Маршрут:
Нячанг - Дананг (sleeping bus)
Дананг - Ханой (самолет)
Ханой - Кат Ба (автобус+автобус+катер+автобус)
Кат Ба - Хайфон (автобус+катер)
Хайфон - Хошимин (самолет)
Хошимин - Нячанг (sleeping bus)
Ночной семичасовой перелет Барнаул – Нячанг на Боинге-757 авиакомпании «АзурЭйр» никаких трудностей не доставил, однако, это был мой первый полет на большом самолете, поэтому присутствовало, непременное для такого события, волнение. Страха полета у меня нет, как выяснилось опытным путем. Полет прошел вполне себе буднично, два раза горячо и вполне вкусно покормили, и утром 2 января мы приземлились в международном аэропорту Камрань.
Запах раскаленного асфальта – это первое, что я почувствовал при выходе из самолета. У меня не было багажа – только ручная кладь (небольшой рюкзак), поэтому я прошел паспортный контроль самым первым. Заспанный вьетнамец с некоторой ленцой поставил въездной штамп и выпустил в зал прилета. Сразу сообщу, что обратный билет никто не спросил. Итак, все границы позади, можно выдохнуть с облегчением и поменять первые сто долларов на два миллиона двести сорок тысяч донгов. А потом автобус туроператора «АнексТур» развез всех прилетевших по отелям.
Я же в отель не поехал, а вышел в центре Нячанга у башни, которую русские не зовут иначе как «Лотос».
Первым делом переоделся на пляже в шорты-шлепанцы и двинулся вдоль берега на север посмотреть Чамские башни По Нагар. Набережная Нячанга – это, конечно, верх совершенства. Все чисто, аккуратно, красиво, а по изворотливо подстриженным деревьям-кустикам, впору изучать геометрию.
Спустя час-полтора я пришел к башням и, заплатив за вход, поднялся по небольшой лестнице к этим культовым сооружениям.
Сам храмовый комплекс небольшой, и посмотреть все подробно можно довольно быстро, что я с удовольствием и сделал, а еще посидел минут 10 на одной из скамеек, коих множество около каждого достопримечательного места во Вьетнаме.
Ну а впереди меня ждало еще одно место для осмотра, которое я наметил дома, а именно пагода Лонг Шон с лежащим и сидящим Буддой.
Посмотрев этот буддийский храмовый комплекс, решил, что на сегодня впечатлений вполне достаточно. На городском автобусе №2 уехал на автовокзал и за 220 тысяч донгов (10$) купил билет на ночной автобус в Дананг. Автобус отправлялся в 19-00 и в оставшееся время я сходил в расположенный по соседству супермаркет «Метро», где разжился незатейливой едой. На этом мой первый день во Вьетнаме и закончился.
Хорошая это все-таки вещь – sleeping bus, уснул в одном городе, проснулся в другом. Экономия и времени, и денег. Так как предыдущую ночь в самолете я не спал, то, едва войдя в автобус, отрубился и продрых аж до самого Дананга. В автобусе, кстати, каждому пассажиру дают плед, бутылочку воды и пакет для обуви.
Приехал наш автобус в Дананг еще до рассвета, и все пассажиры вытряхнулись в предрассветную тьму на главном автовокзале. У меня была с собой карта города, поэтому, мгновенно сориентировавшись, я двинулся в сторону реки Хан, через которую переброшены знаменитые мосты Дананга, в количестве без малого аж шести штук. Пока шел, успел понаблюдать за жизнью утреннего города. Вьетнамцы начинают свой день очень рано, вот и сейчас еще не рассвело, а они уже копошатся во всю, кто-то даже в 6 часов утра свадьбу решил сыграть.
К слову сказать, видел и вьетнамские похороны, которые я сначала по незнанию принял за колонну русских байкеров. Едет такая толпа на мотобайках с флагами и транспарантами во всю улицу ну точь-в-точь как наши байкеры только без косух и лишь в самом конце этой бесконечной колонны два автомобиля, один из которых катафалк. Однако я отвлекся, давайте вернемся к делу.
Дойдя до реки, я повернул направо и пошел вверх по течению в сторону моста с драконом. По этому мосту я рассчитывал перейти на другой берег. Набережная была пустынна, лишь небольшие группы вьетнамцев делали свою утреннюю гимнастику. Быстро идти не получалось, потому что на всей набережной стоят в огромном количестве разнообразные скульптурные композиции, каждую из которых хочется непременно и всесторонне сфотографировать.
