.
12 июня. Продолжение.
Итак, я прервал свой рассказ на том, что мы покинули Арцах. Первые километры дороги по Армении запомнились тем, что мы проезжали Сотское золотоносное месторождение и видели рядом с доро́гой огромные отвалы пустой породы.
Мы спустились в долину, и справа от дороги вновь появился Севан. Вскоре мы добрались до Мартуни, наши попутчики вышли, а мы, повернув налево, выехали на дорогу, по которой всего пять дней назад уже проехали. Прошло всего пять дней, но за эти пять дней мы получили столько впечатлений, что казалось, что здесь мы были очень давно.
Мы вновь поднялись на Силимский перевал, проехали караван-сарай и спустились в долину (интересно: как она называется?). В отличии от нашего первой поездки по этой дороге, в этот раз была хорошая солнечная погода.
Скоро мы добрались до трассы Ереван – Горис, и в этот раз повернули направо,- в сторону Еревана. Еще немного проехали по каньону реки Арпа и наконец увидели указатель на Нораванк.
До Нораванка дорога идет по ущелью реки Гнишик, и это, безусловно, одна из самых живописных дорог Армении.
Мы рассчитывали на небольшой отдых в пещерном кафе Вардгеса (Vardges's Stone Bar), расположенном в живописном месте на берегу реки, но он не работал. Мне не известно, полностью закрылось кафе, или временно.
Вскоре мы увидели Нораванк.
Нораванк – один из самых великолепных средневековых памятников Армении, расположенный в захватывающем дух природном окружении. По свидетельству историков данное место являлось священным и в более давние времена. Монастырь Нораванк был построен в XIII-XIV вв. на месте существующей когда-то старой церкви. Он в начале христианской эры представлял собой один из признанных религиозных, образовательных и политических центров. Нораванк также известен тем, что здесь жили, творили и были погребены известные армянские деятели средневековья.
Нораванк был основан епископом Ованесом, настоятелем монастыря Ваганаванк (около г. Капан), перенесшим сюда в 1205 г. свой епископат. Периодом наивысшего расцвета для монастыря стали последующие два столетия во время правления царской династии Орбелянов, которые превратили его в религиозный и духовный центр Сюника, основав при монастыре родовой склеп.
В 1238 г. монастырь был разграблен монголами, но, благодаря перемирию между Ага-Ханом и князем Эликумом Орбеляном, в регионе наступил мир, и монастырь был восстановлен. Началась новая, золотая эра, продолжившаяся до конца XIV в. – периода вторжения Тимурида.
Нораванк в свое время являлся главным культурным центром Армении, тесно связанным с такими духовными и учебными заведениями, как Гладзорский университет и монастырь Татев. Благодаря Орбелянам, монастырь находился в центре политических событий своего времени. В Нораванке жил и творил один из самых известных деятелей политики, культуры и религии Армении Степанос Орбелян, автор “Истории государства Сисакан” (1299 г.).
Комплекс Нораванк включает в себя церковь Сурб Аствацацин (”Буртелашен”), построенную в 1339 г., церковь Сурб Степаноса Нахавкá с гавитом, церковь Сурб Григора и склеп Орбеляна, развалины средневековых часовен и жилых кварталов, а также современный офис.
Оставив машину на парковке, мы вошли в монастырские ворота.
Первое, что мы видим, это великий шедевр Момика, церковь Св. Аствацацин. Но давайте начнём осмотр в хронологическом порядке и подойдём к руинам церкви Сурб Карапета.
На этой фотографии на ближнем плане руины академии, на среднем плане слева –гавит, справа - руины церкви Сурб Карапета и за ней церковь Св. Степаноса.
Маленькая базилика (IX век), которая примыкает к южной стене церкви Св. Степаноса, в настоящее время в руинах. Это – самое старое здание комплекса, которое, возможно, было построено на дохристианском священном месте. Сохранились следы трех арок, поддерживавших сводчатую кровлю, трехступенчатый стилобат и южная передняя комната. Церковь была построена из грубых каменных блоков и покрыта штукатуркой, и, возможно, имелись фрески, из которых ни одна не сохранилась.
Помещение церкви Св. Карапета было настолько маленьким, что одновременно в ней могли поместиться не более нескольких прихожан. Предполагается, что она предназначалась только для духовенства и служила местом паломничества.
