Гомель – Минск – Москва – Хабаровск – Пекин – Сиань – Чжанцзяцзе – Гуанджоу – Санья – Шанхай – Пекин – Владивосток – Москва – Минск – Гомель.
1. Билеты на поезд Гомель-Минск покупали где-то за месяц в кассах ж/д вокзала в г. Гомеле (стоимость в районе 2 у.е.)
2. Билеты на автобус а/в Минск-Центральный до аэропорта Минск-2 покупали через интернет (ticketbus.by), платили через webmoney, система покупки-оплаты была непривычно запутанной, но там есть инструкция достаточно подробная, так что разобраться реально. Билет стоит порядка 2 у.е. на человека.
3. Билеты на плечо: Минск – Москва – Хабаровск – Пекин ... Пекин – Владивосток – Москва – Минск собирались через skyscanner.ru, а выкупались через Гомельское представительство Трансаэро, работа с сайтом порадовала, быстротой, удобством; с Трансаэро – вежливостью, предусмотрительностью, и надежностью при работе с клиентом. Нами skyscanner.ru был выбран за удобство и многообразие выбора и стремление не работать с продавцами, с которыми у клиентов возникают проблемы. (Стоимость 922 у.е. на двоих в оба конца)
4. Билеты на поезд Пекин – Сиань покупали уже в Пекине на Западном ж/д вокзале (стоимость 58 у.е. на одного, вагон класса В, типа нашего межобластного с более удобно регулируемыми сидениями и стюардессой, развозящей еду). Покупать билеты лучше все-таки за пару дней, ну и осторожно планировать в Китайские праздники – можно не уехать.
5. Билеты Сиань – Чжанцзяцзе (277 у.е. на двоих), Чжанцзяцзе – Гуанджоу – Санья (503 у.е. на двоих), Санья – Шанхай (530 у.е. на двоих) покупались через elong.com с оплатой через карту Visa. Билеты из Саньи в Шанхай покупали уже находясь в Китае. Огромное спасибо elongу за качество их работы и за отличный английский службы поддержки.
6. Билеты на скоростной поезд Шанхай – Пекин покупались по приезду в Шанхай и обошлись в 181 у.е. на двоих. Кассы на вокзале работают до 23:15, потом – только автоматы, где нужен ID документ, которого у иностранца нет. К слову сказать, билет на самолет от Spring Airlines обошелся бы дешевле, но очень хотелось с такой скоростью и по земле.
Минск 25 июня
Начало пути было достаточно банальным – поездом в межобластном вагоне добрались до Минска. Там переночевали (друзьям спасибо за гостеприимство) и утром отправились в аэропорт Минск–2 с а/в Минск–Центральный. Из аэропорта Минск–2 летели первый раз, поэтому изучали пристально и досконально. До регистрации работало пару магазинчиков с шоколадно-йогуртно-сувенирным наполнением. Покушать можно было в ресторане «Взлет». Мы не рискнули, да и время было раннее. Регистрацию прошли быстро, как и досмотр. Зал ожидания посадки выглядел как кафе начала 90-х, зато были 2 розетки для подзарядки. Для полноты информации напишем и про дьюти-фри: цены сравнивали по бельгийскому шоколаду, который оказался дороже, чем в гипермаркете Гомеля. Перелет прошел нормально, завтракали сандвичем и напитками.
Москва 26 июня
Шереметьево встретило нас багажом и длиииинным переходом между терминалами. Мы решили хотя бы 3 часа из наших 8 между рейсами погулять по столице. Добирались на аэроэкспрессе, ходит прямо из терминала Е до Белорусского вокзала. Цена билета около 10 у.е. в одну сторону на человека. Билеты можно купить тут же в кассе и в автомате самообслуживания. Поезд комфортабельный: с кондишеном и картой метро от г-на Лебедева. Предлагают купить напитки и перекусить. По Москве нас гулял друг – самим сложно так спонтанно сориентироваться. Москвы было много, времени – мало. Маршрут выдался не стандартно туристический, а скорее, литературно-исторический. Запомнились Патриаршие пруды(т.е. пруд), дореволюционный памятник Гоголю и Арбат с его шумной жизнью. Как и не было этих часов в Москве — и экспресс уносит нас обратно в аэропорт. Опять переход между терминалами и поиск еды и питья. До регистрации решили не обедать, а так вполне приемлем «Гипопотамус». Напитки внутри терминала по цене разнятся от 40 до 100 (кола 0,5 от 65 до 100) рос. руб. Обедали уже после регистрации в кафе с ужасным названием «Мама Раша», но вкусной и не очень дорогой едой (800 рублей на двоих, можно было бы и дешевле). Перелет был не тяжелым – 7,5 навстречу дню. То ли мы неприхотливые, то ли в самолетах и вправду хорошо кормят. Первый раз летели широкофюзеляжным самолетом, при моих габаритах оно ok, а вот при габаритах мужа невольно думаешь, что кресла даже в эконом-классе могли быть и пошире.
Полный альбом: https://picasaweb.google.com/109620350015281434444/201204?noredirect=1#
Хабаровск 27 июня
В Хабаровске было ну очень жарко, но мы добросовестно съездили на троллейбусе к набережной р. Амур. Город порадовал достаточно интересной застройкой и обилием «праворульных» авто. Удивило, что стоимость проезда в троллейбусе и в маршрутке одинаковая. Здание аэропорта в Хабаровске напоминает по своему внешнему виду пригородный автовокзал небольшого райцентра, к тому же из торговых точек – два кофе-автомата, принимающих купюры до 50 рублей, и банкомат, выдающий купюры от ста рублей. В здании терминала внутренних перелетов есть кафе, но до него минут 10-15.
До Пекина трясло неимоверно, но я спала;)
Полный альбом: https://picasaweb.google.com/109620350015281434444/201205?noredirect=1#
Пекин: 27-28 июня
Китай встретил нас теплым южным вечером и таксистом, не знающим куда ехать. С этим мы столкнулись везде – таксисты не знают города, даже по адресу иероглифами не понимают куда ехать. Выход один – звонить в отель и просить, чтобы указали водиле дорогу. Особо стоит отметить то, как организована посадка в такси: огромная очередь живенько сочится через турникет-змейку, на выходе из неё — специально обученный человек с флажком разруливает галдящих пассажиров по такси, прибывающим как из рога изобилия. Человек 50 уехало минут за 10. Впечатляет. Мы благополучно добрались до своего хутона, обошлось в 80 юаней, при том, что чуть покружили в поисках отеля под аккомпанемент выдаваемых по телефону инструкций. К отелю никаких претензий — все чудесно. Ко всем отелям в общем-то без вопросов, но бронирование через booking.ru круче, чем через -.ru, там более полная информация, удобнее сервис, можно сразу связаться с отелем. Вобщем, отныне – только букинг.
В первое же утро в Пекине, мы решили озаботиться о билетах до Сианя. И правильно сделали, т.к. на желаемую дату (30.06) на ночной поезд билетов уже не было. Пришлось брать, что было – утренний скорый на 1 июля. Добрались мы до вокзала без проблем, система работы метро простая и удобная: стоит метро 2 юаня (за исключением airport line, который 25), купить билет можно в кассе или в автомате, но бывают станции, где касс нет, так что запасайтесь монетками или мелкими (5, 10, 20 юаней) купюрами. Еще можно отметить, что билеты действуют только с той станции, где куплены и на протяжении текущего дня. Так что, впрок не покупайте. Билеты на поезд мы покупали на Западном ж/д вокзале. Его размеры, конечно, впечатляют, особенно для первого дня в Китае – это было слишком. Огромное помещение билетных касс, толпы людей и языковой барьер, девушка даже в кассе для иностранцев английским не владела). В итоге таки став счастливыми обладателями двух билетов до Сианя, и разобравшись, что поезд очень скорый, хоть и дневной, мы отправились изучать город. Первым посетили Храм неба — место, куда император отправлялся раз в год с молитвой о хорошем урожае.
Храмовый комплекс расположен в центре прекрасного парка, куда помимо туристов приходят горожане провести досуг за игрой в домино или карты, занятиями гимнастикой, бегом и массой других групповых или одиночных занятий, а то и просто постоять среди деревьев одному, отдыхая от суеты внешнего мира. Сам храм круглый, что не типично для китайских религиозных построек, такая форма более характерна для тибетской храмовой архитектуры.
