Вот и настал тот момент когда нужно отдавать «долг» любимому форуму в форме отчета о посещенной стране.
Плодить ранее миллионный отчет о Тае-Сингапуре-Италии-Испании и тд (из моего списка увиденных стран) не было желания, а отчетов о Бангладеш кот наплакал, соответственно, пора!
Компанию в путешествии мне составили откликнувшиеся на сообщение в Попутчиках пользователи форума Винского Сергей(Harrington83) и Татьяна(Таняsun).
Ребята! Спасибо Вам за компанию! Поверьте: спустя время в памяти останется только хорошее. Время провели с пользой,однозначно!
Поездка в Бангладеш была задумана как бонус к поездке в Индию, по всем представляющим для меня интерес местам от Дели до Калькутты (все пункты обычно предлагаемые на форуме + Махура,Сарнатх и Бодгайя).
Маршрут был преодолен следующий:
Калькутта-Бенгаон-Харидаспур(все Индия)- Бенапол-Кхулна-Багерат-Сундарбаны-Кхулна-Дакка-Панам Сити-Сонаргаон-Дакка- Кокс Базар-Текнаф-Остров Сент Мартин-Текнаф-Кокс Базар-Читтагонг-Калькутта (самолетом).
Для наглядности-прошу взглянуть на картинку снизу:
Бангладеш представлялся трешевым местом, мировой помойкой, с людьми каждодневно борющимся за жизнь в условиях жуткой перенаселенности (напоминаю: не так давно Бангладеш поменялся с Россией местами в топе стран по населению, при территории несравнимо меньшей).
Немалую лепту внесли в такое восприятие страны ранние отчеты на Винском. На деле оказавшимися глубоко поверхностными и вводящими в заблуждение, формирующие мифы,стереотипы о Бангладеш (мое личное мнение).
В действительности, все оказалось совсем не так, не более грязно, чем в других ранее посещенных странах Азии, с достаточно позитивным местным населением.
Но обо всем по порядку..
Попасть в Бангладеш планировалось и осуществилось по земле из Калькутты.
Способов есть два: поездом в Дакку (без остановок) или электричкой с жд вокзала Sealdah до городка Бенгаон. Выбрали второй способ.
См. картинки с расписанием снизу.
Далее авторикшей рекомендуется ехать до Харидаспура (пару минут). Это последний город c индийской стороны. Там же индийский погранконтроль и здесь же рекомендую менять деньги. В Калькутте-Кхулне курс был хоть и немного, но хуже.
Далее переходим в Бенапол, город с той стороны границы. Сама эта граница выглядит как на картинке снизу и вообще такой объект снимать не рекомендуется, но всем пофиг.
Вся процедура заняла полчаса максимум на все проверки.
Далее нашим следующим пунктом назначения была Кхулна,как перевалочный пункт для поездок в Багерат и нацпарк Сундарбаны. Каждый час с 11 часов отправляются достаточно цивильные автобусы. Мы уже были свободны в районе 9, нас было 3ое и мы решили взять вскладчину машину. Выбор был достаточно большой в плане предлагаемых машин, но торговались они крайне плохо, этакая мафия. Итого: нашелся молодой парень готовый везти нас за 1800 така (1 така = 0,4 рубля). В процессе прогулок моей попутчицы в поисках чего подешевле цена под давлением других водил стала повышаться и пришлось даже прикрикнуть на них, чтобы прекратили свои нравоучения в отношении своего более молодого коллеги. Итого 2100 така и попытки уже по прибытии поклянчить еще. Попытки безуспешные.
Сама Кхулна оказалась местом достаточно приятным. Чистым,зеленым и поразительно малонасиленным относительно того что ожидалось. В плане посмотреть- ничего интересного не предлагалось ни в Лонли Пленет,ни в других заранее изученных источниках информации.
Город хорош наличием большого количества недорогого и качественного жилья.
Первой попыткой был предложенный в ЛП отель Arcadia. С ценой в районе 150-200 руб. Место не понравилось попутчикам облезлостью стен и отсутствием вай-фая(да-да, вот такие запросы были в нашем преимущественно бекпекерском путешествии). Попытки местной администрации задержать нас у себя резким демпингом успехом не увенчались.
