Добросовестно изучил все отчёты, от фоток мечетей уже в глазах рябит. Уважаю, ценю, но этими мастсинами сподвигнуться не могу – сам вырос под стенами действующего монастыря и кремля (не развалины!). А вот моря и солнца в наших лесах явно не хватает, поэтому ежегодно путешествуем «на юга». И тут – такая замануха: купаться в ноябре, рыбу ловить в богатейшем аквариуме планеты…
Как?
Вообще не вопрос. Традиционно путешествую на машине с палаткой. Изменил только традицию состава для первого раза: не с женой и детьми, а вдвоём с отцом – для более эффективной разведки и протаптывания маршрута.
Девиз путешествия:
No hotel, restaurant, GPS!
Даёшь открытое небо, живой огонь и мятую карту!
Туда!
Визы – в посольстве в Москве – легко, 3дня, 45Евро, выдают одному человеку на всю компанию.
Пребывание в Иране: 19-30 ноября 2016г.
Маршрут: Ярославль – Волгоград – Элиста – Дагестан – Азербайджан – Астара – Язд – Бандер-Абасс – Кешм – Чабехар. Распечатал из гугла - вот и карта!
Дорога по России хорошая, в Иране автобан через всю страну, а вот Азербайджан – швах: закладывайте скорость продвижения в 2-3 раза ниже обычной.
Границы.
Азербайджан: транзит 2000 руб в одну сторону.
Планировать поездку нужно с таким расчётом, чтобы к Ирану подъехать утром, не в пятницу (выходной) и не в праздник (см. календарь). Азербайджанские дороги выбили меня из графика и на иранской таможне я оказался в обед. Эти 2 часа задержки в благодатной для бюрократии среде иранского государства тут же размножились в двое суток: до вечера (рабочий день с 9 до 17) оформить уже не успеть, а следующий день – религиозный государственный праздник. Приходите послезавтра…
Вообще, опираясь на многолетний опыт пересечения СНГовских границ, уверен: самые лучшие таможенники и пограничники – российские! Максимальная дисциплина, уважительное отношение, скорость и честность – без вымогательства и откровенного попрошайничества, как у некоторых наших братьев-славян.
Иранский шмон самый наивный, почти ограничивается вопросом «ноу алкохол?», но я был сух, а потому с лёгкостью честен. Читал в отчётах о дикостях, что отбирают перочинные ножи и слегка замирал при досмотрах: в моём багаже не только кухонные ножи, но и подводное ружьё-арбалет, копья с наконечниками – куда серьёзнее перочинников. Однако, на всех границах и туда и обратно – без проблем. Лишь один азербайджанский таможенник, увидев арбалет расширил глаза и выдохнул: "Падари!!." Без комментариев. Мы же не националисты...
Итак, Астара-иранская, таможенный терминал для отстоя машины и два свободных дня. До моря 300м, но +11*С воздуха охладили первую шальную мысль разбить палатку на берегу.
Такие зависшие на таможне, как я, могут легко устроиться в отеле за 50дол. Но можно и за 3дол/чел. Для этого на соседней торговой улочке (за забором терминала справа) достаточно подойти к любому торговцу с характерным жестом (ручки сложив под наклонённую голову) – отведут: частный гостевой дом, комната на двоих, с окном; туалет, душ общий. Секрет: представьтесь водителем, а не туристом. Влияет на цену.
В назначенные 9 утра встречаюсь с помогалой (Мэйсам, тел. 0098-911-281-31-98, ессичо), который «провожал» меня в течении трёх часов. На мою машину (RAV4, 2013г.в., 2л, 146л.с.) въезд в Иран на 10дн. стоил 165дол, включая помогайку. Страховая сумма какая-то фантастически огромная и на любой случай. Плата больше всего зависит от стоимости машины.
Рядом со мной въезжал дагестанец на свежей Камри 2,5л: 130дол! Но он был оснащён опытом, персоговорящим работником и врождённой тягой к жесткому торгу.
Кстати, выезд из Ирана: 240.000 реалов (421руб) за бензин и ещё какой-то гнусный побор рублей на 100.
Деньги и торг.
Иранцы, несомненно, добрые и честные люди. За всё путешествие не было ни одной ситуации, намекающей на их злонамеренность, опасность воровства или чего подобного. Но есть особая категория людей - всемирная – вне национальности, вне религии, вне культуры. Это торгаши. Обманывать – их работа. И в Иране тоже. Например: считает мне фрукты один торгаш. При взвешивании одна цена, предварительно согласованная, при общем суммировании уже другая, значительно большая.
