Поиск и покупка авиабилетов по заданному маршруту. Выбор самых низких цен на авиабилеты из всего возможного. Оплата российскими картами. Сложные маршруты с пересадками и прямые рейсы
Аренда жилья напрямую у хозяев с гарантией Система бронирования Суточно защищает ваши интересы и деньги как в России так и за границей: в Турции, Черногории, Израиле и тд. Хозяин получает оплату только после вашего заселения в объект недвижимости"
Оформление страхового полиса онлайн для поездок за границу и для шенгенской визы. Калькулятор стоимости страхового полиса. Страховки для малярийных стран, горных лыж и дайверов
Простой и удобный способ добраться из пункта А в пункт Б в незнакомом городе/стране. Трансфер из/в аэропорт, из/в отель, между городами. Оплата российскими картами
Следующий дом Табатабаи был построен архитектором Али-Марьям Кашани для богатого торговца коврами. Как и предыдущий, этот комплекс состоит из пяти более мелких домов.
Росписи и лепнина здания выполнялись под руководством самого знаменитого художника Каджарской эпохи Мохаммада Гаффари, получившего за свой непревзойденный талант титул "Камаль-оль-Мольк" - "Земное Совершенство".
Здесь есть сувенирные лавочки, где можно приобрести недорогие сувениры ручной работы.
В подвале развернулась книжная ярмарка! Именно там я и купил себе книжку про кашанские дома с описанием и архитектурными чертежами. Это единственный сувенир, который я купил себе за все время поездки.
Традиционный дом Боруджерди построен архитектором Али-Марьям Кашани. Здание украшено богатой лепниной, барельефами, росписями и фресками, выполненными художником Сани-оль-Мольком и его учениками. Необычный по форме бадгир (ветроуловитель) над крышей дворца стал одним из символов города.
Вход в жилой дом организован через глубокую нишу, имеющую полуциркульную форму в плане. Стены ниши сильно изрезаны маленькими нишами, богаты светотенью. Акцентирование архитектуры входов, резко контрастирующих с глухим, часто необработанными глиняными или кирпичными наружными стенами домов, составляет существенную черту жилищ Ирана. Это согласуется с пышным украшением порталов в мечетях Ирана, которые используются начиная с XIV века. Вход украшала как ниша, так и дверь, часто покрытая резьбой и орнаментом. На композиции портала часто цитировался Коран или писались имена пророков. Дверь иногда обивалась медью, делались чеканные ручки, накладки. Два звонка в мужскую и женскую половину извещали хозяев о приходе гостя. На скамьях у двери можно было подождать. За входом находится хашти – это весьма типичная для иранского жилища входная группа небольших по размерам помещений. Хашти представляет собой центрально-купольное помещение. Именно здесь хозяин встречает гостя. Стены и купол здесь украшались художественной резьбой по алебастру, глине, или поливными плитками с монохромными и цветными геометрическими и растительными мотивами. Сейчас в этом месте находится касса.
Далее следует вестибюль и очень узкий, темный, искривленный в плане коридор, значение которого – подготовить гостя к восприятию главного зрительного эффекта – выхода в парадный двор.
Перед гостем, входящим из темноты коридора, вдруг распахивается небосвод, обрамленный архитектурой двора и зеленью, и все это отражается в зеркале бассейна, который является и хранилищем драгоценной влаги, и средством смягчения жары, и приемом привнесения в дом божественного света неба, отраженного в воде.
Гость, если он только не близкий родственник, обычно не следовал вглубь жилища, а приглашался через галерею в рядом расположенный зал. Наличие при входе в дом специальных парадных помещений для приемов имело большой смысл. Сюда приглашались и соседи. Соседствующие жители нуждались друг в друге, так как традиционная культура, религиозное воспитание и чувство безопасности формировали идею единения, общности. Одинаковые для всех ценностные ориентации способствовали взаимопониманию. Размеренный ритм жизни помогал осознать важность и ценность долговременных соседских отношений. Планировка помещений для гостей и их дизайн, весьма парадный, предполагали корректность соседских отношений, способствовали развитию их теплоты, не отягощали возможностями возникновения конфликта, поскольку интимно-семейная зона размещалась в значительном отдалении от входной группы помещений. Архитектура двора сохраняет традиционное решение. Композиция симметричная, слегка нарушенная в трактовке боковых сторон, что вполне естественно, поскольку освещенная солнцем стена и затененная стена решены по-разному – одна анфиладой лоджий, другая остекленными окнами.
