Туман, температура за 20, всюду зеленые холмы, горы и пальмы – это Тайпей конца Декабря.
Тайпей – достойный азиатский город. В нем нет лоска Сингапура или Гонконга, но цивильность безусловно есть. В чем-то милый, в чем-то даже домашний, кое-какие интересные «фенечки» Тайпей безусловно насчитывает.
Храм Lungshan.
Под открытым небом молятся верующие. Над головой ветви деревьев и звезды. Энергетика безусловно присутствует. Лонька говорит, что в 5 вечера здесь песнопения, но мы пришли позже. Много алтарей с Буддой. У входа водопадик. Все тихо, мирно, симпатично и интересно. Понравилось.
Аллея змей (Snake Alley).
Крытая недлинная аллейка рядом с храмом Lungshan, где туристам пытаются впаривать всякую шнягу. Много камней (розовый кварц и т.п.). Немноголюдно. Пешеходные тусовочные улицы Тайпея показались куда более интересными. Не понравилось.
Мемориал Чан-Кай-Ши (Chiang Kai-Shek Memorial Hall).
Это тот самый Чан-Кай-Ши, который всегда был врагом СССР. Аэропорт назван в его же честь. Монумент величественный, увидеть наверное стоило. Нейтрально.
Заходим передохнуть в бар рядом с отелем.
Елы-палы, 2 супа в Азии - это конечно 2 кастрюли, а не 2 тарелки, и об этом всегда нужно помнить. Много, но вкусно. Сидим - едим.
- Вы откуда? О, Раша – но это ведь очень далеко. А знаете ли вы, что Чан-Кай-Ши был женат на дочери русского вождя?
Мы ржем. Куда не приедь, русские всюду оставили свой след. Старичок-владелец бара прикольный. Трепемся. Еда отменная.
Старичок нас провожает:
- Тайвань - Раша…
Его переполняет от избытка чувств, но запаса английских слов не хватает. Трясет в воздухе двумя руками.
- Френдшип форэва, - выражаю я его мысль.
Расходимся довольные друг другом. И почему МИД нам не доплачивает за установление добрососедских отношений?
Тайпей-101 и Новый Год.
Посещение Тайпея-101 выпало на 31-ое Декабря. Кто не знает – это самое высокое здание в мире. Выше строят в Дубаи, но достроят только в 2008 году. Есть даже мнение, что некоторые проблемы Тайваня с постоянными землетрясениями связаны, в том числе, и со строительством этого здания. Только на подъезде к нему понимаем, что здесь будет происходить основное действо по встрече Нового Года. Куча полиции и «дружинников», регулирующих людские потоки. Дорога идет мимо мэрии, где смонтирована сцена, на которой уже вовсю идет перформанс. Народу куча, приходится протискиваться. Надо бы поторопиться.
У Тайпея-101 играют музыкальные фонтаны (ни в одном путеводителе про них не нашел). Расцвеченная цветами вода танцует под звуки классики. Красиво, хотя идея и не нова.
Заходим в Тайпей-101. Первые 5 этажей – молл, с пятого - уже подъем на все 500 с фигом метров. Заходим в лифт. Двери закрываются, свет гаснет. На потолке появляются созвездия, начинает играть тихая музыка. На стене лифта – жидкокристаллический дисплей с изображением лифта и индикацией параметров его движения – все как в самолете. Лифтер нам что-то рассказывает, в середине башни лифт развивает скорость в 1000 метров в минуту. Весь подъем занимает меньше 30 или даже 20 секунд. Свет зажигается, двери открываются. Прикольно. Отсюда видно красиво подсвеченное колесо обозрения (про него также нет в путеводителях).
Хотя было бы интересно отпраздновать в толпе китайцев, сил стоять еще несколько часов нет, поэтому едем в отель, идем в метро. Идем – легко сказать. А как сделать? Вы когда-нибудь видели ТОЛПУ китайцев? Когда двигаться по тротуару стало невозможно, переходим на дорогу. Движение перекрыто еще не всюду. Проблема осложняется тем, что поток идет навстречу. Какая жалость, что метро непосредственно у Тайпей-101 только строят. Хотя работоспособность нации вселяет уверенность, что свое метро они построят куда быстрее, чем Лужков в Митино.
