Поезд отходит от вокзала в Маргао утром часов в 7-8, идет по красивым джунглям и через 7 часов прибывает на станцию Хоспет, откуда за 20 минут и 100-200 рупий можно добраться до Хампи. Обратно он отбывает тоже утром, но пораньше, часов в 5.
Рассказываю приблизительно, так как на поезд мы так и не попали. Поэтому, сразу наставление грядущим поколениям – бронируйте билеты через интернет. Или будьте готовы к тому, что в туристический сезон они будут раскуплены на две недели вперед.
Но всего этого мы не знали, когда стояли в длинной очереди на втором этаже ж.д. вокзала. Чтобы приобрести билеты, для начала нужно взять в дальней от входа кассе бланки на покупку этих самых билетов. К самой кассе, понятно, не подойти, но если подергать за рукав одного из близстоящих товарищей и скроить просительную моську, он тут же добудет вам из кассы все, что надо. (Позже выяснилось, что по этой же методе действуют все обезьяны в Хампи).
Где-то с полчаса мы стояли в длинной очереди со всеми вместе. На исходе этого времени мы подняли глаза вверх и прочитали, что в соседней кассе с короткой очередью обслуживаются следующие категории граждан: полицейские, военные, психически нездоровые, а также иностранные туристы. Мы так и не решили, за кого следует обижаться, поэтому переместились туда. Простояв там еще немного, мы сдали наши старательно заполненные бланки и получили ответ, что билетов на ближайшее время нет и не будет.
Кстати, еще одно забавное наблюдение за время стояния на вокзале – в который раз убедилась, что индийские полицейские одержимы манией ровнять людей в линеечку. Слева от нас стояла очередь – нормальная такая очередь, слегка растрепалась, чтобы не утыкаться носом соседу в лопатки. Скажем так, она стояла в шахматном порядке. Подошел полицейский (один в один как в индийских фильмах – солидный как павиан, серьезный как хомяк), оглядел очередь, нахмурился, о чем-то посоветовался сам с собой, нахмурился еще больше. Подошел и стал ровнять очередь, чтобы она стояла голова к голове и ни шагу в бок. Махал дубинкой, был суров. Очередь, следуя мановениям дубинки, послушно выстроилась, спрессовалась и начала дышать в общем ритме. И все это притом, что слева от этих людей места было – хоть балы устраивай или на слонах катайся. В общем, смысл маневра я так и не поняла.
Выйдя из здания вокзала, мы взяли рикшу и попросили отвезти нас в офис Paolo Travel (80 рупий) – эта компания занимается перевозкой людей на слипбасе. Там мы совершенно без проблем купили билеты. Билеты были и на завтра, и на послезавтра, и на когда угодно. 900 рупий штука, туда-обратно на человека 1800. На поезде вышло бы рупий 500 за путешествие в оба конца, но… не судьба. Мы, в принципе, не расстроились, потому что на поездах уже ездили, а слипбасы – это же вау, экзотика! И они нас не подвели… В принципе, самое главное, что надо запомнить во время покупки билетов в слипбас – брать билеты как можно ближе к водителю. На задних местах, говорят, трясет неимоверно (впрочем, трясет везде, но об этом позже). Автобусы есть с кондеем и без, мы взяли без, и были очень рады – ночью было довольно прохладно, а если бы еще и работал кондей, мы бы совсем задубели.
Итак, в назначенный день мы явились к центральному офису Паоло Тревел. В билетах нам было велено приехать к полдевятому (вечера), а отправление обещали на 20-45. Итак, мы приехали. Перед офисом стояли автобусы, но нашего не оказалось. Как выяснилось, он вообще не будет сюда заезжать, а ловить его надо на трассе напротив офиса. Там еще есть местный KFC, автомобильная стоянка и ни одной скамейки – в общем, очень удобное место для ожидания. К счастью, неподалеку околачивался представитель этой Паоло, и с его помощью мы таки не пропустили наш автобус. Пришел он, кстати, в 21-30, но кто ж в Индии обращает внимание на такие мелочи.