Бассейн сильно удлиненной формы, но в перспективном сокращении приобретающий гармоничные пропорции, подводит взгляд к главному фасаду – веранде. Архитектура фасада проста и выразительна. Трехчастная композиция общих крупных объемов сочетается с трехчастной структурой разработки каждого из объемов. Арки имеют разные пропорции и размеры, но одинаково изящны. Рельефные украшения распределены согласно логике построения всего ансамбля: на боковых стенах помещены лишь неширокие резные фризы и накладки, над малыми арками боковых объемов главного фасада размещены более рельефно проработанные декоративные вставки, на главном фронтоне веранды показано много рельефов.
За верандой следует парадный зал, больший по размерам, чем зал при входной группе и имеющий трехчастное деление. Зал перекрыт куполом, прорезанным световыми проемами и увенчан фонарем. Этот купол вместе с бадгирами, украшенными богатой резьбой, придает всему зданию выразительный силуэт.
Архитектуре Ирана характерно соответствие масштаба человека и окружающей среды, под которой в данном случае понимается все, от города, улицы и переулка, до двора, дома, комнаты, мебели. Высота 1-2 этажных зданий находилась в определенном гармоничном соотношении с двором, узкими улочками и переулками. Величина площади внутренних дворов – большая в богатых домах и меньшая в домах семей со скромным достатком. Это тоже своеобразный показатель сомасштабности человека и среды, но во всех случаях архитектурный масштаб построек не подавлял человека, несколько его возвышал.
За большим парадным залом следовал интимный двор «наренджестан», в который обращены две комнаты и альков. Осевое построение всего дома от гостевого зала при входе до алькова подчеркивает парадность ансамбля. В традиционном жилище ценилось анфиладное расположение ряда комнат, в частности тех, которые выходили своим фронтом во двор. Принцип анфиладности позволял использовать комнаты гибко, согласно традициям, в зависимости от потребности, и в то же время отражал идею коллективного общения живущих в доме. Из окон этих комнат открывался вид во двор, на природу, что очень ценилось всегда и ценится теперь. Традиции изоляции частной жизни хозяев от посторонних глаз, а также учет климата, проявлялись в устройстве окон. Они имели специальную конструкцию, поднимались вверх
Часть этого жилища имеет помещения на втором этаже. На этом же уровне имеются два дополнительных входа. Один ведет через переднюю в семейно-интимную часть дома и связывает ее с хозяйственной частью дома, другой, в боковой стене двора, ведет в соседний дом, где проживает родственная семья. Таким образом, большой дом не был абсолютно изолирован от внешнего мира, имел с ним необходимые связи.
Почти в каждом доме был большой, удобный, глубоко вырытый подвал, в который вела широкая открытая лестница прямо со двора под парадную веранду. Здесь были большие помещения для отдыха в летнюю жару. Под сводами жили, а в боковых кладовых хранили провиант, посуду, мебель, необходимые для приема больших гостей. Таким образом, подвал совмещал значения и жилища, и хранилищ, отвечал традициям гостеприимства и комфорта проживания.
Характерной особенностью традиционных домов, тем более жилищ состоятельных семей, было расположение кухонь, санитарных узлов, бань вне собственно дома, что способствовало необходимой гигиеничности парадных помещений. Но в доме обязательным было наличие специальных помещений для хранения вещей, одежды, обуви, постельного белья (гардеробных). Предусматривались и помещения для прислуги.
Последним был дворец Амариха. Принципиально от предыдущих ничем не отличается и состоит из 6 домов разной величины.
Сейчас дом находится на реставрации, но часть интерьеров всё ещё доступна для просмотра
Парадный двор.
Айваны обильно украшены сложной лепниной и декоративными росписями.
Узоры на белых стенах этого дома выдержанные в теплых нежно-кремовых тонах.
Именно в такие цвета окрашиваются окрестные горы в первых робких лучах солнца.
Все особняки в которых мы побывали просто роскошны! Но это изысканная и утонченная роскошь. Во многом это связано с тем, что кашанские особняки принадлежали торговцам, а не аристократам. В Иране торговое сословие было образованным, религиозным и всегда умело ценить красоту и искусство. Не зря большинство знаменитых персидских поэтов вышло именно из этой среды
Витражи
Глинобитные улочки Кашана
На одной из таких улочек нам попалась местная разновидность нахля!
В промежутках между домами можно заглянуть в мавзолей рядом с домом Боруджерди
Можно сходить в султанские бани, которые почему-то были закрыты.
Ну и пообедать. Ещё одно традиционное иранское блюдо-суп абгушт. Подается горячим в глиняном горшочке. Необходимо слить жидкость в металлическую тарелку, а оставшееся в горшочке мясо, картошку и нут растолочь в пюре специальной деревянной толкушкой. После этого получившаяся каша выедается ложкой.
