Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов

Готовые маршруты путешествий по России: прочитал, сел и поехал. Требования к публикации: маршрут должен быть законченным, с оформлением в виде отчета то есть с фото, картами, полезной информацией

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов

Сообщение: #1

Сообщение RusNature » 18 апр 2016, 04:39

Абсолютно не затронутая на форуме и между тем интересная для многих тема.

Образ маяка всегда ассоциативен с романтикой и всяческими морскими мотивами. На Земле существует более двух тысяч архитектурно классных маяков, около 500 из них - в странах Европы, ну и весь мир не отстает. В том числе и Россия. На наших берегах и островах высится порядка 250 исторических световых маяков, расположенных на всех омывающих нашу территорию морях, а также на внутренних озерах страны.

Тема очень широкая, поэтому я выделил один конкретный регион для начала, и расскажу обо всех маяках которые здесь представлены, чем они интересны и примечательны. Более того, многие из них можно посетить в рамках очень интересных маршрутов по Беломорью.

Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов

В этой ветке будут подробные описания маяков, значимых исторических моментов, и краткая информация по логистике маршрутов . А по ссылкам возле каждого маяка - описание полноценного увлекательного путешествия, в рамках которого можно сей маяк посетить, а заодно и массу всего остального интересного посмотреть и прочувствовать.

К примеру Никодимский и Сосновецкий маяки Терского берега можно увидеть, отправившись на очень классную рыбалку на дикую семгу и кумжу, Жужмуйский маяк расположен на необитаемом острове где можно почувствовать себя настоящими робинзонами, Чесменский - в самом сердце молодого Национального парка "Онежское Поморье", Инцы лежит в Горле Белого моря и так и просится для прогулки под парусом, а маяк мыса Святой нос можно посетить совершив настоящий арктический круиз за 1 500 (тысячу пятьсот) рублей на 4 дня. Хорошо когда народ ездит на Кижи и Соловки, но у нас есть очень много интересных и доступных мест на Русском Севере. Давайте расширять область посещения! И маяки здесь очень кстати, ведь взяв эту тему как стержень, можно выстроить на ее основе массу нетривиальных самостоятельных путешествий.

Я постараюсь все-таки не обобщать этот материал и не делать здесь энциклопедию, а дать как общую информацию и историю + логистику, так и описать собственные маршруты, так оно как-то жизненнее читается и больше верится в успех собственного путешествия

Всего на Белом море стоит 24 исторических маяка. Распределены они следующим образом:

Карельский берег (1):
1. Шарапов мыс

Терский берег (8):
2. Кашкаранцы
3. Никодимский Рыбалка в труднодоступных реках Терского берега Белого моря
4. Сосновецкий Рыбалка в труднодоступных реках Терского берега Белого моря
5. Остров Данилов
6. Остров Вешняк
7. Терско-Орловский
8. Городецкий
9. Мыса Святой нос

Канинский п-ов (2):
10. Мыса Канин нос
11. Шоинский

Островные маяки в открытом море (5):
12. Моржовецкий
13. Соловецкий
14. Жужмуйский Жужмуйские острова (Белое море) Путешествие на необитаемый остров-маяк
15. Топы
16. Ромбакский

Двинская губа (2):
17. Мудьюгский
18. Черная башня

Онежский полуостров (3):
19. Острова Жижгина
20. Летне-Орловский
21. Чесменский

Зимний берег (3):
22. Мыса Абрамова
23. Инцы
24. Зимнегорский

Начнем с №23. Маяк Инцы.

Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов

Маяк Инцы зажег свет в навигацию 1900 года в самом опасном для мореходства районе Белого моря - горловине. Это было настоящим событием. и позволило значимо снизить амортизацию грузоперевозок (строили-то маяки у нас конечно не для обеспечения безопасности местных промысловиков-поморов, а чтобы меньше денег терять на грузообороте, чтобы нашим торговым партнерам в Европе было проще сюда суда слать и меньше взносов в страховые свои платить). Здесь (в Горле) существует целый ряд факторов, которые создают серьезные проблемы для безопасности судов. Дальше немного объяснения, чтобы прочувствовать ситуацию. Можно пролистать немного если скучно.

