Мальта – это место, которое я не могу однозначно рекомендовать так, как рекомендовал бы другие свои любимые «уголки» – Венецию или Лондон, Монако, Шотландию или Бретань. С Мальтой каждый сам должен определиться: «нравится – не нравится»…
Поклонники так называемого «пляжного отдыха», привыкшие к шикарным карибским, сейшельским (или… какие там считаются крутыми?) пляжам, будут смеяться над мальтийскими пляжиками.
Мой новогодний заплыв
Обычно, люди, всем видам отдыха предпочитающие турецко-египетский all inclusive, после посещения Мальты остаются недовольными ее пляжами. Впрочем, нас они устраивают, причем, как раз не песчаные, а скалистые – на них море чище и флора с фауной гораздо живописнее.
Эстеты будут морщить нос от отсутствия привычной европейской чистоты и наличия какой-то, э-э-э, легкой бытовой неустроенности.
Любители природы, глядя на выжженные солнцем каменистые склоны (особенно к концу лета), могут быть разочарованы отсутствием буйной южной растительности …
Дороги на Мальте не очень ровные, а местами и вовсе ужасные, поэтому более жесткий, чем у нас, скоростной режим, не кажется чрезмерным.
Мы попали в пробку
Сведения о максимально допустимой скорости в разных источниках отличается: 60, 70, 80 км/ч. Но, мне почему-то запомнились 64 км/ч, что соответствует 40 милям в час (все-таки это бывшая английская колония)… На этом фоне забавно выглядит наличие спортивных машин вообще, и молодежные автотусовки на каком-нибудь паркинге, в частности, где юнцы щеголяют друг перед другом сверкающими, оттюнингованными до безобразия Хондами S 2000 и Тойотами Супра…
Цены на продукты здесь сильно не радуют, а наоборот, стремятся огорчить экономных туристов, которые рассуждают вроде бы, вполне логично: раз уровень доходов и, соответственно, жизни здесь невысок, то и продукты должны стоить дешево… Не тут-то было. Впрочем, если делать покупки в «правильных» местах (мы быстренько разведали магазин cash&carry), то бюджет не лопнет. Более того, нигде мы так дешево не умудрялись прожить, как, оказавшись на Мальте в первый раз: 5,5 долларов в день с носа, при том, что раза 4 в неделю мы посещали общепит.
Но не все так печально! На Мальте, безусловно, есть масса интересных и удивительных вещей…
Меня позабавила система сбора пустых бутылок… Конечно, сперва мне и в голову не приходила мысль сдавать посуду, но потом, когда горничные аккуратно доставали пустые бутылки из нашего мусорного ведра и оставляли их рядышком, а в чеке из магазина обнаружилось, что стоимость бутылок указывается отдельной строкой, я решил вспомнить пионерское детство и поддержать местные традиции – сдать бутылки… Но, оказалось, что магазин принимает только бутылки из-под вина, купленного у них! Происхождение половины бутылок мне удалось продавцу доказать, а вторую половину я предложил этому жулику принять по любой цене (ну, не тащить же мне эти бутылки обратно!). В результате успешной операции «пушнина» я приобрел в дорогу бутылочку мальтийского вина в подарок друзьям.
Удивительно, но этот маленький остров умудряется вместить очень многое: города, слившиеся в единый мегаполис (по мальтийским меркам, конечно) и деревни, безлюдные скалы берегов, поля и пустоши, скорее напоминающие пустыню и даже что-то наподобие лесопарка.
Храмы на Мальте видны отовсюду
Типичные мальтийские балкончики
Вид со стен Цитадели. Виктория, остров Гозо
Остров Гозо
Казалось бы, пересечь остров вдоль и поперек, учитывая его размеры, можно очень быстро – находясь в центре, вы видите побережье, вот оно, рядом… Но, однажды, черт меня дернул «срезать» путь и пройтись через пустошь… Казалось, вот она цель, рядом, но, изрядно поломав ноги об камни, поросшие колючками, поблуждав среди каких-то охотничьих лабазов (судя по россыпям ружейных гильз) и, выйдя к преградившей путь расщелине, мы вынуждены были вернуться на дорогу и дойти до места как все нормальные люди.
Злополучная расщелина… Вдоль правого берега вырублена тропинка, по которой весело гулять, т.к. она периодически заливается волнами.
Но, эти «чудеса» проявляются не только при передвижениях пешком: впервые садясь в автобус, вы еще не знаете, что поездка будет дольше, чем можно было предполагать. Например, добраться из аэропорта до Буджиббы (курортного городка) меньше, чем за час-полтора, не получится, хотя расстояние между ними не более 20 км. Автобусы на Мальте – это отдельная песня. Старинные английские Лейланды и Бедфорды желтого цвета (на острове Гозо - серого), у которых не закрываются двери (иногда их вообще нет), не работает спидометр, а вдоль потолка протянут шнур для подачи сигнала водителю (мол, тормозни, брат, на этой остановке) – предмет гордости мальтийцев и не менее значимый туристический объект, чем, скажем, мальтийские рыцари. В полках сувенирных лавок фигурки рыцарей и модельки автобусов стоят рядом…
Автобус с острова Мальта
Автобус с острова Гозо
Кстати, садясь в этот раритет, которому место в музее транспорта, и покупая у водителя билет, нельзя зевать, иначе рискуете недосчитаться сдачи. Обмишурить с невозмутимым видом пассажира – в порядке вещей, правда, если потом подойти к водителю и потребовать недостающую сдачу, он с не менее невозмутимым видом вернет деньги.