В жидкость, похожую по вкусу на томатный суп, бросаются мелкие кусочки лаваша.
Спасибо! Давно такого удовольствия от интернетного чтива не получала! очень интересно, водная инженерия, топчаны в саду, ковры, эти роскошные персидские ковры и все все все!!
А можно вопрос, на самом деле кругом такая стерильная чистота или только на ваших фотках?))
Staying_awake писал(а) 13 дек 2012, 12:16:Спасибо! Давно такого удовольствия от интернетного чтива не получала! очень интересно, водная инженерия, топчаны в саду, ковры, эти роскошные персидские ковры и все все все!!
А можно вопрос, на самом деле кругом такая стерильная чистота или только на ваших фотках?))
Спасибо! рад что вам нравится. В Иране на самом деле очень чисто. В туристических городах так вообще стерильно-не сорят и убирают постоянно. Урны стоят через каждые 50 метров и ими пользуются! Гуляли в Исфахане вдоль речки около 6 км. За всё время не увидел на берегу ни одной пластиковой бутылки, ни одной бумажки, ни одной этикетки! В провинции, при желании, мусор найти можно конечно, но его очень мало. В целом в Иране значительно чище чем у нас. Культура другая совсем. А топчаны в саду называются дастарханы =)
Все транспортные вопросы мы решили на ресепшене отеля ещё до того как пошли по домам. Планировали поехать на автобусе непосредственно в Хамадан, но из Кашана прямых рейсов туда не было. Хотели доехать до Кума, а оттуда уже на другом транспорте, но до Кума билеты закончились. Выясняем что такси стоит 1400 туманов (45$) за 400 км пути. Девушка на ресепшене искренне хочет помочь и отговаривает от этой дорогостоящей поездки, но по карману вроде не бьет и мы останавливаемся на этом быстром и комфортном варианте. Оставшееся до выезда время коротаем за чашечкой чая на дастарханах в саду отеля Ehsan. В наш бывший номер уже заехала русская пара из Калуги. Тоже читают форум. Ребята путешествовали с какой-то турфирмой и в Персеполис их как раз возила та неуловимая Фатима.
Если путешествовать спонтанно без какого-либо четкого плана и предварительной брони гостиниц, то удобно при поиске жилья использовать ресепшн предыдущего отеля. Люди сами узнают все номера, скажут цены, наличие и в случае чего забронируют. Так мы и поступили. Сначала попросили какой-нибудь традиционный отель, но в Хамадане таких не оказалось и тогда остановились на заранее заготовленном-отеле Khatam.
В назначенный час (18-00) загружаемся в новенький самант и переносимся в город Хамадан. По дороге мелькают огни Кума, но времени слишком мало и мы проезжаем мимо. Около 23-00 были уже на месте. Отель Khatam расположен не в самом центре, но город небольшой и там всё рядом. Здание современное, большие просторные номера с кухнями. У нас был такой номер с одной двуспальной и двумя односпальными кроватями. По уровню комфорта-это была лучшая гостиница за эту поездку. Стоимость такого семейного номера с кухней 1080 туманов (35$) Персонал на ресепшене по-английски не говорил совсем. Приехали голодные. Попытались выяснить где здесь какой-нибудь ресторан, но безуспешно. Располагаемся в номере, через 10 минут стук в дверь... Юля открывает, там парень с подносом на котором 2 порции ароматного дымящегося кебаба с рисом!!! По-английски ни слова. Может это не нам и он дверью ошибся? Бери-бери, потом разберемся. Вид из окна на следующее утро седьмого дня.
Посещение Хамадана и пещеры Али-Садр, расположенной рядом, было обязательной частью нашего маршрута и все иранцы, с которыми мы общались, советовали непременно съездить в этот город. Не всегда у туристов посещение пещеры складывается гладко. Расскажу как все было в нашем случае. Взяли такси туда-назад за 500 туманов (18$) и купили билеты в кассе по 90туманов (3$) с каждого. Вместе с чеком выдается магнитная карточка открывающая несколько турникетов. Всем посетителям выдаются спасательные жилеты. В пещере всё рассчитано на прием большого количества посетителей. Ежедневно её посещают более 10 000 человек, но нам повезло и людей было совсем мало. Судя по билету, мы были 17 и 18 по счету в этот день (открывается в 9 утра) Кресла вдоль стен для ожидающих посадку в лодки. Тянутся метров на 200.