Другой пример: сразу на таможне понадобились мне реалы (хотя это была разводка на необязательный платёж, но отдоить новичка – вообще закон), и тут же, как у Булгакова «…из воздуха, словно соткался» меняла-иранец.
- Почём реалы за доллар?
- 34000.
- Врёшь! Я позавчера смотрел – курс больше 37000 и растёт!
- Ну не знаю… Вот, могу только по 36000 отдать…
К слову: за забором, всё на той же торговой улочке несколько ларьков менял. Давали 36500.
Если вы так же, как и очень многие русские не любите торговаться (как-то, унизительно это, что ли), обязательно предварительно согласовывайте цену, причём проговорив её именно в реалах или именно в томанах. Взгляните перед поездкой курс на rialconverter.com. Менять лучше не менее 100дол. Ещё мне очень удобно было с калькулятором – универсальность языка цифр облегчает общение.
Автомобили вдвое дороже, чем у нас, бензин – вдвое дешевле, по всей стране 10.000 реал. Газ – 60% от бензина, однако наши машины не заправить – нужен переходник. В северной части страны на заправках навяливают присадку-очиститель бензина - баньте иродов. Фрукты 30 – 70 руб/кг, торг уместен.
Люди.
Сначала сильно удивляет доброжелательность, отзывчивость и детское любопытство, а потом припоминаешь, как реагировали русские на редких иностранцев на рубеже 90-х...
После слова «Русиа» лица оживляются, улыбаются. Путина знают все. Уважают. Вообще, наличие общего англосаксонского недруга крепко сближает наши народы. Религиозный вопрос не стоит вовсе. Все, с кем общался, были поражены фактом наличия в России многих миллионов мусульман.
Язык жестов – наше всё, однако немало людей со знанием английского. Подружился с одним подвохом на море, санитар в местной больнице, так он уверенно общался по-аглицки на любую тему – и политики, и истории, и культуры. Один шутник научил его трём русским словам: Привет, Пока и… Сиськи!
Тут наговаривали на агрессивное вождение иранцев. Не более, чем на МКАД. Особенность разве что в том, что люди используют поворотник исключительно на сложных перекрёстках. Женщин за рулём много. Что удивило: если просишь подсказку у водилы, а рядом его жена, - она скоро вступает в разговор, объясняет и знает географию лучше мужа. Видимо, пока мужья работают, не поднимая головы, жёны учатся и познают мир.
Полиция не редкость, если успели заметить номера – обязательно остановят, поспрашивают, всё вежливо. С осторожным любопытством, как наши гаишники новую модель дорогой машины. В половине случаев патрульные не знают, что с тобой делать и тут же звонят начальству получить указания. Один раз, в далёкой южной провинции, местный полицай запрашивал с меня права иранского образца и чтоб непременно на фарси. Я смеялся, он традиционно звонил начальству, начальство традиционно приказало не замать интуристов и отпустить.
Не езжу быстрее 110, но тамошние гаишники любят внезапные ограничения скорости, у знаков которых и пасутся. Пару раз нарушал, но отпущен с миром, спасибо. Радар-детектор помогает, стоит использовать, но лучше, конечно, не нарушать.
Кешм.
Перед поездкой сомневался – стоит ли ехать на зимней резине, если большая часть пути в пустыне и просто в тепле? Всё правильно сделал. Иранское плоскогорье почти до самого моря сопровождало не тропическими температурами: +3..+13 днём и до -5 ночью. Стал опасаться за пляжную часть экспедиции. И только последняя сотня км перед океаном привела к +30воздуха.
Остров Кешм соблазнял расположением в Персидском заливе, близостью к Дубай и многочисленными радостными отзывами. Я проехал его по кругу, уделив больше внимания не популярной западной части.
Приобретя билет в эту особую экономическую зону за 666 руб. и преодолев паромную переправу (очередь живенькая, благодаря нескольким буксирам) за 180.000 реал (316 руб), вскоре убедился, что темна не только украинская ночь. Причём уже в 17:00. Нужно было срочно искать место для привала. Под последними лучами уходящего солнца оценил непригодность для этой цели района мангровых лесов (болотце-с) и рванул на юг к заливчику перед островом Хенгам. Расчёт оказался верен: островок действительно прикрывает от ветра, обеспечивая одно из самых удобных для дайвинга мест.
У берега ютилась деревушка аборигенов, сам же берег был усыпан лодками рыбаков. И только я присмотрел немного в стороне от них местечко для ночлега, как один за другим стали подкатывать озабоченные нашим появлением рыбачки. А надо сказать, что передвигаются они исключительно на мопедах и исключительно быстро, да и вовсе представляют собой какую-то отдельную нацию, отчаянно напоминая цыган. «Салам» - единственное слово, общепонятное между нами уже кончилось, а напряженное молчание продолжалось. Но – о спасительный язык жестов! – когда я объяснил, что собираюсь спать здесь, а их лодки меня вовсе не интересуют, парни выдохнули, расслабились и разбрелись. Ночью они уже не появлялись, зато с визитом был один койот – шакалов немало в пустыне. Был грубо изгнан.
