Скажу лишь, что мой маршрут был таким: Пекин (2 дня) - Датун (1 день) - Пиньяо (1 день) - Сиань (2 дня) - Чэнду / Лэшань / Эмейшань (4 дня) - Чунцин (1 день) - Гуйлинь / Яншо / Луншэн (4 дня) - Ханчжоу (2 дня) - Шанхай / Сучжоу (3 дня). В принципе во многих местах стоит провести побольше времени, но я сделал свой выбор в пользу динамичного путешествия, о чем не жалею.
4 мая. Moscow
После безумных марта и апреля я наконец получил возможность расслабиться и укатил на три первых майских дня в мой любимый Киев, где замечательно провел время, а заодно и встретил Пасху. Однако улетал я из Москвы, посему утром 4 мая я уже стоял на перроне Киевского вокзала. Самолет на Пекин улетает вечером, поэтому, отдохнув перед дальней дорогой, я направился в аэропорт Шереметьево-2. Добирался я туда самостоятельно, причем использовал свежеоткрытый маршрут с Савеловского вокзала. Как оказалось, поезда ходят до Лобни (каждый час), после чего до самого терминала вас довозит бесплатная "Автолайновская" Скания. Общее время в пути от вокзала составило час с небольшим. Со всей смелостью могу рекомендовать всем этот путь. Надо отметить, что путь этот пока не слишком популярен (так, со мной от вокзала до аэропорта ехало только 4 человека). В аэропорт я прибыл за 2 часа, удалось получить место у окна, что было верхом моих желаний.
Взлетали мы уже в темноте, и мне выпала счастливая возможность наблюдать ночную Москву из окна иллюминатора. Все-таки это море огней очень и очень впечатляет. Действительно красиво. Плюс находишь знакомые очертания улиц, что весьма забавно. После взлета мы ушли в облака, и я погрузился в сон, непродолжительный и некрепкий по причине крайнего неудобства.
5 мая. Beijing
Тем не менее, восход, к сожалению я проспал, и все пространство за иллюминатором было разделено на две половинки - ярко-голубую и белую. Но дальше облака рассеялись и моему взору открылись горы (видимо, Алтай или Саяны), а дальше реки, степи и пустыни Монголии.
В Пекине же мы садились снова в облаках, долго кружили над каким-то пригородом (ничем не отличавшимся от спального московского района), однако главный шок я испытал от погоды.
Все прогнозы обещали мне +20 и яркое солнце, однако реальность говорила совершенно о другом - довольно прохладно и накрапывает дождик. Быстро пройдя паспортный контроль, поменяв наличные доллары на юани, спрятав основную сумму этих самых юаней куда подальше, я вышел из здания аэропорта и быстро нашел автобус до центра Пекина (из багажа у меня был только рюкзак, который я брал с собой, это еще больше ускорило процесс). На все это у меня ушло меньше 30 минут, за такую скорость я мысленно горячо поблагодарил китайцев, и вот я уже еду в автобусе по хайвею в Пекин, накрапывает дождик, а меня охватывает безумный восторг - я вернулся в Китай, в страну, которая мне так запала в душу, и куда я обещал себе вернуться.
Автобус сначала едет по незнакомым окраинным районам, однако по мере приближения к центру я начинаю узнавать некоторые улицы, конечно же, нельзя не упомянуть площадь Тяньаньмэнь. Тут хочу сделать небольшое отступление, оно же пояснение: в Пекине я во второй раз, в прошлом году провел здесь 5 дней и много чего увидел, поэтому в этот раз я решил отвести на столицу Поднебесной только пару дней. Так вот, автобус довез меня до конечной остановки Xidan, где расположен офис китайской авиации (CAAC). В принципе, маршрут проходит мимо нескольких станций метро, можно выйти и раньше, но мне хотелось покататься по городу. Эта самая улица Xidan является одним из центров уличной торговли, поэтому я сразу попадаю в китайскую толпу, сразу ощущаю эту неповторимую атмосферу. Мне это нравится. Около станции метро есть подземный торговый центр, там нахожу кафе самообслуживания с китайской едой. Судя по большому количеству народа внутри, там недорого и вкусно. Так и оказалось. Утолив голод и посетив ради любопытства многоэтажный книжный магазин (центральный в городе), отправляюсь на прогулку.