Так, перемещаясь от статуи к статуе, я дошел до моста «Dragon bridge».
Фотографии не способны передать все величие этого дракона. Но поверьте, это просто отвал башки. Гигантская рептилия пронизывает 700-метровый мост, а ночью еще и светится. Невероятно! Так с отвисшей челюстью я перешел на другой берег реки и пришел к океану, который лишь по названию был тихим. Штормило-с.
Тут на берегу я позавтракал местным фаст-фудом: banh mi. Это весьма распространенная уличная еда во Вьетнаме. Очень вкусный свежий багет со сборной начинкой на усмотрение продавца: овощи, свинина, сосиска, колбаса, зелень, паштет, чили, соус. Все это разогревается, заворачивается в бумагу и кладется в пакет. Очень удобно: подходишь, тебе за пару минут готовят сэндвич, и ты идешь себе дальше нажевываешь. Найти передвижные багетные не составляет труда – они повсюду.
Следующим пунктом моей программы была статуя Гуанинь, видневшаяся на горизонте. Огромный храмовый комплекс с огромной же под пятьдесят метров статуей располагался на краю города, на холме. Дойти до него я намеревался пешком, но вскоре понял, что это плохая идея, что и подтвердил пожилой вьетнамец, взявшийся подвести меня на своем мотобайке до пагоды совершенно бесплатно. Не пренебрегайте такой возможностью. Даже за деньги. Этот мой опыт езды на заднем сиденье мотобайка оказался настолько позитивным, что я впоследствии пользовался им, при первой же необходимости. Обычно сами вьетнамцы, увидев туриста, предлагают отвезти, куда скажите. Это здорово экономит вам время, деньги, нервы, желудочный сок и все остальное. Такой способ передвижения гораздо быстрее стандартного такси и в разы дешевле. Кроме того, такая поездка здорово охлаждает, что в жарком городе, согласитесь, немаловажно. Но не нужно забывать о трех вещах: во-первых, договариваться о цене за проезд до того как согласитесь ехать, не забывая отчаянно торговаться, как в последний раз. Самая большая плата составляла 50 тысяч донгов (2$) и это было через весь город Хайфон (который к слову третий по величине город Вьетнама) от автовокзала в аэропорт. Обычно же удавалось сторговаться за 20-30 тысяч, что равносильно 1$. Во-вторых: крепко держаться за водителя. В-третьих, надевать шлем, ну его обычно предлагают сами водители.
Таким образом, я здорово сократил свой путь к пагоде. Пагода большая, все храмы действующие, людей по причине выходного дня много. Я долго ходил среди всей этой красоты, и мне очень понравилось это место. Да и вид отсюда просто волшебный.
Что у нас дальше по плану? Дальше по плану руины Мишон, но перед этим нужно заехать в аэропорт и купить билет в столицу Вьетнама – Ханой. Сказано – сделано. Билет я купил на ближайший рейс и рейс этот оказался в 00-10. Все более ранние рейсы были уже заполнены, причем у различных авиакомпаний. Мой вам совет: если точно знаете день вылета, покупайте билет заранее через Интернет – выйдет гораздо дешевле. Мне же пришлось выложить 100$, что не есть дешево. Когда билет был куплен, я ушел на стоянку такси у аэропорта и после долгой и ожесточенной торговли договорился, что за 700 тысяч донгов (30$) меня свозят в затерянный в джунглях город Мишон и привезут обратно.
Мишон расположен в полусотне миль от Дананга и представляет собой руины древних культовых сооружений, которые чудом сохранились до наших дней. Во многом потому, что были обнаружены сравнительно поздно: французы наткнулись на город в джунглях лишь в середине 20 века. Сейчас это место внесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Я до жути люблю всякие такие древние места, а здесь в Мишоне просто какая-то особенная атмосфера. Я был один, солнце клонилось к закату, и было ощущение, что ты где-то совсем в нереальном мире. Как будто попал в голливудский фильм. Еще два дня назад я ходил в фуфайке и валенках по снегу при температуре в минус тридцать, а теперь стою в майке и шортах посреди джунглей, и вокруг меня здания, которым более тысячи лет.