Храм Неба 天坛, Tiāntán
Проезд на метро: По ветке Line 5, станция Tiantan Dongmen Station, выход A ведет сразу к восточным воротам храма
Проезд автобусами:
к восточным воротам: 6, 34, 35, 36, 39, 41, 43, 60, 116, 610, 707, 723, 743, 957, 958 до Tiantan Dongmen (East Gate) Station
к южным воротам: 36 (环), 53, 120, 122, 525, 610, 800 (内), 803, 958 до Tiantan Nanmen (South Gate) Station
к западным воротам: 2, 7, 15, 17, 20, 69, 105, 707, 729, 826 до Tiantan Ximen (West Gate) Station
к северным воротам: 6, 34, 35, 36 (环), 106, 110, 687, 707, 743 до Tiantan Beimen (North Gate) Station
Время работы: Парк: 8:00 – 22:00
Вход в соооружения: 8:00 – 16:00
Расценки: Объединенный билет (парк+объекты): 35 юаней (1.04-31.10), 30 юаней (1.11-31.03).
Только в парк — на 20 юаней дешевле.
Информация:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Храм_Неба
http://www.travelchinaguide.com/attraction/beijing/heaven
http://tourbook.su/china/beijing/temple-heaven
Вечер еще только начинался, и мы двинули свои стопы в сторону площади Тянаньмэнь, месту, где вершилась история, и сейчас проходят все знаковые для китайского народа события. Площадь огромная, на ней единовременно может поместиться до миллиона человек, часть ее занимает мавзолей Мао, который тоже не маленький и был построен за 1 год добровольцами. Вход туда бесплатный, по паспортам, но мы не ходили. Там на площади нами была встречена парочка англоговорящих и «очень настроенных подружиться» китайцев из провинции. Мы даже прогулялись с ними, но когда нас повели в какую-то кафешку пить пиво или кофе, наше социопатическое сознание заартачилось, и мы решили не рисковать и очень настойчиво расстались. Гуляя по Тянаньмэнь мы еще раз встретили такую же компанию, на этот раз из трех девушек, которые тоже хотели «нас подружить». Видимо, бизнес с дружбой до определенного кафе поставлен на широкую ногу.
Площадь Тяньаньмэнь 天安门广场, Tiān'ānmén Guǎngchǎng
Проезд на метро: По ветке Line 1: станции Tiananmen West или Tiananmen East
По ветке Line 2: до станции Qianmen Station, выходы A или B и далее пешком на север.
Проезд автобусами: 1, 5, 10, 22, 37, 52, 205, 728, 802 до Tiananmen Xi
1, 2, 10, 20, 37, 52, 59, 82, 120, 126, 203, 205, 210, 728, 802 до Tiananmen Dong
к восточной стороне 2, 5, 8, 20, 22, 120, 126, 203, 210 до Tiananmen Guangchang Dong
к западной стороне 2, 5, 20, 120, 126, 210 до Tiananmen Guangchang Xi
Информация:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Площадь_Тяньаньмэнь
http://www.travelchinaguide.com/attraction/beijing/tianan.htm
http://tourbook.su/china/beijing/tiananmen-square
Уходившись вусмерть, добрели до метро и поехали в сторону отеля. В кондиционированном воздухе подземки сразу вспомнилось о еде, которая была последний раз еще днем и то в виде фруктов и «пухлика» (так мы прозвали паровую булочку, сложенную мешочком, с разными начинками — продается и готовится прямо на улице, стоит 1–2 юаня). Выбранная нами кафешка была рядом с нашим «хутоном» (название района традиционной застройки в Пекине, где и разместился наш отель). Понравилось оно нам не пойми почему, может изображением коровы на входе (там делали молочные коктейли). Меню было с картинками, муж решил поговорить, тыча пальцем в картинки и что-то спрашивая). Официант улыбался и кивал. В итоге нами было выбрано по паре блюд, которые вскоре принесли. Это были две огромные мисы с лапшой, овощами, бульоном, кусочками мяса и умопомрачительным набором специй. Салатом оказались маринованные арахисовые орешки с огурцом, специями и зеленью. Пряно. Остро. Вкусно. На севере Китая, как мы позднее узнали, вместо риса больше в ходу лапша во всех ее видах и модификациях.
Расходы:
Трансфер аэропорт–отель: 14 у.е.
Гостиница «Beijing Hutong Inn» (ст. метро Giloudajie): 216 у.е за 4 дня
Билеты в Храм неба: 5,5 у.е. (35 юаней) за каждого
Питание и проезд: 15 у.е. (вышеописанный ужин обошелся нам в 48 юаней – около 7 долларов).
Пекин: 29 июня
Утро дня Великой китайской стены было серым и дождливым. Дождевички, купленные в отеле, наполняли оптимизмом и верой в будущее. Доехав на метро до станции Донгжимен (выход В), отправились искать заветный автобус 936 (или 916) до выбранного нами к посещению участка стены Мутяньюй. Выйдя из метро, стать надо так, чтобы большое здание автобусного терминала было по левую руку, а дорога справа, затем дойти до угла здания, миновав по пути слева арку въезда в терминал. Повернуть налево и пройти до начала автобусных платформ, вам в дальний правый угол. Все нашли, и тут у нас началось самое интересное: и пассажиры, и водитель автобуса 936 отрицали тот факт, что он идет на Мутяньюй. После 10 минутных изысканий и уехавшего без нас 936, мы таки добились у другого водителя, что нужен нам 867 автобус, который отправлялся оттуда же. Стоил 16 юаней с человека. Лил дождь, ехали мы не быстро, и весь путь занял около 2 часов. Т.е. к 9:00–9:30 мы были готовы к покорению высот. Кондукторша по своей инициативе довела нас до билетных касс, показав дальнейшее направление рукой, но там и так невозможно промахнуться – весь путь до входа занимают торговые ряды. Стоимость билета составила 125 юаней с человека вместе с подъемом на канатной дороге и спуском на табогане.
Мы и поднимались, и спускались по правой краю туристического участка стены. Поднялись, прошли влево до второй канатки — убедились, что наша была круче: двухместные сидения, как подъемник на лыжной трассе, против закрытой коробки, где едут стоя по нескольку человек. Описать восторг от этой прогулки просто невозможно, особенно когда приходит осознание, что идешь по камням, которым более 500 лет. Влево и назад с массовым фотографированием мы управились часа за два с половиной. В самой левой точке был очень крутой подъем — представьте наше изумление, когда мы, запыхавшись, стоим на площадке, а нас обгоняют два старичка, дымящие папиросами и даже не сбившие дыхание. Были рады, что так рано приехали, т.к. ко времени нашего возвращения уже собралось достаточно много людей, да еще и поднялся непроглядный туман. Добравшись до спуска, прошли еще вправо от него — к трем башням, поставленным в этом месте подряд, что для стены в целом не типично. О спуске на табогане хотелось бы сказать особо: аттракцион покруче американских горок. Садишься в подобие санок с рычагом управления между коленок, и тебя толкают по стальному желобу вниз. Лично у меня в первые 30 секунд всплыли перед глазами все плакаты о небезопасности этого спуска, которые расставлены по дороге ко входу. Отжал рычаг – поехал быстрее, потянул на себя – затормозил. Местами было страшненько, особенно, когда сзади, гикая и наплевав на рекомендованную дистанцию в 30 метров, приближался 80-килограммовый муж. Но в целом поездка оказалось увлекательной и не опасней маршрутки где-нибудь в Крыму. На финишной прямой в желоб перед моими санями запрыгнул рыжий кот, пришлось экстренно тормозить и верещать что-то типа брысьуйдиотсюдаубьемсяоба. Ну вот мы и снова у подножья Стены, отданы на растерзание лоточникам. Увидев цену за стаканчик чая в 45 юаней, мы решили догулять до деревеньки внизу и на 13 юаней накупили в местном сельмаге ворох еды под улыбку молодой продавщицы и грозно-любопытный взгляд вышедшего на наши голоса дедушки. Автобус прибыл точно по расписанию и в 14.00 мы отчалили до Пекина. Приехали, как и положено, около 4, опустошили ближайшую уличную едальню: кукуруза, курица, пухлик и мороженка — и двинули дальше. Посокрушались было, что опять не попали в Гугун (билеты в него продают до 16.00) и решили посмотреть на него с горы, на которой разместился Императорский парк Цзиншань. В переводе сие означает «Гора прекрасного пейзажа». Посмотреть действительно есть на что: на входе вас встречает море цветущих лотосов, хочется остановиться и дальше не двигаться. Сам парк очень ухоженный — ощущение, что попал в вазон с многовековым бонсаем, где каждая дорожка, каждая веточка выверена рукой умелого садовника. Гугун с самой высокой точки парка предстает как на ладони, отсюда его размах ощутимее, чем изнутри.