Иранская семья решила вместе сходить отдохнуть в пещеру.
Пещера Али-Садр является самой известной пещерой в Иране. Это одна из красивейших в мире и уникальных в своем роде пещер. Расположена она в не высокой горе Саритаппе (желтая скала) на юге одноименной деревни и прилегает к ней. В этой горе имеются еще две другие пещеры под названиями Сараб и Субаши, соответственно в 7 и 11 км от Али-Садра. Появление этой пещеры относится ко второму геологическому периоду (это 130-190 млн. лет назад). Коридоры и проходы в этой пещере образовались вследствие отложений, обвалов, оползней и землетрясений. Впервые пещеру обнаружили во времена правлении династии Сефевидов. Однако найденная во время раскопок глиняная посуда говорит о том, что в ней жили люди еще при Сельджукидах.
В 1962 году альпинисты из Хамадана произвели исследования в пещере , а с 1963 после разводки освещения, она стала доступна для всеобщего обозрения. Впоследствии пещера Али-Садр превратилась в уникальную достопримечательность Ирана. После прохождения нескольких турникетов посетители попадают в большой зал с лодками. Здесь происходит посадка-высадка.
Один катамаран тянет за собой на веревке 3-4 лодки.
При входе в пещеру привлекают внимание сталагмитовые отложения на потолке и на стенах пещеры. Эти отложения свидетельствуют о том, что в прошлом здесь текла вода.
Пещера Али-Садр отличается многочисленными каналами, многие из которых еще не обнаружены. Туристический маршрут разбит на 3 равные части-Сначала по воде, потом по суше и остаток пути опять по воде. На фотографиях пешеходный маршрут.
В пещере множество коридоров и проходов, однако до сих пор открыто всего 14 км из них. Приблизительно 4 км освещены и доступны для посещения. Основная территория пещеры состоит из больших и маленьких зигзагообразных помещений, которые соединяют сетчатые проходы. Площадь некоторых из них достигает нескольких сот метров.
Потолок пещеры, высота которого в некоторых местах составляет 10 метров от уровня воды покрыт сталагмитовыми образованиями
Вода в пещере появляется за счет подземных источников и атмосферных осадков, просачивающихся внутрь пещеры через стены и потолок. В целом эта грандиозная пещера образовалась вследствие размывания горных пород и появления мелких углублений в известковых массивах, а также в результате постепенного слияния этих углублений в течение долгих лет.
Вокруг полный сюрреализм.
Какая-то часть пути проходит по плавучим понтонным тропинкам.
Глубина воды в различных местах пещеры колеблется от 0,5 метра до 14 метров.
Вода пещеры имеет температуру 12 градусов и считается холодной. При определенном свете она светло-голубого цвета, не имеет запаха и вкуса. Она настолько прозрачна, что дно видно даже при слабом освещении и невооруженным глазом. Из-за наличия в этой воде не годных для питья минералов, она лишена живых существ. Обратите внимание, даже в таком месте стоят урны для мусора!
Местами проходы настолько узкие, что приходится протискиваться между каменными стенками.
Классный дед! На очень смешном языке рассказал историю как русские покупали у него грецкие орехи и торговались до последнего!
Оставшуюся часть пути преодолеваем опять по воде.
Смело можно сказать, что пещера Али-Садр является самой большой водной пещерой в мире и уникальной с точки зрения природных зрелищ.
Благодаря исследованиям специалистов, ежегодно здесь обнаруживаются новые проходы. Одним из красивейших мест в пещере является территория площадью 4 тыс. кв. метров , которая получила название зал тысячи сосулек (гандиль).
Все стены и потолок этого помещения покрыты разноцветными и разнообразными сталактитовыми и сталагмитовыми образованиями.
Фотографии в полной мере не передают красоту этой пещеры.
В какой-то момент наша флотилия заходит в огромный зал с высотой свода более 15 метров.
Горизонтальный рисунок на стенах этого зала свидетельствует о том что уровень воды менялся много раз.
Свод
Эта скала называется "Голова льва"
Очень много сталактитов.
Местами коридоры настолько узкие, что катамаран проходит в притирку.
На неспешный осмотр оборудованного маршрута уходит примерно 2-2,5 часа. Пещера конечно не разочаровала. Это одно из самых красивых мест, что мне довелось посмотреть в Иране.
