Этим июнем провели 2 недели в солнечной Грузии. В Грузии очень здорово! Если вы планируете поездку туда и сомневаетесь еще понравится или нет - отбросьте эти мысли и настройтесь на хорошее. Это не руинированная Абхазия, где практически по всей стране любой приезжий из России - дойная корова. Здесь рады гостям и открыты сердцем к нашему человеку.
Почему на машине.
Ездили мы вдвоем, брали в прокат машину машину (Митсубиши Паджеро 3.5 v6) и катались по всей стране в свое удовольствие. Бензина у нас ушло на 2700 километров пробега 460 литров. Если хочется посмотреть страну собирательно, а не провести время в каком-либо одном регионе или городе/в горном походе и пр., то без машины личной это довольно сложно осуществимо. Как вариант можно брать машину с водителем, это конечно легче отчасти, но вы будете обременены посторонним человеком, и во-вторых это много дороже. Путешествовать автостопом можно и легко, но с оговорками известными - время, комфорт и посещение мест интересующих в районах с небольшим трафиком на дорогах.
Бензин в Грузии на июнь 2016 стоил АИ-95 примерно 1,8 лар за литр (около 56 рублей), это дороже, чем в России, но и не Скандинавские цены, поэтому с экономической точки зрения недорого. Чтобы чувствовать себя за рулем комфортно и не ограничивать географию направлений выбирать нужно только джипы, дороги разные, и среди них достаточно сложных и труднопроезжаемых на пузотерках.
Что касается путешествия на своей машине, то это хороший план и по деньгам выгодно отчасти. Отчасти потому что нужно учитывать и амортизацию машины на плохих дорогах, и страховку, и временные затраты на перегон до страны и обратно. + к этому еще и вполне реальные шансы закончить путешествие так его и не начав, в Верхнем Ларсе на границе с Грузией единственной автомобильной, т.к. Военно-Грузинскую дорогу регулярно засыпает камнями, сходят сели, лавины и пр. неприятности, которые парализуют таким образом въезд и выезд из страны на дни и даже недели (как это происходит прямо сейчас, когда сошла очередная селевая масса и Терек вышел из берегов уничтожив сотни метров полотна, которые восстанавливают уже пару недель). Поэтому я советую брать машину в аренду, благо есть очень хорошие местные компании, вполне по-европейски качественно работающие в стране.
Как добирались.
После такого краткого вступления, скажу пару слов о том, как мы добирались до Тбилиси. Добирались порознь, у супруги фирма отмечала очередной корпоратив поездкой на праздники по случаю Дня России в Тбилиси, она улетела из Петербурга прямым рейсом Georgian Airlines (летает борт в летний сезон, каждую пятницу СПб-Тбилиси, и каждый вторник Тбилиси-СПб, стоит в одну сторону на человека около 200 евро, хороший такой график позволяющий провести выходные в Тбилиси и быстро вернуться без напряжения лишнего). Жила она эти дни праздничные в Тбилиси, съездили они коллективом в Мцхету и Сигнахи. Я же улететь в этот день не мог, и поехал днем позже на поезде. Можно было прилететь через Москву, но у меня было время до 14го числа, когда мы договорились встретиться в Тбилиси, и я решил никуда не спешить.
Дорога от Петербурга до Казбеги. Можно не читать, лирика.
Поезд из Петербурга ходит раз в несколько дней, идет он аж 50 часов! стоит от 3000 рублей. Состав старый, вообщем для любителей романтики дорожной и молодых - нормально, в остальных случаях и для экономии времени конечно нужно лететь все-же. Ехалось мне хорошо, соседи были нормальные до самого Краснодарского края - рыбаки, девушки-студентки, ну и конечно дети и много детей от мала до велика едущих на лето в деревни. Дальше начались уже более интересные события в размеренной жизни вагона. К нам подсела компания возвращавшихся в КБР с заработков мужиков, один из которых был ну очень сильно пьян, и начал доставать окружение громкими разговорами, матами и конечном счете это закончилось дракой с проводницей, полицией, составлением протоколов и высаживанием его на ближайшей станции. До Северной Осетии ехали нормально дальше, пока поезд не пришел в Беслан. Был День России, и меры безопасности в республике были приняты особые. На вокзале Беслана поезд встречали военные с автоматами, как положено, платформа была и вовсе оцеплена, проверили документы у мужчин, всех почему-то очень интересовал мой рюкзак, штампы Ивангорода в заграннике и цель визита в Грузию, решив эти вопросы мы незаметно тронулись наконец в последний рывок до Владикавказа.
