Москва-Ананури-Тбилиси-Чиатура-Сатаплия-Мартвили-Батуми-Боржоми-Ахалцихе-Вардзия-Тбилиси-Москва 14 дней.
Итак, по прошлогоднему опыту выезжать решили ранним утром, а именно, в 4 утра, дабы избежать дачных московских пробок и проехать как можно больше за световой день. Путь лежал по М4 до Ростова-на-Дону с препятствием в пару пробок. Особенно огорчает место недалеко от Тарасовского, вдоль трассы там стоят люди с табличками "объезд" и за денюжку предлагают показать путь объезда многокилометровой пробки, но если присмотреться, то итак можно заметить поток легковушек съезжающих направо от основной дороги. В прошлом году мы решили рискнуть и съехали за всеми, в этом году свернули даже не задумываясь. Не доезжая до Ростова была еще пробка примерно на пол часа, местные шепчут, что трассу к олимпиаде готовят. Ну, будем надеяться, что в следующем году все будет уже иначе. От Ростова-на-Дону по трассе "Кавказ" до самого Владикавказа, где отдельно хотелось бы рассказать про КПП межу Кабардино-Балкарией и Северной Осетией! На этот пост немало жалоб, за пару дней до нас его проезжал наш хороший друг, где его "разводили" на деньги, отобрав права показали какой то снимок якобы "выезд на встречку" причем на снимке не было видно второй полосы, т.е просто машина едущая по дороге (одна полоса движения) и надпись снизу. В прошлом году на этом же посту нас остановили, предложив "продуться" в аппарат на состояние опьянения, где вдруг загорается красный огонек якобы указывающий на опьянение и никаких тебе дисплеев с индикацией промилле и никакого бумажного "чека", далее сотрудник начинает ухмыляться, мол сейчас отберём права и никуда вы не едете. Каким-то чудом ссорами и чуть ли не скандалами сотрудники КПП пришли к выводу, что скорей всего у нас лимонадик "забродил" который мы пили в пути и отпустили спустя час. Будьте осторожны господа автомобилисты!
От Владикавказа до погран перехода в Верхнем Ларсе совсем недалеко, тут уже начинается красота и горы.
Как-то на удивление быстро прошло время и уже следующим утром в 2-3 часа мы перешли границу. К счастью в этом году переход работает круглосуточно, очереди, конечно есть, но не так как ранее. Потратили на обе границы примерно час и остановились на ночлег в палатке недалеко от Степанцминты. Про это место хочется рассказать из опыта прошлогодней поездки.
Заехав в Степанцминду можно поднять голову к верху и увидеть вершину Казбеги, а на ее фоне красуется Геретская церковь. Сначала мы хотели к ней подъехать, но на нашей легковушке это оказалось нереальным и было принято решение дойти пешком. Подъем для неподготовленных довольно тяжелый, но красивый.
А наверху просто шикарный вид
На мой взгляд, это место обязательно для посещения
Но в этом году мы просто проезжали мимо и пришлось вернуться к воспоминаниям Лишь насладились видами на крестовом перевале. Дорога там конечно не супер, прокололи колесо, пришлось залатывать, но красиво….
Следующим пунктом было Жинвальское водохранилище. Невероятного цвета чистейшая вода.
Крепость Ананури находится прямо по дороге от границы до Тбилиси
Проезжая мимо невозможно не остановиться
плотина
Очень хотелось поплавать, но нас уже заждались в Тбилиси, пришлось продолжить путь. В Тбилиси мы останавливались у родственников, поэтому про отели и прочее рассказать нечего. А про достопримечательности города тоже много уже понаписано, поэтому ограничусь лишь парой городских фотографий
Спустя сутки мы двинулись дальше в Чиатуру, верней не в саму Чиатуру, а немного дальше
к столпу Кацхи
На вершине известнякового монолита расположена церковь.
так хотелось залезть наверх
но, к сожалению, местный батюшка нам запретил и пришлось ограничиться просто снимками снизу
Немножечко расстроились, но светило солнышко и нас еще ждало много интересного впереди и мы отправились в Сатаплию.
Карстовые пещеры Сатаплии в последнее время набирают популярность среди туристов Грузии. И надо сказать есть на что посмотреть. Для туристов открыты две: первая километрах в 20 к северу от Кутаиси, еще одна чуть дальше, ближе к местечку Цхалтубо и носит имя Прометея, ее открыли относительно недавно в 1984. Вот именно в эту пещеру мы и отправились.
