Прислушиваясь к замечаниям о большем объеме (впрочем, о том, что россказни мои длинные понятно из заголовка – 24.5 тысячи слов не шутка), закругляю свой рассказ. Глава последняя.
Главная маршрутка страныК моменту возвращения в Ереван из Степанакерта денег в карманах стало несколько меньше и мы, как и планировали раньше, пустились в обратный путь на маршрутке.
По совету бывалых интернет-путешественников пошли за билетами заранее, но это оказалось излишним. Накануне билеты продавались лишь на один «большой» автобус, что идет полдевятого утра. На автовокзале его очень рекомендовали как очень просторный и комфортабельный. Предупредив, правда, что он идет почти на час медленнее маршрутки. Та, мол, может довезти до Еревана за 5,5 часов, а автобус идет больше 6 часов. Однако, время нам не подходило, поскольку с утра мы еще рассчитывали получить регистрацию в МИДе, который открывался в 9 утра, да и кассир сказала, что автобус всегда уходит полупустым. А вот на следующие машины они билеты не продают. В теории маршрутки в Ереван уходят каждый час до 12, но на наш вопрос кассир нам рассказала, что «может быть будут, а может и нет – наберется народ – поедет в десять, нет в одиннадцать и т.д.». Мы, признаться, испугались, что вообще никто не поедет, но получили ответ «не бойтесь, одна маршрутка обязательно будет, сколько бы не пришло людей, но во сколько она пойдет, мы вам не скажем». Итак, из Степанакерта в Ереван гарантировано идет «большой автобус в 8.30 и как минимум одна маршрутка позднее.
В МИДе, как я уже писал, все формальности были пройдены довольно быстро и в 9.25, прослушав рассказ очередного таксиста о том какие хорошие воспоминания он сохранил от работы в екатеринбургском ресторане «Зарафшан», мы купили билет на маршрутку, отправляющуюся в 9.30 за 4500 драм с человека. «В десять часов поедет», пояснила кассир. Стоявший рядом человек представился водителем и сказал, что вещи можно погрузить уже сейчас. Использовали оставшиеся полчаса на последнюю прогулку по городу, под накрапывающий дождь и усиливающийся туман, и отправку открыток.
Лирико-политическое отступление. Борьба за Нагорный Карабах идет не только на уровне политиков и военных. Соперничают и монетные дворы и почтовые службы двух стран.
Армения выпускает в 2004 году серебряную монету в 100 драм, посвященную монастырю "Гандзасар" (фото ниже позаимствованы с сайтов центральных банков и почтовых управлений Армении и Азербайджана).
Азербайджан отвечает тем, что в 2006 году размещает карту Карабаха на своей «10-копеечной» (10 qəpik ) монете из стали.
Центробанк Армении наносит ответный удар – в 2007 году выходит памятная монета Армении из золота 900 пробы -"15 лет освобождения Шуши" – достоинством в 10000 драм.
А кроме того есть и металлические деньги самого Карабаха, которых в обороте нет. Все они у коллекционеров и любителей сувениров.
Однако, деньги - это вещь такая - в карман положил и никто не видит, а вот почтовые марки при международном обращении это уже заявка на акт признания или непризнания страны.
Как раз в дни нашего пребывания в Карабахе почта Азербайджана выпустила в обращение два блока из шести марок, посвященных историческим архитектурным памятникам и деятелям Карабаха.
В том числе был на марках и тот же монастырь Гандзасар и мечеть Малик Аджар (XIV века в городе Шуши (ну точнее в этот раз в городе Шуша), мечеть в Агдаме, которой фактически уже нет и т.д.
Были подобные выпуски и раньше. Так, есть марка в честь описанного чуть ранее монумента – мавзолея Вагифа в Шуше.
В этой связи довелось прочитать интервью с президентом азербайджанской госкомпании «Азермарка» в котором он рассказывал об успешной борьбе с попытками армянской почты выдать культурные объекты Нагорного Карабаха «за свое историческое достояние».