Дорогу перекрывает автобус. Направо-нельзя, налево-нельзя, вперед-некуда. Deadlock. Мандец, мы никогда не дойдем до этого метро. В лицо ударяет воздушный шарик. Поворачиваю голову к владелице веревочки. Девушка улыбается, пожимая плечами – мол, что делать, ветер дует, шарик за ним. Точно – об этом Будда и говорил – следуйте за своим Дао. Хотя нет, это Лао-Цзы. Впрочем, все великие говорили об одном и том же.
Автобус уезжает, мы получаем возможность двигаться дальше. Что странно – в толпе китайцев почему-то не возникает страха, который возникает в толпе русских. Агрессии совершенно нет.
Неужели это сбудется? Мы входим в MRT. Приходящие поезда забиты битком, но кругом куча «организующих» из числа студентов, которые выстраивают людей в очереди на выход или к ожиданию поезда. К каждой двери поезда стоит своя очередь (на станциях есть соответствующая разметка). Хаоса и толкания локтями, свойственного московскому метро, здесь нет даже в часы пик.
Включаем телек. В городе куча сценических площадок, но главная – у мэрии с видом на Тайпей-101.
10-9-8-7. Идет обратный отсчет. С каждой цифрой на Тайпей-101 гаснет по блоку.
Ноль! Башня взрывается салютом. Красиво. Все ликуют. Начинается «новогодний огонек» по-тайваньски на всех каналах, который продолжается всю ночь. Какой идиот сказал, что тайваньцы празднуют только китайский новый год?
Парк Yangmingshan.
Под Тайпеем в горах есть два парка, плавно перетекающих один в другой – Yangmingshan и Beitou. У парков есть две фенечки – треки (trails), то бишь пешеходные маршруты разной степени сложности, и горячие источники (hot springs). Мы приезжаем в Yangmingshan и хотим на трек к самой высокой горе парка (1200 метров).
Чтобы попасть к началу трека, нужно ехать к другому recreation center в горы дальше на одной из маршруток, что курсируют по парку. Ловим маршрутку. За рулем лихая девица в темных очках и перчатках. При превышении скорости в 40 миль в час раздается противный писк, чем ее безумно раздражает. Дорога поднимается и петляет.
- Обратно – пять.
Бабушка, стоящая рядом, показывает пять пальцев на руках и перекрещивает руки. Все правильно - последний автобус оттуда уходит в пять, а времени уже почти два. Спасибо, доброе местное население.
Вдруг солнце пропадает, вокруг туман, маршрутка останавливается, девица объявляет нашу остановку, выходим – елы-палы – мы в облаках!
Здесь своего рода «базовый лагерь». Уровень 800 метров. Трек начинается отсюда. Все что дальше 50-и метров различается с трудом. Подходим к смотровой площадке – ляпота! Наверное. Но мы видим только белый туман.
Это круто, в облаках прогуливаться еще не доводилось. Но к облакам скоро добавляется еще один, впрочем, ожидаемый, фактор – запах серы и пар из-под земли.
Тайвань, знаете ли, стоит на разломе евразийской и филлипинской плит, и вулканы-тайфуны-землетрясения – это суровая проза жизни. Паром можно погреть руки. Валуны по краям трека зеленые от серы. Аромат – непередаваемый.
Трек проходим туда и обратно, играем роль обезьянок фотографируясь со встречными китайцами по их просьбе, но на горячие источники не успеваем. Ладно, какие наши годы.
Ущелье Тароко (Taroko Gorge)
Пока, Тайпей. Едем на поезде в Хуалинь (Hualien). Идет 3 часа. Объявления остановок на трех языках, но английский в их число не входит Правда на табло пишется на английском следующая остановка. Ну и нормально. Сидения раскладываются, есть подножки, все пучком, ехать удобно. От Хуалиня берем такси – автобусы в местечко Tian Hsyang, что в Тароко, ходят всего 5-6 раз в день, ждать не хочется. Наш отель там фактически единственный – хочется немного пожить в горах, хотя многие ездят в Тароко, живя в одном из отелей Хуалиня.
Тароко – самое неблагодарное место для описания. Здесь нечего описывать. Это надо видеть. Скажу, что пожалуй Тароко - самое величественное зрелище из всех что мне пока доводилось видеть. А Central Cross-Island Highway – самый красивый серпантин. Мы проезжаем по гротам и тоннелям с видом на бегущие внизу реки и разноцветные скалы. Никогда не думал, что у скал столько цветов – от желтого до черного, а преобладающий цвет – серебряный за счет мрамора, коего там пруд пруди.
