Для самостоятельного исследования в этой области необходима Индийская виза.
Бесконечный и довольно-таки утомительный список вопросов анкеты, по результатам заполнения которой можно составить подробное генеалогическое древо путешественников, фотографии путешественников, визовый сбор - и где-то далеко впереди в неясной предрассветной дымке начинают постепенно возникать пока еще неясные очертания чего-то очень древнего, загадочного и таинственного. Чем это окажется, какие истории поведает эта удивительная страна? Ответы зависят только от нас.
В зависимости от наших предпочтений и возможностей следует выбрать подходящую визу. Например, есть двухкратные визы на 6 месяцев. Система работает довольно хитро: можно приехать один раз и все 6 месяцев постигать тайны Индии. А можно в течение срока действия визы (6 месяцев) въехать второй раз, но тогда между первым въездом и вторым должно пройти не меньше месяца.
Невооруженным взглядом наблюдается довольно большое визовое разнообразие. Можно подобрать на любой вкус.
Пляж Кольва (Colva) в Южном Гоа
Теперь о главном.
Как выжить в таинственной тропической Индии?
Обязательное правило №1: нельзя пить водопроводную воду. Совсем! И обычное кипячение здесь не поможет. Некоторые вредные для здоровья простейшие погибают лишь при кипячении воды более 10 минут. Но вот все ли? Советую проверять исключительно под микроскопом.
Соответственно, нужно предпринимать все возможные действия, препятствующие попаданию воды в организм. Не нужно использовать ее для мытья фруктов и овощей, не нужно употреблять лед, не зная точно его происхождения, и так далее.
Питьевую воду продают в бутылках. Стандартная цена (на май 2013 *) составляет 15 рупий. Крышка бутылки не должна вызывать подозрений. Вкус не должен отличаться от привычного для воды.
Правило №2: Нельзя соприкасаться оголенными частями тела (ходить босиком, сидеть, лежать, ходить на руках?) с грунтом, близким к пресным водоемам. Хорошим запросом в этой области будет: тропические болезни Индии.
Другая часть тропических болезней склонна попадать в организм через укусы насекомых, в частности комаров. Главное, бдительность! (Правило №3)
И еще одно: ночью в океане купаться нельзя по причине разнообразия океанической жизни: морские ежи, морские змеи, кто-нибудь еще морской и очень голодный... Для прогулок по пляжу в темное время суток настоятельно рекомендуется использовать фонарик. Наверное, крабы? (Правила №4 и №5)
*) Все цены указаны для Южного Гоа и могут отличаться от других районов страны
Что обязательно нужно взять с собой:
- Мощное средство от отравлений, чтобы невзначай не испортить путешествие
- Еще какое-нибудь средство от живота на случай, если организм удивится местной еде
- Влажные салфетки или жидкость для дезинфекции рук
- Средство от комаров
- Крем от загара (а, загорать в Индии настоятельно рекомендуется до 12 и после 15)
- или крем от ожогов (хорошо помогает Пантенол)
- фонарик для крабов
Еда
Кухня Индии очень разнообразна и сильно отличается в зависимости от области и штата. Много очень острых блюд. Открывать для себя новые вкусы, безусловно, очень увлекательно. Но если есть точная уверенность, что острая пища - это не совсем то, что хотелось бы сегодня, существует волшебная фраза: No spicy (no hot) - не острая (но спайси).
Какие блюда Индийской кухни хотелось попробовать более одного раза:
Закуски
- Cheese and Garlic Naan
Наан (Naan) - это вид лепешек. Они выпекаются в традиционной для восточных народов печи, называемой в Индии тандур (tandoor).
Все блюда, приготовленные в тандуре, получаются запеченными, с дымком, grilled. Ммм... Очерь вкусно!
Cheese and Garlic наан - это лепешка с сыром и чесноком. Есть и другие вкусовые решения лепешек вообще и наанов в частности, но это сочетание ингредиентов наиболее удачно в принципе. В тесто добавляют ингредиенты и прикрепляют на стенку тандура. Запеченный сыр, тесто и чесночные нотки - отличная закуска в знойный Индийский день!
