Прамбанан и вечерний балет «Рамаяна»По пути в Прамбанан мы заехали к открытому театру, где я приобрела билеты на балет «Рамаяна». Территория театра, довольно большая и ухоженная, принадлежит частному лицу. При этом стоимость спектакля доступная – для туристов цена билета колеблется от 65 до 350 тыс рупий (к самому дорогому билету прилагаются VIP-подарки и шведский стол в местном ресторанчике). Мы не покупали самые дорогие билеты, взяли билеты в синей зоне, заплатив за четверых человек+фотосъемку 800 тыс рупий. Места отличные! На мой взгляд, если вы не хотите покупать билеты на VIP-места, то синяя или зеленая зона - прекрасный выбор.
В Прамбанан мы приехали примерно за час до закрытия. Прекрасное время, когда вечерние лучи мягко освещают башни и руины возле комплекса. Видимо, не только мы сочли это прекрасным временем, потому что посетителей было много. К счастью, размеры комплекса позволяли рассредоточиться так, чтобы каждый мог пройти и найти свое место. 6 больших отреставрированных храмов, в каждый из которых можно войти (внутри статуи каких-то индуистских божеств, я в них не особо разбираюсь), а также пройти по периметру на разных ярусах. Каждый сантиметр храмов украшен резными барельефами со сценами из «Рамаяны». В «Рамаяне» я разбираюсь примерно также, как в индийских божествах, поэтому смотрела на красивые картинки и восхищалась, как хорошо все сделано, особо не вникая в сюжетную линию.
По периметру отреставрированных храмов лежат руины, которым повезло меньше. Потому что их еще не отреставрировали. Но при этом каждый камешек уложен в определенном порядке и пронумерован. Со временем ЮНЕСКО возродит эти храмы. А может не возродит – потому что огромная территория с каменными развалинами имеет свою изюминку. Смеркалось, и погода настойчиво рекомендовала спешить на «Рамаяну». Даже дождь устроила – пришлось бежать через рынок к машине, купив по пути четыре дождевика. Впрочем, дождь закончился, прежде чем мы добрались до открытого театра. Со стороны театра храмовый комплекс Прамбанан подсвечивается мощными прожекторами. Это потрясающее зрелище!
Проверив входные билеты, нам выдали поролоновые подушки-сидушки (так как скамьи оказались каменными) и бутилированную воду. Временами шел дождь, поэтому служители театра раздавали большие зонты каждому желающему. Укрывшись под зонтами, мы смотрели, как служители сметают щетками воду со сцены и ждали начала представления.
Дождь быстро закончился и перфоманс начался. Потом резко закончился, потому что опять начался дождь. Потом опять начался, потому что дождь кончился. Потом опять закончился, потому что... Вскоре режиссерам и артистам эта неопределенность надоела и они решили переместиться в крытый павильон. А дождь просек их коварные планы и полил сильнее, сильнее, сильнее... Впрочем, нас в павильоне это уже не волновало и мы смогли насладиться потрясающим представлением, которое почему-то назвали «балет», хотя ничего балетного в нем не замечено.
Театрализованное представление «Рамаяна» — это постановка нескольких сцен из одноименного индуистского эпоса. Под медитативную музыку артисты изображают историю любви и коварства, коварства и любви. Читая описание, я полагала, что мои дети заснут в порыве медитации. Не тут-то было! Яркие костюмы, частая смена сцен, завораживающие индонезийские танцы захватили все внимание! Дети смотрели, не отрываясь – при том, что устали, промокли, и было довольно поздно. Что уж говорить о взрослых!
Краткая сюжетная линия балета "Рамаяна" с иллюстрациямиУ одного царя росла дочка-красавица, Деви Шинта. Это в русских сказках царь велит привезти молодильные яблоки или украсть Сивку-Бурку. Индийский царь решил не заморачиваться и устроил состязание: сильнейший заберет себе в жены прекрасную деву.
В масовке победил принц Рама Виджайя. Они с Деви Шинтой сразу полюбили друг друга и пустились в любовный пляс, дабы стать мужем и женой.
Тут бы им жить-поживать да добра наживать, но оказалось, что некий царь Рахвана также жаждет обладать Деви Шинтой, потому что она реинкарнация Деви Видовати, на которой он когда-то хотел жениться. Вот такой лихо закрученный сюжет – сивки-бурки быстро доедают молодильные яблочки.
Рахвана, как истинный царь, не лезет в самое пекло приключений. Он вызывает своего последователя и велит ему превратиться в золотого оленя. Согласно его коварному плану Шинта непременно захочет поймать этого оленя. Но она же девушка, да еще замужняя! Поэтому за оленем побежит ее свежеиспеченный супруг, он же принц Рама Виджайя. Так и вышло, Деви Шива оказалась очень предсказуемой. Но олень и правда получился красивый, верно?
Принц убежал ловить оленя, оставив жену на попечение своего брата Лекшману.
Забеспокоившись, что принц как-то долго ловит оленя, Деви Шинта посылает Лекшману отыскать брата. Лекшману соглашается, но чертит вокруг девушки волшебный круг, чтобы защитить ее от внезапных приключений.