Удивительно, но в Мишоне нет никаких цепочек, барьеров, табличек. Все тысячелетние артефакты находятся не под стеклом, а просто валяются под ногами. Ни одно строение не огорожено, в каждое можно зайти. Нет никакой охраны совершенно! И что вдвойне удивительно, никто еще не изрисовал своими автографами руины древнейшего города. Облазив все, что был в состоянии облазить, и не дожидаясь пока темнота сгустится до полного выкалывания глаз, я вернулся к своему водителю и мы укатили в аэропорт.
Около часа полета на Аэробусе А320 авиакомпании "Vietjet Air" и я вышел в прохладу ночного Ханоя. Из аэропорта на большом автобусе авиакомпании «VietJet Air» я добрался в самый центр города, к озеру возвращенного меча.
Так, первым делом нужно найти еду. И едой этой стала тарелка супа Фо, съеденная прямо на тротуаре. Говорят в Ханое самый правильный Фо. Не уверен. Лично мне в Хошимине и Нячанге суп Фо понравился больше.
А затем была прогулка по ночному Ханою, в результате которой я пришел в парк около монумента Ленина. Я сел на лавочку, потому что не моглось уже особо ходить, и просидел до рассвета. Едва стало светать, как начали появляться люди, и я с удовольствием понаблюдал, как они делают зарядку. А когда совсем рассвело, продолжил свой путь, который лежал мимо памятника Ленину с одной стороны, и императорской цитаделью Тханглонг с другой, к мавзолею Хошимина.
После чего посмотрел еще высокую пагоду Тран Куок.
Затем я застопил мотобайкера, и тот за пару баксов довез меня до автовокзала Luong Yen. С этого автовокзала ходят автобусы на остров Кат Ба, что в бухте Халонг. Отправление в 7-20 и 11-20 зимой, когда не сезон, летом же еще есть рейсы в 5-20 и 13-20, судя по расписанию. Я купил билет на 11-20 и успел еще сходить в, расположенный напротив вокзала, банк поменять доллары.
Билет стоит 210 тысяч донгов (10$) и включает в себя автобус до автовокзала Хайфона, затем автобус до порта, потом катер до острова и, наконец, автобус по острову Кат Ба в центр одноименного города. Все пересадки по одному билету, так что не теряйте и не отдавайте билет кондуктору. В этом пути нужно стараться не проспать пересадку между первым и вторым автобусом и не выйти заранее с местными, которые едут в Хайфон. В остальном же ничего сложного. Я еще в автобусе взял на карандаш тех, кто едет на остров, а ими оказались все люди европейской наружности из автобуса, и старался держаться их. Русских не было, что после Нячанга непривычно.
Весь путь от Ханоя до острова занимает около пяти часов, поэтому на остров прибыли в полпятого вечера, что означает час до сумерек, полтора – до темноты. Я нашел отель на свой вкус и кошелек еще дома, но бронировать его не стал, предполагая, что в низкий сезон зимой в 11-ти этажном отеле будут свободные места. Так и оказалось. Цена тоже полностью совпала с ценой в Интернете. Отель называется «Thai Bao Hotel». Я заселился в самый дорогой четырехместный номер на одиннадцатом этаже с двумя огромными кроватями, телеком, кондишеном, вентилятором (ни то ни другое не третье не пригодилось), холодильником, сан узлом и всем тем, что может понадобится, проведшему весь день на ногах или в седле мотобайка ковбою путешественнику. Но что самое главное (почему я и выбрал этот отель дома) огромный широченный балкон с потрясающим видом на море. А теперь (внимание на экран) цена – 11$. За четырехместный номер на одиннадцатом этаже с балконом. С широченным балконом, Карл!
Ладно, мысли в кучу, эмоции в сторону, бросить вещи и скорее на улицу в город, на набережную пока не стемнело побродить по берегу. Но кроме простого созерцания была и практическая цель, даже две: во-первых, найти и купить экскурсию на завтра в бухту Халонг; во-вторых, найти по карте, полученной на ресепшене отеля, мини маркет и купить там выпить. Мини маркетов в самом центре нашел целых два, в одном из них (в первом, естественно) и закупившись ромом с кока-колой. А экскурсию на корабле купил в своем отеле на ресепшене.
Тут мне нужно отвлечься и рассказать о Викторе – управляющем отелем. Считаю, что он идеал менеджера. Очень душевный вьетнамец, который помогал во всем, вникал во все проблемы и рассказывал, как их решить, при этом был совершенно незаметным и ненавязчивым. Никакие услуги не пытался впарить, а когда я поделился с ним, что мне нужно взять байк на день в аренду, то отдал мне свой и еще съездил со мной на заправку и залил полный бак. Короче, если будете останавливаться в этом отеле, всенепременнейше передавайте привет от русского постояльца Игоря.
