Общая логистика.
Все билеты покупались заранее в промежуток от 2 до 6 месяцев до вылета, цена соответствующая.
1. Перелет Turkish Airlines на двоих с багажом по маршруту Москва – Денпасар, Джакарта – Стамбул (стоповер 30 часов и бесплатный отель от TA) – Москва: 66.700 руб.
2. Перелет Garuda Indonesia Денпасар – Ломбок – Денпасар (на двоих с багажом): 6.600 руб.
3. Автобус а/с + паром на двоих Денпасар (Мангви) – Баниюванги 300к. рупий (1.400 руб.) Отправление от станции Мангви в 12.00. Билет покупался перед отправлением.
4. Поезд Баниюванги – Проболингго за 2х чел, Executive class: 1.600 руб., покупался заранее на tiket.com
5. Поезд Проболингго – Джокьякарта за 2х чел, Executive class: 2.700 руб., покупался заранее на tiket.com
6. Перелет AiaAsia Джокьякарта – Джакарта за 2 чел., с багажом, местами и едой. Покупал на офф сайте с авторизацией через гугл – дали небольшую скидку, итого: 5.700 руб.
Валюта.
С собой везли карту Рокетбанка. Карта в долларах, позволяет снимать кэш по всему Миру без процентов. Курс выгоднее, чем в обменнике + исключена возможность мошенничества с «кучками». Снимали в банкоматах BNI – без комиссии, выходило около 14к. за 1 доллар. По возможности платили картой. Также везли с собой немного наличности, тоже в долларах – ни разу не воспользовались.
Итак, начнем. День 1. (15 ноября)
20.45 вылет из Внуково в Стамбул. Летим 3 часа. Самолет А321 не ушатаный, система развлечений, хорошее пространство для ног, не плохая еда и безлимитные алко напитки присутствуют.
Ближе к полуночи прилетели в новый Стамбульский аэропорт. Очень большой, людей не много. От гейта до гейта шли минут 30 очень неспеша, по пути успел схомячить «аэропортовскую» булку, купленную непосредственно в аэропорту по ходу действия. Гейт на Денпасар в самом углу, вокруг зона ожидания, тихо, приглушенный свет, не плохие лавочки. Зона огорожена от остального пространства ленточкой. Пускают только по посадочным на этот рейс.
(фото)
День 2. (16 ноября)
Вылетаем в Денпасар в 2 с чем-то ночи, то есть чуть позже расписания. В билете время полета 12:50, по факту – 12 часов с небольшим. Самолет новый, бобик 787, кресла 3+3+3, все та же система развлечений, плюсом к ней «удобные» иллюминаторы с электронным затемнением. На нашем рейсе почти весь полет были заблокированы в самом темном положении, что было весьма неудобно, т.к. я рассчитывал попалить в окно, как говорится. Весь полет в самолете был «интим» в плане освещения, форточку нехотя разблокировали часа за 2 до посадки, и то, потому что настойчиво просил несколько раз. В общем, тут Тюркишам большой минус. В добавок, за мной сидел какой-то м…ак, который последнюю часть полета пинал мое кресло с требованием сидеть только в вертикальном положении, ибо «таковы правила», (кто знает, что за правила такие - напишите обязательно в комментариях) внаглую тянул свои лапки между сидениями, дабы нажать ту самую кнопку на подлокотнике. Не успокоился, пока не получил по рукам, тянущимся на моем кресле и предложения позвать б.п., дабы успокоить его пьяный дебош. Еда вкусная, наливали неохотно.
В Денпасар прилетели вечером, уже темно. До отеля Tusita Hotel шли пешком минут 10-12. Очень навязываются таксисты. Отель не плохой, понравился завтрак и басик на крыше.
День 3. (17 ноября)
Завтрак в отеле. До выхода в аэропорт успеваю сходить в басик на крыше.
В аэропорт снова пешком минут 15, внутренний терминал оказался дальше. Пришли за 2,5 часа до вылета, т.к. допустил ошибку в фамилии и запасался временем на случай разборок или покупки нового билета, но все обошлось, сильно не проверяют, улетели нормально. В ожидании рейса попили кофе в Старбаксе. Посадка в самолет начинается за 20 минут до вылета. Из аэропорта идем пешком к самолету по летному полю мимо других птичек. Рекомендую брать места у окна. Вид в полете очень понравился, самолет летит не выше 3 км. Вылетели +/- по расписанию. Полет занял 22 минуты.
