Китай самостоятельно (Пекин, Сиань, Хуашань, Лоян) январь 2015

Впечатления, отчеты, фотографии из Китая. Путешествие по Китаю. Поездка в Китай. Достопримечательности Китая. Маршруты по Китаю.

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Китай самостоятельно (Пекин, Сиань, Хуашань, Лоян) январь 2015

Сообщение: #1

Сообщение Cinoptik » 15 янв 2015, 08:55

Незагугленная страна (Китай декабрь 2014 – январь 2015)
Прилетели Аэрофлотом (кормят всё хуже, билеты невозвратные, Аэрофлот – это уже совсем не «сливочное масло», как раньше, а обычный дискаунтер, правда, совсем не лоукостер, только сам в этом не признаётся) в Пекин ночью, в самолёте заполнили «листок прибытия», пока в аэропорту прошли паспортный контроль, пока получили багаж (больше всего времени ушло на получение багажа, - минут 20), - времени час ночи. Вышли к стоянке такси. Памятуя отчёты туристов, запасся картой с месторасположением отеля с китайского сайта, на которой был адрес отеля по-китайски, и телефон. Первый таксёр (в машине уже сидел русский парень), увидев адрес, захотел 150. Я спросил (жестом) – за всех? – он ответил, что это только с нас, мол, ночь (постучал по часам), мол, дорого всё особенно для вас, инолохов, полных отваги. Вылезли из машины, вытащили багаж. Церемониться с китайцами, - не след, они ВЕСЬМА непосредственные, сами с собой, кстати, тоже не церемонятся, в вагон метро начинают заходить, не дожидаясь, пока люди (в основном, китайцы) выйдут. В Сиане наблюдали, как в вагоне метро минут пять женщина сидела на корточках, держа маленького ребёнка на коленях, наконец девушка (лет 20-ти) уступила её место, при этом сначала посмотрели на нас – иностранцы, вроде, чё не садятся? Пешеходов на переходе пропускать не принято, даже если для пешеходов зелёный горит, - народу в государстве до хрена, - кто не успел, тот – опоздал! Очень много электромотороллеров, которые передвигаются абсолютно бесшумно, свободно ездят по тротуарам, и выражают недовольство, если их на тротуаре пешеходы не пропускают. Сигналят отчаянно, не так, как в Индии, или в Египте, но тоже чрезмерно много, не жалеют батарейки. Сигналить начинают, как по команде, в семь утра, до этого тихо. Но с семи – как будто «прорвало». Зато по ночным, плохо освещённым улочкам, ездят тихо и безо ВСЕХ огней, даже если не электрический мопед, а обычный, видимо, так они экономят. Да и что за удовольствие фару включать? – звука нет, душу не ласкает. В общем, здесь надо быть проще, - тут не Европы вам!
Итак. Минуты через три поймали (с помощью мужика в форме, он помогает) другое такси, у того таксиста возникли затруднения с адресом отеля, но на бумажке был ещё и телефон. Позвонив по нему, таксист всё понял. Я сел не переднее сиденье, указал жестом на счётчик (meter по ихнему), он включил, сходу счётчик выбивает 14 юаней (днём 13), в них включены километра три. Отель около центрального вокзала, ехали минут 45, ночью пробок нет, по счётчику натикало 96 юаней, счётчик, когда его выключают, выбивает чек. Отдал сотню (как потом выяснилось, чаевые здесь не необязательны). Хорошо, что сэкономил 50 юаней, и какое-то количество времени, если бы поехал первым таксёром, пришлось бы ещё завезти попутчика, и не факт, что это было бы по пути.
В отеле сходу взяли 200 юаней депозит (хорошо, что ещё в Москве купил в Банке Китая 1000 юаней), отель был оплачен полтора месяца назад при бронировании, 4800 рублей за три ночи (по курсу тогда ещё 7 рублей за юань) заселили в малюсенькую холоднючую комнату, из окна сильно сифонило, подушки очень маленькие, их всего две, одна обычная, вторая наполнена чем-то похожим на мелкие камешки. Двери в ванную нет, вместо неё – занавеска. Проснуться удалось ближе к 10, завтрак с 7 до 9, так что на него не попали. Пошёл выяснять насчёт окна, на вахте по-английски не разговаривают, однако девушка с вахты позвонила кому-то по телефону, там мне по-английски предложили поменять комнату. Другая комната была гораздо теплее, и ровно в два раза больше, присутствовала дверь в ванную. В общем, гораздо лучше. Правда, окна выходили прямиком на железнодорожные пути, по которым ходили (иногда гудя) поезда 25 часов в сутки. Но это уже никого не смущало. В каждой гостинице есть чайничек и чашки (а как же ещё лапшу-то бадяжить?). Ещё дома купил (строго за 20 дней до отправления поезда) через сайт ctip.com билеты на поезд от Пекина до Сианя, от Сианя до Хуашаня, и от Хуашаня до Лояня. Билеты от Лояня до Пекина попытался было купить через сайт Chinatrip, но не получилось, деньги вернули взад. Примерно за месяц до даты выезда появляются дешёвые авиабилеты, купил билеты на самолёт от Лояня до Пекина. Однако, на ctrip самих ж/д билетов не дали, прислали номера бронирования, по ним надо в любой кассе распечатать билеты. Центральный вокзал был как раз рядом, нашёл кассовый зал, стоял в очереди минут 5, молча сунул кассирше листок с номерами бронирований, и 2 паспорта. Она что-то делала минуты три, потом показывает купюру в 20 юаней. Оказывается, это комиссия за выдачу билетов. Перешёл через дорогу, там “Bank of Bejing”, поменял 600 долл по 6,18. Ритуал занял минут 25, клерк помог заполнить заявление на обмен денег, минут 20 прождал в очереди, и сам процесс занял минут 5. Комиссии нет, за 600 долларов дали 3700 юаней. Кроме младшего клерка, в зале присутствует охранник, и ещё два охранника, - на входе, хотя сам банк с виду небольшой. Вообще в Китае очень много 3п - людей (подай – принеси – пшёл на хрен), особенно там, где и так людей довольно. А вот в горах Хуашань были только туристы, которые там, как и мы, впервые, ни одного служащего, поэтому спросить дорогу не у кого. Обычно в Китае 3п-люди в форме (шинели в Китае просто ужасные, они большого размера, как-то видел огромную мужскую шинель на небольшого роста китаянке, рукава свисали буквально на 10 сантиметров), с погонами, часто в форменных фуражках, и всегда с озабоченными лицами, на которых написана значимость.
К работе китайские товарищи относятся хорошо, с вниманием, и с уважением, создаётся впечатление, что они готовы любую работу работать, лишь быть «при деле», и чтоб им дали за это миску лапши. Ни разу не встречал, чтобы китаец плохо относился к работе. «Развести» глупого широкоглазого туриста, - пожалуйста, но работу, - надо работать, за неё дадут миску лапши, а это – святое! У нас народ работает хуже, и поэтому у нашего «племени» нет перспектив.
Пекин – довольно чистый город, есть, конечно, места, где бумажки на улицах валяются, особенно, если с широкой дороги свернуть, но в целом, - приятный город http://youtu.be/R7aZ3fwcchQ. Дороги, - значительно чище московских, или астраханских, машины, которые по ним ездят, - соответственно, тоже чище.
В итоге из отеля удалось выбраться в первом часу. Сели на метро, при входе в метро – контроль безопасности, перед контролем – билетные кассы, билет стоит от 3 до 7 юаней (в Сиане от 2 до 5) в зависимости от расстояния. Ткнул кассирше пальцем в карту метро (была заранее припасена), она выдала билеты. После этого покупал билеты в Пекине и в Сиане в автоматах. Около касс – таблички со стоимостью билета до нужной станции, на автомате на экране слева внизу – можно перейти на английский язык, он, правда, после 2-3 покупок особо не нужен. Через автомат также можно определить стоимость проезда, там есть интерактивная карта, тыкаешь с нужную станцию, если автомат «не понял», - он тебе предлагает отдельно линию в более крупном масштабе. Определив стоимость, справа выбираешь стоимость билета, слева, - количество билетов, засовываешь деньги (купюры крупнее 20 юаней автомат не принимает), нажимаешь, что «согласен» (в Сиане соглашаться не нужно), автомат выдаёт билеты и сдачу. Билеты с микрочипом, подносишь билет к считывателю на турникете, на выходе – засовываешь в щель на турникете, выходной турникет билет сглатывает, и открывается. Система одна и та же, что в Пекине, что в Сиане. Видимо, билеты можно «заряжать деньгами», но нужно было с этим разбираться, при этом много, как я понял, не сэкономишь, поэтому разбираться не стал.
