Путь до Утё из Петербурга относительно долог, но не запредельно чтобы не уложить его в один день, 650 километров. Паром ходит по заблаговременно (на сезон) публикуемому расписанию, каждый день недели в разное время, а в некоторые дни и вовсе не ходит. Но несмотря на нетривиальное расписание можно удачно подгадать даты, чтобы провести на острове и 1 день и 2 и более. Летом паром ходит много чаще (5-6 раз в неделю), зимою 2-3, в межсезонье 3-4 раза.
Паром называется Eivor, есть также коммерческий туристический паром, курсирующий в высокий сезон, но проезд на нем обойдется на двоих туда-обратно в 100 евро, а Eivor - паром муниципальный, снабженьческий, и проезд на нем бесплатный для всех. Поэтому нет смысла выбрасывать на ветер деньги.
В этом году, на майских каникулах в рамках нашего небольшого путешествия по карликовым островам Балтийского моря мы вдвоем с женой и посетили остров Утё. Паром в нужный нам день отправлялся в 15:15, из Петербурга мы выехали в 4:45 утра, в 5 вышли на КАД в районе пр.Славы и двинулись в сторону границы на Хельсинки. Погода стояла дождливая, но по мере приближения к Финляндии небо прояснилось. С учетом заезда на час в магазин на округе Хельсинки и в супермаркет на трассе минут на 20, мы в итоге прибыли к точке отправления парома впритык, за 20 минут до отхода, и надо сказать, что рисковали не успеть. Все-таки 20 минут +/- когда едешь через границу, да на праздниках, да при таком расстоянии пробега - сущая мелочь. Но благо успели. А вообще надо выезжать еще раньше, конечно. И на границе можно встать, и по пути к месту отправления дорожное полотно сообщает еще один паром, курсирующий через пролив на 3-х километровом участке, и здесь тоже можно встать минут на полчаса, как повезет.
Паром-то, чтобы обозначить, отходит от одного из проливов по дороге от Турку к местечку Pärnäinen, на сайте перевозчика http://www.rosita.fi/mseivor можно найти описание, как и расписание парома отдельной таблицей.
Машину мы запарковали прямо на причале, на специальной парковке, бесплатно. Погрузились, и паром сразу тронулся. Мы были не то, что единственными русскими, но и вообще единственными иностранцами на борту. Ехали в большинстве местные и городские финны - бёрдвочеры, стоял ведь май - как-раз пролет птиц над островами архипелага. В целом Утё посещают в основном граждане финляндии. Интерес вызывают птицы, самый старый в Финляндии маяк, и единственный в своем роде внутри которого оборудована исторически церковь, и конечно уединение островной жизни и вообще финская национальная идея летнего отдыха на море.
По пути к Утё паром проходит множество красивых островов, на которых стоят ветряные мельницы, птицы повсюду гнездятся. Можно занять места и на открытой верхней палубе, и внутри салона. Есть электричество, а на нижней палубе работает кафе. Меню скромное, супчик - 10 евро, бутерброд примерно также.
К 20 часам мы прибыли на Утё. На причале прибывающих встречает родня с тележками, и грузовичок отеля ждет на выгрузку продукты. Нас тоже ждала телега, мы погрузили в нее рюкзаки и покатили к гостевому дому Ханны Хованен, коренной островитянки, которая держит коттедж на пригорке в сердце острова у самого маяка.
Ночью в панорамные окна во всю стену отсвечивает луч светооптического аппарата, проходя через старинные французские линзы во время оборота в 360 градусов. Коттедж просторный, в нем три комнаты на 6 кроватей, есть кухня и гостиная. В гостиной хорошая дизайнерская мебель, есть старая кассетная магнитола и набор аудио кассет со спокойной музыкой на все времена года и настроения. Стоит дом целиком около 600 евро на сутки, а так по 100 евро на человека. Соседей у нас не было, еще не сезон, но через пару дней должна была приехать компания целая в коттедж. Еще на острове жить можно в отеле Uto Hotel, но там цены не отличаются, а по расположению и удобствам он во всем уступает. Зато там есть сауна на море, но ей мжно воспользоваться независимо от того, где вы живете. А еще есть на острове хостел у самого причала, там подешевле, около 45 евро на человека, но условия спартанские.
Мы приготовили ужин, и легли спать.
Утро было ясным, и пока Наташа еще спала, я отправился на прогулку по острову, чтобы поснимать виды с хорошим светом.
Под окнами и всюду по острову пышно цветут нарциссы.
Лоцманские суда дремлют в гавани.
Старинный маяк отражается в заводи.
А вместе с ним и прибрежные домики.
Лодки убраны в сараи.
На швартовых столбах восседают чайки, но при приближении слетают на воду.
Бёрдвочеры уже проснулись и компанией зависают под стенами маяка, обозревают в бинокли птичьи насесты.
Кстати, в период с мая до июля прогулки по побережью острова сильно ограничены, покуда гнездятся птицы, а часть острова занимает военная база, и проход туда запрещен. Поэтому из 1,5х1 км суши фактически для прогулок доступно намного меньше пространства. Но оттого менее интересно на Утё не становится.
Позавтракав мы отправились на прогулку к маяку. Рядом с ним установлен образец старинного маячного сооружения - железная корзина для дров, которую заполняли и поджигали с наступлением ночи в эпоху до появления световых башен, т.е. в случае с Утё до XIX века.