1. Течение. Горло - широкая протока соединяющая внутренний бассейн Белого моря с открытой акваторией Северного океана, с бассейном Баренцева моря. Каждые 6 часов вода несется со звериной силой сначала в одном направлении, а затем в другом. Выходит на деле так, что сначала судно идет шустро и течение помогает, а потом хрясь и приехали и всю мощь паровой машины/парусного вооружения нужно было направлять чтобы удержать набранные мили. Вот такая ритмика, и это на протяжении полутора сотен миль.
2. В Горле сверх частое явление - туманы, страшные туманы. Закрывает в одночасье так, что носа кормы не увидишь, не видно вообще ничего дальше пяти метров. Это сейчас есть навигаторы и радио, а раньше чего оставалось делать - идти вслепую. А ведь судов полтора века назад по маршруту на Архангельск ходило просто в сотни раз больше - и иностранные парусники шли и наших хватало, лес везли, пушнину, поморы на своих жалких лодках тоже бороздили воды изрядно. Судно крупное идет быстро и не сможет оперативно сбавить ход и избежать столкновения, поэтому использовали корабельные свистки, у кого их не было на лодочках - били в железную утварь чтобы как-то себя обозначить, вот только в тумане разносится звук странно и это не всегда спасало. Парусники специально шли как можно быстрее, т.к. на хорошем ходу маневрировать быстро легче. Еще осложняло ситуацию наличие безмолвных айсбергов, которые в излишке присутствуют в горле в конце весны-начале лета. Они не свистели, а просто несли разрушение и смерть без различий к встречным судам.
3. В Горле по обыкновению дуют сильные ветра, а ветер быстро разгоняет волну. Может быть полный штиль, а через час молодой ветер уже нагонит волны. Горло не столь широко и когда дует северный ветер случается очень неприятная особенность - триединство направленности волны. Когда ветер гонит волны на юг, они ударяются об утесистый берег и резонируют, ударяются о противоположный берег и снова резонируют, при этом ветер дует как-бы поперек и волна становится неконтролируемой, не получается предугадать и лечь бортом под удары, колошматит со всех сторон. В этой ситуации в открытом море надежному судну особо ничего не грозит кроме тошнотворного состояния части экипажа, но в горле это чревато тем, что судно может начать жать к очень неприятным берегам и это уже ведет к крушению.
4. Берега. Высокие, утесистые и безлюдные. Ни одной спасательной станции, ни одного широкого и глубокого русла реки или бухты чтобы укрыться, подход к берегам невозможен. Поэтому бурю приходится пережидать в самом ее сердце.
5. Мели. Во многих местах Горловины для судов существует реальная опасность сесть на песчаные мели, так называемые "кошки", которые не видны во время прилива, или вовсе не видны, но коварно подстерегают под самой поверхностью воды. И приливы-отливы, в Горле очень большая разница высот между состоянием полного прилива и отлива, до 5-6 метров. Вода может отойти от берега на несколько километров, а еще дальше - обнажить многочисленные подводные рифы.

Собственно вот и причины, отчего в Горле Белого моря так ждали световые маяки. И не просто световые, а оборудованные туманными колоколами, чтобы подавать сигналы и в отсутствии видимости.

Вернусь предметно к Инцы. Значит построили маяк в 1899 году, зажегся он в первую навигацию нового века. Проект маяка был прогрессивным, посмотрите на фото ниже:

Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов

Дом смотрителя, башня с осветительным оборудованием и тех.помещение были соединены воедино, чтобы обеспечить безопасность и комфорт быта для служащих. Во как! Это было очень круто, потому что в большинстве люди на маяках жили просто в отвратительных условиях, а зачастую даже умирали целыми вахтами (как правило главной причиной мора была Цинга, за вторую половину ХIX века от нее на маяках Белого моря погибло 142 человека - данные по архиву Гидрографии, это только официальная статистика).

Маяк построили красивый, из красного кирпича! Башня была установлена на высоком обрыве осыпного берега. Что на Зимнем берегу, что на Терском очень сильная эрозия почв (см. Кузомень или Шойну для наглядного примера). В те времена здесь была одноименная деревня по соседству, так-что возможность общения для маячников имелась. Первым начальником маяка заступил Николай Хромцов, чья жизнь трагически оборвалась спустя 13 лет, одновременно открыв новую страницу в истории отечественной маячной службы.