От Центрального до Северного вокзала – 4 юаня. Метро новое, в вагонах – карта линии с лампочками, бегущая строка по- китайски, и по-английски, объявления также на двух языках. Поезда ходят нечасто, интервал минут 5-6. Приехали на Северный вокзал, от него до Бадалина ходит электричка линии S2, расписание здесь http://www.chinahighlights.ru/china-train/ (билет через инет купить нельзя, но расписание посмотреть мозно). Из метро по указателям под землёй выходишь прямо в вокзал, слева – зал с автоматами для продажи билетов. Справиться с автоматами не удалось, опыта было маловато, а уверенности в себе не было вообще. Обратился к китайцу, который как-то говорил по-английски, он колдовал минут пять, потом объявил, что нам надо ехать на другой вокзал. Эта идея мне совсем не понравилась, тем более, что через вышеупомянутый сайт я узнал, что электрички ходят именно с этого вокзала. Поднялись на поверхность, перед входом в вокзал – небольшой киоск, там я купил 2 билета (по 6 юаней) до Бадалина. Пускают на перрон за полчаса до отправления электрички (а может, и раньше), вокзал – сравнительно небольшой, а вот перрон, - длинный, и поезд стоит почему-то не ближе к вокзалу, а ближе к концу перрона, до него метров 150 идти (но люди почему-то почти бежали, я потом понял, почему). За 25 минут до отхода поезда свободные кресла нашлись только в головных вагонах (билеты без места). Ехать час двадцать минут. Как я понял, линия S2 у них считается продолжением метро, поэтому стоит недорого. Станция Бадалин не конечная, но пропустить сложно, перед ней поезд после остановки начинает ехать в противоположную сторону минут 5. От станции до входа в комплекс – примерно 1 км, или немного меньше, указатели с расстоянием встречаются часто, но по-моему, не все они соответствуют. В Китае вообще все пространное, видимо, чтобы турист ногами почувствовал величественность святыни, к которой ему позволили приблизиться. Сначала пошли налево, к фуникулёру, но он, оказывается, не работает, - видимо, «не сезон-с». Вернулись к главному входу, поезд наверх, упоминаемый в отзывах, тоже не ходит, но имеется указатель, что до какого-то подъёмника около 500 метров. Однако, после прогулки к фуникулёру идти непоймикуда (да ещё против злого ветра) не возникло никакого желания. Входной билет (зимой) стоит 35 юаней, пошли пешком по стене в северном направлении. Подъём местами довольно крутой, но терпимо, всего до Северной башни №8 (которая самая высокая на этом участке) от касс идти метров 250-300, но в основном в горку. Народу немного (по сравнению с тем, что пишут в форумах), как обычно, 99% туристов – китайцы. Пофотографировали, поснимали, - что там ещё делать? – солнце уже к закату, зима-с (http://youtu.be/FTmVUNDgY7M). Стена производит впечатление новостроя, по крайней мере, лет ей не более ста, видимо, качественно отреставрировали, может, собираются использовать в недалёком будущем по прямому назначению.
Стали собираться обратно. Автобус, вроде бы гораздо ближе к выходу со стены, чем станция электрички, но указатели к автобусной остановке я видел, а самих автобусов, и собственно их остановку, - нет. Вроде бы успевали на электричку в 15-52. Едва успели, впускать на перрон на станции Бадалин (как в Соединённых Штатах Америки) начинают за несколько минут до отхода поезда, видимо, чтобы не было времени у злого человека бомбу к поезду приладить, поэтому приходится бежать хорошей рысью по перрону. На этот раз места достались не всем, некоторые ехали стоя. Через полтора часа приехали обратно на Северный вокзал, поезд, «как положено» остановился метров за 200 до конца перрона. Нам навстречу по перрону бежали (ногами, ногами!) пассажиры на следующую электричку.
Уже стемнело, по программе было запланировано попробовать «утку по - Пекински», для чего заранее по отзывам нашёл по картам Гугл ресторан «Дешёвая лавка» (реально она СОВСЕМ не дешёвая), он недалеко от дома. Пошли по карте, от метро – метров 200, однако… - нет такого здания! Оказывается, информация на картах Гугл не актуальна, вместо прежнего стоит новый (а может, просто переименованный) небоскрёб “W”. Вообще с Гуглом, даже с китайским (т.е. с суффиксом cn) соединиться в Китае НИ РАЗУ не удалось… Пробовал раз 20, не меньше, вот, вроде бы совсем соединилось…. – ан нет! Опять облом! Нет такого сайта в Китайской народной республике! – так и живут китайские товарищи, Гугла не ведая. Недавно от Аэрофлота узнал, что это, - не просто мои догадки, а государственная политика Китая: в Гугл не впущать! Причём из Росси Гугл по Китаю прекрасно работает, по Пекину, Сианю, и Лояню работает даже маршрутизация с использованием общественного транспорта, я ей пользовался, почти всё правильно (ну, не как в Германии, но почти, примерно, как в Ирландии, - а иначе было бы неинтересно). При всём при этом из самого Китая сайт не открывается. Такая же судьба у сайта http://www.aeroflot.ru – нет его в Китае, а в самолёте, которым летели из Пекина, было штук 20-25 свободных мест, если б сайт работал, их, возможно, удалось бы продать? Наверняка есть и другие сайты, которых мудрые китайские товарищи забаннили. Нафиг. Что объединяет два этих сайта? Почему их «забанили»? – сайт http://www.gismeteo.ru – открывается безо всяких проблем. Возможно, дело в том, что оба этих сайт собирают информацию о пользователях, на http://www.aeroflot.ru при покупке билета нужно ввести паспортные данные, а Гугл предлагает зарегистрироваться, кто-то регистрируются, многие, - под своими именами. Не могу поверить, что такие организации, как ЦРУ, брезгуют этими данными.
Итак. Поднялись на второй этаж, утка в меню есть (я заранее запасся, как это будет по-китайски), стоит 256 юаней (т.е. 2500 рублей). Заказали утку. Однако, её нужно чем-то запить, чем? – вино от 1000 за бутылку взял два 0,33 пива по 76 (примерно 750 рублей) юаней. Пиво обычное, холодное, в тёплом виде – противно организму, почему же такое дорогущее? Даже в самом пафосном (как говорят) пабе Ирландии Temple Bar оно стоит 7 Евро за пинту (причём там оно ГОРАЗДО вкуснее), - за что здесь такие деньги? – я так этого и не понял. Правда, к пиву дали солёный арахис, может, орешки в Пекине в такой жутко высокой цене? Уже к концу поездки в буфете аэропорта Лояна поинтересовался, - а по чём пиво?- по 60 юаней за банку 0,5. Вот так. Не фиг!
Утку принесли минут через 20, сам момент появления утки я прозевал, ибо отлучался, так что не знаю, порезанной её принесли, или резали на столе. Она представляет собой верхнюю половину утки с кожицей http://youtu.be/R7aZ3fwcchQ. Вместе с уткой принесли блюдце с нарезанной зеленью (кажется, сельдерей, и что-то ещё), блюдечко с приправой, и тарелку с небольшими, и очень тонкими блинчиками диаметром примерно 10-12 сантиметров. Вилок, как водится, не дали, - только палочки. Оказывается, надо делать из блинчиков такие маленькие конвертики, в каждый закладывается кусочек утки (кожица, или мясо, - его тоже едят), ломтик сельдерея, ломтик чего-то ещё (не удалось определить, чего), и приправу. Создаются конвертики палочками. Видимо, посмотрев, как мы издеваемся над уткой, к нашему столу подошла официантка, и весьма ловко палочками эти конвертики делала, а мы их поедали. Всё удовольствие (пива больше брать не стали) обошлось ровным счётом в 400 юаней. Сам ресторан, - пафосный, публика, - в основном китайцы (прилично одетые). Утка, - вкусная. Не то, чтобы ничего вкуснее в жизни не едал, но вкусная вполне. И едят (в этом ресторане) из неё не только кожицу, а ещё и «верхнее мясо».
