Nicosia - Никозия, Сицилия, провинция Энна.
Город, построенный греками и выходцами из Византии, населенный римлянами, разрушенный варварами, восстановленный норманнами и усиленный ломбардами, стоит в центре долины Val Demone. Он располагается на скалистом массиве, в окружении четырех внушительных холмов, и из-за своей структуры выглядит, как лестница в небо. Благодаря большим перепадам высот, городская среда Никозии отличается особым колоритом, а неброская красота разновозрастных церквей и аутентичной исторической застройки вознаградит вас за усилия, необходимые, чтобы добраться в эти глухие места.
Считается, что город-крепость был основан византийскими колонистами в VI веке среди недоступных горных массивов Неброди и Мадоние, и укрыл от мусульманских завоевателей за своими стенами разные христианские народы, поклоняющиеся Святому Николаю. В 827 году началась кампания по завоеванию острова арабами, которые властвовали до появления на острове в 1063 году норманнской армии под командованием графа Руджеро Д'Альтавилла. Тем не менее, город расширялся под арабским господством, а затем и под влиянием норманнов, которые поселили здесь многочисленных иммигрантов из Ломбардии и Пьемонта, названных лангобардами. Последние ввели в обиход галло-италийский диалект, который используется в городе и окрестностях и по сей день.
Король Вильгельм II сделал Никосию королевским городом. Город играл важную стратегическую роль, чему способствовало его положение на полпути между Палермо и Мессиной. Никозия часто оказывала гостеприимство важным персонам, в том числе императору Карлу V.
Никозию иногда называют городом двух Христов. Со времен норманнов сложилось так, что жители Никозии делились на две этно-религиозные общины: коренное население говорило по-гречески, жило под горой и ходило в церковь Святого Николая (николети), а лангобарды обосновались на горе, использовали для общения свой диалект и посещали базилику S. Maria Maggiore (мариани). Борьба за титул главной церкви города между церковью Св. Марии и церковью Святого Николая привела к тяжелым и кровавым столкновениям между жителями двух районов, антагонизму, определяемому религиозными (богослужения проводились с использованием византийского и латинского обрядов соответственно) и этническими различиями. Религиозные обряды Страстной пятницы каждая община проводила в одно время, но в своих кварталах. В процессиях они использовали 2 распятия: Отца Милосердия Винченцо Каламара из церкви S. Maria Maggiore, и Отца Провидения, приписываемого брату Umile da Petralia из церкви Святого Николая. Только в 50-х годах XX века монсеньор Клементе Гадди, епископ Никозии, положил этому конец, определив празднования с использованием изображения Отца Милосердия в третью пятницу ноября (в память о чуме, поразившей Никосию в 1624 году), а Отца Провидения - в Страстную пятницу.
Также Никозию называют городом 24 баронов. В Средние века он стал третьим государственным городом Сицилии, и подчинялся только Палермо и Сиракузам. В 1209 году Никозия была названа "Civitas Constantissima" Фридрихом II. В 1700 годах в городе было 24 барона, 2 маркиза, один граф и более 260 знатных семей, что определило строительство многочисленных дворцов и дворянских вилл (palazzo La Motta di San Silvestro, Salamone, Falco, Cirino, Testa, La Via и другие), которые по-прежнему присутствуют на улицах, площадях и районах города.
Как доехать: прямым автобусом компании
https://www.interbus.it/ из центра Катании (рейсов немного, расписание подстроено под школьников и студентов) и Леонфорте. Из Катании также можно доехать на автобусе
http://www.iseaviaggi.it/ (совершает пару рейсов в сутки, выезд из Катании ранним утром). Можно приехать и из Палермо на автобусе компании
https://saistrasporti.it/, но придется найти ночлег где-то в окрестностях, т.к. рейс из Палермо в обеденное время, а обратный из Никозии - рано утром.
Что посмотреть:-
Руины замка - расположены на горе San Giorgio, в самой высокой точке города. В гору из центра города ведет густая сеть узких улочек. До наших дней от замка мало что сохранилось, но то, что осталось, бережно сохраняют.