Кроме прикольности «подвижного состава», мальтийский транспорт отличают еще две особенности: дешевизна (лет 10 назад билет стоил четверть доллара, сейчас подороже, конечно, но, все равно, приемлемо – не дороже, чем в Москве) и то, что большинство маршрутов следуют в Валлетту, где нужно сделать пересадку. Прямых маршрутов, минующих столицу, мало, и проезд на них стоит в 2-3 раза дороже. Так что, иногда хоть и ехать нужно недалеко, но, пока автобус проползет по пробкам сквозь узкие улицы с массой остановок, да еще и, выписывая загогулины по хитрому маршруту, времени тратится, ой, как много…
А уж если автобусу «повезет» упереться в процессию футбольных болельщиков, которая, скорее, напоминает карнавальное шествие, то лучше, наверное, не нервничать, а, по возможности, принять участие. Как-то в Витториозе мы стали свидетелями празднования футбольной победы: пребывавшие в буйной радости фанаты дружно вопили под песню «We are the champions» и поливали всех (в том числе и себя) пивом. Вместе с нами за этой картиной невозмутимо наблюдали двое полицейских…
Вообще-то, мальтийцы любят устраивать всяческие костюмированные шествия, что не может не радовать туристов. Наверное, не зря мальтийцы – самые счастливые люди в мире (по крайней мере, таковыми себя считают 74 % жителей Мальты).
Теперь о том, что не может не нравится (как мне представляется). А нравятся мне столицы. Старая, точнее, древняя столица Мальты – Мдина. Крошечный городок-крепость размером с обычный городской квартал. Мдина интересна тем, что древность города не испорчена современностью – почти никаких вывесок, реклам и т.п., только несколько сувенирных лавок и кафе. И, несмотря на то, что Мдина – обязательный пункт к посещению во всех путеводителях, народу в нем мало, что, конечно, радует.
Улочки Мдины
Гуляя по пустынным древним улицам, забываешь о суете за крепостной стеной. Еще глубже окунуться в прошлое, можно, спустившись в местную темницу (музей пыток). Нервным лучше этого не делать, хотя, на мой взгляд, ничего особенного…
Самое смешное в нем (если можно так говорить о музее пыток) – это расположенный прямо среди экспонатов туалет, из зарешеченного окошечка которого можно, не теряя времени, «любоваться» обстановкой.
Довелось наблюдать в Мдине забавный эпизод. У церкви толпилась нарядная публика, мы догадались, что идет венчание, и притормозили, чтобы поглазеть, как это мероприятие проходит у мальтийцев. Внезапно один «мальтиец» из окружения жениха, посмотрев на кучу булыжников, лежавших неподалеку (там проводился ремонт мостовой), на чистом русском языке, в характерной манере произнес: «Я не понял, а чо дорогу еще до сих пор не сделали?».
Тот самый ремонт в Мдине
Новая столица (если можно назвать новым город, заложенный в 16 веке) хороша по-своему. Конечно, город тоже небольшой: можно за полчаса обойти его кругом, но мне хочется возвращаться туда снова и снова – не покидает ощущение, что нужно увидеть что-то еще, ускользнувшее от внимания в прошлые посещения…
Валлетта – «город контрастов», но не в смысле соседства нищеты и роскоши, а в смысле сочетания бурлящей толпы и сонных улочек, ступеньками ниспадающих к морю.
Шумный людской поток, протекающий по улице Республики, иссякает сразу за парламентской площадью, а стоит пройти еще пару кварталов и уже не чувствуется пульса центральной улицы – артерии города.
Хорошо, что Валлетта не стала «городом-музеем» для туристов, а живет себе вполне обычной жизнью…
Мастерская в Валлетте
Хотя, конечно, от недостатка туристов она не страдает и весь «джентльменский набор туриста» здесь присутствует.
«Эх, прокачу!»
Благодаря своему расположению на полуострове, Валлетта с трех сторон окружена водой и с мощных крепостных стен открывается панорама Великой гавани, которой можно любоваться бесконечно. Лучший вид - из садов Баракка (Верхних и Нижних). Пусть только никого не смущает масштаб этих «садов», по мальтийским меркам, опять же, вполне ничего.
Верхние сады Баракка
Зато, какая красота открывается…
Нижние сады Баракка
Есть еще на Мальте древние мегалиты, музеи, храмы. Количество церквей поражает – 365(!), они везде, причем зачастую весьма немалого размера, а купола храмов в Шевкии (на острове Гозо) и в Мосте по своим размерам занимают 3 и 4 места в католическом мире, соответственно.
В Цитадели. Виктория, остров Гозо
Храм Та-Пину. Остров Гозо
Что еще? Мальта дает чувство безопасности и покоя, не знаю в чем дело: то ли в характере мальтийцев, то ли в умиротворяющей обстановке, то ли в размерах острова. А может, все вместе…
Попей-вилладж
Тех, кто переживает по поводу языкового барьера, хочется успокоить – минимального знания английского может вполне хватит. Во-первых, по-английски говорят все, во-вторых, говорят очень понятно для нас, не отягощенных языковой практикой (в Британии мне всегда сложновато общаться с местными – они плохо понимают меня, я еще хуже понимаю их).
Да, чуть не забыл! Море…Чистейшее, красивейшее, лазурнейшее…
Бухта Шленди, остров Гозо
Озарение
Зимняя Мальта
…в обрамлении суровых скал,
Остров Гозо
Голубой грот
Голубое окно
во всех своих проявлениях…
Штиль. Сэнт Полс бэй
Шторм. Остров Гозо
Так что, планируя очередную поездку, я подумываю: а не рвануть ли снова на Мальту…
До встречи, страна Лимония!