Императорский парк Цзиншань 景山, Jǐngshān
Проезд на метро: По ветке Line 5 до станции Dongsi Station, выход C и далее на юг пешком или автобусом 101 до остановки Gu Gong (Forbidden City).
По ветке Line 1: Tiananmen West или Tiananmen East, после чего насквозь или вокруг Гугуна на север.
Проезд автобусами: 5 до Jingshan Houjie или Xibanqiao
к южным воротам: 111 до Jingshan Dongmen
101, 103, 109, 814 до Gu Gong Station
Время работы: с раннего утра до 20:00
Расценки: вход — 2 юаня
Информация:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Цзиншань_(парк)
http://www.travelchinaguide.com/attraction/beijing/jingshan.htm
http://tourbook.su/china/beijing/jingshan-park
Побродив по парку до сумерек, мы пошли в сторону своего хутона, по дороге лицезрели колокольную и барабанную башни. И тут же на радостях, что оказались в двух кварталах от дома, свернули не в ту улочку. Осознание пришло, когда уже стемнело. Попытки найти человека, знающего, где метро, успехом не увенчались. А вокруг была кипучая вечерняя жизнь соседнего с нашим хутона: лавочники продавали фрукты, дети играли, семьи ужинали тут же на улице возле своих домиков и лавок. Пришлось возвращаться и, сверяясь в темноте с картой, искать свой проулок. Отыскали... и добрая «корова» снова кормила нас до упаду, да еще и поила молочным коктейлем с зеленым чаем. В этот вечер мы подружились с очаровательной девчушкой, дочкой одной из работниц ресторана. После долгих взаимных улыбашек угостили ребенка украинской конфеткой, чем снискали бесконечную любовь всего персонала.
Расходы:
Проезд до Китайской стены на автобусе: 2,5у.е. (16 юаней) с человека в один конец
Входной билет на Стену: 7,3у.е (45 юаней) с человека
Подъем на канатке/спуск на табогане: 13у.е (80 юаней) с человека
Еда возле Стены: 2,1у.е (13 юаней)
Еда вечером: 6,2 у.е (38 юаней) за двоих + 1,6 (10 юаней) за 2 молочных коктейля
Императорский парк Цзиншань: 0,8 у.е. (5 юаней на одного)
Пекин 30 июня
Вечером было решено, что последний день в Пекине мы проведем в зависимости от погоды, а т.к. утро нового дня было солнечным и ясным, то двинули в Гугун. Несмотря на ранний час, едва было 7 утра, народу в метро было море. Приехав на Тянаньмэнь, и пройдя через огромную арку ворот дворца, мы поняли, что Гугун – это очень здорово и, что сегодня, в субботу, это осознание пришло еще половине Пекина и близлежащих провинций. Народу было не просто много, его было как в мавзолей на Красной площади во времена СССР, только в масштабе 10:1. Не сказать, что мы сильно расстроились, Гугун-то мы уже видели с высоты Императорского парка, просто решили, что в следующий приезд – ну всенеприменнейше Гугун.
Гугун (Запретный город) 故宫 , Gùgōng
Проезд на метро: По ветке Line 1: станции Tiananmen West или Tiananmen East
Проезд автобусами: 101, 103, 109, 124, 202, 685, 814 до Gugong Station
Время работы: 8:30 – 16:30 (1.11-31.03), билеты продаются до 15:30, вход в комплекс — до 15:40.
8:30 – 17:00 (1.04-31.10), билеты продаются до 16:00, вход в комплекс — до 16:10.
Расценки: 60 юаней (1.04-31.10), 40 юаней (1.11-31.03);
по 10 юаней — Галерея Сокровищ (Treasure Gallery) и выставка часов (Clock and Watch Gallery)
Информация:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Запретный_город
http://www.travelchinaguide.com/cityguides/beijing/forbidden.htm
http://tourbook.su/china/beijing/forbidden-city
До станции метро Гулодаджие 2-й ветки, с которой планировали доехать до зоопарка, мы решили дойти пешком, зайдя по дороге в парк Бэйхэй, тибетская ступка которого манила нас второй день. Вход в парк стоил 20 юаней + еще по 3 подняться на саму ступку. Красиво, бесконечно красиво и умиротворяюще – так можно охарактеризовать этот парк Пекина. И опять же всюду отдыхающие: вот семья, кормящая детей на скамейке возле храма; вот два очень преклонных лет китайца, играющих в поймай-два-мяча-чем-то-вроде-мягкой-ракетки; вот пары далеко за 40, занимающиеся бальными танцами.
Парк Бэйхай 北海公园, 北海公園, Běihăi Gōngyuán
Проезд на метро: По ветке Line 4 до Ping'anli Station, южный выход из метро, 20 минут пешком в восточном направлении по улице Dianmen Xi Dajie — к северным воротам парка.
Проезд автобусами: автобусы 5, 109, 124, 685, 812, 814, 846; троллейбусы 101, 103 до Beihai Park Station.
к северным воротам: автобусы 13, 42, 612, 701, 810, 823; троллейбусы 107, 111, 118 до Beihai Beimen Station.
Время работы: 6:30 – 20:00 (1.11-31.03), 6:30 – 21:00 (1.04-31.05, 1.09-31.10), 06:30 – 22:00 (1.06-31.08)
Расценки: вход в парк — 20 юаней, подъем на «ступку» — 3 юаня
Информация:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Парк_Бэйхай
http://www.travelchinaguide.com/attraction/beijing/beihai.htm
http://tourbook.su/china/beijing/beihai-park
Может Мао и завещал строительство коммунизма в этой стране, а еще он завещал жить счастливо и, видимо, долго.
Выход из метро на станции ZOO можно было узнать даже без карты по веренице ребятни с родителями и без. Вход в зоопарк стоил 20 юаней, включая в себя посещение дома Панды. А потом был Зоопарк. С пандами, жующими бамбук, домик которых мы искали бесконечно долго. Панды, неподвижно лежащие в смешных позах на площадке с гордым именем «Олимпийская», что выглядело особенно комично. Были пеликаны и фламинго. Бегемоты, которых мы целый день в несколько подходов охотили с фотоаппаратами, и удача улыбнулась нам. А еще были жирафы, впечатления от кормления которых не возможно передать словами — это какой-то детский, щенячий восторг от того, как это гордое животное склоняет к тебе свою голову и обвивая кисть теплым, длинным, шершавым и слюнявым языком, забирает с ладошки кусочек яблока. Было много ночных зверушек, в темном, со слабой подсветкой тоннеле. Много птиц, зебры и тапиры двух видов и расцветок, львы и тигры. Слон и очень сильно беременная слониха, которая с полчаса позировала на камеру. И опять были панды, уже снаружи домиков, усердно жующие бамбук и комично переваливающиеся через ветки. Был целый выводок обезьянок, носорог и медведи. В общем, это был незабываемый день в Пекинском зоопарке.
Пекинский зоопарк 北京动物园, Běi Jīng Dòng Wù Yuán
Проезд на метро: По ветке Line 4 до Beijing Zoo, выход A (northwest exit)
Проезд автобусами: 27, 45, 105, 107, 111, 206, 209, 319, 334, 347,
360, 362, 534, 632, 634, 697, 714, 808, 814, 特4,
Yuntong 104, Yuntong 105, Yuntong 106, Yuntong 205 до Dong Wu Yuan (Zoo) Station.
Время работы зоопарка: 7:30 – 18:00 (1.04-31.10), 7:30 – 17:00 (1.11-31.03), билеты продаются до 16:00
аквариума: 9:00 – 17:30 (1.04-31.10), 10:00 – 16:30 (1.11-31.03)
Расценки: вход в зоопарк 15 юаней (1.04-31.10), 10 юаней (1.11-31.03)
+ дом панды 20 юаней (1.04-31.10), 15 юаней (1.11-31.03)
+ прогулочный кораблик 40 юаней (1.04-31.10), 35 юаней (1.11-31.03)
+ аквариум 130 юаней (1.04-31.10), 120 юаней (1.11-31.03)
Информация:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Пекинский_зоопарк
http://www.travelchinaguide.com/attraction/beijing/zoo.htm
http://tourbook.su/china/beijing/beijing-zoo
Домой мы приехали не поздно и решили-таки доехать до Олимпийского парка, благо хоть и далеко, но на метро. Впечатляет, даже очень. Куб вживую гораздо интереснее, чем по телику и на фото. И Гнездо, да, большое такое, внушает. Уехать решили не под само закрытие, чтоб не попасть в столпотворение в метро.
