Одни из самых приятных воспоминаний- это воспоминания о путешествиях. Поэтому я приглашаю Вас проделать заново весь Путь вместе со мной. Это первый опыт написания подобного рассказа, поэтому не судите строго, да и с сочинительством в школе не всегда было гладко. Вы готовы? Тогда поехали!
Вдохновение приходит откуда не ждешь. Так и со мной, ехал я утром в метро, а тут новость о хорошей акции на авиабилет от Qatar до Вьетнама в сентябре. "Хмм, маршрут Москва-Хошимин вроде бы неплохо, но все таки как-то не по-спортивному, без туристической изюминки что-ли", - подумал я.
Внутренний голос настаивает: " А давай, проэкспериментируем. Что если, например, Москва - Ханой...а обратно Хошимин - Москва". Система бронирования катарцев была благосклонна, и сайт выдал вполне адекватные 17,5 тысяч рублей. Сомнений быть не могло. Беру и точка, вылет через месяц. Тем временем, внутренний голос недоумевал: " А что, же ты уважаемый путешественник будешь делать, ведь между городами более 2000 км, почти 80% протяженности всего Вьетнама." Однако, я себя успокаивал, что план все равно образуется как бы то ни было.
И тут наступает самый ответственный (и одновременно приятный) момент - планирование поездки. Чтение форумов, путеводители, отзывы, карты гугл, бессоные ночи, волнение в конце то концов. Для тех кто в поиске могу посоветовать, что канву всего путешествия я планировал, используя путеводитель фирмы Русский гид полиглот, очень красивая и полезная книжка.
Итак, какие ассоциации пробуждает Вьетнам в неискушенном туристе. Готов поспорить, что это будут: 1) Мопеды; 2) Конусообразные плетеные шапочки и рисовые поля; 3) Мазь "Звездочка"
Ну что же раз мопеды (или "Мотобайки" на сленге местных) - это часть жизни каждого вьетнамца, значит и мне нужен тоже какой-нибудь двухколесный пони. Ведь как иначе я смогу проникнуться духом и колоритом страны?! На этом и порешил, что основным стержнем путешествия будет поездка на мопеде, да и проблема с транспортом будет решена. А все остальное, экскурсии, достопримечательности буду донавешивать походу пьесы.
Таков был мой маршрут по факту:
1 день. Ханой. Прилет, акклиматизация.
2 день. Ханой. Поиск мотобайка плюс осмотр достопримечательностей. Выезд в Сапу.
3 день. Сапа - треккинги по рисовым террасам (восхождение на Фансипан не получилось. Я отказался из-за облачности).
4 день. Сапа - Дьен Бьен Фу
5 день. Дьен Бьен Фу - неизвестный мне поселок в районе Май Чау
6 день. Май Чау - Ханой. Выезд в Хуэ.
7 день. Хуэ - Перевал Океанских Облаков - Дананг - Там Ки
8 день. Там Ки - неизвестная мне деревушка в районе Той Хоа
9 день. Той Хоа - Нячанг
10 день. Нячанг - Далат
11 день. Далат (восхождение на гору Лангбьянг)
12 день. Далат - еще одна нетуристическая локация в районе города Бао Лок
13 день. Бао Лок - Сайгон
14 день. Сайгон (осмотр достопримечательностей)
15 день. Сайгон - тоннели Ку Чи
16 день. Вылет домой.
Для начала мне необходимо было обзавестись визой, которая оформляется прямо в аэропорту. Формально Вьетнам для граждан РФ безвизовый при продолжительности пребывания не более 15 дней, но так как мой трип занимал 16 дней я решил на всякий случай все же оформить эту бумажечку в загранпаспорте. Тем более, что оформление более чем простое. Еще будучи в Москве, я оформил по интернету Visa Approval Letter (10$), распечатал анкету, да прихватил старую фотку. Вообще по инструкции они требуют 2 фотки странного размера 4*6 см, такие делают в Москве ?! Офицера - пограничника в целом устроила моя старая фотка от шенгена (достаточно было и одной), а также анкета, которую в спешке я забыл полностью заполнить подписать Людей в очереди было довольно много, но процесс двигался быстро и через 25 минут я осчастливленный отправился в путь.
Очень удобно, что я купил местную симку (~8$). В предоплаченный пакет входило уже 50 минут, 100 смсок и пару гигов интернет трафика. Роуминг в российском понимании там отсутствует, а сотовое покрытие не в пример российскому. Таким образом, интернет и связь с миром у меня были даже в глухих поселках.
