Однажды господь выяснил, что Адам и Ева съели попавшие под санкции яблоки и выгнал их из рая. С той поры вопрос о том, кто больше виноват в случившемся так и не получил ответа. И хотя Ева и Адам, как это и видно из этой фрески собора в Монтреале, вместе, но вопрос о том, кто главнее до сих пор кружит головы.
В истории дворцов, принцев и принцесс, барон и баронесс дамы играют важную, зачастую первостатейную роль. Не всегда правда в прямом смысле. Как я уже говорил, в каждом дворце (palazzo) всегда есть своя особенность, вокруг которой строятся легенды. И ради которой там зачастую появляются туристы.
В истории палермского дворца семьи Франкавилла (Palazzo Francavilla), в котором живут Антонио и Лилиана Пекораро (Antonio e Liliana Pecoraro), наследники герцога Сперлинга (Duca di Sperlinga e Conte di Francavilla), есть своя правящая дама – художница Артемизия Джентилески (Artemisia Gentileschi). Правда ее давно нет с нами, но ее творение – картина 1630 года «Христос и Самарянка», красующееся на стене красного зала дворца является эпицентром любой экскурсии и любого мероприятия. Сфотографировать ее качественно трудно, поэтому вышло только так.
Вопрос внимания публики не столько в красоте картины (честно сказать она ни о чем), сколько в шуме вокруг фигуры Артемизии Джентилески. Ее в последние несколько лет буквально подняли на пьедестал искусства – выставки по всему миру, книги, телепередачи. Она стала публичным символом феминизма и иконой феминисток. Что произошло?
Причина кроется в биографии художницы, которая родилась в конце 16 века и прожила бурную жизнь. Ее обесчестили, ее страсть выставили на публичное обозрение, подвергли пыткам, но это не остановило ее и со временем Артемизия превратилась в признанную художницу. Главный любимый ее нынешними почитателями сюжет – хладнокровная зрелая женщина убивает мужчину, ну например голову отпиливает (ну вот как внизу). Феминистки в восторге – она королева стиля.
Само собой раньше о Джентилески особо никто не думал. Но в 70-х годах 20 века о ней вспомнили, начали писать статьи и книги, а к нашему времени (в связи со всеобще модой на #metoo) как я уже сказал процесс превращения еще недавно забытой художницы в Мать-Родину идет стахановскими темпами. Бизнес есть бизнес.
Для семьи Пекораро мировой прилив любви к картинам Джентилески явно на руку. Сами по себе – они пример очень даже успешных дворян, точнее адвокатов, нотариусов в которых те успешно трансформировались В их дворце вы не увидите особой старины. Что объясняется просто – ему по меркам Палермо не так много лет. И это такой показательный пример сохранившейся красивой жизни. Сюда даже водят дизайнерские туры. Что-бы научить, как сделать дорого, богато и все такое.
История дворца просто и понятна всем, кто живет в России. Началось все, как это обычно бывает, на Рублевке с бюджетных денег. Создатель всего этого рая – герцог Сперлинга (Saverio Oneto e Gravina Duca di Sperlinga) был хранителем казны при короле обоих Сицилий Фердинанде I-м. Ришелье помните? Ну вот предок хозяев дворца был таким же, только без гвардейцев и мушкетеров. Королевский казначей в обязательном порядке одевал на выход во дворец красные манжеты – они в буквальном смысле слова кричали окружающим «За деньгами к нему!». Манжеты герцог носил удачно – его фамилия строила дворцы и жила отлично. Но в конце 18 века здоровье потребовало построить себе дачу, вдали от мерзостей городской жизни - всех этих пробок из карет, вулканического смога. И на свет появился летний дворец. Это сейчас он в центре Палермо, а тогда эта была деревня, глушь, Саратов как сказал бы классик. Там казначей и почил. Оставив дачу в глуши и еще много чего, включая картину Джентилески. Такой вот он был неаполитанский Ришелье. Это он сам.
А это фамильное древо его потомков
Стоит сказать, что память о человеке, который был источником денег его предки сохраняют и поныне – во дворце есть комната, которая полностью посвящена Фердинанду. Интересно у праправнуков нынешних героев Рублевки будут комнаты с портретами их благодетелей?