Олимпийские объекты 北京奧林匹克公園
Проезд на метро: По ветке Line 8 до станции Olympic Sports Center
Проезд автобусами: 510, 839 до Beichenxi Qiao Bei Station
386, 407, 656, 660, 689, 740, 753, 836, 939, 944, 983, Yuntong113 до Beichen Qiao Xi Station
328, 379, 419, 425, 484, 518, 628, 751, 836, 851, 913, 949, 963, Yuntong 110 до Wali Nankou Station.
Информация:
http://en.wikipedia.org/wiki/Olympic_Green
http://www.travelchinaguide.com/attraction/beijing/water-cube.htm
http://www.travelchinaguide.com/attraction/beijing/national-stadium.htm
Благополучно доехали до 10 ветки и поняли, что даже китайский механизм иногда сбоит: ветку закрыли, совсем, до утра, а мы на другом конце незнакомого города и, как водится – ночью, т.е. в темноте. Благо англоговорящий служащий метро рассказал нам, что до наших хутонов идет прямо от выхода из метро 82 автобус. Вышли мы, а народ-то из олимпик-парка все прибывает и стекается на эту остановку. В общем, первого автобуса мы дождались, посмотрели, что так мы не поедем и пошли пешком, понимая, что объяснить таксисту, куда нам – будет непросто, а денег на телефоне могло не хватить на звонок в отель. Дошли, с компасом и прямыми китайскими дорогами – было даже не сложно. Снова наша кафешка, прощальный ужин и в отель — собирать вещи перед утренним штурмом вокзала.
Весь альбом по Пекину и Китайской стене: https://picasaweb.google.com/109620350015281434444/201206?noredirect=1
https://picasaweb.google.com/109620350015281434444/201211?noredirect=1
Расходы:
Билеты в парк Бэйхэй: 3,7у.е. (20юаней+3 подъем на «ступку»)
Билеты в зоопарк: 3,2у.е. (20 юаней) на человека вместе с посещением Дома большой панды.
Метро: 3,2 у.е (20 юаней) не во все дни пишем траты на метро, но тут они были самые большие.
Ужин с пивом в нашей кафешке: 9,1у.е (56 юаней)
Еда в дорогу: 6,2у.е (38 юаней) купили всякой лабуды в магазине: печеньки, вода, маринованные персики в стекле (зачем они нам?), жвачка, пиво 0,3 на попробовать (выпили вечером треть от трети литра), может еще что-то
Сувениры: зеленый чай за 25 юаней, лепестки роз — тоже 25, магнитик с пандой 15 юаней.
Пекин – Сиань 1 июля
До вокзала добирались на метро с одной пересадкой, день был воскресный, народу было много, выехали мы часов в 7 утра. Вокзал уже не оказывал того давящего ощущения, что было в первый день. Все было упорядочено и понятно. Количество народу на наш поезд было огромное, но вся процедура погрузки в вагоны заняла минут 10 – все выстроились в очереди и активненько просочились через турникеты. Надо отметить, что билеты проверяют не при посадке, а при входе в зал ожидания, отдельный для определенной группы рейсов, и при выходе из него на перрон. В общем, устройство вокзала похоже на систему работы аэропорта. В поезде нам понравилось едва ли не больше, чем в Пекине (шутка, но ехали 7,5 часов и не заметили, как прошло время).
В Сиане нас опять ждал таксист, который не знал куда ехать, но все сложилось после двух телефонных звонков в отель, точнее в хостел. «7sages» порадовал нас не только вхождением в топ–10 самых стилизованных хостелов мира, он был домашним, добрым и местом, куда мы по приезду в Сиань обязательно вернемся. Номер был отличный, огромная подиумная кровать и санузел за стеклом на всю ширину номера. Номер был и современный, и с безошибочно читающимся старым китайским стилем. Вечером пошли гулять до Муслимского квартала, где мусульмане (и не только) предлагали море выпечки, еды, бусиков и сувениров для белых варваров. Говорят, эта улица стала когда-то началом Великого шелкового пути. На самом деле, в эту поездку мы очень четко ощутили себя приезжими папуасами, которым цивилизованное население предлагает бусы и огненную воду в обмен на золото. Китайцы отличные манипуляторы, в хорошем смысле этого слова. Все развлечения, экскурсии и маршруты проложены и организованы так, чтобы при выходе или входе обязательно пройтись по магазинам, лавочкам и едально-питейным заведениям. По дороге до квартала, пофотографировали ночные Колокольную и Барабанную башни, решив, что если днем не успеем (а так и получилось), то хоть ночные фото у нас будут. У лоточников купили фкуснющую лепешку с кунжутом, и две булочки со сборной начинкой: выбираешь шпажки с нанизанными компонентами, это все обжаривают со специями и перцем и складывают в булочки. А еще зажаренных в пламени на моих глазах рачков тоже со специями, перчиком и луком. Дождь заставил нас вернуться в отель раньше времени, но успели даже на рикше прокатиться.
Расходы:
Такси от Северного ж/д вокзала до отеля в центре старого города: 24,5 у.е. (150юаней)
Еда: 6,8 у.е: лепешка – 5 юаней, две булочки – 12 юаней, морские гады – 25 юаней
Рикша: 1,3 у.е. (8 юаней )
Сиань –Чжандзядзе 2 июля
Утро было дождливое, теплое и раннее. Нас ждали терракотовые воины. Дорога от отеля до автобуса заняла минут 15 вместе с поисками места отправления. Выход к автовокзалу через восточные ворота в северной стене, автобус стартует из самого дальнего угла справа, после выхода из ворот, напротив ж/д вокзала. До терракотовой армии ходит автобус № 306, но когда мы подошли к нему, он был уже заполнен, и нас посадили в небольшой бусик, на котором мы ехали основную часть пути, потом пересадили в освободившийся на промежуточных остановках тристошестой, доплаты не взяли. Дождик лил и лил. Дорога заняла около часа. Вот наконец, купили билеты по 150 юаней на человека и пошли искать вход. Чтобы до него добраться, надо пройти довольно прилично, метров 500 наверное, до входа в павильон № 1. Ну а потом была армия, создатель которой умер более 2 тысяч лет назад. Ощущения непередаваемые, как будто потрогал тигра за хвост, а он тебе ответил человеческим голосом. Не удержались и сфотографировались с диорамой армии. За 5 юаней. Первый зал самый большой и впечатляющий, во второй и третий мы тоже сходили, чуть поменьше раскопано, в общем, археологам есть куда стремиться. Фотографировать проще со штатива, т.к. естественного освещения мало, а искусственного почти совсем нет, а штатная вспышка почти не добивает. До всех фигур достаточно далеко, так что к съемке надо приноровиться. Удовольствия получили массу, состояние какой-то неземной эйфории практически не покидало нас. Впечатлительные мы. Когда вышли из комплекса, уже начали работать сувенирные лавочки, мы же, конечно, хотели магнитик. Первый спрошенный солдатик стоил 40 юаней, мы решили – дорого, и правильно сделали, т.к. через 20 метров купили такой же за 10 юаней (1,6у.е.). Под дождем мы продефилировали мимо магазинчиков и торговцев, попробовали запеченный сладкий картофель-батат, он бывает желтый и сиреневый. Сиреневый, на мой взгляд, слаще и ароматнее. Автобус обнаружился тут же невдалеке, и обратный путь занял тот же час. Обедать решено было в хостеле.
Потом пили чай и созерцали падающие на брусчатку капли дождя. Первый раз дождик пересекся с нашими планами. Попытались переждать, и когда он немного поутих, пошли исследовать город дальше. Забрались на городскую стену над центральными воротами в северной стене. Красота неописуемая. Взяли напрокат весосипед-тандем: было весело и интересно. Полутора часов, на которые брали прокат – нам хватило, чтобы сделать полный круг по стене вокруг старого города. Периметр стены 13,7 км. Так что рассчитайте свои силы самостоятельно. Часов в шесть вечера мы вернулись в отель. По дороге зашли в близлежащий квартальчик и, купив всякой еды: мужу фруктов, мне – рыбки жаренной в очень острой панировке, припали напоследок к розеткам в хостеле. Здесь нами был встречен чудо-кот, который с удовольствием поглощал очень острую рыбу не оставляя ни панировки, ни костей. В аэропорт поехали на заранее вызванном такси – те же 150 юаней. Самолет вылетел с опозданием почти на 40 минут. Прилетели поздно, но представители отеля встречали нас с распечаткой наших имен, широкими улыбками и морем информации наготове.