Стоп. Таксист аккуратно объезжает огороженный участок дороги. Половина полотна провалено. Вот и следы прошедшего летом тайфуна.
- Тайфун, - кивает таксист, подтверждая мои предположения.
Tian Hsyang находится на 500-метровой высоте. В отеле прошу «upgrade to river view».
- Вам придется доплатить.
Знаю, сайт отеля перед поездкой поизучал. Зато ревущая под окном река – это нечто! Надо сказать, к шуму нужно слегка привыкнуть. Зато вечером выходишь на балкон с кружкой высокогорного чая с горы Алишан, и слушая реку и окидывая взором пейзаж поневоле впадаешь в медитацию Буддистский монастырь рядом также способствует. На чай мы там надо признаться подсели – это то, что однозначно нужно везти из Тайваня. За некоторыми сортами к ним вроде бы даже китайцы ездят (если кто поедет, черкните, был бы крайне благодарен за коробку-другую тайваньского чая
О романтичности места видимо должны свидетельствовать и многочисленные презервативы, которых разве только в ресторане не видно.
Так, смотрим ситуацию с треками. Из Интернета следовало, что половина треков закрыто из-за тайфуна. На деле оказывается, что то что закрыто, на самом деле открыто по крайней мере частично, а вот то куда мы собирались закрыто наглухо. Это относилось и к горячим источникам Wenshan Hot Springs. Что ж за непруха с этими источниками!
Трек Baiyang waterfalls Trail начинается недалеко от отеля. Открыты 5 из 7 тоннелей, что ж, и на том спасибо. В тоннелях освещения нет – нужно обязательно брать фонарик. Виды – не передать. Всюду таблички «Осторожно, камнепад». Видим наглядную демонстрацию в виде побитого камнями заборчика. С природой тут шутки плохи.
На следующий день просим водителя рейсового автобуса подбросить нас к самому знаменитому место в Тароко – Туннелю с девятью поворотами (Tunnel of Nine Turns Trail) с тем, чтобы обратно около пяти километров до отеля дойти пешком. Место действительно поражает воображение, от слов воздержусь, ибо описать невозможно.
Идем по шоссе обратно, по пути смотря достопримечательности, коих масса. Каждый поворот открывает новый завораживающий вид. Осматриваем беседки и подвесные мостики, натыкаемся на начало трека Lyushui-Heliu Trail. Решаем пойти, так как по пути. Вокруг порхают бабочки. Тоннель. Подвесной мостик. Вид с террасы Lyushui (или это называется терраса Heliu? ) - непередаваем.
Наконец приходим обратно в Tian Hsyang. Решаем посетить буддистский монастырь.
Монашки-спекулянтки в сувенирной лавке очень рады. Отвечаю на заданный вопрос:
- Раша. Ну Раша – большая такая страна, 9 часов из конца в конец лететь.
Монашка смущенно пожимает плечами:
- Извините, не знаю.
Последний подобный прецедент помню год назад в аэропорту Гонконга, когда студент проводил социологический опрос и все пытался выяснить, имеем ли мы в виду под Рашей Индонейшу.
Нам приносят глобус, чтобы мы ткнули пальцем. В иероглифах с трудом находим Рашу. Тыкаем. Они шевелят губами. Чувствуется, что в эту часть глобуса не смотрели никогда.
В лавку приходят амеры. Жена амера из бывших местных знает язык и предлагает помощь в перевода процесса торга за сувениры. Мы справляемся и так. Опять двадцать пять:
- Вы откуда, из Штатов?
Да, мое произношение конечно сразу выдает американца.
- Раша.
Повисла пауза. Вот эти перцы превосходно знали, что такое Раша, и от кого, судя по американским и тайваньским СМИ, исходит основная угроза.
Амер заржал. Его жена смутилась, но перевод завершила:
- В общем, это талисман, который дает защиту.
- Ага, от русских.
Шутка удалась. Больше мы их не встречали.