На следующее утро поехали к Летнему дворцу. Это метро Bagou, выходим, идём строго на запад, минут через 10-12, упираемся в канал, поворачиваем направо, и вдоль канала ещё минут 10-15, доходим до касс. Если только входной билет, то недорого, по-моему 30 юаней. От касс до самого дворца – огромная дистанция, даже не знаю, как это делается летом, мы – то по льду шли. То есть сначала пошли налево за основным потоком китайских товарищей, пройдя пару километров, вышли на лёд, пошли по льду http://youtu.be/tLV3E34MsxI . Ещё метров через 500 упёрлись в решётку, которой, как оказывается, был отгорожен каток (который, в этот сезон, видимо, и считался основным развлечением в этом месте). Даже не понятно, как можно было бы эту решётку обойти, поэтому решили в сам дворец не ходить, устали уже, кроме того, лёд саркастически потрескивал, да и солнце перевалило за полдень, а хотелось ещё осмотреть Тяненьмень, и Запретный город. Если кого-то интересует Летний дворец, то надо потратить часов 4-5, очень большие расстояния. Китайцы вообще ОБОЖАЮТ гонять туристов пешком по нескольку километров, видимо, чтоб ты, червь, ногами почувствовал масштаб святыни, к которой собираешься прикоснуться. Не Европы тут вам. Как выяснилось позже, примерно половину залива объявили катком, вход на который стоит отдельных денег, но кататься совсем не хотелось, хотя было видно, что путь по льду до Летнего дворца, - самый короткий. Вышли не там, где зашли, а с Северного входа, взяли такси (садишься, показываешь точку на китайской карте, куда хочешь ехать, показываешь, чтоб счётчик включил, поехали). До метро Qianmen ехали минут 40, заплатил 60 Юаней. Сразу на площадь зайти не догадались, пошли по левой стороне дороги, метров через 200 севернее собрались перейти дорогу. На другой стороне перехода оборудован пункт спецконтроля, вышла заминка из-за проверки безопасности, прождали лишних минут 20 в очереди. Если бы пошли сразу по правой стороне, - проверку миновали бы, тех, кто по правую сторону, почему-то не провели. На самой площади, на мой взгляд, смотреть нечего, пошли севернее, в «Запретный город». Вход, по-моему, 80 юаней, к кассам очередь минут на 10. Входим в «Запретный город» («Гугун»), продвигаясь с юга на север, собственно, иного направления движения там не предусмотрено. Проходим сквозь одни врата, потом через другие, потом дворцы (на мой взгляд, один похож на другой, уменьш его раза в два, вставь внутрь Будду – получится «Типовой Китайский» храм). Не знаток я архитектуры, может, кого-то, кто знаток, порадует иная форма завитка на крыше, или особая раскраска стропил. По мне – всё одно и то же. Внутрь дворцов не впускают, смотришь сквозь окна, или сквозь проёмы. Если добросовестно осматривать завитки и стропила, часов 4-5 надо потратить http://youtu.be/1Rs0g5EpigM.
После Северного выхода, - Угольная горка, но лезть на неё уже не было сил, и солнце стремительно закатывалось за горизонт. Где-то я читал, что Угольная горка и канал – искусственные сооружения, созданные по правилам Фэн-Шуй: горка защищает от дурного, которое идёт с севера, а канал с юга удерживает хорошее. Может, имелось в виду не что-то «дурное», а просто северные варвары, которые с севера? И зачем тогда делать канал не только ПОСЛЕ (с юга), но и ПЕРЕД (с севера) дворцом? – на горку не надеялись, что ли? В общем, не разбираюсь я в Фэн-Шуях.
Выйдя из дворца завернули направо, пошли по указателям на улицу Ванфудзин http://youtu.be/R7aZ3fwcchQ. Идти минут 20 по указателям. Торговые ряды со всякой снедью расположены не на собственно этой улице, а перпендикулярно ей, на улице Dong’anmen между улицами Beiheyan и Ванфуцзин (это не абсолютно точная информация, это я потом, уже по приезду домой, по картам Гугл смотрел, а они, как выяснилось, не сильно хорошо по Китаю работают, в частности, если перейти из режима «карта» в режим «спутник» - возникает какое-то раздвоение). Действительно, продают. И недёшево. Купили пару (вяленных, как я понял) морских коньков за 30 юаней. На вкус, - обыкновенная пересолённая и пересушённая очень мелкая (астраханская) вобла. Неинтересно. Пауки тоже есть в свободной продаже, но попробовать не решились.
Наутро вышли уже с рюкзаками, поехали смотреть «Храм Неба» (метро Tiantandongmen) http://youtu.be/tLV3E34MsxI. Интересное сооружение, потому как круглое. Внутри (через проём, внутрь не впускают, не фиг) – коровы и Будда. Метрах в 300 на юг, - Жертвенный алтарь, но он, по-моему, не столь интересен, однако, мимо не пройдёшь, - «уплачено». От метро до комплекса топать метров 800 (прочувствуй ногами, червь!). Весь комплекс, как я понимаю, был создан для гарантии урожая. 2 часа хватит «за глаза», «полный» вход стоит 30 юаней, «неполный» брать не следует, всё равно потом придётся докупать билеты. Между храмовым комплексом и метро интересная такая, если можно так выразиться, аллея, пенсионеры играют в карты, и в шахматы. Развлекаются, в общем. Выглядят счастливыми… То ли от того, что выжили, то ли просто погода хорошая.
Монастырь и храм Юнгхэгун http://youtu.be/tLV3E34MsxI рядом с метро Yonghegong, неожиданно рядом, - метров 200 всего. Вход 45 юаней. Это – действующий комплекс, посетителей много, кто - смотрит, кто - молится. Как водится, один храм похож на другой (это на мой взгляд, а спецы, - наверняка найдут 10000 отличий). Посетители процентов на 99, - китайцы, жертвенники алчно чадят. Китайцы молятся Будде. 2-3 часа, больше не нужно.
Поехали на Западный вокзал, он рядом с метро. Как в Узбекистане, всех в вокзал не впускают, не фиг. Перед входом проверяют билеты Надо тебе внутрь? – купи рядом в кассе билет, и заходи. Не хуже, чем в Узбекистане, просвечивают багаж, в Сиане (а в Пекине его пропустили) у меня отобрали кухонный нож (длина лезвия сантиметров 10, гибкий, его видно, что не людей резать), сослались на правила безопасности Китайских железных дорог, правила рядом висят, как положено. На Китайском языке, как положено. Учи Китайский язык, он скоро будет важнее английского! Порядок, однако, не забалуешь.
Скоростной поезд G 663 стартовал вовремя, 15:45, до Сианя он шёл через Лоян, и Хуашань, пять с половиной часов. Прибыли без опозданий.
В Сиане я заранее (купился на отзывы) забронировал двухкоечный нумер в хостеле “7 Sages”. Зря я его забронировал. Расположение, действительно, неплохое, до центрального вокзала минут 12-15 пешком, до метро – примерно столько же. Но сам хостел не понравился ваще: комната (хоть и стандарт даубл), небольшая, вдоль кроватей проход сантиметров 70, и всё. Санузел отделён от комнаты стеклянной стенкой с занавеской, и стеклянной же дверью (вокруг неё, «как положено», небольшая щель). Вот эта «Китайская стена» произвела даже большее впечатление, чем каменная, которая памятник ЮНЕСКО. Потому как действительно «задевает за живое», можно сказать, за плоть. Даже если задёрнуть занавеску, - звуки остаются с тобой, и со всеми, да и тень по занавеске весьма красноречива… Батарея парового отопления есть, но подводящие трубы чуть тёплые, в результате батарея не работает, отапливаться предлагают (всё это на земле, тонкая входная дверь занавешена толстой занавесью, чтоб теплее было) кондиционером. Кондиционер в смысле отопления делает, что может, но физику не обманешь: тёплый воздух подаётся сверху (а должен бы снизу), небольшой, но горячий нагревательный элемент (а надо бы, чтоб был большой, но не горячий) «пережигает» воздух, делая его тяжёлым для дыхания, в конце концов, устройство шумит (как положено) всю ночь напролёт. Соседи (судя по голосам, молодые) – тоже шумят (как положено). Удовольствие стоит 180 Юаней в сутки, и ещё взяли 100 юаней депозит. Самое главное достоинство – хороший английский работников хостела (не всех, впрочем, но объясниться – не проблема). В общем, не советую.
Утром (то есть часов в 11) выдвинулись посмотреть пагоду «Большого гуся». Примерно 15 минут пешком от метро Xiaozhai.Неплохо, но небольшой парк перед пагодой (он бесплатный) с бронзовыми фигурками понравился как-то больше. Карабкаться на 64-метровую высоту (пёхом, чтоб ногами прочувствовал…) настроения не было. Поехали на такси (оно здесь дешевле, чем в Пекине) до автовокзала, который вплотную к центральному ж/д вокзалу, получилось недорого, - всего 15 юаней, я заготовил карту, на которой всё не только с иероглифами, но и с картинками, чтобы было легче объясниться. На территорию вокзала такси не заезжает, надо метров 100 пешком пройти.
