Санья, 29-31 января.В предыдущие посещения Саньи (это был пятый раз) мы бронировали отель 2 раза в Ялунване (Yàlóngwān, залив Ялун) (т.к. там ну очень дорого, мы выбрали отель в поле, примерно в получасе пешком от ближайшей автобусной остановки), и 2 раза в районе Хайтан. Эти отели были недорогими, удобными, но мы были отрезаны от центра Саньи с магазинами и рынками, да и чтобы куда-то поехать типа той же Яноды, тоже нужно было сначала добраться до Саньи. К тому же многие автобусы прекращают ходить в 5 вечера, особенно с этим было плохо на Хайтане (там и пляжа нормального нет). Поэтому в этот раз я предложила поселиться в центре Саньи, а купаться ездить в Ялунвань. В Санье и свой пляж есть, конечно, но в Ялунване всё равно лучше.
У некоторых отелей в Букинге указана следующая информация о порядке заселения: «Администрация объекта размещения оставляет за собой право перепродать номер после 18:00 в день заезда. Гостям, планирующим приехать позднее этого времени, необходимо обратиться в объект размещения напрямую. Контактная информация указана в подтверждении бронирования.» Это было указано и для отеля в Санье (
https://sp.booking.com/hotel/cn/7days-i ... aid=325219). Т.к. мы действительно собирались приехать после 6 вечера, то при бронировании сразу указали предполагаемое время заезда: с 22 до 23 часов, указав это ещё и в комментариях. Отель через Букинг подтвердил, что будет нас ждать в указанное время.
Новый рейс из Ланьчжоу, который мы забронировали 10 января вместо отменённого, прилетал в Санью в 23.20, поэтому мы ещё до вылета написали в отель (опять через Букинг), что прибудем в отель около часу ночи. Отель на это сообщение так и не ответил, и мы стали волноваться (был уже случай, когда отель не ответил на сообщение в Букинге, и мы ночью пришли к закрытой двери). Написали в техподдержку Букинга, что отель играет в молчанку.
22 января вечером мне на мобильник позвонил сотрудник Букинга, и сообщил, что отель не хочет держать наш номер до часу ночи, т.к. он не оплачен, а оплату от нас принять они не могут, т.к. не работают с банковскими картами. Я справедливо возмутилась, т.к. о том, что мы приедем поздно, мы сообщили аж в декабре, и отель это устроило. А теперь они решили воспользоваться тем, что мы приедем ещё позже и перепродать наш номер втридорога, учитывая новогодний ажиотаж.
В общем, я сказала сотруднику, что отель нарушает свои же правила, т.к. мы их предупредили заранее о позднем прибытии. Сотрудник сказал, что они попробуют с этим разобраться, и 24 января днём от Букинга пришло письмо, что отель будет нас ждать. Мы слегка удивились, но и обрадовались, конечно. А когда приехали в отель, оказалось, что у них куча свободных номеров (видели пустые открытые комнаты и связку ключей на стойке регистрации). Видимо, надежды о высоком спросе на Новый год поломал коронавирус.
Кроме упомянутого безобразия, отель (
https://sp.booking.com/hotel/cn/7days-i ... aid=325219) нам понравился. Соотношение «цена-качество» примерно такое же, как и у других недорогих отелей Саньи (недорогих по меркам Саньи, конечно).
Есть стиральная машинка, которая располагалась как раз напротив нашей комнаты, ну это нам повезло. Рядом же был балкон для сушки, там же мы и купальники с полотенцами сушили. Стиральной машиной пользоваться можно было бесплатно, но порошок надо купить самим. Сначала не разобрались, как ей пользоваться, стали спрашивать на ресепшене. Английский там не знают от слова вообще, но активно используют переводчик. В итоге мы уговорили какого-то сотрудника подняться с нами к машине и показать порядок действий.
Внизу есть кафешка, но мы ею ни разу не пользовались, т.к. рядом куча недорогих (опять же для Саньи) забегаловок. Рядом ТЦ с большим супермаркетом, а внизу, перед входом, отдельная кофейня – кофе плюс пирожные.
Также рядом с отелем находится остановка трамвая. Да, в Санье есть трамвай (судя по китайским новостям, ему чуть больше года), в то время, пока мы были там, он не работал, но, думаю, сейчас его опять должны открыть.