Сидит Шинта, в волшебном круге, медитирует. А Рахвана тут как тут. Прыгает вокруг, сказки рассказывает – а не может пройти через круг и похитить красавицу. Превратившись в старца, он отправился вновь на абордаж. Добрая Шинта вышла из круга, чтобы подать милостыню нищему, а тот реинкарнировался в Рахвану и похитил ее.
Тем временем Рама ловит оленя. А олень шустрый оказался... Пришлось принцу достать волшебную стрелу-попадайку и пристрелить шустрое животное.
Но это же индийский эпос. От волшебной стрелы золотой олень превратился в великана и начал драться с Рамой. Красавчик великан, правда?
Рама добил великана, но тут появился его брат Лекшману. Типа, завязывай с подвигами, иди жену ублажай, изнемогает она без тебя. Тут Рама вспомнил, что женат на красавице, и мигом бросился к ней.
Тем временем Рахвана в охапку с прекрасной Шинтой несется в свое королевство. Но его засек Джатайя – это птица-гаруда. Джатайя узнал Шинту и заподозрил неладное. Поэтому Рахване пришлось его убить.
Вернувшись домой, Рама и Лекшману увидели пустой волшебный круг и отправились искать девушку. Так они наткнулись на умирающего Джатайю, который перед смертью сказал им, кто похитил Шинту.
Два брата пошли через горы, через лес, чтобы освободить красавицу. По пути совершили пару подвигов: по просьбе белой обезьяны Ханумана победили Субали. Субали – бабник, который украл у Сугривы его жену (по ходу, они там все друг у друга жен воруют). В ответ Хануман и Сугрива присоединились к братьям, чтобы вернуть Раме его жену (благодарность по-индийски).
Смена сцены. Во дворце у Рахваны танцуют прекрасные девы. А сам он делает предложение руки, сердца и кармы своей новой избраннице Шинте. Однако Шинта отказывается - староват для нее Рахвана и чакры у него обвисшие.
Зачем Рахване красота, которой он не может обладать? Он пытается убить Шинту, но вмешивается его племянница. Просит подождать. Говорит, когда рак на горе свистнет, тогда красавица скажет «да». Рахвана индус, он не знает, кто такие раки, поэтому соглашается.
А к Шинте тем временем пробрался Хануман и рассказал, что Рама уже близко - поэтому пусть не поддается на уговоры Рахваны.
Потом Ханумана поймали и приговорили к сожжению. Младший брат Рахваны пытался помешать этому, но его с позором изгнали из королевства. А Хануман сбежал из огня – обезьяна же.
По просьбе Ханумана обезьяны соорудили живой мост, и Рама с друзьями перебрался в королевство Рахваны. Завязалась битва. Рама долго бился с Рахваной, но в итоге победил. Потому что иначе быть не может: добро всегда побеждает зло. Ибо у добра карма чище.
Тут бы Раме радоваться да красавицу Шинту целовать... Но он не ищет легких путей. Смотрит на жену и говорит: «Сжечь нечистую! Ты побывала в руках Рахманы, значит ты уже фууу». Я бы за такие слова сразу в героический фейс двинула, но Шинта, как покорная индийская жена, пошла в костер. Однако пламя сказало: «Воды мирового океана потопят меня, если я сожгу невинную». В общем, Рама увидел, что Шинта сохранила чистоту, и только тогда пошел с ней обниматься-целоваться.
Тут и сказке конец, артисты выходят на поклон, зал апплодирует, а в конце мини-фотосессия с понравившимися героями.
Если вы поедете в Прамбанан – обязательно приезжайте туда вечером и посетите «Рамаяну». Преимущество спектакля на открытом воздухе в том, что подсвеченные храмы Прамбанана служат естественными декорациями к спектаклю. На закрытой сцене преимущество в том, что вы сидите близко к сцене (как в камерном театре), полностью погружаясь в атмосферу спектакля. Маленький совет: если произойдет такая же ситуация, как у нас (представление внезапно перенесли с открытой площадки на закрытую) — бегите вперед и занимайте удобные места. Людей очень много и в суматохе служители не стали проверять, кто какие билеты покупал. В итоге неспешно идущие обладатели VIP-билетов остались вообще без мест и сидели где-то на галерке.
Представление закончилось примерно в 10 вечера, мы сели в машину и поехали в сторону нашего отеля. Отель Griya Harja Homestay оказался довольно далеко от Боробудура (выбрала его из-за отзывов, прославляющих живописные пейзажи по пути). В 10-11 вечера пейзажи рассмотреть не удалось. Впрочем, не удалось рассмотреть их и утром, поскольку на рассветный тур меня отвезли в 4 утра, когда еще было темно. Зато удалось рассмотреть мебель - она чудесная, например, стол со столешницей из цельного куска дерева. А уже из Боробудура меня забрал Эди, приехавший туда вместе с моей семьей, которые предпочли выспаться и посмотреть храм в стандартное время работы.