Решение о поездке в Тунис было несколько спонтанным – критерии: безвизовость, относительно недолгий перелёт и, самое главное, возможность улететь в нужные нам даты. Из форума узнал о возможных проблемах с въездом самостоятельно, из интернета узнал о проблемах с билетами. Взял пакет на двоих (я и +1 ).
Перелёт.
Вылет из Питера тунисским перевозчиком Nouvelair http://www.nouvelair.com . Туда перелёт был ночной, кормили нормально (лучше, чем у Люфтов), но не было ничего из спиртного. На обратном пути спиртное предлагали только дьюти на борту. В карточке, приложенной к каждой упаковке еды, клянуться в отсутствии свинины (ну и A/H1N1, соответственно).
Отель
Планируя поездки, решили взять отель в Хаммамете, чтобы быть ближе к столице. Правда, немного ошиблись, забронировав отель в пригороде Хаммамета Ясмине - чисто курортная зона, удалённая от самого города, с высокими ценами в кафе (второе блюдо мин. 10-12 EUR).
Сахара
Поддавшись пакетной истерии купили 2-х дневный тур в Сахару. И началось…. Вкратце мои резюме (ИМХО, разумеется):
1.Эль-Джем – красиво,но толпы туристов. 7 ТД + 1 ТД за фото. Самому можно добраться на автобусе, например, из Туниса.
Несколько фото:
2.Матмата. Пещеры троглодитов – ИМХО, чисто туристическая постановка, смотреть не на что, разве что горные пейзажи.
3.Дуз. Ворота в пустыню. Несмотря на то, что тур в Сахару, реально в пустыне пробыли не больше часа.
Красиво, тем более, что были на закате. Рассвет снимал уже в солончаках.
По дороге в Дуз в одной из кафешек попробывал миндальный чай. Не впечатлило – обычный чай с несколькими миндальными орешками.
Если действительно ехать в пустыню из Туниса, то имеет смысл заранее найти гида в Дузе и договориться, чтобы встретил в аэропорту Тозёра (ехать 500 км по жаре утомительно).
4.Оазис на границе с Алжиром (здесь снимали фильм «Офицеры-2» и «Англиский пациент», но мне больше напомнил «Золото Маккены».
5.Кейруан. Интересное место, где мы, наконец-то, оторвались от оголтелой толпы пакетников, застрявших в магазине.
Пофотографировав снаружи мечеть (7 посещений данной мечети приравнивается одному хаджу в Мекку ), подрядили араба за долю малую (6 ТД) пустить нас на крышу фабрики, чтобы снять двор мечети.
Фото с крыши:
Само место съёмки:
Вообще, во двор мечети пускают и неверных, но только до 14-00, мы же были позднее.
Ещё Кейруан:
Автошкола :
На этом пакетная часть закончилась.
Добавлено спустя 1 час 32 минуты 29 секунд:
Часть 2 - северная, самостоятельная
Транспорт
Передвигаться по Тунису можно на арендованной машине (нам показалось дорого, меньше 80 ТД не видели. Бензин 1,25 ТД/литр. Дизель 1,0 ТД/литр, плюс плата за дороги. На юге страны заправляться можно прямо на дороге (как в Тае) контрабандным ливийским безином по 0,75 ТД/литр.), можно поездами, автобусами, луанжами, такси и тук-туками :
Несколько раз видел тук-туки, но только раз успел достать фотоаппарат...
Томас Кук утверждает, что поезда в Тунисе комфортабельные и кондиционированные (1 класс). Не уверен, так как все поезда, которые мы видели в г. Тунис и г. Набёль были одинаковыми, точно такими, как и поезд Тунис – Ле Марса (Карфаген). Вообще, Лонька, да и сами тунисцы не рекомендуют поезд, по причине длительности поездок.
