Ещё на этапе расчёта маршрута мне казалось странным, отрезок от Саленто до Сан Августина – 465 км, гугл давал время поездки 10 часов. Как-то много… Ладно, думаю, гугл он ведь просчитывает время с учётом установленных скоростных режимов, а поскольку о латиноамериканском стиле вождения я кое-что знаю, то на соблюдение хоть каких-то ПДД и не рассчитывал. Тут, думаю, и сократим время. Понятно – впереди серпантины, особо не разгонишься. Но ведь и по серпантинам мне ездить приходилось, и в Андах, и у нас на Кавказе, тоже – не велика беда. Посмотрел еще прогноз погоды. Ну точно! Август – аномальные дожди, кое-где посходили сели, мелкие обвалы, то-то столько красных участков на дороге! Но нам-то по этой дороге ехать в конце сентября. Авось подсохнет, завалы уберут… Как ни как Федеральная трасса!
И вот настал тот самый день. Стартуем из Саленто ранним утром, навигатор упорно показывает 10+ часов дороги.
Конечно, кое-какие намеки на причины столь долгого пути уже были нам даны на перегоне из Вийависенсио в Саленто. Но там всё понятно, много участков на этапе строительства, много сужений, много реверсивного движения, так что порой просто приходилось стоять и пропускать встречку, да ещё заезд в Боготу… Выехали мы за пределы «кофейного треугольника» по прекрасной двух полосной асфальтированной дороге и катимся на юг, не зная горя. Я всё себе думаю, если так пойдёт так какие же тут 10 часов?
Проехали полпути, трасса всё та же, уже доехали до самого Попайана – замечательно! А вот на выезде из Попайана всё тайное стало явным
Асфальт закончился. Проехавшись пару километров по крупному щебню, мы упёрлись в бульдозер, бетономешалку и кучку мотоциклистов, сгрудившихся у пластикового отбойника, преграждавшего путь. Потолковав с одним из «железных всадников» я выяснил, что перекрыли дорогу ненадолго, сольют бетон и откроют. Хорошо думаю, и колумбийцы – молодцы, взялись по всей стране дороги стоить, туннели под горами прокалывать. Строят, кстати, хорошо. В нашей команде ехала женщина – профессиональный геолог, всю жизнь отработавшая на строительстве дорог и туннелей, так вот она высоко оценила качество строительства. Так что по началу я даже обрадовался, а вдруг думаю – это как раз финальный этап строительства? Подвели трассу почти к самому Попайану, логично ведь? Не тут-то было!
Трясемся по серой глине с плотно утрамбованными природными камнями 5, 10, 20 км, и конца этому не видно. Да ещё начинается тот самый серпантин, да ещё какой! А под задом ведь не СГР, а всего лишь Renault Kwid. И не забываем, что не смотря на столь бедственное состояние дороги это всё-таки федеральная трасса, т.е., тут тебе и рейсовые междугородние автобусы, и фуры, и безумные маршрутки-«коммуналки», и мотоциклисты – как ночные насекомые, чем ближе к закату, тем их больше. Дорога тем временем всё плоше и плоше. Уже не «стиральная доска» из глины и камня, а чёрт-те что с ямищами и размывами.
В какой-то момент, устали от тряски, тормознули на довольно прямом и широком участке дороги – покурить и всё такое. И весьма удачно. Залезая за буйный куст, обнаружил неприметную табличку Parque Nacional Natural Purace. Горная долина, которую мы пересекали, оказалась национальный парком – тысячи гектар высокогорного болота, поросшего эсплетией – растение из семейства астровых, похожее на низкорослую пальму, кое-где переплетённой вьюнами с ярко-красными цветами, кажется, из семейства пассифлор. В общем, остановка оказалась познавательной, а для одной особо заинтересованной в вопросе нашей спутницы Кати и продуктивной, так как карабкаясь по невысокому, но крутому склону вдоль трассы и рискуя утонуть по щиколотку в прохладной болотной жиже, она таки умудрилась собрать семена заинтересовавших её растений.
А дальше то же самое – глина, камни, крутые повороты, фуры и мотоциклисты, моросящий дождь и садистски медленно убывающий таймер на навигаторе. И вдруг – ровный как зеркало асфальт! Новый, со сверкающей белизной разметкой и светоотражателями. Длился он правда пару километров, не больше, и оборвался так же внезапно как и начался. Это инженерно-строительное событие кроме краткого прилива радости, оставило по себе и лёгкое недоумение: кусок асфальтированной дороги посередине НИЧЕГО. Буквально, путь из ниоткуда в никуда. Ни домов, ни заправки, ни КПП, ни даже захудалого моста. Ну да ладно…
К сожалению, не засёк точный километраж, сколько длился этот каменно-глиняный серпантин, но по прикидкам не меньше 80 км непрерывной жести. Потом, вблизи городков и посёлков всё-таки стал появляться и асфальт, и бетонка, правда временами снова исчезал, но уже не на такие длительные отрезки. Словом, гугл в мудрости своей, оказался прав. Отмахали мы все 10 часов с плюсом, не считая времени остановок на обед, фото и пр. В Сан Августин прибыли около 23:00, заселились в посаду и отправились на ужин. Пока остальные участники автопробега обменивались впечатлениями и предвкушали завтрашний поход в археологический парк, я всё думал о следующем перегоне. Нас ждал город Ипиалес, на границе с Эквадором. Гугл показывал расстояние в 370 км и всё те же 10+ часов пути… Тут я уже не сомневался и не строил иллюзий, т.к., нам предстояло перевалить центральный хребет колумбийских Анд, а асфальт на юг Колумбии судя по всему пока не завозили. Так всё и оказалось на самом деле. Поездка до Сан Августина была просто разминкой перед перегоном Сан Августин-Ипиалес.
О практических советах, по большому счёту их два:
1. Если задумаете пройтись на авто по тому же маршруту, заправляйте полный бак в Попайане, по пути заправок нет совсем, до самого Сан Августина. В придорожных сёлах видел дома с приколоченными фанерками с надписью Gasolina, но чёрт их знает, что там у них.
2. В Сан Августин лучше приезжать с наличными песо. Обменников в городе нет. На платежи карточкой и снятие в банкоматах лучше не рассчитывать. То есть снять-то можно, но банкоматы берут комиссию 21500 песо, т.е., около 6$, что иначе как скотство назвать нельзя. Кстати, о скотах. Без комиссии мне удавалось снимать нал в банкоматах Scotiabank и BBVA, но насколько помню в Сан Августине нет ни того, ни другого. Если же так получилось (как у меня), что есть доллары, но нет песо, обменять можно в казино El Paraiso.
Найти его не сложно, оно стоит на оживленном перекрестке недалеко от центра города, где кучкуются маршрутки Сан Августин-Пасто.