Друзья, спасибо всем за теплые слова в комментах, в личке и в плюсах, которые вы мне ставите! Очень приятно! продолжаю ))
Город Хамадан является частью так называемого "Золотого треугольника", состоящего из трёх древнейших городов Ирана (Хамадан, Керманшах, Хоррамабад). Внешне он совсем не похож на те города что мне приходилось видеть раньше. Город был основан где-то 3000 лет до н. э., хотя начали его строить еще в 1100 до н. э.. Основали город мидийцы, и тогда он стал столицей Мидии. В парфянскую эпоху Хамадан был летней столицей парфянских царей и их резиденцией. Город сильно пострадал, когда его завоевали мусульмане-арабы. Это первая столица Персии, центр развития цивилизации, а также родина многих персидских династий. Сегодня Хамадан – крупный промышленный и торговый центр плодородного региона, который знаменит приятным летним климатом, и зелеными садами и интересными местами.
Вернувшись в отель, выписываемся в полдень, оставляем на ресепшене отеля вещи (совершенно бесплатно) и отправляемся смотреть достопримечательности. Наш водитель совсем не знал английского, поэтому мы попросили на ресепшене написать прямо на туристической карте список того что мы хотели бы посмотреть в определенной последовательности. Начали с хамама, но не потому что он самый интересный, а потому что здесь можно вкусно пообедать в красивой обстановке. Сегодня хамам используется не только как музей, но и как ресторан. Причем отличный!
Я уже несколько раз рассказывал про другие иранские хамамы и их предназначение, поэтому не буду повторяться. Смысл тот же. Экспозиция включает в себя восковые фигуры в национальных одеждах и сцены быта иранцев тех лет.
Посадочные места расположены как в главных залах, так и в уютных изолированных кельях. Кушать придется традиционно-сидя)
Банные процедуры
Директор этого заведения лично контролировал чтобы нас обслужили по высшему разряду, постоянно подходил и интересовался, все ли хорошо. Кухня превосходная, цены как везде-низкие, интерьер-лучше не придумаешь. Вообщем, рекомендую!
После плотного обеда поехали смотреть мавзолей Есфири и Мордехая. Подъехали к воротам. Закрыто... На звонок никто не реагирует. Народ вокруг сказал что обеденный перерыв будет длиться ещё час-до 4 вечера.
Не теряя времени, едем дальше. Хотел бы особо отметить нашего водителя. Этот человек, не понимая по-английски ни единого слова, очень четко осознавал что надо делать, куда надо везти, что показать и самое главное, он понимал что мы сильно ограничены во времени. Следующей достопримечательностью стал мавзолей Гонбад Алавиан
Это один из старейших исламских архитектурных памятников страны. Допируется 12 веком и является ярким примером сельджукского искусства.
Внутри похоронены 2 члена семьи Алави, когда-то правившей Хамаданом.
Внутренние и наружные стены обильно украшены замысловатой резьбой по камню.
Территория вокруг этой мечети красиво украшена цветами. За мечетью есть какой-то подвал, в котором обрабатывают и продают драгоценные и полудрагоценные камни, но на мой взгляд. это не самое интересное место. Одной из самых известных достопримечательностей Хамадана считают зону археологических раскопок древнего города Экбатана. Она занимает два городских холма. Холм Хакматана включает в себя руины оборонительных сооружений мидийского периода, а холм Мосалла - руины парфянской цитадели и парфянского храма. Недалеко отсюда можно увидеть остатки стены дворца Дария I, правившего в 521-486 годах до н. э. К сожалению, время не пощадило это место и сегодня от былого величия остались лишь фундаменты, да небольшие остатки стен, которые регулярно докладывают и обмазывают глиной (прямо на этом фото видно)
Если кто хотел посмотреть мусор в Иране, то вот одно из таких немногочисленных мест. В целом же, там везде очень чисто, а местами даже стерильно.
Кроме нескольких больших фундаментов, на территории комплекса находятся археологический музей и армянская церковь.
Не буду лукавить, Экбатана- скучное место, хотя его археологическую ценность сложно недооценить.
Хамадан известен, как родина многих выдающихся людей. В течение нескольких лет здесь жил и трудился великий персидский учёный Авиценна.
Авиценна умер в Хамадане в 1307 году. Над его могилой в 1952 году были выстроены мавзолей- библиотека, где содержится около 8000 книг, и небольшой музей, знакомящий посетителей с работами учёного.
Территория вокруг мавзолея очень красиво благоустроена.
Следующая остановка возле мавзолея поэта Баба-Тахера Находится он в северной части города. Умер этот человек в Хамадане в 1019 году. Мавзолей был построен в 1970 году.
Внутреннее пространство купола украшено керамической плиткой.
Также в отделке активно используется оникс, работающий на просвет.