По прилету вызвал Граб до Куты – 81к. местных денег. Ехать около 30 минут. Водила пытался развести еще на 17к. типа за стоянку в а/п, но был послан лесом с такими предложениями. Заселились в отель Kuta Baru Hotel. В целом не плохо, но есть к чему придраться (далее расскажу). Пляж в Куте, на мой взгляд – абсолютно некупабельный. Здесь будем 5 ночей, до 22 ноября.
Пляж Кута. Ломбок
Песок на Ломбокской Куте
Набережная
Вид на Куту с холма
День 4 – 7. (18-21 ноября) Пляжи Ломбока. Развод на бабло.
С утреца четвертого дня организовали в приотельном ренте подушатаный байк, дабы ездить на соседние пляжи. Цена вопроса за 4 дня аренды составила 280к. местных денег + топливо. За все время заправились где-то на 30к. или 40к.
Тут хочется сказать следующее: будете брать байк – не берите его около отеля и не пишите свое (настоящее) имя на «документе» об аренде. В случае чего – проблем не оберетесь!
Развод по-Ломбокски.
Вечером второго дня аренды, как только мы вернулись с очередного пляжа, ко мне подбежал чел «из рента», и стал кричать, что на байке появились новые царапины. С криками «Крэш», «Вэри экспенсив» и «Репэир» чел начал требовать с меня за «новые» царапины 1,7 миллиона местных денег. Во-первых, это был не тот чел, у которого я брал байк, во-вторых, с какого хрена такое бабло? Что за нафиг тут происходит? Подключил ресепшн помочь разобраться, ибо это богадельня на территории отеля. Они вроде как все разрулили, чел свалил, парень с ресепшна сказал, «Итс окей, но проблем. Джаст релакс». Ну, ок. Но настроение подпорчено. Хожу на стреме. (to be continued…)
Кстати, о байках. Байки сдаются без доков и это вроде как обычная практика там. Полицию видели 2 раза, и то в машине, туристами не интересуются.
А теперь о хорошем: пляжи.
Пляжи есть, и есть весьма неплохие, на мой взгляд, даже лучше, чем, например, на Пхукете или Шри-Ланке, но тут на вкус и цвет…
Больше всего понравились пляжи Mawun и Selong Belanak. Первый глубокий. Два шага и глубина. Волн нет. Народа мало, есть лежаки. Можно договориться «за бесплатно», если обедаешь в кафе, как мы и делали. Второй – с плавным заходом. Песок белее, нагревается не так сильно, как на первом – там только в тапках. Лежаки платные, договориться не получилось, пришлось вывалить мзду в размере 50к. местных денег за вест день. Заход в море пологий, но купаться можно, и в прилив, и в отлив. Народа больше. Много серферов.
Mawun
Mawun
Mawun
Selong Belanak
Selong Belanak
Selong Belanak
Selong Belanak
Selong Belanak
Остальные пляжи не понравились. Фото ниже:
Pantai Are Guling
Вид на Are Guling
Lancing
Пляжи Semeti и Mawi
В один дней, по пути на пляж заехали в пещеру.
Вход 60к с носа. Спуск по бамбуковой лестнице. Внутри влажность – футболка намокает за пару минут. Много «бэтмэнов». Из отверстий сверху бьют лучи света, так что лучше всего приезжать ближе к обеду. Для улучшения эффекта местный «смотритель», он же – кассир, зажигает кокосовую шелуху, которая очень дымит и луч становится более ярко выраженный.
День 7. (21 ноября)
Вечером искал чела из рента, дабы отдать ключи от байка. Не нашел. Парень с ресепшна сказал, что могу отдать ему. Отдал ему ключи и каски. Спросил, все ли ок. ОК – утвердительно кивнул тот. Заказал на утро трансфер, ибо Граб, Убер и прочие конторы тут пассажиров не подбирают. Цена вопроса 150к.
День 8. (22 ноября) Развод по-Ломбокски. Продолжение.