Остановились в отеле Western Inn International. Цена в районе 400 рублей. И оно того стоит. Душ,телевизор, холодильник,письменный стол и даже отдельный диван. В Индии за такие деньги такого сервиса нам не попадалось. Также в отеле относительно недорогой ресторан. Туры в Сундарбаны, предлагаемые в отеле (от Бенгал Турс) брать не рекомендую. Цена была неадекватной -18000 так за однодневный тур. С 8 до 17 часов.
Рекомендую доехать до жд вокзала и взять там. (название не вспомню,крайне правый офис) 11-12 тысяч така за однодневный тур с 7 до 18. Включены машина до Монглы и обратно, мини-яхта +услуга гида. Вся сумма поделилась среди нас троих. 1600 рублей на человека вышло.
Но все это было после нашей поездки в Багерат.
Рикша от отеля до новой автостанции стоил порядка 50 така за троих. Но дятел-рикша, практически не говорящий по-английски и заткнувший уши наушниками сразу как только мы успели вымолвить куда нам надо, до станции нас не довез, оставив нас у въезда на эстакаду по пути следования автотранспорта в Багерат (трасса на Монглу), уверяя что это и есть автостанция. В реальности нужно настаивать чтобы вез именно на станцию, в обратном случае, будете стоять в полном автобусе всю дорогу, хоть и относительно недолго (до 30 минут).
В самом Багерате наш интерес был в посещении памятника Юнеско мечеть Шаит-Гумбат- мечеть с 60ю куполами. Не маст си объект конечно,но полдня было свободным, и вот их и заняли. Вид снаружи значительно интереснее вида внутри. Внутри одни голые стены да облезлые колонны.
Рядом есть и небольшой музей с мумией большого крокодила,парой археологических карт с достопримечательностями Бангладеш и артефакты с местных раскопок.
За территорией этой мечети парочка одно куполовых мечетей,ничего интересного, мечеть в честь местного святого, прибывшего из Турции (местные жители на быстро организованном консилиуме сошлись на том что прибыл он из Йемена), озеро,дома местных жителей.
Народу полно, и люди собственно и главный аттракцион. Все тебя фоткают,подходят спросить как твое имя или откуда ты. Минуту встанешь на месте,как вокруг уже человек 15-20 встанет в круг и будет на тебя глазеть.
Обратно возвращаться в Кхулну рекомендую добираться в сидячем положении. Для этого возьмите авторикшу (ездят по фиксированным расценкам, можете сесть и с местными) и доехать до конечной станции,где осуществляется посадка.
Мы возвращались уже под вечер, после заката солнца в Багерате. Дороги откровенно поганые,людей много, поэтому поберечь себя нелишне.
На следующий день у нас был однодневный трип в Сундарбаны. Изначально, я к ним был холодно настроен, в итоге поддавшись желаниям попутчиков посетить этот заповедник. И мои впечатления оказались в итоге даже хуже чем я ожидал. Поэтому воспринимайте мое мнение-впечатление с позиции человека впринципе ровно относящегося к природным достопримечательностям.
Что я увидел: достаточно невзрачный эко-парк в Карамжале с загоном оленей, парочкой уродливых лысых обезьян, несколько вольеров с разного размера крокодилами, реку по которой мы проплыли (увидев разок спину дельфина), много малолиственных деревьев. Прошлись по этим джунглям в сопровождении гида и автоматчика. Пофоткали все это дело.
Народ в основном едет за тиграми (их памятники во всех крупных городах), много рекламы в Интернете,этакий символ заповедника.
При покупке тура на вопрос о возможности встретить тигра агент широко улыбнулся и сделал жест,мол уже давно ничего подобного нет, не будьте наивными.
В ходе поездки нам показывали отпечаток якобы лапы, дерево под которым якобы родился тигренок.. Дело каждого верить или нет.
Пару фоток см. ниже.
По приезду обратно в Кхулну мы сели в заранее купленный поезд в Дакку (отправление в 8, прибытие в районе 10). Все достаточно цивильно, с вентиляторами и открывающимися окнами. Удалось поспать))
Для людей любящих поспать в своей кровати , а не в поезде. И любящих комфорт и не видящих проблемы в полете – рекомендую самолет из Джессора в Дакку или в Читтагонг или в Кокс’Базар (нужное Вам подчеркнуть). Очень недорого. (до Дакки – 1000 руб за перелет). Компания АК Юнайтед. Одна из двух лучших авиакомпаний Бангладеш, вылетающая без задержек и имеющая много международных рейсов в том числе и в Лондон и Куалу.