В суровый осенний шторм на горизонте появилось судно, терпящее бедствие. Парусник был серьезно поврежден и подтоплен водой. Экипаж старался галсировать и обойти камни, сближался с берегом. Не смотря на уговоры жены, во исполнение служебного долга начальник маяка подрядил своего старшего сына и спустил лодку, направившись к месту скорого крушения судна (а персонал маяков был обязан оказывать помощь терпящим бедствие, фактически выполняя функции спасательной станции, посмотрите к примеру свежий фильм американский "И грянул шторм"). Согласно протоколу Хромцов спас жизни 9 человек экипажа, но вскоре скончался от переохлаждения и полученной травмы таза. Как повлияло это событие на историю маячной службы, ведь это всего-лишь одна из сотен смертей? Причина в том, что после смерти мужа обязанности начальника маяка были возложены на его старшего сына (несовершеннолетнего на тот момент), но фактически их выполняла в первую очередь его вдова, став первой женщиной-смотрителем маяка в России. На 1913 год ее никто бы официально на такую должность не поставил, несерьезно бабе такое положение занимать.

Вот такой замечательный у нас маяк с яркими историческими моментами. Стоит Инцы до ныне в первозданном виде, только облицевали его железом лет 8 назад по Норвежской программе (мы - всякие РИТЭГи повыбрасывали, а нам новенькие дизеля предоставили, косметический ремонт сделали). К сожалению, хоть я и понимаю, что обшить листом дешевле и практичнее чем постоянно красить-шпатлевать в условиях нашего севера, но все-же если рассматривать маяк как объект исторический, а все-таки у нас часть маяков на Белом море признана объектами исторического архитектурного наследия , то лучше бы было как-то найти возможности провести ремонт с сохранением оригинального внешнего вида (не в упрек Гидрографии Архангельской области).

Берег у маяка Инцы к сожалению разрушается и историческое кладбище маячников уже почти полностью забрало море, оставшиеся кресты нависают над песчаными обрывами.

Теперь по поводу того как посетить маяк. Пути есть два, один - по морю под парусом. Об этом я напишу отдельный обзор путешествия. А второй выглядит так:

Из Архангельска в деревню Верхняя Золотица раз в неделю примерно летает борт (самолет - летом-зимой, вертушка в паводок) рейсовый. Билет стоит около 7 000р. (туда-обратно). Чтобы его купить - за недели две-три отправьте факс перевозчику (2ой Объединенный Архангельский Авиаотряд или 2ОАО). Аэропорт базирования - Васьково (не Талаги!). По прилету в Верхнюю Золотицу (есть еще Летняя совсем в другом месте) - попросите кого-нибудь из местных вас подкинуть по реке до устья, а оттуда уже можно до маяка и пешочком дойти, там около 20км отличного песчаного пляжа! в июле-начале августа полно морошки.

Места очень красивые, поблизости - границы Природного парка "Приморский".

Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов
Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов
Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов
Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов
Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов

В следующей серии посмотрим на маяк №22 Абрамовский (сосед Инцы к северу).
RusNature
участник
 
Сообщения: 160
Регистрация: 08.04.2016
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 78 раз.
Возраст: 36
Страны: 27
Отчеты: 21
Пол: Мужской
популярные маршруты по России

Re: Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршр

Сообщение: #2

Сообщение RusNature » 18 апр 2016, 19:49

№22. Абрамовский маяк

Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов

Деревянных маяков на Белом море, да и вообще в мире, осталось очень мало, и Абрамовский - один из них. Более того этот маяк находится на грани утраты. Башня построенная в 1913 годы на высоком утесе постепенно становится все ближе и ближе к обрыву, берег подвержен сильной эрозии и обрушается с каждым годом. Даже сам маяк уже накренился и представляет из себя своеобразную Пизанскую башню. Обратите внимание на уровень горизонта на верхней фотографии, посмотрите на линию воды - она ровная. А вот с такого ракурса видно крен еще больше:

Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов

Причина в осадке грунта под башней, и не будь у нее домика-пристройки, маяк бы уже рухнул.