По-настоящему южная ночь окутала нас теплом и ступором: столько ходить и познавать тело отказывалось. В «Bajie Youth Hostel» все было очень организованно и по-деловому. Нам предложили за 30 юаней с носа доехать утром до Национального парка. Девочка, которая нас встречала, дала карту и подробно рассказала, как лучше добраться и на какие части разбить осмотр парка. Английский у нее был хороший, но наш подуставший мозг уже напрягся, таким сложным ему показался предстоящий маршрут. А еще девочка все повторяла по 3 раза, видимо, чтобы лучше дошло. В номер мы просто упали, нас уже не смутила и ванная комната вне номера, и платный кондишн (отдельный реверанс в адрес -.ru, где была упущена инфа про отель — обяснения о платности кондишена у персонала заняли минут двадцать, но уже на следующий день). Отель расположен в очень хорошем месте, а общая ванная комната вполне удобная и была прямо рядом с номером, так что проблем не вызвала. Кондишен исправно работал, как только нам объяснили, что он платный. В общем, мы уснули с ужасом, что через 4 часа вставать
Альбом по Сианю полностью: https://picasaweb.google.com/109620350015281434444/201207?noredirect=1
Расходы:
Автобус до Терракотовой армии: 7 юаней с человека
Входные билеты в комплекс с Терракотовой армией: 24,5 у.е. (150 юаней) с человека
Зонтик: 2,45у.е. (15 юаней)
Картофель печеный: 0,8 у.е. (5 юаней)
Сувенирный магнит: 1,6у.е. (10 юаней)
Городская стена: 6,5 у.е. (40 юаней)
Аренда велосипеда-тандема: 13,1 у.е. (80 юаней за 100 минут)
Трансфер до отеля: 8,1 у.е. (50юаней)
Чжандзядзе 3 июля
Та же машина, что забирала нас вечером из аэропотра, ждала у входа в 7 утра. К этому времени мы уже сходили и сняли денег (водитель отвел к банкомату) и позавтракали с двумя милыми китайскими девочками, которые были нашими попутчицами до парка. Дорога заняла минут 40. Добравшись до парка, сразу же попадаешь в другой мир. Мир нереальных пейзажей и сказочных звуков. Карта, которую мы получили в отеле, была просто великолепна: с точным указанием минут в дороге между объектами. На входе в комплекс есть банкоматы, а сам билет можно оплатить банковской карточкой. Прочитав отчеты перед поездкой, мы в парк с собой брали наличные, но китайцы, видимо, очень быстро реагируют на потребности туристов, и появление банкоматов с терминалами не заставило себя ждать. Билет рассчитан на 3 дня, мы пришли к выводу, что это оптимальное время, за которое можно без беготни все осмотреть, но у нас было только 2 дня. За первый день мы поднялись на Jinbianxi (два часа немыслимого, как нам тогда казалось, подъема), спустились на канатке (48 юаней), прогулялись вдоль Золотого ручья, поднялись до дороги к горному лифту (больше часа постоянного подъема, зачастую под немыслимыми углами). Спустились на лифте (56 юаней и масса позитива), добрались на бесплатном автобусике (такие ходят по всему парку до 19.00) до Ten-mile Gallery Tourist Train и прокатились на паровозике (наши ноги были бесконечно признательны). В первый день мы вошли через южный вход, а вышли через западный. Оттуда шел автобус №1 до автостанции, но можно и пешком дойти. Там мы сели на пригородный автобус до городского автовокзала. В автобусе были опознаны одним из постояльцев нашего отеля, китайцем, с которым дальше уже вместе добирались до него, пересев на городской автобус № 6. По приезду в отель, нас отловила новая девочка-говорунья, служащая отеля, и мы распланировали с ней маршрут на завтра. Муж еще попытал ее про гору Тяньмэньшань к югу от города, куда ведет канатная дорога от ж/д вокзала. Гора известна своей стеклянной площадкой на огромной высоте и отверстием в скалах природного происхождения в виде веретена. Несколько лет назад эскадрилья российских истребителей демонстрировала показательный полет через эти врата, зрелище, говорят, было незабываемое. Но нам в это посещение Китая было не суждено увидеть стеклянных дорожек и прокатиться на самой высокой и длинной канатной дороге в мире.
Вечер потратили на прогулки по городу и поиски фкусняшек. Ужином мы решили озадачить кафешку рядом с хостелом, где завтракали. И если утром наши попутчицы-китаянки помогали нам с выбором блюд, то вечером эта радость досталась персоналу кафешки. Перед сном долго решали, в состоянии ли мы завтра куда-то ехать и если «да», то куда? Решено было все-таки в парк. Еще в этот вечер мы озаботились о билетах из Саньи в Шанхай и дальше до Пекина. Самолет бронировали через elong, проплатить решили моей VISA от Приорбанка, билеты на поезд с небольшой переплатой предлагал travelchinaguide.com, но ни одна, ни вторая покупка не состоялась. Приорбанк не подтвердил платеж – это единственный не прошедший платеж по карте, может выходные были в РБ, а может в банке предусмотрен прозвон на телефон плательщика, который у меня был без роуминга, но мы по-быстрому переоформили заказ, указав другую карту, получив соответствующие указания от службы поддержки elong. С билетами на поезд оказалось посложнее: через инет их в принципе нельзя купить, travelchinaguide в качестве посредника запросил столько разных «НО», начиная от сканов паспортов и заканчивая способом оплаты только через банковский перевод, что мы решили рискнуть и купить билеты по приезду в Шанхай. И правильно сделали, но об этом позже.
Расходы:
Автомобиль отеля до парка: 30 юаней с человека
Входной билет в парк: 248юаней с человека
Большая рыбка на шампуре: 10 юаней
Сосиска: 5 юаней
Шарики из батата: 5 юаней
Еще раз шарики из батата: 5 юаней
Вода: дорого 5-12 юаней за 0,5л (где-то 3 бутылки)
Фигурки обезьян на шнурочке: 15 юаней (искали магнит, но китайцы к этому не подготовились)
Спуск на канатке: 48 юаней с человека
Спуск на лифте: 56 юаней с человека
Прогулочный монорельсовый поезд: 40 юаней в обе стороны (если в одну сторону — 30 юаней).
Автобус от парка до автостанции: 1 юань
Автобус до городского автовокзала: 11 юаней с человека
Городской автобус: 2 юаня с человека
Плотный завтрак на двоих: 15 юаней
Сверхплотный ужин: 28 юаней (персонал кафешки долго не мог понять, почему 3 блюда, если нас 2 человека)
Чжандзядзе 4 июля
Утром тело отозвалось ярким ощущением того, что вчера были горы, и их было много. Снова завтрак в ближайшей едальне, и мы уже выбираем, в какую сторону на автобусе № 6 нам предстоит ехать. Ехали долго, будний день, интенсивное движение, но до автовокзала и сегодня нам была не судьба добраться: водитель остановил резко посреди дороги и замахал руками – мол, выходите, вам сюда. Как оказалось, этот милейший человек «тормознул» на встречке нужный нам автобус, идущий до парка, и тот покорно ждал пока мы резвыми тушканами скакали в его кондиционированное нутро. Дорога, как и все в Китае, прошла незаметно, спасибо пейзажам и кондиционеру в автобусе.
По дороге ко входу в парк купили 2 литра сока по цене, как 0,5л на территории, решили, что сегодня сами понесем свою воду в горы. Сегодня мы добирались от западного входа парка по уже знакомому маршруту до наскального лифта. Поднялись на нем, уже засняв подъем на видео, и опять же на автобусике добрались до участка парка, который известен по фильму «Аватар». Кроме знаковой горы, которую китайцы окрестили «Аватар-Аллилуя» нашему взгляду открылась масса бесподобных пейзажей.
Крупнейший в мире природный мост с установленным на нем огромным замкОм порадовал пожилыми китайскими парами, фотографирующимися на его фоне, и гроздья тут же продающихся маленьких замочков, которые влюбленные крепят к перилам этого моста. От красоты захватывает дух. Здесь же и летучий ящер-баньши из «Аватара» подставляет свою спину за полтора доллара к восторгу и детей и их родителей. Успеваешь только подгребать то и дело отпадающую челюсть, и думаешь только про то, чтобы хватило ног и батареи у фотоаппарата. Я, как заядлый трудоголик, про работу в этом месте (как и в Китае в целом) даже не вспомнила – настолько там все выглядит инопланетно и оторвано от реальности. Это чувство усиливалось тем, что для китайцев, начиная с Сианя и южнее, мы тоже были в диковинку, в парке это было особенно явно – с нами хотели сфотографироваться все: и стайка молоденьких девушек, и пожилая пара, и большое семейство под предводительством сурового мужа. Мы не заморачивались, фоткались со всеми и снимались сами. Европейцев в Чжандзядзе было очень немного: за два дня нам встретилось буквально человек пять.