Прошел век. Наследник герцога-казначея Луиджи Франкавилла (Luigi Majorca e Mortillaro Conte di Francavilla) решил переделать летнюю дачу. Дачей она правда к тому моменту уже не была, а стояла в самом, что ни на есть центре Палермо. Решил и сделал. И сэкономить получилось.
Тут как раз неподалеку строился театр Массимо (Teatro Massimo) знакомый каждому кто бывал в Палермо. Мимо дачи бродили строители и прорабы театра. Их то Луиджи и дернул на шабашку. И руководителя их позвал само собой – архитектора Эрнесто Базили (Ernesto Basile). Базили все правильно понял – вместе с ним подшабашить пришли не менее известные и выдающиеся живописцы - а чего не освоить пару лишних смет. Да и стройматериалы к тому же с театральной стройки можно перетащить и продать герцогам второй раз. Сказано – сделано.
Строили как водится по принципу – сегодня хочу сегодня то, а послезавтра это. Поэтому дворец вышел весьма эклектичный. Сами архитекторы и художники сначала вдохновлялись идеями Ренессанса, потом плеснули барокко, а затем Эрнесто Базили увлекся модернизмом, либерти и превратился часть росписей и зимний сад в манифест стиля «либерти». Все правда, как пишут на дизайнерских сайтах, сочетается гармонично. Но что говорить, посмотрим. Вот, собственно, сам дворец.
Дворец небольшой – 1300 квадратных метров. По меркам нынешних властителей России так просто сарай. На всей территории живут четыре человека – мать, отец, сын и дочь Пекораро. Нас встречал сын. Вот и он сам с заезжей русской туристкой.
А это хозяин дворца (на видео) Антонио Пекораро. "Папа у нас ничего не продает, мы ни в чем не нуждаемся", - заметил сын на вопрос о том не повторит ли их дворец судьбу разрушившихся и проданных палаццо Палермо.
Как я уже сказал палаццо Франкавилла построено (относительно многих других дворцов) сравнительно недавно. В нем на момент постройки были учтены все новшества конца 19-го века – например был построен первый в Палермо лифт. Некоторые коррективы внесла война. При бомбежке Палермо в 1943 году в капеллу дворца попала бомба, так что вместо нее теперь существует лишь алтарь. Во всем же остальном дворец – редкое свидетельство брызгов роскоши конца 19-го столетия. Времени, когда Леопарды и Львы еще не исчезли, но уже чувствовали, что времена меняются.
Как любой высокий разговор об Италии начинается с Ренессанса, так и многие дворцы строятся в воспоминаниях о том выдающемся времени. Архитектор Базили само собой не преминул внести нотки Ренессанса в проект заказчика. Ну во-первых это красиво. А во-вторых недешево. Воспоминания о Ренессансе должны по идее автора охватывать вас на входе в дворец. Входной коридор на мозаичном полу, которого выложен герб Франкавилла с девизом «Будем сильными в самые сложные времена», увенчан потолком в стиле неоренессанс. Вдоль стен Базили расставил им же самим спроектированную мебель в стиле а-ля 16-й век. Конечно было проще купить мебель эпохи Ренессанса (это и сейчас не трудно сделать), но ведь тогда не заработаешь на смете. По стенам бегут портреты предков.
Потолок в деталях :
Коридор пробегает дальше мимо носилок для господ. Да-да говорит нам Пекорара-юниор – это носилки нашей семьи на одного-двух человек. Вокруг стоят манекены в одеждах 18 века. Кстати, наряжал их знакомый вам по предыдущим текстам маркиз Трифилетти – его пригласили как видного специалиста по антикварной одежде.
А далее нас охватывает красный полумрак. Это часть дворца – так называемая «красная гостиная». Красный фон и снова потолки в стиле нео-ренессанс. Их расписывал Луиджи Ди Джовани (Luigi Di Giovanni). И здесь же на стенах – та самая картина Джентилески.
