Вдвоем с женой были в Иране с 1 по 8 января. Авиабилеты приобретались в Иран эйр в Москве. Стоимость 13 750 руб. за перелеты Москва-Тегеран-Москва и внутренние Тегеран-Шираз, Шираз-Исфахан, Язд-Тегеран. Маршрут Москва-Тегеран-Шираз-Исфахан-Язд-Тегеран-Москва. В Ширазе, Исфахане, Язде по два дня, на Тегеран оставили чуть больше полдня. Прилет в новый аэропорт Имама Хомейни, находится на расстоянии около 35-37 километров от Тегерана. Очень долго получали визу по прилету, приехало достаточно много самостоятельных российских путешественников – человек 40-50, против обычных 5-6 человек. Очень медленная работа иранских чиновников. Вся эта процедура заняла часа два. Сдаешь паспорт в окошко, получаешь что-то типа анкеты, платишь 50 долларов в соседнее окошко и ждешь пока объявят твое имя, именно имя, потому что для иранцев наши фамилии представляют значительную сложность в произношении. «Ола!» вызывает иранец, бегут две Оли и смотрят чья виза готова. Еще минут 10 каждого держали на паспортном контроле. Иранская барышня с частотой одно нажатие клавиши компьютера в минуту вводила в базу данных фамилии.В общем потихоньку начали звереть, тем более у нас стыковочный рейс в Шираз через 5 часов в другом аэропорту. Деньги меняли в аэропорту. Хотя без проблем можно было поменять и Ширазе и Исфахане. Переезд в аэропорт Мехрабад занял минут 40, стоимость 138 тыс. риалов по счетчику. Без проблем долетели до Шираза. До гостиницы Эрам проезд на такси 30 тыс.риалов. Но правильней все-таки считать в туманах. В 99% случаев цены нам назывались именно в туманах, и лучше сразу себя ориентировать именно на туманы, чтобы не было путаницы. 1 туман – 10 риалов. Гостиница Ерам очень понравилась – большой комфортный номер с кухней. Стоил 45 долларов за ночь, персонал очень приветливый. Расплачивались долларами без всяких проблем. Там же в отеле на ресепшен договаривались о поездке в Персеполис - Naqsh-e Rostam – Naqsh-e Rajab. Стоило это удовольствие 35 тыс.туманов за 6 с лишним часов. В принципе это дороговато. На улице можно было найти наверное и дешевле. Но время было очень мало. На обратном пути заехали в ресторан Shater, он есть в путеводителе Lonely planet. Ресторан и блюда очень понравились, единственно они очень большие и в принципе можно заказывать одно на двоих. Из достопримечательностей понравилась крепость Карим Кхани, Саади и потрясающая внутри мечеть Имамзаде.Не произвел никакого впечатления мемориальный памятник Хафезу и особенно ботанический сад Эрам, зимой там делать нечего. Народ очень доброжелательный и отзывчивый. Единственно при поездках на такси или частниках нужно обязательно оговаривать стоимость поездки заранее. У нас был только один конфликт в Иране в Ширазе – именно с частником. Шираз мы объездили вдоль и поперек и цены знали – 1-3 тыс туманов – не более. И вот расслабились, сели в машину не оговорив цену, проехали всего ничего, не более чем на 1 тыс. туманов. А водила в конце поездки выкатывает 4 тыс. Был послан куда подальше. Дело не в 2-х долларах, а в наглости, с которой из тебя пытаются сделать лоха. Сначала вообще отказался от предложенных двух тыс.туманов, а потом выскочил из машины бежал за нами и что-то орал на фарси. Немного говоривший на английском таксист спросил в чем дело, мы объяснили и он угомонил этого идиота. Больше никаких конфликтов за время поездки у нас не было. Была одна собственная ошибка с датой вылета из Шираза в Исфахан, когда вместо самолета пришлось ехать ночным автобусом. 8 часов дороги на автобусе Мерседес 60-годов выпуска «супер люкс северная звезда» за 2 доллара. Моя жена чуть в обморок не упала, когда его увидела. Но самое интересное, что внутри все было чисто и комфортно и автобус пришел даже раньше расписания. Когда я покупал билет на автобус у меня спросили – на каком я хочу ехать: на Мерседесе или Вольво. Да я говорю мне все равно. Но оказалось, что Мерседесы это старые автобусы, а Вольво новые, и цена на них в два раза выше. Самое интересно, что переезжая из Исфахана в Язд уже на Вольво было менее комфортно, меньше расстояния между креслами, какая-то неудобная подставка для ног и автобус опоздал на 2 часа. В Исфахан приехали около 4-х утра. Рядом с автовокзалом полно такси, даже в такое время. По путеводителю Lonely Planet, попросили отвезти в отель Ария. По дороге выяснилось, что таксист не знает где он находится. Постоянно спрашивал у редких полицейских, но так и не нашел. Кстати это обычная ситуация в Иране: садитесь, садитесь я Вас отвезу, а в где это не знает. У нас был запасной вариант, но более дорогой отель Садаф, в котором накануне мы на всякий случай забронировали номер. 