Уже по потемкам на пути в отель обнаружил традиционную багеточную и разжился двумя вкуснейшими багетами (banh mi) с маринованной свининой на гриле за 20 тысяч (1$) каждый. В номере, после душа, расположился на балконе и расслаблено полулежа-полусидя наслаждался видами ночной бухты, потягивая вьетнамский ром с кока-колой. В бухте мерцали, многократно отражаясь от воды тысячи огоньков от разнообразных судов, но в основном рыбацких.
Итак, душ принят, багет съеден, ром выпит. Ноги не держат, глаза слипаются. В башке туман, в кармане фига. Все, теперь только спать. За этот день и за все предыдущие недовыспанные. Сколько их там накопилось, три? Вроде того. Вот на этом и остановимся.
Проснулся, как огурчик, перед рассветом и пошел на балкон взбодриться кока-колой. Друзья мои, вид утренней бухты просто валит с ног! А утренняя прохлада навеки прогоняет остатки сна.
Позавтракав, спустился вниз и дождался, пока за мной заедут на микроавтобусе с тем, чтобы отвезти на экскурсию по бухте Халонг. В микроавтобусе уже сидели парень с девушкой. Познакомились: парня зовут Бен, что сокращенно от Бенедикт, а девушку Мария, они из Германии. Затем прихватили еще одного парня. Оказалось, что его тоже зовут Бен, но уже Бенджамин, и он из Лондона. Затем были две девчушки – сестры Джулия и Фрида из Швеции, пара Марсель и Тереза на вид и по именам больше французы, но выяснилось, что из Германии. И последними в наш микрик загрузились Джеймс и Калипсо.
Вот такой разношерстной компанией в десять человек мы и прибыли в порт, где нас передали с рук на руки капитану судна, на котором мы сегодня будем плавать весь день. Сначала расположились внизу, но как только отшвартовались и вышли из порта нас пригласили на верхнюю палубу, откуда, разумеется, обзор лучше.
Сразу скажу, что нам всем несказанно повезло в тот день с погодой. Светило яркое солнце и светило весь день, тумана не было, что для января редкость, было даже жарко, но рядом с водой на открытой палубе вполне себе комфортно. К слову, на следующий день был жуткий туман часов до трех дня.
Первым пунктом нашей программы был Monkey island, куда мы высадились спустя час после отплытия. Капитан сказал, что у нас есть час времени и указал рукой направление на тропинку, по которой мы должны подниматься наверх. Теперь я понимаю, почему остров так назвали. Обезьян мы не видели, но сами, карабкаясь вверх, помогая себе руками, вполне бы за них сошли. Однако этот треккинг по скалам стоит того: вид сверху просто божественный.
Совет: надевайте крепкую обувь, традиционные вьетнамки не годятся для этих скал. Кроссовки или кеды самое то. Вся наша молодая группа прошла тропу до конца, то есть до самого верха и спустилась вниз, затратив на все меньше часа и это с продолжительными остановками на фотографирование. Оставшееся время просто бродили по пляжу, собирая вулканическое черное стекло обсидиан и кораллы.
Вернувшись на судно, продолжили наш путь по бухте. Долго плыли мимо бесконечных островов и островков, коих тысячи в этом месте и каждый не похож на другой. И это зрелище, конечно, завораживает.
И чем дальше, тем красивее становится. И когда стало казаться, что красивее уже некуда, приплыли в большую гавань, где по плану нас ждал каякинг. О, да, грести веслами одно из моих любимых развлечений. Да-да, без шуток. Поэтому, когда нам с Беном (тот который Бенджамин из Лондона) выдали байдарку и весла, у меня от радости аж дыхание перехватило. А может и от страха, что я утоплю свой фотоаппарат. Мы с Беном быстро синхронизировали свои гребки, и у нас получалось очень здорово. Так, обмениваясь шутками и прибаутками и играя в догонялки с байдарками с нашего судна, догоняя и беря их на абордаж, дали обзорный круг по огромной гавани. Гавань эта, к слову, состоит из нескольких, связанных между собой подгаваней. Связь эта происходит через гроты, какие покороче, а какие и подлиннее, в которых совсем уж полная темнота и видно лишь свет на другом конце грота. В завершение, вышли в открытое море и пришли в гавань тем же путем, что и наш корабль, часом ранее.
