вводные: два водителя, один пассажир, пежо 308, транспондер ЗСД, начало сентября, маршрут Санкт-Петербург - Кварели (Кахетия)
Мы выехали вечером пятницы после работы (дня и половины дня). За рулем была я, муж отправился спать на заднем сиденье. До Мск ехали по новой платной дороге, кроме небольшой колеи и большого ливня - норм, ночью пусто, на дороге только фуры, туалеты с парковками на приемлемом друг от друга расстоянии. Вот только с заправками засада оказалась - ближе к Мск понадобилось заправиться - машина говорила, осталось 85 км хода, но на Лукойле (на всей трассе только они) оказалось, что у них нет нужного нам 92 не оказалось. Я решила, была-не была, и мы поехали дальше. Уже на МКАДе заехали на заправку с пугающими "15 км хода" - все обошлось. Вообще, выехать вечером оказалось гениальной идеей - Москву проехали около 4 утра без пробок.
В нижнем Подмосковье подобрали пассажира, полюбовались рассветом, сменились водителями и я пошла спать на заднее сиденье. Часа за 4 выспалась, обнаружила, что проспала Воронеж и мы бодро движемся на юг - появилось солнце, заметно потеплело после осенних петербуржских +10 стало +24. Вообще, дорога до Ростова ничем не примечательна: платные участки, очередь на оплату наличными - гораздо проще ехать с транспондером, хотя разницы в цене нет никакой, если транспондер не принадлежит этой дороге. Ну и чем дальше на юг, тем страньше надписи на платной дороге. Например, около Ростова были надписи "шлагбаум металлический" а не "соблюдайте, пожалуйста, ПДД".
После Ростова платная дорога заканчивается, изначально в наших планах было заночевать где-то как раз в районе Ростова, но там мы были еще сильно до заката, так что почему бы не продолжить путь. Первый раз нас остановили на границе Краснодарского края и Ростовской области гаишники. Обшмонали всю машину, влезли даже в кошелек в отдел для монеток, с любопытством рассматривали купюры разных стран, которые в том кошельке лежали. Заняло почти час, но отчасти помогло - спать еще не хотелось, а нам дали бумагу, что машина обыскана и больше обыскивать не надо. Она нам пригодилась.
Дорога в Краснодарском крае приличная, почти везде разделительный забор, две полосы в каждую сторону, почти прямая, ехать не сложно. В Ставрополье с дорогами похуже, много где ремонтные работы, надо съезжать на обочину. Но, судя по колее в новом асфальте, и он ненадолго спасёт положение. Плюс, очень большой трафик фур и грузовичков (особенно мозг отмечал газельки "красное и белое").
Но и ремонт на дорогах не был бы такой большой проблемой (по крайней мере, никаких диких больших ям нет, просто обычный неровный асфальт), если бы не традиция на Северном Кавказе устраивать блокпосты. Где-то перед Армавиром сменились обратно, я снова села за руль. На границе со Ставропольским краем - забор на дороге, все машины останавливают и обыскивают - тут нас выручила бумажка от прошлых гаишников. Дорога в Ставрополье не айс, но тоже без больших ям. Ставрополье проехали уже в темноте. Граница Ставрополья и Кабардино-Балкарии - снова блокпост. Военный, очень удивившийся девушке за рулем, спросил, сколько мне лет, давно ли я получила права и кто мне подарил машину. Еще больше изменился в лице, когда узнал, что правам 12 лет, а машину я подарила сама себе. Сказал, что обычно они записывают только водителей, но т.к. я женщина, то надо записать всех, кто в машине. Ок, пошли, записались в будке (плюсом к времени в пути очередь из окрестных водителей), поехали дальше.
Второй раз Ставропольский край "кусочком" влезает на трассу, вторая граница Ставрополья и Кабарды. Пост "Малка". Вышли, записались, туалет за 30 рублей, заодно опять поменялись ролями водитель - спать на заднем сиденье. Таким образом блокпост на границе Кабардино-Балкарии и Осетии я успешно проспала - записывают только мужчин и водителей. На каждом блокпосте нас выручала бумажка от гаишников и машину не досматривали, только бесцеремонно сами открывали двери. Ночь и довольно холодно - чувствуется, горы вот-вот начнутся. Муж решил, что 100 километров до границы это уже ни о чем, и ему приятнее будет спать в родной Грузии, пусть даже и в Казбеги, и мы поехали дальше.
Больше блокпостов не было, владикавказские гаишники, которыми пугают, к русской границе мы приехали около 4.30 утра, сейчас она работает круглосуточно, и очереди почти не было - пара машин к каждой кабинке (а работало их аж три или четыре!). Русские пограничники по традиции осмотрели всю машину и пожелали увидеть запаску, но минут за 40 мы выехали из РФ, заодно снова я села за руль. Грузинские пограничники куда более милосердны к путешественникам, все пассажиры проходят пешком через зал, водитель - с машиной. Нужен паспорт, документы на машину и водительское. Машину никто не осматривал, пограничник предупредил, что нужна страховка на авто. Ее можно купить и после прохождения границы, на две недели стоит примерно 20 лари. Но я на себе потом узнала, что если ее не купить - штраф 100 лари, который нужно оплатить при следующем въезде в Грузию.
С рассветом мы были уже в Казбеги, смотрели на розовый Казбеги, дышали вольным грузинским воздухом.
От этого вдохновляющего вида решили, что поедем дальше, тем более, нам осталось каких-то 300 километров. Без проблем проехали Крестовый перевал (ну кроме того, что мне было странно ехать вниз и вверх, а не как в Питере - вперед), остановились посмотреть на смотровой площадке перед Гудаури (рассвет, холод, красота и никаких туристов!), поехали дальше.
Еще раз сменились после Жинвали, когда закончился серпантин. Муж сел за руль уже в привычной для него обстановке - и так неспеша и доехали до нашего пункта назначения примерно к 12 часам дня. Итого провели в дороге примерно 40 часов почти без остановок - только на заправиться, пописать и выпить кофе - в дороге перекусывали сендвичами, которые были с собой.
Обратная дорога была менее вдохновляющей, допишу :)