Вечер выдался щедрым на дегустацию местных напитков: Taiwan Beer – однозначный зачет. Только здесь до меня дошло, что тайваньцы живут по американским метрическим системам. Елы-палы, а я думаю – почему мобильник так медленно заряжается, оказывается там 110 вольт только. Пиво продается по пинтам, стандартная бутылка сего бархатистого напитка – две пинты – пьется на раз-два.
За ужином дегустируем местное вино из горного винограда. Весьма и весьма недурственно. Разговорились с менеджером отеля. Я спрашиваю про злополучные источники:
- Да понимаете, туда обломок скалы упал во время тайфуна, люди погибли. Эти источники закрыты навсегда.
Оба-на.
- Речку видели маленькую – так вот она через мост переливалась. Мы всех гостей отеля собрали во дворе, думали если вода подойдет еще чуть ближе – в горы будем уводить, но пронесло – отель стоит на возвышении.
Ну хорошо что мы не летом приехали. Зима на Тайване – по-моему самое стабильное время года, хотя высокий сезон конечно весной – китайский новый год, цветение и все такое.
Кентинг (Kenting)
В горах хотелось остаться еще минимум на недельку, но увы - очередная девушка за рулем, ловко срезая по задворкам Хуалиня, подвозит нас к следующему поезду.
Наш путь лежит на юг. Слегка обламываемся – состав другого типа и табло нет, а нам нужно вовремя сойти в Фангляо (Fangliao). Поезд идет в Каошинг (местные произносят Каошонг, в российских атласах почему-то вообще Гаосюн), второй по величине город Тайваня. Его посещение в наши планы не входит, а в Кентинг через него добираться дольше на 2-3 часа, и такую петлю делать не хочется. Ладно, фигня война, вычленить из объявления название станции несложно, благо объявления произносятся трижды. К тому же – почти все названия станций пишутся на платформах по-английски. Правда, с вестернизацией иероглифов на Тайване проблема. Пинин – нормальную и апробованную систему вестернизации - они не используют, так как ее использует Китай Ту систему, которую они выбрали, без слез использовать не получается: в карте – одно название улицы, на указателе другое, в Лоньке – третье. Угадать, что речь идет об одной и той же улице, зачастую получается только если озарит свыше, хотя что-то общее между всеми тремя названиями конечно всегда присутствует. Впрочем – всегда можно сверить иероглифы
От Хуалиня до Фангляо 4 часа. Ехать кайфово. Возлежишь на кресле и любуешься на море. Смотришь на деревья, каждый фрукт которого обертывают в полиэтилен (интересно, что это?). Правда идиллия дополняется смачным чавканьем китайцев, которые все разом вдруг купили на какой-то станции коробочки с едой.
Приехали. Идем ищем автобусную станцию – отсюда по идее час на автобусе до Кентинга. Деревушка Фангляо веселая. Все столики заняты, все заняты трапезой, на сцене китайская девушка исполняет китайские народные танцы. Наше появление производит небольшой фурор – мы премся через всю красоту с сумками, одетые явно не по погоде, к тому же такого странного цвета кожи. Блин, в Интернете ведь кто-то писал, что автобусная станция напротив вокзала. Вот здесь какие-то автобусы.
- А, вам нужен Кентинг.
Добрый дядя приводит нас куда надо – от автобусного гаража к автобусной станции. Через час – вуаля. Жара под тридцать, бананы-кокосы. В окно поют диковинные птицы. Такого в Январе мы не ждали.
Если рассматривать Кентинг как курорт, то, прошу прощения у местных, он производит впечатление недоделанного Таиланда. Инфраструктура слабая, Интернет-кафе надо хорошо поискать, а авиабилеты продают вообще только в Каошинге (2 часа на автобусе). При этом, в Кентинге как нигде на Тайване чувствуется влияние американцев. Обилие мексиканской кухни, полосатые флаги, «Флорида» и «Калифорния» - жутко популярные фразы на футболках.
Оно само по себе может было бы и неплохо, но вот только когда приезжаешь в Таиланд, который тоже находился под приличным влиянием американцев, то чувствуешь атмосферу Таиланда, а не Америки, и за это мы его и ценим. А когда приезжаешь в Кентинг – это и не Тайвань, и не Америка, это какая-то странная эклектика – Азимерика что ли.