Погда стояла очень неплохая – 5, или 8 градусов тепла, ветра почти нет, в воздухе – лёгкая туманная дымка, она в Сиане почему-то была все дни.
Собрались мы ехать посмотреть на Терракотовую армию http://youtu.be/ex68J8ngrcU. Всё, - как в отчётах: «если стать лицом к вокзалу, в правой части площади стоят автобусы № 5(306)». Вот так на самом автобусе и написано: 5(306). К автобусу стоит очередь, но двигается быстро, - мы стояли минут 5-7. Если пройти ещё чуть правее (удаляясь от центрального входа в вокзал), там автобусы 915, можно ехать на них, но в тех автобусах люди и сидят, и стоят, а в № 5 – только сидячие пассажиры, стоячих не берут.
Ехать около часу, минут 50, 7 юаней, работает кондуктор, от стоянки автобуса до касс – метров 200, от касс до музея – ещё метров 400 (ноги, ноги!). Сильно впечатлила цена входного билета – 120 юаней (и это, как потом в горах Хуашань выяснилось, - сущая мелочь).
Я пишу этот отчёт уже после поездки, и могу сказать: больше всего в Китае понравилась именно Терракотовая армия. Всего там три музея (или здания), но более всего впечатляет самый большой ангар длиной около ста метров. Сами воины, - мужественные, убедительные, не то, что парк скульптур в Осло. Не знаток я скульптуры, но никак не могу забыть тот парк, очень уж бестолковые там скульптуры (на мой взгляд).
Часа 3 достаточно (не для восторженных профессионалов) для знакомства с этой сокровищницей античного искусства, на мой взгляд. Народ есть, но не много, видимо, зима-с.
Выходите из музея немного в другом месте, нужно пройти метров 250 через торговые ряды, потом, - опять автобус № 5 (306), 7 юаней, 50 минут,- -и вы на площади центрального вокзала.
На следующий день (купился на отзывы) поехали смотреть гробницу императора Ян-ци. Как советует официальный сайт http://www.hylae.com/en/guide3.asp, около метро Xingzheng Zhongxin сели на «туристический» автобус № 4, у него конечная, - как раз этот самый музей. Проезд 2 юаня, едет минут 15. Как он ходит, - это загадка, расписание висит, но по-китайски, судя по нему, в воскресенье (а было воскресенье) он ходит 6 или 7 раз в день с интервалами полтора – два часа. И это не страшно, интересно другое: вот добрался ты до гробницы (которая кому-то понравилась больше Терракотовой армии), а обратно, - как? Около неё, - ни одной торговой палатки, ни одного такси, ни одного автобуса, место тихое, справное. Если не на автобусе № 4 (№ 5 едет в другой город, и тоже ходит нечасто), - как оттуда до Сианя добраться? Ну, ладно. Входной билет (в тот день кино не показывали) 55 юаней, кроме нас было три человека, из них 2 китайца, и европейского вида девушка (приехала вдвоём с китайцем прикоснуться к античности). Музей пустой, фигурки воинов (само захоронение амператора не вскрыто, видимо, чтоб не тревожить) высотой сантиметров 60, причём голенькие, с мужским достоинством (как положено) http://youtu.be/ex68J8ngrcU. Возможно, при захоронении они были во что-то одеты, но за века наряд истлел. Пару часов, - вполне достаточно (если уж приехали), на мой взгляд. Обратно удачно успели на автобус № 4, 15 минут – и вы около метро. Поехали смотреть на Барабанную и Колокольную башни. Ну, башни красивые. Интереснее, на мой взгляд, базарная улица N Guangji, которая от Барабанной башни до парка (на север надо идти). Она неширокая, вроде как пешеходная, но по ней, как по проезжей, ездят мопеды, электромопеды, и автомобили, отчаянно сигналя (ну, думаю, они там «отводят душу»). Вход (видимо, зима-с) в парк бесплатный, один пруд стоит без воды, второй «работает», возможно, воду из первого перелили во второй, не хватает зимой воды, множество, как обычно, радостных, пенсионеров играют в шахматы, и другие неазартные игры.
Пока ходили, несколько раз видели предложения на английском языке: «Тур по Сианю за 1 день». Видимо, действительно, «по-хорошему», на Сиань именно 1 дня достаточно, если всё рационально организовать.
Захотели (по советам из отзывов) попробовать Сианьские пельмени, нашли харчевню (очень беспонтовая), в которой местные питаются, смотрим, кастрюлечка на пару, в ней 5 круглых пельмешек, диаметром 5-6 см каждый. Сели (простовато, но ничего) за стол, я ткнул пальцем в пельмени, их принёс старичок, на бомжика похожий, но обходительный такой. Оказалось, что удовольствие стоит всего 4 юаня – совсем недорого за 5 пельменей. Выдали 2 комплекта палочек, 2 блюдечка, и металлическую чашечку с приправой. Вокруг все напряглись… Старичок показал, что эту приправу надо класть в блюдечко, разводить соевым соусом (он на каждом столе стоит), потом, как я понял, макать в полученную смесь пельмень, и есть. Палочками, конечно ж.
Пара советов (мож, кому пригодится).
В Китае очень полезно всюду носить с собой две вещи: туалетную бумагу, и вилку (а хоть бы и пластмассовую), при этом одно на другое можно не наматывать. Туалетную бумагу, - сами понимаете, для чего: «Быстрая болезнь» в Китае особенно быстра, туалетов много (нигде столько не видел), ВСЕ бесплатные, а вот с бумагой, - проблема. Бумага встречалась только в аэропортах, и в безысходном музее императора Ян-ци (или Ян-ли, в последнем случае, видимо, ввиду почти полного отсутствия там посетителей). Как правило, туалеты кто-то убирает, если вы собираетесь посетить кабинку, а все заняты, то, после того, как какая-то освободится, надо подождать, пока уборщик (он рядом обычно крутится) её уберёт, если полезешь поперёд уборщика, получишь от него недоумённый взгляд.
Ну, а вилки, - тоже сами понимаете, для чего. Для другого дела, правда, напрямую связанного с первым, и это дело тоже важное: поесть. Например, так: вы знакомитесь с достопримечательностями Великой Китайской культуры, но вдруг – дербанит ноздри аромат китайской еды, и вы отчётливо понимаете, что подзабыли о естественных потребностях организма, и очень хочется есть, причём прямо сейчас. И вот вы зашли в харчевню, и заказали еды, а вместе с едой – знамо дело, - вам принесли палочки. Китайские товарищи, не таясь, занимают (вокруг вас) «места в партере», чтобы получить невинное эстетическое наслаждение от зрелища, наглядно доказывающего превосходство жёлтой расы: как широкоглазая белая обезьяна будет мучиться с великолепной китайской едой совершенными китайскими столовыми приборами, - они ж даже покушать по-человечески не могут! Да как они вообще от голода не повымирали! А тут вы, - эть! – достаёте из широких штанин, или ещё откуда, вилку, и начинаете элегантно, и немного небрежно (ну, как вы умеете), кушать. Театральные прожекторы китайских глаз разочарованно гаснут. Занавес!
И вы, кстати, насытились без лишних усилий.
Кстати, китайские пластмассовые вилки куда как лучше зарубежных аналогов из-за своей геометрии, - ни одну сломать не удалось (правда, специально не пробовали). «Отдыхают» даже толстенькие вилки от Air France.
Что касается еды вообще, в пафосных ресторанах спиртное наливают, но всё оно – непомерно дорогое, в «народных» же местах – мебель и обстановка беспонтовые, но весьма недорого, однако, без спиртного. Хотя в таких местах хочется заплатить, но чтобы антураж был бы поприличнее. Но любые места искать надо, говорить что-то или руками показывать. В едальне средней руки на Пекинском Западном вокзале (второе + напиток – примерно 40 ю, т.е. 400 рублей, на человека, в Китае, если верить отчётам туристов, всё упоительно дешёво) спиртное не наливали, и пива в продаже не было. За соседним столом сидел китаец, по прикиду больше похожий на дворника. Он мне подмигнул, достал из кармана шкалик китайской водки (примерно 5,5-6,5 юаней за 250 мл), и налил себе в стакан. Оглянувшись, я увидел ещё одного такого же «клиента», то есть купил еду, - имеешь право «своим» запить. Всюду-всюду (в поезде, в аэропорту, в больших и малых магазинах) продают банки с китайской лапшой (какие - очень жгучие, какие, - не очень, под конец начали коллекционировать этикетки тех, что понравились). Везде, - в гостиничных номерах, в вагоне поезда, в зале ожидания аэропорта, - есть источник кипятка, чтоб лапшу заварить было можно (складная, или нескладная пластмассовая китайская вилка – в банке с лапшой).