Если вы обратили внимание, то оба эти мавзолея имеют много общего по архитектуре и такая конструкция явно относится не к 20 веку, когда они были возведены. Мои сомнения подтвердились после возвращения в Москву. Оказалось, что у этой архитектуры есть конкретный прообраз-мавзолей Гунбад-Кабус.
Шамс-аль-Маали Кабус ибн-Вушмгир был царем из династии Зияридов. О нем говорили, что он был великолепным воином, но иногда он проявлял чрезмерную жестокость по отношению к подданым. В конечном счете он пал от руки одного из своих полководцев. Говорят, что его похоронили в гробнице под прекрасным куполом, который по этой причине назван Гунбад-Кабусом.
Высота этой башни - 51 м от основания, а подземная часть уходит на 10 м в глубину. Башня имеет форму цилиндра с коническим куполом. На поверхности башни устроены 10 остроугольных вертикальных выступов-пилястр, которые уходят вверх до основания купола. Эти пилястры придают башне особую красоту и в то же время увеличивают ее прочность. Цилиндрическое "тело" башни немного сужается кверху, и эта слегка коническая форма также придает конструкции дополнительную прочность. Мавзолей был возведен в 1006 году в г. Гургане, на северо-востоке Ирана.
После башен возвращаемся к мавзолею Есфири и Мордехая На этот раз удачно.
Считается, что в мавзолее Есфири (Эстер) и Мордехая в Иране захоронены остатки Царицы Эсфири (Эстер) и воспитавшего ее родственника Мордехая. Это одно из важнейших мест паломничества для иранских евреев и евреев со всего мира.
Они верят, что Есфирь была женой иранского царя Ксеркса I во времена Ахеменидов. Связанная с ней легенда стала основой празднования Пурима в еврейской культуре.
Вход в здание был закрыт древней каменной дверью, и как я ни упрашивал, смотритель так и не открыл её. Сказал что это возможно только после 18-00. Я не стал искушать судьбу и возвращаться сюда в третий раз... Входные ворота обвивает вот такая виноградная лоза. Есть в этом месте что-то зловещее...
Дальше едем смотреть старинную наскальную надпись Ганджнаме. Поднимаемся на гору Алванд на фуникулере.
Уже не помню сколько стоят билеты, но значительно дороже чем все остальные достопримечательности.
Внизу мелькает красивая иранская осень! наконец-таки я её нашел!
Сверху открывается хороший вид на город, который прямо на моих глазах накрывает пылевая буря, идущая перед грозовым фронтом.
В центре города находится круглая площадь имама Хомейни. От неё, как лучи солнца в радиальном направлении, отходят 6 широких улиц.
Виды вокруг просто потрясающие!
В поисках этой древней надписи на скале, мне довелось облазить вдоль и поперек всю гору... Кто ж знал, что надпись находится внизу у подножья=) В какой-то момент мне показалось, что девушка с портрета подмигивает. но в горах и не такое бывает.
Расскажу про одно необычное дерево, которое было не таким как все и выросло выше других, но от коллектива не отбилось!
Про стадо коров на осеннем склоне.
Про ворон. камни и терракотовую глину.
Про колючки и грозу, написанную акварелью по-сырому.
Ну и про горный склон, на который иранская осень заглянула только-только.
Несколько раз пытался сфотографировать молнию, но всё безрезультатно.
Когда я спустился вниз, смотреть на надпись уже не пошел. Процесс поиска оказался для меня гораздо интересней самой надписи.
Ну и напоследок расскажу ещё про хамаданских голубятников и их голубей, которые попались мне когда я менял деньги в серафи возле площади.
Разведение голубей - одна из старейших традиций иранского народа, которая и по сей день популярна у всех слоев населения. До наших времен сохранились старинные каменные и глиняные голубятни, расположенные по всему Ирану. Они скорее напоминают не голубиные дома, а целые замки! В них иранцы содержали сотни голубей, помет которых служил средством обогащения малоплодородных иранских земель. Голубеводство в Иране считается священным занятием и, по мнению иранцев, приносит людям удачу и благословение. Подсчитано, что около 5 % всех иранских домашних хозяйств держат голубей, при том в городах любителей намного больше, чем в сельской местности.
В Иране выведено множество бойных пород, практически в любом городе есть местная разновидность, но все голуби похожи, у них много сходных черт, что, в принципе, и характерно для всего Персидского региона. Персия была одним из важнейших рынков по пути караванов из Китая на Ближний Восток. Велась торговля товарами между древними государствами, и нет ничего удивительного в том, что бойные голуби получили столь широкое распространение. Людей из соседних с Ираном стран всегда привлекала выносливость персидских голубей и невероятное зрелище, которое показывали птицы в небе. Иранские традиции голубеводства базируются на человеческой гордости, почитании дела предков и желании улучшать достигнутые результаты.