Внутри маяка расположена старинная церковь, очень красивая с деревянными скамьями и морскими картинами в обрамлении мощных деревянных балок - ровесников сооружения (1814г.) Но внутри мы не снимали, было достаточно темно, и наши камеры были на такое не рассчитаны. Попасть внутрь маяка самостоятельно нельзя, нужно сопровождение авторизованного гида, у которого хранятся ключи - либо Ханны, либо сотрудника отеля. За экскурсию нужно заплатить 8 евро с человека.
Погуляв по маяку (внутри очень холодно, что стало одной из причин обустройства новой церкви на острове современной, вторая - тяжесть подъема для престарелых людей на второй ярус маяка, где расположена церковная зала, и нормы техники безопасности), мы отправились в современную деревянную церковь неподалеку, тут все неподалеку так или иначе. Новая церковь обычна, но тоже красива. Под сводами потолка висят модели парусников, как и в большинстве церквей на островах и в прибрежных городках.
Днем мы посидели с Ханной в гостиной коттеджа и записали большое интервью о ее жизни, об острове и его обитателях. Ханна принесла большую бутыль домашнего пунша и мы хорошо посидели.
Вечером пошли в сауну на море. Недалеко от отеля на берегу обустроена пара деревянных финских бань, прямо с фасада можно прыгать в море, глубина сразу метра 3-4, вода прозрачная, и конечно ледяная в мае месяце. Пара часов на двоих стоит 52 евро. К нужному времени сауну растопят, и вы просто приходите и отдыхаете, никого постороннего здесь не будет, в конце оставляете дверь открытой, все максимально просто.
Отдохнув в сауне, прошли по острову в сумерках.
Сараи всех возможных размеров стоят на берегу, в воде и на каменных косах.
Море спокойно, остров засыпает, включилось освещение центральных улочек.
Во главе острова проснулся от дневного сна маяк и освещает море судам. Поселку его свет особо не мешает, потому что с этой стороны осветительный аппарат закрывает деревянная стенка.
Комнатка, что видна на лантерне (на макушке) маяка когда-то была служебным помещением несшего вахту маячнику. Человек всю ночь покуда работает маяк (он на Утё круглогодично светит, а зимою ночь очень долгая) должен был находиться в ней и следить за работой аппарата, продлевать керосин и контролировать обстановку на море. Вы видите, что маяк раскрашен в сторону поселка просто белой краской, а к морю - в бело-красные полосы, это условный цветовой код, который заносится в лоции, и по которому при физическом ориентировании можно определить местоположение судна.
Новое утро было морозным, вся зелень подле дома покрылась инеем.
Мы отправились в магазин, он на острове один и работает всего пару часов в день.
В магазине мы купили марки и отправили открытки, купленные нами вчера в отеле (1 евро за шт.). На открытках были изображены птицы и маяк в акварельной репродукции.
Кстати, вся почта, отправленная с острова получает гашение специальным художественным штемпелем с изображением маяка острова Утё! А несколько лет назад почтой Финляндии был издан коммеморативный (художественный) почтовый блок марок о финском заливе, на одной из которых изображен маяк острова Утё. Блок красивый, но давно вышел из продажи, его цена выше номинальной и использовать его на отправку писем жалко.
На фасадах некоторых сараев красуются интересные таблички. Например эта "Опасная морская фауна обнаружена в этом районе. Будьте осторожны!"
Или вот такие инсталляции из рыбьих голов, а на других - шкур нерп.
Птичья тема обязывает, и повсюду на острове устроены скворечники.
Повсюду лодки. Перевернутые на берегу, и подвешенные в сараях.
На некоторых домах красуются керамические плитки, формирующие портреты птиц.
Все дворы очень ухожены.
Островитяне приветливы, у многих собаки, однако в отличие от наших деревень повсеместного помета после весны тут нет. Многие жители Утё довольно колоритны и хорошо выглядят на фото.
Во второй половине дня мы уезжали с острова. Собрав вещи, и подвезя их на тачке к паромному причалу мы посидели еще с полчаса на берегу моря и погрузились на прибывший точно по расписанию Eivor.
В пути можно хорошо почитать, поиграть в карты или посмотреть кино, благо розеток хватает.
А можно провести время на верхней палубе, хотя даже в погожий день там довольно ветрено. Но если одеть шапку, то этого не замечаешь. Если шапки с собою нет, то на острове Утё можно решить эту проблему и купить практичную и при этом красивую шапку, а также свитера и варежки, которые вяжут на острове. Шапки по 35 евро, свитера по 200-250 евро. Дорого, как и все на финских курортах, но очень красиво.
Вечером мы прибыли на острова, уже имеющие с материком дорожное сообщение, и отъехали на небольшой островок, за пару локальных паромных переправ, где на берегу моря поставили палатку в окружении густого леса и доверчивых оленей, то и дело встречающихся на пути.
На утро напротив нашего лагеря мы увидели спящего в тростнике лебедя, но он нас быстро почувствовал и пробудился.
Мы же собрали лагерь и поехали в Хельсинки, чтобы на следующий день переправиться на дешевом утреннем пароме в Таллин, и оттуда поехать на другие, но не менее интересные острова уже в Эстонии - Рухни и Кихну.