Ещё один минус этого отеля – в данный момент он на картах либо отображается неправильно, либо его нет вообще. В Байде, например, мы его не нашли. Вообще в том месте была стройка, может, для трамвая место расчищали, и теперь даже карты Байду не совсем соответствуют действительности. В то время, когда мы проживали в этом отеле, он располагался в этом здании, но вход с улицы, которая на карте Гугла называется Railway Channel (именно по этой улице, параллельно берегу моря, и проложены рельсы трамвая):
https://www.google.com/maps/embed?pb=!1m14!1m8!1m3!1d947.2615968983744!2d109.50095099416251!3d18.253694956877535!3m2!1i1024!2i768!4f13.1!3m3!1m2!1s0x31454c75af0bfc97%3A0xafff881acd39dee8!2sWo'aihe!5e0!3m2!1sru!2sru!4v1588947770054!5m2!1sru!2sru
Таксист, который нас вёз из аэропорта, сначала долго выяснял по телефону с персоналом отеля, где же он всё-таки находится, т.к. указанный в Букинге адрес тоже не особо помогает.
Виды из окна номера и с балкона для сушки белья:
Общая ситуация в Санье.Больше всего мы боялись, что в Санье закроют пляжи. Конечно, остаётся ещё тепло и тропические фрукты, но без пляжей было бы очень грустно. Но нам повезло, и в Санье, и в Ялунване пляже были открыты. Правда, висели красные флаги, но купающихся почти никто не гонял.
Купающихся было очень мало, и большая часть из них была русские! Реально, за 3 дня мы увидели всего одного плавающего китайца и несколько человек, плескающихся у берега. Зато наши соотечественники не посрамили честь страны, все, кто заходил в воду, честно плавали.
Есть подозрение, что мало купающихся было из-за плохой погоды. Второй раз подряд нам не везёт с погодой в Санье :( Три раза ездили – было всё супер, жара комфортная, море тёплое… После третьей поездки ответила здесь в теме «Погода на Хайнане» (
viewtopic.php?p=7657926#p7657926), и как сглазила… В прошлом году, тоже в январе, я не снимала кофту, в этом чуть потеплее (но кофту приходилось носить с собой). Вода была прохладная (заходить трудно, потом привыкаешь и не мерзнешь), но выходить холодно, потом долго кутаешься в полотенце, пытаясь согреться.
Настроение здесь было относительно расслабленное, многие не носили маску на улице, и на улице много народу (сравниваю с Ланьчжоу). Это всё-таки курорт, много туристов. Забегаловок было открыто достаточно (хотя некоторые были и закрыты, но, возможно, это было связано с продолжающимися новогодними выходными). Возможно, в феврале режим ужесточили, может, и пляжи закрыли, но мы здесь всё-таки успели отдохнуть, к счастью.
Ещё в Ланьчжоу мы читали в новостях, что наши туроператоры вывозят с Хайнаня организованных туристов, и вроде даже почти всех уже вывезли. Если они действительно почти всех вывезли… сколько же их раньше здесь было? Наши люди попадались на каждом шагу, наверно, каждый четвертый имел славянскую наружность, а если мы слышали обрывки фраз, то они были на русском языке. И других лаоваев мы тут не увидели вообще. Т.е, может, иностранцы тут и были, но мы на них не наткнулись, либо они выглядели как русские.
Кстати, в предыдущих наших точках, после Чэнду, других лаоваев в городах Синин, Дуньхуан, Ланьчжоу мы не увидели ни одного. А тут ну очень много. Но только русские :)
29 января.Позавтракали, выпили кофе, закупились первой порцией тропических фруктов в супермаркете.
Фото из супермаркета.
Как раз в это время активно распространяли информацию, что не надо покупать диких животных, и вообще держаться от них подальше. Так вот интересно, эти животные на фотографиях - домашние? :)
На входе в супермаркет не только температуру меряли, но и антисептиком на руки брызгали.
Решили искупаться на ближайшем пляже:
Муж отметил, что с прошлого года в Санье явно улучшилось владение русским языком, переводы уже не такие бессмысленные и беспощадные. Например, на этом стенде, стоящем на пляже, почти всё переведено правильно:
Обратите внимание на пункт 5! В китайской и английской версии этого пункта запрещается только нелегальное строительство. Видимо, китайцы от нас ожидают чего-то ещё…
После купания мы пошли к ближайшей остановке выяснить, какие автобусы, идущие в Ялунвань, тут останавливаются. И увидели объявление следующего содержания:
«Уведомление о временной отмене маршрутов. В порядке принятия противоэпидемических мер с 15 часов 26 января в г.Санья сохраняются маршруты (далее список), прочие маршруты временно отменяются…. Транспортный отдел г.Санья.»