Цена: 50 - 70 рупий. - Cheese Pakoda (Чиз Пакода)
Это обжаренный сыр со специями и/или соусом. (Pakoda - признак зажаренности блюда, обычно предполагает наличие хрустящей корочки). Сыр для приготовления этого блюда может использоваться разный, но наиболее вкусно получается с моцареллой. Попробовать, определенно, стоит!
- Некоторые пункты меню являются законченным кулинарным решением, другие же подразумевают дополнительный гарнир. К слову, отличным гарниром является рис с зирой.
- Curry (Карри - блюдо)
Блюдо с большим количеством соуса, отлично сочетающееся с рисом, но гарнир прилагается не всегда. Основа может быть разной (рыба, курица, говядина). В зависимости от специй вкусы интересны, а цветовые решения весьма разнообразны: желтый, красный, зеленый.... Лучше попробовать в первые дни отдыха, когда все новое воспринимается наиболее сильно и остро. - Рыба тандури
… была великолепна... наверное, как и все, приготовленное в этой печи. Если существует возможность наблюдать за процессом приготовления пищи, то обязательно нужно этим воспользоваться (для усиления вкусовых впечатлений). Приобщаться к удивительной культуре, исследовать, открывать для себя Индию лучше постепенно, не торопясь, чтобы иметь время и возможность лучше понять и принять ее. И основные блюда тандура поэтому лучше отложить на середину или конец путешествия, со вкусом растягивая ожидание замечательных, интересных, не острых бархатных тонов новых блюд, мягких и неповторимых, как индийская ночь. - Fried Rice (Фрайд райс)
Плов с разными основами (креветки, свинина, курица... ) является отличным решением для путешественников, уставших от экспериментов с едой и жаждущих чего-то более привычного. - Много разнообразных блюд с использованием бобовых (dal, daal). Обычно вкус немного острый, но довольно интересный.
- Лобстер, краб или рыба?
Если появится желание отведать что-нибудь не из стандартных блюд, а изготовленное специально на заказ, лучше договориться с понравившимся рестораном за день, обеспечив этим высокую свежесть ингредиентов (их выловят специально из морских глубин в нужный день и час). Приблизительную стоимость желания тоже нужно уточнить.
Но если не получилось заранее - то можно договориться на месте, без особых хлопот. А иногда шеф-повар сам сделает такое предложение, принеся испытуемых на подносе. Итак, огромный темный краб, приятных размеров рыба или лобстер с большими усами?
Краб - речной, а еще падальщик по своей натуре. Может, и вкусно... Но желания попробовать не возникло. Цена: 800 рупий.
Лобстер - дорогой (в зависимости от размеров цена, конечно, сильно меняется, но вполне можно договориться не дороже 1500 рупий за тушку средних размеров). А еще и ожиданий не оправдывает. Есть там особо нечего...
Рыба (приятных размеров - 800 рупий). Вкусно и понятно.
Здесь можно поторговаться, если кажется, что цена завышена. В меню, конечно, цены фиксированы, но эти блюда не являются стандартными позициями, поэтому цен на них нет.
Гарнир на спец-блюдо обычно уже включен в стоимость.
Напитки
- Soda
Бывает просто сода, т.е. содовая.
Бывает Soda Sweet - с добавлением сахара, если повезет, то тростникового. В этом случае плохо размешиваемый довольно крупный темный тростниковый сахарный песок придает освежающему прохладному напитку особое очарование.
И бывает Soda Salt - содовая с добавлением соли (не дегустировали).
Цена: 15-30 рупий. - Традиционный темный индийский ром Old Monk
Ром, как и другой алкоголь, продается в Индии в специализированных магазинах, открытых утром и вечером, но не работающих днем. Цена: 140 - 150 рупий за бутылку.
Кола, дополняющая известный несложный напиток, продается в обычных магазинах, цена: 70 - 80 рупий. - пиво Kingfisher
Бывает в больших бутылках объемом 0.65 л, светлое (до 5% алк.), по вкусу напоминающее лимонад (отличное решение для знойной Индии!), и темное, более крепкое (на любителя). - Тростниковая вода
Очень необычный, запоминающийся, освежающий вкус! Производят напиток на улице на сложном агрегате, используя тростник, имбирь и цитрус. Пропустить такое зрелище просто невозможно! Цена колеблется от 10 до 40 рупий за стакан (пропорционально удаленности от пляжа: чем дальше - тем дешевле). - Свежевыжатый сок
Продается в местах питания, а также на улицах, производится из сезонных фруктов: манго, папайя, ананас, арбуз, апельсин... - Пробовали молочные коктейли - оказалось, вкусно.