-
Cattedrale di S. Nicola с колокольней XIII века в стиле кьярамонтано - предположительно был построен в XIV веке (самая старая часть - западный фасад, где расположены так называемые "Райские врата", не подвергся перестройке), частично перестроен в XVI веке и в начале 1800-х годов. Северный фасад собора выходит на площадь Гарибальди - главную площадь города. Северный портик и портал под ним выполнены в 1489-1490 годах архитекторами Габриэле ди Баттиста и Андреа Манчино. Портал богато декорирован лепниной на библейские темы и орнаментами с изображениями различных животных и растений. В соборе сохранился драгоценный и уникальный деревянный потолок постройки 1300-х годов (недавно отреставрирован), прекрасный пример сицилийских фигуративных сюжетов, отличающихся полихромностью. Внутри собора можно увидеть купель работы Антонелло Гаджини (1497-1499) и табернакль, выполненный его учениками - Антонио Ванелла и Андреа Манчино, а также Богородицу Победы - скульптуру, созданную школой Гаджини в честь победы христианского флота над турецким в битве при Лепанто. Зал капитула представляет собой настоящую картинную галерею с картинами Йоханнеса де Мата (S. Eligio), Джузеппе де Рибера, называемого "Lo Spagnoletto" (мученичество Сан-Бартоломео), Пьетро Новелли (Мадонна с младенцем, Сан-Джованни и Санта-Розалия) и Salvator Rosa (мученичество Сан-Себастьяно).
-
Basilica di S. Maria Maggiore - была построена при норманнах в XII веке, но практически разрушена оползнем в 1757 году вместе с другими небольшими церквями и еще 400 домами местных жителей. Церковь была практически заново отстроена в стиле барокко архитектором Джузеппе Серафини, но все работы были завершены только к 1904 году. Сейчас мы можем увидеть главный портал, украшенный языческими скульптурами, с колоннами перед ним, поддерживаемыми парой львов. Между капителями колонн вырезаны два крылатых коня, а на самих капителях размещены статуи, изображающие Вакха, Венеру, Амура и Цереру. Внутри можно увидеть купель работы XVI века и мраморный полиптих работы Антонелло Гаджини. О визите императора Карла V в 1535 году свидетельствует деревянный трон, сохранившийся в базилике.
-
Церковь S. Vincenzo Ferreri - стоит немного ниже площади перед базиликой S. Maria Maggiore. Была построена в XVII веке. Работы по внутреннему оформлению фресками производил в 1717 году фламандский художник Гульельмо Борреманс. Внутри можно увидеть также главный алтарь в стиле барокко из полихромного мрамора.
-
Церковь S. Calogero - находится на одной из главных улиц города. Имеет красивый портал со статуей титульного святого в его нише. Внутри представляет собой настоящий кладезь искусства, сохраняя нетронутыми замечательный деревянный кессонный потолок, на боковых стенах фрески XVIII века, изображающие Благовещение, Посещение Марией Святой Елизаветы, крещение Иисуса, Рождество, Обрезание, Ангела, который приказывает Иосифу бежать, Иисуса с Марией и Святой Елизаветой, Иисуса во Храме; под фресками видны медальоны с фигурами святых и отшельников. Здесь также установлена деревянная статуя Святого Калоджеро и картина, изображающая поклонение волхвам.
-
Церковь SS. Salvatore - построенная на вершине скалы, с которой можно полюбоваться прекрасной панорамой Никозии и центральной Сицилии, была построена в XII-XIII веках, и, обрушившись в 1607 году, была немедленно восстановлена; от старого здания осталась только колокольня XIII века. На внешней стене церкви находятся солнечные часы. Внутри, среди замечательных работ, хранится купель (1617 год), картина с изображением Мадонны Утешения (1648 год), деревянная статуя "Вознесение Христа" работы Francesco Quattrocchi (изготовлена около 1852 года).
-
Церковь S. M. degli Angeli и прилегающий к ней монастырь капуцинов были построены в 1604 году (в более поздние времена часть монастырской территории была изъята государством и превращена в окружную тюрьму). Церковь хранит сокровища искусства большого значения, в том числе деревянные скинии, инкрустированные перламутром; несколько ценных полотен (Смерть Святого Франциска 1614 г., S. Lucia и S. Barbara) и францисканских молитвенников 1600-х и 1700-х годов, статуи Св. Николая и воскресшего Христа.
-
Церковь S. Biagio - дата ее строительства является неопределенной (возможно, 1433 год). Внутри церковь богато декорирована лепниной с позолоченными вставками, выполненной Серафино Перолло (работа 1700-х годов). На алтарях и рядом находятся триптих Антонелло Гаджини и пять полотен на религиозные темы, принадлежащих кисти Джузеппе Веласко и других художников, которые представляют S. Biagio, исцеляющего больного чумой, Святого Бенедикта, уничтожающего языческих идолов, Экстаз Святой Схоластики, Мученичество Сан-Плачидо и его сподвижников и Представление Иисуса во Храме. За картиной S. Biagio, на главном алтаре, находится статуя святого, выполненная никозийским скульптором Джованни Баттиста Ли Вольси в 1600-х годах. Церковь используется, как музей и зрительный зал, где часто проводятся конференции.