У нас был компромиссный вариант лодка-ракета до Дакки. Не выгорело. Ни из Кхулны ни из Монглы ракеты не ходили. Якобы связано с проблемами реки.. Что не помешало нам в Сундарбаны сплавать на следующий день. Но билеты купить не удалось. ЛП рекомендует пробовать купить билеты на ракету (в 3 часа отправления из Кхулны) в маленьком домике департамента водного транспорта рядом с жд станцией.
В Дакке остановились в отеле Pacific недалеко от жд станции. Достаточно большой выбор, вполне сносных номеров. Компьютер с инетом - в холле.
Достопримечательности в Дакке я неплохо разобрал в ходе подготовки к поездке.
Бангладеш + Индия: Нужна помощь неравнодушных!
Уже после поездки могу рекомендовать к просмотру «европейскую» часть Дакки (север Олд Дакки). Прогуляйтись по зеленым паркам, посмотрите здание Верховного Суда (рекомендую, сие здание с куполами в стиле Великих Моголов изображено на банкноте в 500 така , Supreme Court Building),посмотрите бастионоподобное здание парламента, пройдитель по магазинам(рекомендую сеть Ариаранг,есть выбор футболок с бангладешской темой, фотопутеводители по Бангладеш,сувениры), торговым комплексам, пошопьтесь, покушайте в цивильном месте.
Можете доехать до Розового дворца, один из управляющих которого кстати жил на(в) Украине, в Донецке. Лал-Багх форта(буквально за углом редкая для этих мест пиццерия + азиатская кухня, в том числе тайская + европейская музыка).
И Дакка запомнится Вам как достаточно приятное место.
Розовый форт
Подходящее место для шоппинга - комплекс Гульшан.
Альтернативой, для пытливых умов могут стать остальные предложенные места в списке из ссылки ранее. В этом случае Дакка у Вас оставит, встречаемое практически в 100% случаях отзывах о Дакке, впечатление сплошной стройки-рынка ширпотреба-пробки.
Парочку нестрашных фотокарточек из Дакки:
Порт Дакки с биологически мертвой рекой Буригангой.
Кучу мусора вокруг,на берегу и в воде. Люди роющиеся в этом мусоре, и достаточно нищих. Неприятное место.
Сувенир с bicycle street. Стоил 500 так, но местные и за 300 так торгуются. Подключайте привезшего Вас рикшу. Мы пришли сами,пешком.
На следующий день была вылазка в Сонаргаон и Панам-Сити. Добраться на него можно на автобусе со станции Гулистан. В Сонаргаоне нашей целью был местный Тадж-Махал, построенный местным Абрамовичем, с целью якобы дать шанс бедным местным жителям увидеть Тадж (потому что денег на билет до Агры у них нет и не будет), и вызвавший протесты индусов.
В Панам-сити хотелось посмотреть покинутый город,постадавший от военных действий в ходе войны за независимость от Пакистана. 49 зданий, в которых живут местные жители. Запертые на ключ,но попасть внутрь можно за небольшой бакшиш (50 така хватит).
Важный момент для этих поездок и вообще для всех перемещений на авторикшах по Бангладеш: весь это блицкриг,а именно, автовокзал Сонаргаона-Тадж-покинутый город-автовокзал + ожидание нас при осмотрах стоит 300 така за троих вместе. Заняло не меньше 3х часов. 120 рублей. И водитель был не в претензиях.
И средний заработок такого авторикши 1000 така в день. 400 рублей. Нет смысла переплачивать!
Следующим пунктом назначения у нас был Кокс Базар. Добирались до него и потом в Читтагонг автобусами компании Грин Лайн. Рекомендую. Комфортные, с подушкой, с подставкой для ног, с бутылкой воды.
Главный курорт Бангладеш, с самым большим пляжем в мире и очень популярным у японских туристов.
В это время в КБ туристов практически нет. Видели одну семью, одну европейскую даму лет 50 и слух дошел еще об одном канадце.
От местных жителей также услышал, что активно едут австралийцы и канадцы.
Как бы Вам не показалось бредовым,но я вполне представляю наших пакетников отдыхающих здесь лет так через 10 или раньше. А что?! Почему бы и нет. Цены ниже египетских, лететь ближе чем в Тай и чартеры по идее как в Гоа должны быть по цене.Ввести все включено, на манер Турции-Египта сухой закон отменить и готово! Можно Гену и Вована принимать
Мы кстати становились в отеле Алиф. 400 рублей. Рекомендую.
