Главной целью было полюбить наконец стиль барокко. На Сицилии он особенный. Идеально вписанный в ландшафты городов выдающимися архитекторами. Это на юге. А в Палермо более выдающимися показались мастера церковных интерьеров.
Ното (две ночи) – Рагуза (три ночи, однодневный выезд в Модику и Шикли и однодневный в Пунта Секка) – Кальтаджироне (две ночи) – Пьяцца Армерина (одна ночь) – Энна (одна ночь) – Палермо (три ночи, однодневный выезд в Чефалу) – Трапани (две ночи, однодневный выезд в Эриче).
Перемещались в основном автобусами. Пришлось заранее мониторить сайты около десятка автобусных компаний, потому что у каждой есть своя зона, в отдельных случаях эти зоны перекрываются. Итого:
Аэропорт Катании - Ното: Interbus
Ното - Рагуза: AST
Рагуза - Кальтаджироне: поезд
Кальтаджироне - Пьяцца Армерина: AST
Пьяцца Армерина - Энна: SAIS
Энна - Палермо: SAIS
Палермо - Трапани: Segesta
Трапани - Аэропорт Палермо: Segesta
В Рагузе автостанция намного дальше от центра, чем вокзал, поэтому из нее в Модику и Шикли ездили поездом. В Пунта Секка – автобусом фирмы Tumino Bus, в Чефалу – электричкой (поездом?), в Эриче – автобусом AST.
Самый стремный переезд у нас был из Рагузы в Кальтаджироне с пересадкой в Джеле. То, что на вокзале кроме нас никого не было, в том числе пассажиров, нас во второй раз уже не удивило. Но табло не работало, автомат тоже. И вот сидим с чемоданами, ждем. Запасного варианта, как добраться в Кальтаджироне, нет (разве что через Катанию). Глухо. А надо сказать, что минут за 10-15 до прихода поездов раздается предупредительная сирена. И, о чудо, сирена! Боюсь переврать цитату одного туриста, прочувствовавшего такую ситуацию в этих краях: «Никогда еще братья Люмьер так не радовались прибытию поезда».
Обрадовались и кондуктору. Как родному. Правда, он не поверил, что билетный автомат не работает, и за руку повел нас к нему. Убедился, что таки да. Сказал, что на следующей станции сам купит нам билеты. А билеты непростые. С пересадкой. До Джелы поездом, а оттуда с вокзала специальным «железнодорожным» автобусом. Дело в том, что в 2011 году на участке Джела-Кальтаджироне обрушились две арки виадука. С тех пор железная дорога перевозит пассажиров микроавтобусами. Надо сказать, что ехать было довольно комфортно. Всего четыре пассажира.
В Кальтаджироне останавливались в B&B Regina Carolina. Расположение отличное, рейтинг 8.0, цена номера 36 евро. Пришлось звонить хозяину, но зато он на машине приехал за нами к вокзалу. Похоже, что мы были единственными постояльцами. Да, недооценен город Кальтаджироне. Может, потому что далековато и от Палермо, и от Сиракуз с Катанией, и от моря. Но как любительница керамики (мусульманской, мавританско-испанской и привнесенной испанцами в Италию), я включила в план этот город одним из первых.
Прямо с балкона видно одну из достопримечательностей – Бельведер Tondo Vecchio (18 век):
Дальше будут вперемешку фото двух разных дней и разного времени суток.
В 150 метрах от отеля – знаменитый старинный мост Ponte di San Francesco, соединяющий два холма. Строительство моста завершилось в 1665 году, и ему удалось пережить разрушительное землетрясение 1693 года. В Кальтаджироне керамика на каждом шагу, вот и этот мост украшает рельефная майолика. (Майолика – это разновидность керамики. Буду придерживаться терминов, употребляемых в итальянских текстах.)
Оглянувшись на мосту назад, можно увидеть церковь S. Francesco D'Assisi:
Бело-розовый (такой «зефирный») интерьер:
С моста видно и Собор (Cattedrale di San Giuliano). Купол покрыт местной керамикой сравнительно недавно.
Так Собор выглядит с площади Umberto I. Справа – здание банка Banco Di Sicilia, украшенное колоннами (18 век):
Наконец удалось найти точку, откуда Собор виден почти целиком:
Собор трехнефный. Потолок центрального нефа украшен в 19 веке. Одни источники пишут, что это фрески, другие – что картины маслом. В любом случае, есть, что рассматривать, сидя и слушая проповеди:
Боковой неф:
Если пройти между Собором и Банком Сицилии, то по левую руку будет одноэтажное здание Corte Capitaniale (17 век), в прошлом резиденция Капитана Юстиции, а сейчас выставочный зал.
Corte Capitaniale выходит на центральную площадь старого города, Piazza Municipio.
Соответственно, мэрия, занимающая бывший дворец, тоже на этой площади. На фото – слева:
А справа – бывший Сенатский дворец, позже – Муниципальный театр, а в настоящее время – галерея Луиджи Стурцо. Мы поднимались по оригинальной внутреннейя широкой лестнице, прямо с улицы ведущей на просторный второй этаж.
Вдохновляющий подъем (о нем позже), и мы на верху холма.
Одно из важнейших заведений города – Институт искусства керамики, основанный в 1928 году. Стены, естественно, тоже украшены керамикой:
Рядом с институтом – башня San Gregorio, бывшая когда-то колокольней бенедиктинского монастыря:
Просто дом:
Смотровая площадка:
Многие церкви как бы замыкают улицы.
Церковь Santissimo Salvatore (19 век):
Церковь Santa Chiara e Santa Rita (18 век, Гальярди). К сожалению, закрыта. Даже в воскресенье.
Церковь del Gesù. Уже узнаю иезуитов по множеству скульптур на фасаде:
Церкви, дворцы. Дворцы, церкви. Дворцом можно назать практически каждый дом в историческом центре. Вот в этом знаменитом Palazzo Aprile сейчас трехзвездочный отель:
А этот дворец продается:
Церковь Santa Maria degli Angeli, больше известная как del Purgatorio, с невзрачным фасадом и красивым отреставрированным интерьером:
Palazzo delle Poste, 20 век, в стиле либерти:
Базилика San Giacomo запомнилась в первую очередь просторной по меркам Кальтаджироне площадью перед ней.
Лепной потолок,
Новый мраморный пол
и много керамики:
От площади Умберто I вниз ведет лестница. Жаль, нет снимка. Когда к ней подходишь, кажется, что впереди обрыв. Фото только такое.
Чтобы выйти к виднеющейся вдалеке церкви, надо основательно спуститься и потом основательно подняться. А на полпути – церковь San Pietro (19 век) с фасадом в готическом стиле, красиво украшенным майоликовой плиткой:
Бронзовый портал:
Вот такая серия домов возле Сан Пьетро:
На стене церкви San Francesco di Paola, построенной в 1593 году и пережившей землетрясение, – майоликовое панно «чудесное пересечение Мессинского пролива Святым Франческо ди Паола»:
Разобралась наконец со святыми Францисками. Более известен Святой Франциск Ассизский, живший в 12-13 веках и основавший в 1208 году католический нищенствующий монашеский орден с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма и любви к ближнему.
А святой Франциск из Паолы (это в Калабрии на берегу Средиземного моря) жил в 15-16 веках. Набожные родители назвали сына в честь Франциска Ассизского. Франческо из Паолы основал монастыри на Сицилии, и, как свидетельствует панно, «чудесно пересек Мессинский пролив» с опасными водоворотами. Сцилла и Харибда – это как раз там.
Такой потолок, кажется, называется кессонным:
Мраморный пол новый, 1963 года: