Лишь три года спустя нам снова удалось подогнать свои графики, чтобы на пару недель свалить на море. Только на этот раз задача стояла посложнее: собрать в одном месте в одно время четырёх человек - двоих (нас) из Швейцарии и двоих (наших родных) из Петербурга. Да так, чтобы с визами не пришлось заморачиваться, и чтобы перелёт был не очень долгий.
Так, несостоявшаяся Ку-ба отпалиндромилась в состоявшийся Ба-ку.
Мы летели из Женевы авиакомпанией LOT. Этот вариант оказался наиболее быстрым и удачным по цене-качеству, с часовой стыковкой в Варшаве и вполне комфортным расписанием. Наши питерские отпускники летели прямым рейсом Азербайджанскими авиалиниями и прибыли в Баку на полчаса раньше нас.
План был такой: неделю тюленим на каспийских пляжах, потом передислоцируемся в Баку, а между пляжами и Баку совершаем однодневный автопробег во второй город Азербайджана - Гянджу, с которым неразрывно связано моё детство и история моей семьи.
Жильё я арендовала на пизде: дачу в пляжном местечке Бузовна в получасе езды от аэропорта и квартиру в центре Баку.
Одного только бассейна, фруктового сада и близости к пляжам, было бы уже достаточно для того, чтобы дача в Бузовне запала нам в душу.
Но её главным достоинством оказался хозяин: гостеприимный, душевный, всегда доступный, при этом никогда не навязчивый. По первому зову и безвозмездно он возил нас на пляжи и за покупками, и всячески помогал. Например, когда надо было купить симку для мобильного интернета. Или выклянчить у местной МЧС гидроцикл «на покататься». Или найти водителя, который нас свозил в Гянджу.
Пляжный отдых по-местному - это прийти с на пляж с баулами еды, занять столик и часами чередовать заплывы с зажорами и распитием чая.
Без баулов, впрочем, тоже можно: на пляжах и накормят, и напоят без проблем. Вот, например, на одном пляже закуску и напитки подавали из ресторана через дорогу. Кебаб, кутабы, пиражки - всё очень аппетитное. И никакой одноразовой посуды!
Море тёплое, дно чистое, песок бархатный. На ближайшем пляже совсем мелко, на дальнем - уже повзрослее. На обоих - идеально для детей, людей с ограниченными возможностями и просто ленивцев.
На девятый день дачной жизни не без труда оторвали себя от водных процедур и отправились в однодневное путешествие во времени и пространстве с ветерком по безупречной трассе Баку - Гянджа.
Город Гянджа я помню ещё Кировабадом. До 1988-89 года я проводила там все летние каникулы: в военном городке в доме посреди фруктового сада на попечении у бабушки и дедушки.
С тех самых пор в Гяндже я не бывала, да и бабушка с дедушкой по понятным причинам в начале 90-х оттуда уехали, как и все остальные родственники. Никаких семейных встреч, стало быть, не предвиделось, ехали с единственной целью - глянуть, на месте ли ещё дом, и слегка поностальгировать.
Несмотря на многочисленные перемены последних десятилетий, нумерация линий и домов военного городка осталась прежней, только пишутся они теперь латиницей и по-азербайджански.
Вокруг ничего не узнать, но мы всё же мы добрались до когда-то родных стен. И стало понятно, почему мы ничего не узнавали: крошечный домик оказался зажат между двумя многоэтажными недостроями, без дрона не разглядишь.
Мы бы, наверное, потоптавшись перед воротами, так и уехали, но муж поторопился нажать на звонок. Ворота открылись и нынешние хозяева приняли нас, как родных: чаем напоили, вареньем накормили, Паулса на трубе сыграли и даже рассказали про наших прежних соседей.
За годы нашего отсутствия дом оброс баней и новой верандой, но растерял весь сад. Ни гранатов тех уже не было, ни абрикосов, ни персиков, ни айвы, ни кизила, ни хурмы, ни лавров, ни яблок, и даже грецкого ореха, который посадила моя мама, будучи ещё школьницей. Утешает лишь то, что, несмотря на все постсоветские вихри, этот дом устоял и в нём всё так же живут люди и пьют чай из стаканов с домашним вареньем, как когда делали мы.
Из-за этого чаепития мы добрались до Баку уже к ночи. Поселились в апартаментах с балконом в центре: в полшаге от синагоги, в двух шагах от православной церкви, с видом на город и чуть-чуть на море.