Пару фоток с бирманской вихарой(золотая ступа внури) и пляжем с одыхающими:
На следующий день я поехал посмотреть мой ставший «идеей фикс» остров Сент-Мартин. Остров имеющий отличные отзывы в Интернете и в ЛП названный лучшим местом для сноркеля и дайвинга, чем Голд Кост в Австралии.
Моих попутчиков он изначально не вдохновлял, чему виной стал дохлый ламантин в одном из отчетов в интернете. Да так и не вдохновил,поэтому ехал один.
Рекомендую не брать тур, как предложено в отчете _mariposa_, а съекономить денег и сесть на автобус в 6.30 отбывающий из КБ с местного автовокзала. Чтобы спустя 3 часа успеть на паромы на СМ. В 9-30 парочку паромов отплывает и возвращается в 15.30.
Приехал я в районе 8.45. Купил билет в 500 така, позавтракал лепешкой с уличной едальни и поплыл)) Плыли еще часа 3. Фоткая леса,бирманские высоты (по 1000 метров), и чаек ловящих чипсы на лету.
Народ туда едет с чемоданами-рюкзаками. Есть выбор мест для жилья.
У меня была однодневная поездка. Глянуть одним глазком,что называется.
Деревня грязная достаточно, мусор под ногами валяется. Но выйдя из местных «джунглей» на пляж уже мусора не увидишь. Берег весь в кораллах. Купаться- значит ноги все себе поразбивать. Но конечно можно найти где покупаться. Вода была ниразу не прозрачной, не лучше чем в КБ. А там где была прозрачной- вода была на уровне до трети колена.
Все ощущения от человека (т.е. меня) который провел здесь считанные часы. Есть люди на форуме кто и по два дня там жил.
Местный накормленный «гид», который повтирает Вам что ему не хватает денег на школу и стоит она 1000 така в месяц.
Цены на еду не выше чем в остальном Бангладеше.
Отправление обратного парома в 15.30. Прибытие в 17.30. Место отправления не в самом Текнафе,а в минутах 10 не доезжая от него. Последний автобус из этого места в 19-00. Из самого Текнафа в 20-00. Авторикша до 100 так, до Текнафа.
Была сделана попытка добраться до Шахпури, место в котором открывают изумительные,по слухам, виды на Бирманский берег, на его горы.
Попытка провалилась из-за нежелания рикш везти туда. Якобы полно опасных контрабандистов. Искушать судьбу в темноте я не стал. Если кто надумает съездить- рекомендуют ехать до 15.30, чтобы было время до заката вернуться в Текнаф. Полчаса езды, 38 км.
На следующий день мы отправились в итоговое наше место в Бангладеш – главный порт страны Читтагонг.
Самый ранний автобус в 10-00. Ехать номинально 4 часа. 159 км. В реальности ехали 5.30. полтора часа тупо стояли. Мало того что там дороги очень узкие и еле разезжаются большие автобусы, как то еще протискиваются авторикши, так еще и ремонт дороги был. Одну полосу закрыли. И в итоге участок в 100-150 метров ехали полтора часа. Альтернатива самолет или лодка.
Главный маст си объект – порт. Читтагонг – крупнейшее кладбище кораблей в мире. Погуглив Интернет можно найти впечатляющие своими фотками отзывы о нем.
Нам в основном удалось найти места только где эти корабли чинятся, красятся.
Удалось побродить там в доках, подняться на палубу, пожать руки матросам.
Несколько цен: переправа с берега на берег в Читте 7 така. Взять на троих лодку к месту ремонта кораблей и последующему возврату 100 така.
Названия купленных списанных кораблей активно перебиваются на мусульманские.
Видел и израильские корабли и русские.
Вечером можете походить по местному вещевому рынку. Можно накупить кучу местных футболок. Цеха по производству прямо в магазинах.
В минутах 15 по пути от основного рынка через овощно-фруктово-шмоточно-уличные лотки мы и остановились. В рекомендованном ЛП Golden Inn'e. Неплохой отель. С рестораном,где мы до отвала наелись морепродуктов,по просто смешным для Москвы ценам (относительно Бангладеш они также были ниже). Вполне можете пошиковать отведав лобстера или больших креветок.
Альтернативой этому отеле может быть стоящий вплотную отель Silver Inn. Дешевле. Или еще парочку цивильных мест по соседству.