Утром сразу, конечно, отправился в заплыв. Прозрак метра 3, рельеф скудный, изредка кораллы, при них скаты, рыба, но не зачётная. Много черепах. Пробовал гоняться за ними - реактивные, блин, не настиг ни одну! Отдохнув на берегу, взял ружьё и отправился к примеченным симпатичным местам – не нашёл! Картинка изменилась полностью – отлив минус метр, мутяк, а рыба «ушла за дальний кордон».
Поехали вдоль берега, заезжали внутрь. Ну, пустыня и пустыня, горы и горы. Марс. Добрался до самой оконечности острова, дорога непроезжая, полный привод еле спасает, но таки нашёл перспективное место: ветер строго с берега, волн нет вообще, под скалой удобное место для привала и отливом обнажилась полоса кораллов метров 100. Я бегом (насколько позволяет бегать поверхность коралловой колонии), обуреваемый голодом и духом стяжательства - к воде, а там… прозрак ноль! Густой зелёный мутеляк!
Дальше просто колесили по берегу. Симпатичных привальных мест много, но поднимался штормовой ветер, опрокидывающий представление о спокойном сне у водной глади. Ночью покинули остров.
На Чабехар.
Дорога в сторону пакистанской границы пролегает вдоль берега, что позволило без лишних пробегов заезжать на пляжи. Вообще, всё южное побережье – сплошной лонг бич, прерываемый лишь рыбацкими причалами-волнорезами, а около Чабехара несколькими скалистыми выступами. Они то меня и интересовали. Расчёт опять оказался верен: это действительно самые рыбные места, к тому же дающие возможности тени и укрытия от ветра. Кстати, насчёт ветра: обычно он невинен, но в ту ночь выезда с Кешма шторм по всему побережью был максимальной силы. Говорят, такой бывает раз в год и именно он нагнал зелёного мутяка – планктона с океана. Ночью этот планктон загорается неоновой подсветкой от прикосновения. Фантастически красиво!
Странно, но ощущения разнятся с Кешмом. Вроде та же вода, тот же песок, пустыня, но, как-то, «ширше», просторнее… Океан!
Ближе к Пакистану теплее, но не резко. Воздух +30, вода - как в Волге в сезон. У самого берега остывает, поэтому есть смысл отплыть. Местные не купаются - им, видишь ли, холодно...
Местные из окрестных рыбацких деревень приходили поглазеть и пообщаться – иностранцы для них в диковинку, тем более русские, да ещё и с подводным ружьём и спят на берегу.
Погранцы навещали, чисто из любопытства. Пришли ко мнению, что мы первые русские на машине на берегу в тех краях (Бирдаф - Ваньк - Танк). В заветном диком Гурдиме погранцы даже не подходили.
Гурдим.
Вот оно, наконец, идеальное место! Ровнейшее плато высотою метров 200, шириною в 1 км и длиною 10 км вдоль берега выступает в море. На нём – одиноко погранзастава и карьер, где добывают камень для гавани, которая строится тут же, внизу. Гавань – громко сказано: это две хитрые насыпи из камней, уходящие на 600 м в море. Одновременно причал, волнорез и ветрозаслон. Государство строит такие бесплатно для рыбаков.
На снимке спрятан местный привет К. Петрову-Водкину: купание чёрной козы. Смысл ритуала остался загадкой.
Ну, конечно, перезнакомились с коллегами строителями. Всё, как у нас: сенатор в этой провинции имеет фирму, которая каким-то образом выиграла конкурс на ряд объектов (гавани, дороги) на годы вперёд. Его 30-летний сын рулит бизнесом на месте, весьма ответственно и плотно.
Маленькая зарисовка: повар обращается к нему «оунер», то бишь - «хозяин». Рабочий день – световой: с 5 до 5, два часа на сиесту. Водитель грузовика получает 300дол, экскаваторщик-монтажник (высочайшей квалификации, укладывающий буквально мозаику из каменных глыб) – 800дол, инженер-прораб – 1000дол.
Места эти малонаселённые, легко найти уединённость, что мы и ценим. Однако, лагерь разбили прямо на насыпи, не доезжая оконечности, что дало нам и укрытие от ветра и солнца и размещение прямо посреди рыбалки. Никуда ни ехать, ни идти не надо – проснулся, тут же искупался, или взял копьё и набрал рыбы на жарёху. Рыбы настолько много, что для улова на прокорм костюм и ружьё не обязательны, достаточно копья. А крабов и лангустов можно и так собирать.