На северо-западе Ирана, в провинции Хамадан, была выведена одна из самых прекрасных персидских пород голубей Хамаданские бойные космачи, с оперением ног до 20 см! Это одна из самых старых пород голубей Ирана, которая является результатом тысячелетней работы голубеводов-селекционеров, прекрасно знающих генетику. Хамаданские голубеводы из поколения в поколение передавали опыт по работе с косматыми голубями, в результате были сформированы целые линии, отличающиеся длиной клюва, рисунком оперения и перьевым украшением головы.
Популярны голуби с цветным рисунком на белом фоне тела (цветнобокие, цветнохвостые, зеркальные) и одноцветные (сизые, белые, желтые, красные) птицы. Хамаданские космачи - прекрасные «летчики», которые по летным качествам не уступают голоногим породам, а по бойных значительно превосходят. Хорошо натренированные голуби способны находиться в воздухе 12-14 часов, т.е. при гоне птицы утром садятся только поздно вечером. В 17 веке голуби из Хамадана попадают на Северный Кавказ, где и сегодня являются одной из самых популярных пород голубей. В Тибризе, столице Иранской области – Восточный Азербайджан - в течение нескольких сотен лет сформирована репутация центра Восточной культуры и центра голубеводства. В Иране есть несколько центров голубеводства: Тегеран, Кашан, Мешхед, Исфахан, Тебриз, Решт, Хамадан и Шираз. В Тегеране и Кашане большинство голубеводов отдают предпочтение бойным голубям с продолжительным и высотным полетом. Масть не имеет никакого принципиального значения, эти голуби не участвуют в выставках, на них не существует стандарта, главное - лёт, чем он дольше, тем ценнее голубь. Вместо выставок, на которых оценивается экстерьер птицы, проводят соревнование по длительности полета. Самые главные соревнования года в столице проводятся в период с 21-ого июня до 21-ого июля, когда продолжительность светового дня самая высокая, а температура в среднем 30 градусов.
В остальных городах разводят бойных голубей одновременно по нескольким направлениям, одним из которых является отбор по летным качествам: сильный бой и высотный, продолжительный полет, причем, разных стилей, от медленного до столбового. Другими требованиями к голубям (особенно на западе страны) являются: масть, рисунок оперения, корпус птицы и др., в каждом городе по-разному. Кстати, обратите внимание на глаза второго продавца.
В 10 часов вечера садимся в автобус и покидаем этот город. Наш путь опять лежит в Исфахан. Хамадан оставил скорее приятные воспоминания. Не могу назвать достопримечательности какими-то выдающимися. Но вот сочетание старого и нового, которое заметно буквально на каждом шагу, придает этому городу какой-то неповторимый шарм. Ну а все недостатки с лихвой компенсирует зрелищность пещеры Али-Садр!
Утро последнего 8 дня началось на темном автовокзале. Город ещё был погружен в ночную мглу, но таксисты никогда не спят и через 5 минут мы уже мчались по ночным улицам в сторону традиционного отеля Исфахана (Isfahan Traditional Hotel ) Мест не было, но всё что нам было нужно-это пробыть там до отлета и я уговорил работника дать нам номер, оплатив практически полную его стоимость и пообещав освободить в 6 часов вечера. Отель нормальный, особенно если вы впервые видите традиционный дом, но не идет ни в какое сравнение с другими традиционными отелями, что мне приходилось видеть раньше. Крохотный внутренний дворик.
Столовая в соседнем дворе.
Уставшие после ночной дороги, отрубились на 15 минут... и чуть не проспали рассвет на площади...
А там как раз зацвели розы.
Первые утренние прохожие.
Вход на базар
перед Алигапу поспела рябина
Площадь сверкает своей чистотой и готова к тому чтобы тысячи туристов посетили её в этот день.
Иранцы
Этот день был очень насыщенным. Я должен был показать Юле всё то что мне так полюбилось в этом городе в прошлый приезд. Было много всего красивого-дворец Чехель Сетун,
мост Си-о-Се Поль с пересохшей речкой,
И, пожалуй, самой впечатляющей достопримечательностью оказалась для меня армянская церковь в армянском квартале. раньше там нельзя было снимать, но сейчас уже никто этого не запрещает.
Информации об этом месте и без меня хватает, поэтому просто покажу свои фотографии.
Пол в крытой галерее вымощен могильными камнями.
Интерьер оказался полной неожиданностью.