Рядом – неаполитанский секретер. Внутри он помимо всего прочего начинен кучей секретных полостей. «Их делали, что-бы прислуга не воровала», - жизнерадостно говорит Пекораро. Сам по себе секретер сделанный из эбонитового дерева и отделанный фрагментами панцирей черепах – произведение искусства в своем жанре.
Но что мы все о высоком. Вот стоит шкаф с сервизом. Это не просто тарелки – они политы сверху золотом. И их не покупали, а получили в качестве компенсации. Однажды дед Пекораро удачно сыграл в карты, но проигравший не смог вернуть ему требуемую сумму. Пришлось довольствоваться тарелками, политыми золотом. Так и стоят. Не отковыривать же.
Своей главной ценностью семья правда считает не золотые тарелки и даже не картины. Сами Пекораро называют сокровищем семейную библиотеку. Она хранит архивы и тысячи старинных книг. Ее же описывают в восхитительных тонах историографы дворца. На мой взгляд ничего особенного, но судите сами :
И просто детали "красной" части дома, которым так грезят дизайнеры и историки, приезжающие сюда со всех сторон..
Что удивительно – красная гостиная, в числе прочих помещений дома, сдается под мероприятия и прибывшие на них граждане сидят и ходят вокруг музейных экспонатов как им вздумается. Могут и пальцем ткнуть и все такое. Вот посмотрите вечеринка у Франкавилла.
Та самая картина Джентилески. И толпа вокруг. И ни сигнализации, ни охраны. А картина между тем имеет не только историческое, но и практическое выражение в деньгах – где-то от 1,5 до 3 миллионов долларов. И никто не волнуется по этому поводу. Может это и не подлинник? Оставим коспирологию и пойдем дальше.
Какой дворянин не любил балы? А бальные залы? А вот и они. И это уже вторая половина дворца Франкавилла. Золото, все блестит и почему-то вспоминается фильм «Жмурки» и новые русские. Других эмоций нет. Называется это все - зала в стиле нео-рококо. Кстати, хозяева не смущались и творчески дорабатывали свой антиквариат. Эти японские вазы были синими, их покрасили в коричневый и теперь вот – уникальное творение. Говорят, нет больше таких в Европе. А если в оранжевый покрасить, то и в мире наверное аналогов не будет.
Стройка шла своим чередом, а время своим. Кончался 19 век и в мире архитектуры и дизайна правил бал модерн. В каждой стране он имел свои особенности. В Италии не было ар нуво, здесь проповедовали свой модерн с английским акцентом. Его даже назвали стиль «Либерти» по аналогии с одноименным английским торговым домом, продававшим мебель и аксессуары в английском варианте модерна. Ну а одним из главных двигателей «либерти» в массы имевших лишние деньги заказчиков как раз и был архитектор Базили. В какой-то момент он забыл про ренессанс и начал вставлять в залы палаццо Франкавилла мотивы времени. Вот, например, расписанный цветами потолок – творение самого маэстро. Зал из одного времени, а цветы из другого. Переплетаются, заходят за рамки - это фирменные черты Базили. Позднее он станет одной из трех главных фигур олицетворяющих архитекторов работавших в Италии в стиле "либерти". А пока цветы раскрашивают пространство в стиле дорого-богато.
В какой-то момент цветы овладели Базили совсем. И он сотворил зимний сад палаццо совсем цветочным. Цветы-фрески, цветы-стулья, цветы-вазы окружают вас со всех сторон.Да есть стулья-цветы, сделанные на заказ в керамической столице Сицилии – городе Кальтаджироне. Заезжая русская туристка даже хотела остаться здесь, затеряться между цветов, растущих и нарисованных…
Но век 20-й напоследок все-таки вставил свою толику дегтя в эту бесконечную сказку роскоши. При бомбежках Палермо союзниками в дворец попали бомбы, была разрушена капелла. Позднее владельцы дворца собрали оставшееся и развесили по стенам. Так и висят на стенах иконы, резные барельефы со святыми, стоят распятия напоминая о том, что ничто на земле не вечно и может исчезнуть в одно мгновение. Даже красота.