В Ялунвань из указанного списка идут автобусы 24 и 27, и оба они тут не останавливаются. Но мы всё равно туда собирались на следующий день, решили вечером посмотреть в Байде, где нужная нам остановка.
Конечно, у нас были планы, что посмотреть в Санье, кроме пляжей, например, тропический парк Ялунвань. Но это, естественно, всё было закрыто. В моей мобильной Байде появились примечания в описании достопримечательностей: «возможно, сейчас не работает». В полной версии на ноуте мы таких примечаний не нашли.
Кроме Саньи, мы хотели посетить на Хайнане ещё одно место - гору Учжишань (Wǔzhǐshān). Гора находится ближе к центру острова, одним днём не обернёшься, и мы забронировали отель на 2 ночи в одноимённом городке рядом с горой. На самой горе находится природный парк, вход туда платный, туда можно добраться от городка на такси.
От Саньи до Учжишаня ходит междугородний автобус, и мы пошли на автовокзал, чтобы узнать расписание и вообще разведать обстановку. Автовокзал был закрыт, да, опять по причине коронавируса. Вот этого мы вообще не ожидали – поезда же ходят, самолёты летают, чем автобусы не угодили?
Возвращаясь в отель, зашли в случайную забегаловку по дороге. Там 2 женщины славянской наружности, говорящие по русски, уже выясняли отношения с официантом. Сначала всё было культурно, поэтому мы и не стали искать другое место, но быстро превратилось в скандал. Как мы поняли, одна из посетительниц сделала заказ, ориентируясь на фото (что даже не в китайской забегаловке может быть не очень удачным), и то, что ей принесли, не соответствовало ни картинке, ни её ожиданиям: «Где мясо? Принеси мне мясо, и я тебе заплачу! Что ты мне принёс?» Официант пользовался переводчиком в смартфоне, переводящим речь в текст. Переводчик вещал по-русски, фразы были очень культурными и вежливыми.
В итоге они не нашли общий язык, и то ли они сами ушли, то ли официант вышел из себя и выгнал их. Мы за это время успели сделать заказ и половину уже съели.
После этого мы регулярно вспоминали этих дамочек почти при каждом приёме пищи. Например, вот мой завтрак на следующий день:
На картинке мясо было видно, здесь я его даже найти не могу (хотя на самом деле оно было, в небольшом количестве).
Можно вспомнить наш обед рядом с монастырём Кумбум (см. пост о Синине), кажется, что это лапша широкая у меня в тарелке, на самом деле это грибы (с небольшим содержанием мяса). На картинке соотношение было обратным (правда, название было честным - грибы с мясом, но я этого не знала, хотя всё равно не расстроилась). Ну правда, неужели это стоит того, чтобы портить себе настроение? Если, конечно, хочется поскандалить, то повод есть, да.
Мы просили заменить блюдо, только если мужу приносили что-то с мясом, при том, что мясо в названии было не указано вообще (могут запросто перепутать). Часто блюдо заменяется таким образом – вытаскивается мясо, блюдо отдаётся нам обратно )))) Это можно понять по тому, что мясо вытащено не всё, маленькие кусочки остались. Тогда эти кусочки попадают ко мне на тарелку, блюдо спокойно съедается.
Вернулись в номер, проверили парк Учжишань. Конечно, на нём тоже была пометка «возможно, сейчас не работает». Также нас уже несколько дней родственники и друзья спрашивали, когда мы собираемся обратно, у нас тут (в России) ужасы пишут, рейсы собираются отменять. Я предложила мужу валить домой поскорее, т.к., во-первых, делать тут практически нечего, во-вторых, не застрять бы в Китае в связи с отменой рейсов. А мне на работу надо было выходить на следующий день после прилёта. Подцепить вирус мы не боялись, т.к. было очень маленькое число заражённых за пределами закрытого Хубэя. Муж обещал подумать. Очень уж ему не хотелось уезжать из любимого Китая раньше времени.