Многие вьетнамцы не говорят по-английски и я, посмотрев на карту, (аэропорт достаточно близко от города) решил поехать на простом городском автобусе вместо такси. Вообще, мне не нравится пользоваться услугами таксистов и стараюсь их избегать при любой возможности.
Так как и надписи на автобусе были тоже на вьетнамском, я решил испытать удачу и сел в первый попавшийся. Так и доехал до центра за смешные (~0,4 доллара) и дальше мне нужно было пешком прогуляться до отеля. Кстати впервые попробовал программу для айфона maps.me. Вещь! Это бесплатная оффлайновая карта с gps. Очень удобно и на ней вдобавок отмечены всякие POI вроде закусочных, заправок, отелей и достопримечательностей, а к тому же знает даже глухие поселки и дорожки Вьетнама.
(ps. тэги с датой и временем на фотках некорректные, просто на камере время сбивается постоянно и убрать нельзя)
Добираюсь до своего отеля, а доброжелательный вьетнамец на ресепшене мне сообщает: "Ох, сэр, у нас нет мест, но мы вам готовы подобрать номер в другом отеле всего лишь на 15 долларов дороже". После небольшого торга цена достигла приемлемого для меня диапазона и я заселился, упал спать.
Многие вьетнамцы просыпаются рано утром, около 6 часов утра, а меню завтрака - это незабываемый суп Фо.
Зарядившись энергией, пора и в путь.
Как найти мопед? В туристическом центре Ханоя не сказать, чтобы много контор где можно купить мотобайк. Я обошел около 5 точек протестировав приличное количество мотобайков. Набор мотобайков к продаже - это либо Honda Win, а точнее их китайские копии марки Lifan, либо старые советские Мински. И те, и другие будут покрашены кисточкой черный цвет, а на баке будет красоваться красная звезда, как символ Вьетнама. Многие из них были в состоянии от "недвижимость" до "дрова", однако и цена вполне гуманные 150-200 долларов.
Оценив предстоящий маршрут, я подумал, что мне нужно что-нибудь японское (как синоним - надежное). Мне понравилась красная Yamaha Nouvo 2007 года в идеальном состоянии, внешний пластик без видимых царапок, красный цвет, движок заводился с полоборота. Это "чудо" мне попалось мне на тест первым в это утро, в какой-то странной фирме. Через 15 минут я ушел, но мопед, что называется "запал мне в душу" и, походив по Ханою целый день, я понял, что беру.
Продавцы оказались хорошими, а главное честными ребятами. К сожалению, многие в этом бизнесе просто барыги и я таких видел, будьте осторожны.
Покупка мотобайка обошлась мне в районе 300 долларов. Цена неоднозначная. С одной стороны это неприлично дорого, а с другой стороны все-таки надежность. На своем маршруте я видал пару европейцев на Lifan с оборванной цепью или клином движка, и поверьте, я думаю, что они были не очень рады той сэконмленной сотке баксов.
Решил обмыть свою покупку в одном из лучших ресторанов Ханоя.
Оставшееся время погулял по достопримечательностям Ханоя. На мой взгляд в городе смотреть особо нечего. Предлагаю Вам оценить самим:
(пагода одного столба)
(Владимир Ильич)
(транспортная доступность)
(озеро Возвращенного меча)
На следующий день я отправлялся в известный город Сапа расположенный в горах. Единственной его достопримечательностью является тихая атмосфера, рисовые поля. Коренной сельскохозяйственный Вьетнам. До него около 350 км. по магистрали Ребята, в фирме где я купил мотобайк, подсказали мне классную идею. "Зачем тащится это расстояние по скучной трассе, если можно доехать на слипер басе (а мопед закинуть в багажник)?!". Ок, по рукам, значит я поеду на слипере, только организуйте процесс. Водила автобуса конечно сначала отказывался, вроде это запрещено, полиция, пожароопасно и т.д. Но, это Азия. После пятерки баксов чаевых, он согласился с моим специфичным багажом
Ну теперь по сути. Да в Сапе красиво именно в сентябре, потому что рисовые поля начинают желтеть и это смотреться действительно колоритно. Вот так выглядела долина недалеко от моего гостевого дома.
Я попросил хозяйку, чтобы мне показали местность. Ее муж согласился провести импровизированную экскурсию по долине, так мы и гуляли часов 5. А вокруг бескрайние террасы.
Обязательно попробуйте поискать удобную и непромокаемую обувь для хорошей прогулки. Я позаимствовал резиновые сапоги о хозяина гестхауса. Жаль, что они были 42 размера и безбожно натирали. Однако, обувь больших размеров у местных днем с огнем не сыщешь.