Ну, а затем нас ждал обед на корабле. Капитан с помощником уже накрыли стол. Основное блюдо – рис. К нему рыба, овощи, блинчики нэм, еще что-то из теста, традиционный соус и прочая и прочая, что нашло беспрецедентный отклик в наших сердцах и в частности в наших желудках. Кстати, вилок на корабле нет, в отличие от цивильных кафе и ресторанов на материке. Так что хорошо, что я дома освоил технику еды палочками. Вся остальная наша команда тоже не стушевалась и мы съели все, что было предложено и даже больше. Обед входит в стоимость билета, а вот за пиво нужно будет заплатить 25 тысяч донгов (1$).
После еды поднялись на верхнюю палубу и, спустя некоторое время, отчалили из гавани в обратный путь. Но по пути домой остановились на диком пустынном пляже одного из островков и купались там целый час. Вода была вполне сносной, хоть и январь. Затем мы вернулись в порт, и нас на микрике развезли по своим отелям. Так закончился один из самых запоминающихся дней года в одном из самых эпичных мест мира.
На следующий день проснулся не так рано как планировал, в 7 часов и не зря, так как туман стоял густой очень. В этот день я решил взять мотобайк и поездить на нем по пустынным дорогам острова. Мотобайк предоставил, как я уже писал Виктор – управляющий отелем.
Первым делом я поехал в Национальный парк в центре острова. Вход стоит 40 тысяч + 5 тысяч донгов за парковку байка, итого - два доллара. И хотя солнце стояло уже высоко, как только зашел во влажный тропический лес, стало темно, на некоторых участках даже слишком. По нац. парку идет тропа с указателями, так что сбиться с пути трудно.
И как-то сразу эта тропа начинает очень резко идти вверх. Пока добрался до верхней обзорной площадки, весь взмок, и причина тому вовсе не туман, а очень резкий набор высоты, как говорят альпинисты – взлет. После первой площадки небольшой спуск и еще один взлет на соседний пик. Сверху вид, как будто из фильма «Аватар» и полная тишина. Туман можно было резать ножом, и мной овладело такое спокойное медитативное состояние, что не хотелось никуда уходить. Я просидел на вершине два часа – ждал, пока туман рассеется, но, так и не дождавшись, решил спускаться. За все это время не встретил ни одного человека. Первые люди попались на обратном пути и сразу много, так что я не пожалел, что приехал пораньше. Зато посидел в одиночестве в окружении мистического тумана.
Дальше путь мой лежал по главной дороге острова к северному порту. Дорога нереальной красоты, окружающие виды просто валят с ног, так что будете на острове – обязательно берите мотобайк и в путь. Трасса совершенно пустынна: автомашин нет вовсе, а мотобайкеров так мало, что ими можно пренебречь.
В северном порту немного перекусил, посидел на набережной и поехал в военный форт времен американской войны, как ее называют вьетнамцы.
Вход в форт платный, но лишь символически. Причем платите вы внизу, но разрешают на байке въехать на территорию и подняться на самый верх по узкой дороге с крутыми поворотами, на которых стоят сферические зеркала. Форт интересный, безлюдный, но маленький.
За час я уже все посмотрел и уехал обратно. Сдал Виктору байк, переоделся в номере и пошел на пляжи в юго-восточной части острова. Пляжи пустынны, не сезон чай, что лишь добавляло им шарма. Между пляжами по скалам идет очень живописная тропинка, и я не преминул прогуляться по ней.
После чего вернулся в отель и наблюдал с балкона потрясающий по своей красоте закат. Завтра я возвращаюсь на материк, но эти три дня на острове я запомню на всю жизнь. И хотя я предпочитаю не возвращаться в те места, где уже побывал, но сюда я бы вернулся без сомнений. Наверное, это и правда место силы.
Утром тепло попрощался с Виктором, сфотографировался с ним на память и подарил в качестве сувениров русские монетки.
Автобус – катер – автобус – мотобайк и я уже в аэропорту Хайфона. Аэропорт маленький, компактный и очень удобный. Людей мало, очередей нет. Рейсы в Нячанг, Хошимин, Дананг. Может и еще куда есть – не обратил внимания. Регистрация на мой рейс в Хошимин уже шла, я спокойно купил билет на Аэробус А320 авиакомпании "Vietjet Air"и зарегистрировался на место у окошка справа по борту. Третий полет за неделю, но первый дневной, и я рассчитывал поснимать заоконные виды. В принципе удалось. Заснял на видео и взлет, и посадку.