И среди прочего коснулся темы выпуска марок почтой «сепаратистского режима», сказав, что Всемирный почтовый союз объявил, что эти марки не могут быть использованы для пересылки писем, и они незаконны. Дальше шли рассказы о негативной реакции мирового филателистического сообщества на этот постыдный поступок и т.д. Заинтересовавшись темой мы пошли ставить эксперимент – послать домой открытки с марками Карабаха.
Почтовое отделение нашлось довольно быстро. Дальше дело пошло труднее.
Если раньше я ругал «Почту России» за медлительность, то теперь понял, что такой стиль это реальность для многих стран – очереди, каждый служащий за стеклом занят своим делом и не торопится отвлекаться на тебя даже ради того, чтобы подсказать в какое окошко нужно стоять. Марки «инсургентов» были в продаже, даже с пометкой «для Европы». Однако, имевшиеся в наличие открытки оказались подлежащими отправке только в конверте, но при этом по формату были больше, чем почтовый конверт. Впрочем, как и все зрители киножурнала «Хочу все знать» мы не привыкли отступать и в Россию в конверте, обклеенном марками Нагорного Карабаха отправилась половинка прайс-листа на услуги прачечной степанакертского отеля, оказавшегося по рукой. Есть на каком-то этапе существует перлюстрация писем, цензор должно быть был сильно удивлен.
В итоге письмо дошло до адресата в России, в отличие от открыток, отправленных с ереванской почты, из отделения, расположенного на Площади Республики и даже имеющей свой филателистический киоск. Вот стоило ли продавцу киоска предлагать нам разные выпуски марок, если в итоге мы открыток, на которые они были наклеены, так и не получили.
Впрочем, вернемся к поездке. Маршрутка до Еревана была самой лучшей из всех, что довелось видеть в Армении– новый белоснежный Форд на 18 мест. На лобовом стекле висела гордая надпись «Маршрут 001. Степанакерт-Ереван». На этом достижения цивилизации подошли к концу. В 10 утра мы не поехали, хотя было занято более половины мест. Не поехали и в 10.30 , когда по расписанию должна была отправляться следующая маршрутка. Отправились только в 10.50. При этом, за все время стоянки к нам прибавился только один пассажир. К этому времени туман усилился настолько, что противоположную сторону улицы было плохо видно. Поэтому маршрутка ехала очень осторожно. На выезде из города в машину подсела хрестоматийная армянская бабка с кучей котомок. Пассажиры пытались острить в ее адрес, но старушка видимо настолько удачно их отбривала, что вся маршрутка кроме нас зашлась в хохоте. Бабка, уверившись в своих способностях к стенд-апу, в дальнейшем каждые 10 минут произносила какой-то монолог, на который ждал реакции окружающих. Чуть усмирило ее только начало киносеанса. На двух ЖК-мониторах водитель пустил какой-то российский сериал о борьбе спецслужб с мусульманскими экстремистами. К сожалению, для всех в момент когда актер Балуев с большими звездами на погонах вывел хитрую игру со связником террористов, орудующего под личной кавказского рубахи-парня, экраны погасли. «Все, сломалось» - объявил водитель по-русски. «Ну как так?! Интересное кино» - посетовал тоже по-русски, сидевший через проход от нас мужик. Он оказался прорабом со стройки где-то в Краснодарском крае, возвращающимся на работу из отпуска, и найдя в нас благодарных слушателей рассказывал обо всем. Что русский климат не всем армянам подходит. Вот его знакомые купили дом в Ставропольском крае и жить не смоги. Все время более теперь дом продают. Что он, хотят и человек уже пожилой, ведет свою личную кибер-войну за умы азербайджанцев. Вот познакомился в сети дочерью азербайджанского олигарха, живущей в России, и показал себя таким хорошим человеком, что она поменяла свое мнение об армянах. «Влюбилась в меня, денег предлагала, говорит – давай встретимся. Я отказался. Зачем? Похитят еще, потом концов не найдешь. Шучу, главное я доказал, что армяне хорошие, а про своих пусть сама думает». Хороший дядька. Одно я не мог понять зачем он из Степанакерта вез мешок стеклянных бутылок с газировкой. Большой матерчатый мешок. Бутылки постоянно из него выпадали и катались по салону.