Вкус и вид перечисленных блюд довольно сильно отличаются в зависимости от места кормления. Так что если есть желание дать блюду второй шанс, можно отведать его в другом месте. Размер блюда и цена также могут сильно различаться. В среднем обед на двоих обходился в 450 - 550 рупий в туристических местах (100 рупий = 60 российских рублей), а в более удаленном кафе без туристов - 380 рупий с таким количеством блюд, что часть пришлось унести с собой.
Лобстер, вот он какой
Подарки
- Традиционный темный Ром Old Monk - несомненно, лучший подарок, который можно привезти из Гоа: 140 - 150 рупий.
- Очень понравился джем из имбиря, купленный в обычном продуктовом магазине средних размеров (с ценниками на витринах). Там же был большой выбор специй, соусов и других вкусных подарков из Индии.
- Маленький платок из очень легкого прозрачного шелка - не дороже 300 рупий.
- Большие шарфы
- из кашемира - не дороже 500 рупий;
- из кашемира с добавлением шелка - не дороже 850 рупий;
- из кашемира с добавлением хлопка - самый дешевый вариант;
- из шелка (непрозрачного и нетонкого), внешне мало отличаются от кашемира;
- наверняка есть и другие варианты. - Блюда для фруктов разных форм и размеров, вырезанные из дерева так, что имеют способность складываться в случае необходимости (что очень удобно для перевозки!). Оснащаются ножками. Цена за блюдо средних (или больших) размеров - не более 450 рупий.
- Много фигурок из дерева, кости и других материалов на индийскую тематику. Главное учесть, что у слонов, например, всегда есть бивни. И если они не представлены на прилавке, то обязательно идут в комплект при покупке. Но иногда приходится напоминать об этом продавцам.
- Отдельное направление представляют различные старинного вида компасы с солнечными часами. Интересно и занимательно.
- Много и других милых, замысловатых вещиц на любой вкус и цвет.
Если для еды было несомненное правило: чем дальше от туристических мест, тем дешевле и больше. То цены на сувениры могут неожиданно оказаться более выгодными в местах, наиболее близких к туристам (и океану). Торговаться в Индии, несомненно, надо. Но только процесс этот довольно утомительный, а в некоторых лавках цена изначально ниже. Поэтому лучше сначала все обойти и посмотреть, сразу объясняя продавцам факт того, что покупка, возможно, состоится позже (Just looking), и уже потом купить, что захотелось, там, где понравилось. Только необходимо учесть, что в первые дни путешествия отсутствие загара в разы поднимает цену на любой товар.
Наше путешествие в Южный Гоа (24 апреля - 4 мая 2013 года)
Самолет Москва - Гоа, 7 довольно долгих и утомительных часов, - и вот мы в Индии, в аэропорту Даболим (Dabolim). Еще достаточно рано, но уже слишком тепло, душно и влажно.
Добродушные индийцы сразу по получении багажа пытаются ухватиться за чемодан. Но делают они это не от доброты. В конце (обычно, недолгого пути) придется либо согласовать стоимость услуги, либо торопиться отнимать свою поклажу (но несомненно лучше предупредить такое поведение заранее).
Наш отель расположен в Южном Гоа, так что ехать нам предстоит на Юг относительно аэропорта.
Общеизвестный факт: Северный Гоа - место тусовочное, многолюдное, предполагающее шум, веселье и относительную дешевизну. Южный Гоа - место для более респектабельного тихого приятного отдыха.
Малоизвестный факт - Южный Гоа как эталон тихого, всепоглощающего, спокойного отдыха в Индии, созвучного со словами релакс, созерцание и умиротворенность, находится за рекой Сал (River Sal) (?), после форта Кабо Да Рама (Cabo De Rama Fort) (в южной части Южного Гоа).
Пример приятного пляжи Южного Гоа за рекой Сал
В соответствии с таким расположением объектов, наш отель Colva Kinara находился в центральной части Южного Гоа, рядом с пляжем Кольва (Colva). Полное название гласило: отель Кольва Кинара, что неподалеку от пляжа Кольва, что за футбольным полем, что рядом с банкоматом ATM. Ну как тут не найти?