Спустя два часа приземлились в Хошимине. Обратил внимание на два отличия от полетов на Боинге российской авиакомпании. Во-первых, посадки у вьетнамцев были куда мягче, чем у наших. Во-вторых пассажиры не аплодируют при посадке. Уж не знаю почему так.
Выйдя из здания аэропорта, сразу почувствовал изменения в температуре – жара стояла дикая, градусов не меньше сорока. Нашел остановку автобуса №152 и уехал на нем в центр Хошимина. В автобусе, конечно, не так жарко, да и ехали не долго – аэропорт-то в черте города.
Приняв за тактику перемещения по городу, метод хождения куда глаза глядят, проходил так до темноты. После чего вписался в небольшой отель за 15$.
Бросив шмотки, вышел в ночной Сайгон. Температура хоть и спала, но не намного. Поужинал в уличном кафе для местных. Вообще, я старался есть в тех местах, где едят местные, это гарантировало вкусную добротную пищу большими порциями и напрочь исключало риск пищевого отравления. Вьетнамцы, конечно, с удивлением смотрят, как этот белый сейчас будет есть палочками. Для них это как в цирк сходить. Но я ни разу не ударил в грязь лицом, поэтому они быстро теряли ко мне интерес.
После ужина еще погулял немного, купил две банки пива «Sapporo», чтобы восстановить баланс воды в организме, да и вернулся в отель ночевать.
Утром выписался из отеля и пошел в музей воины, расположенный неподалеку. Внутри, конечно, жутковато, особенно на этаже с жертвами диоксина. На улице же выставлена трофейная техника, которую мы привыкли видеть в американских фильмах.
После музея я направился пешком в офис компании «Sinh Tourist» и купил билет на ночной автобус в Нячанг. Но этот автобус будет только вечером в 20-00 и впереди у меня целый день, который я намеревался провести в парке «Suoi Tien». Это такой развлекательный комплекс с кучей аттракционов, а также с действующими буддийскими храмами. Здесь представлен в лучшем виде весь цвет восточной мифологии: драконы, черепахи, лягушки с монетами во рту, журавли и прочая и прочая. И все это гигантских размеров, гораздо выше человеческого роста.
Здесь же есть и традиционная для Вьетнама крокодиловая ферма. Такого огромного количества крокодилов я, пожалуй, еще не видел.
Парк просто огромный, и под конец дня ноги мои уже не чувствовали под собой земли. Добраться в парк можно автобусом №19 из центра. Входной билет стоит 90 тысяч донгов (4$). Аттракционы внутри оплачиваются каждый отдельно, например, крокодилья ферма стоит 30 тысяч донгов (1,5$). В выходные дни работают все фонтаны, но много людей, особенно местной детворы, разной степени сопливости, в будни же фонтаны не работают, но и людей почти нет. Я был в парке в пятницу, и почти все немногочисленные встреченные люди были иностранными туристами, как и я.
Вернулся в город уже под вечер и пошел в кафе, дабы отведать местного кофе. О, это просто праздник! Вьетнамский кофе, доложусь я вам, восхитителен. Я выбрал холодный со льдом, что по такой жаре естественно. Также естественно, что я попросил повторить, но уже заказал другой вид кофе, хотя также холодный. Это был час блаженства, после целого дня вышивания ножками по жаре.
Рядом с офисом Sinh Tourist расположен парк, вот туда я и отправился посидеть на лавочке, благо уже стемнело. В парке молодые парни играли ногами в бадминтон. Свободных скамеек не было, и я подсел к средних лет мужику европейской внешности. Думал турист, оказалось, что уже два года здесь во Вьетнаме живет, последние два месяца в этом парке. Так я познакомился с австралийским бомжом, который приехал во Вьетнам два года назад с большими деньгами, но неудачно женился и остался ни с чем. Короче, попал на типичный вьетнамский развод богатых белых мистеров. К сожалению, имени я не запомнил, но мужик этот пристойно говорит по-русски. Душевный такой человек, будете там – дайте ему пару баксов на табачок.
Ну а мне пришло время возвращаться к офису компании «Sinh Tourist», куда через некоторое время прибыл огромный спальный автобус. Туристы загрузились внутрь, и мы отчалили в последний мой вьетнамский город – Нячанг, с которого, собственно, все и начиналось.