В столицу Алании я прибыл около 19 часов, первым делом меня неистово атаковали таксисты. Среди многих видимых мною в России, эти оказались на редкость наглыми и неприятными. Я не планировал с ними никуда ехать, но покуда ждал трамвай, а ждал я его минут наверное 40 уши готовы были отвалиться от постоянного галдежа. Я думал, что фраза "денег нет вообще" и вид мой вполне по-туристически дикий умерит интерес к моей персоне, но не тут то было. Мне стали активно предлагать довести до границы в обмен на фотоаппарат, часы, одежду какую-нибудь, пойти выпить водки и тогда принять решение. Вообщем совсем дикий народ. Если будете ехать на поезде, лучше выходите в Беслане, там и таксисты нормальные и цены ниже и пока поезд стоит в Беслане и потом тащится до Владикавказа, вы успеете доехать до самой границы с запасом времени.
Трамвай мой все не шел и не шел, номер мне его тоже подсказал один из таксистской братии, и заподозрил я тут неладное. Да и ждать уж больше совсем было излишним. Сел я на другой трамвай и уехал наконец. Трамвай вела женщина, у которой я и справился о том, где-же мой трамвай потерялся в пути чтобы до Водной станции доехать, откуда начинается дорога из Владикавказа на Казбеги. Она мне и объяснила, что сегодня он не ходит, День России центр перекрыт. Так-что противные таксисты Владикавказа меня, как и предполагалось обманывали. Трамвай в который я сел был очень старым, как и все местные трамваи и скрипя по столь же старым шпалам до нужной мне станции не ехал. Но. Водитель трамвая узнав, куда мне надо позвонила диспетчеру в парк, спросила будет ли еще другой трамвай с параллельной ветки, узнала кто его трамвайнистка, перезвонила ей и попросила просто постоять на остановке подольше и подождать пока подъедет наш трамвай, чтобы я пересел и доехал до искомой станции. В итоге тот трамвай минуты 2-3 просто стоял посреди ветки и ждал гостеприимно. Весь салон знал причем, что ждет человека и никто на это ничего дурного не сказал. Такой контраст был приятен и сразу поднял мое отношение к республике. Трамвайнистка второго трамвая была столь же мила, раньше она работала с мужем в гражданской авиации в Тюмени, а сейчас водит трамвай по красивейшему маршруту через тенистые аллеи поросшие пышной зеленью. Пара попутчиков в трамвае живо интересовалось моим направлением и желало удачи, семейная пара с ребенком предлагала не ехать никуда на ночь глядя, а остаться у них в гостях, или хотя бы посидеть в кафе. Когда я отказывался, твердо желая сегодня пересечь границу и отбросить этот этап путешествия в прошлое даже стала предлагать деньги - чтобы я сходил в кафе какое-нибудь у себя на пути и выпил чая-кофе или чего покрепче за знакомство, в отсутствии возможности разделить стол с ними. Отказавшись от и такого радушного предложения, я подарил их ребенку набор открыток-буклет (из заранее взятых мною для подарков встречным людям в путешествии), и до конечной я доехал уже наедине с водителем этого последнего трамвая, в глубоких сумерках южной ночи.