Далее мы двигались в сторону высокогорной деревеньки ЯньДзяДзе, но по дороге нам встретился камень на распутье, а дальше – как в сказке: налево пойдешь – увидишь красивую обзорную площадку, направо пойдешь – дойдешь до искомой деревеньки высоко в горах, а прямо пойдешь (точнее вниз) – убьешь полтора часа времени и так никуда не доберешься. Мы благополучно выбрались из этого бесконечно спуска (вниз шли около часа, вверх поднялись как-то немного быстрее) так и не узнав, откуда шли две местные девочки лет шести с авоськами (видимо, «вышли за хлебом»), и отправились искать заветное поселение. Путь до него был близок, но не прост. В пути нас ждали вертикальные подъемы по металлическим лесенкам, проход через узкие (мужу пришлось даже рюкзак снять) расселины в скалах, а самое интересное – упавшая на меня обезьяна. Она скакала с дерева на дерево где-то в вышине, потом сорвалась и шмякнулась на ветку прямо над моей головой, ощущение было, что падает слон. Хорошо, что там много веток и деревьев, ее приземление мне на спину я бы могла и не пережить. Скажу сразу – шли не зря. Красота оттуда открывалась еще более неописуемая, чем раньше. По деревянному мостику мы перешли на макушку чудо-горы, где была обзорная площадка. Запечатлеть все великолепие этого вида на фотоаппарат очень сложно – камера не передает, как захватывает дух, когда смотришь вниз, не слышно оглушительного стрекота цикад и еще более оглушительных восторгов туристов, не видно, как ветер гуляет по рисовым терассам на другой стороне гор. Надеюсь, хоть капельку от испытанного нами моря восторга передают наши фотографии.
И был путь обратно, сначала на автобусике (уже вечерело и они ходили уже не везде, учтите это, когда будете строить свой маршрут, а то придется ночевать в парке, правда отбоя от предложений там нет). Потом уже по знакомому вертикальному спуску (то и дело встречались туристы, которые шли навстречу, и мы преодолевшие этот подъем вчера, с гордостью и состраданием всей мимикой и используя весь словарный запас пытались рассказать, что уже не много, но ООООчень круто), потом вдоль вечернего ручья, который как и днем очень радовал прохладой и свежестью, а там и выход, и автобус до города.
В последний вечер мы долго бродили по городу — пробовали и кофе, и арбузы на палочках (уже чищенные и порезанные на кусочки и без косточек), и кексы, сваленные в большую кучу на прилавке в маленькой лавочке – продавались, к слову, там только они, даже зашли в супермаркет рядом с отелем. На этом наше пребывание в сказочном южном городе заканчивалось, завтра вылет.
Альбом по Чжандзадзе полностью: https://picasaweb.google.com/109620350015281434444/201208?noredirect=1
Расходы:
Автобус городской от отеля до автовокзала: 2 юаня с человека
Автобус до парка: 10 юаней с человека
Сок, 2л (не на территории парка): 10 юаней
Вода в парке: 5-10 юаней
Чжандзядзе – Гуанджоу – Санья 5-14 июля
Утром, не спеша, собрались и поймали такси до аэропорта. Водителем была милая женщина, которая отвезла нас по счетчику (вышло 30 юаней, она долго бегала по площади перед аэропортом, чтобы разменять наши 100 — накинули еще 10, чем бесконечно ее осчастливили). Перелет был с пересадкой в Гуанджоу – аэропорт впечатлил нас своими размерами, ну ооочень большой, настолько, что там стоят указатели, на которых написано, сколько минут и сколько метров надо пройти от стоек регистрации до выходов на посадку. На самолетики из-за обилия перелетов смотреть не надоело, а вот вводная про безопасность начала утомлять. Благо в Китае про это сняли фильм и не мучают живых стюардесс заученными жестами. Очень хотелось к морю, поэтому двойной перелет с 3 часовой стыковкой прошел незамеченным, полностью задавленный мыслью: «Ну, когда же!!!» И поэтому мы заплатили таксисту в Санье запрошенные 10 баксов, хотя знали, что переплачиваем (втрое, как оказалось, по отбытии). Отель был виден вдалеке прямо от трапа самолета, и был именно там, где ожидалось.
Пройдя шлагбаум с недоумевающим от вопроса «Where is the reception?» охранником, наткнулись на парня в шортах, который сказал, что нам на 4-ый этаж. Мы уже напряглись, особенно, когда вошли в предложенное помещение, а там, в комнате — несколько человек: один ноги на балконе парит, а второй на русском языке (поняли не сразу, что русский) говорит, что «сейсяс пойдем смалеть вася квальтила». Несмотря на наше смятение, номер оказался отличным и полностью соответствовал всему заявленному: большой; с ванной, в которой была стиралка; с кухней, в которой было всё; с балконом, с видом на море; с большой ванной на балконе. Ну и что там еще положено: большая кровать, шкаф, телек и уборка раз в 3 дня. Мы пришли к выводу, что в жилом комплексе, где находились наши апартаменты, предприимчивые парни сняли десятка два номеров и объединили их общим названием и продажей с возможностью бронировать через надежное агентство. Людей в четырех многоэтажках было немного, все китайцы. Место очень тихое и без русских, что нас несказанно радовало. Первый вечер мы посвятили прогулке вдоль набережной, да так увлеклись, что добрели до центра города, а это без малого 10 км. Виды потрясали (интересно, сколько раз за весь рассказ у меня использованы слова в превосходных и восторженных степенях?), радовало все: и море, и деревья и почти полное отсутствие людей.
Правда, выйдя из отеля, сразу наткнулись на маленькую машинку с русской женщиной и ее дочкой, как позже выяснилось, это был транспорт ресторана «Березка» («Кабак», «Лена» и др) – специального ресторана для русских, где готовят похоже на русскую кухню. Нам хватило 5 минут с этой женщиной (в течение которых мы узнали, сколько звезд в ее отеле, сколько стоит ее путевка и что спиртное из бара убрали, поэтому 4, а не 5 звезд) и одного взгляда на «Березку» изнутри, чтобы понять, что в заведениях с русскими названиями делать нам нечего. Много-много пафоса, очень дорого и море соотечественников, заведомо не довольных страной пребывания во всех проявлениях: от «не развлекают на пляже» до «как можно есть эту дрянь». Питались мы, как обычно в Китае. Везде. Крабов – в прибрежном ресторане; какие-то выбранные наугад блюда (когда меню только на китайском и без картинок) — в ресторане, с интерьером, как в фильмах Тарантино. Моллюсков и фирменную курицу – в степенном китайском ресторане в центре города. Впечатлила также походная кухонька перед нашим отелем – эдакая смесь мотоцикла, прилавка и жаровни с мощным пламенем, там нам готовили моллюсков прямо на наших глазах: виртуозно орудуя высотой пламени, мерно громыхая ракушками о дно сковородищи и докидывая новые секретные ингредиенты в адово варево. Вкусно было неимоверно, не побоюсь этого слова – это были самые вкусные моллюски на Санье.
По достопримечательностям Саньи почти не ездили. Во-первых, очень хотелось отдохнуть, а во-вторых, было как-то несоизмеримо дорого: вход на Великую стену 45 юаней, и в парк «Олень повернул голову» (единственное место куда мы доехали) – те же 45 юаней. Да, парк. Да, на горе. Виды тоже очень красивые на бухты Саньи. Но уж очень надумано. Поэтому наш вывод: для побродивших по континентальному Китаю – в самой Санье — наслаждаться морем и морепродуктами. А для желающих – есть посещение храма с самой большой в Азии золотой статуей Будды милосердия – Гуаньин (золото, нефрит); экскурсия в Ущелье Бабочек и Музей раковин (30 км от города), уникальный и единственный на острове Хайнань парк-заповедник с коллекцией живых бабочек, собранных на юге Китая, а также завезенных из стран Юго-Восточной Азии, Африки и Южной Америки; музей раковин тропических морей – крупнейший в Китае. И много-много разных экскурсий, которые можно приобрести в отеле или добраться до объекта самостоятельно.