Тут совсем недалеко до этой самой Тяньаньмэнь, знаменитой площади, самой большой в мире. Народу, как всегда, много, но все эти люди словно растворяются в пространстве площади. Все это я уже видел в прошлом году, однако это еще больше обостряет ощущения.
Потом - непродолжительный шопинг (чай в Lao She Tea House - разумные цены за хороший чай в красивой китайской коробке, солидный подарок, одежда и сувениры на улице Dazhalan)
и я уже еду на метро на центральный железнодорожный вокзал. Кстати, к тому времени уже выглянуло солнце и потеплело. Пекинское метро не изменилось совершенно - то же подобие очереди (вернее это будет назвать кучкованием) у кассы, те же бабушки на контроле... И вот я на вокзале, где собираюсь приобрести билет в Датун, следующий город в моей поездки. Однако меня ждет большой облом - в Китае праздники, и спальных билетов на ночной поезд нет вообще. Дневной меня не устраивает, так как при моем плотном графике не хочется тратить светлое время на переезды, поэтому, скрепя, сердце, покупаю билет без места в ночной hard seat. Единственный приятный момент - низкая цена билета.
После этого продолжаю свой путь по городу, посещаю самый центр, улицу Ванфуцзинь, где со мной заговаривает китаец. Вообще это довольно распространенное явления - к тебе подходит незнакомый китаец и начинает в меру своих сил говорить с тобой. Обычно это продолжается минут 10-15, после чего он просто прощается и уходит, не преследуя никаких корыстных целей (ну разве что адрес почты берет). Эти моменты в путешествии обязательно будут и они по-своему важны. Прохожу мимо католического храма - красивое сооружение, около которого, кстати, тусуются пекинские скейтеры и роллеры. Так постепенно дохожу до Jingshan Park, который находится у северного выхода из Запретного Города и представляет собой искусственно насыпанный холм (земля была взята при выкапывании рва вокруг этого самого Гугуна), на котором разбит парк. Место очень и очень приятное, пожалуй, я бы теперь назвал его моим любимым в Пекине, с вершины холма открывается потрясающий вид на крыши Запретного Города, да и на весь центр тоже.
По всему парку разбросаны, как это любят в Китае, беседки и фигурные камни. Кстати, там еще есть дерево, на котором, по легенде, повесился последний император одной из китайских династий, когда маньчжуры взяли Пекин.
Уже начинает вечереть (а в Китае темнеет непривычно рано по нашим меркам - в 8 уже полностью темно, а на юге и вовсе в 7), а я еще не заселился в свой хостел. Однако решаю в быстром темпе поглядеть еще один близлежащий парк - Бейхай. Он примечателен свой белой пагодой, которая и в самом деле очень красива. Еще там большое озеро, вокруг которого приятно, наверное, неспешно гулять и предаваться думам, но скоро закрытие, поэтому думы откладываются. В общем, оба этих парка мне очень и очень понравились, причем немалую роль сыграло то, что там немного посетителей (все-таки они не относятся к главным достопримечательностям Пекина), а для Китая это важно.
От парка Бэйхай я на автобусе еду до своего хостела, который распложен неподалеку, в шаговой доступности от колокольной башни, в старинных пекинских хутунах. Вообще весь район к северу от Гугуна полон этих самых хутунов и, думаю, более удачное расположение для хостела придумать непросто. Поплутав немного, нахожу нужную улицу. На ней полно мелких, таких приятных кафешек, полно местных жителей, спешащих по своим делам. Атмосфера настоящих пекинских хутунов. Со мной в комнате жили двое австралийцев и немец, приехавший по Транссибу из Москвы. Заселившись и немного поболтав с ними, я немедленно отправляюсь на прогулку. Теперь уже по вечернему городу - вокруг огни Ванфуцзини, потом Тяньаньмэнь с подсветкой (очень жаль, что на саму площадь не пускают вечером). Вдоволь нагулявшись, еду на метро спать, причем от усталости чуть не засыпаю в метро. В кровати засыпаю моментально - настолько я вымотался за этот длинный день. Но я в Китае, и я безумно рад этому. Впереди почти три недели путешествия.
6 мая. Beijing.
