В ожидании поезда на вокзале Проболингго, напишу, пока ничего не забыл, о своём опыте посещения вулканов Иджен и Бромо.
Иджен. В Баньюванги я купил тур за 325000 в Zzz Ijen Hostel (подробности есть на Букинге). Тур включает: плату за вход, гида, противогаз, фонарик, 0,5 воды и снэки (стандартный набор). Если нужен трансфер от вашего объекта размещения до точки сбора, то +50000. При покупке сразу предупредили, что по новым правилам нужна медицинская справка о состоянии здоровья. Старт планировался в полночь, на деле же выехали около половины первого на двух машинах (группа из 9 человек). На выезде из города заехали в клинику Firdous, где за 35000 всем сделали справки (см. сообщение выше). Честно говоря, на медицинское учреждение это место похоже не сильно, больше смахивает на то, что кто-то подсуетился и открыл прибыльный бизнес на дороге на Иджен. Одновременно с нами подъехало три авто с туристами, поэтому образовалась небольшая очередь. Вся процедура заняла минут 20-25 на всю группу.
По пути на Иджен мы периодически вклинивались в колонны машин и мотоциклистов и ехали длинной змеёй. Нас привезли в базовый лагерь к прикормленной кафешке, выдали воду, противогазы, фонарики и назначили гида. Там же можно слегка подкрепиться, но на многое не рассчитывайте: заварная лапша, кофе, разные снэки. Есть туалет, можно погреться у костра. Минут через 20 мы выдвинулись на подъём. Как я понял, есть определённая очерёдность с которой группы выходят на тропу, но в процессе восхождения всё это превращается в кашу. У каждой группы есть своё название, если заблудитесь, кричите его во весь голос - гид вас найдёт (наверное). Людей очень много + тележки, в которых везут китайцев. Подъём мне дался тяжело, т.к. наш гид держал быстрый темп. Поднимаясь, я проклял всех, кто советовал тепло одеваться. Пришлось снять шапку, куртку и спортивку, но всё равно было жарко. По пути было 4-5 коротких остановок, чтобы перевести дыхание и подождать отставших. Наконец, мы добрались до верхней точки, после чего начался спуск в кратер. Вот тут надо быть осторожным - некоторые камни гладкие и скользкие, земля осыпается, народ сзади напирает. Старайтесь идти с таким зазором, чтобы можно было планировать хотя бы 3-4 шага. Внизу кратера адово столпотворение. Все хотят сфотографироваться на фоне горящей серы, будьте внимательны - не наступите в неё. В этой суматохе я и потерял гида и группу. Вдоволь прокричавшись, я начал восхождение в одиночку (выход из кратера по другой тропе).
Наверху находится лагерь добытчиков серы, стоянка китайцевозов и туалет. Санрайз я не увидел из-за облачности. Зато можно вдоволь пофотографировать инопланетный пейзаж кратера и кислотное озеро. Спуск с вулкана был ещё бесконечней, чем подъём. Земля отсырела и легко осыпалась. Тут и там люди плюхались на заднюю точку под смех местных и крики "Мазерати-мазерати, феррари".) Внизу в лагере всех покормили жареными бананами и отправили на машинах назад в хостел. Несколько советов по восхождению: Запомните на лицо всех участников тура и гида. Старайтесь держать дистанцию, остерегайтесь тележек с китайцами. Выбирайте налобный фонарик, ручные у них быстро разряжаются. Берите с собой только самое важное - при подъёме вы почувствуете каждый грамм лишнего груза.
Бромо. В деревеньку Чеморо Лаванг я добирался через Проболингго. Все отзывы про "плохих местных", к сожалению, подтвердились. Маршруточники требуют двойную-тройную цену, указывают в противоположную сторону, на автовокзале хитрят и направляют к турагентам. Точка отправления минибасов в ЧЛ находится справа от автостанции. К моему приходу (~11:00), там был только один парень из Германии, которому выставили прайс в 300000 за поездку. С нас двоих просили уже по 200000, после торга скинули до 175000. Обычная цена - 50000 при полном салоне. Водитель напирал на то, что сейчас низкий сезон из-за Рамадана, местные сидят дома и желающих мало. Мы подождали, сколько могли, и когда уже готовились выезжать, на наше счастье, подъехали двое французов и следом ещё один человек с поезда из Джакарты. Так что бюджетным путешественникам советую записать расписание поездов из крупных городов на станции Проболингго, чтобы примерно знать, до скольки стоит ждать. Таким образом, ценник составил по 80000 на рыло, что всех устроило. Ехали примерно 1,5 часа, минибас старый и тесный. Чем ближе к Чеморо Лаванг, тем больше поворотов и изгибов дороги. Перед КПП в деревню водила собрал со всех по 35000 (был удивлён, т.к. читал про: а) 20000, б) с автобусников не берут), сдал куда надо, а затем развёз всех по хостелам/хоумстэям.
Перекусив в местном варунге (их здесь предостаточно) и поспав, в три часа ночи я выдвинулся на санрайз-пойнт. Весь путь до самой популярной точки Seruni Viewpoint (1-1,5 часа) идёт по асфальтированной дороге и лестницам, так что не заблудитесь. Напоминаю, все санрайз-пойнты находятся за пределами официальной территории парка, а значит бесплатны. Мне не хотелось смотреть восход через головы других, поэтому я поднялся чуть выше (эта точка отмечена на Maps.me и Organic Maps). Там нас было только три человека, мы встретили рассвет и пофотографировали друг друга и кальдеру с вулканами. Если вам важен именно вид восходящего солнца, то советую остаться на Seruni Viewpoint, либо подняться на King Kong Viewpoint (ещё 35-40 минут времени). После восхода я поднялся ещё выше на King Kong Hill, повтыкал с обзорных площадок на кальдеру, а позже спустился с мотоциклистом к подножию Бромо по западной дороге. За спуск просят 150000 (+50000 за возвращение в отель), но легко двигаются до 100000. Договаривайтесь, чтобы вас подвезли не к стоянке джипов, а к началу тропы за храмом. Читал, что если спускаться в кальдеру пешком по тропе с востока, вас могут остановить рейнджеры (подлинные, либо фэйковые) на мотоциклах и потребовать плату за вход в нацпарк. Обстановку у подножия Бромо можно описать лермонтовскими "смешались кони, люди". Очень много китайцев - Красный дракон проснулся после коронавирусного сна и снова начинает завоёвывать мир. Края кратера были закрыты для прогулок - там сидят два человечка и бдят. Назад в хоумстэй я вернулся пешком через тропу для местных (secret free entrance to Bromo на Maps.me и Organic Maps). Несмотря на предупреждающие надписи, никто меня не остановил. Контрольная будка около отеля Cemara Indah пустовала все дни.
Обратно в Проболингго я уехал за 75000 (6 человек) до жд-вокзала с остановкой на автостанции. Минибас, по словам водителя, отправляется в 10 и 12 часов. Если у вас чёткое расписание, советую выезжать первым рейсом. Выйдя пообедать во втором часу за день до отъезда, я встретил двух туристов, безрезультатно дожидающихся 12-часового рейса. То ли он застрял в Пробо, то ли вообще не приехал. Поэтому лучше не рисковать, либо заказывать трансфер за 300000.
Надеюсь, мой опыт будет полезен другим путешественникам, решившим посетить Бромо и Иджен. Всем удачных восхождений!