Абрамовский маяк необитаем, и заброшен, осветительное оборудование отсутствует. В километре от маяка расположена ТДС ГМС (труднодоступная гидро-метеостанция), начальник которой шутит, что когда башня навернется хоть флюгер снимет на память.

Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов

Попасть на Абрамовский маяк можно либо под парусом по морю из Архангельска, либо на какой-либо лодке из Мезени на выходе из залива которой он и расположен. В Мезень летают самолеты малой авиации из Архангельска (аэропорт Васьково), а недавно туда проложили и дорогу, так-что попадать стало намного дешевле.

Абрамовский маяк так назван потому что в этих местах в прошлом активно били тюленей и моржа, а детеныша моржа поморы называли "абрамок". Маяк построили из-за серьезной опасности, которую сулят для судов обширные мели Мезенского залива. Глубины здесь не превышают нескольких метров, а в отлив значительный участок моря и вовсе превращается в одну большую мель. Когда я снимал этот маяк, пришлось даже минут сорок тащить по кошкам лодку-пвх по колено в воде, настолько сильно обмеливает здесь море.

Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов
Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов
Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов

В следующей серии - маяк №20 Летне-Орловский.
RusNature
участник
 
Сообщения: 160
Регистрация: 08.04.2016
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 78 раз.
Возраст: 36
Страны: 27
Отчеты: 21
Пол: Мужской

Re: Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршр

Сообщение: #3

Сообщение RusNature » 19 апр 2016, 19:43

№20. Летне-Орловский.

Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов

Маяк установлен на мысу, на входе в Онежский залив Белого моря, к югу от Соловецкого архипелага, с маяка хорошо виден остров Анзер и очертания других Соловецких островов. Начал действовать в 1900 году, а в 1927 году был перестроен, от исторического маяка остался лишь фундамент. Башня 1927 года постройки сохранилась до нашего времени без существенных изменений, за исключением того, что сильно обветшала и в 2014 году у маяка был демонтирован исторический купол фонарного сооружения, вместо которого поставлен типовой аварийный маяк. Линзу с маяка сняли и установили на маяке Чесменском, после хищения на последнем. Внешне маяк выглядит, как деревянная усеченная пирамида с черной вертикальной полосой на каждой грани. Маяк имеет высоту в 12 метров и стоит на уровне моря.

Исторически он носит название "Летне-Орловский", приставка объясняется наличием на противоположном Терском берегу Белого моря еще одного Орловского маяка (Терско-Орловского, существовавшего на момент постройки данного уже 58 лет).

Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов
Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов

До 2005 года маяк обслуживался постоянным персоналом, в настоящее время маячный городок заброшен, маяк работает автоматически от сменных аккумуляторов. Последние служители маяка проживают в деревне Пушлахта в 15 километрах к югу.

Маяк имеет схожую конструкцию с Зимнегорским и исторической створой Мудьюга (Черной башней), все три маяка находятся в зоне риска, при этом Летне-Орловский маяк - единственный, находящийся без присмотра постоянного персонала, в особой опасности.

Маяк находится в на границах Национального парка "Онежское Поморье", созданного в конце 2013 года, и активно развивающегося. В планы данного ООПТ входит обустройство на базе маяка туристического объекта.

Ближайшие населенные пункты - деревни Летняя Золотица и Пушлахта.

Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов
Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов

Маяк является труднодоступным. Попасть сюда можно следующим образом:

1. Прибыть в город Архангельск (поездом, самолетом или на автомобиле).

2. Из Архангельска в деревню Летняя Золотица 2 раза в неделю летает самолет типа АН-2 из аэропорта Васьково. Необходимо не менее, чем за 14 дней до вылета забронировать место на борту. Стоимость билета в оба конца составляет 8 100р. (на 2016 год). Рейс может быть отложен или перенесен на другой день по погодным условиям в Летней Золотице, это частое явление.

3. Перед вылетом в Летнюю Золотицу, не менее чем за 5 дней необходимо подать заявление на оформление пропуска в Национальный парк Онежское Поморье, что возможно сделать через сайт парка.

