Маршрут был выбран после многочисленного чтения форума: на маршруте абсолютно чётко сформировались три точки: Пекин, Джантьятье, Шанхай - всё остальное вариабельно.
До Пекина полёт нормальный. В аэропорту впервые до места получения багажа ехал на маленьком поезде – прикольно.
На экспрессе до города познакомился с бельгийцем: Do you speak English? Sure! Оказалось, инженер, компания направила его починять какую-то систему (вроде по кондиционированию) в Дайлянь, а стоило ему только к ней подойти, она магическим образом заработала. Он решил, что так ей и надо, а он поедет в Пекин на 4 дня развеяться. Пообщавшись, сошлись на том, что ему надо на Ванфуцзин за Lonely Planet, я после перелета названиями хостелов и гостиниц не блистал. Купив билеты на метро и немного поплутав в поисках нужной линии, я оценил удобство нового рюкзака «всё своё ношу на себе», от бельгийца ощутимо шёл пар после пары лестничных переходов, по которым ему надо было тащить свой чемодан на колёсиках. Расстались мы в поезде, когда он выходил на нужной ему станции. Уверен, он найдёт нужную книгу, и отдых у него получится.
Выхожу на Тяньанммень Запад, дальше 20 метров видно смутно. Смог? я искал его в Лондоне, а нашёл в Пекине. Подойдя к Гугуну, очутился в толпе (зачёркнуто) море китайцев и понял – Запретного Города сегодня не будет. Хорошо, пойдём в парк Байшань. Парк, в общем, понравился, даже пошедший дождь (без зонта и с рюкзаком на печах) навевал нужное восточное настроение, а звуки капель дождя о широкие листья лотуса неуловимо напоминали то ли давно прослушанную инструменталку, то ли какой-то азиатский фильм.
На пути к автобусной станции зашёл в кафешку, заказал какие-то сладкие куски свинины. Сидящая рядом китайская компания пыталась со мной пообщаться, узнавала, откуда я, предлагала выпить с ними пива, покурить сигарет – эх, ошиблись вы немного, это не ко мне. Покупая билеты на автобус до аэропорта Наньюань (Nanyuan airport 南苑机场), не мог понять, почему кассирша смеется и машет руками, в автобусе дошло, я просил у неё билеты не до аэропорта, а до самолёта. Она, наверно, не растерявшись, уточняла, какой самолёт мне нужен :). Аэропорт встретил непонятным табло и за час ожидания всего двумя объявлениями на английском с китайским акцентом. Но этим нас не остановить, а вот задержкой самолёта по непонятным причинам на 3 часа – легко. Пришлось познакомиться с китаянкой, которая после пары своих мучительных фраз на английском, спросила, не говорю ли я по-русски :). Конечно, говорю, родная! Оказалось, 4 года в Харбине изучала русский, но он ей абсолютно не пригодился, а сейчас по работе нужен японский и английский. Так в болтовне провёл с Галей нудное время, потом мы разошлись по разным самолётам. Последние 15 минут ожидания в аэропорту подал голос мужик из соседнего кресла – монгол, изучал русский в Москве. Гмм, находясь в чисто китайском аэропорту, встретил 2 русскоговорящих людей – точно ли я улетел из России? На пути в Джантьятье (Zhāngjiājiè 张家界), слава богу, ничего не произошло. По прибытии бесплатный автобус подбросил до города, а оттуда, сторговавшись с таксистом, уехал в деревню за 80 юаней. В гостинице Railroad Hotel заспанный парень ничего не знал о моём приезде, но комната есть, правда большая и дороже, мне пофигу – достаю распечатку брони и, тыкая в неё пальцем, говорю, что бронировал за столько-то и платить буду столько-то. Окей, парень соглашается. Номер, рюкзак, душ, кровать . ВЫКЛ.
16.07.2010 Джантьятье
~8 утра ВКЛ. Скорей, бежать в горы! Волшебно!!! Конечно, я читал о них, конечно, я видел фотографии. Но только поднявшись на подъёмнике, я понял – фотографии захватывают лишь небольшой кусок того великолепного пейзажа, который раскрывается под тобой. И поднимаясь вверх-вниз по тропинкам, выходя на разные обзорные точки, всё больше и больше проникаешься масштабностью увиденного. Да, если честно, со временем все пейзажи замыливаются, но они разные – это не одна гора и не три утёса, их тут намного больше, и место на самом деле стоит того, чтобы сюда поехать. Да, кстати, именно здесь находится Цзянькуньчжу, название которой переводится как "Южный небесный столб", ставшая прототипом некоторых пейзажей планеты Пандора, наверху даже установлены плакаты с фотографиями Кэмерона с видеокамерой.