Мы провели в Баку четыре полных дня и этого, конечно же, мало.
Наверное, поднапрягшись, можно было бы увидеть снаружи и изнутри все достопримечательности, рекомендуемые путеводителями, но именно этого - напрягаться - в Баку совсем не хотелось. Там к этому ни что не располагает.
В Баку просто хотелось быть: чувствовать ритм, слушать звуки, дышать парным воздухом, просто фланировать и попивать чай, наблюдая за разношёрстной публикой, такой же контрастной, как и сам Баку.
Вот пожилая дама с палочкой - будто видавший виды тихий дворик Ичери-шехера (Старого города), вот барышня на электросамокате - словно привольный солнечный Приморский бульвар, вот арабский гость со своими жёнами - важный и взыскательный, как Проспект Нефтяников (Neftçilər Prospekti), а вот приятели-хипстеры, стильные и по-постмодернистски раскованные, как Центр Гейдара Алиева.
Восток и запад, прошлое и будущее - всё здесь уживается и каждому есть место. Морской ветер, вкусная еда, душевнейшие люди, Муслим Магомаев... и много-много котиков - таким запомнился нам Баку.
Мы вернулись неделю назад и, естественно, срочно хотим обратно.
Практическая информация:
Визы
Из четырёх путешественников виза понадобилась только одному, так как других паспортов, кроме португальского у него не нашлось. Виза электронная, оформляется быстро на сайте https://evisa.gov.az за 26 долларов.
Электрические розетки
Такие же, как в России и в Швейцарии, так что переходники нам не понадобились.
Деньги
Наличные мы взяли долларами. Я не знала, будет ли работать обменник в аэропорту в пять утра, да и сейчас не знаю: радость встречи настолько захватила нас, что по прибытии я даже не осмотрелась по сторонам. Хозяин дачи, встречавший нас в аэропорту, сразу повёл нас к машине, и только по дороге я вспомнила, что нам нужны манаты. В итоге он сам у нас доллары и купил.
Мы брали на две недели 1000 долларов, остальное - на картах (нероссийских). Потом ещё пришлось немного поснимать в банкоматах, но в общем почти угадали с суммой.
Карты принимают не везде, даже в Баку. В супермаркетах и больших магазинах без проблем, а вот в ресторанах через раз.
Погода
Мы попали, пожалуй, на самый жаркий период: в день накануне отлёта температура достигала 36 градусов. В первую неделю пережили совсем легко: с бассейном во дворе и морем поблизости никакого дискомфорта от жары не испытывали. Ну а так, везде есть кондиционеры, так что, если не планировать длительных прогулок в полдень по центру города, вполне терпимо даже для питерцев.
Язык
В большинстве случаев выручал русский. Изредка и только с молодёжью приходилось прибегать к английскому. Однажды даже довелось перемолвиться по-французски с менеджером супермаркета в Бузовне.
С азербайджанским языком получалось худо-бедно справиться: где-то воспоминания детства помогли (мой азербайджанский дедушка тщетно пытался приобщить меня к его родному языку), где-то слова - просто калька с русского (kartof, paket, salfetka, sasiska, pirojki, qrafin...), ну а где-то выручил Yandex Translate.
Пляжи
Доступ на пляжи и к морю для всех и бесплатно, но, если хочется посидеть за столом, по зонтиком или поваляться на шезлонге, надо платить. Стандартная такса - 15 манат на день за стол и четыре стула, но случалось пару раз договориться и на 10.
Цены
После Швейцарии цены кажутся какими-то игрушечными. Из центра Баку до аэропорта (25 km) за Bolt категории XL мы заплатили 16 манат (приблизительно 8 франков). Такой же пробег в Швейцарии обошёлся бы почти в 10 раз дороже.
Поэтому, хоть по Баку мы много перемещались, испытать общественный транспорт нам не довелось, нас в основном возил Bolt и несколько раз такси. С такси по цене надо договариваться перед поездкой, удавалось скинуть до 30%.
Рестораны
В некоторых ресторанах чаевые уже включены в счёт. Если да, то в чеке они указаны как Service или Xidmət. Так, в бакинских ресторанах Fisincan и Dolma чаевые составляют 10%, а вот в брассери Central Baku на улице Низами сервис обойдётся в 15%.
Азербайджан - это не про кофе, потому не во всех ресторанах можно выпросить эспрессо. Зато везде подаётся восхитительно ароматный чёрный чай с чабрецом в маленьких грушевидных стаканчиках (армудах).