30 января.Утром сходили позавтракать и выпить кофе (последнее не получилось, во вчерашней кофейне ещё не включили кофемашину, и просили подождать полчаса). Потом поехали в Ялуньвань. Ближайший к отелю автобус номер 24 останавливался на соседней улице. Напротив остановки торговый центр со Старбаксом. Зашли выпить кофе. Когда подошли к остановке (она была современная, с электронным табло), выяснилось, что автобус уехал 5 минут назад, а следующий будет через полчаса. Они не только маршруты поотменяли, но и на оставшихся уменьшили количество машин!
Решили не стоять, а прогуляться до остановки автобуса номер 27. Шли до него, кажется, не меньше получаса, потом ещё ждали, причём на этой остановке электронного табло уже не было.
По дороге к остановке первый раз в жизни увидела Теслу.
Муж говорит, что в Китае полно машин на электротяге, местного производства.
Наконец, автобус приехал. Логично предположить, что при уменьшении количества автобусов оставшиеся должны быть битком, количество людей же не уменьшилось! А в Санье автобусы никогда пустыми не ходили. Но автобус был полупустой. Видимо, всё-таки люди, принимавшие это решение, знали, что делали.
В Ялунване мы первым делом проверили пляж, он был открыт, хоть и с красными флагами. Потом мы опять пошли пить кофе (надо же было зайти в давно знакомое MacCafe), и мне, извините за подробности, надо было в туалет. Около туалета грустно стояла светловолосая девушка. «Очередь?» - спросила я её по-русски. «Очередь», - печально ответила она. Муж удивился: «Как это ты поняла, что она русская?»
На пляже, кроме красных флагов, было вот такое потрясающее объявление:
Купаться напротив входа (вход, если что, здесь:
https://j.map.baidu.com/42/dx1) имеет смысл только если очень холодно, потому что в остальное время это место забито другими купающимися, в основном с надувными кругами. Мы обычно уходим направо, пока не встретится более-менее безлюдный огороженный участок (в Ялунване купаться можно только в огороженных местах). Дошли до следующего, а там «спасотль» (так мы их стали называть, прочитав объявление), или просто инициативный работник пляжа с какой-то красной повязкой на рукаве и свистком гоняет людей из воды. Правда, люди были с кругами и плавать явно не собирались, но, может, на всякий случай. Спасотлей-то нет, спасать некому. Мы решили пойти дальше, и нашли участок с адекватным сидящим на берегу «спасотлем». Пока мы купались, он активности не проявлял, но вроде наблюдал внимательно.
Фото с пляжа Ялунваня:
На обратный автобус мы сели очень удачно, подходили к остановке как раз когда он подъехал.
По дороге от остановки до отеля (Санья – город контрастов):
По возвращении в отель муж сел искать обратные билеты на более ранние даты. Как ему ни нравилось в Китае (даже когда почти всё закрыто), застрять тут на неопределённый срок тоже не очень хотелось.
Была построена следующая схема (самая дешевая из возможных, рейсы те же, менялись только даты):
Цюнхай – Цзинань 31.01 вместо 03.02,
Циндао – Москва 02.02 вместо 06.02.
Т.е. вылетать надо было на следующий день. Срочно написали письмо в Ctrip, где мы брали билеты Цюнхай – Цзинань. Отвечают они обычно быстро, Общаемся мы с русским отделом, а у них в 7 вечера китайского времени полноценное рабочее время.
Пока ждём, решили пойти купить ещё фруктов и воды. Оказалось, что наш супермаркет закрыт, кофейня рядом – тоже, время – примерно 19.30. Для Китая рановато, но, видимо, делали дезинфекцию, или ещё по какой противоэпидемической причине. Дошли до ТЦ, в котором утром пили кофе в Старбаксе, там же оказалась ещё одна китайская кофейня, купили там пирожных. Супермаркет там тоже был закрыт. На той же улице увидели открытый магазин, по структуре напомнил крытый рынок. В основном там были фрукты-овощи, но нашёлся и маленький отдел всякой всячины, где была и бутилированная вода.
На обратном пути встретили продавщицу питьевых кокосов, решили взять. На этом видео показан процесс подготовки кокосов к употреблению. И нет, она не дезинфицировала свой топор.
Вот за что я люблю Китай, так это за его непосредственность и аутентичность. Ну где в Европе вам так лихо будут рубить что-то на улице?