Встав с утра пораньше, успеваю поплутать примерно в течение получаса по хутунам вокруг хостела, после чего выхожу к Drum Tower, то бишь барабанной башне.
Таковая (наряду с Bell Tower, колокольной башней) есть в каждом уважающем себя китайском городе. С точки зрения архитектуры башня ничего особенного не представляет, но очень живописно возвышается над окружающими домами, плюс с верхотуры открывается симпатичный вид на район – живописные серые крыши и переулки.
Большое впечатление на меня произвело шоу барабанщиков внутри этой самой башни, на которое я попал по чистой случайности, еще нельзя не отметить очень крутой лестничный марш, по которому надо, собственно, и подниматься на башню.
Далее направляюсь в Ламаистский храм Yonghegong. Сам храмовый комплекс очень красив, пожалуй, один из лучших среди встреченных мною в Китае, особо стоит отметить 18-метровую статую Будды в одном из храмов. Все впечатление портят (но совсем не сильно) группы организованных туристов, которых там чертова куча. Встретил и группу из России. Что ж поделать, Yonghegong по праву «заслужил» такое нашествие, так что жаловаться не приходится. Конфуцианский храм, находящийся практически через дорогу от Ламаистского, оказался, к сожалению, закрыт на реконструкцию перед Олимпиадой-2008. Это, опять же к сожалению, будет не последний мой облом, связанный с будущей Олимпиадой.
Летний Дворец особенно полюбился мне в мой прошлый визит в Пекин, поэтому он также вошел в мою программу. Туда было решено ехать на метро, до станции Wudakou, но не короткой дорогой, а чуть ли не по всей линии 13 через окраины и пригороды Пекина. Посмотрел на пекинские новостройки – зрелище не самое привлекательное в основном по причине почти полного отсутствия зелени. Рано или поздно добрался я до Summer Palace.
Как всегда, толпы народу, но при я этом я получаю огромное эстетическое и душевное наслаждение.
Как всегда, толпы народу, но при я этом я получаю огромное эстетическое и душевное наслаждение. Меня не смущает даже тот факт, что вся нижняя часть дворца опять же закрыта на реконструкцию. Тем не менее я погулял по холмам, по парку, прошел до верхней точки дворца и – самое главное – погулял по галерее вокруг озера.
Во второй половине дня, покинув Летний Дворец, я направился к Пекинской мечети. Но увы, она также была закрыта на реконструкцию. Так что я развлекался поездками на пекинских автобусах и прогулками по окрестностям Wangfujin и Jingshan Park. Вечером в хостеле неожиданно познакомился с русской девушкой, также приехавшей в Китай самостоятельно, довольно неожиданная и очень приятная встреча. А дальше, уже после полуночи меня ожидал мой хардсит до города Датун, на который я отправился заблаговременно с целью еще раз погулять по вечерней столице. На вокзал же я прибыл к самому отправлению, что повлекло за собой ночные неудобства.
7 мая. Datong.
Неудобства эти были связаны исключительно с невероятным количеством народу, который направлялся в Датун. Весь поезд, очень похожий на нашу электричку, только поприличнее, был забит под завязку, народ плотно стоял в проходах. По причине позднего прихода мне удалось найти местечко только в одном из тамбуров. Там я и провел всю ночь – когда на ногах, когда на корточках в тщетных попытках хоть чуть-чуть поспать. Вокруг меня тем же самым занимались китайцы, довольно приличного, кстати, вида, с парой из них, почти не владеющих английским, я провел полночи за занимательной беседой. Время от времени через тамбур в вагон проезжала тележка с едой. Как эта тетка умудрялась протискиваться через толпу народа – до сих пор понять не могу. Докупить билет до спального места мне не удалось по причине отсутствия в тамбуре проводника, а идти его искать жуть как не хотелось. Когда рассвело, я окончательно расстался с надеждой поспать, зато был вознагражден неплохими видами из окна – голая коричневая равнина с часто стоящими холмами и горами на горизонте. Где-то около семи утра мои мучения кончились, и поезд прибыл в Датун.