Выбравшись из номера, через некоторое время мы добрались до пляжа. Первое впечатление от всего увиденного было негативным: узкие дороги без обочин, на которых царит хаос из пешеходов, многочисленных скутеров, машин и иногда автобусов, которые занимали всю проезжую часть. Все это сигналит, движется и происходит абсолютно бессистемно, не подчиняясь никаким известным законам. Надоедливые индусы-продавцы неплохо говорят на русском языке, завлекая в свои лавченки. Очень жарко. И пыльно. На обочинах - кучи мусора, в которых копаются колоритные свиньи. Видимо, раньше у Индии не было особых проблем. Но потом цивилизация изобрела пластиковые упаковки и стеклянные бутылки... На пляже очень много на первый взгляд бесхозных собак. Все чуждо и непонятно.
Решили вернуться вечером.
Следующее знакомство с культурой непонятной страны состоялось вечером, часов в 7 или позже. На пляже Кольва очень многолюдно и колоритно, а хотелось, чтобы было спокойно и тихо. Поэтому берем левее и движемся по берегу минут 5 - 10. Одна береговая линия разбита на несколько довольно однотипных пляжей флажками, между желтыми флажками - зона пристального наблюдения спасателей. Зона красных флажков - более обширна и не столь контролируема. В любом случае, индусы плавать не умеют и сильно в океан не углубляются. Поэтому не имеет большого смысла на виду у спасателей смело уплывать вдаль и начинать там тонуть. Наверняка, они что-нибудь обязательно предпримут. Но как долго придется ждать помощи - предсказать сложно.
Пляж Кольва (Colva)
Песок непонятного серого цвета и очень мелкий. Зеленоватые волны океана величественно накатывают на берег, поднимают многочисленные мелкие песчинки, перемешивают их - и вода становится равномерно-мутного цвета, не позволяя разглядеть что-либо на расстоянии 20 см. Дальше от берега вода становится, конечно, прозрачнее - порядка 30 см. И глубже этого предела очертаний ладони не видно. В воде очень тепло. Как в большом, хорошо посоленом супе со специями, собирающемся закипать.
Куда мы попали? Вот такой был первый день впечатлений об удивительно далекой стране.
Пляж в 5-10 минутах пешей прогулки от пляжа Кольва (Colva)
Второй день
...начался с завтрака в отеле. Небольшой шведский стол: часть меню была неизменна (хлопья и молоко, очень вкусный кофе из автомата, хлеб для запекания и джем), а некоторые блюда незначительно менялись в течение недели - пророщенные зерна, куриная печень (обычно вкусная), что-то кругло-овальной формы из теста или с картофельным наполнителем, чечевица, безвкусная каша, обычный хлеб, поджаренный хлеб, безвкусного вида булочки, свежий сок (манго, арбуз или папайя), а однажды было соленое молоко. Подверженная изменениям часть была представлена тремя блюдами и одним напитком. Выбор получался не большим, но имел место. В дополнение к перечисленному, на свежем воздухе повара готовили омлет с разными наполнителями - в зависимости от предпочтений (под заказ).
Май - самый жаркий месяц в Индии. Стоит днем выбраться из укрытия - и в тот же миг влажно-жаркая Индия обрушится со всех сторон, захватит в свой плен, практически лишив чувств и желаний. Утренние и вечерние часы более благосклонны к путешественникам, позволяя ощутить, почувствовать, понять, насладиться происходящим. Но даже ночью духота никуда не исчезает, а лишь становится более переносимой. Поэтому наличие кондиционера в номере - единственное необходимое условие для отеля. В нашем отеле кондиционер был, а еще имелся маленький холодильник, душ, балкон. Порой казалось, что мы находимся не в номере отеля, а в съемной квартире, неплохо справляющейся со своим предназначением.
Пешеходная прогулка до океана занимала 10 минут, океанический маршрут к другому, более тихому пляжу, прибавлял к этому еще 5-10 минут...а вода утром и не столь поздним вечером была значительно лучше и приятнее: тепло, но не жарко, интересно и с волнами, а единственный повод выбраться на берег - просоленные глаза (да, вода в Индийском океане соленая).