4. По прилету в Летнюю Золотицу необходимо переправиться на противоположную сторону реки, по средствам лодочной переправы. Вам следует обратиться в находящийся на этой стороне реки визит-центр парка, для получения необходимой справочной информации, консультаций по территории парка, проведению инструктажа о нахождении на территории.

5. Путь к маяку от визит-центра парка занимает порядка 8 часов, часть пути идет на лесной дороге, часть по берегу моря. Для ночлега вам следует воспользоваться личной палаткой и прочим туристическим снаряжением, либо вы можете заночевать в одном из строений маячного городка, или в рыбацких тонях, расположенных к Югу от маяка по побережью.

Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов
Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов

Посетив Летне-Орловский маяк вы можете вернуться в Летнюю Золотицу прежним путем, а можете продолжить путь на юг по берегу и дойти до деревни Пушлахта (1 ходовой день), где можно заночевать у местных жителей. В 15км к югу от деревни Пушлахта находится маяк Чесменский, посещение которого можно совместить с посещением Летне-Орловского и осмотром интересных уголков Национального парка "Онежское Поморье".

На 2015 год, полеты по маршруту Архангельск - Летняя Золотица - Архангельск проводились по понедельникам и пятницам, что дает возможность провести на территории 6,5/ 3,5/ 2,5 дня.

В зимнее время посетить маяки можно на лыжах или на снегоходах. В летнее время, возможно посетить маяки по морю, но из-за частых штормов это затруднительно. В Летней Золотице можно остановиться в отеле.

По пути к Летне-Орловскому маяку вы будете проходить живописный мыс Малый Орлов с несветящим знаком.

Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов
Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов
Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов

Про Чесменский маяк - в следующей серии.
RusNature
участник
 
Сообщения: 160
Регистрация: 08.04.2016
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 78 раз.
Возраст: 36
Страны: 27
Отчеты: 21
Пол: Мужской

Re: Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршр

Сообщение: #4

Сообщение АпрелькаМ » 26 май 2016, 15:57

Интересная информация и шикарные фотографии.
Аватара пользователя
АпрелькаМ
новичок
 
Сообщения: 6
Регистрация: 22.12.2013
Город: Пенза
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 41
Страны: 8
Пол: Женский

Re: Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршр

Сообщение: #5

Сообщение NastikNix » 26 авг 2016, 10:45

Спасибо 1000000 раз! Маяки - моя мечта!
NastikNix
новичок
 
Сообщения: 12
Регистрация: 16.09.2013
Город: Ижевск
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 5 раз.
Возраст: 36
Страны: 4
Отчеты: 1
Пол: Женский

Re: Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршр

Сообщение: #6

Сообщение Rezoner » 26 авг 2016, 14:50

Значит, Вам может быть интересна архивная тема из фотораздела
Маяки мира - на границе двух миров, всем стихиям открыты!
Аватара пользователя
Rezoner
Старожил
 
Сообщения: 11322
Регистрация: 15.02.2005
Город: Москва
Благодарил (а): 344 раз.
Поблагодарили: 1279 раз.
Возраст: 71
Страны: 47
Отчеты: 38
Пол: Женский

Re: Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов

Сообщение: #7

Сообщение Мельпомена86 » 01 дек 2018, 14:34

Какая замечательная тема. А продолжения уже не будет? >>
Мельпомена86
участник
 
Сообщения: 151
Регистрация: 29.06.2018
Город: Иваново
Благодарил (а): 49 раз.
Поблагодарили: 16 раз.
Возраст: 38
Страны: 1
Отчеты: 7
Пол: Женский

Re: Маяки России. Регион: Белое море. Подробное описание и логистика самостоятельных маршрутов

Сообщение: #8

Сообщение RusNature » 29 янв 2019, 16:32

Мельпомена86 писал(а) 01 дек 2018, 14:34:Какая замечательная тема. А продолжения уже не будет? >>


Пока нет времени, когда-нибудь
RusNature
участник
 
Сообщения: 160
Регистрация: 08.04.2016
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 78 раз.
Возраст: 36
Страны: 27
Отчеты: 21
Пол: Мужской




Список форумовЭкс-СССР форумРОССИЯ форумГотовые маршруты и туры по России. Прочитал и поехал



Включить мобильный стиль