Итак, слипбас. Это большой двухэтажный автобус, внизу которого располагаются довольно удобные сидячие места – они хорошо раскладываются, и люди спят, как в люльке. В конце автобуса – широкие четырехместные полки, ездить на которых крайне не рекомендуется. На втором ярусе – лежачие полки на два человека, расположенные по ходу движения. Примерно как боковые полки в наших плацкартных поездах. Полка одна, а места на ней два. Так что если вы едете один, будьте готовы провести ночь в крайне тесной компании приятного (надо верить в лучшее!) незнакомца. Кстати, на обратном пути мы именно такую картину и наблюдали – из Хампи возвращались немец и француз, встретились и познакомились на соседней полке. Они были явно рады соседству и весь вечер обсуждали Крым и Путина. Согласитесь, прикольно, когда немец французу на английском вещает про Россию в Индии. Я лежала рядом, развешивала уши и недоумевала, что же стряслось на родине. (Как оказалось позже - референдум). В общем, как мы поняли, при продаже билетов все-таки следят за тем, чтобы на одной полке оказались люди одного пола.
С первым автобусом нам повезло, - в том смысле, что он был явно комфортабельней, чем второй: полки на нем были пошире, занавески плотнее, и, самое главное, от выпадения в проход удерживали две крепкие металлические палки, растущие из края полки и упирающиеся в крышу. Задернув шторки, мы оказались в довольно приятном тесном мирке. Душно не было, так как внизу были открыты окна и дул ветерок. Кстати, никакого белья на полках не предусматривается, поэтому берите с собой что-нибудь подстелить и укрыться. Ночи, повторюсь, прохладные, поэтому тонкий плед был бы нелишним. Лучший вариант в данном случае – легкий спальник, если вдруг у кого-то он есть.
Ехали мы хорошо, хотя было несколько стремновато от качки – на втором этаже она особенно чувствуется. Едет слипбас из Маргао до Хампи 12 часов. В Хампи мы приехали по расписанию, над нами тут же взяли шефство местные тук-тукеры – в общем, все как и ожидалось.
Про сам Хампи рассказывать не буду, поскольку главный герой моего рассказа – слипбас. Скажу кратко – в Хампи здорово, классно, суперски, и ехать туда надо дня на 3-4. Особенно порекомендую путешествие по реке в плетеном тазике – это, конечно, нечто. Путешествие на нем нам обошлось в 1000 рупий на двоих. Ценник был как будто под 5, но мы торговались).
Итак, на следующий день, краснолицые и уставшие, мы дождались обратного автобуса. Обратно он идет из Хоспета около 18-30 вечера. Почему-то водитель содрал с нас еще по 20 рупий – эта опция распространялась только на тех, кто едет в Гоа. Я не поняла юмора, ведь туда с нас ничего не брали, но хотелось домой, и пришлось смириться.
Автобус по сравнению с первым был явно старше, хуже и при езде весь дребезжал. Но самым главным отличием был придурошный водитель, который гнал этот несчастный автобус так, словно опаздывал на похороны любимого слона. А при том, что в Индии очень часто, густо и многочисленно лежат на дорогах полицейские, наше путешествие выглядело так: автобус разгоняется – мы утыкаемся головами в переднюю стенку нашего купе, автобус резко тормозит перед полицейскими – мы смачно въезжаем ногами в заднюю. А еще были повороты, в которые он входил на полной скорости, так что я боялась выпасть из окна, а подружка – в проход. Чтобы избежать этого, мы упирались руками и ногами во все, что только можно, и изо всех сил сочувствовали корове из Особенностей национальной охоты. Ей, бедняжке, было хуже… ненамного.
Но, как ни странно, утром мы приехали. В нужное место и по расписанию.
Подводя итоги – несмотря на придурка-водителя из второго автобуса, мне понравилось ездить на слипбасе. Едешь ночью, спишь и приезжаешь утром – весь день впереди. То же самое обратно. Не могу сравнивать с поездом по причине отсутствия опыта). Надеюсь, что когда-нибудь повторю это путешествие уже на поезде, тогда и напишу.