В магазинах и на уличных лотках имеются «колбаски» розового цвета по 3-5 ю в вакуумной упаковке (почему в кавычках, - потому, что от колбасы в них только форма, а сами они на основе сои, по-моему, и совершенно свободны от мяса), мелкие куриные ножки в такой же упаковке, хлеб в виде лепёшек, больших, и поменьше, курица с гриля, и курица в вакуумной упаковке, утка в вакуумной упаковке (нам её пытались в поезде втюрить, как Пекинскую утку). Анализируя продуктовый набор, меня посетила простая в своём бесстыдстве мысль: а что, если в домах китайцев просто нет холодильников? В продаже – есть, а в домах, - нет? Может, поэтому весь товар не требуется охлаждать для хранения?
В лавках есть свежее мясо, и мясная (её видно) колбаса. Я к ней несколько раз примеривался, но она выглядит так, что её нужно перед употреблением, как минимум, обжарить на сковородке, которой у нас не было. Так что остались без колбасы. Помидоры – ОЧЕНЬ приличные, мясистые, розоватые, но нормальные на вкус (это я, как астраханец, говорю). Как я понял, стоят 4-5 юаней за кг. Мандарины – очень неплохие, особенно мелкие. Также есть апельсины, бананы, яблоки, и прочая зелень. Пиво – от 4 до 8 юаней за банку в зависимости от марки, объёма, и места. Вино, - очень бедный выбор, от 25 до 100 ю за 0,7, красного сухого. Остальное – дороже, и дороже, к тому же непонятно, что, - разбираться надо! Может, и есть места, где хороший ассортимент вина по разумным ценам, но не встретились такие места. Водка с красной этикеткой, от 12 ю за 0,5. Вполне себе приличная водка, встречается часто. Продают что-то похожее не бренди, но не стал рисковать. Безалкогольные напитки – 3 ю за 0,5, независимо, Кока-Кола это, или просто безродная негазированная вода. Лишь в одном месте заломили 5 ю (но отдали за 4) – около гротов Лунь-Мэнь, в дьюти-фри в аэропорту тоже 4, или 6 юаней.
А Сианьские пельмени оказались с зеленью. Вкусные, но не с мясом. А с зеленью.
А – не фиг!
Природа в Китае такая же несчастная, как в Астрахани, или в Узбекистане, - летом жара 40°С, зимой, - мороз (в Пекине) до -10°С. Соответственно, растительность, особенно в северных областях – похожа на жалкую астраханскую. Что, впрочем, не мешает китайцам успешно размножаться во все времена. Китай был (и есть) настолько мощная страна, что Англия применяла политику «сдерживания» не только по отношению к России, и к Германии (а также ко Франции и так далее), но и к Китаю тоже. Она намеренно травила китайцев опиумом в 19 веке, не считая их за людей даже на (Английском) государственном уровне. Одновременно решались две важные задачи: ослабление Китая как конкурента (через деградацию и сопутствующее вымирание всей нации) в этом регионе, и получение огромных прибылей от торговли наркотой. Немцы «в своё время» были куда как простодушнее, они открыто называли немцев «первым сортом», а всех остальных – сортом пониже. За что и поплатились. А английские, мать их так, «джентльмены», - те всегда «белые и пушистые», да ещё нам пытаются втемяшить, что всё, что они делали и делают, - всё и всегда правильно. Даже если тебе, по их планам, предстоит сдохнуть, - так ты не расстраивайся, ведь это – часть «правильного английского» плана. А «правильнее» английского, - ничего быть не может. Не на этом глобусе.
Утром 5 января сели на обычный (нескоростной) поезд К870 (с центрального вокзала Сианя), и в 10-45, практически без опозданий, были на обычном вокзале в Хуашане. Была запланирована поездка в горы Хуашань. На вокзале сговорились с частником (на обычном вокзале такси не было) за 20 юаней (переплатили примерно вдвое), чтоб отвёз к фуникулёру (я показал самодельную карту, на которой был нарисован фуникулёр). Ехать минут 15, вы приезжаете в пафосный «Центр туристического обслуживания», он как раз в южном конце Hyaeue Avenu, около него большой каменный цветок (это я для ориентиру). Как потом выяснилось, от каменного цветка до скоростного вокзала Huashan North ходит бесплатный зелёный автобус №1, время в пути – 10-12 минут (обратно от вокзала он тоже ходит). После входа справа – кассы, в которых вы должны купить билет на вход в заповедник за 100ю, и билет на автобус до фуникулёра (40ю). Фуникулёра всего два: до Северного пика, и до Западного (китайцы слово «запад» произносят как «Васт», слово «кэйбл ка»- «Каблека», любят они звук «а», я не сразу это понял). Найдя англоговорящую девушку (это было непросто), я показал на заранее заготовленном рисунке, что хочу на «тропу смерти». Минут за 10 я понял, что надо ехать на Западный пик, а там – по указателям. Как показали дальнейшие события, всё было не так. Заплатив за вход 100 ю, и за автобус до фуникулёра ещё 40ю (на фуникулёр можно было бы купить билеты тут же, но только «в один конец», билеты «туда- обратно», почему-то не продают, или я просто не сумел договориться с кассирами). Автобус отъехал не сразу, минут 15 стояли. Ехал до Западного фуникулёра 35 минут (с Северным фуникулёром, как я понял, всё дешевле, и быстрее, но на него мы не ездили). Потом 10-12 минут в гору по ступеням (ноги, ноги! – почему бы не сделать остановку автобуса прямо около фуникулёра? – риторический вопрос) – кассы фуникулёра, билет в один конец стоит 120ю. Кабинки на 6 мест, довольно часто ездят, всего в дороге 20-22 минуты, и вы – у входа на Западный пик. Погода неплохая, как было написано на табло, 0°С, ветер 5 м/с. Около станции обнаружился туалет (грязный, без бумаги, как обычно, бесплатный, и с шикарным видом из окна в котором не было стекла), и кафе. Народу было немного, кроме нас – все китайцы. Идти по тропе до Южного пика (2082 метра) – минут 20, идти – то недалеко, но по ступенькам, то есть спуски и подъёмы, а воздух разряжённый, поэтому дышишь, как писали классики: «как бригада вокзальных грузчиков, когда у них ещё не было тележек».
С Южного пика открывается очень неплохой вид http://youtu.be/zee1cSecV8Q, который совсем не неожиданный, - его ожидаешь ещё на подходе. Китайцы (вроде бы) говорят в том смысле, что, если увидел «пять священных гор», - остальные (горы в мире) тебе ни к чему, а если видел Хуашань, - остальные четыре горы тебе ни к чему. Я так думаю (это моё личное мнение), что они просто не видели Северного Кавказа, и Альп, иначе так не говорили бы. Хуашань, - неплохие горы, но Домбай, Эльбрус, Швейцарские Альпы (Юнг Фрау), - по-моему, гораздо красивее. Но, это – моё сугубо личное мнение.
Немного спустившись с Южного пика, метров через 150 попадаете в монастырь. Никого, храм открыт, только свеча горит себе, и колокольчики на ветру звенят. Вот это – красиво! http://youtu.be/zee1cSecV8Q
«Тропу смерти» посетить так и не удалось – те китайцы, что были на горе, помочь не смогли, несмотря на то, что я запасся и фотками, и иероглифами этой тропы. А служащих в шинелях с погонами (где вы, 3п-люди?) – там не было ни одного. Был указатель «дорога в небеса», однако по нему я вышел к монастырю, дальше идти в никуда не было ни времени, ни сил, а может, просто не дошёл до нужного места. Или есть предположение, что на Западный пик ездят немногие из-за дороговизны, поэтому туда всякими способами стараются заслать туристов. Теоретически, как я понял, возможно перейти с Северного пика на Западный, но это займёт 2-2,5 часа (непрерывные подъёмы, и спуски, дышать тяжело).
