Статья из Дойче велле:
"Лучше "Мрия" в небе, чем чертежи на складе
Выражение "собака на сене" описывает тех, кто никого не подпускает к чему-то, что для него самого бесполезно.
Оно сразу приходит на ум при виде той бурной реакции, которую вызвала на Украине достигнутая государственной компанией "Антонов" договоренность о продаже Китаю одного достроенного самолета Ан-225 и планах в перспективе наладить в КНР серийный лицензионный выпуск этого гиганта.
Многие украинцы восприняли эту сделку как распродажу "национального достояния" и "гордости украинского авиастроения".
А российские СМИ подлили масла в огонь заголовками типа "Украина продала свою "Мечту" Китаю" с нехитрой игрой слов: самый большой в мире грузовой самолет Ан-225 называется "Мрия", что в переводе с украинского означает "мечта".
Недостроенный самолет и проект тридцатилетней давности
Попытаемся разобраться без эмоций.
В чем состоит на данный момент "гордость украинского авиастроения"?
Во-первых, в одном-единственном летающем экземпляре сверхбольшого грузового самолета Ан-225, разработанного в советское время для перевозки многоразового космического корабля "Буран" и впервые поднявшегося в небо в 1988 году. Этот гигант принадлежит авиакомпании "Авиалинии Антонова" и время от времени выполняет коммерческие заказы по перевозке особо тяжелых грузов. Так, весной 2016 года он доставил генератор для электростанции из Чехии в Австралию.
Во-вторых, в недостроенном втором экземпляре (степень готовности - приблизительно 70%), который с советских времен занимает ангар на киевском заводе.
В-третьих, в технологических разработках, чертежах и документации к этому проекту, которые вот уже три десятилетия хранятся на том же предприятии.
Чего хотят китайцы?
О единственной летающей "Мрие" речь вообще не идет - она и впредь сможет зарабатывать валюту и славу для "Антонова".
Заказчик из КНР намерен купить второй экземпляр самолета и готов заплатить украинской компании живые деньги за то, чтобы она его достроила.
После этого партнер предлагает наладить в Китае совместный серийный выпуск Ан-225 по лицензии "Антонова".
Неясные договоренности, но правильная идея
Такова идея двух отдельных сделок.
Подчеркиваю слово идея, поскольку никаких обязывающих документов еще не подписано, и, соответственно, какие-либо суммы и детали обсуждать пока рано. Конечно, в дальнейшем в конкретных контрактах могут появиться невыгодные для украинской компании пассажи, да и сам китайский партнер еще должен доказать свою солидность и надежность. Так, провозглашенная им цель уже в 2019 году начать в Китае серийное производство "Мрии" выглядит в высшей степени нереалистично.
Но если говорить о самой идее, то она абсолютно правильная.
Украина наконец-то решилась перестать сидеть собакой на сене и пустить в дело тот капитал, который вот уже три десятилетия лежит в Киеве мертвым грузом.
Выбор в пользу Китая абсолютно логичен
Поворот в сторону Китая в данной ситуации более чем логичен.
С Россией сотрудничество невозможно, европейцам такой проект точно не нужен (не их профиль), американцам, скорее всего, тоже (есть собственные тяжелые транспортные самолеты), к тому же договоренность с США была бы довольно проблематичной с политической точки зрения: представляете, сколько было бы шума по поводу того, что "украинцы распродают советское наследие американцам"?
В такое ситуации китайцы - лучшее решение: и деньги у них есть, и амбиции, и за сотрудничество с ними не упрекнут в пресмыкании перед Западом.
Для чего именно Китаю нужен такой самолет - для коммерческих, военных или даже космических целей - Киев особенно волновать не должно.
У него появился шанс получить заказчика - как на запылившийся недостроенный самолет, так и на не менее запылившиеся и устаревающие с каждым годом чертежи советских времен.
Шанс для устойчивого возрождения украинского авиапрома
Если дело, действительно, дойдет до серийного выпуска Ан-225 по лицензии в Китае, Украина в лице "Антонова" будет, естественно, выступать в лучшем случае в роли младшего партнера.
Но что предпочтительней: ничего не производить, теша себя гордостью за заслуги былых времен - или участвовать в живом проекте, получая за него валюту и, возможно, обеспечивая заказами украинских производителей компонентов?
Конечно, это можно назвать распродажей фамильного серебра.
А разве условные стивы джобсы делают что-то иное, когда выводят на биржу свои технологические детища и продают большинство акций безымянным инвесторам? Но взамен они получают деньги для реализации своих идей и проектов.
Именно такой шанс получает сейчас и Украина. "Мрия" должна быть не целью, а средством.
Если отбросить типично советскую гигантоманию и подойти к делу с западным прагматизмом, то следует признать: производство не просто больших, а сверхбольших транспортных самолетов - ниша на мировом рынке очень небольшая, коммерческий спрос на их услуги совсем не велик, эксплуатировать их дорого, а потому любое серийное производство Ан-225 неминуемо окажется малосерийным.
Так что подлинный шанс "Антонова" состоит сейчас вовсе не в том, чтобы получить заказ на достройку застоявшегося самолета, выгодно продать лицензию (лицензию, а не права!) на производство Ан-225 в Китае и стать поставщиком комплектующих при развертывании там его производства.
Куда заманчивей - заработать на всем этом хорошие деньги и пустить их на развитие собственного производства, на выпуск новых, более массовых и перспективных моделей. Иными словами - на устойчивое возрождение авиационной промышленности Украины.
Что же касается гордости, то если сегодняшним украинским самолетостроителям, несмотря на все переживаемые их страной трудности, удастся в сжатые сроки достроить застоявшуюся в ангаре "Мечту", поднять ее в небо и на глазах всего мира отправить в Китай, то оснований для этого чувства будет больше, чем достаточно".
_http://www.хуйня.com/ru/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D0%BB%D1%83%D1%87%D1%88%D0%B5-%D0%BC%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%B5-%D1%87%D0%B5%D0%BC-%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%B6%D0%B8-%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B5/a-19523535
Чтобы найти алмаз, не всегда обязательно копать шахту. Иногда достаточно внимательно посмотреть вокруг©