Но хотелось трофеев!
Брал хамуров по 3-4 кг. Хищник, аналог нашего окуня. Считается деликатесом, в Дубаи сдаётся по 20дол/кг. Мясист, на углях прекрасен. Кстати, в пустыне можно набрать дров!
Дважды встретил барракуд, кг по 10: первая умчала с моим гарпуном в своей башке, оборвав линь, ко второй я подготовился.
Катушка у меня с собой была, но не проверенная. Изготовленная одним башкирским умельцем, она развалилась при монтаже. Но зря что ли мы задружились с местными ребятами? Пошли на их базу и там с помощью газовой сварки ирано-российская бригада отремонтировала башкирскую катушку на греческом ружье.
Вторую барракуду взял точно на том же месте при тех же условиях: днём, в камнях, прозрак 2,5м, дистанция 1,5м, глубина 2м из 6, подошла к моей засаде полюбопытствовать. Единственная, кто после поражения убегала не в камни, а в открытое море; покатала 10мин и была зажабрена.
Поднимаюсь на насыпь – у Милада (тамошний субподрядчик, начальник транспортного цеха; каждый день с удочкой) глаза горят.
- Милад, говорю, она – твоя!
Теперь – вообще горят.
- Смотри, показываю ему, дырку за жабрами почти не видно: скажешь своим парням, что это ты на удочку поймал…
Гостили на базе у строителей, мы им рыбу – они нам хлеб и воду. В шахматы с ними играл, вспомнил Афанасия Никитина. Один из них – вообще шахматный зубр: отличное знание теории, хваткая практика; играли испанку и не классику тоже. Выиграл у меня честно и остро одну из трёх, оказалось – экскаваторщик из Тегерана!..
В день отъезда (а Гурдим стал единственным местом, где мы ночевали больше раза) случились мелкие несчастья, ранее отложенные судьбой по дороге.
Для начала сдох аккумулятор. Не беда - есть друзья – нашли кабеля, прикурили.
Затем, не проехав и 10 км – прокол. А у меня вместо запаски газовый бак стоит. Ночь, пустыня, шакалы… Но русское «авось» имеет полное право на существование, если поддержано ремкомплектом и насосом. Воткнул жгут и отмахал на нём 3000, пока друг степей – калмык не поставил полновесную латку.
Осторожно – верблюды! Нагло и по-хозяйски выходят на дорогу, в точности, как наши лоси.
На этом ночь испытаний не закончилась. До заправки я дотянул, а бензина-то и нет! Между заправками расстояния большие. Рискнул. Обсох. Добирался попутками с канистрой.
Всё решаемо, это ж Иран!
Кто сказал, что нельзя в камуфляже?
Фарси.
С целью укрепления международных отношений, а также роста уважения к российским туристам, предлагаю всем перед путешествием освоить словарный минимум. Хотя бы такой.
Приветствие – салAм («дорУд» не популярно)
Прощание – ходA хафEз (дословно «храни вас бог»), «бедрУд» не популярно
Спасибо – ташакОр («сепАс» не популярно)
Большое спасибо – мотЭ шакEрам
Россия, русский - РУсия
Иран красивая страна – Иран кешвAр-э гашAнг хаст
Да здравствует иранско-российская дружба! – дорУд бар дустиE Иран ва РусиE!
Куда? به کجا؟ Бе куджа?
Где? در کجا؟ Дар коджа?
Где находится? کجاست؟ Коджаст? Коджа аст?
Сколько стоит? قیمتش جقدر است؟ Гейматеш че гадр аст?
Дорого گران Геран.
Дёшево ارزان Арзан.
Да – балE
Нет – нА
Правильно درست Дуруст.
Ошибочно غلط – اشتباه Галат.
Хорошо خوب Хуб.
Плохо بد Бад.
Близко نزدیک Наздик.
Далеко دور Дур.
Большой بزرگ Бузурьг.
Маленький کوچک Кучекь.
Красивый زیبا- قشنگ Зиба, хашанг.
Много زیاد Зиад.
Мало کم Кям.
Сладкий شیرین Ширин.
Горький تلخ Талх.
Острый تیز Тиз.
обмен валюты - сарафИ
мечеть - масджЕд
Туалет - сервИс-э бехдаштИ
вода – аб آب
рыба – мах(г)И ماهی
рыбак - мах(г)игИр ماهیگیر
море – дАрьё دریا
краб – харчайн
креветки - мэйгУ
Общие слова: ресторан, отель, караван-сарай, чай, автобан, бензин, машина.