Вход стоит 6 грузинских лари, при желании можно и на лодочке прокатиться по подземному озеру, но в этот день лодочки почему-то не катались и мы ограничились просто экскурсией.
Допускаются лишь группами с гидом. Гид, кстати нам не понравилась, очень скомкано и тихо рассказывала, половину приходилось додумывать самим. Сама пещера протяженностью 1600 метров.
Для туристов открыта лишь часть пещеры, но поверьте там бродить можно очень долго
Впечатлившись, насмотревшись и охладившись под землей, поехали дальше. Тут наш навигатор решил сократить дорогу и повел нас через Хони. Бедная наша легковушка, дорога там конечно есть и даже местами постелили новый асфальт, а кое-где ее еще продолжают ремонтировать, но думаю в ближайший год на эту дорогу лучше не заезжать, а ехать длинным путем. Недалеко от Хони расположено село Мартвили и каньоны на реке Абаша. Невероятное место.
За 25 лари можно сесть в надувную лодочку и вас отвезут вглубь
Нам помогли местные ребята, очень дружелюбно показали, откуда можно насладиться красивыми видами.
Где-то там же есть еще один водопадик и небольшая ГЭС
Накупавшись и отдохнув, поехали на Батуми.
Батуми, мой родной город и каждый год, когда я туда приезжаю, то обнаруживаю, что в городе появилось что-то новое. В этом году достроили и запустили канатную дорогу.
Но у нее пока огромные очереди и наверху пока не все до конца оборудовали и достроили, поэтому решили отложить "на потом".
День начинался с пляжей, а заканчивался вкусным ужином
Мы грелись на солнышке, собирали виноград и гуляли по городу
А потом пришло время уезжать
Сначала предполагалось, что поедем в Тбилиси через горную Аджарию, но поспрашивав убедились, что дорога там по настоящему горная, с промежутком в 50 км бездорожья отказались от этой идеи направились по трассе Батуми-Тбилиси с поворотом на Боржоми, где посетили городской парк
источник боржоми
любой желающий может подойти со стаканчиком и испить водички. Но, если честно, водичка пока попадает в стаканчик успевает нагреться и на жаре пить ее не очень то приятно. В парке красиво, но это обычный парк скорее даже для детей. Не впечатлило.
Для желающий есть подъем наверх на канатке
Но было жарко и нам предстоял путь до Вардзии и хотели успеть засветло и решили двигать дальше
Следующий пункт Ахалцихе, но не сам город, а крепость Рабат
вход в крепость 6 лари, погулять есть где
на территории есть музей с экспонатами, можно проследить историю русско-турецкой войны, ту часть что коснулась Ахалцихе по крайней мере.
Но сама крепость была практически разрушена, поэтому все новое и чуть ли не блестит новизной, поэтому ощущения древности совсем отсутствует.
но все равно красиво
От Ахалцихе до Вардзии дорога идет все время вдоль русла реки и из-за этого практически все время витляет, и в машине может укачать. Скорость движения низкая и мы уже начали переживать успеем ли мы доехать до окончания светового дня. Успели!
Вардзия...
монастырский комплекс, причем действующий
машины оставляются внизу на парковке и наверх туристы карабкаются по дорожке сами, тяжело, но определённо оно того стоит
в вики написано, что раньше весь комплекс был скрыт в скале, и лишь после крупного землетрясения обнажились древние жилища
внутри много проходов
Там можно весь день гулять, очень необычное место. В скалах даже есть действующая церковь, снимать внутри нельзя, женщин просят покрыть голову и плечи, а мужчин не пускают в .
Выезжая из Вардзии мы поинтересовались у местных о дороге до Тбилиси
дорога там есть, причем замечательно заасфальтирована и потрясающе красивые виды на озера, горы там мы увидели невероятный закат
!!!! НО витляет она еще больше чем предыдущая и хотя она намного короче чем основная трасса, скорость движения ужасно медленная, после заката передвигаться там становится сложно. Есть несколько очень крутых поворотов. Так или иначе, уставшие, голодные, но счастливые мы все же добрались до Тбилиси. Проведя там еще один денек двинулись уже хорошо знакомой дорогой обратно через крестовый перевал в Россию. Кстати, участок дороги от Гудаури до Границы уже асфальтируют, строят противолавинные укрепления и очень надеюсь, что в следующем году там все уже будет готова для комфортного проезда, а пока скорочь передвижения оставляет желать лучшего….
Вот так мы провели последние дни этого .
Надеюсь, мой рассказ кому-нить пригодится в планировании маршрута.