Удивительно, но факт, купленная на месте карта немного отличалась от действительности :) на ней отсутствовал знаменитый лифт наверх, один маршрут просто отсутствовал, часть названий упорно не совпадала с тем, что было на месте, так что будьте внимательны :).
17.07.2010 Джантьятье
Проходив по парку полдня (левый маршрут), был приятно обрадован, встретив минимум (штук 5 китайцев) на всём маршруте вдоль Деревни Жёлтого Камня, при том что на выходе из подъёмника их стоят толпы, и на ближайшие смотровые площадки (вроде Генерал Обезьян Собирает Армию) нужно просто занимать очередь. Промчавшись маршрутом Золотого Ручья, на внутреннем бесплатном автобусе доехал до другого входа в парк через городок Вулиньюань. Проплутав немного в городе, всё-таки добрался на автобусах до Пещеры Жёлтого Дракона. По пути кассирша остановила автобус, за руку довела до пещерных касс и снова посадила в автобус, другие пассажиры видимого возмущения не демонстрировали. Кассирша при это что-то твердила про семь часов вечера, решил иметь это в виду. Пещера однозначно понравилась, да и экскурсоводы говорили, наверное, что-то интересное (на китайском). Единственное, не решился пойти в лабиринт… ммм… пусть причиной станет нехватка времени :).
Неприятность случилось при возвращении в заповедник: в 18:02 автомат отказался принимать карточку, а служащая соответственно пропускать (разумеется, по-английски она не говорит). С помощью подошедшей школьницы, знающей немного английский, выяснилось, что карточки работают не два полных дня, а только до 18:00 второго дня. Хочешь идти потом, плати ещё 250 за ещё два дня. Может быть, если бы начал качать права и вызывать администрацию, может быть, и пустили бы. А так было очень обидно, что из-за каких-то пары минут (конечно, сам виноват – мог бы и успеть) не получилось по короткому пути срезать через парк, плюс было желание пофотографировать горы при закате. Поехал на такси в отель (40 юань).
18.07.2010 Фенхуан
Собравшись с утра, пошёл к указанному в отеле месту, чтобы сесть на местную маршрутку. Из-за недопонимания с водителями получилось, что уехал на микроавтобусе в одного – т.к. это было такси, заплатил 80 вместо 8, утешил себя, что ехал с большим комфортом. На автовокзале одни добрые люди за руку доводили меня до кассы (60 юаней до Фенхуан (Fènghuáng 凤凰)), другие до автобуса, третьи (пассажиры) рвались уложить мой багаж. На их фоне очень мрачно смотрелся американец, который бурчал «Как же так, нужно платить (1 юань), чтобы сходить в туалет на автовокзале». Поездка заняла 4,5 часа, по приезду ждал местный автобус, который возит от одной стоянки м/г автобусов до другой (1 юань). Вышел на первой понравившейся остановке (мост, рядом река :). Тут же местная тётенька предложила номер, номер был хорош: с видом на реку, но цена в 100 юаней (+20 за кондиционер) отпугнула, вышел, подошла следующая – 40 с видом на стену – договорились. Гуляя по городу днём, не мог понять, чем он нравится? Да, на реке, да есть какие-то виды, есть узкие улочки, аутентичные пейзажи, но что-то не то. Но настал вечер, включились бары, начали запускать свечки по реке и впечатления от города радикально изменились в лучшую сторону.
Подошедшая познакомиться китаянка (София) – преподавательница английского рассказала мне, что на самом деле у города интересная история, что здесь есть экскурсии в деревню народности Мьяо (но только на китайском), что город прославился благодаря новеллисту, который и описал этот город, что есть и остатки Южной великой стены. Она была готова побыть экскурсоводом, но я уже собирался на следующий день уехать из города, потому только обменялись и-мейлами. Имхо, город или больше вечерне-ночной, или нужен кто-то или что-то, что может раскрыть Фенхуан (может быть, даже соответствующая погода – ну не нравится мне, когда небо затянуто облаками и нет ни солнца, ни дождя).