Пляж Кольва (Colva) вечером
Третий день
Самое знаменательное событие дня - аренда скутера. Водительские права весьма способствуют скорейшему решению этого вопроса. На скутере, однако, лучше все-таки возить с собой ксерокопию прав (а не оригинал). Ну это тем, у кого они есть. А у нас не было. Опыт вождения скутера отсутствовал... Но так хотелось стать частью этого непрекращающегося на дорогах хаоса. Попробовать. Увидеть. Испытать.
Первая попытка аренды скутера произошла рядом с пляжем Кольва. При успешном обстоятельстве дел транспортное средство обходилось бы нам в 250 рупий за день, но отсутствие водительских прав всех смутило. Мы не успели уйти далеко, направляясь к дому, как нас окликнул индус на скутере. Выяснив, в чем дело, он предложил арендовать его скутер за 150 рупий в день. Но его смутило отсутствие навыков. Он показал, как работает скутер и протестировал новоиспеченного водителя на дороге, усевшись на заднее сидение. По возвращении из недолгой тестовой поездки он все еще не был уверен, что нам удастся куда-то уехать. Но согласился на аренду скутера со следующими условиями: депозит 100 $ (после переговоров сошлись на 50 $, которые были без проблем возвращены нам по окончании аренды), кататься в пределах 7 км и не ездить в город Маргао (Margao), расположенный неподалеку, поскольку там возможна встреча с полицией. Правда, наш скутер не должен был привлечь внимание правоохранительных органов, т.к. обладал желтыми номерами на черном фоне (туристическими), а не черными на белом (обычные).
Арендованный скутер
Запомнив номерные знаки своего скутера, мы поехали...
В скором времени владелец скутера догнал нас и скорректировал маршрут, а за одно убедился, что беспокоиться рано.
Царила дневная жара, прогнавшая людей с улиц, движение на дорогах практически отсутствовало. Наш скутер быстро преодолевал расстояния, дарил приятную прохладу, но первое время вызывал чрезмерные опасения и бурю эмоций, пока не выработались необходимые навыки.
Первым пунктом путешествия оказался пляж Мажорда (Majorda), расположенный к северу. Красивый, с мягким белым песком, оттененный многочисленными зонтиками над лежаками. Но довольно многолюдный, с дорогими кафе на берегу (в одном из блюд оказалась безжалостно сваренная муха), с шумными ночными весельями, салютами и громкой музыкой, неизбежным следствием чего были окурки на пляже и пластиковые стаканчики в океане.
Вскоре мы двинулись дальше, мимо сувенирных палаток, близких к любому пляжу, мимо причудливых разноцветных вилл, каждая из которых имела название или девиз: Villa Rita, God’s Love ..., мимо маленьких магазинчиков без ценников на продуктах (точная цена за товар - привилегия больших магазинах), мимо пастбищ и пальмовых рощ... и катались так до самого вечера, исследуя, наблюдая, запоминая, пока палящее солнце не начало клониться за горизонт, забирая полуденный зной. Привыкнув к своему пляжу, мы поспешили вернуться, искупались и встретили закат.
Вилла в Гоа
Вечером, оставив дневные заботы, очень значимая часть местного населения садится на скутеры и спешит на пляж полюбоваться величественным закатом. Солнце плавно погружается за океан, преобразуя все вокруг невероятным образом, расцвечивая небо и прибрежный песок, просоленный волнами, в яркие цвета.
Закат в Гоа
Вот солнце исчезает, и гаснут последние его лучи, а океан укутывается в бархатистую темную дымку. И тогда многие скутеры опять срываются со своих парковочных мест, расположенных неподалеку от пляжей, и мчатся дальше по освещенным фонарями узким дорогам.. Вечернее и ночное время - самые оживленные часы на дорогах Гоа, все движется, все происходит. Мы заводим свой скутер и становимся неотъемлемой частью этого огромного шумного потока. Из самой гущи событий все начинает восприниматься иначе: никакой хаотичности нет, а наоборот все происходит довольно разумно и упорядочено. Нужно только отбросить все дорожные правила, известные ранее, но стараться придерживаться левой стороны (при возможности) - движение ведь левостороннее.