Вчера мой «ж*почуй» подсказал мне, что следовало бы выезжать утром пораньше, и не ошибся. Тут началось продолжение «спектакля о царапинах». Трансферную тачку облепили местные и яростно требовали 1,7 млн., со временем цена упала до 200к., но хрен там – мы на такой развод не поддаемся. 30 минут ругани и обещания вызвать полицию ни к чему не привели. Ресепшн тоже не торопился как-то поучаствовать в действии. Предложили только оплатить вымогателям 200к. и уехать. Подействовала фраза, что денег нет. Совсем. Народ с ресепшн предложил снять деньги с карты, тут, говорят, рядом банкомат. Я офигел совсем от такой наглости. Сказал, что на карте тоже нет денег, что летим домой. Мадам с ресепшна минуты 2 перетерла эту информацию с местной гопотой, и те отступили. Мы уехали. Вымогатели были оставлены с носом при всех. К концу спектакля толпа была уже человек 20-30. В рашке за подобное даже не слышал, видимо, потому что бьют лицо за такие «трюки» since 1990th.
На самолет успели. Снова 22 минуты красоты. Остановка на 1 ночь в отеле Palm Beach Hotel. Тоже в районе до 15 минут пешком от аэропорта. Не плохой завтрак, типа первая линия. Территория отеля ухоженная, бассейн, пальмы, фонтанчик. Вокруг чисто. Для остановки на 1 ночь – самое оно!
В отеле много русских, не понимающих ни слова «по-англицки», видимо, пакетники. Прогулялись пару минут до пляжа и по окрестностям. Пляж, по сравнению с Ломбокскими – полная шляпа. Даже бесплатно бы сюда не поехал, а тут народ деньги платит… Пластик, грязно, вода мутная, в общем – фу. Нет – ФУУУУ!
День 9. (23 ноября) Путь к Иджену.
После плотного завтрака вызвал Граб к станции Убунг. Водитель по дороге сказал, что лучше ехать на станцию Мангви. Погуглил немного, согласились. Едем на Мангви. Дорога заняла около часа с небольшим. Машина с кондиционером. Цена вопроса 153к. На станцию приехали рано. В сторону Баниюванги только 1 автобус, в 12.00. цена 150к. с человека включая паром. Взяли билеты.
Дорога заняла около 5 часов вместе с паромом.
Уже в Баниюванги нас встретил трансфер от отеля. Дорога заняла еще час. За трансфер от парома при заезде, до станции Карангасем при выезде и за заброс на Иджен доплатили 400к. за машину + 300к. за два билета за вход на Иджен. Отель Kampoeng Joglo Ijen расположен в откровенных жопенях мира, но вокруг красивый пейзаж с рисовыми террасами и пальмами + адекватная цена и близость к вулкану.
Рядом магазинов нет. Глушь! Поужинали и сразу спать. Подъем в 23.00. Перепроверили рюкзак: обязательно маски и фонарики. Маски не марлевые, а конкретные маски с фильтрами. Фонарики лучше на лоб, чтобы руки свободные были. На «завтрак» чай/кофе.
День 10. (24 ноября) Иджен. Кислотное озеро и Blue Fire.
Отправились в 00.10 в 00.55 были уже на парковке вверху. Старт в час ночи. Поднялись к 3 часам. Шли с многоостановками около 2 часов. Дорожка – мелкие камушки с вулканической пылью, которые прокатываются и хорошо скользят. Надевайте удобную обувь! Пока темно успел сделать пару фоток звездного неба, что получилось – еще не знаю. Будем посмотреть, как говорится. Столько звезд никогда раньше не видел, тут и никакой планетарий не нужен. На вершине ветер и холодно. Около +7..9 *С. Одевайтесь. Я ходил в теплых спортивных штанах, флисовой кофте и шапке – было не жарко.
На вершине надели маски. Спуск в кратер занял еще минут 20-30. Даже через маску воняет тухлецой. Когда накатывает облако – аж глаза ест, в прямом смысле того слова. По возвращению в отель, еще пол часа промывал глаза жидкостью. Темно. Только свет от фонариков.
Местные разводилы уверяют, что без гида спуск запрещен. + плакаты, гласящие примерно то же самое. Гид, вроде как 100-150к стоит., обошлись без него. Да и на самом деле он там «нафиг не нужон», главное, будьте внимательны! Особо навязчивому сказал, что снимаю для журнала. Чувак на долго завис, пока отвисал, мы успели свалить.