19.07.2010 Дехан
Утро началось с того, что хозяйка гостиницы пыталась убедить меня заплатить 50 юаней, настаивая на том, что 40 юаней в день – это цена при проживании 2 дня. Я на провокацию не поддался, и с якобы недовольным лицом китаянка вернула нужную стоимость залога. На автобусе №1 доехал до северного автовокзала, где и купил билет до Тишоу (Jíshŏu 吉首). В Тишоу автобус остановился где-то в непонятном месте, соответственно, был пойман таксист, произнесено слово «ж.д. вокзал», и я уже там. Автобусы в Дехан (Déhāng 德夯) отходят регулярно, в сам Дехан я приехал один (6 юаней), все остальные попутчики сошли раньше, при въезде в деревню платишь за въезд (60 юаней). Гостиницу местные предложили прямо рядом с площадью, куда приехал автобус. В номере с 4 кроватями (40 юаней) мне одному было как-то неуютно + обнаружились соседи-насекомые, да и руко-ногомойные агрегаты не радовали, в общем, приют совсем не впечатлил. Первый маршрут к водопаду 9 драконов весьма понравился, сквозь деревеньку, рисовые поля, буйволов, квакающих лягушек – душевно. При этом за всё время пребывания в деревне я встретил всего порядка десяти туристов! все, кроме меня, китайцы, что после Вулиньюаня и Фенхуана благотворно сказалось на душевном здоровье. У самого водопада можно за дополнительную плату сплавать на лодочке поближе к водопаду, бесплатно пройтись за падающим «потоком» и недорого (2 юаня) отведать зажаренных крабиков на палочке. Обратно в деревню и по другому маршруту к нефритовому то ли пруду то ли водопаду, снова по пути никого, кроме пары крестьян работающих в поле или где-то в горах, если пойти дальше пруда, можно дойти ещё до одного водопада и подняться на смотровую площадку. Никаких подъёмников здесь нет, всё нужно делать ногами. В процессе подъёма успел начаться и закончиться дождь, настроение моё слегка упало, и после Вулиньюаня я не оценил открывавшуюся панораму, однако по приезду домой с удовольствием рассматриваю фотографии.
На самом верху есть заброшенные домики, явно предполагавшиеся для туристов, продающие воду, еду, сувениры и т.п., но нет туристов и нет никого в этих домиках. По пути обратно в деревню снова попал под дождь, но, о чудо, попалась китаянка-туристка, которая пустила несчастного лаовая под зонтик. Вечером поужинал зажаренными крабами и рыбой (25 юаней) и уполз спать.
20.07.2010 Джантьятье
С утра поехал в Тишоу, приобрёл за какую-то смешную цену сидячие билеты на поезд в Джантьятье (11 юаней) и пошёл искать интернет-кафе. В ближайшем за 3 юаня в час мальчик, размахивая своим пластиковым пропуском, не пустил меня, т.к. у меня из документов был только загранпаспорт. Чуть подальше девушка просто приложила свой пропуск и уже за 2 юаня в час я спокойно брожу в виртуальном пространстве. Пока сидел, подошла ещё одна девушка и спросила по-английски, нет ли у меня каких-то проблем (do you need any help?), по её словам, её очень удивил иностранец с грустным лицом (всё пропало!) в китайском интернет-кафе. Нет, у меня всё хорошо, просто у меня лицо такое :). По пути в поезде увидел наконец-то облака, лежащие на склонах гор, пожалел, что сегодня я в горы не иду. В поезде умудрился посеять билет, но был благосклонно выпущен из вокзала контролёрами. На выходе слева от вокзала просто сюрреалистический вид уходящей куда-то в бесконечность канатной дороги с медленно перемещающимися вагончиками – это дорога в Tianmenshan, известный отверстием в скале, через которую пролетели российские истребители. Мне в Джантьятье оставалось ещё часов 10 до самолёта, но уже близко вечер, в горы не успеваю из-за ночного вылета (позже, оценив расстояние, понял, что, наверно, успел бы), LP стыдливо говорит, что в этом городе-миллионнике делать нечего. О-кей, на улице встретил китайца-гида-агента, который удивился, что делает белый человек один в этом городе. Посоветовал (бесплатно) съездить в бесплатную картинную галерею, доехал вместе со мной на автобусе и сдал экскурсоводам. Картинная галерея посвящена работам местного мастера, который рисует, используя местные песчинки, травки и т.п. Смотрятся пейзажи весьма неплохо, не зная, из чего они сделаны, думаешь, что нарисованы обычными красками. При музее магазинчик, торгующий камнями, попались очень интересные экземпляры, которые я не видел в своём горном крае, но цены на камни очень и очень высоки.
Аэропорт, очередная задержка рейса, в Шанхай прилетаю только часа в 2 ночи, гигантский аэропорт пустует, поэтому длинный путь до стоянки такси чем-то напоминал фильм Лангольеры.