей становится меньше, а небо чище. (Но это, наверное, трудно отнести к сентябрю 2013-го)
- словацкие цыгане довольно мирный народ и вполне можно жить с ними по соседству. Вот только словаков возмущает отношение цыган к работе и то, что безработные национальные меньшинства получают государственную помощь равную минимальной зарплате работающего словака. Выходит, что битый небитого везет.
- словаки поддерживают национального производителя и гордятся своей страной. Узнав, что мы работаем в компании, которая занимаемся импортом сыров из Европы, хозяин отеля крайне удивился и спросил: «Зачем завозите? У вас что своих нет?!». Стало грустно…
Итак, день четвертый решили провести на Попрадском плесе. Прибыли в 10 утра на одноименную станцию вместе с толпой единомышленников и не спеша двинулись в сторону озера по отличной асфальтированной дороге.
Вдоль дороги, если немного углубиться в лес, можно найти малину и чернику.
Грибы тоже были, но есть мы их не стали.
На подходе к озеру.
В конце пути туристы буквально натыкаются на террасу одного из двух ресторанов быстрого обслуживания. Некоторые оседают за столиками, а некоторые сразу бегут вокруг озера.
Это место уже неоднократно красовалось на фотографиях форумчан, поэтому буду «немногословен».
В 10 минутах ходьбы от Попрадского плеса находится небольшое символическое кладбище посвященное памяти жертв гор. Мемориал довольно старый - можно найти таблички конца ХІХ и начала ХХ веков.
Место мрачное. Через пару минут пребывания приподнятое походное настроение сменилось задумчивой меланхолией, и мы поспешили обратно к озеру.
Подкрепившись в одном из ресторанов кнедликами с мясом (7,5 евро) и пудингом с ягодами (2,5 евро), мы отправились покорять близлежащее Sedlo pod Ostrvou. Высота седла приблизительно 470 м над уровнем озера, подъем не из легких, но дошедших до вершины ждут сногсшибательные виды.
Хотелось пройти дальше по красному маршруту и посмотреть Batizovske Pleso, но дождь согнал нас вниз, и вместе с ручьями мы побежали к станции железной дороги.
В пятый день прогнозировали дождь и мы решили переждать его в ледовой пещере, которая известна в народе как Dobsinska Ladova Jaskyna. Добирались на прямом автобусе из Попрада. Автобус этот ходит довольно редко: из Попрада утром можно уехать в 7 или в 11, а обратно в 3 и в 4 дня. Выходить на остановке Стратена. Пещера работает только с мая по сентябрь, в понедельник выходной. Туры проводятся два раза в час и очень редко они бывают на русском или английском - только при наличии большой группы иностранных слушателей. За фотосъемку нужно доплачивать 10 евро, но внутри наличие квитанции и наклейки на лбу не особо контролируют, поэтому есть возможность немного сжульничать.
Одеваться нужно тепло, так как местами температура опускается до -3, за 20 минут тура можно продрогнуть. Пещера очень понравилась несмотря на непродолжительность экскурсии и низкую температуру внутри.
В шестой день решили повторить попытку подъема на Ломницкий Штит. Встали пораньше и к 9 утра уже были возле касс канатной дороги, как раз к часу их открытия. Каково было наше удивление, когда кассир сказала, что на сегодня все билеты распроданы! При том, что мы попали в десятку первых покупателей в этот день! Было мягко говоря досадно, но делать нечего, взяли билет до Скального Плеса и на Ломницкое Седло. Скорее всего билеты на пик можно было купить заранее, но осознали мы это поздно, так как это был последний день в Высоких Татрах
По дороге к Скальному озеру мы утешали себя мыслью, что не так уж и хотелось нам попасть на тесную железную площадку где-то на холодном пике горы. Но, поднявшись к озеру, с завистью смотрели на красные кабинки уносящие счастливчиков в облака.
Скальне плесо в это время года напоминало большую лужу среди камней.
Оставаться тут долго не хотелось и мы прыгнули на следующую канатку к Ломницкому седлу, которое находится на половине пути к пику.
