Там я становлюсь вегетарианцем. Отчасти вынужденно – во внутренней Индии, далеко от моря, по общему правилу изобилия мяса и того самого сифуда не наблюдается. Но при этом у меня достаточно сложные взаимоотношения с ее кухней.
В Индии я пью, курю и ругаюсь матом. Не то чтобы я не отдавал некоторую дань этим предосудительным занятиям на родине, но дома они имеют определенный, ожидаемый смысл и поводы. В Индии к этому вынуждает многое и часто на ровном месте. Я пью, чтобы как-то обезопасить пищевод, курю, потому что пью, матерюсь – чтобы, упаси господи, не дать более деятельного выхода неконтролируемым эмоциям и рефлексам. Невозможно вычленить из Индии и поставить отдельно храмы и хавели. К ним в нагрузку всегда будет дорога, постои в ночлежках, повсеместная грязь и, конечно, милейшие в своих привычках и поведении аборигены. Во внутренней жизни – само собой, но по отношению к таким залетным туристам, как я, - во много крат ярче и рельефнее. Они - натуральное и неотвратимое стихийное бедствие. Ты стараешься уместить в объектив фотика фигурки настенной храмовой панели, они же прут в него, как саранча, совершенно не обращая на тебя внимания. На улице вопрос «Рикша? Ауто?» задаст каждый, даже последний из сотни стоящих подряд тукеров, которых ты минуешь, а в 50 метрах от вершины горы с храмами портеры все равно будут навязывать носилки-дхоли. Почти любой встречный полюбопытствует, откуда ты, как тебя зовут и как твои дела. За тобой обязательно будет бежать ватага местной ребятни, а все прохожие начнут оборачиваться. Когда концентрация всех этих прелестей превышает допустимые пределы, я и прибегаю к великому и могучему. Чтобы ненароком не зайти дальше. Думаю, не меньше половины тех, кого в Индии занимал вопрос о моем гражданстве, убеждены, что у моей страны очень длинное название, и оно начинается на «Пошел», а заканчивается на «мать» или в рифму ей, но не менее емко и выразительно.
Между тем довольно часто они ведут себя по отношению ко мне довольно вменяемо и даже весьма похвальным и полезным мне образом. Бесплатно подвозят к достопримечательностям (редко, но случается), пытаются угостить своей, иногда совсем нехитрой снедью, охотно рассказывают, что, где и как лучше посмотреть в их городе. В общем, проявляют себя с вполне нормальной и умопостигаемой стороны.
* * * * *
В этот раз я впервые поехал в Индию соло. Человек, который почти до самого последнего момента собирался составить мне компанию, после декабрьского «черного вторника» осознал, что не потянет два с лишним месяца даже в такой дешевой стране, и выпал из обоймы. Мне пришлось перелопачивать маршрут, по возможности приспосабливая его под свои личные предпочтения, шерстить букинги отелей и транспорта. Но все равно в нем остались точки-дубликаты пройденных мной ранее. Одни я был не против посетить вторично (вроде Эллоры и Мамаллапурама), в случае других было жаль потерь на штрафниках по проплаченным и невозвратным букингам.
В конечном итоге в таком повороте событий была и положительная сторона, несмотря на очевидные денежные потери. Мой темп и жажду новых впечатлений редко кто выдерживает и разделяет. Индию я знаю и не боюсь – значит, не придется никого уговаривать и убеждать, что вот это возможно, вот это посильно и безопасно.
Придерживаться хронологии, логической последовательности и обстоятельности в изложении не вижу смысла. Ну какой резон расписывать Аджанту, если в ней побывали все или почти все? Максимум – упомянуть что-то нехарактерное, резко выбивающееся из общей проложенной канвы, случившееся именно со мной. А вот о дальних, не на слуху, точках вроде, скажем, гуджаратских – это пожалуйста. Ибо то, что они оказались как-то на периферии внимания, мало о чем говорит. Народ предпочитает агры и каджурахи. Потому что ленив и нелюбопытен. Потому что удобная логистика. Потому что попса. Потому что там есть почти все, что нужно, - вплоть до алкоголя, которого в Гуджарате (за изъятием Дамана) нет.