Обратная дорога всегда кажется короче, опять: фуникулёр 120 ю, автобус 40 ю. Странно, что китайские товарищи не берут деньги за ВЫХОД из заповедника. А что? – народ, - платил бы, куда тэбе деваться, раз приехал? Всего, собственно посещение зимой (летом, как я понял, это ещё дороже) Западного пика обошлось в 100+40+120+120+40+15=435 ю на человека (30 юаней отдали за хранение 2 рюкзаков средних размеров). Забрали рюкзаки из камеры хранения (она тут же, с оборотной стороны ресепшн, просто девушка сидит, и стережёт ваш багаж, - её б на Южный пик, там она б куда полезнее была бы, даже если без английского), на бесплатном автобусе № 1 доехали до Северного вокзала, отобедали пельменями с травой (но уже без удивления), скоростной поезд G 2012 приехал с опозданием в 5 минут, через час без малого были в Лояне.
Билеты на поезд брал через сайт http://english.ctrip.com за 20 дней до отправления поезда. Для покупки ж/д билетов (и не только) есть ещё несколько сайтов, например, http://www.chinahighlights.ru, http://www.shandongair.com.cn/en/, и возможно, какие-то ещё. Из своего опыта я понял, что http://english.ctrip.com – самый «честный» и самый недорогой сайт, потому как, в конце концов, билеты продаёт государство, и эта продажа начинается за 20 дней до отхода поезда, а всё, что раньше – просто «развод». Например, на сайте http://www.chinahighlights.ru вы можете заказать (не купить, а только заказать) билет хоть за 2 месяца до отхода, но не факт, что вы его реально купите. У меня так и получилось: я заказал билеты «Лоянь-Пекин» через http://www.chinahighlights.ru за 25 дней до даты выезда. В результате билетов мне не купили, за 20 дней (я сам проверял через http://english.ctrip.com) билетов не было. Пришлось через тот же http://english.ctrip.com купить билеты на самолёт, что было не отшень здорово, ибо рейс вылетал из Лояна в 22-45, прилетал в Пекин в 00-20, и это – «по расписанию», а «в жизни» он опоздал на 2 часа (и в отчётах люди пишут, что самолёты опаздывают, а поезда, - не сильно). А сервисный сбор за каждый билетик на сайте http://english.ctrip.com – самый маленький среди всех сайтов, при этом билетики, - те же самые.
В Лояне (Гугл мне этого не показал) от скоростного вокзала Лоян Лонгмен городские автобусы ходят, но мы были к этому не готовы, пришлось за 30 ю (переплата примерно втрое) на частнике (не пользуйтесь частниками, не советую, - обдерут!) минут за 5 доехали до отеля Always Fashionable Hotel, и начали в него заселяться. Процесс бронирования отеля в Лояне был многотруден. За 2 месяца все отели, расположенные вдоль Longmen Ave были либо упоительно дороги, либо заняты. Был свободен лишь отельчик Youyou Fashion Hotel, который нашёлся через сайт http://hotel.elong.net , на который я вышел через http://www.roomguru.ru . Через несколько минут от этого самого elong’a приходит письмо на эл. почту, что бронь моя аннулирована, попробуйте через 2 недели. Выждал. Попробовал. С тем же результатом: забронировал, через 20 минут – отмена брони. Теперь просят подождать ещё, бронирование открывается через месяц. Я попробовал поискать другие отели не через http://www.hotelscombined.ru, как обычно, а через этот самый http://hotel.elong.net. Там я и нашёл Always Fashionable Hotel, который в реальности называется немного по-другому (это, как положено!), но ничего страшного. Это было самое удачное бронирование в эту поездку, самая приличная комната, и всего за 336 ю за 2 суток. Правда, для начала пытались взять 500ю, в ответ я большими цифрами написал на бумаге: «336», как в бронировании указано (депозит не взяли). В итоге из номера вынесли поднос с напитками, и взяли 336ю.
Наутро поехали смотреть местные старые кварталы Лояня http://youtu.be/CeCmJaR3EiQ (автобус К 53 по карте Гугла нормально «сработал», только остановок от нашей гостиницы не 7, а штук 20). Погода была хорошая, +5-7°С, ветра нет почти. Смотреть оказалось особенно не на что, поехали на том же автобусе в обратную сторону смотреть «Гроты Луньмень» («Ворота дракона»), памятник ЮНЕСКО, в которых содержатся изваяния 10 000 Будд. До комплекса ходят автобусы (проезд 1 юань, надо только запастись мелкими купюрами, денюжку кладёшь в ящичек около водилы, он сдачи не даёт, вроде бы можно рассчитываться бесконтактной карточкой, но с ней разбираться надо, а лень) К53, К60, К81, К99. Любой из них. От остановки (ноги, ноги!) до касс метров 500, потом ещё метров 200. Собственно гроты, естественные и искусственные, расположены в обрывистом берегу (чем-то похоже на ласточкины гнёзда) реки Vihe, что протекает вдоль всей территории памятника. Протяжённость гротов – примерно 800 метров. Вход 120 юаней, народ есть, но немного, 100% - китайцы. Гроты, - ничего себе, необычные http://youtu.be/CeCmJaR3EiQ (раз уж ты – в Лояне, куда ж тебе мимо них!), пару часов побродить наверное стоит, далее начинаешь утомляться «однообразием композиции». Возможно, для специалистов, коим себя не считаю, и двух дней там будет недостаточно.
На следующее утро было запланировано посещение монастыря Шао-Линь http://youtu.be/CeCmJaR3EiQ. Выписались из отеля, сели на автобус К81, от отеля до конечной ехать минут 35, конечная – около автовокзала, и центрального ж/д вокзала.
Далее, как написано в отчётах: «показываете кассирше иероглифы Шао-линя (я ещё и фотку на своей карте присобачил на всякий случай), она даёт билеты, проходите в автовокзал, садитесь на автобус, ехать полтора-два часа. Остановка автобуса – метрах в 50 от входа в монастырь». Как сказано в классическом фильме: «Бумага написана верно», - всё так! Почти. Показал бумажку, в ответ кассирша показала 50 юаней, дал я ей 50 юаней, она выдала два билета (на которых указано время отправления, номер автобуса, и даже места), и 2 юаня сдачи. До отъезда – 25 минут, но места лучше занимать сразу, они хоть и указаны, но никто их не соблюдает, тем более, что в самом автобусе я никаких номерков не нашёл. Ехать действительно час 45 минут. А вот дальше, - засада. Останавливается автобус не в 50 метрах от входа в монастырь, а примерно в 15 километрах от этого входа, - в городке Чарджоу, как я понял (видно, что городок, но всё- в иероглифах, по-английски – никто). Приехали на автостанцию, я сразу смекнул, что «не туда», а что делать? Кондуктор буквально взяла за руку, отвела нас к другому, небольшому автобусику метрах в 20, на нём табличка , понятно, что справа – это «Шаолинь» ( я за поезду эти иероглифы уже выучил), а слева- что? Проезд 5 юаней, ехать минут 35, и поехал автобусик не сразу, постоял минут 10 для солидности. То есть расстояние небольшое, как я понял, километров 15, да вот автобусик ехать ну никак не хочет, едет еле-еле, «кланяется» каждому столбу, в одном месте минут 15 стоял, - расписание у него. Но доехал всё-таки. Может, летом есть прямой рейсовый автобус из Лояня до Шао Линя, но зимой его нет. По крайней мере, не нашёл.
Доехали. В итоге дорога от автовокзала Лояня отняла не два, а ровно три часа.
От остановки до касс – всего метров 200, в том же здании, где кассы, немного ближе ко входу в комплекс, - бесплатная камера хранения. Отдаёте в залог 50 юаней, вам – квитанция, и ключи от ячейки. Камера работает зимой до 16-30.
Завтра улетать в Москву, китайские деньги почти закончились, поэтому попытался за входные билеты в кассе расплатиться карточкой VISA. Незьзя! – Брезгуют китайские товарищи карточкой, указали на банкомат слева от касс. Он работает. На чистом (китайском, как я догадываюсь), языке. Вставив карточку, и потыкав в клавиши, переключиться на английский так и не удалось, зато узнал остаток на карточке (за эту операцию с меня сняли 30 рублей). Что делать? Вспомнил, что в одном отчёте про «бесплатный Китай» написано про «левую» бесплатную тропу, вход на которую слева от касс. Вход (плешь в кустах) нашёлся сразу, и сразу стало понятно, куда идти. Но, метров через сто нас тормознул специально обученный китайский товарищ, который сидел в специальной будочке (его бы на Южный пик гор Хуашань, он там ГОРАЗДО полезней был бы). Вернулись к кассам, пришлось отдать почти последние 200 юаней за 2 билета (забегая вперёд скажу, что эти же билеты «работают» для входа в сам храм Шао-Линь, отдельных билетов не продают, а я из отчётов, опасался, что на них денег уже точно не хватит).