На следующий день из Сапы мне нужно было доехать до Дьен Бьен Фу 350 км. Единственная достопримечательность это дорога.
И такие виды на протяжении целого дня.
Главное здесь - это не сильно переживать над тем, что иногда эта "дорога" из асфальтированной превращалась в узкую козью тропку. Еду медленно, хочется останавливаться и фоткать, фоткать.
Наслаждаюсь пейзажами и атмосферой.
Накануне шли дожди и во многих местах, где река и ущелье были рядом с дорогой грязевым селем смыло дорогу, в итоге пришлось в некоторых местах форсировать настоящие броды. Дух захватывает.
После приключений на Алтае мне броды не страшны, тут как и везде действует правило "больше газа, меньше страха" и я уже на другом берегу. В некоторых местах предприимчивые вьетнамцы строили мостик из бамбука и взимали символическую плату за проезд. Если не хочешь платить, то можно и вброд рядом, но там уже довольно глубоко. Хотя местные на груженных мотобайках и его форсировали.
Типичная "магистраль" Северного Вьетнама.
Серпантины, серпантины. Стандартный прием - обогнать ползущую фуру на закрытом повороте. Главный инструмент дорожного движения - это бибикалка. Причем со временем понимаешь, что дорожное движение уже и не такое хаотичное, все перестроения и маневры очень предсказуемы. Вот так происходят обгоны. "Бии-бип".
По итогам дня из-за сильного солнца у меня обгорело все: нос и руки, так как я их по глупости не прикрыл от солнца. Будьте аккуратнее с солнцем. Даже если облачно на небе.
Так я и ехал несколько дней по горной части Северного Вьетнама. Настоящими горами, их не назовешь. В путеводителе этот район называется - "Бухта Халонг на суше".
Изначально я хотел двигаться дальше по HoChiMinh Highway в сторону Донгхоя и парка пещер Фонгня. К сожалению, все эти дни было так жарко, и я так устал, потому после кольцевого маршрута по северу я снова вернулся в Ханой. Успешно вливаясь в местный трафик я заехал к ребятам, которые мне продали мопед. Утоляю жажду
Потом ближе к ночи уже поехали на очередной слипер бас. И снова водитель отказывался грузить, но они на вьетнамском вообщем за небольшую материальную премию договорились.
На утро я проснулся в районе города Хуэ (исторический город и вообще объект Юнеско, как говорил мне путеводитель), но из-за жары и усталости мне было не до местных достопримечательностей и я ехал.
На пути у меня была дорога через перевал Океанских Облаков в город Дананг и далее.
Этот перевал является климатическим разделом между умеренным климатом севера и тропиками юга. Реально за перевалом солнце начало просто заживо прижаривать, особенно в дневной пик. Перевал получил свое название из-за неустойчивой погоды. По легенде здесь либо ясное небо, либо густой туман. Мне повезло - было солнечно. Однако после "диких" перевалов и долин Северного Вьетнама, здесь уже не так пробирало на красоты. Также здесь очень много туристов, проезжающих специально этот участок на мопеде, но трафик в целом не большой. Все машины едут через тоннель, въезд в который на мотобайках запрещен.
Минуя Дананг через 100 км я приехал в свой отель, недалеко от города Там Ки. И это был лучший отель на море из всех, который я видел в своей жизни. Вид с террасы ресторана. Бокал вина "Далат", seafood, шум прибоя - божественно.
Так как он территориально находится далеко от туристических центров, то в нем было всего 3 человека. По-моему мы втроем были единственными европейцами в радиусе 100 км. Я производил такое удивительное впечатление на местных, что они считали своим долгом всей семьей сфотографироваться со мной. За 30 долларов в моем распоряжении была уютная Вилла с современным ремонтом в 15 метрах от пляжа с вкусным завтраком, садом и бассейном. Пляж, о боги, эти шикарнейший пляж.Береговая линия бесконечная и самое главное вообще ни одного человека.
То есть тупо выходишь на берег, а у моря вообще никого.
Европейцы из отеля плавали в бассейне, а еще море было как в фильмах про Гавайи , такие большие и длинные волны. В них поплавать было круто.
Ну и затем я двинулся в сторону Нячанга. Один раз заночевал в рыбацкой деревушке за 150 км до Нячанга. Очень милый поселок, но пляж уже не торт. Зато посмотрел как местные рыбаки плавают на своих круглых посудинах-лодках.