К самому озеру не спускались, желания хватило только до синего огня. Подобрался почти вплотную, на сколько видел это возможным в кромешной тьме и свете моего фонарика. Зрелище неописуемой красоты и однозначно стоит затраченных сил, времени и денег.
Дождались рассвета, заснял таймлапс и поползли вверх. Вверх проще, да и на улице уже светло. Если кто сильно устал – есть возможность спуска/подъема на вот таком устройстве.
Продают всякую хрень из серы. По дороге еще пару фото в кратере на фоне озера и долгий спуск. Спускаться с вулкана сложнее. Камушки скользят, прокатываются. Еще 2 часа в пути вниз к парковке. По дороге фото с видом на соседние вулканы. На мой взгляд, очень красиво. Русских мало, за то, полно китайцев. На парковке были около 7:40 утра.
В 8:30 были в отеле. Позавтракали, и весь день провели в бассейне, немного прогулялись осмотрели окрестности.
В поисках фруктов набрел на местную лавку, в которой провернул квест под названием «обмен бумаги на еду у местных папуасов». В округе, ничего, кроме рисовых террас и пальм нет. На водопад не ездили – уже не было никакого желания и сил. Вечером ужин, ром с фруктами и спать сразу после заката.
День 11. (25 ноября) Мафия «бемо» и затерянный француз.
Подъем рано утром, завтрак, трансфер на станцию Карангасем. Держим путь к Бромо. Поезд в 9:15, в 8:40 мы на станции. Распечатываем посадочные и ждем.
Едем в вагоне Executive – кондей и достаточно удобные кресла. Ехать 4 часа. В 13:16 прибываем на станцию Проболингго. Тут же нас окружают таксисты, проходим мимо, как потом выяснилось – зря. На Грабе, за 40к местных денег едем на остановку бемо, где нас встречает полнейший ужас. На остановке только водитель и один француз, который преспокойно лежит и ждет отправления, итого – нас трое. Подождали час – никого не прибавилось. Скоро начнет темнеть. За отправление прямо сейчас водила заломил 525к., что получалось по 175к. с носа. Слишком дофига. Предложили французу вернуться на станцию и уехать вместе на такси оттуда, в надежде, что будет быстрее и дешевле, а ночевать тут не очень хочется. Тот согласился. Мы надеялись уехать за 300к. местных денег. Снова на Граб за 30к, и возвращаемся на станцию. Там нахожу таксиста, но он просит 400к., торгуюсь до последнего, в итоге он соглашается за 300к., едем. Ну, как едем, доехали до ближайшей заправки, где по великой случайности в бак залили не то топливо. Попандос – подумалось мне. Тачку отогнали в сервис, где её быстро окружила стайка подростков, и со знанием дела начали разбирать машину, дабы достать топливный бак. Топливо сливали «открытым» методом через огромную воронку в немаленькую бочку, не вынимая сигареты изо рта. Час спустя, все собрали обратно, и мы поехали.
Ехали 2 часа, приехали к Бромо уже в темень. Дорога стремноватая в плане ее ширины и обрывистости. По дороге таксист предложил нам поездку обратно за 250к. – договорились, это лучше, чем снова ждать бемо или заново с кем-то договариваться на местности, тем более, что завтра нас в Проболингго ждет поезд в 15:45 и на него нужно успеть.
При въезде в деревню Чеморо Лаванг 25к с носа какой-то там сбор + 220к с носа билет в сам заповедник. Заселились в отель Guesthouse Gunung Bromo – сам отель не плохой, но нас они развели. Был заказан номер с 2мя кроватями и собственной ванной, которого при заезде не оказалось. Ребята с ресепшна предложили номер типа лучше уровнем, но с одной кроватью – согласились, черт с вами, одна ночь всего, да и та не полностью. Поселили нас в отдельный домишко, уверяли, что он полностью наш. Не успели мы кинуть чемоданы – в соседнюю комнату подселили испанских туристов. В итоге, мы вчетвером. Ванная комната на два номера. За что отель и получил свою оценку в два балла на букинге и соответствующий комментарий, добавим сюда ужасный завтрак и получаем полный негатив, который никому не рекомендую. Выбирайте другой отель, если вдруг планируете на Бромо.
Джип заказывали в этой же богадельни, сил искать другой уже не было. Цена вопроса 450к. Сдачу с 500к дали неохотно, кривя мордой.