Датун – это весьма убогий промышленный город с полным отсутствием зелени (вернее деревья есть, но хиленькие и очень мало), продуваемый северными ветрами из пустыни (местные жители говорят, что воздух осенью становится весь желтый, да так, что почти ничего нельзя разглядеть), с полным отсутствием небоскребов (конечно, это нельзя считать за недостаток, но все дело в том, что и китайского колорита в городе нет вообще), зато это угольная столица Китая, так что к песку из пустыни примешивается угольная пыль. В общем, Датун – это полнейшая жопа и делать в самом городе ну вообще нечего (может, конечно, я чего и не нашел). Зато под городом находится несколько достопримечательностей, благодаря которым я бы лично рекомендовал Датун для посещения абсолютно всем. Во-первых, это Yungang Caves, буддистские гроты, я бы поставил их выше знаменитых гротов под Лоянем. Во-вторых, это Висячий Монастырь в горах к югу от города, место просто потрясающее, одно из моих самых сильных впечатлений от Китая. Это те два места, где я побывал. Еще можно отметить Деревянную Пагоду (построенную, говорят, без единого гвоздя) и – на любителя – музей китайских паровозов.
Все бы ничего, но самостоятельное посещение этих мест за один световой день практически невозможно, поэтому на городском вокзале и открыт офис CITS – китайского бюро путешествий, которое предлагает различные комбинированные туры по вышеперечисленным достопримечательностям. К услугам этого агентства я и прибег Самостоятельные путешественники в Датуне дело, насколько я понял, нечастое, поэтому я сразу же был выловлен начальником сего агентства. В результате был приобретен тур с посещением пещер и монастыря за 100 юаней. Сюда входило такси и англоязычный гид (оказавшийся чуть ли не школьником, но английский он знал чуть ли не лучше всех китайцев, с которыми мне довелось общаться), но входные билеты надо было приобретать самостоятельно. Вообще-то, обычно такой тур стоит всего 50 юаней, но для такой цены надо 4 желающих. Такого количества, понятное дело, не набралось, еще удача, что удалось найти второго – чешку, живущую в Канаде. Правда, начальник CITS ее уговаривал, но, к счастью, она согласилась. Выезд был назначен на 9 утра, а так как в Датун я прибыл около семи, то у меня еще было свободное время, которое я употребил на покупку ночного билета до Пиньяо (увы, в наличии опять оказался только хардсит), перекус в кафешке какого-то старичка (довольно распространенная вещь в Китае – на первом этаже дома хозяева открывают крошечную кафешку, которая одновременно служит кухней им самим, так что, по сути, ты ешь то же самое, что и хозяева), болтовню с тем самым начальником, который очень хорошо говорил по-английски, и на фотографирование непонятного монумента на привокзальной площади, где был атакован наглого вида местными бомжами, пытавшимся вырвать у меня фотоаппарат. Бомжи были посланы, после чего сразу угомонились.
Первым местом экскурсии были Yungang Caves – древние буддистские гроты с более чем тысячелетней историей. Находятся они почти в черте города. У этого факта есть один плюс – при желании можно доехать на городском автобусе, и один существенный минус – пещеры находятся в непосредственном соседстве с самой большой датунской угольной шахтой. На протяжении многих лет грузовики с углем проезжали прямо мимо гротов, чем основательно портили их. Лет 15-20 назад китайские власти взялись за ум и прекратили варварство – грузовики стали ездить другой дорогой, а правительство вложило большие деньги в восстановление гротов. Что-то сделать удалось, однако восстановление продолжается до сих пор. Самих гротов около 20, есть большие и маленькие, все они находятся в скалистом склоне невысокого холма. Самые большие словно пещеры, в них можно зайти, внутри высечены огромные статуи божеств, а маленькие очень похожи на пещеры под Лоянем, такие же ниши в склоне, на стенах которых великое множество больших, маленьких и крошечных божеств.
Но, в отличие о Лояна, в Датуне много цветных статуй и рисунков, мне даже показалось, что есть некое индийское влияние. В целом все эти пещеры производят сильное впечатление, и крайне хочется надеяться, что власти доведут реставрацию до конца.