Около церкви находится множество старых надгробных камней. На одном из привлекающих внимание надгробий имеется изображение спящего льва, посвященное некоему Саргису. Подобного типа надгробный камень назывался “посмертной медалью”, где лев символизировал храбрость погибшего в бою человека. Надпись гласит: “Здесь покоится Саргис, подобный льву-победителю в бою, сын Палка. Пусть в моих молитвах хранится вечная память о нем”.
Руины церкви Свурб Карапета примыкают к южной стене церкви Св. Степаноса.
С западной стороны к главной церкви Св. Степаноса примыкает гавит. Он был построен сразу же после возведения церкви для усыпальницы рода Орбелянов и предводителей монастыря. В 1261 г. он был реконструирован архитектором Сиранесом по поручению князя Смбата Орбеляна. После землетрясения 1321 г. притвор был вновь восстановлен, предположительно, Момиком, который в то время завершал строительство церкви в селе Арени. Во время реконструкции в 1321 г. Момиком были выполнены две великолепные скульптуры на тимпане входа и арке верхнего окна.
На барельефе изображена Дева Мария с младенцем на коленях, выполненная на богато орнаментированном фоне с большими буквами, переплетенными с орнаментами листьев, цветов и винограда. В центре композиции двое святых пристально смотрят на центральные фигуры, что характерно портретам в средневековом искусстве, а в богатый узор на ткани трона привнесены армянские элементы.
Скульптура над верхним окном – уникальное создание образа Бога Отца, Адама, Христа и библейских фигур. Центральная фигура выполнена в стиле глубокой резьбы, отделяющей фигуры от основания. В противовес европейским художникам, которые создавали символические образы Святого Отца (правая рука, луч света и т.д.), автор этой величественной скульптуры (предполагается, что это – мастер Момик) создал его в реалистичном образе бородатого мужчины. В центре изображен Бог с правой рукой, приподнятой над миниатюрной сценой распятия Христа, окруженного Святой Девой и Евангелистом Иоанном, а над распятием - голова Пророка Даниила.
Левая рука Бога поддерживает голову Адама, получающего дыхание жизни от Святого Духа (голубя). Для верующих армян (большинство которых не умели читать), значение этой, казалось бы, каменной “иллюстрированной книги” было ясным и убедительным. (Бог дал нам жизнь вместе с Адамом, а затем дал нам вечную жизнь, отдав в жертву своего Сына).
Эта скульптура показывает высоту художественной силы Момика. Бытует мнение, что он не выполнил ее до конца из-за ухудшения зрения. В отличие от его работ в Арени и Гладзоре эти рельефные скульптуры обогащены образами и надписями, и их взаимодействие создает ритмическое усиление впечатления по всему зданию.
Внутренние стены гавита украшены великолепными хачкарами.
. . . Этот хачкар, возможно, вырезан Момиком
В верхнем северо-восточном углу высечена фигура на коне, пронзающая льва своим копьем. Она аллегорична и изображает неизвестного князя Орбеляна.
Главная церковь – Св. Степаноса– была построена по поручению князя Липарита Орбеляна в 1216-1221 гг. Церковь в плане – крестовокупольная с двухэтажными пристройками по четырем углам. Комнаты второго этажа использовались монахами для молитв, учебы и создания манускриптов, а в нижних ставили свечи и здесь же находилась церковная сокровищница. В остальном интерьер церкви Сурб Степанос обычен.
Единственное, что мне хотелось бы добавить, касается названия церкви. В некоторых источниках эту церковь называют церковью Сурб Карапет, что безусловно является ошибочным. Еще более нелепой ошибкой является название св. Степаноса Предтече, но и с таким названием я встречался.
Вдоль северной стены церкви Св. Степаноса находится церковь Св. Григора. На фотографии выше её видно слева от гавита, зажатая между церковью и монастырской оградой. Это маленькая церковь была построена средневековым архитектором Сиранесом в 1275 году. По своему предназначению это скорее часовня-склеп для династии Орбелянов и ее иногда называют “Могила Смбата” по имени погребенного здесь одного из князей.
Внутреннее пространство прямоугольной в плане часовни имеет традиционно простой вид с небольшим алтарем в полукруглой восточной апсиде и сводчатой кровлей. На стенах высечены голуби и кресты разных стилей. Нижняя часть алтаря украшена геометрическими фигурами в виде квадратов, четырехконечными звездами и вьющимися листьями – популярными элементами в зодчестве этой эпохи.