От касс до входа, - ещё метров 100, от входа сразу – справа и слева, - начинаются тренировочные площадки, на них на свежем воздухе тренируются китайские мальчики (на вид лет 9-12) искусству Кунг-Фу (или Кунфу). Их более сотни, и это производит впечатление http://youtu.be/CeCmJaR3EiQ. Монастырский комплекс протянулся вдоль берега реки примерно на полтора километра. После тренировочных площадок Кунг-фу метров через 300 справа (а где же ещё? – слева русло реки) – собственно храм Шао-Линь. Похож, конечно, на Юнгхэгун (в моём понимании, но я ж «турист»), только поменьше, и народу поменьше. В храмы заходить можно, но фотографировать вроде нельзя. Далее, на расстоянии метров в 500 вдоль реки, – «Лес пагод», видимо, это кладбище, в котором пагоды выполняют роль надгробий. Туристов немного, в основном китайцы, погода – прекрасная, +5-8°С, ветра почти нет, солнышко.
Думается, часа 3-4 достаточно на ознакомление с монастырём, включая храм, и лес пагод. В чём его особенность? – в том, что в 1972 году был снят приключенческий фильм с Джеки Чаном про этот монастырь. Других монастырей – их, наверное, сотни, а может, тысячи, и они, скорее всего, более «убедительны» хотя бы из-за отсутствия туристов. Но про них мало кто знает.
Обратно надо было ехать автобуском в город, до которого 15 км и 30 минут, но привязалась китаянка, которая говорила что-то похожее на «бас», и «Лоянь». Понятно дело, ехать сначала на автовокзал, оттуда (а когда автобус – никто не знает) – в Лоянь не хотелось. В итге мы уже зашли в автобусик, но тут подъехал другой автобус, на котором было написано洛陽市 – кажется, я начал осваивать китайский язык, - по жестам китаянки я понял, что про него она и говорила. Вылезли из автобусика зашли в тот, там обнаружился молодой парень, говоривший по-английски. Он сказал, что автобус едет в Лоянь на автовокзал, что это стоит 25 юаней. Всё устраивало, отдали деньги, и успокоились. А автобус кого-то ждал. Медленно нарезал круги около монастыря, но всё никак не ехал. Тронулся в путь только через 45 минут, ехал до автовокзала Лояня почти полтора часа. Выйдя около автовокзала (темнота, чинухи, хорошо, был с собой фрагмент гугловской карты района вокзала), минут через 7 вышли к вокзалу. Надо было ехать в аэропорт Лояня. Я заранее через Гугл пробил, что туда (проезд 1 юань) едут автобусы К83, К27, и К 98, карту заготовил, на которой был самолётик нарисован. Проехал автобус К83, у него около вокзала – конечная. Уборкой автобуса, оакзывается, занимается сам водитель, женщин – водителей в Лояне более половины, по-моему, причём, если автобус с ручной коробкой, то водитель, - как правило женщина, если с автоматической трансмиссией, - то, как правило, мужчина. Видимо, чтоб аппарат не загубила. Сели в автобус, показал водителю карту с самолётиком, она кивнула. Ехать минут 25, аэропорт для автобуса, - не конечная, но кроме нас в автобусе иностранцев не было, аэропорт, даже в ночи, - сооружение заметное, да и китайцы стали показывать руками: сходи, мол, приехали!
Рейс MU2766 – из Саньи через Лоян в Пекин, он «проходящий», и, видимо, «последний на сегодня». Опоздал на 2 часа ровно. В аэропорту кипяток есть, остальное всё дороговато. На третьем этаже работает интернет, вот тут я и узнал, что сайт http://www.aeroflot.ru никак не открывается, как и Гугл, как, видимо, и остальные сайты, которые могут в той или иной форме собирать информацию о пользователях. Но, - «прогнулись», скайп работает, позвонили в Россию, там нас зарегистрировали на рейс Аэрофлота до Москвы (ура, в очередище на регистрацию теперь стоять не нужно!), и на почту прислали посадочные талоны.
В аэропорту Пекина я забронировал отель Ibis Bejing Capital Airport (29$, ОЧЕНЬ недорого для такого отеля в Пекине). Заготовил китайскую карту со схемой проезда, и названием отеля. Сели в такси, показал карту с отелем, - водила был сильно недоволен, выехав было, вдруг сдал назад, нашёл на стоянке такси 3п-человека в шинели, тот выписал какую-то бумажку, после чего всё-таки поехали. Ехать минут 5, даже менее. Ко входу в отель нас не подвезли, водила был сильно недоволен, махнул рукой, - иди мол, сто метров осталось. А идти нужно было в ночь, время, - примерно 2 часа ночи. Но любезничать с этим хамло тоже не хотелось. Дал сверху 2 -3 юаня, на счётчике было 16 юаней, пошли пешком. Действительно 100 метров, ресепшн работает круглосуточно, карточку VISA принимают, тут вам не монастырь. Попытался сразу же распечатать посадочные талоны, - парень на ресепшн отказал. Сказал, что компьютер на ресепшн не подключён к интернету. Тут я – эть! Достаю флэшку, - на, мол, печатай, не нужен интернет! Тут парень заметался, и стал безнадёжно, но твёрдо врать, что компьютер не имеет порта USB. Я спросил, можно ли посмотреть на такой компьютер? – я как раз специалист по компьютерам, мне очень интересно посмотреть на комп, «не имеющий» дырки USB! - Неззя. Неззя, и всё! – не печатаем мы ничего!
Шаттл до аэропорта бесплатный, едет минут 20, ходит раз в час. Записался на шаттл на 9-00. Комната очень просторная, туалетная комната, - традиционная, без «Великой Китайской стеклянной стены» между туалетом, и комнатой. В общем, жил бы, и жил! Но надо ехать в аэропорт, и как-то распечатать талоны, однако. Спустились на ресепшн, там вместо парня, - девушка, она без проблем, и без вранья, всего за 20 юаней распечатала мне 4 листка бумаги (5 юаней /листок), которые, кстати, потом не пригодились никуда.
Шаттл – микроавтобус, минут через 20 довёз до второго терминала, прошли входной контроль, дошли, наконец, до паспортного контроля. Отстояв очередь к пограничнику. Там и узнали, что бумажные талоны, которые я распечатал (и был горд этим!) – здесь не принимают, нужны картонные талоны. То есть нужно вернуться, и отстоять очередь на регистрацию. Около стойки Аэрофлота, - представитель Аэрофлота. Оказывается, он ЗНАЕТ, что «бумажные» талоны не принимают, - «а это Китайская пограничная служба, это она не принимает!». На что я задал ему вопрос: знает ли он, что сайт Аэрофлота из Китая не открывается? – да у нас вообще с интернетом большие проблемы. Второй вопрос: если он ЗНАЕТ, что талоны, которые распечатаны через сайт, не подходят, ПОЧЕМУ при регистрации об этом не предупреждают? Ведь, в конце концов, они могли бы просто ЗАПРЕТИТЬ регистрацию через интернет (я прекрасно помню, как мы стояли полтора часа в очереди в аэропорту Тенерифе, там Аэрофлот через интернет регистрацию не оформляет). Это ведь опоздать можно? – Если б я знал, что мне нужно отстоять самую большую очередь, я б приехал в аэропорт пораньше на полчаса, по крайней мере! – Риторический вопрос, Аэрофлоту на пассажиров наплевать, правило знакомое: «Кто не успел, - тот опоздал!». В последнее время всё чаще думается, что если б Аэрофлот сумел бы избавиться от всех пассажиров, он сумел бы одним махом решить множество проблем, он сразу стал бы лучше!
На пограничном контроле нужно предъявить талон на выезд, - он должен остаться у вас, как отрывная часть въездного талона (если не выбросили). Если выбросили, - можно заполнить тут же ещё раз.
В Дьюти-фри спиртное – довольно дорого, в Москве – раза в два дешевле, сувениры уже не интересовали. В Москву самолёт прилетел без опозданий.
Если для вас «глобус кончился», - можно ехать в Китай, если ещё нет, - достопримечательности здесь, на мой взгляд, не очень интересные, конечно, уж если приехал, - конечно, «обязан осмотреть», по-моему, здесь интереснее «сама жизнь», то есть сама страна, но её, как и Россию (на мой взгляд) «аршином общим не измеришь», поэтому неделя, или две – мало. Зато в Китае в полной мере присутствует «погружение в иную реальность», которого нет, например, в Германии, или во Франции. В общем, если вы «по достопримечательностям», то Китай можно отложить «на потом», а пока поехать туда, где более интересные интересности. В Мексику, например. Но это – моё личное мнение, которое «может не совпадать с мнением редакции».
Cinoptik
участник
 