Вторым местом был Висячий Монастырь. Находится он километрах в 70 к югу от Датуна, в горах. По дороге к нему мы проезжали несколько поселений, в которох все дома из глины. Сам же монастырь, повторюсь, находится в горной долине. Называется он Висячим так как в буквальном смысле слова практически висит на отвесной скале, поддерживаемый снизу лишь сваями. В долине гуляет дикий ветер, такой, что местные жители подрабатывают тем, что сдают за несколько юаней в аренду армейские куртки, однако сам монастырь защищен от ветра выступом скалы.
Можно подняться наверх, в сам храм, в котором, к слову, поклоняются всем трем главным китайским религиям – в главном помещении статуи Будды, Конфуция и Лао-Цзы. В целом монастырь производит впечатление игрушечного, так как он очень небольшой (но, несмотря на скромные размеры, в нем обычно находилось около 50 монахов). За счет этого он как бы парит над землей. Я горячо рекомендую данное место, так как это действительно необычный образец архитектуры, меня он очень поразил.
В Датун мы вернулись около пяти вечера (а поезд мой был в 10), желания гулять по городу у меня не было никакого, так что начальник CITS любезно предоставил мне возможность поспать пару часов в каморке в их привокзальном офисе, после чего я побродил вокруг и, как стемнело (а темнеет в Китае рано, в мае, например, в 7-8 уже было совсем темно), пошел в интернет-кафе. К слову, почти любое интернет-кафе в Китае очень дешево (около 2-3 юаней за час) и везде одинаковая картина – куча китайской молодежи азартно режется в компьютерные игры, почти никто не проверяет почту и не сидит в Интернете.
На поезд я, наученный горьким пекинским опытом, пришел за 40 минут до отправления, но все было тщетно – в вокзальном накопителе в ожидании открытия ворот на посадку уже столпились сотни китайцев. Присоединился к их толпе и я. Вскоре ворота открыли. Что тут началось! Это я запомню на всю жизнь. Все без исключения китайцы (от пожилых стариков до юных школьниц) с криком и гамом побежали по переходу на поезд с единственной целью – занять немногочисленные сидячие места (а поезд проходящий, так что таких мест совсем мало). С гордостью могу сказать, что я был один из тех немногих, кто выиграл это забег и отвоевал себе сидячее место в душном и прокуренном вагоне. Но плевать на духоту и на то, что рядом со мной на небольшой лавке еще три китайца – главное, я буду сидеть, а ехать до Пиньяо 10 часов, а сидя спать хоть и неудобно, но это гораздо лучше, чем сидя на корточках в тамбуре. Такие мысли меня посещали, а еще я понимал, что несмотря на все единение с простыми людьми, которое возможно только в таком поезде, что третью ночь подряд (из Пиньяо в Сиань) в хардсите я просто не выдержу, поэтому в Пиньяо я твердо намеревался купить у посредников билет на спальное место.
8 мая. Pingyao.
Более или менее выспавшись, я прибыл на крохотный вокзал городка Пиньяо. Городок этот известен тем, что его центр сохранился практически нетронутым с 17-18 веков и охраняется ЮНЕСКО. Пиньяо далеко не самый большой населенный пункт, небоскребов, понятное дело, нет даже в «новом городе». «Старый город» обнесен прекрасно сохранившейся городской стеной по всему периметру (около 6 километров). Въезд на автомобилях внутрь запрещен, поэтому все местные активно гоняют на скутерах по узким улочкам. Тем не менее, в самую центральную часть и им доступ воспрещен.
Визуально Пиньяо очень напоминает хутуны Пекина – такие же узкие серые улочки. Только, пожалуй, тут колорита еще больше, чем в столице Поднебесной. Несколько раз, к примеру, я встречал лошадь, запряженную в телегу.
В общем, это безумно аутентичное место и, какое-то игрушечное, что ли. Я несколько часов бродил по всем этим переулкам, в которых я лично чувствовал дух Китая. Был и забавный момент – в одном из переулков я увидел приоткрытую калитку, которая вела явно не в жилой двор. Зайдя туда, я увидел маленькую христианскую церквушку, невесть каким образом очутившуюся в Пиньяо.
Пиньяо – это именно то место, где можно почувствовать дух Китая, которого подчас так не хватает в крупных городах, поэтому настоятельно советую всем включать этот городок в свой маршрут. Мне очень понравилось. Единственное, о чем я жалею – что не остался ночевать, мне потом рассказывали, что по вечерам вроде как включают красивую подсветку.
