Перед поездкой:
обязательно посмотреть великолепный французский фильм «Индокитай» с Катрин Денев.
спланировать и забронировать все перелеты. Нам удавалось найти билеты и за день до вылета, но получалось небюджетно.
положить в чемодан (а лучше в ручную кладь) теплый шарф, шаль или кофту (эти вещи пригодятся, когда Вы будете сидеть под ледяным кондиционером).
Бронировать отель можно через сайт -.com – там, как правило, предлагают, скидки, но заплатить нужно сразу. Если Вы собираетесь оставаться в отеле больше двух ночей, забронируйте только первую. Зачастую непосредственно на месте можно найти куда более интересное предложение.
Погода. Сведения о ней на форуме несколько противоречивы. У меня было ощущение, что мы приедем в сезон дождей. Дожди действительно были: 2 раза в Сайгоне, 1 раз в Далате, 1 раз в Сием Рипе и много раз на Фукоке — согласитесь, для 21 дня это немного. Везде, кроме Фукока, это были быстрые, теплые тропические ливни, которые приносили желанную прохладу. На Фукоке мы провели три дня, и три шел дождь, море штормило так, что зайти глубже, чем по пояс, не получалось.
Транспорт. Путешествовали мы тремя видами транспорта: самолетом (Вьетнамские авиалинии), автобусом и такси.
Самолет
Из Москвы в Хо Ши Мин летели Вьетнамскими авиалиниями (билет обошелся порядка 600 долл на чел., притом, что бронировали меньше, чем за месяц. После того, как мы слетали в Банкок Тайскими авиалиниями, у меня появился идеал авиаперевозчика. Вьетнамцы значительно проигрывают по уровню комфорта, но в общем и целом — приемлемо. Я даже съела обед, что большая редкость.
Из Хо Ши Мина на Фукок летели теми же вьетами (потратили порядка 50 долл. на чел.) Полет состоит из 2 частей: взлет и посадка. Садиться очень красиво — бирюзовое море и изумрудная зелень.
Из Хо Ши Мина в Далат тоже летели. Причем, бронировали ровно за день до вылета. Потратили порядка 100 долл. за двоих и час времени.
Автобус
Автобусом мы ездили много. Из Хо Ши Мина в Пном Пень — порядка 6 часов, переночевали в Пне, отравились в Сием Рип. Дорога была интересная, но очень тяжелая. Из Хо Ши Мина выезжали рано утром, о чем потом серьезно пожалели — не выспались, устали, Пном Пень толком не посмотрели.
Из Сием Рипа выезжали чуть попозже, но тоже дьявольски устали — меня спас только волшебный СПА, но об этом позже. Однако самое страшное было еще впереди — 12-часовой переезд из Сием Рипа в HCMC, через Пном Пень.
Автобус в общем-то удобный, но сидячий. Останавливается каждые часа два-три: можно выйти поесть и в туалет. Туалет есть и в самом автобусе. Дают маленькую бутылку воды, влажную салфетку и какую-то несъедобную булку. Переезды Хо Ши Мин — Пном Пень, Пном Пень — Сием Рип стоят порядка 10 долл. каждый. Автобус Сием Рип — Хо Ши Мин — порядка 20 долл. Билеты в Пном Пень купили в вьетнамском турагентстве, а в Камбодже — в офисе компании-перевозчика. Разница какая-то несущественная — 1-2 долл.
В Камбожу нас везла вьетнамская автобусная компания Sabacco, обратно — камбоджийская Mekong Express. Камбоджийский автобус стоит на несколько долларов дороже, но чище и удобнее. Кроме того, стоимость, как правило, включает трансфер из отеля.
Резюмируя могу сказать, это путешествие для стойких и любопытных. Мы получили возможность посмотреть страну (камбоджийские деревни, как правило, очень колоритны), переплавлялись на пароме через Меконг — это тоже любопытно, но адски уставали.
Из Далата в Нячанг тоже ехали на автобусе. Путешествие заняло порядка 4 часов. Дорога жуткая — горный серпантин, но это того стоило. Пейзажи захватывающие. Порядок цен тот же — 100.000 донгов (т. е. чуть больше 5 долл. за человека) — бронировали в местном турагенстве. Долго не могли найти места (нам нужно было уезжать на следующий день) и поинтересовались ценой такси — около 50 долл., потом все же нашли автобус. Во время этого путешествия мы познакомились со sleeping bus – в таком автобусе можно спать: полки в два ряда, друг над другом. Есть крохотная подушка. Во время ночных переездов дают одеяла и маленькую бутылку воды.
Из Нячанга в Хо Ши Мин ехать страсть как не хотелось, но тратить 250 долл. за полет не хотелось еще больше. Мы решились лететь за 2 дня. Все билеты эконом-класса были уже выкуплены. Билет обошелся порядка 20 долл. Автобус был поновее. Спать в нем можно, но сложно, если Ваш рост превышает 1,70. Кроме того, въезжая в большой населенный пункт (к счастью, это случилось уже утром), водитель непрерывно сигналит — к концу путешествия мне страстно захотелось бросить в него чем-нибудь тяжелым. Муж не позволил. Никто не пострадал.
Позволю себе несколько советов:
1.если путешествуете с маленькими детьми, ехать на автобусе не стоит.
2.обязательно возьмите с собой шарф или теплую кофту — кондиционер будет сдувать Вас с сидения, а выключить его иногда невозможно. Когда ехали из Ня Чанга в Хошимин, спали на верхних полках. Кондиционер справа был залеплен скотчем, а левый дул с остервенением. Утром я увидела гениальное произведение инженерной мысли — муж заботливо залепил его пластырем.
3.очень пригодятся плеер и наушники.
4.попросите заранее выбрать место в автобусе.
Такси
Поездка на такси по центру Хо Ши Мина обойдется Вам порядка 2-3 долл., в аэропорт — порядка 5. В других городах порядок цен примерно тот же. Правда, есть одно НО: далеко не все таксисты говорят по-английски, поэтому выходя из отеля запаситесь визиткой и адресом того места, в которое собираетесь попасть.
В Камбодже такси заменяет тук-тук. Фиксированной цены нет, нужно торговаться. На всех водителей неизменно действовала фраза: “I know the price”, произнесенная строгим, уверенным голосом. Поездка по городу обходилась 1 долл.
За поездки по Анкору мы платили 10-15 долл.: можно было, наверное, найти дешевле, но очень лениво. Договаривались мы так — 10 долл. за день, независимо от дальности маршрута. Когда просили вернутся в отель на обед, водитель горестно качал головой, но соглашался вернуться за дополнительные 5 долл. За восход доплачивали дополнительные 5 долл.