по дорогам Гоа
Итак:
- Если мы решаемся на обгон - сигналим и едем: все участники движения в курсе, что мы есть, и знают, что мы намереваемся предпринять какие-то действия.
- Обратное также должно работать. Если сигналят нам, значит предупреждают - и несмотря на возможную абсурдность предпринимаемых маневров, пусть едут, куда хотят, они ведь предупредили.
- Иногда водители сигналят, направляясь навстречу друг другу, но не представляя помех: видимо, это что-то вроде приветствия. Приятно быть вежливым.
- Если перед нами сложный поворот - сигналим и едем: пусть невидимые за поворотом водители знают, что мы есть.
- Если перед нами перекресток и на первый взгляд мы никому не мешаем - сигналим и едем: нас пропустят.
- Если впереди непонятная ситуация, то выжидаем или даже останавливаемся, а при удобном случае - сигналим и едем.
- Если в поле зрения водитель, раздумывающий выехать на проезжую часть, что может создать помехи нашему движению, то сигналим и едем.
Дороги в Индии нормального качества, но извиваются и причудливо пересекаются между собой таким образом, что свернув на повороте не туда (сказывается практически повсеместное отсутствие указателей), можно все равно добраться в пункт назначения. Однако если в процессе движения возникают какие-то вопросы или сомнения, то местное население с радостью придет на помощь и скорректирует путь. А иногда на дорогах встречается довольно занятный серпантин, но его появление непременно предвещают предупреждающие дорожные знаки. В местах скопления людей (особенно у храмовых комплексов) часто располагаются лежачие полицейские, некоторые из них не имеют маркировку и практически не видны издали, да и вблизи, в общем, тоже - так что стоит проявлять бдительность. К тому же отсутствие обочин провоцирует появление на дорогах пешеходов и непредсказуемых животных: собак, свиней, коров и обезьян. Но даже с учетом всех этих факторов, проехав 600 км, мы не встретили ни одной аварии.
Однажды, в один из первых дней управления этим непонятным скутером, мы забыли поднять подножку да так и поехали, но окружающим нас людям было настолько не все равно, что прохожие махали нам руками и кричали, а водители сигналили, пытаясь указать на проблему, пока мы не устранили ее.
Дороги Индии
А вот как обстоит дело с достаточно распространенным заблуждением: первое время казалось, что при наступлении ночи разобраться в хаосе на дорогах могут только жители, хорошо знающие местность. Но однажды, застигнутые врасплох неожиданным наступлением вечера вдали от дома, мы были вынуждены управлять скутером в ночное время суток. И.. ничего страшного не случилось. Все дороги оказались хорошо освещены фонарями, транспорт - фарами. Некоторые, конечно, ошибаются с дальним светом. Но в целом положение вещей не вызывает ужаса и непонимания.
За все время путешествия с некоторыми аспектами аренды транспорта в Гоа мы так и не столкнулись, понятное и лаконичное изложение, дополняющее тему транспорта, есть здесь: http://xn----8sbelbcmkrs0a0bie7j.xn--p1ai/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8F/151/
Рассекая на скутере бескрайние Индийские просторы нелишним будет учесть яростное жгучее солнце и заранее позаботиться об открытых участках тела: кистях рук, ушах, шее. И вперед! навстречу невероятным приключениям!
по дорогам Индии
День четвертый
Рассвет. Завтрак. Пляж. Океан. День. И долгое путешествие в поисках Форта Кабо Да Рама (Cabo De Rama Fort).
Поиск форта - приключение увлекательное, запоминающееся, вдохновляющее... Особенно, если нет карты, направление известно лишь приблизительно (по воспоминаниям, полученным дома), а на дорогах практически нет указателей, а те, что есть, не отвечают на вопрос: Где форт?
Мы беззаботно мчимся на скутере по петляющей ленте дороги мимо белоснежных католических церквей с красочными витражами, мимо ярких причудливых храмов, мимо базарных площадей и пальмовых рощ. Сворачиваем на очередном перекрестке, не задумываясь и не запоминая дороги, куда захотелось...Постепенно дорога становится все более петляющей, узкой и не проезжей. Верные собаки не привыкли видеть здесь незнакомых людей и пытаются предупредить хозяев. Жителям тоже не часто доводилось встречать здесь путников. И они радостно машут руками, искренне улыбаются, радуются, усмиряют собак. Вдруг асфальт дороги заканчивается, тропинкой переходит в зеленый луг. И на нас важно глядит священная буренка, выпасающаяся прямо на тропинке. Большие витиеватые рога, способные унести солнце, и умный всепонимающий взгляд подчеркивают ее статус.
