транспортные расходы (собственно примерно половина бюджета поездки)
авиаперелеты
Москва - Пекин - Москва AirChina 17000RUB
Сиань (Xi'an) - Гуйлинь (Guilin) Capital Airlines 3000RUB
Санья (Sanya) - Пекин (Beijing) Hainan Airlines 4500RUB
поезда
Пекин (Beijing) - Пинъяо (Pingyao) ночной хардслипер ~$30 (покупал на travelchinaguide.com)
Пинъяо (Pingyao) - Сиань (Xi'an) скоростной поезд ~$40 (покупал на travelchinaguide.com)
Гуйлинь (Guilin) - Лючжоу (Liuzhou) скоростной поезд CYN50 (в турагентстве)
Лючжоу (Liuzhou) - Хайко (Haikou) ночной хардслипер CYN250 (в турагентстве)
Хайко (Haikou) - Боао (Boao) скоростной поезд CYN45 (в ж/д кассе)
Боао (Boao) - Санья (Sanya) скоростной поезд CYN45 (в ж/д кассе)
автобусы.. был их легион.. Но стоят недорого, в смете можно пренебречь, может, вспомню по ходу отчета.
ПЕКИН (Běijīng, 北京)
День первый: Запретный Город ( Gugong, 故宫 ), парк Бэйхай ( Běihăi, 北海公园 )
Ну что, день первый. Вернее, полтора первых дня, т.к. знакомство с Поднебесной началось уже в Шереметьево, с китайского ланча и не менее китайской борткомандой самолета комапнии AirChina, которая взялась доставить меня в Пекин за семь часов без пересадок. Кстати, на момент покупки, их предложение было дешевле аналогичного, от флагмана российских авиалиний, чуть более чем на сотню долларов. Несмотря на не очень поздний, около восьми часов, вечерний вылет, благодаря разнице во времени (5 часов в пользу Китая) я должен был прибыть в Пекин часам к восьми утра, когда уже вовсю ходит общественный транспорт, и начинают открываться для посещения музеи и прочие достопримечательности. А потому было решено отправиться по must see местам китайской столицы прямо из аэропорта, без заезда в отель, работников которого я уведомил о поздней регистрации письмом, заблаговременно.
Как известно, человек предполагает.. а случай вносит свои коррективы: вылет задержали на час, который в полете мы, увы, не нагнали, так, что к тому моменту, когда я за 30 минут и 30 юаней добрался на аэроэкспрессе до станции метро Донжимен (dongzhimen, 东直门 ) вокруг было уже, мягко говоря, многолюдно.
С покупкой билетика в автокассах проблем не возникло: в них есть английский язык, тыкаешь в количество поездок, скармливаешь денежку - все как у нас (автомат не принимает купюры в 1 юань и крупные банкноты, насколько помню, от полтинника). Кстати, в Пекине, как и в Московском метро, тарификация не позонная, а просто за вход, с той лишь разницей, что необходимо сохранять билетик до конца поездки, так как без него Вас не выпустит выходной турникет. А вот другое отличие видно сразу и невооруженным глазом: для того, чтобы попасть на станцию, необходимо пройти через рамку и просветить сумки, как в аэропорту. Собственно, забегая вперед, скажу, что такая система контроля предусмотрена практически во всех местах скопления народа: на железнодорожных, автобусных вокзалах, даже при входе на территорию некоторых, наиболее популярных, достопримечательностей.
Нужно ли говорить, что, принимая во внимание количество китайцев в Китае, прежде чем куда-либо попасть, приходится отстоять небольшую.. или большую =) в зависимости от популярности места, очередь. Я же, на тот момент, о любви жителей Срединного Царства строиться в живые цепочки не знал, а собственные воспоминания об очередях последних лет Союза, как-то уже поистерлись.. В общем, сказать, что я был ошарашен открывшейся мне, сразу по выходу из станции метро Цянмэн (Qianmen), картиной все равно, что не сказать ничего.