Автобусов в Верхний Ларс уже не было, я одел рюкзак и пошел по обочине ночной трассы в сторону высоких гор на горизонте. Прошел я с километр-полтора, когда встретил деда на велосипеде. Он посоветовал мне что-нибудь стопнуть у блок-поста ГАИ на выезде из города, что я и собирался сделать. Еще спустя километр я до таблички с зачеркнутым словом Владикавказ добрел. Я был не прочь пообщаться с местными гаишниками, чтобы они сами мне стопнули подходящий автомобиль, но не тут-то было. Вместо нормальных обычных таких сотрудников дежуривших на посту мною было обнаружено только двое в стельку пьяных овоща, лежащих брюхами на скамьях, одетых по форме полуспущенной на жопах в скорее животных, нежели человеческих позах. Увидев меня на пороге своего рабочего места они несколько задвигали конечностями, и даже попытались совершить какие-то угрожающие телодвижения-поползновения в мою сторону, выкрикивая бранные слова и не понимая откуда я взялся. Времени и желания разбираться с ними и звонить в УГИБДД по Осетии, омрачая свой вечер, у меня не было. Фоткать я их тоже не стал, во избежании открытых конфликтов. Но на заметку будет сказано, что подобные сотрудники рисуют очень неприглядную картину положения дел в данном ведомстве Алании, на сайте у них все красивые и трезвые. Наверное эти двое были праздничным исключением. Забегая вперед, за все время путешествия по Грузии ни одного дурного слова сказать о полицейских и местном ДПС я не могу, и представить себе картину такого бардака на посту в Грузии немыслимо. Стыдно, Северная Осетия.
Отойдя от злачного места сотни две метров, я решил не утруждать себя попусту тасканием рюкзака излишним, из города-то я уже вышел и просто спокойно стопил. Через минут 15 остановилась моя машина. Ехали грузины, живущие в Осетии в сторону Ларса. Они без вопросов радушно меня взяли, подвезли прямо до границы, угостили вином. Были мужики очень радушны, хорошо быстро домчались, может быть даже слишком быстро. На границе стояла приличная очередь машин и фур, все по-соседству, въезд поочередно. Граница автомобильная, поэтому пешеходу ее пройти нельзя, нужно к кому-нибудь подсесть. Я прошел к началу очереди и после 5-6 машин нашлась подходящая, в которой было свободное место и нормальный водитель. Это был старенький зеленый москвич. Прождали мы минут 5 пока двинется очередь и тут он... не заводится. Не заводится и все тут. Сзади гудят, не объехать особо. Что делать, вышли и потолкали наш Москвич к границе. В таком виде он Россию и покинул, но вскоре завелся и до Грузинского КПП доехал своим ходом. Границу прошли быстро, вопросов мне необычных не задавали. Вот только Москвич дальше так и не поехал. А между тем времени была уже почти что ночь, и мне надо было бы спуститься в Казбеги. Я попросил таможенника на выезде с КПП найти мне подходящую машину и сел читать "Черную Индию" Жюля Верна. Минут 40 я ждал подходящий транспорт, в итоге им оказалась достаточно плотно забитая черная Волга. Ехала она издалека, с самого Екатеринбурга. Прямо, как в песне Сплина, только та в Дагестан направлялась. Доехали мы по гребенке ремонтируемой дороги до Казбеги в полной тьме, так что видны были только звезды и очертания гор на их фоне. В Казбеги водитель собирался остановиться на сон, прямо в машине. Я поблагодарил за предложение, но предпочел поставить палатку. Искать какое-то супер клевое место в ночи с фонарем мне не хотелось, и я выбрал симпатичный лесок около здания МЧС, и как оказалось хороший был выбор. На горе сияла на фоне звезд подсвечиваемая церковь, на часах был первый час ночи. Я был в Грузии
Казбеги - Тбилиси.
Проснулся я утром рано, светает около 5-6 часов, и решил еще поспать часик-другой. Мы планировали поехать в Казбеги предметно поздней осенью еще разок вдвоем - поснимать, поэтому я чувствовал себя в праве никуда утром ранним не спешить. Приготовил чая, позавтракал, собрал палатку, и упаковал в рюкзак. Мне нужно было быть в Тбилиси завтра в 7 утра, и я решил не торопиться спускаться вниз по трассе, и сходить к церкве. Рюкзак таскать вверх-вниз было излишней необходимостью, и я занес его в офис МЧС, где без вопросов его под присмотром оставил.