По обе стороны дороги бегают черные свинки разных размеров: от крошечного до огромного. Очень боязливые животные с прямыми хвостами-кисточками. Всегда на стороже. При медленном острожном движении в их сторону, они издадут одно важное "Хрю" и будут внимательно наблюдать. А только удастся пересечь зону их особой бдительности, громкое "Хрю-Хрю" огласит местность, и все разбегутся в разных направлениях. Кажется, пути отступления заранее продуманы: все исчезнут в один миг, не мешая друг другу.
Дорога возвращает нас к перекрестку и постепенно становится все более петляющей, узкой и не проезжей... Все тупики заканчиваются всепонимающей священной буренкой, занятой дневной трапезой.
Но вот появляется поворот, открывающий для нас дорогу на мост, красивые речные пейзажи, бескрайние луга и совсем другой мир...
Мы видели в доках большие холмы соли и свежепойманную рыбу, встречали индусов, идущих вдоль дороги с большими тяжелыми корзинами на головах, наблюдали, как стадо коров самостоятельно приняло решение оказаться на другой стороне дороги, обдуманно возобновляя последовательное шествие, как только цепь оказалась разомкнута транспортом, а еще нам довелось стать свидетелями того, как менее сообразительные буренки заполонили всю дорогу, создав суматоху и хаос, и одна из них, отстав, бегом пыталась догнать остальных.
Священные буренки переходят дорогу
Испытывая сильную жажду в знойный Индийский день, мы стали тщательно искать магазины, прибыв в населенный пункт. Но был день, и все оказалось закрыто.
После долгих поисков удалось найти только бар, а среди содержимого холодильника, к счастью, получилось отыскать колу. За соседнем столом сидело 3 человека. Они мирно беседовали, отдыхая от дневной жары. Как только мы вошли, их внимание сразу переключилось на нас. Они дружелюбно сообщили, что родом из Гоа и знают, где находится Форт. Один из них как раз собирался домой, а жил он неподалеку от места наших поисков и с радостью готов был показать верную дорогу.
Форт Кабо Да Рама
Поблагодарив за все и покинув бар, мы поехали за нашим отзывчивым проводником. Преодолевая много поворотов, подъемов и уклонов дороги, рассматривая красивые гористые пейзажи и необъятные равнины, мы старались не отставать. И вот.. он остановился. Дальше наши пути расходились, но мы были уже совсем рядом, и благодаря его подробным объяснениям и даже одному указателю без труда нашли Форт Кабо Да Рама.
Форт Кабо Да Рама (Cabo De Rama Fort) (в южной части Южного Гоа)
Форт назван в честь Рамы (героя древнеиндийской Рамаяны), по легенде скрывавшимся здесь со своей женой Ситой. Форт был создан королем марати Шиваджем Махарадж (Shivaji Maharaj) еще в 1679 году, а затем захвачен и немного реконструирован португальцами. Вот здесь можно найти более подробное описание этого места: http://ogoa.ru/index.php/topic,1551.0.html
Форт Кабо Да Рама (Cabo De Rama Fort)
Территория Cabo De Rama Fort огромна, и обойти ее за один световой день вряд ли возможно. Вся ее поверхность сложена каменистой породой черного цвета, которая покрыта рыжей выгоревшей на солнце редкой травой. Большие непреступные стены и пересохший ров охраняют Форт со стороны суши. А с моря он обладает мощными оборонительными сооружениями, разбросанными прерывистой грядой по краям скалистого уступа, на котором располагается Форт. Несколько старых португальских пушек и белая католическая церковь обнаруживают здесь бывшее присутствие иноземных колонизаторов.