Длиннющая, в несколько рядов, еле ползущая очередина из желающих попасть на площадь Тяньаньмен (Tiananmen, 天安门 ) определенно производила впечатление удручающее, и оптимизма в отношении быстрой пробежки по 'маст-си' не прибавляла. Сперва, чуть было не махнул на площадь рукой, но, не поддавшись первому порыву, скрепя сердце встал в хвост. Уже не помню, сколько заняло путешествие до рамок металлоискателей, но, неспешно перебирая ногами в толпе, я уже твердо знал, что в мавзолей не пойду (мавзолеев этих мы не видали, что ли?) и постепенно свыкался с мыслью, что до Летнего Дворца мне тоже в этот день не добраться. Но вот, наконец, я на самой большой в мире площади, печально известной событиями 1989г, когда на ней были расстреляны сотни митингующих граждан, в основном студенты.
Большая.. ну вот собственно и все, что можно про нее сказать.. А, ну еще бесплатная, что, кстати, в этой стране редкость =)
Бегу в Запретный Город ( Gugong, 故宫 ) На самом деле «запретный город» это старое еще «царское» название, а сейчас поди запрети что-либо трудовому народу Китайской Народной Республики, потому местные зовут этот памятник, как я указал в скобочках, Гугун, что означает, просто, бывший дворец.
И вот, еще разок поучаствовав во флэш-мобе под названием китайская очередь, отдав 40 юаней и, отстояв в кассу без малого 40 минут, я стал обладателем входного билета в город императора.
Конструкция, надо сказать, монументальная и, что-то есть в ней от матрешки.. Да-да, судите сами: ансамбль представляет собой площадь обнесенную квадратом высоких стен в стене ворота увенчанные крышей-пагодой, напротив ворот, через площадь, что-то наподобии дворца, взобравшись по ступеням которого, оказываешься у основания еще одних ворот, за ними площадь, в дальнем которой конце что-то наподобии дворца.. Такая вот рекурсия =) Впрочем, однообразность эта, будет разбавлена садиками, беседками и небольшими симпатичными строениями, стоит лишь выбраться с этих площадей в левую, правую, или дальнюю части Города.
Весь обойти не удалось, хоть и провел там часа 2-3, билет я приобрел уже ближе к двум дня, комплекс открыт до пяти вечера, приходилось спешить. Забежал в пару открытых зданий - не впечатлило, обычная для восточных памятников такого типа пустота и нагота внутри, скудная коллекция чего-нибудь (у меня в первом музее, например, колокольчики были) сиротливо ютящаяся в одном из углов огромного помещения.. Может я не добежал до действительно интересных экспозиций, конечно, время поджимало, темнеет-то уже в шесть.
Покинув Гугн через какие-то другие ворота, очутился у входа в парк Бэйхай ( Běihăi, 北海公园 ) Понимая, что Летний Дворец лучше осматривать при свете дня, отдал 20 юаней за билет и пополз в гору на вершине которой высилась ступа Бай-Та. Предположительно с нее должен был бы открыться сногсшибательный вид на Запретный Город, но, к сожалению, из-за смога, окутывающего весь Пекин, насладиться панорамой, а уж тем более ее запечатлеть, в полной мере, не вышло.
Спустившись и побродив вокруг озера, стал было выбираться из парка, но заблудился, опрашиваемые же мною, на предмет верной дороги к Площади, сердобольные китайцы от респондента к респонденту показывали все в разную сторону.. К выходу добрался к закату..
Уже порядком подустав, ведь все это время меня сопровождал рюкзак, попытался найти транспорт до своего геста. Заглянул, на удачу, в пару машин с шашечками, но таксисты ломили такую бешеную цену, обосновывая ее плотным трафиком (помоему 200 юаней хотели) что даже мне, лаоваю, она показалось чуть более чем завышенной. Торговаться не хотели ни в какую, так, что я попытался влезть в автобус, потом в еще один, и в еще.. Да, действительно трафик.. Если у малогабаритных школьниц еще были какие-то шансы втиснуться в этот трещащий по швам транспорт, то наши с рюкзаком определенно стремились к нулю. В общем, пришлось на гудящих ногах еще километров шесть протопать, прежде чем дошел до нужного хутуна (это такой тип старой 1-2 этажной застройки, при которой дома стоят в ряд вплотную друг к другу, образуя такие узенькие улочки, по которым не проедешь на машине и с которых, как правило, хрен попадешь на соседнюю, т.к. соединительных переулков крайне мало).
Но вот и мои трущобки, и какая-то продавщица, говорящая по-английски, показывает мне дорогу к моему гестхаусу. По соседству приобретается пара пива, потом чек-ин и скорее ноги под холодную воду..