Мы предпочли автобус по причине наличия расписания и близкого расположения автобусной остановки (ж.д. вокзала в Хаммамете нет). Автобусы 2-х типов – комфорт (с кондиционером) и нормаль. Билеты недороги – Хаммамет – Тунис 4 ТД, Ясмин – Хаммамет (центр) – 0,54 ТД, Ясмин – Набёль – 1,25 ТД. Билеты в городских автобусах продаёт кондуктор в салоне. В междугородных – водитель (в столице можно купить на автостанции).
Дальнейшие наши передвижения носили строго самостоятельный характер. Хотя мы пытались подрядить семью из Питера взять вместе машину в г. Тунис. Мужчина – молодец, сразу повёлся, но жена и тёща насели – нужен русскоговорящий гид и точка! Масла в огонь добавил рецепционист, к которому обратились за советом, как лучше ориентироваться в столице. Узнав, что мы не владеем арабским и французким, он не советовал нам ехать самим. Напугал!
Хаммамет
Сначала поехали автобусом в Хаммамет, чтобы разжиться картами и расписаниями.
В тур. Бюро ONTT взяли расписания автобусов (бюро расположено на Avenue de la Republique, но найти в Хаммамете названия улиц и работающие светофоры затруднительно. Ориентир – бюро расположено примерно на половине пути от автостанции Хаммамета до медины, на той же стороне, что и автостанция.
Автостанция Хаммамета.
Внимание! Автобусы в сторону Ясмина отправляются просто с противоположной стороны дороги, никаких признаков остановки там нет. Автобусы (№105) до г. Тунис подъезжают к самой остановки (по встречке ).
Вход в ONTT:
В Хаммамете посмотрели медину, касбу (вход 4 ТД + 1 ТД за фото).
Затем выпили пива в рекомендуемой Куком немецкой пивной напротив медины (4,5 ТД за 0,5 л. Хейнекена + бесплано несколько (на мой взгляд) странная закуска – свежие огурцы и оливки (не солёные).
Кук рекомендует посетить международный культурный центр (вход платный), но мы туда не заходили (хотя несколько раз проезжали мимо).
Тунис.
Основые достопримечательности г. Тунис – медина, музей Бардо и окрестности : Карфаген и Сиди-бу-Саид. В один день посетить не успевали (в мечеть пускают до 12-00, в пятницу закрыта!, Бардо – до 17-00, Карфаген – до 19-00), поэтому разделили на 2 дня.
Наплевательски отнесясь к прочтение путеводителя, а именно, не обратив внимание, что мечеть по пятницам закрыта, включили её посещение в план именно на пятницу.
В Тунис можно поехать с автостанции Хаммамета автобусом № 105 (предпочтительнее, так как есть возможность занять место) или с автостанции Manaret El Hammamet, расположенной на полпути от Ясмина в Хаммамет.
Станция Manaret El Hammamet
Проблема – можно опоздать на автобус из Хаммамета или не сесть в автобус в Манарете по причине отсутствия мест. Никакие очерёдности не соблюдаются - кто успел, тот и уехал . Стоимость поездки около 4 ТД. Время в пути – из Хамамета - 1 час, из Манарета – 45 мин.
Билет Хаммамет - Тунис
Автобус прибывает на Южный терминал Туниса:
Портреты президента (на заднем плане) висят по всему Тунису (чаще, чем портрет Короля в Тае или Мустафы Кемаля в Турции).
Прямо у терминала (через перекрёсток) расположена станция метро Bab Alioua (метро наземное). Почему-то у Кука схема метро отсутствует. Использовал распечатку из Лоньки. Далее начались приключения. На платформе в кассе показал распечатку, показал нужную мне станцию Habib Thameur и получил 2 билета (к слову, метро дешёвое, мин. 0,3 ТД (до следующей станции)).
Билеты различаются цветом и количеством кругов слева. Ну и ценой, конечно...