Отдельное спасибо инфо-центру Саньи, где мы получили бесплатную карту и ответы на интересующие нас вопросы. Расположился он на конечной маршрута автобуса № 26, возле супермаркета Wonghao, McDonalds и в конце торговой галереи центральной улица Jiefang. Его сотрудницы неплохо владеют английским, а поставленный на вооружение гугль-транслейт делает их просто непобедимыми. Именно они отметили нам на карте, где находится Market №1, большой продуктовый рынок, ориентированный в основном на местных, так что со знамением английского – там не очень, зато все остальное – просто великолепно!!! Большой выбор фруктов, за которые можно с азартом поторговаться, и уже заплатив, купить не торгуясь еще чего-нибудь у улыбающейся до ушей продавщицы. Надо отметить, что все цены в Китае, если на вес – за полкило. Цены на рынке называли реальные, дешевле, чем в супермаркете, но на рынке фрукты вкуснее. И заведомо не продают недозрелые плоды: так пожилая продавщица очень тщательно и бережно выбирала нам хрупкие сахарные яблоки и с улыбкой дала еще один на дорогу, не взяв за него денег. А дедушка не стал продавать недозревшие сахарные яблоки вовсе (их снимают чуть не спелыми из-за сильной хрупкости), а предложил выбрать что-нибудь другое. Цены на фрукты где-то от 6 до 15 юаней за килограмм, сахарные яблоки – одни из самых дорогих.
Самое большое впечатление от рынка – это крытая часть, где продают мясо, рыбу, моллюсков и все, что душе угодно. Все морепродукты — еще живые и находятся в воде, торговаться там можно до беспамятства, если перенесете царящий запах (читай вонь). Муж, пройдя 3 шага, вернулся на улицу, и я ходила в поход за «гадами» одна. Выбор пал на огромных, с мою ладошку, живых креветок, грамм 700 обошлось в 20 юаней, я не торговалась, восторг победил желание сэкономить. Еще там были крабы всех видов, моллюски всех размеров, какие-то странные рачки, и другая неопознанная мною живность, купить которую не рискнула по причине не умения с ней обращаться (креветки и те по пути пакет прогрызли). Сходить советую обязательно: походить потолкаться, поглазеть, поторговаться во фруктовых лавках и обязательно выбрать своего «гада» среди морепродуктов.
Море было разным: и бурным, и нежным, и прозрачным, и со взвесью поднятого волнами песка, блестящим и переливающимся в свете закатного солнца и искрящегося голубизной ясного неба с редкими конструкциями белых облаков. Бесконечная лента пляжа радовала почти полным отсутствием людей. То есть,люди-то, конечно, были, но учитывая протяженность пляжа их количество почти не ощущалось. Хочется отметить, что какой бы отель вы не выбрали: дешевый хостел или 5-ти звездочный Pulman, интенсивность строительства такова, что никто не застрахован от развернутой стройки рядом или прямо на территории вашего отеля.
В море, на определенной глубине – метров 7 от берега – были атакованы непонятными прыгунами, как выяснилось позже, это чилимы, маленькие креветки, с длинными темными усами, так что не пугайтесь, живность безвредная. Медузу видели только один раз, здоровую и выброшенную на берег.
Альбом по Санье полностью: https://picasaweb.google.com/109620350015281434444/201209?noredirect=1
Расходы:
Стоимость проживания в отеле 9 ночей: 370у.е.
Автобус до города: 3 юаня с человека
Автобус по городу: 2 юаня с человека
Цены на фрукты: от 3-15 юаней за килограмм
Цена на пиво в супермаркете 4-12 юаней за бутылку 0.6 литра.
Обед с пивом в морском ресторанчике: около 50 юаней на одного
Порция ракушек в передвижной едальне возле отеля: 15 юаней.
Ананас на пляже: 15 юаней за 2 (в супермаркете 3-5 юаней за штуку, но на пляже — чищенные и более спелые)
Килограмм креветок размером с ладошку: 32 юаня.
Такси от Sanya Bay вечером: около 20 юаней
Вход в парк «Олень повернул голову»: 45 юаней с человека
Санья – Шанхай 14 июля
9 дней пролетели незаметно и 14 июля мы направились в сторону дома, путь пролегал через Шанхай, где мы собрались пробыть 2 дня. Прилетели поздно вечером в аэропорт Pudong, долго ждали багаж, а в планах было еще купить билеты на Западном ж/д вокзале, и добраться до отеля. От аэропорта добирались сперва на маглеве – поезде на воздушной подушке, самом быстром виде наземного транспорта, дальше пересели в метро. Метро по принципу работы не отличается от Пекинского, за исключением того, что стоимость билета варьируется от 3 до 12 юаней в зависимости от станций (в Пекине, как нам кажется, тоже к этому идет). Ехали очень долго, считай через весь город с юго-востока на северо-запад. Выход из метро — прямо в здание вокзала, размеры которого тоже впечатляют, кассы работают до 23:15, так что мы чуть успели купить билет на скоростной послеобеденный поезд до Пекина. На обратной дороге тоже не обошлось без приключений, как оказалось метро перестает работать постепенно (сперва закрываются менее востребованные станции и поезда идут мимо них без остановки, чередуя их с еще работающими), и к тому моменту, когда мы собрались ехать обратно – по нашей ветке добраться можно было только до предшествующей нашей станции. Вышли из подземки в ночь, дождливую и теплую, были атакованы таксистами, чуть отбились и по карте и компасу отправились искать наш отель. Что радовало, улицы в Китайских городах ориентированы строго по сторонам света и на табличках с названиями улиц дополнительно размещены указатели направлений — «N» и «S», либо «W» и «E» . Шли по большой пешеходной улице от People’s Square до станции метро Eastern Nangjin road. Там, чуть-чуть поплутав по маленьким переулкам, добрались до своего отеля. И бесконечно довольные собой отправились спать.
Расходы:
Маглев: 40 юаней с человека (40 — это цена для прилетающих/улетающих. Если нет авиабилета — 50 юаней)
Метро от станции метро Long Yang Rd до станции Hongqiao Railway Station: 12 юаней с человека
Шанхай 15 июля
Утро было солнечное и очень влажное. Шанхай, видимо, был самым тяжелым в плане климата городом из тех, где мы были. Мы попили кофе в номере и отправились в сторону Бунда (The Bund) – прогулочной набережной реки Хуанпу, притока Янцзы. На одной ее стороне стоят ставшие визитной карточкой Шанхая небоскребы, а вторая сторона набережной получила название музея мировой архитектуры, так как была застроена в конце XIX века странами, имевшими в Шанхае свои торговые представительства. Каждое государство старалось обогнать соперников в архитектурной гонке, соорудив свою резиденцию выше, больше, изысканней прочих. Так что, идя по набережной с этой стороны, испытываешь ощущение, что попал в старую Европу. Вышли мы очень рано, противоположный берег реки был еще в дымке, хотя солнце стояло достаточно высоко (спасибо за общий часовой пояс по всему Китаю, как они работают и живут с этим – не понятно). Восторгаться красотами мы не переставали ни на минуту с момента выхода из отеля. Шанхай покоряет, влюбляет в себя безоговорочно и навсегда. Гуляли долго, фотографировали еще и еще, казалось бы, одну и ту же панораму то одного, то другого берега реки.
Часам к 11 начала собираться большая толпа гуляющих и отдыхающих туристов, надо отметить, что лиц европейской внешности здесь попадалось очень много, и мы решили, что пора перемещаться в Юйюань (Yuyuan Garden), парк в традиционном китайском стиле. Посещение Шанхая в целом было наполнено умиротворением и отдыхом. Именно в Парке Юйюань было заложено это эмоциональное состояние. Парк располагает к тому, чтобы неспешно пройтись по его извилистым дорожкам, покормить золотых рыбок и просто посидеть на теплых камнях или в прохладе беседок. Ходили по нему бесконечно долго, очень понравилось. Это посещение наполнило нас каким-то внутренним ощущением легкости восприятия.
Сад Юй Юань 豫园, Yùyuán
Проезд на метро: По ветке Line 10 до Yuyuan Station, выход 1.
Проезд автобусами: 11, 26, 64, 730, 736, 801, 929, 932, 945, 969, Fangchuan Line до Xinbeimen (Renmin Road Lishui Road).
или на туристическом автобусе (City Sightseeing Bus) до остановки Yuyuan Garden.