А прибавить к этому скверный английский населения, и можно было бы решить, что делать там решительно нечего. Но нет, такого сказать не могу. Конечно лететь туда из России специально на море глуповато – найдутся места поближе, но если вы оказались в окрестностях, заехать бы советовал. Итак, что в активе:
1. Вкусная и дешевая еда. В ресторанах на променадной Кентинг-роад недостатка не возникает, хотя, повторюсь, это не патонг-бич. Еда вкусная любая – мексиканская, итальянская, китайская – всюду нас обслуживали быстро, душевно и с качеством пищи не подводили. Единственное что – нужно не забывать вовремя пресекать американские «штучки», когда заказываете напитки - в свежевыжатые соки нам как-то нахреначили полстакана льда и сверху сдобрили сиропом.
2. Пляжи и пейзажи – это понятно. Только летом ехать не надо – там жара под 40, и без кондиционера вы проживете недолго. Кентинг – на стыке филлипинского моря и тайваньского пролива. Это тоже какой-то пролив, но какой- не помню. Песок почти белый (есть бухты с полностью белым), но на баунти не потянет. Вокруг пляжей – скалы пористой вулканической породы. С пляжей – виды на скалы причудливой формы – в виде лягушки (frog rock), паруса (sail rock) и др.
3. Дайвинг. Прокомментировать не смогу, так как не погружался, но спрос явно есть. Говорят, подводный мир - достойный. Кораллов масса всюду, даже безо всякого давйвинга.
На улицах висят объявы про тайский массаж – соотв. рынок есть, хотя за этим наверное лучше в Таиланд.
Все, а что вы еще хотели?
Шутка.
Kenting Forest Recreation Area.
Самый интересный и живописный ботанический сад из всех, где я был. Сингапурский конечно тоже достойный со своим садом орхидей, но здесь есть масштаб. Если растение – то уж с корнем по пояс (без преувеличения). Если растущие сверху корни (они видимо как-то называются), то их полгектара. Дорожка идет мимо скал, ущелий, по пещерам, между лианами. Всюду таблички с названиями неведомых растений. Скамейки для отдыха среди теней скал в дальней части парка так и просят провести на них на часок-другой. Увы, увы – на пятки наступают вездесущие японцы. Кстати, по численности они в 10 раз превосходят всех прочих туристов на Тайване. С таким вот отрывом дальше идут Гонконг, Сингапур и США. Русских туристов ноль или очень близко к этому. Вообще говоря, не очень понятно почему.
Идем дальше – со смотровых площадок открывается отличный вид на бухту. Далее следует коллекция фруктовых деревьев, коллекция фиговых, коллекция того, коллекция сего.
- Вот сволочь.
Это о водиле, которого мы в упор не видим на парковке. Договоренность каждый понял в свою сторону – он, что в 11 мы должны быть уже в отеле, а я, что в 11 мы встречаемся на парковке. Но не переломился бы подождать в любом случае.
Бешеной собаке 100 верст не крюк, главное вверх довез, а 5-6 км до Кентинга вниз мы и сами дотопаем. Шоссе живописно, видим интересные плоды. Подходим, срываем, раскрываем. Эх, во «фрукте» 6 желудей. Наверное это тайваньский дуб какой-нибудь. Вверху мелькает чья-то тень. О, это что-то благородное. На ветку плюхнулась здоровая птица. Я предпочитаю думать, что это сокол, не хочется повторения истории с дубом. Улетает. Сидим на заборе, ждем чтобы прилетела снова. Нифига. Кстати, в Кентинге есть центр наблюдения за птицами на озере Longluan, но мы не поехали. Чем-то нужно было жертвовать.
Огонь в Tzu Huo (Chuhuo).
Ехать надо ночью. Горит газ, который поднимается из-под земли и воспламеняется от контакта с кислородом сам по себе. Не так чтобы уж очень есть на что смотреть, но засвидетельствовать интересное природное явление стоит. К тому же, один фиг это недалеко от…
Йе-е!! Неужели:
Горячие источники Sichongshi (Sichongshi Hot Springs).