Фото начнутся с Ахмедабада. В соответствующем месте я объясню, почему. Раньше проскользнет одна, но это потому, что у меня есть электронка и я ей иногда пользуюсь. За их качество не взыщите – когда идешь незнакомой, сильно перегруженной всякими неизвестностями дорогой, подгадать время своего появления у той или иной достопримечательности к моменту наиболее благоприятного освещения, да еще и с нужной стороны слабореально. Кое-где - например, в Палитане - приходилось снимать украдкой, из-под полы, чтобы обойти запреты.
* * * * *
День первый. Дели. Нет смысла в подробностях относительно пребывания в Дели – его мало кто пропустил. Да и я не раз наведывался в этот центр мироздания, чтобы уже не устраивать себе цельноскроенные тематические туры. Скажу лишь о некоторых частностях. Если вам прилетать поздно, как мне, и проходить паспортный контроль с багажной лентой заполночь, обратите внимание на самый ближний к аэропорту район – Махипалпур. До него, конечно, поболе, чем 2-3 километра, как пишут в отельных описаниях на агодах, букингах и экспедиях, но не так чтобы сильно. Некоторым не возбраняется поступить, как я, - по обычной заповеди и практике бэкпэкера выйти за пределы аэропорта и ловить такси или попутку до Махипалпура там. Сложность здесь в том, что сразу за пределами аэропорта – относительно длинный, метров 300-400, участок-труба, на котором стопить без перспектив. Дальше – пожалуйста. За 100, а то и за 50 рупий довольно реально и быстро решить проблему. Я обошелся двадцаткой, ибо а) имею приличный опыт в этом отношении; б) был один; в) застопил грузилу; и г) грузила не знал, где находится мой отель, и выбросил меня на самом въезде в Махипалпур – там, где проходит NH-8 до Гургаона, собственно, и отграничивающая Махипалпур. Мне пришлось подрядить одного местного хлопца вызванивать по номеру в моем ваучере, пока я узнал, что надо пройти направо с полкилометра, и сразу за «Рэдиссон Блю Плаза», будет она, родимая пристань на ближайшую ночь. Из-за этой задержки я появился в ней на несколько минут позже, чем те, кто брал в аэропорту припэйд-такси за 250 рупий. Меня поселили недалеко от ресепшн на входе. Было шумно, зато отлично работал вайфай. Я бронил билет на участок от Читторгарха до Удайпура, потому что в конечном счете решил пропустить читторовский форт, пусть и классный, один из лучших, если не лучший в Индии, но который уже раньше видел. Я прокрутил отдельное ноу-хау. Рассказ об этом, чтобы не повторяться, тут - Ваш способ сэкономить в путешествии сообщение 177.
Кстати, предварительно бронировать отель в Махипалпуре также необязательно, там их море. Цены вполне демократичные – уж точно не выше Пахаргаржа, до которого на припэйде пилить то ли за 400, то ли за 450 рупий. Район со всеми вытекающими, но вполне безопасный. Достаточно и ресторанов, магазинов, обменников. Там я, кстати, поменял доллары по 63 – до сегодняшнего дня лучше всего, но почему-то лишь полтинник, ибо исходил (что есть, то есть) из благоприятных для зеленого прогнозов. А зря – сейчас, когда я в Мумбае набиваю эти строки, межбанк Оанды дает всего 62,1170, а не 63,779, как тогда. И я радуюсь, что Амар отоварил меня рупиями по 62,3. Я уверен, что он не прогадал – Амар не из тех. Просто у нас неплохая история отношений, и ему захотелось сделать мне приятное.