Интернет в Читтагонге убийственно медленный. 256 кбит. С обрывами связи. Спутниковый вроде.
И последнее по отелю.. Авторикша от него до аэропорта (и от всего района автобусной станции) 200 така (80 рублей).Такси на ресепшен зарядили 2000 така. Совсем крыша поехала у ребят.
На следующий день самолетом мы возвращались в Калькутту. АК ДжиЭмДжи. Цена за билет была в районе 3 тысяч рублей. Самолет мелкий-мелкий. Еще меньше чем Эмбраер, который был у меня в Бирме. Долетели без приключений и даже покормили на борту,хоть и полет был всего 1.20. Рейс вылетел без задержек. Аэропорт Читтагонга пустой. Одна точка питания и два лотка с чипсами, газировкой, конфетами. Плюс закрытый дьютик с бухлом был.
Никаких сувениров. Была последняя надежда на покупку магнитов с Бангладеш.
Про сувениры отдельно хочу сказать. Из каждой поездки привожу магниты. В Бангладеше же нигде не видел их в продаже, хотя искали достаточно активно.
Можно привезти различное шмотье, полотенца, деревянные и металлические вещицы.
И еще пару мыслей:
Народ достаточно доброжелательный, хоть и достаточно бесцеремонный в своем желании сфоткать Вас или с Вами.
Бояться ехать не нужно, все достаточно мирно и спокойно.
Каких-то вещей-мест особенных в Бангладеш, которых нет нигде, нету.
Скорее можно ехать за атмосферой, посмотреть на страну в которой мусульмане единолично решают какой страной им быть. Не Малайзия с китайским прогрессивным меньшинством, не светские Турция,Египет, не Индия, где мусульман сдерживают индуисты-джайнисты-буддисты и тд.
Технику покупать смысла нет. Завозится из Китая,с еще большей наценкой, чем у нас.
Про здоровье.. Тут все стандартно: мойте руки,смотрите что едите, не пейте воду не из предварительно закрытых бутылок (попутчица выпила напиток из алоэ в итоге заработала инфекцию и ее страховая не смогла или не захотела помогать ей с медпомощью конкретно в Бангладеш, терпела три дня до Индии,где мы с ней ходили в обычную поликлинику,стоя очереди со всеми местными индусами). У меня за всю поездку Индия-Бангладеш проблем никаких не было. Будьте здоровы!
Про связь и мобильный интернет.. в отличие от Индии, где брал Airtel и остался полностью доволен, в Бангладеш повелся на совет и взял оператора Grameenphone. Пожалел. Даже с пришедшими настройками на телефон - интернет так и не заработал и вообще часто переставал ловить. Берите Airtel.
Главный миф,который я постарался развеять о Бангладеш: страну не нужно бояться! Ничего страшного или экстримального,страшного в посещении ее нет! Не экстримальнее поездки в Тай или Вьетнам. На полном серьезе, без бравады или юношеского максимализма. Каких-то из рамок выходящих событий проблем у нас не было, люди не агрессивны,скорее просто питают к Вам, как к заморской диковинке, интерес.
Если будут какие вопросы – не стесняйтесь спрашивайте здесь или в личку. Будем вместе наполнять ветку о Бангладеш, крайне скудно освещенную на форуме.
PS Если кто поедет в Бангладеш через аэропорт Дакки и если там есть магниты бангладешские, для меня захватите, если Вас не затруднит. Сам я из Москвы. Заранее спасибо!
PPS Данный отчет является моей личной точкой зрения, которая отражает МОЕ видение посещенной мной страной. Никого ехать я не призываю. Все взрослые люди,Личности. Каждый примет для себя решение. Надеюсь мой отчет как-то поможет Вам, поможет спланировать поездку или съэкономить днег.
Еще одно пояснение по названию темы.. Отчет разрушает мои мифы и мои стереотипы (а также стереотипы моих родных,родственников,знакомых и многих других людей).
Просьба: если эти мифы-стереотипы кажутся Вам глупыми-смешными-надуманными, если Вам отчет не понравился, не нравлюсь я - пожалуйста оставьте все это внутри Вас, не делайте мне замечаний о том чем плох мой отчет, какой я нетакой, как Вам кажется, я в этом не нуждаюсь.
Спасибо за внимание, прошу прощение за этот небольшой прогруз. Не хочется, чтобы портили настроение этим, и получать предупреждения от Администрации за попытки утихомирить матерящееся в твой адрес б****.