Сообщения: 52
Регистрация: 12.12.2013
Город: Астрахань
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 22 раз.
Возраст: 61
Страны: 60
Отчеты: 9
Пол: Мужской
отзывы об отдыхе в Китае

Re: Китай самостоятельно (Пекин, Сиань, Хуашань, Лоян) январь 2015

Сообщение: #2

Сообщение Saracin » 22 янв 2015, 17:54

А почему в Шаолине на "Кунфушоу" (как называют его китайцы) не сходили? Посмеялись бы.
Аватара пользователя
Saracin
новичок
 
Сообщения: 20
Регистрация: 06.12.2014
Город: Хабаровск
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 43
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Китай самостоятельно (Пекин, Сиань, Хуашань, Лоян) январь 2015

Сообщение: #3

Сообщение Cinoptik » 22 янв 2015, 18:24

Просто не знал, где оно проходит. Из отчетов - знал, что оно есть, и что оно бесплатное, но ГДЕ оно проходит, в отчётах не нашёл. Ну, и решил не ходить.
Cinoptik
участник
 
Сообщения: 52
Регистрация: 12.12.2013
Город: Астрахань
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 22 раз.
Возраст: 61
Страны: 60
Отчеты: 9
Пол: Мужской

Re: Китай самостоятельно (Пекин, Сиань, Хуашань, Лоян) январь 2015

Сообщение: #4

Сообщение Kosynka-mail » 04 апр 2015, 17:02

Интересное изложение у автора. Немного неудобно читать весь текст без разделений хотя бы по дням, но такого чёткого, конкретного, немного саркастичного отчета я давно не читала))).
Скажите, пожалуйста, Лоян произвёл на вас какое-то особое впечатление? Мучаюсь - выкинуть его из маршрута или вдруг что интересное пропущу? В Луанг Прабанге были в пещерах 1000 Будд, честно говоря, если бы не одновременный "круизик" по Меконгу, пожалели бы потраченного времени. Понимаю, что разные вещи 1000 и 10000 Будд. Что посоветуете?
Kosynka-mail
участник
 
Сообщения: 99
Регистрация: 12.02.2011
Город: Чебоксары
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Возраст: 45
Страны: 18
Пол: Женский

Re: Китай самостоятельно (Пекин, Сиань, Хуашань, Лоян) январь 2015

Сообщение: #5

Сообщение Cinoptik » 05 апр 2015, 04:06

В Лояне большее впечатление произвёл Шао-Линь, хотя до него можно добраться и из других мест. К Буддам у меня сложное отношение, думаю, чтобы их нормально воспринимать, надо хоть немного быть буддистом. Одинокий Будда в Гонконге впечатлил, к нему карабкаться надо, и виден он издалека. А когда их много, это больше похоже на статистику. Кроме того, "в зачет" идут не только Будды размером с человека, и больше, но и минискульптуры высотой сантиметров 20. Видимо, за их счёт и "набегает" 10000. А что планируется "вместо"?
Cinoptik
участник
 
Сообщения: 52
Регистрация: 12.12.2013
Город: Астрахань
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 22 раз.
Возраст: 61
Страны: 60
Отчеты: 9
Пол: Мужской

Re: Китай самостоятельно (Пекин, Сиань, Хуашань, Лоян) январь 2015

Сообщение: #6

Сообщение Kosynka-mail » 06 апр 2015, 11:01

Мы, конечно, "немножко буддисты", т.е. уважаем, принимаем как философию, но без особо трепета к статуям относимся)) Просто сделаем спокойный день в Сиане с утра до вечера, наверное, а потом прибавим 1 день в горах.
Kosynka-mail
участник
 
Сообщения: 99
Регистрация: 12.02.2011
Город: Чебоксары
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Возраст: 45
Страны: 18
Пол: Женский

Re: Китай самостоятельно (Пекин, Сиань, Хуашань, Лоян) январь 2015

Сообщение: #7

Сообщение Cinoptik » 06 апр 2015, 12:02

Пожалуй, вы правы. Кстати. В Сиане есть гробница императора Ян-ци (которая на севере). Так не советую-с. Удачного вам путешествия!
Cinoptik
участник
 
Сообщения: 52
Регистрация: 12.12.2013
Город: Астрахань
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 22 раз.
Возраст: 61
Страны: 60
Отчеты: 9
Пол: Мужской

Re: Китай самостоятельно (Пекин, Сиань, Хуашань, Лоян) январь 2015

Сообщение: #8

Сообщение Kosynka-mail » 06 апр 2015, 15:27

))) спасибо, вот вы знаете, в параллельной ветке мне как раз эти гробницы и порекомендовали как "маст си" в Сиане))) Похоже, таки придется смотреть все самим и делать выводы только на своем опыте)))

На 3 минуты позже 1 поста: пардон, гробницу нам рекомендовали Jingdi)))
Kosynka-mail
участник
 
Сообщения: 99
Регистрация: 12.02.2011
Город: Чебоксары
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Возраст: 45
Страны: 18
Пол: Женский

Re: Китай самостоятельно (Пекин, Сиань, Хуашань, Лоян) январь 2015

Сообщение: #9

Сообщение Cinoptik » 06 апр 2015, 17:05

О вкусах не спорят. Чтобы получить какое-то представление, здесь ссылки на мои фильмы. Возможно, они будут полезны: 2014 12 31 Великая Китайская Стена Залито 13 янв 15 05:40 http://youtu.be/FTmVUNDgY7M
2014 12 31 Пекин Залито 13 янв15 в 05:45 http://youtu.be/R7aZ3fwcchQ
2015 01 01 Пекин Юнгхэгун и Храм Небес Залито 13 янв 15 в 05:55 http://youtu.be/tLV3E34MsxI
2015 01 Гугун и Тяняньмень Залито 13 янв 15 в 06:40 http://youtu.be/1Rs0g5EpigM
2015 01 03 Сиань Залито 13 янв 15 в 06:12 http://youtu.be/ex68J8ngrcU
2015 01 05 Горы Хуашань Залито 13 янв 15 в 06:20 http://youtu.be/zee1cSecV8Q
2015 01 06 Лоян Залито 13 янв 15 в 06:30 http://youtu.be/CeCmJaR3EiQ
Cinoptik
участник
 
Сообщения: 52
Регистрация: 12.12.2013
Город: Астрахань
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 22 раз.
Возраст: 61
Страны: 60
Отчеты: 9
Пол: Мужской

Re: Китай самостоятельно (Пекин, Сиань, Хуашань, Лоян) январь 2015

Сообщение: #10

Сообщение Kosynka-mail » 06 апр 2015, 17:58

Спасибо, некоторые я уже просмотрела. Например, в Лоян так и не захотелось)))
Kosynka-mail
участник
 
Сообщения: 99
Регистрация: 12.02.2011
Город: Чебоксары
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Возраст: 45
Страны: 18
Пол: Женский




Список форумовАЗИЯ форумКИТАЙ форумОтзывы о поездках в Китай



Включить мобильный стиль