Простота дизайна оживлена тщательно выполненной стенной росписью, следы которой видны и сейчас. Она представляет собой сочетание красного и черного цветов в шахматном порядке, дополненное солнечными символами, изящными фрагментами красного цвета и диагональными красными линиями. Часть первоначальной росписи сохранилась до наших дней – свидетельство долговечности знаменитой армянской краски “вордан кармир”. Тёмно-красное красящее вещество (получаемое из эндемичного червя с Араратской долины) имело большой спрос благодаря своему яркому цвету и широкой сфере применения. “Вордан кармир” использовали для окрашивания одежды, росписи манускриптов и миниатюр, создания фресок и стенных росписей церквей и царских домов в средневековой период. Его вывозили в Европу, на Ближний Восток и даже в Китай.
Пол покрыт десятью надгробиями, указывающими на могилы членов княжеской семьи Орбелянов. Самая большая и наиболее украшенная искусной резьбой плита – самого князя Эликума в образе спящего льва. Надгробный памятник Эликума обозначен “медальоном” в виде спящего льва, символизирующего его храбрость в бою. Надпись гласит: “Прекрасный Эликум, сын Великого Тарсаича, кто подобно льву рычал на врага. Я прошу вас поминать его в своих молитвах”.
В часовне также находятся усыпальницы Тарсаича, матери Эликума и его брата Смбата.
И в завершении осмотра монастыря Нораванк давайте подойдём к доминанте всего комплекса, - впечатляющей двухэтажной церкви Св. Аствацацин. Она была построена князем Буртелом в качестве усыпальницы рода Орбелянов.
Здание церкви Св. Аствацацин Буртелашен считается шедевром армянской архитектуры церквей-усыпальниц. Оно явилось одной из последних работ мастера Момика.
Особенно впечатляет центральный западный фасад церкви, украшенный барельефными скульптурами над входом в усыпальницу (Богоматерь и архангелы) и на портале входа второго этажа (Христос с апостолами Петром и Павлом) и парными узкими консольными лестницами на второй этаж церкви. К западной стене прислонены два больших хачкара, один из которых принадлежит резцу Момика и создан в начале XIV в.
. . .
Первый этаж служил усыпальницей для членов семьи Орбелянов. Сейчас там ничего нет. Странность этого сооружения - в его своде.
В те времена уже умели строить своды любой степени сложности, но этот странен. В его центральной квадратной части находятся несколько камней, которые непонятно как держатся. А ведь выше находится второй этаж, и там по этим камням ходят. А они не падают.
Узкие консольные лестницы над западным входом ведут в молельню на втором этаже, в зал, который имеет полукруглую апсиду в восточном конце с высеченным наверху портретом Христа с двумя ангелами по бокам и символом Святого Духа над восточным окном.
Купол поддерживается открытой ротондой с изображениями птиц над каждой наружной капителью ее 12-ти колонн, а также портретом благотворителя церкви – князя Буртела с макетом церкви в руках.
На фасаде церкви - барельефные каменные скульптуры, они преобладают на каждой стене, смягчая массивность стен круглыми формами, арками и большими крестами.
На восточной стене – ступенчатое обрамление над верхней геральдической эмблемой семьи Орбелянов с тремя крестами внизу, центральный из которых окружен орнаментом солнечного диска. Обрамления окон на северной и южной стенах выполнены в форме орнаментированных арок.
Две барельефные скульптуры на портале усыпальницы и над входом второго этажа были выполнены Момиком непосредственно во время строительства церкви (1339 г.).
На одной из них - Пресвятая Дева на престоле с новорожденным Христом на руках в окружении архангелов Гавриила и Михаила. Армянские буквы по обеим сторонам от головы Марии читаются как “Майр Аствацацин” или “Матерь Божья”. В этой скульптурной композиции выражение лиц, живые изгибы одежды и чувство пространства представлены также, как в раннеготическом искусстве. Фигура ребенка особенно выразительна положением его рук и скрещенными ногами.
Барельефы над входом 2-го этажа изображают Христа, окруженного апостолами Петром и Павлом. По обе стороны от головы Христа армянскими буквами написано “Иисус Христос”. Момик отшлифовал свое искусство до такого мастерства, что, экспериментируя, был в состоянии высекать в камне задуманные фигуры, практически полностью отделяя скульптуры от основания.
. . .
Около южного фасада церкви Св. Аствацацин, сразу за хачкаром работы Момика, должна находится его могила с небольшой скромным хачкаром, со словами на хачкаре «Да упомянет Христос душу Момика и смилостивится над ним». Но мы могилы Момика не нашли: там, где она должна быть, где на фотографиях и на видео я её видел, в день нашего посещения Нораванка был только след от могилы. И спросить об этом уже было некого.