Что касается билетов, то по состоянию на май 2005 года касса в Пиньяо продавала только сидячие места, поэтому пришлось обратиться к агентам – на центральной улице стоит довольно известная гостиница, которая и организует спальные билеты из Пиньяо. Переплатив сверху 40% (нехилые комиссионные, надо сказать), я получил спальный билет до Сианя на вечерний поезд. Вагон наконец-то оказался спальным, плацкартным. Тут скажу пару слов о китайских плацкартных вагонах, которые являются оптимальным выбором для перемещения по железной дороге. Есть отличия от России – боковых полок нет, зато в самом купе шесть мест, по три полки друг над другом. Самая дорогая – нижняя. Верхняя самая дешевая, но разница незначительная. Мне лучшим выбором показалась верхняя, и вот почему: на нижней полке я и в России спать не люблю, а в Китая днем на ней будут сидеть все кому не лень, средняя самая тесная, плюс приходится спать головой к окну, а на потолке над окном обычно кондиционер, который может очень сильно дуть. На средней полке нет места и для рюкзака с самыми ценными вещами – в ноги его не положишь, так как там проход, под нижней полкой все обычно занято, да и закрывающегося ящика, как в России, там нет, а на общую полку для вещей (над проходом, с противоположной стороны) класть ценные вещи как-то стремно. Поэтому приходится спать со своим рюкзаком чуть ли не в обнимку. На верхней же полке совсем не тесно, и можно лечь головой к проходу (никто тебя задевать не будет), а рюкзак положить в ноги.
На вокзале познакомился с англичанином, который ехал в кругосветное путешествие. Самое забавное, что я потом его встречал еще два раза – в Сиане и в Гуйлине. В поезде я заснул практически сразу. С утра меня ждал Сиань.
9 мая. Xian.
Первое, на что я обратил внимание на вокзале города Сиань – огромное, просто нереальное количество народа. Вернее, количество для Китая было совершенно обычным, но за два дня путешествия по провинции я отвык от такого. Впрочем, привыкание прошло быстро и безболезненно. Первое, что я сделал – купил билет на поезд до Чэнду на следующий день. Второе что я сделал – отправился на свидание к терракотовым воинам, от вокзала как раз ходит прямой автобус туда, найти не составляет проблемы. Можно ехать на автобусе 306 за 5 юаней, но он идет дольше, можно пойти к зазывалам и уехать за 10 юаней. Это будет быстрее, так как они едут по автостраде. Что такое терракотовые воины, известно, полагаю, всем – огромное количество статуй воинов и лошадей из известняка, которыми император Цинь Шихуанди пожелал украсить свою могилу лет этак 2000 назад. Все это находится на территории огромного комплекса. Помимо музея о раскопках и подобных зданий, там есть два больших ангара, где и находится все самое интересное.
Длинные траншеи уставлены статуями этих самых воинов. Китайцы позиционируют сие как восьмое чудо света. Не знаю, не знаю… По мне так это явный перегиб, в том же Китае есть места, с гораздо большим правом могущие претендовать на это громкое звание. Тем не менее, в отличие от многих путешественников, я не был разочарован, мне понравилось. Свою роль, уверен, в таком впечатлении сыграло то, что я приехать почти к открытию (9 утра), так как поезд пришел рано утром. Посетителей было не очень много, однако, когда я уходил (около 11), то навстречу мне шло просто безумное количество экскурсионных групп. Поэтому мой вам совет – приезжайте туда как можно раньше, положительное впечатление гарантировано. Впрочем, совет по раннему приезду можно отнести почти к любой достопримечательности Китая, только так можно избежать толп.