Ходят 2 типа вагонов: старые Siemens (без кондиционера) и новые Alstom (с кондеем):
Альстом:
Сименс (в час пик)
До первой станции Place Barcelone, где нужно было сделать пересадку, добрались быстро. Там же находится ж.д. вокзал, откуда поезда идут в Набёль, Сус, Монастир (имеет смысл зайти в вокзале в тур. Бюро (слева от центрального входа) и взять карты, расписания и т.д. ).
Ж.д. вокзал г. Тунис (справа, за жёлтым такси - станция Place Barcelone)
А вот с самой пересадкой были проблемы. Пристал к молодому арабу на платформе по-английски. Он мне вдруг ответил по-немецки. Я повторил вопрос на языке Шиллера и Гёте. Араб замотал головой, что не понимает и этот язык. Спустя несколько минут к нам подошёл другой молодой араб в рубашке Munich Flueghafen. Пофтыкал в нашу схему и знаками показал, чтобы мы садились в подошедший поезд. Мы сели и…. вернулись обратно на Bab Alioua. Решив не искать коротких путей, мы доехали до конечной станции линии 1 Tunis Marine (там же находится вокзал TGM, откуда идут поезда в Карфаген), где служащий объяснил, что садиться надо в поезд, на котором указан номер той линии, которая тебе нужна.
Станция метро TGM Marine
Подивившись тому, что видели поезда с номером 6 (в метро Туниса всего 5 линий), всё же дождались нужного поезда с номером 4 и доехали до Habib Thameur. Оттуда пешком дошли до авеню Хабиб Бургиба и по ней дошли до медины.
Ворота Bab el Bahr.
После ворот улицы расходятся в 3 стороны, нам в среднюю, по которой доходим до мечети Олива, где и узнаём, что мечеть закрыта по причине пятницы. Араб, объяснивший это, предложил показать super viewpoint.
Вход в мечеть Олива:
Виды с super viewpoint:
Надо отдать должное – на приличном английском рассказал что где находится и т.д. Что удивило – денег не просил!!! За что и получил заслуженные 10 ТД
На Авеню Хабиб Бургиба, которая ведёт к воротам медины, расположен католический храм, построенный французами:
Вообще, сам центр Туниса напоминает европейские столицы, но чуть в сторону - и начинаются характерные узкие улочки, пустыри, с грудами мусора.
Так как поезда через станцию Habib Thameur идут только в одном направлении, то пришлось пройти до авеню де Пари, где расположена станция Ibn Richard, через которую идут поезда в обратном направлении. Оттуда снова доехали до Tunis Marine и перешли на вокзал TGM. Хотя вокзал – это слишком громко:
В тот день было очень жарко (в 8-00 термометр показывал уже +40), поэтому, следуя заветам того же Кука взяли билеты в 1 класс (до остановки Carthage Hannibal). Первый класс сильно разочаровал...
Народу набилось много (так как вагон первого класса был последним), но зашедший контролёр быстро разогнал халявщиков по другим вагонам. В ожидании отправления смотрел в окно на платформу, где «зверствовала» молодая женщина-полицейский.
Вот она:
Так вот, полисвумен сначала окликнула молодого парня, бросившего окурок на перрон. Он попробывал огрызнуться, но тётка тут же догнала его, схватила за руку и куда-то увела. Вернулась одна… Затем, двое молодых арабов с большим рюкзаком бежали по платформе, чтобы успеть сесть в поезд. Были остановлены её и сначала показывали документы, а потом и содержимое рюкзака.
Вообще, полиции в Тунисе много, особенно местных гайцев. Даже в медине Туниса видели полицейского, ехавшего на мопеде «Пежо», которые очень распространены в Тунисе.