Так выглядит могила Момика (фотография взята в интернете)
О непревзойденном мастере Момике на самом деле известно немного. Неизвестно даже данное ему при рождении имя. Родился он в деревне Улгюр в Сюнике около 1260 года. О семье Момика известно то, что отца звали Григор, а мать его звали Авта, а также, что у него был сын Аскандар и внук Шатоник. История сохранила пересказ о том, что Степанос Орбелян как-то приглашает в Нораванк 40 скульпторов и устраивает состязание – кто быстрее изваяет из обломка камня крест размером с палец. И в состязании побеждает 16-летний ученик. Увидев его работу, епископ говорит: «Если камень подчиняется его воле как свеча, то мы даем ему первую награду и нарекаем именем Момик (в переводе с армянского – свечка). Впоследствии зодчий именно этим новым именем и подписывал свои работы – Мастер Момик, под которым и стал известен. Год смерти художника тоже достоверно не известен — он умер где-то между 1333 и 1340 годом в Нораванке.
Момик учился в университете Гладзор, а также у монаха Овасапа, помимо искусства, ему преподавали греческий язык и теологию. Его учителем также был известный в ту пору мастер Сиранес. Предполагается, что Момик начал свою деятельность в Киликии, поскольку впервые его имя упоминается в сборнике молитв 1283 года, где им выполнено несколько миниатюр. По всем данным, Момик был в свите будущего епископа Сюника Степаноса Орбеляна во время его поездки в Киликию. Именно здесь Момик иллюстрировал Евангелие царицы Керан, считающееся его первой работой. 1292 году по поручению монахов Оганеса и Тадеоса Момик иллюстрировал еще одно евангелие. За годы своей долгой деятельности им было выполнено большое число миниатюр, однако до наших дней дошли всего четыре рукописи: сборник 1283-1284гг (Вена), Евангелия 1283г, 1292. и 1302гг. (Матенадаран).
Во время его поездки в свите Степаноса Орбеляна в Средиземноморье стало проявляться разностороннее дарование Момика не только в области книжной живописи, но и в скульптуре и архитектуре. Вернувшись в Армению, он получил почетную должность придворного зодчего, скульптора и миниатюриста при дворе князей Орбелянов, владевших Сюникским краем.
Особое мастерство проявил Момик и в искусстве создания хачкаров. Сегодня несколько шедевров Момика находится в Эчмиадзине и в музее Ехегнадзора. Как архитектор, Момик реализовал неординарные решения в проектировании церквей: церкви Сурб Зорац в Эхегисе, церкви Св. Аствацацин в Арени, его авторство приписывают еще нескольким церквям. И вершиной архитекторского таланта Момика стала совершенно новая в своем стиле церковь Буртелашен в Нораванке – двухэтажная и увенчанная ротондой.
Сам же гениальный мастер, ярчайший представитель средневекового зодчества, скромно говорил о себе: «Ваш покорный слуга, нижайший дьякон, никудышный писец, никчемный Момик». Для нас - бесчисленных поклонников его художественного наследия, «душою Момика» всегда будут его бессмертные творения.
Осмотрев монастырь Нораванк, мы никак не могли его покинуть. Уж очень сильное место.
Хачкары на кладбище монастыря Нораванк:
. . .
. . .
Хачкар на последней фотографии интересен наличием отверстия у основания. Скорее всего в это отверстие клали благовония. Такая традиция нехарактерна для Армении, поэтому таких хачкаров не много.
Ночлег в этот день у нас был запланирован в Арени, в мини отеле «Areni Wine Art». В Арени мы добрались уже в темноте, поэтому сам Арени остался недосмотренным. Несколько общих фотографий Арени я сделал утром следующего дня.
Номер в отеле «Areni Wine Art» был большой, но неудобный. Мебели почти нет – две кровати, два стула и маленький столик. Кондиционер есть, но висит он прямо над кроватью, - пришлось сделать перестановку и отодвинуть кровати от кондиционера. Нашими соседями в отеле была большая интернациональная компания спелеологов - любителей. Вечером они отвлекли всё внимание молоденьких сотрудниц отеля на себя, ночью ушли в пещеры, под утро шумно вернулись.
На ужин нам приготовили вкусный шашлык в тандыре. Еще запомнилась очаровательная кошачья семейка, которую мы весь вечер и утром кормили. Но прошедший день был так богат на впечатления, что на вечерние воспоминания места в нашей памяти уже не осталось.