День 12. (26 ноября) Бромо
В 3:30 джип уже ждал у отеля. Минут 30 мы ехали по деревне и кальдере вулкана. Тряпичная маска тут будет очень кстати – пыль летит столбом. Подъехали к точке подъема на смотровую King Kong – там очередь из джипов. Постояли с пол часа, может чуть меньше. Какой-то джип то ли сломался там, то ли не вписался в поворот на узкой дороге и было решено ехать на смотровую номер 2. Maps.me вам в помощь Вышли из джипа, и еще пол часика пешком в расслабленном темпе. Поднялись как раз к рассвету, картинка красивая, что и говорить.
Пофоткал немного, спустились. По дороге купил футболку. Цену сбил со 100к до 50к. Сели в джип, поехали снова в кальдеру к самому Бромо. От стоянки джипов до кромки пешком минут 25-35. Красиво. Рекомендую. Также можно на лошади за 150к или на байке – цену на второе не знаю. Снова пару фото и возвращаемся в отель.
Позавтракали, собрались, приехал наш вчерашний водитель. До поезда еще несколько часов, попросили нас выкинуть в какой-нибудь кафешке, не далеко от станции. Выбросил нас в квартале от ж/д. Еда вкусная, заведение чисто для местных. Все едят руками, нам принесли приборы. Поели, пошли на станцию. Пока ждали поезд, успел сходить на почту отправить в рашку открытку, посмотрим, дойдет ли…
Едем в Джокьякарту. 8 часов в пути. Приезжаем в 23:45 по расписанию. В поезде разносят еду – за деньги: 2 риса с курицей + 2 каппучино вышли в 97к. На станции заказываю Граб, едем в отель Сатория. Вроде как 4 звезды, но не 4, хотя, в целом, отель понравился. Близко к аэропорту, не плохой номер, хороший завтрак. Из минусов – не самая дешевая еда, да и далеко не самая вкусная, за то прямо в номер 24/7. Даже организовали завтрак в 2 часа ночи прямо в номер бесплатно (был включен). Здесь остаемся на 3 ночи.
День 13. (27 ноября) Мерапи и Тиманг Бич
В 8 утра нас ждет водитель, которого я нашел на трипэдвайзере за 350к в день. Цена понравилась, взяли его на 2 дня. Едем в музей Мерапи, в ту самую деревню, которую присыпало 5 ноября 2010 года. Водила по пути пытался два раза скинуть нас джиперам со словами, что все берут джипы и дороги тут нормальной нет, и что его avanza там дальше не проедет. Вопрос решился только после звонка его менеджеру. Дальше ехали как надо. И дорога нормальная нашлась даже.
Нормальная дорога к музею
Так что, смотрите, не попадитесь на подобное. Зрелище в самой деревне реально страшное и жуткое. Экспонаты, скелеты, фотографии обгоревших тел людей и животных. В такие моменты в голову приходят определенные мысли.
Вход в музей
Часы, застывшие в момент катастрофы
После музея поехали в Tlogo Muncar National Garden, вход 151к с человека. Должен был быть водопад, но видимо, в сезон дождей, так что мы увидели просто маленький ручеек, размазанный по стене, покрытой мхом.
Поднялись по тропе на смотровую. По дороге много обезьян. На верху вышка, напоминающая Фаркрай-3. Мерапи не увидели – весь в облаках.
Пообедали и поехали на Timang Beach. В дороге 3 часа. Приехали как раз перед закатом. Часть пути на джипе. Цена вопроса 350к за джип в обе стороны, джип ждет на пляже. Не торгуются. Думаю, можно было и пешком, но дорога и вправду, ужасная. Прогулялся по мосту. В целом зачот, не сказать, что прям капец какой экстрим, но в целом прикольно. Цена вопроса 100к с носа. Посмотрели закат, поехали в отель. Завтра в 3:30 едем смотреть рассвет в храме.