Тут можно пройти к двум смотровым площадками, откуда видны вершины соседних гор.
Отбойники для камней на седле выглядят футуристично и напоминают декорации из фильмов о внеземных цивилизациях.
Некоторые храбрецы отправляются к Ломницкому Штиту пешком. Мы тоже немного поднялись по одной из троп, но в какой-то момент затея показалась уж слишком экстремальной для таких неподготовленных скалолазов, как мы.
Вид на верхнюю площадку канатной дороги на Ломницком Седле и Скальнате Плесо. Слева тянется паутина канатки на Штит.
Перекусив бутербродами, мы снова водрузились в кресло канатной дороги и полетели вниз к Скальнатому озеру. Под нами пробегали горные козы вызывая восхищенные возгласы проезжавших мимо.
Через озеро проходит красный маршрут, который также известен как Татранская магистраль. Повертев в руках карту, было решено отменить поездку на канатке вниз к Татранской Ломнице, а вместо этого пройти часть магистрали до Беликовой Хаты, а оттуда по желтому маршруту проследовать вдоль водопадов Студеного Потока к станции Татранска Лесна.
Сказано-сделано, погревшись горячим яблочным соком в хате под озером, мы бодро пошагали в западном направлении .
Вскоре нам повстречалась рыжая лиса, которая сидела на камне в двух метрах от изумленный прохожих.
Хитрый зверь со знанием дела позировал перед камерами, отлично понимая, что удовлетворенные снимками двуногие обязательно поделятся чем-то вкусненьким.
По дороге к водопадам Студеного Потока мы проходили мимо Хаты Замковскего.
В обеденное время там негде было яблоку упасть. Обратите внимание на компанию справа. Водка с пивом - лучшие друзья в походе
Позже мы узнали, что самые колоритные и, так сказать, культовые хаты находятся далеко в горах, куда не добираются многие туристы. Сейчас это один из главных поводов снова вернутся в Словакию.
К Беликовой хате нас подгонял мелкий дождь и чувство голода, поэтому, достигнув цели, сразу ухватились за меню и только после обеда начали осматриваться. Вид с терассы Беликовой хаты.
Недалеко от хаты находится станция фуникулера, на котором можно доехать к Старому Смоковцу, но нас манили шумные воды Студеного Потока.
15 мин ходьбы от хаты и вот уже слышен первый водопад
Сам маршрут вдоль реки довольно легкий и живописный. Тут мы повстречали много семей с маленькими детьми и пожилых пар.
Одно из последних фото Высоких Татр - Студеный Поток в лучах заходящего солнца.
Утро седьмого дня в Словакии было наполнено грустью расставания с горами, чистым воздухом и бодрящей свежестью. Единственное, что грело душу, - это три часа в Кошице перед отправлением на Родину. Из Попрада до Кошице доехали за час с копейками на Интерсити, и уже в 10:30 утра гуляли по городу.
Дворец Якова - первая достопримечательность, которую видят гости города, приезжающие на автобусе или поезде.
От него улица ведет к центральной площади с собором Св.Елизаветы. Подъем на колокольню - 1,5 евро с человека.
Вход в собор тоже платный, но есть возможность заглянуть внутрь бесплатно через окна вестибюля.
Городской театр напротив собора.
В пяти минутах ходьбы от центральной площади находится улица Гончарская (Hrnciarska), где сосредоточены лавки разного рода мастеров: гончара, кузнеца, художника, травника, пекаря и пр.
Оттуда каждый может унести что-то необычное на память. Мы, например, купили в гончарной мастерской пару покрытых эмалью глиняных подсвечников в форме серца, а из кузни вынесли крючок для полотенец в ванной комнате. Все мелочи в пределах 1-2 евро за штуку, что оказалось дешевле и оригинальнее магнитика.
Впечатления о Кошице остались хорошие, желание вернуться в Словакию не покидает нас и по сей день.
Подняв бокал темного пива за Словакию, мы побежали на вокзал, где нас уже ждал автобус в Ужгород.