Пока шли к отелю, кокосы выпили, но перед отелем не было ни одной мусорки. Не на улицу же их выбрасывать, зашли с ними в отель. Перед лифтом обнаружилась урна в виде большого пластмассового бака. Запихнули туда кокосы, пока никто не видит.
Вернулись в номер, ответа от Ctrip нет. Пришлось звонить. Звоним мы по ip-телефонии, это гораздо дешевле, чем по мобильнику. Дозвонились сразу, объяснили, что нам нужно, и нам сразу же прислали ссылку для покупки новых билетов. За изменение даты с нас взяли 13,5 тысяч рублей (т.е. новые билеты были дороже плюс оплата услуги).
Примерно через час после оплаты пришло письмо от оператора Ctrip с извинениями, что он не смог вовремя ответить на наше письмо, т.к. очень много обращений.
После того, как билеты на завтра были куплены, можно было менять и билеты Циндао-Москва. Я написала в Озон.Тревел, который ответил очень быстро, что нам нужно оформить вынужденный возврат. Да, опять через сайт, который в Китае не открывается или через приложение, которое непонятно, как установить, если не работает Google Play. Мне предложили, как альтернативу, позвонить, но все операторы были заняты. На вопрос, почему нельзя отменить рейс, используя емайл, мне ответили:
«К сожалению, оформить заявку на возврат мы можем только удостоверившись, что это именно пассажир, или владелец личного кабинета хочет оформить возврат. Получается, что либо вы оформляете самостоятельно заявку на возврат, либо обращаетесь за оформлением заявки на горячую линию.»
Т.е. в Личный кабинет может зайти только пассажир, а письмо с адреса, указанного в Личном кабинете, может послать кто угодно? Я не стала больше с ними спорить, просто сделала выводы, что при следующей покупке билетов в Китай к ним обращусь в последнюю очередь. Т.к. мы должны были оказаться дома до 6 февраля, то и вынужденный возврат оформить можно было уже из дома.
И ещё мы отменили отель в Учжишане. Когда мы его оплачивали, было указано, что при отмене бронирования деньги нам не вернут. Я приготовилась писать в Ctrip (в Букинге рядом с горой только один дорогущий отель на самой горе) и в сам отель, объясняя, что это форсмажорная ситуация… Но, видимо, бронь успели сделать отменяемой и мне тут же пришло письмо, что деньги скоро вернутся на карту.
31 января.Ещё до завтрака мы купили новые билеты до Москвы через Ctrip. Они нам обошлись в 28300 рублей на человека. Напомню, что билеты, состоящие из 4 перелётов, и купленные в декабре, стоили 24777 рублей на человека! Денег было жалко, конечно, но потом оказалось, что мы ещё дешево отделались. И как же хорошо иметь на карте деньги для форсмажорных ситуаций!
Позавтракали, выпили кофе на старом месте, закупились напоследок фруктами, чтобы домой привезти.
Фото нашего завтрака (тысячелетние яйца, жареные баклажаны с перцем и пельмени):
За соседним столиком сидел китаец, который постоянно себе наливал в рюмку из небольшой бутылки какую-то прозрачную жидкость. Это как раз и была обсуждаемая ранее с olichkagz ситуация, для нас непривычная – когда люди со своим в общепит приходят.
Искупались напоследок на ближайшем пляже, собрали вещи и выехали из отеля. У нас была оплачена ещё следующая ночь, но было у меня подозрение, что никто нам денег не будет возвращать, они ведь не обязаны, а тут кризис на носу, скоро туристов вообще не будет. Поэтому решили не дёргаться, просто выехать не утром, а когда надо.
До Цюнхая добрались на поезде без приключений. Можно было взять такси, но времени у нас было очень сильно с запасом, погода была хорошая и мы решили дойти пешком.
Недалеко от вокзала:
Пока шли, стемнело. Шли по обочине трассы, машин практически не было.
В аэропорту (Bó'áo) мы были, естественно, единственными лаоваями, и аэропорт этот чисто местный, международных рейсов там нет.
Поели в фастфуде (единственное из еды, что там было открыто), дождались рейса.
Рейс был Шаньдунскими авиалиниями, весь самолёт изнутри был в цитатах Конфуция. По видео крутили мультик с котом Дораэмоном.
Отдых закончился, приключения продолжались…