Ехать лучше вечером, и видимо не летом, то есть в Январе – это самое то. К тому же погодка-то начала портиться, и Кентинг продувает как палубу корабля в открытом море. Температура вечером падает до 15 градусов. Парк с источниками находится у подножья гор на территории отеля South Formosa. Температура воды в каждом бассейне разная, как и разный минеральный состав. Все подробности - увы, на мандариновом языке. Цвет воды тоже разный – синий, зеленый, оттенки. Бассейны неглубокие – в них есть валуны для сидения и вода с бульками, нагретая в среднем где-то до 50 градусов, по вкусу напоминает Боржоми. Наверное – обычные источники, но я как-то ни разу не был ни в каких. После ветра – самое то. Нагреться – и под водопад! Этакая баня по-тайваньски. Эффект часового сеанса потрясающий.
Ну очень понравилось. Поэтому на следующий день решаем повторить, к тому же хотелось там поснимать. Но на ресепшене нашего отеля нас притормаживают и кого-то ждут.
Наконец подходит девушка в униформе сотрудника отеля:
- Здравствуйте.
Надо заметить, к концу этой недолгой поездки мы отвыкли слышать не только русский язык, но и нормальный английский. Мы видели мало англоговорящих, еще меньше белых, и уж совсем не видели русских. А тут - слово было знакомым, и это был не английский! Натурально, девушка говорила по-русски, причем без акцента. И где – в далекой южной деревеньке непризнанной республики! В трансе, не ожидая встретить соотечественника за тридевять земель, мы, продолжая осмысливать происходящее, реагировали скорее машинально. Девушка рада не меньше, улыбается:
- А я увидела вашу бронь и попросила вас перехватить: русские у нас – нечастые гости.
Договариваемся встретиться после посещения нами источников и посидеть, к тому же кроме встречи есть еще один повод – сегодня рождество.
Рождество
Рита из Минска, замужем за тайваньцем Колином, который обещал к нам присоединиться позже.
Мы говорим о людях, нациях и судьбах.
- Здесь есть странные места. Человек выезжает, ехать вроде бы час, но он приезжает через три. А бывает, вообще исчезает.
Неудивительно для страны, стоящей на разломе.
Постоянный ветер предураганной силы придает происходящему действу странный сюр. Такое ощущение, что нас самих сейчас сдует в какое-нибудь параллельное измерение. Подходит Колин. Бутылка Абсолюта заканчивается, а неудовлетворенность остается. Колин идет в 7/11 за тайваньской рисовой водкой. Рита морщится. Посиделка явно удается.
Эпилог
В 6 утра встать не удается физически, удается только к 12, да и то только потому что не хочется платить за late check out и опаздывать на самолет в Гонконг/Москву.
К тому же самолет из Каошинга в Тайпей по сделанной накануне брони мы и так уже профакали – хорошо еще что не успели выкупить билеты.
Так хреново мне не было еще никогда. Нет, друзья, это не похмелье, это отравление. Вы знаете количество сивушных масел в тайваньской рисовой водке? Вот и я не знаю, а организм в курсе. А ведь маленькие такие бутылочки.
Ну и как мы будем выбираться? Мозги ворочаются тяжело даже после шестичасовых попыток вернуть организм в нормальное русло. Вспоминаю что в Хенчуне (Hengchun) – ближайшем относительно крупном городе - есть свой аэропорт, и оттуда кто-то когда-то летает в Тайпей. Трястись в автобусе 2 часа до Каошинговского аэропорта уж очень не хочется.
- Аэропорт в Хенчуне закрыт по погоде.
На кукурузниках они что ль летают? Значит Каошинг без вариантов. Мятные таблетки –единственная отрада.
Кто там говорил, что внутренние тайваньские авиалинии, закупившие дальнемагистральные самолеты в ожидании разрешения прямых перелетов из Тайваня в материковый Китай (сейчас если кто не знает прямых перелетов нет), чувствуют себя плохо, что самолеты слишком большие, рейсы не окупаются, так как не заполнены наполовину, и т.п.? Не знаю, не знаю.
Покупаем билеты на рейс Far Eastern Air Transport (FAT), рейс через 40 минут, все без сучка-задоринки. Уютный Боинг 757 в интересном исполнении с дисплеями, выезжающими из потолка и уезжающими обратно, заполнен полностью. Полет понравился больше, чем последующие два. Впрочем, об этом см. здесь. По мере нашего продвижения по пробкам к международному аэропорту просветляются мозги и одновременно нарастает грусть по Тайваню. Тайпей нас провожает дождем и температурой +10. Жизнь как погода – может круто измениться всего за неделю.