День 14. (28 ноября) Рассвет в Боробудуре и храм Прамбанан
По просьбе отель организовал файл zavtrak.zip прямо в номер в 2 часа ночи. В пакете две коробочки с сэндвичем и 2 бутылки воды. Как и договаривались, в 3:30 водитель уже ждал нас у входа, погрузилась в машину и поехали смотреть рассвет в Боробудуре. Вход за двоих 900к на рассветную программу, днем дешевле. На футболку клеят наклеечку «Borobudur sunrise» и выдают фонарики на батарейках, фонарики можно забрать с собой, наклеечку тоже. Народа для такого ценника не мало. Лучше приходить раньше, чтобы занять места по интереснее, и не пялиться на рассвет с затылками. В целом, красиво, но как по мне – цена завышена. Посмотрели рассвет, прогулялись по храму. По дороге назад набрели на какой-то «слоновий дом», напоминающий наш зоопарк. За рвом с водой небольшая территория, на ней 5 слонов. Подходят к краю, все с ними фоткаются.
Вышли, сели в машину, поехали в Прамбанан. Водитель предлагал взять билеты где-то по дороге, но мы взяли в кассе. Цена вопроса 700к за двоих. К билету выдают талон на вэлкам дринк – чай/кофе/вода на выбор одно из. Несколько сооружений на главной площадке + куча развалин вокруг. Если вдуматься, что ЭТО строили в 5-8 веках, начинаешь задумываться о могуществе и продвинутости цивилизации тех времен. В целом, познавательно. В храмах стоят статуи, внутри темно, света нет, чтобы пофоткать статуи, использовал два налобных фонарика. Осмотр много времени не занимает.
Сели в машину, поехали в отель. Вечером пошли в соседний «кэрифур», покупать сувениры, фрукты и пр.
День 15. (29 ноября) ЭирАзия и аэропорт Джакарты.
Наш отель был в 15 минутах езды от аэропорта, поэтому, к рейсу на 13:00, мы вышли в 11 с копейками. Как только отъехали от отеля, пришло письмо о переносе рейса с 13:00 на 16:00, что означало прибытие в Джакарту в 17 с копейками, и это с условием, что его снова не перенесут. Конечно, времени то, может, и хватило бы, чтобы успеть к вылету в 21:25, но я не люблю оставаться без подстраховки. Едем в аэропорт. Девушке на стойке описал ситуацию, попросил перекинуть нас на другой рейс, та без проблем перекинула нас на 12:00. Сказала, что заказанные места и еда слетят, но для нас это были мелочи в данной ситуации, нужно было хоть как-то улететь в Джакарту. Фактически вылетели в час дня, улетел ли наш рейс – не известно. Спасибо сотрудникам, что пошли на встречу. Плюс ко всему, дали места у окна и у аварийки, где места для ног по больше. Каким-то образом даже наш обед успел перекочевать к нашему рейсу, хотя не обещали. В общем, ЭирАзия в этом плане очень понравилась.
К двум прилетели в Джакарту. Аэропорт просто огроменный. Из терминала 2 в терминал 3 перебрались на «скайтрейн» проезд между терминалами бесплатный. Приглядевшись, понял, что это нифига не поезд, а что-то на обычных автомобильных шинах, едущее по направляющим, в общем, странная конструкция.
Оставшееся время до вылета куковали в терминале. Там тебе и кресла, и сидения удобные и фонтанчики для питья, и куча розеток для зарядки телефона. Вайфай есть, но медленный в отличие от Балийского и Ломбокского. Есть кресла, в которых можно поспать – бесплатно. Такие себе зоны отдыха с ковриками и видом на летное поле. Видно, что порт для людей, очень понравился, не то, что ср…ные DME, VKO и SVO. В 21:25 улетели в Стамбул на бобике 777-300, места достаточно, еда вкусная, наливают сколько душе угодно, б.п. приветливые.
По финансам.
Ребята, отчет пишу ночами, пока помню максимум подробностей. Сил нет, вспоминать все цифры. Все, что вспомнил - описал выше.
Общая стоимость путешествия около 200.000 рублей за двоих со всеми билетами, страховками, гостиницами, сувенирами и всем-всем. (включая около $150 на Стамбул на обратном пути)
По поводу экономии: на бемо не ездили, ели и в местных варунгах и в ресторане и в макдаке. Жесткой экономии не придерживались, но и не сорили деньгами где попало. В большинстве случаев проще заплатить немного больше.
Если было интересно и полезно, то вы знаете, где находится кнопочка «спасибо». А если остались вопросы – помогу в лс, ну или в комментах! Всем новых впечатлений.