Приличный завтрак. Вообще во Вьетнаме все очень вкусно.
Эксперимент с Нячангом не удался. Если хотите узнать мое честное мнение, то я в нем разочаровался. Очень многолюдно, очень шумно, да и суп фо не такой вкусный как в провинции.
Вот Вам для сравнения:
Я забронировал пентхаус на 40 этаже в самом высоком здании Нячанга, где то за 20$. Ну вообщем дух перевел. Услышал знакомую, но уже забытую русскую речь и двинул вперед. На гору Хонг ба я, к сожалению не ездил, так как у меня уже время было распланировано, да и хотелось скорей прохлады в горном Далате.
Уношу ноги поскорее из Нячанга.
Многие уверяли меня в том, что мопед мой окончательно сдуется на горных перевалах по дороге в Далат, но это все глупости и не более. Дорога - очень приятный серпантинчик, не намного круче чем в северной части Вьетнама.
К вечеру я приехал в Далат и мне там...понравилось! После большой и шумной Азии - это как глоток европейской жизни с азиатскими нотками. Этот город когда-то строили французы под себя, а потом когда их выгнали туда заселились вьетнамцы. Поэтому этот город как Париж в азиатской миниатюре. Я гулял по улочкам и просто наслаждался. Из достопримечательностей, особо посмотреть там нечего, но можно закупиться полезностями, например настоящим вьетнамским кофе, вином и прочими радостями.
Здесь кстати есть гора Лангбьянг, на которую устраивают экскурсии на старых советских уазиках, ну а тем кто хочет экстрима можно пойти тропой к вершине через джунгли. Угадайте где я пошел.
Моя ошибка была в том, что в условиях чистого, ясного синего неба, я не задумался о потенциальном дожде и пошел без дождевика. На вершине меня накрыл муссон и я шел до нитки промокший по этим джунглям и камням, по колено в грязи и глине, по тропе которая превратилась в реку. Фоток оттуда у меня нет по понятным причинам. Я и так думал как бы оттуда живым выбраться. Тропа очень опасная, потому что вокруг острые камни, а глина под ногами размокшая и скользкая как лед. Уклон тропы очень крутой, да и вообще такое ощущение, что там уже никто давно не ходит. За целый день я не встретил никого. Поэтому в одиночку ходить туда довольно рисковое мероприятие.
На следующий день, я двинулся через горную часть в сторону Сайгона. По дороге заехал на водопады.
Это водопад "Слон".
Километров через 30 заехал на водопад "Понгур".
Из интересного был только один случай, когда отель по карте букинга был расположен в соседнем поселке и я его очень долго искал. Помогли местные жители, когда я уже надоел им вокруг их огорода по кругу ездить
Отель кстати очень классный. Тоже вилла, не совсем новая, но такая на релаксе вообще тема.
Ну и финальная точка это - Сайгон
"Правильной дорогой идете товарищи".
Последние дни я переживал, как же мне продать мопед. По факту же оказалось все элементарно. Конечно очень жалко было с ним расставаться. Я продал его в первой попавшейся точке. У меня не было ни времени, ни желания особо торговаться с покупателем. Меня устроили мои 160 долларов за основательно пользованный мотобайк. При желании можно было конечно баксов 200 выручить, если поискать место, а то и все 300, если продавать европейцу через крейгслист, но у меня было мало времени на все это. В самом Сайгоне можно найти хороший культурный досуг. Я сходил в Музей Войны. Я думаю, каждый турист должен там побывать. Очень страшное место, документальные фотки жуткие, но это война. Без прикрас.
Вечером я сходил в местную оперу, где команда актеров делает перформанс а-ля "Цирк дю солей". Я не пожалел, было прикольно и весело.
На следующий день я съездил с экскурсией в тоннели Ку Чи. Популярная достопримечательность. Это вьетнамцы во время войны выкопали в глине более 200 км землянок и партизанили. По некоторым тоннелям можно полазить. Однозначно место не для боящихся клаустрофобии, так как тоннели реально очень тесные. Там же можно пострелять из Ак-47, американских винтовок и пулеметов, но будьте готовы, что ценник выставят конский. Я уже точно не помню цену, но очень дорогой аттракцион. Если не ошибаюсь 2$ один выстрел.
Ну вот и все. Мое путешествие подходит к концу, ну а если Вы читаете эти строки, то значит все-таки осилили мою повесть.
Удивительно, но после такого насыщенного путешествия реально хочется побыть дома и никуда не ехать!
Всем удачи и новых приключений!