Карфаген
Наконец отправились и через 30 минут вышли на станции Carthage Hannibal. Полдень, пекло. Возле станции снова тройка полицейских. Достали карту (Лонька), решили сначала пойти в Археологический музей, где продают билеты на территорию Карфагенских достопримечательностей. Стоит отметить, то указатели там редкость, поэтому мы забрели в квартал, состоящий исключительно из вилл богатых граждан. Пошарившись там и не найдя ни музея, но просто прохожих, дошли до предыдущей ж.д. станции. Решили забить на музей и пойти в сторону моря (там, по легенде, расположены термы Антония, люди, вода и тень). Перейдя через ж.д. ветку, обнаружили указатели, которые почему-то указывали немного разное направление (потом выяснили, что один указывает путь автобусам, а другой – пешим туристам). Билет 7 ТД + 1 ТД за фото. По этому билету можно посетить 8 исторических мест, разбросанных по Карфагену. Ограничились термами, как наиболее посещаемыми:
Снова на станцию и через пару остановок Сиди-бу-Саид.
Сиди-бу-Саид.
Станция:
Знаменитые двери:
Как и в Карфагене, указателей практически нет. Сверились с Лонькой, нашли. Даже знаменитое кафе и то без вывески:
Погуляли по улицам, полюбовались видам. Несмотря на то, что тур зона расположена на холме и продувается с моря, это не облегчало страдания от жары. Вся выпиваемая вода тут же выходила с потом. Ужос…
Так как автобус из Туниса в Хаммамет отправляется 1 раз в час, решили попробывать за оставшиеся 45 минут добраться до автовокзала (30 минут до TGM, минут 10 метро, 5 минут запас). Почти бегом спустились с холма и купили билеты. Через 2-3 минуты подошёл поезд. И тут Аллах отвернулся от нас. Билеты мы купили в 1-класс, а в этом поезде первого класса не было. Ладно, не до жиру. Поезд весьма резво шёл к столице, но перед самым вокзалом, в кривой, по соседнему пути также шёл поезд в сторону Карфагена. Видимо, там проблемы с габаритами, поэтому поезда ползли мимо друг друга с черепашьей скоростью. Этих мгновений нам и не хватило, чтобы успеть на нужный нам поезд метро с номером 1, который стоял как раз у платформы. Мы выбежали с вокзала и помахали вслед уходящему поезду. Пришлось ехать на следующем и потом полчаса сидеть на автовокзале. Во время нашей следующей поездке в столицу для посещения Бардо Аллах, напротив, был милосерден – мы с женой (и её пара человек) бежали бегом от метро и встретили наш 105 автобус уже выезжающим со станции. Но водитель остановился, забрал горемык .
В другой раз ездили тем же способом, только до станции метро Le Bardo, где находится одноименный музей. Чтобы попасть в музей нужно выйти из метро и перейти дорогу, ориентируясь на красивые ворота Ассамблеи или на площадь Бардо:
При выходе из метро площадь будет справа, от неё нужно идти в противоположную сторону.
Далее, влево идти вдоль ограды, повернуть за угол и войти в первые же ворота
(ориентируйтесь на стоянку туристических автобусов).
Вход в сам музей находится в глубине:
Вход – 7 ТД +1 ТД за фото. Осмотр занял полтора часа.
Скульптура "Пьяный Геркулес"
Мечеть во напротив Бардо (и полиция, конечно)
Набёль
Небольшой городок недалеко от Хаммамета, центр керамического производства. Есть археологический музей (4+1 ТД) рядом с ж.д. вокзалом, старая мечеть и рынок. Стоит отметить, что Набёл самый чистый из всех городов Туниса, где мы побывали, а рынок – самый цивилизованный (худший – в Хаммамете, ИМХО).
Вокзал Набёля
Мечеть
Медина
Центр
В археологическом музее:
У многих статуй в Бардо и в Набёле отбиты варварами носы. Дикари!
Общие впечатления о стране – есть что посмотреть, но все достопримечательности далеко друг от друга. Все арабы знают французский (второй гос. язык) и всячески угождают в первую очередь именно им. С английским хуже, даже в тур. зонах не всегда есть таблички на английском. Очень много туристов из Польши и Италии. Видели японцев. Но что самое подозрительное – нет китайцев!
P.S. В аэропорту Монастира продают пасту для Том Ям Кун и Пад Тай (5 ТД за 2 баночки).