1. Сунулись-таки в Жибек Жолы - это что-то... Перед КПП хаос и балаган: менялы, продавцы мест в очереди, толпы людей и машин с баулами, грязь, гвалт, в общем, мгновенное погружение в атмосферу Средней Азии) Решили всё-таки купить место поближе к воротам, и, как выяснилось, за 2000 рублей сэкономили примерно два часа. Даже с учётом этого на прохождение границы ушло порядка шести часов... Большую часть из них провели на казахской стороне, но исключительно потому, что узбеки проверяют долго и дотошно, и нас банально не выпускали казахи, дабы у узбеков очередь не собиралась. Баульщиков (будем так называть тех, у кого объём груза на крыше превышает объём самой машины) и всех остальных казахи разделили на две разных очереди, но пускали всё равно попеременно из обеих примерно поровну, а разгрузка на узбекской стороне и прогон через ленту всего этого добра сами понимаете сколько времени занимает. Ах да, супругу оставили со мной в машине, а друга погнали проходить пешком, что в итоге пошло ему на пользу, т.к. когда мы стоймя стояли у выезда с казахской территории, он уже попивал пивко в Ташкенте. Зато когда наконец вырвались, слово "турист" сильно ускорило процесс. Нет, беготня по многочисленным окошкам, заполнение декларации (деньги менее 2000 долларов в эквиваленте и фототехнику, нам сказали, декларировать не надо) и оплата пошлин за тонировку и лужу никуда не делись, но досмотр был довольно лайтовым: на ленту только большие сумки, остальное так посмотрели, не сказать что внимательно, фильтр воздушный вынимать не заставили (на соседней машине, видел, был вынут), только пёс по подкапотке полазил, снизу глянули из ямы - и долгожданное "Езжай, брат!". Про проверку телефонов действительно устарела информация.
2. Дороги в Узбекистане жесть! Водят на первый взгляд хаотично, но если присмотреться - вполне корректно и неагрессивно, просто есть своя специфика.
3. Обратно выезжали через Каракалпакию, как и планировали. Дорога до границы это просто трэш! Хорошо хоть часть её по полю можно объехать. Саму границу прошли на удивление быстро, часа за полтора, и хотя одни говорят тебе делать одно, а другие другое, и ты бегаешь как дурак туда-сюда, в целом порядка там, как показалось, побольше, чем в Жибек Жолы. Досмотр гораздо более поверхностный. На казахской стороне российский паспорт начинает творить чудеса. И дорогу казахи уже сделали, от границы до Атырау долетели отлично.
4. После Нукуса кончился 91-й бензин. Вообще, как класс. Если ехать напрямую, то нормально, до казахского Бейнеу хватит, но мы заезжали в Муйнак, так что пришлось, несмотря на канистру в багажнике, долить немного 80-го для пущего спокойствия. Пытался в Нукусе вторую канистру купить, даже автобазар нашёл - тщётно, нет там такого товара от слова совсем.
5. Тут писали, что дорога на Саратов (Озинки) плохая, да и друг хотел в Волгоград заехать - поехали из Атырау на Астрахань. Это была ошибка! Дорога от Атырау до границы - это 280 км почти что беспросветного ада. Хуже Каракалпакии, ей богу! Пока доплелись и прошли границу (часа два) - уж темнеть начало. Не представляю, насколько чудовищна должна быть дорога на Саратов, чтоб оказаться хуже этого... Справедливости ради: со стороны границы её начинаю переделывать, но пока это означает лишь необходимость объезда немалого участка реконструируемой дороги по довольно жёсткой щебенчатой времянке. Вердикт: не соваться туда ни при каких обстоятельствах, с учётом протяжённости это худшая дорога в моей жизни.