Сиань – это огромный современный китайский мегаполис, с соответствующей экологией, архитектурой, да и внешним видом вообще. И с огромным количеством строящихся небоскребов. Тем не менее центральные проспекты весьма приятные и очень зеленые. Этим они напоминают пекинские улицы. Движение как обычно очень интенсивное, кстати в Сиане я впервые увидел китайские двухэтажные автобусы, там они очень популярны. Центральным местом города считается Колокольная Башня, традиционное городское китайское сооружение, ночью она очень красиво подсвечивается. Сиань – чуть ли не единственный из крупных китайских городов, который сохранил свою городскую стену. Около Южных Ворот этой самой стены и располагался мой хостел, где я наконец-то помылся и привел себя в порядок после трех дней дороги. Ближе к вечеру я отправился в еще одно место, которое является гордостью Сианя. По мне, хотя бы ради него стоит сюда приехать. Это мусульманский квартал. Мусульмане живут в Сиане издревне, так как город стоял на Шелковом Пути и был большим торговым центром. Более того, в 12 веке Сиань был самым большим и самым населенным городом на всей Земле. Мусульманский квартал находится в центре города, и не такой уж маленький. Сердцем квартала является мечеть, запрятанная среди переулков. Самое интересное – это смесь Китая и ислама, которое можно найти здесь.
Люди с откровенно китайской внешностью в мусульманских платках, мечеть, выполненная с огромной долей влияния китайского стиля (а сам комплекс построен по обычному китайскому принципу), уличная еда – все это создает неповторимый колорит, ради которого и стоит приехать в Сиань, и ради которого я до темноты бродил по этому кварталу. Вечером, посмотрев на подсветку городской стены и Колокольной Башни, побродив по залитыми огнями проспектами и походив по магазинам, я отправился спать. Перед сном я посидел во дворике хостела с иностранцами и выпил пару стопок водки в честь Дня Победы.
10 мая. Xian.
Времени у меня было не так уж и много, так как мой поезд в Чэнду уходил около двух часов дня. С утра я отправился в недалеко расположенный Музей Каменных Стел. Экспозиция весьма большая и по большей части представляет собой каменные плиты, на которых выгравированы иероглифические тексты или некие рисунки. Довольно интересное место. После этого я поехал на автобусе к Пагоде Больших Гусей, самой большой пагоде Сианя, которая находится уже ближе к окраине города.
В предполагаемом месте мой автобус не остановился, поэтому пришлось совершить увлекательную поездку по современным китайским новостройкам. Добравшись все-таки до места назначения, я погулял по парку перед пагодой, не похожим на обычный китайский парк и выполненным в регулярном стиле. Потом залез на пагоду с целью посмотреть на город сверху. Можно было и не залезать – в основном видны проспекты и небоскребы, затянутые смогом.
Больше времени у меня не оставалось, поэтому я, заехав за вещами в хостел, отправился на вокзал. Сиань мне безусловно понравился, это место которое стоит однозначно посетить. Единственный минус – огромное даже для Китая количество туристов, но тут уж никуда не деться.
Дорога в Чэнду очень красива – сначала поезд идет по равнине, но после Баоцзи сворачивает на юг и идет через горы. Мы проехали через несколько десятков туннелей. Виды не головокружительные, но запоминающиеся. В поезде познакомился с французами с камбоджийским корнями, также путешествующими по Китаю, с которыми у нас была весьма содержательная беседа о современной Франции. Спать опять лег рано, так как к Чэнду мы прибывали в половине шестого утра.
11 мая. Chengdu – Leshan.
Утренний Чэнду, столица самой населенной провинции Китая – Сычуаня – встретил меня предрассветными сумерками, толпами людей и ультрасовременным вокзалом, который на поверку оказался ультрасовременным только снаружи, внутри же вовсю кипел ремонт. Вообще в Чэнду строительство ведется большем объеме, чем где бы то ни было в Китае (по моим наблюдениям, естественно), недаром считается, что у данного мегаполиса большое будущее. Старые дома, конечно же, есть, но и небоскребов полно. Вообще город мне очень понравился – очень современный и почему-то не утративший китайского колорита.
В Чэнду иностранцы прибывают с двумя основными целями – улететь в Лхасу и посмотреть на панд. Так как первое меня ну совершенно не интересовало, оставалось второе. Погуляв немного по просыпающемуся городу, я запрыгнул в автобус и доехал до своего хостела, кинул там рюкзак и отправился к пандам в гости. Тут надо немножко отступить и сказать пару добрых слов о китайских хостелах. Помимо дешевизны, удобства и чистоты все они без исключения отличались исключительно приветливым и доброжелательным персоналом. Оставить бесплатно рюкзак, даже если вы не ночуете тут или будете ночевать через 2-3 дня вообще не проблема, получить любую информацию также. Именно в хостеле мне подробно рассказали, как добраться своим ходом до Центра Исседования и Разведения Панд (Panda Breeding Research Center), единственном подобным в мире. Там собственно и занимаются тем, что разводят панд.