Форт Кабо Да Рама (Cabo De Rama Fort)
Сколь захватывающим, столь изнуряющим является осмотр укреплений, сложенных из огромных каменных блоков той же породы, что и окружающий ландшафт. Из Форта открываются изумительно красивые виды на спокойные воды океана, в которых отражается небо, на скалистые пляжи где-то далеко внизу и на зеленые деревья с дикими обезьянами. Животные обладают небольшими размерами и длинным хвостом с кисточкой на конце, имеют преимущественно светлый окрас, но при этом черную-черную мордочка и лапки. И постоянно находятся в движении.
Внизу, рядом с Фортом, растут деревья, раскидистые зеленые кроны которых находятся как раз на уровне глаз. Сухой сезон скоро закончится, а сейчас - самое жаркое и засушливое время (май). На деревьях много сухих веток. И неутомимые обезьянки беспрестанно скачут, прыгают, ветки под ними ломаются, они летят дальше, вниз, цепляясь хвостами за более зеленые ветки, опять прыгают, кричат, пребывают в постоянном состоянии хаоса и неразберихи. Очень любопытное зрелище!
Но, может, это особенность времени года или же особенность места, создающего специфический микроклимат с повышенными удушливо-тепловыми свойствами, однако организму очень сложно находится в этих условиях, и высок риск теплового удара и перегрева.
Поиск ближайшего пляжа привел к потрясающим результатам: нам довелось открыть для себя пляж Агонда (Agonda), настоящую жемчужину Индии.
Все вокруг располагает к приятному гармоничному отдыху и безмятежности: симпатичные кафе с видом на океан, хороший пресноводный душ на пляже, красивые деревянные домики на берегу, в которых обитают немногочисленные иностранные туристы. Кругом царит тишина и спокойствие. Вот оно какое, Южное Гоа.
пляж Агонда (Agonda)
На берег накатывают изумительные волны океана, играя с прозрачной водой и светом. Робкий океан по-прежнему не позволяет разглядеть дно на глубине, скрывая свои тайны, но воды его чище и красивее. А какие здесь волны!
пляж Агонда (Agonda)
Для серфинга это место подходит лучше многих, но пригодно оно и для купания - нужно только выработать правильную стратегию. Завидев крупные волны, которые наступают обычно группой, одна за другой, необходимо оценить свои шансы. Если мелко (до пояса), то можно не беспокоится: океан не выкинет на берег. Волна уже ослабеет и сможет лишь слегка подтолкнуть в направлении берега. Если же более глубоко, и волна предвещает быть мощной, то достаточно просто нырнуть: чем страшнее, тем глубже - тогда влияние волны будет менее ощутимо. Главное, не паниковать! При сильном прибое, не всегда возможно точно определить, где верх, а где низ. Кругом вода, кругом песок, и ничего не понятно. В этом случае нужно немного подождать, когда напор воды ослабеет, иначе можно своими неверными действиями нанести себе какой-нибудь вред. Но особенно увлекательно быть на гребне волны, плыть вместе с ней, видеть, как она одним легким взмахом поднимает высоко-высоко.
пляж Агонда (Agonda)
Конечно, в этот день домой нам удалось добраться намного позже заката... Но пляж Агонда впечатлил нас настолько, что мы выбирались туда каждый следующий день ближе к вечеру. А когда удалось запомнить дорогу, то весь путь преодолевался всего за один час (в одну сторону). Главное, перебраться через полноводную реку, разделяющую эти два мира, эти две такие разные реальности.
Так незаметной чередой проходили удивительные дни нашего недолгого путешествия в далекую Индию. Казалось, ничто не в силах нарушить однажды установившуюся череду событий, дополняемую разными небольшими интересными деталями. Но внезапно с нашим скутером случилась беда: спустило заднее колесо. На эту проблему нам указал охранник нашего отеля, когда мы, как обычно после завтрака, выезжали на своем скутере с территории отеля, где мы парковали его, в направлении ближайшего пляжа. Поиски какой-либо помощи привели нас к небольшой мастерской, специализирующейся на ремонте скутеров. Она располагалась ближе к пляжу Кольва и была отделена от нашего отеля футбольным полем. После того, как мы прикатили туда свой транспорт, причина вскоре была установлена: в колесе гвоздь. Гвоздь вынули, колесо заклеили. И заплатив фиксированную цену на починку/накачивание колеса в размере 150 рупий (замена колеса обошлась бы в 250 рупий), мы двинулись в путь, к новым приключениям!