Махипалпур удобен тем, что из него за 10 рупий идет автобус 717А почти до самого Кутаб-Минара, отворачивая направо только в какой-то сотне метров от входа к знаменитому минарету и торчащей возле него железяке. Там, где грузила высадил меня, есть остановки автобусов, многие из которых следуют до Дели Кантт. Железнодорожной станции - с нее уже поздним вечером я уезжал в Удайпур. Те же 10 рупий, но у меня еще и в одном флаконе с местной девицей 26 лет. Она работает в Махипалпуре, но живет где-то в пригороде и тоже ездит с Дели Кантт. Мы довольно мило проболтали всю дорогу и остались довольны общением. По выходе я ее с рафинированной вежливостью покинул, ибо был осведомлен о наличии неподалеку алкошопа. Вот, кстати, существеннейший изъян Махипалпура – ближайший к нему вайншоп находится даже не в соседнем Васант-Кундже, а вообще километрах в 10-12. В канттовском более-менее приличного вина не было, как и «Олд Монка», пришлось затариваться другим ромом под названием “Episode” в «мерзавчиках» по 375 мл. Забегая вперед, скажу, что для гигиеническо-профилактических процедур он кое-как годится, для большего – ничуть.
Дни второй и третий. Удайпур. Ничего особо примечательного. Как выражался там же все тот же Николай Васильевич, день был без числа. Впрочем, число было, и это число обозначало смену годов. Я отметил его суловскими «Рислингом» и «Диндори» что-то в районе 700-800 рупий соответственно. Впрочем, выбор не был осознанным, в вайншопе наличествовали еще только какие-то подозрительные «Фрателли». Я отстал от жизни в части достижений индийского виноделия. Однако осознаю: «Рислинг» - это, разумеется, дерзновенная новация. Им даже виноделы-авангардисты в Израиле не так часто увлекаются. Как и следовало ожидать, удачной попытку суловских энологов назвать можно только из большого снисхождения. «Диндори», кстати, был вполне ничего. Я пивал его еще лет 7-8 назад. Да, сходил в Сити-пэлас, не миновав Джагдиш-мандир, хотя когда-то уже бывал в обеих точках – надо же было как-то убивать время. Из столь же киллерских побуждений посетил Фатех-Сагар и садик Сахелион-ки-Бари (в нем тоже раньше отмечался). Из всего виденного как-то тронуло только озеро – оно повнушительней Пичолы, на берегу которой я жил. В нем чувствуется молодецкая удаль индийской души, которая более нигде в Индии не чувствуется. А, да, после Сити-пэласа посидел немного на фатехпракашевской «Сансет Террасе», где чай подают за 120 рупий – ровно в 24 раза дороже, чем можно купить на улице, если брезгуется пить его бесплатно в магазинах и отелях. Вид на Пичолу был, конечно, отпадный. Впрочем, немногим хуже Пичола выглядела и из окон моего номера.
Зато погода подкачала – с шепота она перешла на сварливое брюзжанье, и я отказался от мысли поехать в Эклинджи к тамошнему темплу. А тем более в Ранакпур и Кумбалгарх, где уже ранее побывал. А вместо них купил себе на Клиартрипе билеты - на ночной автобус в Биканер (500 рупий), а из него - в Абу-роуд (550 рупий).
День четвертый. Дешнок и Биканер. К автобусу я по доброй традиции приехал в самый момент отправления. Уже едучи в нем, я додумался спросить водилу, а не проходит ли он утром Дешнок с его знаменитым «Крысиным храмом». Я вдруг вспомнил, что в «ЛП» писалось, будто бы Дешнок отстоит от Биканера на 30 км к юго-востоку. Но ведь и Удайпур по отношению к Биканеру – это юго-восток! Моя догадка подтвердилась. И в 7 часов утра я сошел с автобуса в пыльной деревеньке Дешнок. От трассы до храма было пройти метров с пятьсот, но изгибчиво, сворачивая пару раз. Храм ничем не потряс – довольно заурядное строеньице. Особенным в нем было только то, что везде шныряли крысы. Они кишели и в боковых приделах, и в центральном, «алтарном», где их ритуально кормили. Хотя кормили их там везде, в том числе натуральными отходами и мусором. С меня содрали тридцатку за фотик, но этим издержки моего утреннего приобщения к индийской сакральной архитектуре и ограничились. Удобно было то, что автобус в Биканер отходил прямо от храма (в смысле сбоку в 20 метрах). В 8 часов я сидел в нем, в 08-45 уже шел с рюкзаком по городу и выспрашивал дорогу к знаменитому форту Джунагарх. А, вру – сначала я сходил в гараж автобусной компании «Шринатх Нанду Трэвелз», автобусами которой я опосредовал своей переезд из Удайпура в Абу-роуд через Биканер, и оставил у них свой рюкзачище. Форт открывался в 10, я пришел минут на 40 раньше. Спросил у местного служки-вышибалы возможности зарядить свой ноут, и он мне милостиво повелеть соизволил. Форт весьма недурен, однако, надеюсь, в нем побывало квалифицированное большинство наших современных афанасиев никитиных, и описывать его не буду. Тем более что он сильно предшествовал Ахмедабаду, с которого я могу выкладывать фотки. Хотя на самом деле в форте, кроме меня, было еще 4 иностранца – итальянские пары, обе сильные половины которых выглядели, как две капли, Алессандро дель Пьеро. Вообще, кстати, он сейчас играет как раз в Индии, но, надеюсь, раздваиваться еще не научился и просто прислал в Джунагарх своих двойников или близняшек.