Подъем к церкве занимает около 1,5 часов, спуск 1 час. Если посидеть по пути, то можно накинуть по полчаса. По дороге имеются руины старой башни. К церкве идет дорога, можно заехать на машине. Народу много, церковь красивая, ее думаю все видели точно на картинках или живьем, все-таки символ Грузии визуальный один из главных. Стоят скамейки аккуратные, источник, все чисто и приятно. На горизонте регулярно расходятся облака над вершиной Казбега. Но конечно, чтобы увидеть гору при чистом небе нужно утром просыпаться, как и везде в горах, к полудню уже нагоняет облака. На Казбек летом можно сходить в хорошую погоду за дня три туда-обратно, если нормальная физ.форма. Но без горного опыта это делать не нужно самостоятельно.
Вдоволь насидевшись у церкви и пронаблюдав за ходом облаков над горой, я пошел вниз по тропинке по склону реки, там тихо, людей меньше. Вместе со мною шла и не спешила корова. Так и шли до села, открывающегося взору внизу долины. В Казбеги имеется очень хорошая гостиница Rooms Hotel Kazbegi, она стоит на возвышении в отдалении от центра поселка, окна выходят прямо на церковь и горы. Это лучший вариант размещения в селе, если здесь оставаться на ночь, без вариантов. Осенью поедем в Казбеги именно сюда.
Спустившись я зашел в МЧС, меня пригласили на обед, и после я забрал вещи и вышел на дорогу, отошел за площадь метров 200, по пути встретил пару молодых японцев, они стопили машину, решил им не мешать, и встал подальше. Времени у меня заняло это дело минут 20. Остановился старый жигуленок. Видимо мне везет в этом путешествии на легенды советского автопрома. Машину вел приятный мужик Василий по паспорту, но грузин по национальности. Мы отлично поехали вниз в сторону Тбилиского "котлована". Василий не спешил, ехал из Владикавказа, забирал там эту старую машину на ремонт. Мы делали остановки, разговаривали о жизни. Василий пригласил меня домой, я согласился, времени у меня было достаточно, да и ночь будет, а мне было удобнее всего конечно в Тбилиси ее провести. Так и добрались мы в разговорах до города.
Сказать, что в Тбилиси ужасно водят - это ничего не сказать. Постепенно, особенно за рулем я привык. Но первые мысли при виде дорожной обстановки были - как можно быстрее взяв машину кратчайшим путем выехать из города. Местные водители несмотря на наличие ДПС повсеместно нарушают по-жесткому, резко затормозить и без поворотника махнуть при плотном потоке через двойную - обычное дело. Пешеходные переходы в городе вообще не существуют, вернее они есть, но никто и не думает пропускать людей. Машины перестраиваются из ряда в ряд молниеносно подрезая друг-друга и все пищат. Пищат по любому поводу, предупреждая об обгоне, приветствуя, негодуя. Один сплошной муравейник непредсказуемых машин под беспрерывные гудки + пробки. Вся дорога от Казбеги до Тбилиси показалась одним легким мигом в сравнении с ничтожным десятком километров через город.
Около 18 часов мы добрались до дома Василия в тихом спальном районе города. Василий жил в новом доме, в хорошей чистой большой квартире с женою и тремя детьми разных возрастов, все мальчики. Много лет они с супругой жили в России, в Костроме, и только несколько лет назад вернулись на Родину. Меня очень хорошо приняли, супруга Василия Фатима накрыла стол, мы долго сидели, пили домашнее вино из дома его отца. В Грузии почти все домашнее вино - белое, обычно это высоко плодородный сорт Ркацетели. Белое вино более питкое, этим все объясняется. Для застолье это более практичный вариант. Фатима приготовила отдельную комнату, так-что спал я вообще в супер-условиях, с балкном и видом на ночной город. Утром мы встали рано, позавтракали, и как я не лоббировал идею доехать до старого города на метро, Василий безусловно счел обязательным довезти меня в столь ранний час, покуда тем-более город еще спит и нет заторов на дороге.
Мы быстро доехали до центра, коллеги моей жены как-раз уехали в аэропорт. Мы встретились в установленном месте, я познакомил их с Василием, и на этом можно закончить рассказ о том, как мы добирались до Тбилиси.
Продолжение следует... [Давид Гареджи]