В принципе, говорят, что еще лучше смотреть этих зверей в заповеднике Улун под тем же Чэнду, но на это требуется больше времени, к тому же там панды могут попрятаться.
Собственно говоря, в этот центр можно было поехать на экскурсию с буржуйскими бэкпекерами за 70 юаней из вышеозначенного хостела, я же доехал за 6 на автобусах + 30 входной билет. Ну не суть важно. Важно то, что в центр я прибыл рано с утра, часов в 8. Именно во столько и надо приезжать, так как где то в полдевятого панд начинают кормить и они проявляют наибольшую активность. Далее они спят. Надо сказать, что панды, несмотря на размер, очень ловкие животные и с немалой скоростью прыгают и лазают по деревьям, хотя, кажется, больше всего на свете они любят спать и есть. Едят, к слову, они только бамбук, но не весь, а только около 30 видов из примерно трехсот, произрастающих в провинции Сычуань. Больше ничего они не едят, и в основном поэтому находятся на грани вымирания. В данном центре панды живут не в клетках (чего они весьма не любят), а в больших вольерах, огороженных рвами, по 2-3 зверя. Животные очень смешные и очень похожи на человека, когда едят бамбук.
Помимо взрослых панд, есть и молодняк, который проявляет большую активность в плане игр.
Говорят, если приехать осенью, то можно увидеть новорожденных панд, с которыми все сотрудники носятся как с писаной торбой, так как обычно у панды один детеныш. Еще с пандой можно сфотографироваться чуть ли не в обнимку, правда стоит это что-то около 500 юаней. Помимо больших панд в центре живут рыжие панды, которые, честно говоря, больше похожи на енотов, и павлины. Последние – видимо для красочности. Больше всего меня удивило почти полное отсутствие китайских тургрупп в центре. Видимо, они приезжают позже. Это странно, потому что самое интересное происходит с утра.
Панда – это неофициальный символ Китая и, понятное дело, Чэнду. В этом городе панды напоминают о себе на каждом углу – в качестве сувениров, вывесок и так далее. Чэнду – южный город, и это чувствуется, в городе очень влажно (но не особо – что такое по настоящему влажно, я узнал чуть позже, в Чунцине). Погода стояла теплая, но солнце было за дымкой. Для Китая это, видимо, нормальная ситуация, по крайней мере для этого времени года. Голубое небо последний раз я видел в Пиньяо, еще на севере, в следующий раз увижу только в Шанхае. Плюс в городах к этой дымке прибавляется смог, где больше, а где меньше. Мне показалось, что в Чэнду этого смога не очень много.
Как я уже говорил, Чэнду – это современный мегаполис с небоскребами, широкими проспектами и зелеными улицами¸ по которым я и погулял пару часов. Целью моей прогулки была одна из автостанций города, откуда уходят автобусы на Лэшань. Автобус туда едет по хайвею. Ехать около 2 часов, и приехал я уже под вечер. В Лэшань все едут с одной целью – посмотреть на самого большого в мире Будду, вырезанного в скале (высота около 70 метров). Первоначально я хотел быстренько осмотреть Будду и уехать к подножию горы Эмейшань, где заночевать. Однако позднее прибытие нарушило все мои планы, и я решил заночевать в Лэшане, о чем я ни капли не пожалел. На данное решение повлиял еще и туман (или это была такая сильная дымка?), стоявший в городе. Он был таким густым, что из центра города Будду вообще не было видно (а Будда находится на противоположном берегу реки и стоит, к слову, у слияния двух рек, словно маяк). Так что осмотр Будды было решено перенести на утро. Поселившись на гостинице на центральной набережной в dormitory на 4 человек (правда я был один), я пошел гулять по Лэшаню. На меня, признаться, этот город произвел исключительно благоприятное впечатление – очень чистый и ухоженный, в отличие от большинства китайских городов. Не знаю, может это я гулял по таким улицам, но факт остается фактом – город очень чист, в этом плане похож на Ханчжоу около озера Сиху.