Поболтался по городу, поглазел на прочие его прелести. Пообедал в кафешке в правом крыле какого-то дворца. Потом забрел в один гестхаус и напросился на их вайфай. Вайфай, между нами, был хреновенький, но на почту хватило. Время до пятичасового автобуса в Абу-роуд кое-как прошло.
День пятый. Маунт Абу. В Абу-роуд автобус выбросил меня возле железки, от которой до бас-стенда с пару километров. Было четыре часа – утра или ночи, как хотите. Дошел до бас-стенда. Первый рейс в Маунт Абу - в шесть. 31 рупия (на следующий день в обратную сторону почему-то взяли 33). Но перед ним ушел автобус в Амбаджи. Я намотал это на ус. Забегая вперед, Амбаджи-мандир и другие храмы поблизости от него – Кумбхарию и Котешвар-мандир я в итоге все равно выпустил из программы.
Остальное, пожалуй, пропущу. Во-первых, в Маунт Абу не был разве что ленивый. Ну то есть около трех четвертей наших ездоков в Индию. Во-вторых, к Дильваре я, разумеется, сходил. Но фотографировать там нельзя, на входе с пристрастием шмонают и отбирают даже мобилы.
Третий и пятый храмы ослепляют своим великолепием. Хотя, если честно, возникло-таки подленькое ощущение, что древние проектировщики вместе с исполнителями, коими выступали скульпторы-резчики, немилосердно халтурили, брали количеством при достаточно набитой руке, но без того, что уже не Николай Васильевич называл игрой же на разрыв аорты. Они верили в диалектику. Отдельных шедевральных фигур или групп я, сколько ни приглядывался, не заметил. Мастеровито – да. Но не более. Потрясает прежде всего то, сколько там всего, а не то, как оно оформлено.
В Ачалгарх – это еще километров 6-7 – не поехал. Там надо взбираться вверх часа полтора, а мне из-за двух подряд ночей в автобусах, возмущенного после еще одной биканерской трапезы пищеварения и дильварских впечатлений делать этого категорически не хотелось. Сходить к Накки-лейк тем не менее сподобился. Но не воодушевился и кататься на лодках не стал. Я и в Москве-то к недалекому от себя пруду в Тропареве уже с десяток лет не выбирался, отчего же в Индии изменять своим привычкам? Ну лужа, она лужа и есть.
Место дорогое сравнительно с прочими. Публика в массе своей – из местного среднего класса. На меня – в отличие от гуджаратских точек – внимания мало кто обращал.
Однако же на довольно небольшом променаде между бас-стендом и Накки-лейк сосредоточено 7 (!) вайншопов (хотя, если буквожуйски, пара из них находится рядом с бас-стендом, но с внешней стороны относительно указанного участка). При том, что за весь день я ни одного интуриста в Маунт Абу не встретил.
На сегодня всё. Дописал и вставил последний фрагмент. До поезда в Джалгаон - полтора часа. Пора выдвигаться к Виктории. Если от Аджанты не останется запредельной усталости и лишь самой малой чуточки времени, а в гесте обнаружится пригодный вайфай, даст бог, продолжу завтра к вечеру.