В Нячанг прибыли утром по темноте тоже к офису этой же компании, а это в самом центре, недалеко от моего отеля «Ken», куда я сразу же и направился. Бросил рюкзак, принял душ, и, пока не совсем рассвело, пошел на утренний рынок. Что сказать, нравятся мне рынки, особенно по утрам, когда еще самую наисвежайшую продукцию раскладывают по лоткам. Прошел все ряды, ничего не купил, да я и не собирался, ведь я так просто – поглазеть приходил.
Потом прошелся по пляжу, а он здесь длиннющий, но купаться не стал, да и никто не купался, потому что океан штормило, и то и дело накрапывал дождь. Отложим эту приятную процедуру на завтра. А сегодня я бродил по магазинам, покупал сувениры и столовался в уличных кафешках.
На следующий день я поехал на пляж Зоклет, что в 50 км от Нячанга к северу. Надо же побаловать себя и пляжным отдыхом, а то, понимаешь, уже полторы недели во Вьетнаме, а на пляже-то толком и не полежал. Сюда же обычно за этим и едут. Вот я и решил восполнить пробел. К этому пляжу ходит городской автобус №3. Цена билета примерно один доллар. Пляж очень длинный и безлюдный. Не то, чтобы людей совсем нет, но их очень мало. Море чистое спокойное, пологий длинный вход в море, вода очень теплая. На этом пляже я провел весь день. Насобирал мешок ракушек и загорел до стадии кремации.
Вечером уехал обратно тем же автобусом, ходят они с интервалом в 30 минут. А там в Нячанге стандартная программа: прогулка по вечерним улочкам в поисках аутентичного кафе, ужин и спать.
На следующий день я первую половину дня бродил по нетуристическому Нячангу, забредая во все интересные места, а вторую половину провел на пляже.
На городском пляже Нячанга русских больше чем в Крыму, так что всегда найдется, кто присмотрит за вашими вещами, пока вы будете купаться. Несмотря на пугающую сильную волну, купание на городском пляже отличное, если конечно не барахтаться в метре от берега, где прибой вспенивает песок, отчего вода мутная. Немного поодаль от берега и вода чистая и волны такой уже нет. К вечеру по цвету кожи был совсем уж как лобстер.
За все время путешествия эти два дня так и остались единственными днями пляжного отдыха. Для меня так вполне достаточно.
Утро следующего дня началось с посещения института океанографии, которое заняло пару часов. Я не был на Винперле, поэтому не могу сравнивать с тамошним океанариумом, но здесь мне понравилось.
Опять же утром почти никого нет. Остаток светового дня посвятил хождению по магазинам и покупкам сувенирами для всех родных и близких. Я купил два метра голубого шелка (настоящего), традиционную вьетнамскую шляпу, майки, футболки, шорты и кучу мелочевки вроде магнитиков, вееров и т.д. Ну и кофе, конфеты и фрукты, конечно. Фрукты полагается провозить в отдельной таре, но я этого не знал и провез в рюкзаке, все прошло чисто, никто не придрался.
Вечером попробовал очередной вьетнамский фастфуд: рис в чудном соусе с маринованной обжаренной на углях свининой. И все это приправлено так, как я люблю. Да, будет мне не хватать вьетнамских соусов, первое время уж точно. Не отказался и от пива, страшно даже подумать, последнего вьетнамского пива в этом году. Пиво было не то теплым, не то холодным, такой пограничной температуры между «еще можно пить» и «моча, господа». Затем был душ с энтузиазмом, как в последний раз, и спать. Завтра домой.
Утром проснулся очень поздно, и, не торопясь, собрался, торопиться теперь уже не зачем, не на поезд, чай, опаздываю. К назначенному времени спустился вниз и отбыл на, приехавшем за мной, автобусе компании «Anex Tour». В аэропорту все прошло без сучка, без задоринки, даже вылет не задержали. В дьюти фри еще купил вьетнамского рома и вина.
Во время полета сидел у окошка и успел немного поснимать, пока не стемнело. Потом же откинул голову и позволил мыслям бесконтрольно течь. Поездка полностью удалась, даже сверх того: я посмотрел все, что хотел посмотреть и побывал во всех местах, которые наметил дома, получил заряд положительных эмоций и радостных впечатлений на год вперед. Возможно, через год будет другая поездка, но об этом уже будет свой рассказ, в свое время.