Церковь известна своей фреской "Страшный суд", на которой изображена сцена поедания грешников разными чертями.
С дедушкой )
Наш таксист совершил чудо и нашел для нас традиционный дом в Исфахане (кроме того в котором мы поселились). Им оказался художественный музей.
В эти дни проходил фестиваль детского кино и весь 1 этаж был занят различной видеомонтажной аппаратурой. Смотреть там особо нечего-интерьеры не сохранились-обычная анфилада обычных комнат.
В подвале была выставка интарсии (мозаики из шпона разных пород древесины). Красиво
Приехали к фуникулеру, но там был обед, а времени уже особо и не было...
Бегом на площадь за сувенирами, последние покупки, сладости, кузнечные ряды, узкие галереи старого базара, последний беглый взгляд на этот красивый город и в путь.
Ветер, окутывающий салон машины, щекочет мне ноздри, а из колонок слышна иранская традиционная музыка. Едем в аэропорт, нас ждет перелет в Шираз и оттуда вылет в Катар. Путешествие заканчивается. После двухсуточного бессонного марафона нам очень хотелось спать и мы страшно боялись заснуть прямо на скамейках и пропустить вылет. Но всё закончилось хорошо. За 2 часа до нашего рейса, я иду к стойке информации и выясняю что мы находимся не в том терминале. В Ширазе их 2 , так же как и в Тегеране. Международный и внутренний. расстояние между ними около 4 км-лучше проехать на такси, но мы пошли своим особенным путем))
Последние попытки победить сон, паспортный контроль, таможня, борт, а дальше уже всё как в тумане. Где-то под крылом самолета мелькнули огни ночного Шираза, а вверху те самые звезды, которые так и не улыбнулись мне в этот раз. До свиданья, Иран. Я не забуду тебя никогда! Мой подарок удался и человек, ради которого это всё затевалось, оценил его по достоинству.
Повторная поездка в одну и ту же страну-очень большая роскошь для самостоятельного путешественника. Но Иран-особая страна. Она вне рамок и времени. Это волшебная восточная сказка и хочется чтобы она длилась как можно дольше. Иран можно открывать многократно и каждый раз он будет разным. Эта поездка была контрастной- динамичный ритм больших городов сменялся тишиной древних затерянных в провинции памятников. Но вот что осталось неизменным, так это люди. Такие же гостеприимные, отзывчивые и открытые. Да, на площади в Исфахане некоторые торговцы уже стали слегка навязчивыми и начали говорить по-русски, таксисты пытаются отжать свое, появились надоедливые гиды. Но это всё единичные случаи, никак не влияющие на общую картинку.
Открытий было много-я посмотрел жизнь иранской семьи изнутри, узнал чем живут эти люди и даже немного выучил их язык. Очень понравились горы Загрос, с которых начался этот отчет и отдельно хотелось бы отметить город Кашан, который большинство туристов почему-то посещают проездом. Теперь это один из любимых моих иранских городов, наравне с Исфаханом. Ещё понравилась соляная пустыня с её рассветными верблюдами-такое я не скоро забуду! Пещера Али-Садр-это однозначно жемчужина моего путешествия! Вообщем программа была очень насыщенной и информативной, хотя сна постоянно не хватало. За всё 8-ми дневное путешествие на нормальной кровати получилось поспать только 4 раза, да и то часа по 4, но зато теперь есть что вспомнить! А ещё я очень рад что мне удалось отплатить гостеприимством за теплый прием и устроить культурную программу моим иранским друзьям, когда они посещали Киев! Украина понравилась им не меньше чем мне понравился Иран!
Первый раз в Иран едешь из любопытства, переживая самые яркие эмоции, вторая поездка уже осознанная-едешь поближе знакомиться с этими людьми и в меньшей степени ради памятников. Чему будет посвящена третья поездка я пока не знаю, возможно природе и всё тем же людям, но то что эта поездка состоится, я ни на секунду не сомневаюсь! Знаю точно, что это будет весной. Буду с нетерпением ждать этого момента, лишь бы иранский народ сумел сохранить свое культурное наследие , свою духовность и не поддался искушениям со стороны западных стран. В сердцах иранцев живет огонь и пусть этот огонь не угасает никогда!
На этом мой второй иранский отчет окончен! Я благодарен Юле за компанию! Огромное спасибо Джамшиду, его семье, Бахману, Тане и другим иранцам, которые превратили это путешествие в настоящий праздник! Ну и спасибо всем кто следил за моим отчетом! Буду очень рад, если он кому-то поможет во время знакомства с этой замечательной страной!