Время работы: 8:30 – 17:30, билеты продаются до 17:00
Расценки: 40 юаней (1.04-30.06, 1.09-30.11), 30 юаней (1.07-31.08, 1.12-31.03)
Информация:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Сад_Юй_Юань
http://www.travelchinaguide.com/attraction/shanghai/yuyuan_garden.htm
http://tourbook.su/china/shanghai/yuyuan-garden
Только на выходе осознали, что жутко проголодались и, протиснувшись через плотную толпу на мостике девяти поворотов, направились в присмотренный еще дома ресторанчик. Блюда в нем приготовлены и расставлены на длинных прилавках, ты проходишь с подносом и выбираешь, чего душа желает. В случае с Китаем – это великолепный вариант, не надо пытаться угадать, что же тебе принесут после твоего заказа по непереводному меню. Столик был рассчитан на 6, мы сидели возле окошка. Посетителей было не мало, и вскоре к нам подсела пожилая китайская пара с внуком. Как же я радовалась, что уже расковыряла и догрызла своих крабов, не успев опозорится перед статным стариком, который с императорским величием разделывал краба палочками, орудуя ими с какой-то цирковой виртуозностью. Ели мы долго и с удовольствием, съедено всевозможных блюд и выпито арбузного сока было немеряно. Обошлось все это счастье живота в районе 120 юаней на двоих.
Следующим объектом к посещению стал храм Конфуция, до которого мы планировали дойти пешком. Дорога оказалась крайне занимательной: здесь в Шанхае соседствовали элитные жилые кварталы (со шлагбаумом и аллеей античных статуй) с начинавшейся сразу за его забором улочкой с традиционной китайской застройкой, где и белье сохнет, и горшки носят, и старички сидят у своих домиков на табуреточках, и много чего еще, словно сошедшего с традиционной китайской картинки. В этом весь Шанхай. Величие и нищета, современные небоскребы и традиционные домики, китайская еда с лотков и кофейни Starbucks.
Храм Конфуция порадовал со входа: сразу за воротами, в переднем дворике храма раскинулась обширная книжная ярмарка, где продавались книги и журналы немного б/у, а так же всякие картинки, монетки, даже бли случайно замечены советские учебники по химии и русской литературе. Мы воскурили свечи возле статуи Конфуция, пожелав самого сокровенного. Сама территория комплекса представляла собой чудный сад, с притаившимися то тут, то там храмовыми постройками. Людей почти не было, поэтому мы в полной мере насладились уединением и восхищением красотой и тишиной парка. Как китайцы этого добиваются, непонятно – вот за углом кипит торговля на ярмарке, а свернул в арку – и накрыло абсолютной тишиной: только рыбки плескаются и цикады стрекочут. Лепота.
Храм Конфуция 上海文庙, Shànghǎi Wén Miào
Проезд на метро: По ветке Line 8 до станции Laoximen, выход 3, затем пешком по улице South Xizang Road, повернуть налево на перекрестке с Fangxie Road, после чего найти храм не составит труда.
Проезд автобусами: 24, 451, 715, 775, 451, 789 до остановки Laoximen (East Fuxing Road Zhonghua Road);
66, 929 до остановки South Henan Road Confucius Temple.
Время работы: 9:00 – 16:30
Расценки: 10 юаней
Информация:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Храм_Конфуция_(Шанхай)
http://www.travelchinaguide.com/attraction/shanghai/confucius-temple.htm
http://tourbook.su/china/shanghai/confucius-temple-shanghai-wen-miao
Ну и, конечно же, небоскребы. Добрались до них на метро. В Шанхае, кстати, метро коварно, вход в него зачастую явно не виден, уже когда вплотную подойдешь, только тогда обнаружишь маленькую табличку, мол да-да, метро, заходите. Вблизи небоскребы были еще более нереальны, чем показались нам утром с другого берега реки. Сознание отказывалось воспринимать реальность такого большого количества высоченных зданий. Поднимались мы на смотровую площадку Jin Mao Tower, которая находится на последнем этаже 88-этажного небоскреба. В лифте закладывало уши и подгибались колени, стюардесса бодро щебетала на китайском, а потом менее бодро — на заученном английском: про то, сколько тут этажей, какая скорость и какова высота данного чуда архитектурной мысли. Ходили по смотровой площадке очень долго, тыкались в стекло носом, заглядывали в центральную часть небоскреба — эдакий полый колодец, типа галактического парламента (это сравнение для тех, кто смотрел «Звездные войны» ). Очень впечатлил строящийся буквально «в двух шагах» небоскреб, который китайцы планируют построить самым высоким в мире. Особенно, закрепленные на его поверхности краны, которые сами себя потом перетаскивают вверх по мере строительства.
Впечатления уже не помещались в голове, а день все не кончался, хотя темнеет тут в начале восьмого. И пока еще светло, мы решили посетить Океанариум. Находился он тут же, рядом с телебашней «Жемчужина Востока», найти проблем не составило, благо везде указатели, да и картами мы опять же разжились в инфо-центре возле Юйюань парка. Восторгов, ахов и охов было много. впечатляло буквально все: и маленькие аквариумы, рядами вмонтированные в стены, где были простые и всякой причудливой формы рыбки, и огромный вольер с замершими столбиками пингвинов, и тоннели, по которым спускаешься на эскалаторе, а над головой плавают рыбины и черепахи невообразимых размеров. Очень умилил тюлень, который своим усатым, как у кота, носом тыкался в стекло рядом с моей рукой. И огромный зал с медузами, которые резвились в причудливой форме аквариумов, переливаясь в лучах разноцветной подсветки. Вердикт – маст си, посетить обязательно.
Тем временем вечерело, мы пошли искать вход в метро. Когда шли к Jin Mao Tower, точно видели указатели к выходу рядом с телебашней, но то ли эти указатели в метро сделаны «навырост» и выходов еще нет, то ли замаскировали его снаружи отменно, но вернулись мы в метро именно через тот вход, где и вышли. Добрались до People’s Square и пешком пошли в сторону вечернего Бунда. Ну что тут сказать – надо обязательно побывать в Шанхае. Этот вид впечатляет и на открытках, а уж вживую светящиеся в вечернем убранстве небоскребы – это волшебно. А еще очень порадовала толпа, которая гуляла в это время по набережной, она прямо сочилась благодушием и радостью, все-таки воздействует этот город на людей как-то по-особенному, расслабляет, успокаивает и заставляет остро почувствовать желание жить.
Альбом по Шанхаю полностью: https://picasaweb.google.com/109620350015281434444/201210?noredirect=1
Расходы:
Отель в Шанхае «FX Hotel Shanghai on East Nanjing Road»: 87 у.е. за 2 ночи
Вход в парк Юйюань: 30 юаней с человека
Вход в храм Конфуция: 10 юаней с человека
Подъем на смотровую площадку Jin Mao: 120 с человека +40 юаней свидетельство с фотографией.
Билеты в океанариум: 160 юаней с человека
Еда: 120 юаней в едальне в парке,
Еда в рестоанчике возле отеля: около 30 юаней за двоих за раз
Шанхай-Пекин 16-17 июля
Утром следующего дня выселились из отеля и отправились снова бродить по городу, по колоритным улочкам и подземным сувенирным лавкам. Попили кунжутного молока в небольшом магазинчике (продают из больших емкостей с лопастями, как у нас во времена СССР соки), позавтракали в кафе рядом с отелем, чем порадовали обедающих в будний день китайцев. В 16:00 у нас был поезд, так что часа в два мы забрали из отеля вещи и двинули в сторону ж/д вокзала. По дороге, в квартале от отеля обнаружили католический собор с башней, выходящей на узкую улочку, который долго пытались сфоткать, а он упорно отказывался влезать в кадр целиком. Метро домчало нас минут за 30, вокзал впечатлил по новой, уже в дневном свете и при ближайшем рассмотрении. Огромное помещение с отдельными выходами на посадку навевало на мысль о том, что лучше бы сюда не опаздывать, а то можно до нужного турникета и не добежать. Как водится, мы поели — в ресторанчике на сравнительно пустынном втором этаже вокзала. А дальше был скоростной поезд и переезд в полторы тысячи километров за 5 часов, и снова Пекин со щемящим ощущением покинутого дома, и электричка airport line, на которую мы едва успели, и второй терминал аэропорта с очередью из хорошенько «чемоданированных» соотечественников-челноков, и не пришедшие вовремя на регистрацию сотрудники аэрофлота. В общем, был обратный путь домой. Китай остался в сердце и в памяти, с мыслями и планами, что надо бы обязательно вернуться.