70 долларов за дабл. В принципе неплохой отель, очень удачное местоположение – в 5-ти минутах ходьбы от площади Имама. При выезде поторговались и заплатили только за 2 ночи по 60 долларов + нам включили в счет дополнительные полдня. Исфахан понравился конечно больше всего. Конечно, основное это площадь Имама, включая мечети. Честно говоря, названия на фарси уже повылетали из головы. Но кто поедет, рекомендуем Lonely planet, незаменимая книжка в Иране, там все эти названия есть. Комплекс Chehel Sotun Palace и др. Там же на площади познакомились с англоговорящим гидом на пенсии по имени Али Акбар. Он предложил нам посмотреть Исфахан не по путеводителю, а те места в которых туристы практически не бывают. Когда спросили о плате, да говорит сколько не жалко. Так оно и оказалось, за первые полдня я дал ему сущие копейки. Несмотря на это на второй день он выложился по полной – где мы только не побывали, и на зороастрийской горе на окраине города, куда все-таки залезли. Рядом с ней кстати находится очень хороший ресторан в традиционном иранском стиле, где очень вкусно кормят. Залезли в подземелья караван – сарая, вот уж где настоящее средневековье, и на крышу базара, откуда фотографировали город. Посмотрели древние синагоги, и еще много всего.
В конце дня поехали в парковый комплекс в пригороде Исфахана у подножия гор. Забрались вверх метров наверное на 200, вид на Исфахан открывается замечательный. В конце дня дал ему 50 долларов, потом знакомые поляки, сказали что это много, но мне не было жалко, человек отработал с большим энтузиазмом, да и на такси сэкономил долларов 20-25 не меньше. Торговался за каждый туман. Да, чуть не забыл мосты, рекомендую посмотреть не только Си-о- Сэ, но еще и два других. Очень доброжелательный и грамотный человек, если кому-либо будет нужен телефон, могу дать. Далее был переезд в Язд ночным автобусом Вольво по цене 40 000 риалов, опоздал часа на 2. В Язде таксист с большим трудом нашел Силк роуд хотел. Вернее я заметил на глиняной стене надпись краской с названием отеля. Кругом какие-то глинобитные дома, мрак какой-то. Стучимся в непрезентабельную дверь глиняной хижины с названием этого отеля, открывает дедок, весь шатается, то ли от старости, то ли обкуренный. Вам чего рум? Да. Ну пошли. Спустились вниз, а там вроде уже получше, большой чистый внутренний дворик с крытым прозрачным пластиком верхом , с диванами, рестораном. Правда поселил нас в номер 7 в соседнем маленьком дворике, вверх которого не был перекрыт. Разницу мы поняли потом, когда началась снежная буря. Чуть не околели ночью от холода. Двери номеров выходят на открытый воздух.
Они толком не закрываются. Часть номера около двери замело снегом. Отель больше бэкпекерский, тусовка международная и в основном молодежная, атмосфера очень демократичная. Ресторан хороший и недорогой. Стоимость 290 000 риалов за дабл в сутки. Отель в так называемом традиционном Иранском стиле. Честно говоря, на любителя. Расположение очень удачное – в 3-х минутах ходьбы от мечети Jameh, в самом центре города В Язде была стандартная программа - мечеть Джаме, мечеть Хазире, тюрьма Александра Македонского, Башни молчания, Башня (или храм) огня и др. До Чак-Чак не доехали, повернули на полпути из-за снежной бури и плохой дороги. Из –за погоды с большим трудом выбрались из Язда в Тегеран, рейс на самолет отменили, автобусы не ходили, таксисты наотрез отказываюся ехать, поезд только вечером. Чудом с помощью персонала отеля, кстати очень доброжелательного и отзывчивого, нашли таксиста, который согласился довести нас до Тегерана. 700 километров, местами по полностью заледеневшей трассе не шутка. Но в целом, впечатления о поездке самые приятные, страна и люди очень понравились. Если будут вопросы готов ответить.