В дороге пару раз остановились. Первый раз на 10 минут на каком то полустанке, где ничего не было кроме одинокого дома, кафе, туалета и двух до невозможности худющих собак. Служительница кафе (милая женщина, наполовину русская, переехавшая сюда из Воронежа после замужества) уверяла, что подкармливает их. Однако, псинам это видимо мало помогало в наборе веса. Во второй раз остановились почти на полчаса в Вайке. Только тронулись, как оказалось, что нужно подождать пока одному из пассажиров не принесут какие-то вещи. После долгих переговоров по телефону оказалось, что посылка еще не готова, но для ускорения процесса ее принесут на окраину города, там пассажир куда-то сбегает и ее заберет. Одним словом, маршрутка предлагает любой сервис во имя интересов каждого клиента.
К Еревану мы подъехали уже около шести вечера. «Туман – объяснил прораб-строитель – и водитель человек очень осторожный аккуратно ехал. Я его родственников знаю, они говорили - он обстоятельный весь такой, но не быстрый». Пока суть да дело обсудили перспективы авиасообщения Карабаха и Армении. Оказалось в 80-е годы и Степанакерт и Агдам имели аэропорты и наш собеседник старался пользоваться самолетом, но билет не всегда купишь, а ехать автобусом надо было только через Азербайджан - а это больше 13 часов.
Сейчас под Степанакертом стоит новенький с иголочки аэропорт, но используется он только для полетов высоких лиц из Еревана. Планы наладить регулярное авиасообщение с Нагорным Карабахом существуют уже несколько лет, однако, разбиваются о позицию Азербайджана – вы отобрали у нас землю, но воздух наш. Обещая сбить первый же регулярный самолет, что взлетит со этого аэродрома. Армянская сторона отвечает не менее смелыми отповедями, а тем временем современный аэропорт так и стоит почти без дел.
В нижнем левом углу представительный мужчина в галстуке нам уже помахивает, что снимать стратегический объект, да еще сразу поле отлета Президента Армении не стоитНа этом интересном месте под днищем у маршрутки что-то хрустнуло. Водитель остановился, походил вокруг машины, позвонил кому-то. После этого мы уже не ехали, а просто крались. Завернули в автосервис, после разговора с механиками поехали еще медленнее , но с каждой минутой удары во внутренностях маршрутки становились все сильнее. Потом началась пробка. Чиновник министерства диаспоры, а это именно он держал маршрутку в Вайке, ожидая посылку, вышел на окраине и уже попрощавшись сказал, что здесь рядом метро. Нам с чемоданом выходить было поздно, решили ехать до конца. В итоге на автовокзал приехали только половине восьмого. Больше восьми часов вместо запланированных пяти с половиной мы добирались из Степанакерта в столицу. И ладно бы глазели все это время на страну, но за окном большую часть дороги висла белая простыня тумана. Короче день прошел очень неэффективно с точки зрения туриста-созерцателя красот, но подарил знакомства с многими интересными людьми.
«Приезжайте еще, за два дня Арцах не увидишь» - эти слова сказанные на прощанье, снова заставили вернуться к непростой теме.
«Есть, по Вашему, шанс, что конфликт вокруг Карабаха решится миром?»
Вот такие заграждения на случай воздушных атак висят над карабахскими долинами.Ответ был после долгой паузы - «Ко мне вчера племянник приходил. Он в артиллерии служит. Как учения кончились, их отпустили. Ну, мы выпили, конечно. Поговорили. Так он говорит у них (азербайджанцев) артиллерия лучше. Готовятся значит. А ты говоришь миром».